Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Страницы: 1
При Петре Великом в России построили подводный ракетоносец
 
В этом году отмечалось столетие подводных сил России.
Но первая русская подводная лодка появилась почти триста лет назад. История ее изобретателя, подмосковного крестьянина Ефима Никонова - неплохая иллюстрация к мифу о технологической отсталости России, утверждает «Наше время» .
«Дэвид Бушнелл создал первую в мире подводную лодку, став, таким образом, родоначальником подводного флота, и показал всему миру техническую мощь Объединенных Штатов!» - рапортовал американский генерал Парсонс в обращении к Конгрессу в 1776 году.
«Плотник объявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подойти под военный корабль под самое дно»
Бравому вояке, конечно, было невдомек, что еще в 1620 году голландский изобретатель Корнелиус ван Дреббель создал «ныряющую» лодку, которая, погрузившись на четыре метра, проплыла по Темзе от Вестминстера до Гринвича. Воздух внутрь подавался по двум трубкам, которые удерживались на поверхности поплавками. Про Ефима Никонова генерал, естественно, тоже не слышал. Официально же первым изобретателем подводной лодки считается Леонардо да Винчи. Если, конечно, забыть о приоритете Аристотеля…
При Сталине выяснилось, что все великие открытия были сделаны русскими. Это пропагандистское, одномерное видение истории потом привело к скепсису, выраженному в глумливо-насмешливом «Россия - родина слонов». Пропаганда приоритета Америки во всем в конце-концов приведет - если уже не привела - к таким же результатам.
А на самом деле техническая мысль развивается на удивление равномерно в разных странах: одни и те же изобретения рождались где-то чуть раньше, где-то чуть позже, и Россия шла вровень с мировым процессом. Например, первые подводные лодки были построены в такой последовательности. В Лондоне - голландским ученым ван Дреббелем (1620), в России - Никоновым (1724), в Северной Америке - Бушнеллом (1776), во Франции - Фултоном (1801), в Германии - Бауэром (1850).

Но вернемся к истории плотника Ефима Прокопьевича Никонова из села Покровское-Рубцово нынешнего Истринского района. В 1718 году он подал челобитную на имя Петра I, обещая, что «сделает к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, если будет не угодно». Ответа не последовало. Плотник отправил царю второе письмо, в котором снова объявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подойти под военный корабль под самое дно».

Теперь Петр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург, где лично с ним побеседовал. После этой аудиенции император приказал, «таясь от чужого глазу», построить действующую модель подводной лодки. В архиве сохранилось свидетельство, что Никонов «оное судно сделать может и в воде будет потаенно и подойти под военный корабль под самое дно точно действовать в нем инструментами в тихую погоду и можно все распиловывать и развертывать… И для подлинного свидетельства повелеть ему сделать ныне модель не в такую меру, которым бы в море подойдтить под корабль, но ради показания в реке испытания». 31 января 1720 года Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы». Подмосковного крестьянина назначили мастером.

В феврале 1720 года начались работы на Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Летом 1721 года модель испытали в присутствии Петра I, и он велел начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора. К тому времени проект претерпел изменения. Первоначально предполагалось, что русские подводники будут разрушать днища вражеских кораблей с помощью специальных инструментов. Для этого Никонов придумал такое снаряжение: «А для хода в воде под корабли надлежит сделать на каждого человека из юхотных кож по два камзола со штанами, да на голову по обшитому или обивному кожею деревянному бочонку, на котором сделать против глаз окошки и убить свинцом скважинами и с лошадиными волосами, и сверх того привязано будет для груза к спине по пропорции свинец или песок, и когда оное исправлено будет, то для действия к провертке и зажиганию кораблей сделать надобно инструменты особые, которым подает роспись». Юхотные кожи, выделанные на дегте, были непромокаемыми и служили основным материалом для водолазного скафандра XVIII века.

Подводная же лодка теперь именовалась «огненным судном» потому, что ее вооружение состояло из нескольких «зажигательных труб». Чертежей этого корабля не сохранилось, поэтому остается только гадать о принципе их действия. Был ли это огнемет или прообраз фугасных мин? Так или иначе для подводного ракетоносца Перовской эпохи потребовано было «в Главную артиллерию послать промеморию и требовать, дабы к потаенному судну десять труб медных поведено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии».

Отсутствие чертежей позволяет только догадываться и о принципе действия самой лодки. По отпущенным на ее строительство материалам («досок оловянных с 500 отверстиями тоньше волоса длиной 2 фута и шириной 1 фут - 10 шт.»), современные исследователи определили способ погружения. Забортная вода поступала в специальную цистерну, причем небольшая суммарная площадь сквозных «волосяных» отверстий в оловянных досках позволяла производить заполнение емкости с умеренной скоростью и равномерно по длине всей цистерны. При откачивании воды поршневой помпой лодка всплывала. Для передвижения использовались весла, экипаж состоял из четырех человек.

К осени 1724 года «потаенное судно» было построено. Его испытания, проведенные в присутствии царя Петра, закончились неудачно. «При спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынуто на берег», - хладнокровно отмечается в отчете. Петр велел изобретателю исправить повреждение и укрепить корпус судна, а также объявил, чтобы Никонову «никто конфуза в вину не ставил».

Никонов исправил повреждения, однако 28 января 1725 года царь умер. Последние испытания подводной лодки Никонова состоялись в 1727 году. Увы, изобретателя преследовали неудачи. В январе 1728 его разжаловали из мастеров и отправили на Астраханскую верфь рядовым плотником.

Морское начальство обвинило его в следующем: «По подаче того своего прошения через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна. Судно пробовано жь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течкою воды». «Потаенное судно» отправилось под замок, подальше от «чужого глазу», где постепенно пришло в негодность. Работы по созданию русской подводной лодки продолжились только через сто лет.

Но Никонова не забыли. Когда в журнале «Московский телеграф» за 1825 год был помещен исторический обзор «Подводный корабль» о работах Фултона, в том же журнале появилась статья Берха «Об изобретении подводных судов в России в 1719 году». Создатель первой в мире металлической подводной лодки Шильдер, конечно же, был знаком с этой статьей. Его субмарину спустили на воду в 1834 году в Петербурге.

У подлодки конструкции Шильдера были две смотровые башенки, одна из них с оптической трубой - то есть перископом. Вооружение лодки состояло из бочонка с 20 фунтами пороха, подвешенного на гарпуне на конце длинного бушприта. Задача моряков состояла в том, чтобы воткнуть гарпун с миной в борт вражеского корабля, отойти на безопасное расстояние и взорвать мину с помощью электрического запала. Кроме того, инженер Шильдер спроектировал настоящий ракетоносец - на бортах были установлены станки для запуска пороховых ракет в надводном положении.

r
В высокоразвитой, индустриальной Германии подводную лодку с металлическим корпусом сумели создать только через несколько лет. Ее сконструировал инженер-артиллерист Вильгельм Бауэр. Символично то, что немецкая лодка открыла счет затонувшим субмаринам - она пошла ко дну вместе с изобретателем и экипажем из двух матросов.

А российскую лодку 1862 года постройки инженеров Александровского и Барановского можно увидеть в военно-морском музее Санкт-Петербурга. Из справки Морского ученого комитета, 1889 год: «До 1878 года Россия в деле подводных судов была впереди всех, (выстроив лодки Джевецкого и Александровского), но некоторые неудачи, ничего общего не имевшие с вопросом о типе, затормозили дело настолько, что все государства в настоящее время опередили нас и самый вопрос, как бы заглох и прекращен, к сожалению, разработкой».

В Советской России были созданы , лодки-малютки, которых не знала натовская инженерия. В них было всего три человека - экипаж и спецназовец. Они могли входить во фьорды, могли подниматься по Темзе до Лондона, они наводили ужас на всех натовских военных специалистов. А сейчас на заводе, где были когда-то верфи, давшие жизнь лодке Никонова, создаются лодки «Лада» абсолютно нового класса. Это очень компактные субмарины, с небольшим экипажем, с новыми двигателями, с новыми типами топлива, с новыми навигационными системами. Своего рода ассиметричный ответ: «Лады» уже прозвали «убийцами авианосцев».

Использованы материалы исторического телесериала «Мифы о России». Авторы: Владимир Аристархов, Владимир Мединский, Николай Петров.
Пессимист видит трудности при любой возможности, оптимист в любой трудности видит возможность. Уинстон Черчиль
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании Владельцу номерного экземпляра медали, посвящённой 15-летию клуба «Старая Монета» 2005-2020 - «ПОСЕТИТЕЛЮ КЛУБА СТАРАЯ МОНЕТА» 15 лет с даты регистрации
 
Кстати то что наши первыми оснастили подводную лодку ракетами оспаривают немцы якобы первыми это сделали их подводники в 1942 году.
 
Цитата
Кстати то что наши первыми оснастили подводную лодку ракетами оспаривают немцы якобы первыми это сделали их подводники в 1942 году.

Кто первый  это вопрос из разряда детскиих, типа кто сильней слон или кит, а что будет если привязать самолет к вертолету цепью и т.д.
Не важно кто первый, важно, кто смог решить свои задачи с помощью данного оружия!
Страницы: 1
Читают тему

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●