Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Страницы: 1
Богдан ХМЕЛЬНИЦКИЙ : история жизни ., Как видится его деятельность на данном, современном этапе?
 
ДАННЫЙ БОГОМ. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО


При жизни его называли «Великим гетманом, данным от Бога», «творцом украинской казацкой республики». Враги и недруги презрительно говорили - «Хмель-злодей». Богдан Хмельницкий служил польскому королю, но после коварного предательства обратил всю мощь Запорожского войска против Речи Посполитой. Результатом казацкого восстания под предводительством гетмана стал переход земель Запорожской Сечи, левобережной Украины и Киева в состав Русского царства.


Тайна имени и происхождения

До 1647 года о жизни Хмельницкого известно очень мало. По одним данным, он родился в 1595 году (согласно сведениям венецианского посла Николо Сагредо, который писал в 1649 году, что Хмельницкому 54 года), по другим — в 1596. Местом рождения принято считать хутор Суботов, расположенный недалеко от Чигирина. С именем тоже не все так просто. При рождении его нарекли Зиновием, а имя Богдан Хмельницкий получил, когда уже приобрел славу. Народ почитал его «данным от Бога». Кроме того, распространена версия, что Хмельницкий происходил из шляхетского рода герба Сырокомля. Однако споры о том, считался ли сам Богдан шляхтичем, ведутся до сих пор.

Ученик иезуитов

Зиновий-Богдан был блестяще образован. Свое обучение он начал в Киеве, после чего поступил в иезуитскую коллегию в Ярославе Галицком. Затем он проучился еще 7 лет в иезуитской коллегии во Львове. Он овладел ораторским искусством и риторикой, знал латынь, польский и французский языки. Он участвовал в польско-турецкой войне 1620−1621 гг., во время которой попал в плен к туркам. Там он выучил турецкий и татарский языки. На свободе он оказался лишь через два года, когда по одной из версий его родственники смогли его выкупить. Несмотря на то, что образование свое Хмельницкий получил у монашеского ордена Римско-католической церкви, он не предал православие и писал позже, что западные христиане «не смогли добраться до самых недр его души».

Так или иначе, после освобождения будущий гетман вернулся в Суботов и был зачислен в реестровое казачество. Хмельницкий активно участвовал в морских походах запорожцев. Можно сказать, что кульминацией этого периода стал 1629 год, когда казакам удалось захватить предместья турецкой столицы.



Золотая сабля от короля

После возвращения из плена Хмельницкий продолжил свою службу на стороне польского короля. После вступления на польский престол Владислава IV началась война Речи Посполитой и России. Известно, что Хмельницкий в 1634 году участвовал в осаде поляками Смоленска. Как пишут историки, он даже спас короля Владислава от московского плена во время одной из стычек под Москвой. За это в 1635 году он получил от короля золотую саблю в благодарность за проявленную храбрость и свое спасение.

Любовь и предательство

После долгого    в Запорожье Хмельницкий вернулся в Суботов. Военные трофеи сделали его богатым человеком. Хмельницкий стал сотником чигиринским и вел довольно счастливую и сытую жизнь. Он женился по любви на Анне Сомко, которая по происхождению была из переяславских мещан. Она родила Хмельницкому шестерых детей. В доме у Хмельницких прислуживала девушка Гелена. Она была шляхетского происхождения, но рано осиротела и Хмельницкие взяли ее в дом в качестве няньки для детей. Когда же в 1647 году Богдан овдовел, то он надумал жениться во второй раз, на Гелене.



Шляхтич Даниэль Чаплинский, который ненавидел гетмана, позарился на хутор Хмельницкого — Суботово. Когда Богдана не было дома, польский подстароста Чаплинский напал на хутор и разграбил его. Когда младший сын Хмельницкого выбежал им навстречу, Чаплинский приказал высечь его, да так, что это стоило мальчику жизни. Василий Ключевский писал: «выпросил себе у Конецпольского Субботово, так как у Хмельницкого не было документов на владение… по польскому обычаю, сделал наезд на Субботово в то время, когда Хмельницкий был в отсутствии; и когда десятилетний мальчик сын Хмельницкого ему сказал что-то грубое, то он приказал его высечь. Слуги так немилосердно исполнили это приказание, что дитя умерло на другой день.



Кроме того, Чаплинский увез с собой невесту Хмельницкого Гелену и обвенчался силой с ней по католическому обряду. Хмельницкий стал искать правды и защиты у суда, но там над ним посмеялись и вернули всего 100 золотых, когда ущерб составлял более 2 тысяч. Богдан решил обратиться к королю, но тот не мог пойти против Сейма и помочь Хмельницкому. Тогда Богдан решил отомстить не только Чаплинскому, но и всему польскому государству. Неужто казаки с оружием в руках не смогут отстоять вою честь и привилегии? Казаки поддержали Хмельницкого и в 1648 году провозгласили своим гетманом. Украина стала называться Гетманщиной. Так началось масштабное казачье восстание под руководством Хмельницкого. Кстати, Чаплинскому Богдан тоже отомстил — разгромил его владение и вернул Гелену. Она приняла православие и стала именоваться Мотроной. Патриарх Паисий благословил их на брак (т.к. официально Гелена была замужем на поляком) и обвенчал Хмельницкого с Геленой. На радостях Богдан подарил патриарху шесть коней и тысячу золотых.

Талантливый дипломат

За время военных действий Хмельницкий не раз проявлял себя как талантливого полководца и не менее талантливого дипломата. В союзе с татарами он одержал ряд побед над поляками: под Жёлтыми Водами, Корсунем и Збаражем. В 1649 году Хмельницкий победно въехал в Киев, а народ приветствовал его. Иерусалимский патриарх Паисий в Софиевском соборе отпустил все настоящие и будущие грехи Хмельницкого.




Хмельницкий понимал, что Гетманщина не может победить поляков только своими силами. Еще в 1648 году он предпринял первую попытку просить помощи у Москвы и написал письмо к царю Алексею Михайловичу. Но не получил ответа. Хмельницкий даже пытался пару раз договориться со шляхтой. Но война продолжилась, а Хмельницкий стал искать сторонников. Он завел дипломатические отношения, помимо Москвы, со Швецией и Османской империей. 8 января 1654 года в Переяславле была собрана рада, на которой после Хмельницкий заявил, что Гетманщина должна выбрать кого-нибудь из четырёх государей: турецкого султана, крымского хана, польского короля или царя московского, и отдаться в его подданство. Народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного».

Простой казак

Хмельницкий был, по утверждению историков, несколько неуравновешенной личностью. Периоды активности, когда Богдан был твердым и властным, сменялись апатией, усталостью и сонливостью. Приступы депрессии происходили все чаще, росла подозрительность гетмана даже к самым близким людям.

Гетман был прекрасно образован и любил беседовать с такими же людьми. Он любил народную музыку и поэзию, играл на бандуре, был радушным хозяином. Хмельницкий считается знатоком лошадей и оружия. Был хорошим оратором, часто в речи использовал пословицы и поговорки. Вел простой образ жизни, схожий с жизнью рядовых казаков. Одевался просто, даже покои его были обставлены простой мебелью.

Церковь.png
Ильинская церковь в Суботове, в которой был погребён Хмельницкий

Смерть

Чувствуя скорое приближение смерти, Хмельницкий велел в 1657 году созвать раду в Чигирине и выбрать преемника. Рада, дабы порадовать старого гетмана, выбрала его 16-летнего сына Юрия. Хмельницкий умер 27 июля 1657 года от инсульта в Чигирине. Похоронили его рядом с телом сына Тимофея в Суботове, в церкви, которую сам Богдан же и строил. Она существует и до настоящего момента. Перед смертью Хмельницкий сказал: «Я умираю, — прошептал он им, — похороните меня в Суботове, которое я приобрел кровавыми трудами и которое близко моему сердцу». Но в 1664 годупольский воевода Стефан Чарнецкий сжёг Суботов. Также он велел выкопать прах Хмельницкого и его сына и выбросить тела на «поругание» из могилы.




Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Личная признательность администрации форума Благородный и честный поступок в торговой сделке Пользователь входит в Топ 10 покупателей на форуме Пользователь входит в Топ 10 продавцов на форуме За получение 500 положительных отзывов за покупки  на форуме За получение 1000  положительных отзывов за продажи на форуме За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 10000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Спасибо :hi:
Изменено: почему - 23.01.2018 18:15:14
За получение 100 положительных отзывов за продажи на форуме Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Цитата
почему пишет:
Спасибо  
Присоединяюсь. Спасибо.
За получение 200 положительных отзывов за покупки  на форуме Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Спасибо! С интересом прочёл. :hi:
За получение 100 положительных отзывов за покупки  на форуме За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз Владельцу номерного экземпляра медали, посвящённой 15-летию клуба «Старая Монета» 2005-2020 - «ПОСЕТИТЕЛЮ КЛУБА СТАРАЯ МОНЕТА» 6 лет с даты регистрации
 
Великий полководец и Человек !  :good:

«да уж»
За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 15 лет с даты регистрации
 
Тексты не полные, выдержки про Хмеля

ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ
в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским.
Перевод с арабского по рукописи Главного Архива Министерства Иностранных Дел.
КНИГА IV. 1
Земля казаков и Киев
ГЛАВА I.
Земля казаков. Переправа через Днестр. Рашков. Грамотность. Дети-сироты. Протяжение казацкой земли.

...Как мы приметили, в этой стране, то есть у казаков, есть бесчисленное множество вдов и сирот, ибо со времени появления гетмана Хмеля и до настоящей поры не прекращались страшные войны. В течение всего года, по вечерам, начиная с заката солнца, эти сироты ходят по всем домам просить милостыню, поя хором гимны Пресвятой Деве приятным, восхищающим душу напевом; их громкое пение слышно на большом расстоянии. Окончив пение, они получают из того дома (где пели) милостыню деньгами, хлебом, или иным подобным, годным для поддержания их существования, пока они не кончат ученья. Вот причина, почему большинство из них грамотно. Число грамотных особенно увеличилось со времени появления Хмеля (дай Бог ему долго жить!), который освободил эти страны и избавил эти миллионы бесчисленных православных от ига врагов веры, проклятых ляхов.


ГЛАВА II.
Земля казаков. — Дмитрашевка. Торжественная встреча патриарха. Причина подчинения Малороссии царю.

...Что касается упоминания в молитвах во всех этих русских, то есть казацких землях московского царя Алексия, то причина этому то, что в нынешнем году казаки, в согласии с гетманом Хмелем, присягнули царю и подчинили ему свою землю.

До сего времени хан и татары были в союзе с гетманом Хмелем и действовали с ним заодно в войне против ляхов. Во время праздников прошлого Богоявления у ляхов было в сборе до 200.000 войска, а у гетмана Хмеля было более 300.000, да хан имел более 120.000. Союзники напали на ляхов и с Божией помощью одержали победу. Устроив вокруг них язак 4, то есть окружив их со всех сторон и замкнув в средине, они отрезали подвоз к ним съестных припасов. Говорят, что только от голода умерло их около сорока тысяч. Затем казаки и татары со всех сторон ринулись на них, смяли их полчище и действовали мечом до тех пор, пока не устали и не надоело им. Огромная добыча досталась обоим союзникам, а татары сверх того захватили бесчисленное множество в плен живьем. Никто из ляхов не спасся кроме тех, кому суждено было долго [245] жить, и эти вместе со своим кралем, то есть государем, бежали в свою столицу, называемую Краков, построенную из камня и окруженную семью стенами, где и укрепились. Хмель с ханом преследовал и осадил их. Рассказывают, что король и польские вельможи, видя, что положение их безнадежно и что они, восемь лет воюя с Хмелем, не имеют сил и средств его одолеть, решились послать к хану и обещали ему и татарам 200 тысяч динаров (червонцев), только бы он оставил Хмеля и, вместо того чтобы быть с ним заодно, стал против него. Хан, получив такое предложение, согласился, и татары, отделившись от Хмеля, ушли в свою землю, уведя с собою в плен из земли казаков до 10,000 человек 5. Когда Хмель удостоверился в случившемся, то пришел в сильное негодование и, не видя другого прибежища, кроме московского царя, послал к нему некоторых из своих вельмож, прося и умоляя его, из любви к православной вере, принять его (в свое подданство) и не дать врагам издеваться над ним. С самого начала своей деятельности гетман обнаруживал храбрость и ум, имел чин сотника, то есть юзбаши, и по наследству от предков пользовался для своего пропитания доходами одного города. Прежний польский король питал к нему сильную любовь и, кроме собственного его имени Зенобиос (Зиновий), назвал его еще Ихмилем (Хмелем), что на их языке значит «ловкий».

ГЛАВА III.
Земля казаков. — История войны казаков с ляхами.

...В эту пору наши братья казаки терпели великие страдания, и смельчаки из них бежали из-под власти ляхов на остров в устье великой реки Ниброса (Днепра), впадающей в Черное море. Тут они построили большую неприступную крепость, в которой стали селиться храбрые юноши из чужеземцев, но без женщин, и теперь их собралось около 50 тысяч. Они называются Донскими казаками, по-турецки Тонун-казакы 10. Своим промыслом они сделали разбои и грабежи на Черном море.

Вскоре затем султань Осман (II) 11 появился более чем с семьюстами тысяч, чтобы отвоевать у ляхов крепость Хотин, которая находится в стороне Молдавии, и известную крепость Каменец, лежащую насупротив. Тогда ляхи смирились пред казаками и просили их, обещая жалованье 12, оказать им помощь и отразить от них султана. Казаки охотно стали воевать с ним, ибо они мощны в битвах, и заставили его уйти назад с небольшим числом людей, как это хорошо известно. Под конец войско умертвило его. Между ляхами и турками установилась дружба и последние отдали им крепость Хотин, которою должен владеть господарь Молдавии, [248] но наложили на них ежегодную дань в 70.000 грошей и в 80.000 голов крупного и мелкого скота. Но ляхи этого не выполнили.

За добро, оказанное им казаками, ляхи отплатили еще большими гонениями, рассчитывая этим разрушить их единение. Бог, видя их высокомерие, гордость и клятвопреступление, разгневался на них и воздвиг верного раба своего Хмеля для отмщения им и освобождения избранного своего народа от рабства и неволи ляхам, даровал ему крепость и помог уничтожить их всех мечом и пленением, как сказано 13: «когда, народ превозносится, Бог даст над ним власть другому, чтобы искоренить его».

Когда Зиновий, которого краль ляхов назвал Хмелем, явился и возъимел ревность к вере, но не имел ни силы, ни помощника, ни опоры, то сначала послал просить Василия, господаря молдавского, и Матвея, господаря валашского, помочь ему избавить православных казаков от порабощения евреям и проклятым армянам. Вместо того, чтобы пособить и поревновать ему во имя веры, они отплатили ему злом, ибо Василий отослал его собственное письмо к своим друзьям ляхам в доказательство верности своей дружбы и вражды к ним Хмеля; а Матвей немедленно отправил к своим друзьям туркам известие о содержании его письма. Хмель, обманувшись в своих надеждах на обоих, неоднократно посылал просить помощи у царя московского Алексея, но последний не захотел внять его просьбе, ибо Хмель был бунтовщиком. Таков обычай государей. Когда его надежды на всех рушились, Творец устроил его дело удивительным образом. Именно, его друг краль условился с ним в тайне, что Хмель поднимет восстание, а он, краль, будет помогать ему войском, дабы истребить всех вельмож ляшской земли и ему сделаться государем самодержавным, править самому, а не быть управляему ими. Как мы сказали, вельмож было много и каждый владел большою областью (по наследству) от отцов и предков. Были среди них такие, которые имели свыше ста тысяч войска и менее — до десяти тысяч. Но в своих стремлениях они не были согласны (между собой) и каждый действовал самостоятельно, а потому они и погибли один за другим.

Что же сделал Хмель? Взяв с собою своего сына [249] Тимофея, он, лет восемь тому назад, отправился к казакам, живущим на острове 14, и сговорился с ними. Они обрадовались и отправили его к хану татарскому, чтобы также вступать с ним в соглашение. Прибыв к татарам, он обещал им много добычи, но они ему не верили и опасались его. Тогда он оставил у них своего сына заложником, и они заключили с ним клятвенный договор и, став заодно, послали с ним около двадцати тысяч человек; да из казаков острова к нему примкнуло около пяти сот, ибо (и эти) еще боялись. Союзники сделали нападение на пределы ляшской земля. Правитель той области, узнав об этом, выслал против них около сорока тысяч. С помощию Божией казаки напали на них и одержали победу, причем взяли в плен большую часть и захватили много добычи. При виде этого татары чрезвычайно обрадовались 15, отослали пленных в свою страну и пошли воевать с этим же правителем, который не обращал на них внимания. И Бог даровал казакам победу над ним. Они завладели всей его землей по прежде состоявшемуся уговору между ними и татарами: «земли и добыча нами, а пленники вам». Так как все подданные были казаки, страдавшие под гнетом тирании и рабства, то они восстали вместе с Хмелем и захватили множество городов. У Хмеля стало до пяти тысяч человек. К нему присоединилось много тысяч татар, когда они увидели большую добычу. Они завоевывали все новые и новые города, избивая их правителей, пока не выступил против них великий гетман, или визирь, называемый на их языке комиссарий, то есть мирахор (шталмейстер) короля, более чем с 200 тысяч войска, исполненный надменности, высокомерия и гордыни.

Рассказывают, что ляхи очистили все свои жилища и отправились на войну с Хмелем. Раскинув табор и палатки, они вели себя так, как будто вышли на веселую прогулку, послав сказать Хмелю: «вот мы вышли к тебе навстречу с своими женами и детьми и со всею пышностью, золотом, серебром, экипажами, лошадьми, со всеми нашими сокровищами и с тем, что есть в наших жилищах». Это было справедливо, потому что они сидели в своих палатках, ели, пили, пьянствовали и смеялись и хохотали над своим хлопом Хмелем, говоря: [250] «мы все предстали пред тобою, пожалуй к нам и забери сундуки с золотом: вот они все тут». Бог, видя их гордыню и тщеславие, внушил Хмелю хитрость, которую он и привел в исполнение. Именно, в одну ночь казаки отправились туда, где паслись польские кони и, перебив слуг, захватили всех лошадей. Затем удалились и наделали знамен по числу своих коней, то есть у каждого всадника в руке было по знамени, а всего до 5.000 знамен и еще до 50.000 маленьких барабанов. Так они пошли и напали на врагов при утренней заре, когда те спали, считая себя в безопасности. Казаки крикнули среди них и забили во все барабаны; ляхи проснулись, увидали, что со всех сторон их окружают знамена, бросились искать коней, но слуги сообщили им о случившемся. Тогда они потеряли всякую надежду на спасение и гнев Божий постиг их, ибо они стали избивать друг друга. Казаки докончили резню, всех истребили и захватили их имущество и богатства. Военачальник польский спрятался под телегу, и слуги прикрыли его навозом. Но он не скрылся от казаков: они отрыли его и разрубила на куски, насмехаясь над ним стихами и говоря: «вчера ты смеялся над нами и упрашивал нас завладеть твоим имуществом и богатством, а ныне ты зарыт в навозе, несчастный! Встань, воссядь на трон, великий наш государь! Да не горюй!»
Изменено: СтарецЪ - 24.01.2018 17:17:58
Монета, это история отчеканенная в металле.
15 лет с даты регистрации
 
ГЛАВА IV.
Земли казаков. Продолжение истории войны казаков с ляхами.

Таким образом казаки завладели всей страной и возвратили ее себе, искоренив в ней весь род ляхов, армян и евреев, и Хмель по отношению к ним проявил такие примеры храбрости и воинской хитрости, каких никто не совершил кроме него. Бог даровал ему силу и вспомоществовал его делу с начала до конца его деятельности и своим мечом сокрушил их великую гордыню и упрямство.

Краль их был втайне другом Хмеля, посылал к нему, ободрял и подкреплял его намерения, имея целью уничтожить всех своих вельмож. Прознав наконец об этом, они перехитрили его, опоили ядом, и он умер. Увы! как жаль его! На его место посадили его брата. Когда ляхи под конец убедились, что бессильны сладить с Хмелем, то заключили с ним дружеский договор, с целью обмануть его [251] и отравить; но не могли. Пробовали всякие ухищрения, чтобы умертвить его, но тщетно, ибо Бог был с ним.

В таких отношениях он находится к ним и по сие время. Когда татары увлеклись жадностью и отделились от Хмеля, последний послал изъявить свою покорность царю московскому. Наконец дело было слажено при посредстве патриарха и по причине ревности московитов к православной вере. Царь прислал Хмелю и всем его вельможам царские кафтаны и пожаловал его в князья по важности его государства. Потом он отправил двух воевод, т. е. министров, с 60 тысяч войска в город Киев. Они построили вокруг него крепость, вооружили и утвердились в ней, чтобы отражать от казаков врагов их ляхов. Царь записал на службу 40,000 казаков с ежегодным жалованьем от казны, присоединив их к своему войску. Между царем и ляхами и их кралем была большая дружба, а потому он отправил своего посла сказать им так: «да будет вам известно, что я требую от вас трех вещей, если желаете, чтобы старая дружба сохранилась между нами: во-первых, так как земля русских, т. е. казаков, стала моею, то вы более не ходите на них войной и не причиняйте им никакой обиды, и как у вас есть татары и имеют мечети, евреи — и имеют молельни, армяне — и имеют церкви, то наравне с ними считайте и братьев Христа казаков, которые, подобно мне, православные; во-вторых, вы должны именовать меня царем Великой и Малой России; в третьих, вы должны возвратить мне город моих предков Смоленск со всеми в нем находящимися пушками, военными снарядами и оружием. Если вы согласны на это, прежняя дружба между нами и вами останется; в противном случае знайте, что я пойду на вас войной».

Рассказывают, что ляхи, выслушав это, воспротивились, в особенности один, по имени Радзивил, зять Василия, господаря Молдавии, который был великим гетманом и независимым в той стране, а также и многие другие. Говорят, что краль давал свое согласие, да те не захотели.

Смотри, что сделали эти негодяи, не имеющие над собою главы. В нынешнем году на Пасхе, именно в ночи на великую пятницу, субботу света и Пасху, они пришли и напали неожиданно на 70–80 базаров 16 в стране казаков, зная, что [252] жители их (в эти дни) заняты молитвами в своих церквах и что казаки никогда не берутся за оружие в великий пост. Ляхи (сделали это) главным образом с целью досадить царю, к которому казаки прибегли под защиту. При этом нападении они избили мечом всех, кого застигли, даже грудных младенцев, распарывали животы у беременных женщин и убежали. Услыхав об этом, Хмель послал за ними войско, но их не настигли, а разбили их арриергард, который был весь истреблен вместе с одним из езуитов, их подстрекавшим. Потом казаки напали на некоторые ляшские базары, перебили всех, кого там нашли, и предали огню, в возмездие за то, что те с ними сделали.

Рассказывают, что царь, сведав впоследствии об этом, чрезвычайно разгневался и снарядился в поход против ляхов, ибо кровь мучеников, ими избиенных, смешавшаяся с кровью Христа, их Господа, накануне Его честного распятия, вопияла об них к Богу. Христолюбивому царю было внушено идти на ляхов войной более чем с 600 тысяч. Он вышел из своей столицы, города Москвы, в понедельник, в который было начало Петрова поста, именно в тот самый день, в который мы выехали из Валахии, как мы в этом удостоверились впоследствии. Он пошел на Смоленск и осадил его, послав Хмелю 90,000 ратников, а одного из своих визирей со 100,000 всадников отправил к границам татарской земли, чтобы стеречь тамошние места и не допускать татар выйти на помощь ляхам. Но хан татарский, растратив большие богатства, взятые у ляхов, послал к ним с извинением: «я не имею возможности выступить из своей земли к вам на помощь по причине множества московитов, которые стоят на стороже». Вскоре он умер и на место него стал ханом другой. Вот что произошло.
Монета, это история отчеканенная в металле.
15 лет с даты регистрации
 
ГЛАВА VI.
Земля казаков. Дальнейший путь. Разоренные местечки. Хмельницкий и казаки. Дворцы польских вельмож. Умань. Особенности церковной службы.

...Не останавливаясь, мы проехали еще одну малую милю и прибыли в местечко, по имени Талалайока (Талалаевка), с которым было сделано то же. Вскоре затем мы достигли другого базара, вблизи первого, по имени Городока (Орадовка). Укрепление его сожжено, но в нем осталось небольшое число людей. Наши сердца разрывались за них и по причине случившегося. Однако они вышли нас встретить по обычаю и привели нас в великую церковь, во имя св. Михаила. До сих пор мы не видели в земле казаков подобной ей по высоте и величественности ее пяти куполов. Решетка галлереи, окружающей церковь, вся точеная, и колокольня над ее вратами также имеет решетку. Церковь эта новая, но жителям не удалось порадоваться на нее. Все мы много плакали по тем тысячам мучеников, коих убили враги веры и обманщики в этих сорока или пятидесяти местечках, в числе, может быть, семидесяти, восьмидесяти тысяч душ. О, неверные! О, нечистые люди! О, жестокие сердца! Что сделали женщины, девицы, дети и младенцы, чтоб их убивать? Если у [256] вас есть мужество, идите воевать со старцем (да продлится его жизнь!), который сделал вас посмешищем мира, избил ваших вельмож и князей, истребил ваших храбрецов в. отважных мужей и обратил вас в предмета презрения и посмеяния смотрящего. Его имя Хмель. Какое это прекрасное имя: ловкий! Сами ляхи назвали его Хмелем, а слово «хмель» у них значить: ловкий. Так его назвал краль. Они применили к нему это прозвище «Хмель», по имени растения, которое у них произрастает; оно похоже на фасоль цветами и листьями, но вьется по деревьям подобно лефляфэ 22. Зимою оно обыкновенно засыхает и служит топливом, а когда наступаете весна на Пасхе, оно дает росток и поднимается. Поэтому они и сравнивали с ним Хмеля, ибо во время поста он прекращает войну и битвы, слагает меч в ведет мирную жизнь у себя дома. Тогда являются те, у которых нет ни главы, ни веры, жгут, разоряют и убивают вплоть до Пасхи, а он сидит спокойно. Но когда наступит Светлая Пасха (с ее цветами), он поднимается и к нему собирается 500.000 бойцов, воителей за веру православную, ратующих до самопожертвования по любви к Господу их, а не из желания получать содержание или иные выгоды. Хмель теперь может гордиться этим пред царями всей земли, ибо у него более 500.000 ратников, которые служат без всякого содержания. По его зову они являются к нему на помощь со своим запасом съестного и всего им необходимая. И они все, и он, от праздника Пасхи до великого заговенья 23, обитают в степях, в разлуке с женами и детьми, в целомудрии в совершенной чистоте. В таком положении они находятся из года в год до сих пор, вот уже восемь лет. Какой это благословенный народ! Как он многочислен!! Какая (строго) православная вера! Как она велика! Столько тысяч их убито (в сражениях или при нечаянном нападении), столько тысяч татары увели в плен, и все-таки они теперь насчитывают такое огромное множество войска (да будет благословен их Творец!).

Но сколько ляхов перебили казаки! сотни тысяч с женами и детьми, не оставляя из них ни единого. Мы смотрели на [257] дворцы их вельмож и правителей, находящееся внутри крепостей, с большого расстояния, по той причине, что их высота с куполами и решетками громадна. Кто их осматривает и входит туда, восхищается их изяществом и устройством, а также их каптурами, кои много выше кипарисов; это места для огня, который разводят зимою. Теперь эти дворцы в развалинах, безлюдны и служат убежищем собакам и свиньям. Что касается породы жидов и армян, то их в конец истребили. Красивые дома, лавки и постоялые дворы, им принадлежавшие, теперь сделались логовищем для диких зверей, ибо Хмель (да будет долга его жизнь!), завладев этими многочисленными городами, истребил в них целиком все чужие народы, и теперь эта страна занята чисто православными казаками.
Монета, это история отчеканенная в металле.
15 лет с даты регистрации
 
ГЛАВА IX.
Земля казаков. — Богуслав. Свидание патриарха с гетманом Хмельницким.

Весь упомянутый лес окружен изгородью, и каждая сторона его принадлежит кому-либо из жителей. Выбравшись из леса, и узкой дороги, мы проехали еще одну милю — а всего четыре в этот день — и приблизились к большому городу с укреплениями и крепостью, по имени Богуслафи (Богуслав). Мы переехали на судах большую реку, называемую Рош (Рось). Все шестеро священников упомянутого города в это время уже ожидали нас в облачениях и с хоругвями, а также [266] певчие с прочим народом; с войском было знамя христолюбивого, воинственного гетмана Зиновия из черной и желтой шелковой материи полосами с водруженным на нем крестом. Все они ожидали нас на берегу реки. Когда наш владыка патриарх вышел на берег, они пали ниц перед ним. Он приложился по обыкновению к их крестам и иконам, они же целовали его крест и десницу. Нас повели с великим почетом и уважением в церковь Богородицы, ибо она первая из трех церквей, находящихся в этом городе; вторая — во имя Троицы, а третья — св. Параскевы. В этой церкви Богородицы вместо люстры висит больших размеров олений рог со многими разветвлениями: концы его обделаны и в них вставлены свечи.

Что касается гетмана Хмеля, то он со своими полками стоял вне этого города. Ему послали известие о нашем прибыли. В среду поздним утром пришла весть, что гетман едет приветствовать нашего владыку патриарха. Мы вышли встретить его вне нашего жилища, подле которого пролегает путь в крепость, где для гетмана было приготовлено помещение. Он подъехал от городских ворот с большой свитой, среди которой никто не мог бы его узнать: все были в красивой одежде и с дорогим оружием, а он был одет в простое короткое платье и носил малоценное оружие. Увидев нашего патриарха издали, он сошел с коня, что сделали и другие, бывшие с ним, подошел к нему, поклонился и, дважды поцеловав край его одеяния, приложился ко кресту и облобызал его правую руку, а наш владыка патриарх поцеловал его в голову. Где глаза ваши, господари Молдавии и Валахии? Где ваше величие и высокомерие? Каждый из вас ниже любого из полковников, его подчиненных: Господь по правосудию и справедливости осыпал его дарами и наделил счастием в мере, недостижимой царям. Он тотчас взял под руку нашего владыку патриарха и пошел с ним шаг за шагом, пока не ввел его во внутрь крепости, при чем плакал. Они сели за стол и вместе с ними полковники. О, читатель! ты если бы был бы свидетелем разумности его речей, его кротости, покорности, смирения и слез, ибо он был весьма рад нашему владыке патриарху, чрезвычайно его полюбил и говорил: «благодарю Бога, удостоившего меня перед смертию свиданием с твоим преосвященством». Он [267] много разговаривал с ним о разных предметах и все, о чем просил его наш патриарх, он покорно исполнил. Именно, господарь Валахии кир Константин и вельможи валашские были в большом страхе перед гетманом, ожидая, что он невзначай появится у них со своим войском по причине избиений, пленения и прочего, совершенного господарем Матвеем, когда войско его разбило казаков: она очень просили нашего владыку патриарха ходатайствовать за них перед гетманом и прислать им от него письмо, которое успокоило бы их умы. Гетман исполнил его просьбу и послал им желаемое. Также и новый господарь Молдавии Стефан сильно его боялся по причине убиения сына его Тимофея и других гнусных убийств, кои молдаване совершили над казаками. Он их также простил и послал им письмо в ответ на их письма к нему.

Затем гетман расспрашивал нашего патриарха о многих предметах. Потом мы поднесли ему подарки на блюдах, покрытых, по их обычаю, платками; они суть: кусок камня с кровию Господа нашего Иисуса Хряста со святой Голгофы, сосуд со святым миром, коробка мускусного мыла, надушенное мыло, мыло аллепское, коробка леденцов, ладан, финики, абрикосы, ковер большой и ценный малый, рис, сосуд с кофейными бобами, то есть, с кофе, так как он любитель его, и кассия.

Насупротив него сидели его визирь и высшие из его приближенных: бисарай (писарь) — грамматикос и десятеро из его полковников. Все они, по их обычаю, с бритыми бородами. Таково значение имени «казак», то есть, имеющий бритую бороду и щеголяющий усами, а значение имени «полковник» тоже, что паша или эмир.

Этот Хмель муж преклонных лет, но в изобилии наделен дарами счастия: бесхитростный, спокойный, молчаливый, не отстраняющейся от людей; всеми делами занимается лично, умерен в еде, питье и одежде, подражая в образе жизни великому из царей, Василию Македонянину, как о нем повествует история. Всякий, кто увидит его, подивится на него и скажет: «так вот он, этот Хмель, коего слава и имя разнеслись по всему миру». Как нам передавали, во франкских землях сочиняли в похвалу ему поэмы и оды на его походы, войны с врагами веры и завоевания. Пусть его наружность невзрачна, но с ним Бог, — а это великая вещь. [268] Молдавский господарь Василий был высок ростом, сурового, внушительного вида, слово его исполнялось беспрекословно, он славился во всем свете и обладал большим имением и богатством, но все это не помогло ему, и как в первый свой поход, так и во второй и в третий и много раз, он обращал тыл. Какой контраст, Хмель, между твоим (громким) именем и деяниями и твоим внешним видом! Поистине Бог с тобою, Он, который поставил тебя, чтобы избавить свой избранный народ от рабства языкам, как древле Моисей избавил израильтян от порабощения Фараону: тот потопил египтян в Красном море, а ты уничтожил и истребил ляхов, кои сквернее (египтян), своим острым мечом. Хвала Богу, совершившему чрез тебя все эти великие дела!

Если, случалось, кто-нибудь приходил к нему с жалобой во время стола или обращался к нему с речью, то он говорил обыкновенно потихоньку, чтобы никто не слыхал: таков всегдашний их обычай. Что касается того, как он сидел за столом, то он сел ниже, а нашего владыку патриарха посадил на первом месте, согласно почету, который ему приличествует в собраниях: не так, как господари Валахии и Молдавии, кои сами занимали первые места, а архиерея сажали ниже себя.

Затем подали к столу миски с водкой, которую пили ложками (чарками?) еще горячей. Гетману поставили высший сорт водки в серебряном кубке. Он сначала предлагал пить нашему владыке патриарху, а потом сам пил и угощал каждого из нас, так как мы стояли перед ним. Воззри на эту душу от праха земного! Да продлит Бог ее существование! У него нет виночерпиев, ни особых людей для подачи ему кушаньев и питья, как это водится у царей и правителей. Затем были поданы на стол росписные глиняные блюда с соленой рыбой в вареном виде и с иным в малом количестве. Не было ни серебряных блюд и кубков, ни серебряных ложек, ни иного подобного, хотя у каждого из слуг его есть но нескольку сундуков, наполненных блюдами, чашами, ложками и сокровищами ляхов из серебра и золота. Но они всем этим пренебрегают, находясь в походе; когда же бывают дома, на родине, тогда иное дело. [269]

Перед закатом солнца гетман простился с нашим владыкой патриархом, проводив его за крепостные ворота, и сел в свой экипаж, запряженный в одну только лошадь. Не было царских карет, украшенных драгоценными тканями и заложенных большим числом отличных лошадей, хотя у гетмана таких тысячи. Он тотчас уехал под проливным дождем, направляясь к своему войску. На нем был белый дождевой плащ. Он удалился, прислав нам денег на дорогу с извинением, а также дал письмо во все подвластные ему города для (получения) пищи и питья, даровых лошадей и повозок, и еще письма к царю московскому и к воеводе Путивля. Вот что произошло.
Монета, это история отчеканенная в металле.
15 лет с даты регистрации
 
ГЛАВА X.
Земля казаков. Административное устройство. Посещение патриархом казацкого лагеря и прощание с гетманом.

Знай, что государство ляхов состояло из трех частей: одна часть — та, которую отнял у них и захватил гетман Зиновий; она имеет протяжение на месяц (пути) в длину и столько же в ширину, вся заселена, с крепостями и укреплениями, наполнена как гранат (семенами); вторая часть — та, которая остается в их руках теперь; третья часть — средняя, которую гетман совершенно опустошил: сжег ее города и селения, перебил там мужчин, причем большая часть жителей сделались пленниками татар, и обратил ее в пустую степь, границу между ним и ляхами на протяжении нескольких дней.

Знай, что у Хмеля теперь восемнадцать полковников, то есть пашей, из коих каждый правит многими городами и крепостями с несметным числом жителей. Между ними есть четверо, пятеро, из коих каждый имеет под своею властью сорок, пятьдесят и шестьдесят базаров; войска, обязанного службой, у них 60, 50, 40 тысяч; наименьший из них имеет под своею властью тридцать, сорок базаров, а войска 30, 20 тысяч. Те, что пониже их чином, имеют под властью каждый по двадцати базаров и меньше, а войска по 20 тысяч и менее. Все эти тысячи войска собираются у Хмеля при походе, составляя более 500 тысяч. Они в совершенстве обучены знанию различных военных хитростей. В настоящее время у гетмана оказывается около ста тысяч храбрых [270] молодых людей, искусных в верховой езде и джигитовке. Прежде эти войска были просто поселяне 29, не обладавшие никакой опытностью в войне, но постепенно обучились. Упомянутые же молодые люди все обучались с малых лет наездничеству, храбрости, стрельбе из ружей и метанию стрел. Заметь, что все эти воины не получают содержания, но сеют хлеб, сколько пожелают, затем жнут его и убирают в свои дома. Никто не берет с них ни десятины, ни иного подобного: они от всего этого свободны; и в таком положении находятся все подданные страны казаков: не знают ни налогов, ни харача, ни десятины. Но Хмель отдает на откуп весь таможенный сбор с купцов на границах своего государства, а также доходы с меда, пива и водки, за сто тысяч динаров (червонцев) содержателям таможен. Этого хватает ему на расходы на целый год. Кроме этого он ничего не берет.

Эти сведения о Хмеле и казаках, кои мы передали подробно, старательно и в точном изложении, после многих расспросов и проверки, я собрал с трудом и утомлением, удостоверяясь в их правдивости. Сколько ночей я просиживал над записыванием, не заботясь об отдыхе!

Мы выехали из Богу слава в четверг 23 июня. Путь наш приходился среди табора войска казаков и Хмеля. Они — было уже выступали все в поход, но гетман послал пригласить к себе нашего владыку патриарха, отложив по этой причине свое выступление. Мы въехали в средину войска. Ты мог бы видеть тогда, читатель, как тысячи и сотни тысяч их, стараясь опередить друг друга, спешили толпами, чтобы приложиться к деснице и кресту нашего владыки патриарха, бросались на землю, так что лошади (патриаршего) экипажа остановились, и мы были этим недовольны и раздосадованы по причине их многочисленности, но наконец доехали до палатки гетмана Хмеля, маленькой и невзрачной. Он вышел навстречу нашему владыке патриарху и сделал ему земной поклон. Тогда наш владыка-патриарх прочел над ним молитву о войне и победе, призывая благословение Божие на него и его войско. Гетман, поддерживая патриарха под руку, ввел в свою [271] палатку, где не было дорогих ковров, а простой половик. Он раньше сидел за столом, на котором стояло кушанье, и обедал: перед ним не было ничего, кроме блюда с вареным укропом, хотя в то же время мы видели, что служители из его войска и ратники ловили для себя рыбу в близлежащих прудах. Смотри же, какова воздержность! Затем он попотчевал нас водкой, мы встали и он вышел с нашим патриархом, чтобы опять проводить его. Мы отправились.

Ратники не имеют палаток, но ставят кругом себя деревья или ветви, наподобие шатра, покрывая их своими плащами для защиты от дождя: они довольствуются чрезвычайно малым. Да будет над ними благословение Божие!
Монета, это история отчеканенная в металле.
15 лет с даты регистрации
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 2)

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●