неизданный Рубль 1736 года работы Гедлингера
Об одном из лотов предстоящего аукциона «Sincona».
Среди российских серебряных монет XVIII века особое место занимает рубль 1736 года императрицы Анны Иоанновны работы знаменитого шведского медальера Иоганна Карла Гедлингера. Этот рубль известен не только высочайшей редкостью, но и своей, особенной и многогранной, историей. И прекрасным потомством. Но… обо всём по порядку.
Анна, племянница великого царя Петра Алексеевича и дочь его брата-соправителя Ивана волей царственного дядюшки 31 октября11Здесь и далее – по принятому тогда в России Юлианскому календарю 1710 года была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха-Вильгельма, но очень скоро – всего через два месяца – овдовела и вернулась к матери в Петербург. Через полтора года вдовая Герцогиня Курляндская и Семигалийская по приказу самодержца вновь отправилась в столицу своего домена Митаву (сейчас – г. Елгава в Латвии), где и прожила вдали от Петербурга почти восемнадцать лет.
После неожиданной смерти юного императора Петра Второго, согласно пункту восьмому Тестамента императрицы Екатерины (Первой) от апреля 1727 года, гласившему: «…Ежели великий князь22Пётр Алексеевич – с 1727 года император Пётр II. без наследников преставитьца, то имеет по нём (право наследования) цесаревна Анна (Петровна) со своими десцендентами33Потомками, по ней цесаревна Елизавета и ея десценденты...», 19 января 1730 года законным наследником престола оказался младенец Карл Пётр Ульрих, принц Голштинский44С декабря 1761 года – российский император Пётр III.. Верховный тайный совет в 1727 году признал Тестамент Екатерины, но в январскую ночь 1730 года этот же Совет, состоявший из наиболее влиятельных русских аристократов, решил забыть про завещание покойной Императрицы, и по инициативе князя Дмитрия Голицына, на царство была призвана вдовствующая курляндская герцогиня Анна, более других претендентов устраивавшая членов тайного совета.
Смена царствования, естественно, повлекла за собой и смену портрета на банковой монете. Вот тут-то и возникли первые проблемы. Новая императрица не отличалась внешней изысканностью. По описанию испанского дипломата герцога де Лириа, «…Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у неё более мужское, нежели женское….», что делало очень непростым делом создание привлекательного царственного портрета для миллионов монет, доносивших высочайший облик до верноподданных…. Напомню, что всевозможных СМИ, и, тем паче, телевидения, в те годы просто не было, и монеты были фактически единственными проводниками державного образа в народ. Главным медальером Московского Красного монетного двора в то время был немец Антон Шульц, работавший в России с последних лет царствования Петра Первого, бывший автором штемпелей петербургских рублей великого императора, а также портретных монет двух последующих правлений. Надо сказать, что выполнить столь сложную задачу Шульцу не удалось – портреты его работы, чеканившиеся на рублях до 1734 года, отличались портретным сходством, иной раз граничащим с грубостью, но никак не красотой и не изяществом. Анна Иоанновна, как и всякая другая женщина, придавала большое значение своему изображению, в том числе, разумеется, и на выпускавшихся огромными тиражами монетах, и её не могло устраивать резкое, хотя и правдивое, изображения своей персоны. Собственно говоря, от Шульца и не ожидали создания чего-то особенного, – лучшие годы медальера были явно позади, и ещё в 1732 году руководитель Монетной канцелярии Головин писал, что «…оный и сам состояния слабого и трудиться никогда не хочет, только что больше в пьянстве находится….». Но… «за неимением гербовой пишем на простой» – портретам Шульца замены пока не было. Только в 1734 году изготовление нового варианта портрета Императрицы доверили Ивану Васильеву11Авторство установлено М. М. Максимовым, создавшему несколько довольно схожих портретов, один из которых был помечен литерой «В» в обрезе рукава. Этот тип васильевского рубля с небольшими изменениями и с полным написанием титула («САМОДЕРЖИЦА» вместо сокращенного на монетах 1734 года «САМОДЕРЖ.») массово чеканился включительно до 1737 года. Но и этот портрет не удовлетворял запросы Ея Величества – достаточно сказать, что на современном нумизматическом жаргоне этот тип называется не иначе, как «Ведьма». Наверное, даже комментировать не нужно….
Наконец, в 1735 году в Россию приезжает знаменитый шведский медальер Гедлингер….
Тут необходимо немного отвлечься и рассказать об этом замечательном мастере. Иоганн Карл Гедлингер, один из лучших представителей европейского медальерного искусства XVIII века, работавший на крупнейших монетных дворах Европы и выполнявший частные заказы европейских монархов, оставил беспрецедентный след в европейском и российском монетном деле. Работа Гедлингера была замечена ещё Петром Первым в 1717 году при посещении им Парижского монетного двора. Императору очень понравились работы знаменитого медальера, и он пригласил его на русскую службу, однако мастер не принял предложения. Позже, в 1730 году, сама Анна Иоанновна вновь пригласила Гедлингера, предложив ему 4000 золотых дукатов годового жалования и премиальные, но метр вновь ответил отказом. И только пять лет спустя, после личной просьбы Императрицы шведскому королю Фредерику, у которого Гедлингер работал в то время, мастер согласился на двухгодичный контракт. Гедлингер прожил в России всего два года, но позже выполнил ещё несколько заказов для Российской Империи. Учениками Гедлингера в России были Лукьян Дмитриев и Иван Лефкен, также оставившие немалый след в российском медальерном искусстве.
Главной работой маэстро в России было создание ставшего каноническим портрета Анны Иоанновны и изготовление комплектов штемпелей для чеканки серебряного рубля. Задачу, оказавшуюся не по силам Шульцу и Васильеву, Гедлингер решил виртуозно. Нужно быть истинным художником, чтобы столь грубой натуре придать красоту и некоторую даже элегантность, не покривив при этом против правды. Но не даром девизом великого медальера были слова «NE DISSIMVLA NE LVSIMGA», что означает «Не скрывает и не льстит». Удачным оказался не только портрет Императрицы, но и гербовый орёл, который, хотя и мало применялся на монетах собственно аннинского периода, но не однажды ещё использовался в российской монетной чеканке. Последними монетами с гедлингеровским орлом были медные монеты 1810 года Екатеринбургского монетного двора и серебряные монеты 1807 – 1810 годов.
После отъезда Гедлингера из России, его штемпеля в 1737 году успешно копировал в Москве русский мастер Лукьян Дмитриев, причём, по мнению многих специалистов, его работы даже несколько превосходили оригинал11Не случайно вскоре после этого Лукьян Дмитриев был награждён и получил звание мастера-гравёра.. С сентября 1737 года, когда штемпелями Гедлингера было «…напечатано рублевиков 2761 рубль…», а штемпелями Дмитриева – 257000 рублей, согласно указу от 18 августа, в рисунок были внесены изменения. В частности, вновь было велено полностью писать титул Императрицы «САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ» вместо сокращенного до «САМОДЕРЖ. ВСЕРОСС.» на гедлингеровских. Одновременно был изменён и рисунок гербового орла. Чеканка этими штемпелями продолжалась в Москве до конца правления Анны Иоанновны в 1740 году.
Гедлингеровские рубли чеканились в Петербурге на импровизированном монетном дворе в палатах князя Прозоровского, поскольку штатный монетный двор, находившийся в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, в то время не функционировал. Интересной особенностью этих монет было и то, что это была первая чеканка монеты из отечественного серебра. Дело в том, что в России до XVIII века промышленной добычи серебра практически не было, и почти весь драгоценный металл ввозился из-за границы. Для чеканки же в палатах Прозоровского использовалось серебро, добытое в количестве нескольких пудов на острове Медвежий. Этим количеством и обусловлены крайне незначительный тираж рублей Гедлингера и их высокая редкость.
В 1738 году возобновил работу Санкт-Петербургский монетный двор. Монеты, выпущенные в Петербурге, чеканились несколько изменёнными штемпелями, авторство которых, предположительно, принадлежит Ивану Лефкену, хотя некоторые исследователи11Рандольф Зандер. считают, что и они были резаны Дмитриевым.
До настоящего времени было известно три комплекта штемпелей гедлингеровского рубля. Два из них были описаны ещё в каталоге Великого князя Георгия Михайловича. Оба эти варианта имеют точки после «…ВСЕРОСС.» на аверсе и между словами «МОНЕТА» и «РУБЛЬ» на реверсе, и отличаются между собой рисунком украшений платья на лицевой стороне и расположением легенды относительно гербового орла на оборотной. В середине 1990-х годов Василием Васильевичем Уздениковым был обнаружен третий вариант, не имеющий точек в указанных местах, и также отличающийся от двух первых расположением надписей относительно основного изображения на обеих сторонах. Этот рубль в настоящее время известен только в одном экземпляре22В коллекции Дмитрия Ушакова..
На предстоящем осенью 2015 года аукционе «Sincona» будет представлен четвёртый, ранее не публиковавшийся вариант знаменитого рубля, имеющий значительные штемпельные отличия от всех трёх, известных ранее, в чём легко убедиться при сравнении фрагментов изображений. Совершенно очевидно, что этот уникальный и неопубликованный ранее вариант рубля работы Иоганна Карла Гедлингера будет подлинной сенсацией предстоящего нумизматического праздника.
Ярослав Адрианов
г. Пермь. 22 марта 2015.
Литература:
1. Великий князь Георгий Михайлович. «Монеты царствования Императрицы Анны Иоанновны». СПБ. 1901.
2. В. В. Уздеников. «Монеты России 1700 – 1917 гг.». М. 2004.
3. М. М. Максимов. «Очерк о серебре». М. Недра. 1974.
4. М. М. Максимов. «Медальер Иван Васильев». Сборник «Советский коллекционер» №13. 1975.
5. Дмитрий Максимов. «Рубль Гедлингера». Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования» №4. 2002.
6. Рандольф Зандер. «Серебряные рубли и ефимки романовской России». Киев. 1998.
7. Александр Басок. «Рубли Елизаветы». Журнал «Петербургский коллекционер» №2 (88). 2015.
Об одном из лотов предстоящего аукциона «Sincona».
Среди российских серебряных монет XVIII века особое место занимает рубль 1736 года императрицы Анны Иоанновны работы знаменитого шведского медальера Иоганна Карла Гедлингера. Этот рубль известен не только высочайшей редкостью, но и своей, особенной и многогранной, историей. И прекрасным потомством. Но… обо всём по порядку.
Анна, племянница великого царя Петра Алексеевича и дочь его брата-соправителя Ивана волей царственного дядюшки 31 октября11Здесь и далее – по принятому тогда в России Юлианскому календарю 1710 года была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха-Вильгельма, но очень скоро – всего через два месяца – овдовела и вернулась к матери в Петербург. Через полтора года вдовая Герцогиня Курляндская и Семигалийская по приказу самодержца вновь отправилась в столицу своего домена Митаву (сейчас – г. Елгава в Латвии), где и прожила вдали от Петербурга почти восемнадцать лет.
После неожиданной смерти юного императора Петра Второго, согласно пункту восьмому Тестамента императрицы Екатерины (Первой) от апреля 1727 года, гласившему: «…Ежели великий князь22Пётр Алексеевич – с 1727 года император Пётр II. без наследников преставитьца, то имеет по нём (право наследования) цесаревна Анна (Петровна) со своими десцендентами33Потомками, по ней цесаревна Елизавета и ея десценденты...», 19 января 1730 года законным наследником престола оказался младенец Карл Пётр Ульрих, принц Голштинский44С декабря 1761 года – российский император Пётр III.. Верховный тайный совет в 1727 году признал Тестамент Екатерины, но в январскую ночь 1730 года этот же Совет, состоявший из наиболее влиятельных русских аристократов, решил забыть про завещание покойной Императрицы, и по инициативе князя Дмитрия Голицына, на царство была призвана вдовствующая курляндская герцогиня Анна, более других претендентов устраивавшая членов тайного совета.
Смена царствования, естественно, повлекла за собой и смену портрета на банковой монете. Вот тут-то и возникли первые проблемы. Новая императрица не отличалась внешней изысканностью. По описанию испанского дипломата герцога де Лириа, «…Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у неё более мужское, нежели женское….», что делало очень непростым делом создание привлекательного царственного портрета для миллионов монет, доносивших высочайший облик до верноподданных…. Напомню, что всевозможных СМИ, и, тем паче, телевидения, в те годы просто не было, и монеты были фактически единственными проводниками державного образа в народ. Главным медальером Московского Красного монетного двора в то время был немец Антон Шульц, работавший в России с последних лет царствования Петра Первого, бывший автором штемпелей петербургских рублей великого императора, а также портретных монет двух последующих правлений. Надо сказать, что выполнить столь сложную задачу Шульцу не удалось – портреты его работы, чеканившиеся на рублях до 1734 года, отличались портретным сходством, иной раз граничащим с грубостью, но никак не красотой и не изяществом. Анна Иоанновна, как и всякая другая женщина, придавала большое значение своему изображению, в том числе, разумеется, и на выпускавшихся огромными тиражами монетах, и её не могло устраивать резкое, хотя и правдивое, изображения своей персоны. Собственно говоря, от Шульца и не ожидали создания чего-то особенного, – лучшие годы медальера были явно позади, и ещё в 1732 году руководитель Монетной канцелярии Головин писал, что «…оный и сам состояния слабого и трудиться никогда не хочет, только что больше в пьянстве находится….». Но… «за неимением гербовой пишем на простой» – портретам Шульца замены пока не было. Только в 1734 году изготовление нового варианта портрета Императрицы доверили Ивану Васильеву11Авторство установлено М. М. Максимовым, создавшему несколько довольно схожих портретов, один из которых был помечен литерой «В» в обрезе рукава. Этот тип васильевского рубля с небольшими изменениями и с полным написанием титула («САМОДЕРЖИЦА» вместо сокращенного на монетах 1734 года «САМОДЕРЖ.») массово чеканился включительно до 1737 года. Но и этот портрет не удовлетворял запросы Ея Величества – достаточно сказать, что на современном нумизматическом жаргоне этот тип называется не иначе, как «Ведьма». Наверное, даже комментировать не нужно….
Наконец, в 1735 году в Россию приезжает знаменитый шведский медальер Гедлингер….
Тут необходимо немного отвлечься и рассказать об этом замечательном мастере. Иоганн Карл Гедлингер, один из лучших представителей европейского медальерного искусства XVIII века, работавший на крупнейших монетных дворах Европы и выполнявший частные заказы европейских монархов, оставил беспрецедентный след в европейском и российском монетном деле. Работа Гедлингера была замечена ещё Петром Первым в 1717 году при посещении им Парижского монетного двора. Императору очень понравились работы знаменитого медальера, и он пригласил его на русскую службу, однако мастер не принял предложения. Позже, в 1730 году, сама Анна Иоанновна вновь пригласила Гедлингера, предложив ему 4000 золотых дукатов годового жалования и премиальные, но метр вновь ответил отказом. И только пять лет спустя, после личной просьбы Императрицы шведскому королю Фредерику, у которого Гедлингер работал в то время, мастер согласился на двухгодичный контракт. Гедлингер прожил в России всего два года, но позже выполнил ещё несколько заказов для Российской Империи. Учениками Гедлингера в России были Лукьян Дмитриев и Иван Лефкен, также оставившие немалый след в российском медальерном искусстве.
Главной работой маэстро в России было создание ставшего каноническим портрета Анны Иоанновны и изготовление комплектов штемпелей для чеканки серебряного рубля. Задачу, оказавшуюся не по силам Шульцу и Васильеву, Гедлингер решил виртуозно. Нужно быть истинным художником, чтобы столь грубой натуре придать красоту и некоторую даже элегантность, не покривив при этом против правды. Но не даром девизом великого медальера были слова «NE DISSIMVLA NE LVSIMGA», что означает «Не скрывает и не льстит». Удачным оказался не только портрет Императрицы, но и гербовый орёл, который, хотя и мало применялся на монетах собственно аннинского периода, но не однажды ещё использовался в российской монетной чеканке. Последними монетами с гедлингеровским орлом были медные монеты 1810 года Екатеринбургского монетного двора и серебряные монеты 1807 – 1810 годов.
После отъезда Гедлингера из России, его штемпеля в 1737 году успешно копировал в Москве русский мастер Лукьян Дмитриев, причём, по мнению многих специалистов, его работы даже несколько превосходили оригинал11Не случайно вскоре после этого Лукьян Дмитриев был награждён и получил звание мастера-гравёра.. С сентября 1737 года, когда штемпелями Гедлингера было «…напечатано рублевиков 2761 рубль…», а штемпелями Дмитриева – 257000 рублей, согласно указу от 18 августа, в рисунок были внесены изменения. В частности, вновь было велено полностью писать титул Императрицы «САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ» вместо сокращенного до «САМОДЕРЖ. ВСЕРОСС.» на гедлингеровских. Одновременно был изменён и рисунок гербового орла. Чеканка этими штемпелями продолжалась в Москве до конца правления Анны Иоанновны в 1740 году.
Гедлингеровские рубли чеканились в Петербурге на импровизированном монетном дворе в палатах князя Прозоровского, поскольку штатный монетный двор, находившийся в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, в то время не функционировал. Интересной особенностью этих монет было и то, что это была первая чеканка монеты из отечественного серебра. Дело в том, что в России до XVIII века промышленной добычи серебра практически не было, и почти весь драгоценный металл ввозился из-за границы. Для чеканки же в палатах Прозоровского использовалось серебро, добытое в количестве нескольких пудов на острове Медвежий. Этим количеством и обусловлены крайне незначительный тираж рублей Гедлингера и их высокая редкость.
В 1738 году возобновил работу Санкт-Петербургский монетный двор. Монеты, выпущенные в Петербурге, чеканились несколько изменёнными штемпелями, авторство которых, предположительно, принадлежит Ивану Лефкену, хотя некоторые исследователи11Рандольф Зандер. считают, что и они были резаны Дмитриевым.
До настоящего времени было известно три комплекта штемпелей гедлингеровского рубля. Два из них были описаны ещё в каталоге Великого князя Георгия Михайловича. Оба эти варианта имеют точки после «…ВСЕРОСС.» на аверсе и между словами «МОНЕТА» и «РУБЛЬ» на реверсе, и отличаются между собой рисунком украшений платья на лицевой стороне и расположением легенды относительно гербового орла на оборотной. В середине 1990-х годов Василием Васильевичем Уздениковым был обнаружен третий вариант, не имеющий точек в указанных местах, и также отличающийся от двух первых расположением надписей относительно основного изображения на обеих сторонах. Этот рубль в настоящее время известен только в одном экземпляре22В коллекции Дмитрия Ушакова..
На предстоящем осенью 2015 года аукционе «Sincona» будет представлен четвёртый, ранее не публиковавшийся вариант знаменитого рубля, имеющий значительные штемпельные отличия от всех трёх, известных ранее, в чём легко убедиться при сравнении фрагментов изображений. Совершенно очевидно, что этот уникальный и неопубликованный ранее вариант рубля работы Иоганна Карла Гедлингера будет подлинной сенсацией предстоящего нумизматического праздника.
Ярослав Адрианов
г. Пермь. 22 марта 2015.
Литература:
1. Великий князь Георгий Михайлович. «Монеты царствования Императрицы Анны Иоанновны». СПБ. 1901.
2. В. В. Уздеников. «Монеты России 1700 – 1917 гг.». М. 2004.
3. М. М. Максимов. «Очерк о серебре». М. Недра. 1974.
4. М. М. Максимов. «Медальер Иван Васильев». Сборник «Советский коллекционер» №13. 1975.
5. Дмитрий Максимов. «Рубль Гедлингера». Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования» №4. 2002.
6. Рандольф Зандер. «Серебряные рубли и ефимки романовской России». Киев. 1998.
7. Александр Басок. «Рубли Елизаветы». Журнал «Петербургский коллекционер» №2 (88). 2015.