Для начала, я хотел бы попросить администрацию сайта вмешаться, и успокоить зарвавшегося члена нашего сообщества, который считает, что ему тут всё дозволено. :hi:
[QUOTE]Serg-antik пишет: Взгляд твой искривлён вовсе не восемнадцатым веком , а наглым воровством чужих наработок и идей ! Не так ли , г-н австралийский вор ?[/QUOTE]
Попрошу вас обратиться в суд, если я у вас что-то украл. Я не прячусь. А за такие заявления можно и поплатиться.
Не собирался издеваться ни над кем. Я в 18 веке сижу. Нашёл эти у себя, решил показать. На мой, искривленный восемнадцатым веком взгляд монетки красивые. Не нравится, не обижусь. Покажите лучше (как говориться в начале темы). А лишнее мне приписывать не нужно. :hi:
Спасибо за наводку, IgorS :hi: Приобрёл вроде бы. Покажу ее тут:
Медаль в честь 250-летия основания Санкт Петербурга Петром I. Бронза, 1953 г. Отчеканена на Парижском монетном дворе по заказу Русского Общества Любителей Армейских Древностей (Society of Lovers of Russian Military Antiquities), если я правильно перевел. Есть так же новоделы этой медали отчеканенные оригинальными штемпелями в 1968 году.
На лиц. стороне: портрет Петра Великого с надписью "Petrus Alexiewitz Tzar Mag. Russ. Imp.". В обрезе рукава DU VIVIER F. На об. ст.: Двуглавый Орел с надписью MDCCIII -- MCMLIII (1703-1953), S. Petersburg, Die XVI Mai S. V. Вдоль ободка внизу: A.A.P.M.R.; N. Z. PINX. На гурте: небольшой значек и рядом надпись BRONZE (бронза)
Интересно посмотреть, как штемпель лиц. стороны изменился примерно за 250 лет:
Есть ли другие такие долгожители - штемпельного мира, которые могут похвастаться тем, что они были востребованными в течении более 250 лет?
Тут надо отдать честь Парижскому МД, за то, что он сохранил штемпель в рабочем состоянии в течении такого долго времени.
[QUOTE]Тегеран 43 пишет: Действительно, во избежание недоразумений в теме надо было указать только медали Российской Империи, но согласитесь Российскую медальерику 18 века вряд ли можно рассматривать как пример для подражания мастерам Старого Света. Российская фалеристика это своего рода золотая середина, которая вне всякого сомнения являет собой прекрасные образцы отечественного искусства, но уступают по мастерству исполнения многим Европейским предметам....[/QUOTE]
[QUOTE]IgorS пишет: Наверное есть смысл приобрести книгу Щукиной по монограммам - она дальше Иверсена ушла. Зачем терять время. С Дьяковым тоже рекоммендую периодически скачивать дополнения, которые висят на СМ. Все течет, все изменяется.[/QUOTE]
Неделю назад заказал "Медальерное искусство в России XVIII века" и "Коллекция русских медалей xviii века" на Озоне, обе книги Щукиной. Вы по поводу первой публикации говорили? Разумеется, когда они до меня ещё дойдут... :) Месяца через три может быть и получу. А где дополнения Дьяков публикует, подскажите, пожалуйста. Я на СМ только форум и знаю, в остальных частях плохо ориентируюсь. :hi:
[QUOTE]Тегеран 43 пишет: Интересует мнение коллег по определению медали как: откуда пошло это название и почему применимо по отношению к настольной медали? Кстати номинал указан в 3 талера.[/QUOTE]
Вам наверное стоит отдельную тему открыть. Тут подразумевал медали РИ, простите, надо было указать в теме яснее.
В каждом данном случае надо отдельно разбираться. У.К. вполне может быть - Ученик Климова. I.K. может быть плохо прочеканеным В.К., и т.д. надо внимательно на медалях смотреть, на картинках плохо видно. А может и правда быть I.K.- ищи ветра в поле... и гадай на кофейной гуще... :hi:
IgorS продемонстрировал медаль Анны 1731 года в честь монетной реформы из коллекции ГМ (см. тему выше), подобную медали с аукциона Dr. Busso Peus Nachfolger 2011 года:
Мне она показалась очень оригинальной. Сравнивая с другими вариантами я заметил следующее: "Портрет для этого типа, хороший, и нравится на оборотной стороне добавление звёзды над скипетром, оригинально. Минус только за живот императрицы. У Козмина и у Юдина более воздушная она получилась, что ли. А тут больше - реализм. Такой животик появляется ещё на некоторых коронационных медалях Елизаветы, у России, преклонившей колено, что мне не понравилось немного (работы И.Г. Вехтера, причем). Но сама медаль выполнена уверенной рукой. Интересно кто ее сделал."
На что IgorS заметил следующее:
"Любопытно - раньше не обращал внимания на животик. Возможно аллегорический прием того времени ;)
Вот описание реверса Вехтера на коронационной медали Елизаветы (ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО В МЕДАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ XVIII ВЕКА. У.М. Волкова, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва):
На оборотной стороне изображена коленопреклоненная и облаченная в тунику и мантию Россия, отражающийся геральдический щит с двуглавым орлом в центре. Женщина, олицетворяющая собой страну и народ, отдает свое пылающее сердце монархине, коронованной Провидением. Основной идеей этой композиции стало утверждение законной власти императрицы, занявшей престол путем дворцового переворота. Сюжет подчеркивает и круговая надпись: ПРОМЫСЛЪ БОЖIИ ЧРЕЗЪ ВѢРНЫХЪ ПОДЪДАННЫХЪ.
Про животик ни слова - возможно вы первый, кто это заметил :!: "
И тут меня заинтересовало сделать своего рода художественную оценку медалей этого типа, а так же вариаций коронационной медали Елизаветы, а точнее её оборотной стороны. Вылилось это в эту тему, в которой [B]было бы интересно услышать ваши мнения по поводу художественной ценности вариантов разных медалей, оценку определенных разных моментов композиций на медалях и возможно лучше разобраться в стиле и мастерстве разных медальеров 18-го века[/B].
Как знать. Это не вопрос описания медали, а художественного вкуса в отношении определенного её варианта. Связано это со стилем исполнения рисунка с эскиза. У каждого модельера свой уровень умения, виденье и техника. Это не вопрос редкости медалей (тут вариант показанный мной, рядом с вашей не стоял), а оценки их как произведения искусства. Если пять художников изобразят один и тот же этюд - получится 5 разных картин, одна лучше другой. Они будут подвержены критике, при выборе лучшей из них, так же и тут. Эстетически, я бы поставил вариант оборотной стороны работы И. Козмина, затем Юдина, и дальше вариант без подписи, как на медали с аукциона Dr. Busso Peus Nachfolger 2011 года.
Хотя, хронологически, по времени выпуска, ваша наверное самая ранняя и самая редкая, потом Юдин, и Козмин. Эстетически, однако, животик - всего лишь одна из деталей на последней медали, из тех, что мне не приглянулись, но это типично для самых ранних медалей. Разумеется в описании этой детали нет, так как описывалась композиция в общих чертах, а не такие мелочи.
Раз мы эту тему уж затронули, можно просмотреть и коронационные медали Елизаветы под углом эстетической оценки оборотных сторон. Я их разбил на 4 вариации (в первой и в последней свои подвиды имеются). У каждой вариации есть свои плюсы и минусы:
Ниже подробнее, с подвидами:
1а) Работа В. Климова (В.К.). Надпись находит на вторую колонну. В золоте и серебре
1б) Копия с 1а, без подписи на об. ст. примерно 1850 г. Работа Ханнеманна (подпись под портретом). Рисунок несколько изменен. Серебро.
1в) Работа В. Климова (В.К.). Рисунок изменен. Серебро и олово.
2) Приписывается В. Климову, но если честно я ни разу не увидел на медалях этой вариации инициалы В.К., скорее видится на одних медалях У.К., на других I.K., если кто-то может подтвердить, будет здорово. На мой взгляд - самая красивая медаль из серии коронационных медалей Елизаветы (среди номеров 1, 2 и 3), хотя не без своих изъянов (и их не мало). Рисунок отличен от 1а, 1б, 1в. Надпись не находит на вторую колонну. Колонны визуально уже. В белом металле и в меди. Этот штемпель идет в паре с портретом С. Юдина.
3) Без подписи. Вторая колонна двойная. Изображение отлично от предыдущих. Тут мне нравится, как складки на платье получились - супер! Серебро.
4а) Работа И.Г. Вехтера. Колонны украшены. Щит овальный. Бронза.
4б) Точная копия с 4а. Бронза.
Простота убранства платья и животик коленопреклоненной России в минус на 4 номере, все остальное в плюс. Не копия, а артистическое переосмысление более ранних работ, с бо'льшим благородством форм.
Разумеется я наверное многих подвидов медалей не нашел, и это всего лишь моё скромное мнение.
Может у Вехтера не Россия, а аллегорическая императрица Анна преклоняет колено?
Alex Dubovsky: У меня тут просто предположения и сортировка медалей по группам, для дальнейшего изучения. Вряд ли Дьякову это для каталога понадобится. IgorS: Да, верно. Скол на штемпеле уж больно примечательный, один в один с той что на аукциона Dr. Busso Peus Nachfolger в 2011 промелькнула, это меня и сбило с толку. Модераторы: Если можно, перенесите сообщения начиная с №24 или даже с №22 в новую профильную тему: [B]Эстетика медалей: красота и изящество в работах медальеров 18-го века[/B] Спасибо, что поддержали.
Как знать. Это не вопрос описания медали, а художественного вкуса в отношении определенного её варианта. Связано это со стилем исполнения рисунка с эскиза. У каждого модельера свой уровень умения, виденье и техника. Это не вопрос редкости медалей (тут вариант показанный мной, рядом с вашей не стоял), а оценки их как произведения искусства. Если пять художников изобразят один и тот же этюд - получится 5 [B]разных [/B]картин, одна лучше другой. Они будут подвержены критике, при выборе лучшей из них, так же и тут. Эстетически, я бы поставил вариант оборотной стороны работы И. Козмина, затем Юдина, и дальше вариант без подписи, как на вашей медали с аукциона Dr. Busso Peus Nachfolger 2011 года.
Хотя, хронологически, по времени выпуска, ваша наверное самая ранняя и самая редкая, потом Юдин, и Козмин. Эстетически, однако, животик - всего лишь одна из деталей на последней медали, из тех, что мне не приглянулись, но это типично для самых ранних медалей. Разумеется в описании этой детали нет, так как описывалась композиция в общих чертах, а не такие мелочи.
Раз мы эту тему уж затронули, можно просмотреть и коронационные медали Елизаветы под углом эстетической оценки оборотных сторон. Я их разбил на 4 вариации (в первой и в последней свои подвиды имеются). У каждой вариации есть свои плюсы и минусы:
Ниже подробнее, с подвидами:
1а) Работа В. Климова (В.К.). Надпись находит на вторую колонну. В золоте и серебре
1б) Копия с 1а, без подписи на об. ст. примерно 1850 г. Работа Ханнеманна (подпись под портретом). Рисунок несколько изменен. Серебро.
1в) Работа В. Климова (В.К.). Рисунок изменен. Серебро и олово.
2) Приписывается В. Климову, но если честно я ни разу не увидел на медалях этой вариации инициалы В.К., скорее видится на одних медалях У.К., на других I.K., если кто-то может подтвердить, будет здорово. На мой взгляд - самая красивая медаль из серии коронационных медалей Елизаветы (среди номеров 1, 2 и 3), хотя не без своих изъянов (и их не мало). Рисунок отличен от 1а, 1б и 1в. Надпись не находит на вторую колонну. Колонны визуально уже. В белом металле и в меди.
3) Без подписи. Вторая колонна двойная. Тут мне нравится, как складки на платьи получились - супер! Серебро.
4а) Работа И.Г. Вехтера. Колонны украшены. Щит овальный. Бронза.
4б) Точная копия с 4а. Бронза.
Простота убранства платья и животик коленопреклоненной России в минус на 4 номере, все остальное в плюс. Не копия, а артистическое переосмысление более ранних работ, с бо'льшим благородством форм.
Разумеется я наверное многих подвидов медалей не нашел, и это всего лишь моё скромное мнение.
Может у Вехтера не Россия, а аллегорическая императрица Анна с вашей медали преклоняет колено? ;)
Я бы сказал, она оригинальная. Портрет для этого типа, хороший, и нравится на оборотной стороне добавление звёзды над скипетром, оригинально. Минус только за живот императрицы. У Козмина и у Юдина более воздушная она получилась, что ли. А тут больше - реализм. Такой животик появляется ещё на некоторых коронационных медалях Елизаветы, у России, приклонившей колено, что мне не понравилось немного (работы И.Г. Вехтера, причем). Но сама медаль выполнена уверенной рукой. Интересно кто ее сделал.
Да, я только об этом собирался написать, т.к. прочел следующее и глянул его портрет. Спасибо! :drinks:
Правда доверять можно Собранию Русских Монет 1840 г. только, если потом проверить самому, но для наводок оно годится. ;) Все медали этого типа под "Шульца", которые удалось найти - некрасивые.
Довольно любопытно, по-моему я об этом где-то читал. Надо будет проверить гурт. А сколько прослужил штемпель лицевой стороны интересно?
Бронзовая медаль "в память реформы монетного дела". Датирована 1731 годом (реформа началась в 1730 году, как известно). Вес: 19,37 г. Диаметр 37 мм. Санкт-Петербургский монетный двор. И. Козмин (под бюстом "УИК") медальер лиц. ст. Об. ст. исполнил С. Юдин (справа над обрезом "Ю")
Об. ст. работы Козмина несколько красивее, но Юдин встречается реже, и тоже еще неплохо смотрится.
Иногда пишут, что Козмин скопировал портрет Анны работы A. Шульца, но на сколько понял, работа Шульца - портрет как на рублях:
А работа Козмина вполне себе оригинальная. Или я ошибаюсь?
Вижу остатки 1760 или 1762 на телефоне. Без сомнений не рядовая монета. Особого смысла перечеканивать 5 к. в 5 к. не было. Случайная перечеканка своего рода редкость! Возможно затесалась среди 10 копеек оставшихся на ММД пущенных в перечеканку назад в 5 копеек.
Франция. Медаль Парижского монетного двора 1717 года, в память посещения двора Петром I 1 июня 1717 года. Бронза. 104,57г. Диаметр 59 мм. Медальер Ж.Дювивье. (Дьяков 52.1.)
На сколько понимаю, при посещении Петром двора, медали в бронзе не чеканили и это более поздняя чеканка ( как только он ушел ;) )
Я по портрету работы Иванова не соглашусь со статьей Altairus (она и меня есть, но в то время я ее бегло просмотрел, и т.к. портреты меня тогда мало интересовали, особо не читал, перечитаю).
Не стал бы уважающий себя Дасье копировать элементы портрета Скотта. Это мог сделать только их совместный ученик Иванов. Многое просто слизано у Скотта, как и с портрета Дасье.
Это самый вероятный вариант - портрет именно Т. Иванова, который скомбинировал наиболее удачные моменты обоих мастеров.
Портрет Скотта берет начало от портрета работы Гедлингера:
Портрет работы Дасье имеет с ними ничтожно мало общего. А вот портрет Иванова на рублях имеет много общих черт с портретом Скотта/Гидлингера и с портретом работы Дасье (с добавлением опрятных прядей волос и полной картинки бюста). Не даром он был учеником Скотта и Дасье:
Теперь отдельно посмотрим на портрет Иванова и Вехтера. Не знаю кто из них первый уловил и собрал воедино все прелести Елизаветы, но связь между ними есть.
Глядя на эти портреты я стремлюсь всё больше и больше признать то, что Вехтер старший облагородил портрет Иванова, который , вырезал свою версию для рублей, а потом копировал работу Вехтера для медалей.
Определенно, один из портретов вытекает из другого. Такой детали, которую, я сначала посчитал не доработкой на портрете Вехтера старшего не видел больше негде, только на портрете Иванова. Недоработанная линия жемчуга на короне.
Взаимосвязь неоспоримая.
А вот эту красоту Вехтер взял уже у Дасье:
Пожалуй, соглашусь, что приезд Вехтера старшего в Россию в 1760 году выглядит теперь вполне правдоподобно.
Получается такая история. Портретный штемпель Дасье для единственной медали из этой серии предположительно самый первый. Следовательно медаль на основание Московского университета самая ранняя в этой серии.
Участь некоторых золотых медалей попавших за пределы страны, в дальнейшем, была в том, что бы попасть на разного рода предметы роскоши. Эта табакерка, к примеру, работы Alexander James Strachan (1774-1850).
После создания Дасье полного портрета для медали, он работает над малыми, в числе которых новодельный жетон особо отличившимся ученикам, отчеканенный оригинальными штемпелями, и показанный выше. Портрет этот сродни монетным портретам. Их было некоторое множество вариантов. Но все малые портреты отличаются от полного портрета для медали.
(и все равно не ясно, почему медальный портрет не употребляли для других медалей, возможно штемпель пострадал и был не подвержен восстановлению?)
В 1759 году, начали подыскивать смену Дасье. Попробовали Ф. Г. Дюбю, но за год он вырезал только 2/3 оборотной стороны медали на вступления на трон Елизаветы. За что был уволен.
Тут все ясно.
По поводу Гаттерера, на сколько я понял, Штелин не медали прислал для оценки королевского института, а планы на выпуск серии, т.е. эскизы. Включая как уже изданные медали, так и те, что ещё только планировались. Моё предположение что базой этому списку послужил список составленный Штелиным в 1754 году.
1760, как год приезда в Россию старшего Вехтера и 1771-1778, как годы работы в России младшего Вехтера уже ближе к истине. Эти даты четко прописаны в записках Штелина, или они базируются на чём-то ещё?
Поставлю эти два списка медалей бок-о-бок.
Список Гаттерера (на базе информации от Штелина): 1. На восхождение Императрицы Елисаветы на тронъ (имя художника портрета WAECHTER.F.); 2. На бракосочетание обоихъ Императорских Высочествъ великаго князя Петра Феодоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны (штемпель еще не вырезан); 3. На рождение Его Императорского Высочества великаго князя Павла Петровича (штемпель еще не вырезан); 4. На окончание Кронштадскаго канала (лиц. ст. как у первой медали, то есть работы художника WAECHTER.F.); 5. Упразднение внутренней пошлины и мостоваго сбора (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.); 6. На землемерье и устранение межевых споров (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.); 7. Учреждение Украинской провинции Новая Сербия (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.); 8. На уничтожение задолженностей государству (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.); 9. На основание Московскаго Университета (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.); 10. Прощение преступлений и освобождение пленных из тюмер (лич. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.); 11. На обнародование новаго уложения Codex Elisabethanus (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.); 12 На кончину Императрицы Елисаветы (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
Список 7 медалей приведённый вам, по аналогии со списком Гаттерера (* отмечает медали известные на рынке с подписью WAECHTER.F.) *1 Восшествие на престол Елизаветы. 25 ноября 1741 2 Бракосочетание великого князя Петра Федоровича с принцессой Ангальт-Цербстской. 20 августа 1745 *3 Рождение великого князя Павла Петровича. 20 сентября 1754 4 Открытие доков в Кронштадте. 30 июля 1752 Отмена внутренних пошлин. 23 декабря 1753 *5 пусто 6 пусто *7 Учреждение поселений в Новой Сербии. 1754 8 Прощение казенных недоимок. 13 мая 1754 Прекращение межевых споров. 13 мая 1754 9 пусто 10 Освобождение заключенных. 15 декабря 1741 11 пусто 12 пусто
Почему, отсутствует в представленном вами списке номер 5, к примеру? Или почему медаль Дасье не описана, как таковая?
Интересно. Много несостыковок. Явно не этот список эскизов послужил базой для публикации Гаттерера в 1768 году. Он описывает 11 медалей до 1759 года. Если в 1759 году было уже 14 эскизов медалей, то этот список явно сгорел в пожаре вместе с материалами по Петровским медалям которые пришлось восстанавливать. Причем, список у Гаттерера был явно составлен не при Екатерине II, а раньше, т.к. включает в себя проект медали "11. На обнародование новаго уложения Codex Elisabethanus." Т.е. не свершившиеся событие. Не дописанный Codex стал основой реформы Екатерины Алексеевны, но так и не был обнародован Елизаветой. Всё же думаю базой для списка послужила более ранняя наработка 1754 года из 11 медалей. В 1759 году добавили ещё 4 события, убрав при этом 11-ю медаль (предположительно). Наверное в новые медали проекта 1759 года входила и монетная реформа.
А какая ещё есть медаль с портретом Елизаветы работы Дасье?
Да, медаль в платине может быть только новоделом, ведь в России промышленную россыпь открыли только в 1824 году. До этого только в бронзе и серебре их делали. Со Штеленым Екатерина Алексеевна была в хороших отношениях и явно он эскизы с ней утверждал не один раз. Вообще, все портретные работы с подписью Вехтер довольно редко встречаются и Елизаветы и Екатерины, поэтому возможно их было выпущено больше 4 разновидностей при жизни Елизаветы, и медали эти еще предстоит найти. Похоже, И. Г. Вехтер сделал только один штемпель с её портретом, и ко времени ее смерти штемпель своё уже отслужил. Может быть он отслужил своё до 1757 года, вот и появилась необходимость что бы Дасье сделал новый портретный штемпель, который и был утерян в пожаре 1759? Не даром же портрет работы Дасье только на одной медали известен.