На главную страницу Библиотеки

Петрунин Ю.П. "Еще раз о "траурном рубле""

Петрунин Ю.П. "Еще раз о "траурном рубле""

Необычный для российской нумизматики портрет императрицы на рублевике 1725 года неизменно привлекает внимание коллекционеров. Относительная редкость  и довольно высокая цена монеты традиционно подогревают собирательский интерес.
И.Г. Спасский назвал портрет Екатерины I, изображенный на рублевике, наиболее "интимным", считая, что императрица на нем выглядит "по-домашнему"  -  без короны и других регалий. "У любителей -  продолжал автор, -  нашлось название для таких рублей -"траурные".
Сленговый термин "траурный" видимо намертво приклеился к рублевику, хотя  происхождение монеты не имеет никакой связи с печалью и скорбью. В.В. Уздеников полагает, что название "траурный" появилось на слуху нумизматов с легкой руки неизвестного коллекционера XIX века и, по всей видимости, связано с особенностями оформления монеты - на лицевой стороне изображена Екатерина I, портрет которой не отвечает привычным требованиям  парадности, поскольку лишен короны, орденской ленты и звезды. Якобы столь скромный наряд императрицы был  призван свидетельствовать о ее глубоких душевных переживаниях в связи со смерти мужа и императора Петра I. В.В. Уздеников, характеризуя портрет, пишет, что Екатерина I "изображена ... в простой одежде и с очень скромной прической... . Все эти особенности, продолжает автор, вполне можно признать за знаки траура по недавно усопшему императору и супругу. Какого-либо другого объяснения явной неординарности портрета Екатерина I на "траурном" рубле пока не существует". Позднее В.В.Уздеников указывает, что "портрет императрицы на этой монете не несет особой смысловой нагрузки". Далее, автор, ссылаясь на новейшие исследования А.В. Храменкова, развивает мысль: "его (рублевика - Ю.П.) появление на монетах массового выпуска объясняется лишь отсутствием в то время обязательной процедуры утверждения монет нового образца, разрабатываемых при смене царствования. Портрет Екатерины I без царских регалий, "сочиненный" гравером, изготовившим штемпель, был помещен на аверсе рублевиков, которые начали чеканить без ведома Сената и без одобрения императрицы".
Проведенные исследования и аналитические   аргументы уважаемых авторов несомненно обогащают наши представления о монетном производства в период смены царствования в 1725 г. и позволяют сделать важный в рамках настоящей работы  вывод: высочайшего волеизъявления по поводу чеканки рублевика с "траурным"  оформлением не было. Однако  авторы не объясняют и не раскрывают причину появления столь необычной для российской нумизматики монеты. Иными словами прямых или косвенных свидетельств о том,  что романтическая композиция на монете, ничего не имеет общего с трауром, по-прежнему нет. Наоборот, можно предположить, что в условиях отсутствия строгих регламентаций со стороны вышестоящих инстанций, траурную атмосферу на рублевике мог "сочинить" медальер в угоду императрице и ее приближенным.
Не только развенчать миф о романтических истоках "траурного" рублевика, но и расшифровать причины его появления помогают иконографические методы. Казалось бы, самым простым доказательством является иконографическая близость изображения Екатерины на "траурном" рублевике и коронационном жетоне, который иногда всплывает на поверхность нумизматического материала.
Не надо быть выдающимся физиономистом, чтобы увидеть большое иконографическое сходство портрета на рубле и коронационном жетоне. Отсюда вытекает вывод: маловероятно, чтобы художник решил  оформить лицевую сторону памятных миниатюр, посвященных диаметрально противоположенным по психоэмоциональной напряженности событиям -  коронационному празднику и  трауру -  с использованием одинакового портрета. Более того, казалось бы, появление исследуемого портрета на жетоне связано с более ранними событиями, далекими от траурных церемоний. Интрига заключается в том, что упомянутый коронационный сувенир не может  служить объективным доказательным фактором, поскольку его подлинность, увы, вызывает сомнения.
На помощь приходит другой нумизматический объект -  монеты  королевы Анны - последней из династии Стюартов, находившейся на  английском престоле с 1702  по   1714г.  Портрет чеканился на монетах и памятных медалях много лет и никоим образом не был связан с траурными событиями .  Автором портрета Анны был Джон Крокер (John Crocer), создавший подписанные им памятные медали в честь Союза Англии и Шотландии, а также в память ряда батальных побед.
Поражает единство  средств изображения королевы Анны на  кроне и императрицы Екатерины I на рубле. Сходная композиция свидетельствует о знакомстве российского мастера с западными образцами малой пластики. Видимо в этом и заключается истинная причина появления рубля с характерным решением образа императрицы. Другими словами  портрет на "траурном" рублевике  -  результат влияния европейского медальерного искусства.
Автор "траурного" рубля не известен. Скорее всего, медальером, который интерпретировал на плоскости монетного кружка европейское видение русской правительницы, был А. Шульц. Приглашенный на российский монетный двор датский медальер в 1724г. заключил контракт на 6 лет. Известен скульптурный профиль Екатерины I, выполненный А. Шульцем, который отдаленно напоминает композиционное построение аверса "траурного" рублевика.
Ряд любопытных фактов, в своем большинстве подтвеждающих изложенные выше положения, а также открывающие новые обстоятельства чеканки “траурных” рублевиков можно почерпнуть из материалов, опубликованных  А.В. Храменковым.
В последние несколько лет среди коллекционеров и, к сожалению, представителей  известных торговых домов, термин "траурный" рубль стал применяться по отношению к некоторым  "солнечным" рублевикам Петра I. Следует отметить абсурдность такой тенденции, -  каких-либо предпосылок научных или фантазийных для такого рода определений нет.

Задать вопрос автору в "Книге Почетных Гостей"

Полную версию статьи читайте в книге:
Петрунин Ю.П. "Монеты императрицы Екатерины "I. Монетная иконография. Очерки по нумизматике (монеты Екатерины I). Каталог монет Екатерины I. С автографом автора! / Petrunin Yury Petrovich "Coins of Empress Catherine I". Monetary Iconography. Articles on Numismatics (Coins of Catherine I). Catalogue of Coins of Catherine I. With the author's autograph!




Источники:  "Монеты императрицы Екатерины "I. Монетная иконография. Очерки по нумизматике (монеты Екатерины I). Каталог монет Екатерины I, 2011 г.
Автор:  Петрунин Ю.П.
Прочитано 10024 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 серебро

На главную страницу Библиотеки

Другие статьи автора:

Петрунин Ю.П. "Рубль Иоанна Антоновича: почему портрет, а не вензель?"

Петрунин Ю.П. "Чей портрет на рублевых монетах Петра II?".

Петрунин Ю.П. "Бенджамен Скотт. Заметки о творчестве медальера".

Петрунин Ю.П. "Нарвская конфузия".

Петрунин Ю.П. "Штемпельная каталогизация золотых и серебряных монет Петра III".

Все статьи автора


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917 Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992  Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборы Боны России 1769-2023 Антиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Аксессуары для хранения и работы с коллекцией

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса