Антон, спасибо!
Может кто-то сможет подкинуть эту статью?:
Сарычева М.А. Медали на смерть Петра II. Проблема заказчика //
Нумизматические чтения ГИМ. Тезисы докладов и сообщений. М.,
2011. С. 122–125
А пока выставляю интересную статью, по теме.
У.М. Волкова
с.н.с. Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина
Образ смерти в композициях медалей Российской империи
(по материалам коллекции отдела нумизматики
ГМИИ им. А.С. Пушкина)
В собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится довольно пред-
ставительная коллекция памятных медалей XVIII–XXI вв. Среди
этих предметов есть как «официальные», так и авторские произве-
дения. В рамках настоящей темы нас интересуют медали, посвя-
щенные смерти монархов и известных людей.
Первыми памятниками с таким сюжетом стали медали, отчека-
ненные к кончине императора Петра I (Лепехина Е.В. О значении
медалей Петра I как памятников посмертного прославления деяний
Царя-Преобразователя // XIII Всероссийская нумизматическая кон-
ференция. Тезисы докладов и сообщений. М., 2005. С. 149–150).
Композиция оборотной стороны в первую очередь воспевает дости-
жения правителя: в центре изображена Вечность, уносящая импера-
тора в небеса, сцена дополнена изображением символов искусств
и наук, флота (корабли), а также побед (лавровое дерево). Такая ви-
зуализация смерти была характерна еще для русского искусства пре-
дыдущего столетия (Сукина Л.Б. «Плачу и рыдаю, егда помышляю
смерть»: образ смерти в картине мира русского человека XVII в. //
Вестник РУДН. Серия: История России. № 1, 2010. С. 12), однако
автор, в первую очередь, пользовался языком аллегорий и символов,
характерных для европейских медалей. Отметим, что одним из важ-
ных элементов композиции является скорбящая женщина, которая
олицетворяет собой либо страну, либо Екатерину I. Кем бы ни была
эта фигура, ее европейский наряд иллюстрирует основной полити-
ческий курс Петра I, направленный на сближение с западными стра-
нами. Включение этой героини в композицию говорит и о решении
проблем с наследованием трона, а также визуализирует чувство
скорби.
Исторические события XVIII в., в первую очередь дворцовые
перевороты, оказали значительное влияние на медальерное искусст-
во Российской империи. Не все монархи этого периода были удо-
стоены посмертных памятников. Другим фактором можно назвать
длительный процесс изготовления этих миниатюрных произведе-
ний. Следующей стала медаль на кончину императора Петра II (Са-
рычева М.А. Медали на смерть Петра II. Проблема заказчика // Ну-
мизматические чтения ГИМ. Тезисы докладов и сообщений. М.,
2011. С. 122–125). На ее оборотной стороне можно увидеть довольно
нейтральную композицию – семь кипарисов, которые символизиру-
ют как скорбь, так и вечную жизнь человеческой души. Эта медаль,
как и предыдущая, была создана европейским мастером, что объяс-
няет использование традиционного медального языка иносказаний
при проектировании памятника.
Композиции медалей, посвященных кончине императриц Анны
Иоанновны и Елизаветы Петровны имеют много общего – они фо-
кусируют внимание зрителя на проблеме престолонаследия, но не
трагичности события. Так, на первой медали изображены персони-
фикация Российской империи, держащая на руках преемника Иоан-
на Антоновича, его венчает короной возносящаяся в небеса импе-
ратрица. Центральное место в композиции памятника 1761 г. также
занимает фигура правительницы, с небес указывающей скипетром
на щит с монограммой наследника Петра Фёдоровича. Обращает на
себя внимание изображение смерти, выраженное классическим спо-
собом – души императриц, пребывающие на небесах. Эти произве-
дения отсылают к медали, посвященной Петру I. Важным отличием
здесь является то, что правительницы даже после смерти взаимодей-
ствуют с земной жизнью, влияют на нее. Петр же, покидая мир жи-
вых, лишь смотрит с небес на свои достижения.
Схожие принципы построения композиций можно увидеть
на медалях в память кончины императоров Александра I и Николая I
(Сарычева М.А. К вопросу о стилистике медали на смерть импера-
тора Александра I (1825 г.) Ф.П. Толстого // XVIII Всероссийская
нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. М.,
2015. С. 250–252). В собрании ГМИИ хранятся разные виды таких
памятников. В их композиции включены религиозные символы –
на первой Всевидящее око, а на другой крест. Медали лаконичны,
лишены фигуративных и абстрактных образов смерти. В отличие
от предыдущих произведений, на факте смерти монархов акценти-
руют внимание скорее надписи, а не изображения. Именно благода-
ря словам скупые изображения приобретают налет меланхолии
и горечи. Таким образом, эти произведения лишь увековечивают
свершившееся событие, но не воспевают заслуги почивших
и не раскрывают иных тем, связанных со смертями этих правителей.
Этим памятникам близка медаль в память кончины великого князя
Николая Александровича (1865 г.), бывшего наследником престола;
ее композиция также лаконична и сдержанна.
Иначе выглядят композиции медалей на смерть императоров
Александра II и Александра III. Основная идея здесь – скорбь
и оплакивание. Оборотные стороны насыщены деталями, но основ-
ной фигурой является олицетворение безутешной страны, стоящей
на коленях перед гробом. Изображения дополнены цитатами
из священных текстов. Эти медали акцентируют внимание на тра-
гичности утраты и ее неотвратимости больше, чем на воспевании
достижений правителей; они скорее призваны вызывать у зрителя
чувства сопереживания и грусти.
Кроме медалей на смерть правителей, в течение двух столетий
чеканились и памятники, увековечивающие кончину представителей
правящей династии. В собрании ГМИИ хранятся медали в память
императриц Марии Фёдоровны (1828 г.), Александры Фёдоровны
(1860 г.) и Марии Александровны (1880 г.). Несмотря на то, что соз-
даны они были в разное время, композиции имеют много общего,
включают религиозные символы и фигуры ангелов. Другой особен-
ностью является акцент на благотворительной деятельности усоп-
ших, выраженный либо изображением Красного креста, либо скор-
бящих детей и женщин.
Медали в честь государственных деятелей, ученых, коллекцио-
неров и деятелей культуры отличаются от рассмотренных выше –
большинство композиций включает лишь скупой текст.
Таким образом, на медалях Российской империи, по сути,
нет традиционных для отечественной культуры образов, символизи-
рующих и визуализирующих смерть. Художественные средства вы-
ражения, что использовались при создании этих памятников, были
направлены в основном на то, чтобы констатировать и увековечить
событие.
treat others the way you want to be treated