Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Страницы: 1
История униформы. Мундир начала эпохи «Великого мужского отказа»
 

Кадр из фильма «Гордость и предубеждение» по роману Джейн Остин, снятый в Англии в 1995 году. На мой взгляд, это лучшая экранизация данного произведения не только из-за мастерской игры актеров, но и показом массы бытовых мелочей, свойственных тому времени. Свечи там зажигают и гасят, ковёр для танцев – сворачивают, а одежда даже в мелочах, включая и военные мундиры, соответствует эпохе конца периода наполеоновских войн. Лиззи Беннет гуляет с мистером Уикхемом, одетым в мундир пехотного офицера пехоты

Я хорошо помню время, когда мне самой очень нравились красные мундиры, – в глубине души, признаюсь, я и теперь к ним неравнодушна. И если бы какой-нибудь обаятельный молодой полковник с шестью тысячами в год попросил руки моей дочери, уверяю вас, я не смогла бы ему отказать. Позавчера вечером у сэра Уильяма мне так понравился полковник Форстер в его парадной форме!
«Гордость и предубеждение». Джейн Остин

История форменной одежды.
К концу XVIII века форменная одежда испытала на себе огромное влияние Великой французской революции. И хотя именно Франция в ту эпоху была законодателем моды на мужские костюмы (как, впрочем, и на женские!), постепенно эта роль перешла к Англии. А причина была очень интересной. Французские аристократы основное своё время проводили при королевском дворе (вспомните, как расстроился граф де Гиш, которому в романе «Виконт де Бражелон» Людовик XIV приказал удалиться в своё поместье), тогда как английских джентльменов двор интересовал не очень сильно. Они большую часть года проживали у себя, в своих загородных поместьях, где предавались таким популярным забавам, как охота и скачки. Но в модных французских панталонах и шёлковых чулках скакать по лесу и через кусты было неудобно. Поэтому мужчины надели сюртуки — по сути те же кафтаны, но более простые и свободные, и к тому же с воротником, и удобными застёжками, которые оказались прекрасной защитой от непогоды.


Вот она – военная одежда восставшего народа Франции эпохи революции: санкюлот (крайний справа) с пикой 1789 г. На голове у него фригийский колпак, украшенный сине- бело-красной кокардой, до 1789 года был головным убором галерных каторжников, теперь стал символом французской буржуазной революции. Ну а длинные брюки, давшие название санкюлотам, быстро превратились в предпочтительный предмет военной одежды. Брюки в революционную трехцветную полоску носили очень часто; французский гренадер (крайний слева) Национальной гвардии около 1793 г. Национальная гвардия была создана в 1789 году как государственное учреждение. Она получила униформу трехцветной расцветки, но отсутствие финансов и строгого регламента одежды привело к множеству вариаций; комиссар Французской революционной армии 1793/94 гг. Ложка на шляпе стала характерной чертой французских солдат-революционеров. В одежде комиссаров сочетались и гражданские, и военные элементы. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 129

Затем в моду вошёл и фрак — подобие сюртука, но со срезанными полами, причём полы фрака постепенно делались всё более и более узкими, и так превратились в фалды. Причём, как на кафтанах, так и на сюртуках, и на фраках сзади в обязательном порядке для удобства верховой езды делался разрез. Под фрак теперь надевался не длинный камзол, а совсем короткий жилет, похожий на современный. Так вот костюм загородной жизни и занятий активными видами отдыха на природе постепенно вытеснил все прочие и превратился в городской.


Прежняя униформа королевской армии совсем не походила на новую, революционную: мундир французского военного инженера (слева) около 1735 г. В 1758 г. мундир саперов состоял из серого жилета и брюк, и тёмно-синего мундира с красными нашивками и золотыми пуговицами; в центре – мундир офицера королевских жандармов около 1780 г. Роты жандармов, сформированные из знати, входили в число конной гвардии. Жандармерия была одета в красную форму, первоначально с чёрными бархатными лацканами и поперечной золотой тесьмой; справа – солдат легкой пехоты около 1760 г. В униформе легкой пехоты удобство с самого начала преобладало над красивостью, что особенно ярко проявилось в головных уборах. В цветовой гамме мундиров преобладали тёмно-синий и сине-зелёный, сабельный штык был характерным оружием именно легкой пехоты; офицерские погоны около 1760 г. Погоны во французской армии были введены в 1759 году. Генералы и старшие штабные офицеры носили погоны с бахромой из толстого шнура, остальные офицеры – с тонкой бахромой. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 113


Французский гренадер Королевского лотарингского полка в белом мундире (на них французская пехота перешла в 1715 году) и меховой шапке австрийского образца (слева) около 1756 г.; мундиры пехотных полков 1761 года: слева направо – полк Турени, полк Берга, полк Клэр. Дело в том, что цветные мундиры носили иностранные полки. Швейцарские и ирландские – красные, а остальные – синие; униформа французских гренадеров с 1774 по 1786 год; металлическая бляха гренадской шапки французского офицера примерно 1775 г. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 115

Уже в конце XVIII века мужчины повсеместно отказались от одежды из парчи и шёлка, и начали носить одежду из шерсти и сукна. Роскошная отделка, кружева на нижних сорочках, равно как и напудренные парики, и треуголки – всё это кануло в Лету. Ну а короткие штаны и белые чулки, теперь если и надевали, то только лишь на приём во дворце или на бал. Повседневной одеждой стали длинные штаны: первоначально узкие и облегающие панталоны, которые очень скоро сменили более удобные брюки, мало чем отличавшиеся от современных. Из-за всех этих перемен это время так и называют: «эпоха великого мужского отказа» — то есть отказа от разнообразных пёстрых и вычурных одежд.

Очень сильно изменился и силуэт костюма: он стал более вытянутым. Соответственно изменились и идеалы мужской красоты: модной и красивой сделалась стройная и подтянутая «спортивная фигура».


А вот как изменился облик английского военного мундира с 1742 по 1780 г.: в центре – мундир по первому регламенту обмундирования британской пехоты, датируемый 1742 годом. Красный мундир стал главной «визитной карточкой» британской пехоты, причём для него было характерно тяжёлое кожаное снаряжение. Манжеты были цвета «кожи буйвола» (бафф), из-за чего 3-й пехотный полк так и прозвали: The Buffs («Буйволы»); справа – форма шотландского капрала 42-го полка хайлендеров, около 1745 г.; слева – британский пехотинец в полный рост в обмундировании примерно 1780 г. Мушкетеры больше сабли не носили. Вверху – треуголка, шотландский берет и гренадерки – «цветная» до 1768 года и «меховая» после 1768 года. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 117

И вот в Англии, а следом за ней и в Европе появился и вошёл в моду дендизм — определённый культурный канон, которому соответствовала не только одежда, но и манера поведения. Ну, помните, как там у Пушкина:

Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.


Былую роскошь теперь сменил отточенный минимализм. Причём следовало одеваться так, как будто бы подбор костюма его хозяину ни стоил никаких усилий. То есть следовало быть безукоризненно одетым, стройным, но при этом слегка небрежным во всём: в манерах, поведении, костюме, — таким вот был тот образ, к которому стремился едва ли не каждый мужчина первой четверти XIX века.


Накануне революции во Франции драгуны носили синие мундиры с красными лацканами.
И камзолы из красного сукна. Кадр из кинофильма «Фанфан-Тюльпан» (1952)


В XIX веке мужской костюм изменялся довольно медленно, хотя быстрее военного мундира, всегда остававшегося несколько «запоздалым» в смысле моды, ведь «армия» столичных щёголей переодевалась за свой собственный счёт, тогда как армия государства – за казённый! Зато важную роль в костюме начали играть именно детали, а тот же фрак сделался главным предметом в мужском гардеробе, да ещё и уместным во всех ситуациях. Менялась ширина лацканов, изменялась линия плеч, длина фалд и количество пуговиц, однако в целом сам фрак так фраком и оставался. Цилиндр стал модным головным убором на целых полвека и более. А вот что касается яркой детали в костюме, то таковым предметом одежды стал жилет. Жилеты начали шить из узорчатых тканей, чтобы они контрастировали с тёмным фраком и светлыми брюками. Модным аксессуаром являлся галстук, который как только не завязывали.


Униформа войск революционной Франции 1793 г.: пехотинец (слева) в униформе образца 1793 года, которую армия носила до 1806/07 года. С 1804 года шляпу заменил кивер; французский солдат легкой пехоты Северного легиона, 1793 г. (в центре); справа – офицер Гвардии Конвента, основанной 14 марта 1793 года. Её задача заключалась в защите Конвента и его депутатов; вверху знамя 5-й полубригады, 1796 г. Согласно легенде, Наполеон Бонапарт нёс его, штурмуя мост Альпоне недалеко от Виллановы. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 131

Но уже годам так к 1840-м фрак постепенно стал переходить в разряд вечернего и парадного костюма, а одеждой повседневной сделался сюртук, который начал понемногу и довольно скоро вытеснять знакомый нам пиджак. А с середины XIX века из мужской одежды нарядные ткани окончательно исчезли, из них перестали шить жилеты, а шили их теперь из ткани под цвет брюк.


Униформа британских солдат, сражавшихся с Наполеоном: слева – пехотинец англо-германского легиона около 1813 г. Королевский немецкий легион был сформирован в 1803 году в основном из ганноверских эмигрантов, а также из представителей самых разных европейских национальностей. Характерный «кивер-ватерлоо» был введён в английской армии в 1812 году. С 1806 по 1815 год Легион сражался на многих театрах военных действий в Европе; в центре – мундир сержанта Колдстримской гвардии, около 1814 г.; вверху – гренадерская меховая шапка. По традиции их продолжали использовать на парадах, но с полевой униформой уже не носили; справа – мундир егерей, история которых началась в Северной Америке, где новую униформу первым получил 95-й линейный полк. Её тёмно-зелёный цвет и чёрная кожаная амуниция стали характерными для всей британской легкой пехоты. Кивер 1800 года легкой пехоты сохранил свою форму даже после 1812 года. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 183

Так родился костюм-тройка: пиджак, жилет и брюки – все три предмета из одного материала. Воротники рубашек, до этого высокие и неудобные, стали отложными, а галстуки, представлявшие собой шейные платки, неузнаваемо преобразились в полосы из ткани. Объёмные накидки с пелериной и плащи заменило пальто, очень похожее на военную шинель, только носить его стали без пояса. Цилиндры сделались принадлежностью вечернего туалета, а на дневное время их заменил котелок — шляпа с небольшой, округлой и очень жёсткой тульёй. В таком костюме мужчины встретили начало ХХ века и… Первую мировую войну.


Мундир британского пехотного офицера около 1815 г. (крайний справа); и шинель с пелериной к этому же мундиру тоже 1815 года; вверху – кавалеристы британского ракетного корпуса 1813 г. носили униформу легких драгун. Участвовали в «битве народов под Лейпцигом». Вверху – головной убор хайлендеров, около 1815 г. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 185

Ну а что касается армейской униформы, то с 1800-го и до 1900 года, то есть за сто лет, она претерпела просто колоссальные изменения, связанные как с изменениями в гражданской моде (от этого было никуда не уйти!), так и с изменениями в собственно военном деле и развитием средств вооруженной борьбы.


Шотландские пехотные полки (74-й и 78-й) штурмуют форт Ахмеднагар перед битвой при Асаи в 1803 году. Художник Питер Деннис

ссылка
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
Страницы: 1
Читают тему

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●