Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Страницы: 1
Одежда римских женщин
 
Одежда римских женщин

Белье женщины состояло из легкой нижней туники – безрукавки, сорочки и fascia или strophium, чего-то вроде бюстгальтера. Сверху надевались туника (которая начиная с I века до н. э. стали называться столой) и палла. Хотя девушки когда-то носили тогу, в первые годы существования империи от этого обычая отказались, и уважаемые в обществе римлянки их больше никогда не надевали. Это одеяние, которое на мужчинах и мальчиках свидетельствовало о достоинстве римского гражданина, а иногда даже говорило о его социальном положении, у женщин стало облачением проституток – и тех, кого судили и признали виновными в измене мужу.



В ранние годы республики женщина, выходя из дома, не должна была демонстрировать свое тело – совсем как современные монахини. Говорят, что Ц. Сульпиций Галл развелся со своей женой только потому, что она вышла из дома с непокрытой головой.

Стола женщины доходила до пола; палла должна была покрывать ее голову, но ко времени Августа, как демонстрируют нам скульптуры в «Ара Пасис», женщины иногда накидывали ее на голову, а иногда – нет. Палла больше всего походила на очень длинную прямоугольную шаль; ее нижний край спускался до колен. В таком виде она просуществовала до III века н. э., а потом была укорочена. Другая накидка, покороче, называлась рициниум, и к концу республики, неизвестно по какой причине, превратилась в траурное покрывало. Еще одним головным убором была рика, что-то вроде платка, который, по-видимому, носили жрицы.



Современной формой столы или туники является неотрезное по талии платье с рукавами в стиле кимоно. Его шили из двух кусков ткани одинаковой длины, которые представляли собой переднюю и заднюю части платья и сшивались по бокам снизу вверх на три пятых своей длины. Несшитые куски ткани потом отгибались, вперед и назад, образуя воротник или фартук. Верхняя часть платья, спереди и сзади, собиралась или укладывалась складками на плече – собранные куски прочно сшивались, – и группы складок соединялись на плечах либо брошью, либо швом, оставляя шею и подмышки открытыми. Под грудью завязывали пояс. Таким образом, римская матрона была stolata; писатели уделяли особое внимание одному участку столы, инстите. Это был низ платья, который живописно окутывал женские ноги. Некоторые полагали, что это оборка, но ни на одной женской статуе оборок мы не видим. Скорее всего, это была кайма, а поскольку на скульптурах она совсем незаметна, ее, вероятно, нашивали на нижний край столы, и она, по-видимому, отличалась от всего одеяния по цвету.



В современном динамичном мире ничто не меняется так быстро, как фасоны женского платья. Поэтому весьма удивительно, что римские женщины во II веке н. э. (как видно по их статуям) одевались одинаково и довольно однообразно. Единственный отрывок во всей римской литературе, где говорится о разнообразии женского платья, находим у Плавта, в пьесе «Эпидик», созданной в начале II века до н. э. (впрочем, этот абзац, как и многие другие у Плавта, скорее всего, относится к эллинистической Греции, а не к современному ему Риму). В весьма вольном переводе этот отрывок звучит так: «Что это за женщины, господин, которые каждый год придумывают новые названия для одежд? Свободная туника, обтягивающая туника, голубое белье, внутренняя, холодный край, туника «Маргаритка» или «Крокус», туника с рубашкой – или без нее, – мантилья, царская или экзотическая, волнистая или рассветная, ореховая или восковая – во всем этом нет ни крупицы смысла».

И этот отрывок сообщает нам правду. Совершенно очевидно, что женщины не могут жить без новшеств в одежде. Мода конечно же менялась каждый год, но изменениям подвергались не покрой и форма столы, а ткани и их расцветка.



Аристотель писал о шелке еще в IV веке до н. э., но разведением шелковичных червей в Европе занялись только в VI веке н. э. Шелк ввозили из Китая, и он был крайне дорог – стоимость фунта шелка в III веке н. э. равнялась фунту золота. Однако широкому распространению шелковых тканей мешала не только их высокая стоимость, но и то, что шелк был очень тонок и прозрачен – такая ткань считалась неприличной и не подходящей для римлянок. Не зря Элагабал все время носил шелковые одежды, а его добродетельный преемник Александр Север облачался в них крайне редко.

Плотность шерстяной ткани значительно различалась по сезонам: зимнюю одежду шили из толстых тканей, а летнюю – из тонких.

Красота женских одежд зависела от их расцветки. «Пурпурные» с золотом одеяния считались верхом экстравагантности, о чем свидетельствуют прения в сенате по вопросу об отмене закона Оппия. Пурпурными называли самые разные цвета – от голубого и красного до багряного. Цветам давали причудливые названия: темно-розовый (цвет черной розы), строгий и блестящий алый, аметистовый и «цвет застывшей крови, черный на первый взгляд, но сверкающий, если его поднести к свету». Красители получали из моллюсков под названием пурпуровая улитка, или багрянка. Замечательные свойства их секрета впервые были обнаружены и пущены в коммерческий оборот жителями Тира в Восточном Средиземноморье. Плиний Старший со знанием дела описывает процесс получения красителей из этих улиток.



Римляне использовали также растительные и минеральные красители, которые позволяли получить богатую палитру красок: морской волны, шафрана, парфянского мирта, аметиста, бледной розы, фракийского журавля, желудя, миндаля, как сообщает нам Овидий. Простые расцветки рекомендовалось подбирать под цвет кожи: смуглым женщинам шел белый, а бледным – черный.

Были цвета, которых приличные женщины избегали. Зато они были популярны у проституток, им, кроме того, разрешалось обнажать ступни. Они носили сандалии, украшенные драгоценными камнями. Порядочные матроны не могли об этом и мечтать.



Источник: "Женщины Древнего Рима", Джон Бэлсдон
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Прически

Прическа и ее обдумывание, вполне естественно, занимали у женщин много времени. Укладку волос делали женские парикмахеры (tonstrix, ornatrix) или рабы, которые специально обучались этому искусству. И не надо верить Марциалу и Ювеналу, которые описывают нам приведенные ниже сцены, утверждая, что они происходят ежедневно: истеричная хозяйка, рассвирепев из-за ошибки, которую допустила рабыня, впивается ей в лицо ногтями, хватает за руки и царапает их остро заточенными щипцами для завивки, рвет на ней волосы или бросает в нее зеркало. На фресках из Помпей мы видим более спокойную и, будем надеется, более правдоподобную картину: матрона смотрится в зеркало и, по-видимому, довольна своим видом. В сцене, описанной Ювеналом, участвуют не менее трех рабынь; на каменном рельефе в музее Трира тоже изображены три невольницы: одна причесывает госпожу, другая держит перед ней зеркало, и лица у них совсем не напряжены.



Моду на прически устанавливали дамы императорского двора. По их многочисленным портретам на монетах, по которым порой нельзя определить, кто там изображен, и по бюстам, имевшим портретное сходство, которые можно с большой долей вероятности атрибутировать, хорошо видно, как сильно менялись прически. В то же время даже при дворе не все дамы рабски следовали моде, а в среднем и низшем классах общества прически и вовсе были весьма разнообразными. Прическа, подходящая одному типу лица или форме головы, совсем не годится для других, как указывал еще Овидий.


Во времена республики юные девушки укладывали волосы очень просто, зачесывая их назад и собирая узлом, который скрепляли заколкой. Женщины постарше надевали на голову сетку, сплетенную из тонких нитей (reticulum), которую украшали небольшими золотыми мушками. Изображение головки с такой сеткой сохранилось в музее Аквилеи. Фортуната Тримальхио хвасталась, что ее сетка сплетена из чистого золота. Весталки носили старомодную прическу – локоны, обвязанные узкими ленточками (vittae), укладывали в форме конуса (tutulus).



Ленточки и заколки никогда не выходили из моды. Простые полоски из грубой шерсти, символы чистоты и чести замужней женщины, которыми раньше обвязывали конусообразную прическу, уступили место льняным или шелковым лентам ярких расцветок. Они имели разную форму и размер и вплетались в волосы по-разному. Часто их делали из дорогих тканей, обшитых золотой бахромой, скрепляли заколками или небольшими золотыми пряжками, украшенными жемчугом и другими драгоценными камнями, и тогда они теряли свой утилитарный характер и превращались в украшения. Самыми великолепными и дорогими были диадемы.



Если судить по монетам и бюстам, в эпоху Юлиев-Клавдиев прически постоянно менялись, однако в целом они были двух типов: в одном случае волосы разделяли двумя проборами, а в другом – одним, посередине головы. В прическах, относящихся к первому типу, которые называли «стилем Октавии», поскольку именно такие носила сестра Августа, центральную прядь волос зачесывали вперед и сооружали надо лбом валик (тупей), а остальные волосы опускали вниз, где они соединялись с боковыми прядями, и завязывали их в узел. Трудно поверить, что прически подобного типа были так же красивы, как и более простые, которые их сменили. Волосы делили на прямой пробор, и пряди волос укладывали на висках волнами или длинными локонами опускали на плечи, а остальные собирали в узел у основания шеи.



То, что Юлия, дочь Тита – жизнь которой безжалостно погубил ее дядя Домициан, – была очень красива, не вызывает сомнений. Именно она, по-видимому, дала толчок к появлению необычайно причудливых женских причесок, которые вряд ли уступают по своей экстравагантности прическам XVIII века. В это время женщины проводили долгие часы, завивая волосы щипцами, а люди, если судить по сатирам Ювенала, были очень вспыльчивы. Локон громоздился на локоне, и на голове сооружали целую башню, больше похожую на шедевры кулинарного искусства, чем на прическу, или, хуже того, на сухую губку. Сзади волосы заплетали в косички, которые укладывали кольцами, так что прическа напоминала плетеную корзинку. Все это великолепие надо было созерцать только спереди, и женщинам на пирах и праздниках приходилось проявлять чудеса изворотливости, чтобы никто не увидел, что у них на затылке. «На ее голове высится несколько этажей. Увидев ее спереди, решишь, что это Андромаха. Сзади же она кажется в два раза ниже – перед тобой совсем другая женщина» – так насмехался над модницами Ювенал.



Такие прически Марциал называл «волосяным шаром», а Статий – «волосяным стогом». Это было время, когда бедная рабыня из сатиры Ювенала подверглась порке только потому, что один из локонов ее госпожи выбился из прически. Иногда диадема делила прическу на две части, а иногда – венчала ее. Применялись ли каркас или фальшивые волосы для создания всего этого великолепия, мы не знаем. Как не знаем и того, разбиралась ли прическа перед сном, а утром создавалась заново. Возможно, это просто был парик, который на ночь снимали, а днем снова надевали, ибо на некоторых бюстах четко вырисовывается линия раздела между лбом и волосами.



Плотина, по-видимому, изобрела свою собственную прическу. Волосы, свободно спадавшие на лоб, поднимали и связывали на макушке. Этот хвост подгибали, и получавшийся валик укладывали надо лбом в виде диадемы, доходившей до верхушки ушей (см. фото 13, а). Через полвека Сабина решила упростить прически. Она стала расчесывать волосы на прямой пробор, чтобы они волнами ниспадали ей на плечи. Старшая Фаустина носила другую прическу – она укладывала косы на голове кольцами, и они напоминали спящую змею. Ее дочь, с каждым годом предпочитавшая все более простые прически, сначала тщательно расчесывала волосы и связывала их узлом в виде шиньона на затылке, а в конце жизни носила короткую, до середины шеи, завивку. Эта простая прическа уступила в конце II века тяжелой завитой волне волос, которые, подобно шапочке-балаклаве, плотно облегали голову. Такую «шапочку» мы видим на голове Юлии Домны. Позже волосы иногда собирали сзади в форме плоского, некрасивого боба, а во времена Елены красиво взбивали на затылке, перевивая пряди нитями с нанизанными на них драгоценными камнями, как в эпоху Тюдоров.



Молодые девушки причесывались не так, как старые женщины, и если их матери слепо копировали прически двора, то их дочери шли своим путем. Во все периоды империи создавались портреты девушек, волосы которых были разделены на прямой пробор и очень мило завиты. Их локоны падали на плечи или на спину или делились, по примеру греческих причесок, на части.

 
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Strophium & subligar
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Косметика

В многочисленных древнеримских захоронениях найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа, например, в стихах Овидия или эпиграммах Марциала. В своём сочинении «De cultu feminarum» («О женском убранстве») Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По словам Марциала, по обилию макияжа на лице узнавались старые женщины и гетеры.
Древний Рим не довольствовался своими производствами и активно импортировал косметические ингредиенты. Из Египта в столицу империи ввозились 3 тысячи тонн ладана и до 6 тысяч тонн мирры. Благовония и косметика также закупались на Ближнем Востоке, куда они стекались из Китая, Индонезии и даже с Цейлона.



В случае излишней бледности в ход шли румяна, при смуглой коже — белила. Веки, как и сейчас, украшали тени, придающие лицу выразительность. Наносить макияж при свидетелях было не принято, Часть римской косметики была смертельно опасна, поскольку содержала свинец, от которого темнели зубы и замедлялся обмен веществ, что в определённых случаях приводило к болезням и даже гибели фанатов древнеримского мейк-апа.



Чаще всего косметические средства римлянки производили в домашних условиях, передавая секреты и рецепты внутри семей. Характерной чертой римской культуры была страсть к парфюму и благовониям — в праздничные дни ароматы и благовонный дым буквально затапливали улицы имперской столицы и крупных городов.
Аристократы, помимо духов, курили благовония в специальных вазах, устанавливаемых на виллах. Апогеем римской парфюмной вакханалии стало погребение супруги императора Нерона, Помпеи Сабины, когда был израсходован годовой запас благовоний и духов Вечного города.

При императоре-философе Марке Аврелии был даже учреждён специальный женский Сенат, в ведении которого находились вопросы косметики и моды.



Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros). Ещё более популярным было осветление волос.



Для этого использовали по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava).
Изменено: Avitus - 12.06.2020 01:35:36
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Avitus, спасибо за интересную тему.
Мне нравятся профессиональные реконструкции античных и средневековых причёсок Janet Stephens, публикующейся в Journal Of Roman Archaeology:

Реконструкция причёсок Фаустины Младшей
Изменено: Митрич - 16.06.2020 19:48:09
Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании 6 лет с даты регистрации
 
Митрич, и Вам спасибо за ссылку
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Украшения

Во времена древнеримской цивилизации, в эпоху Республики, украшения не имели особого значения. Строгие законы запрещали демонстрировать роскошь, поэтому серьги, кольца серебряные надевали по случаю. В обиходе пользовались только необходимыми предметами – булавки, застежки, пряжки.



Украшения носили, как женщины, так и мужчины. Перстень с печаткой – это единственное украшение, которое носили мужчины в этот период. Это символ принадлежности к сословию, с его помощью ставили печати. Успешные завоевания Римской Империи наложили свой отпечаток на развитие ювелирного дела. Расслабился моральный облик общества. Настала эпоха Империи. Мужчины и женщины стали свободно демонстрировать свои драгоценности. Украшения стали изготавливать из более дорогих металлов – золота, серебра и их сплавов. Кольца, серьги серебряные украшали драгоценными и полудрагоценными камнями. Разнообразию украшений для римлянок можно только позавидовать. Они подчеркивали социальный статус женщины, ее положение.



Аксессуары из драгоценных металлов могли позволить себе представительницы аристократии. Очень высоко ценился жемчуг – «слезы нимф». Простолюдинки пользовались дешевыми украшениями из стекла и простых металлов. Серьги, серебряные кольца, золотые цепочки с кулонами, ожерелья из жемчуга, браслеты, гребни из слоновой кости, булавки, шпильки, фибулы, медальоны стали настоящими произведениями искусства.



В ходу были и ожерелья с кулонами или без, браслеты, в том числе и надевавшиеся на плечо (spintera). Плиний упоминает так же цепочки на бёдра. Кроме того, застежки для одежды могли сами по себе являться украшениями.



Ювелиры Римской Империи предавали своим изделиям невообразимые формы – фигурки зверей, людей, скульптурных групп. Во времена Империи стало модно носить на одном пальце несколько колец или несколько сережек в одном ухе. Браслеты носили на запястье руки, выше локтя в виде змейки, на щиколотке. Цепочки носили на талии. Кроме эстетического значения украшения имели еще и сакральное – служили амулетом или оберегом. Считались основным приданым к свадьбе, использовались в качестве валюты при торговле товаром.

Изменено: Avitus - 18.06.2020 22:27:43
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Мебель в Древнем Риме

Римская культура и искусство достигли наивысшего расцвета только в период императорской власти. Характерна противоречивость, неоднозначность, часто в произведениях одной и той же эпохи грубая простота соседствует с ослепительной помпезностью. Однако римская культура имела свой особый характер, отличающий ее от греческой.



Римляне были людьми расчетливого, ясного и практичного ума, они руководствовались больше разумом, нежели чувством. Римлянам недоставало способности создавать новое, однако чувство прекрасного у них было весьма развито, они имели хороший вкус и разбирались в том, что выбрать и использовать для своих целей.



Обнаруженные во время раскопок Помпеи жилые дома дают возможность познакомиться с рациональным образом жизни римлян, с обстановкой их жилищ, оценить ее красоту. Римский дом со строгостью его планировки и убранства создавал репрезентативные рамки для протекавшей в нем жизни, центром которой была деятельность его хозяина, принимавшего здесь деловых клиентов. Римские дома не были лишены подчас и безвкусной помпезности, на которую парвеню были падки во все времена, их глупые идеи и воплощали в жизнь художники, которые скорее могут быть названы ремесленниками.



Внутреннее оформление жилых домов было очень богатым, полы мраморные или из цветной мозаики, кессонный потолок сохранял формы деревянной конструкции, стены были украшены яркой декоративной росписью, создававшей иллюзию расширения внутреннего пространства узких темных комнат. Эти шедевры известны в истории искусства под названием помпеиских фресок. Широко применялись ковры и драпировка (занавеси в дверных проемах для изоляции помещений и др.).



Роскошному оформлению внутренних помещений соответствовала и мебель, которая в основном была схожа с греческой мебелью эпохи Александра Македонского. В ее производстве участвовали кроме столяров и другие ремесленники. Столярной работой в Риме занимались в основном рабы. Дошедшие до нас изображения дают нам представление о мастерских того времени и производственных процессах. Более точные сведения мы имеем об инструментах благодаря богатым археологическим находкам. По данным Плиния, у римского столяра были почти все используемые в настоящее время ручные инструменты; столярная техника была на высоком уровне. К сожалению, римская мебель имела судьбу, сходную с греческой: вся деревянная мебель погибла, до нас дошли только бронзовые и мраморные памятники.



Существенной новинкой по сравнению с Грецией было использование в римской мебели пластичных украшений (резьба по дереву и металлическая пластика). Для мебели наиболее часто использовалась древесина кедра, туи, оливы, ясеня и клена, для интарсии — самшит, пальма, платан и черное дерево. Декоративное оформление зависело от характера применявшихся инструментов, было много выточенных и изготовленных рубанком элементов мебели.



Основными элементами орнаментики в эпоху Августа были растительные орнаменты, листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты. Комбинации цветов, листьев и вьющихся побегов наподобие натюрмортов были строго симметричны и стилизованы. Орнаментика была часто символической и богата аллегориями. Часто встречались изображения зверей, символически используемые фигуры орлов, львов, крылатых хищников или сфинксов, хотя римляне воспринимали эти символы не так серьезно, как жители Востока, и смело использовали их для украшения мебели, особенно ножек и спинок стульев. У римлян впервые в истории стилей мы встречаем осознанную стилизацию. Стремлением к роскоши обусловлено то, что наряду с древесиной применялись и дорогостоящие материалы: бронза, мрамор, золото, серебро, слоновая кость, рог, панцирь черепахи. Часто изделия мебели высекались из мрамора или полностью отливались из бронзы.



К способам декоративного оформления относились резьба, гравировка, роспись, позолота, фанерование, инкрустация. Во внутреннем оформлении жилища помимо столяров принимали участие специалисты по бронзовому литью, токари, граверы, чеканщики, резчики по дереву и слоновой кости. Образцами служили поздние формы греческой мебели, однако в руках римлян они получали более богатое, более декоративное оформление, тщательно прорабатывались даже мелкие детали.



В обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным запросам. Что касается мебели для сидения, то здесь почти неизменными оставались табурет, складной стул и кресло. Табуреты без спинки (sella, scamnum, subsellium) были из древесины или бронзы с выточенными ножками, в оформлении которых частично чувствовалось влияние этрусской техники литья из бронзы. Тип складного т. н. курульного (парадного) стула (sella curulis) использовали важные персоны, а курульное императорское кресло (sella imperatoris) — только император. Кафедра, созданная на основе греческого клисмоса, — удобное, однако громоздкое кресло — была «сиденьем для знати». Солиум (solium) — почетный стул для глав аристократических семейств, которые имели свое постоянное место в храмах, купальнях или в таблинуме; их кресла часто были высечены из мрамора, с рельефами и ножками в виде звериных лап. Кресло часто дополнялось скамеечкой для ног (scabellum). Плетеная мебель была известна в Риме еще в III веке н.э., она имела совершенную форму и была прекрасно исполнена.



Среди мебели для сидения следует упомянуть простые, неприхотливой формы скамьи (scamnum) для повседневного пользования. Известна нам и другая форма скамьи: со спинкой и подлокотниками, которая стояла в атрии домов состоятельных людей и предназначалась для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног. Третья форма скамьи — т. н. bisellium — парадная двухместная скамья без спинки, которой всегда пользовался один человек как знаком почести, возданной ему.



Римляне — как и древние греки — большую часть жизни проводили лёжа, так как не только ели, но зачастую и работали — читали, писали, заключали сделки — лежа. Для этого они применяли различные ложа (lectus tricliniaris). Вокруг круглого обеденного стола устанавливались три ложа, на каждом из которых могли расположиться три человека.
Традиционная кровать (lectus cubicularis, lectus genialis), обычно деревянная, богато драпировалась и имела мягкую обивку. Четыре выточенные ножки несли четырехугольную деревянную раму с низким — косым или изогнутым —изголовьем.



Профилированные поперечины, интарсия и бронзовые украшения на раме придавали этой мебели очень эффектный вид. На базе этой мебельной формы возникли носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу. Эти кресла-носилки в зависимости от состоятельности их владельца были более или менее роскошными.



Стол у римлян играл большую роль и имел различное назначение. Обеденный стол был легкий и подвижный, так как иногда при перемене блюд менялся и стол. Этому назначению лучше всего соответствовал греческий тип стола на трех ножках. Ножки его часто были выполнены из бронзы в виде звериных лап. Греки с присущим им чувством формы делали ножки, которые только заканчивались в форме звериных лап или копыт, верхняя часть оставалась тектонической формы. Римляне же, наоборот, всю ножку стола делали в виде фигуры фантастического животного. Можно было встретить комбинации звериных лап с элементами фигур льва, грифа или сфинксов и листьями аканта. Несмотря на такой способ оформления, общая форма изделий благодаря богатству, гибкости и динамичности очертаний была весьма благородной. Для позднеримских форм характерна прямо-таки барочная перегруженность. Следует упомянуть еще две формы столов: мраморный стол на трех ножках, об оформлении которого уже говорилось, и стол — т. н. gartibulum, — который стоял на почетном месте в атрии, по форме напоминал креденцу и символизировал домашний очаг. Вместо ножек были две боковины из мрамора в виде крылатых львов, богато украшенные резьбой, волютами. На основе этой формы возник один из типов столов итальянского ренессанса.



Шкафов в римском жилище почти не было, они относились к предметам обстановки лавок, что известно нам по многочисленным изображениям. Для хранения же предметов домашнего обихода чаще всего использовали сундуки. К сожалению, о римских сундуках мы знаем немного. Один из видов сундуков — т. н. арка (area); он обычно стоял в атрии, никогда не передвигался, в нем хранились ценные вещи, имевшиеся в доме; сверху сундук полностью обивался железом; это как бы несгораемый шкаф античности.



О других изделиях римской мебели мы почти ничего не знаем. Известно, что римский интерьер украшало множество предметов обстановки из бронзы и железа: канделябры, треножники, столы и другие мелкие бронзовые вещи и приспособления. Оставшиеся в наследство от этрусков основные формы их с большим мастерством были усовершенствованы римлянами.



Римские художники и ремесленники достигли удивительного мастерства в изготовлении мебели. В силу своей практичности они стремились к серьезной, качественной работе. Римляне не обладали таким прирожденным утонченным вкусом, как греки. Вместо простоты и ясности греческих форм часто можно видеть вычурность декора. Однако римское прикладное искусство, несмотря на свои явные недостатки, создало большие ценности. В мебели господствовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к господствующим вкусам. Римляне почти ничего не добавили к перенятым у греков основным формам, гораздо больше внимания уделяли они богатому, помпезному оформлению.



Римским искусством заканчивается история античного искусства. Но в последующие столетия достижения римского искусства вновь и вновь оказывали свое влияние, особенно в эпоху классицизма, и в настоящее время они все еще могут служить примером для подражания. Римляне оставили свой след в истории мировой культуры, в том числе и в истории мебельного дизайна. Всплеск римского влияния приходится не на эпоху развития Византии, прямо унаследовавшей традиции Древнего Рима, а на Францию эпохи Наполеона. Стиль ампир (от фр. empire – империя) зародился здесь после буржуазной революции в результате повального увлечения древностью, которое было во многом вызвано новым нарождавшимся общественным порядком в противовес старому королевскому режиму. В 1801 году архитекторы Ш. Персье и П.-Ф.Фонтен, чьи творения считались «последним словом изящества и проявлением хорошего вкуса обладателя», издали (и в 1812 году переиздали) собрание своих проектов обстановки жилищ. С тех пор французская знать стала устраивать свои жилища на греко-римский лад.



Стиль ампир отличался от предшествовавшего ему стиля Людовика XVI тем, что он перенёс непосредственно на мебель античные, и особенно римские, архитектурные формы: колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы. Всё это стало использоваться… для деления передних сторон шкафов и комодов. Опорные части столов, кресел, стульев, диванов начали изготавливать в виде античных герм, сфинксов, грифонов и львиных лап. Такая мебель выглядела массивно, очертания её были прямоугольны, замкнуты. Иногда вся передняя часть комода делалась из одной доски, распиленной по линии ящиков, вследствие чего сохранялся общий рисунок и расположение струй и слоёв дерева. Поэтому особое значение приобрела самая фактура материала, скрытая в предшествовавших стилях за массой резных украшений. Наибольшей популярностью пользовалось тёмное красное дерево. Его гладкую поверхность украшали бронзой, золочённой через огонь, со строго симметричными узорами. Лишь отдельные детали покрывали резьбой. Ножки часто изготавливали в форме лап животных. Иногда совершенно неожиданно из этих лап «вырастали» фигуры лебедей, львов или сфинксов. Косяками шкафов и комодов служили античные колонны с бронзовыми золочёными базой и капителью или отдельные фигуры крылатых ник. Передние ножки кресел часто крепились прямо к подлокотникам; если же они заканчивались около сидения, то подлокотники поддерживали резные львы, грифоны, лебеди или колонны, или массивные завитки. Кресла, как и вообще вся мебель для сидения, были жёсткими.



Если свободно возникший классицизм в своих идеалах ориентировался на демократические Афины и греческую древность, то французским художникам было строго приказано брать за основу формы римского искусства.
Изменено: Avitus - 18.06.2020 23:33:39
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Обувь



У римлян существовало несколько видов обуви: calceus — туфли, закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком, solea — сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющися к стопе ремешками, socci — плетёные верёвочные тапочки (их носили актёры, игравшие в комедиях) и др.



Солдатской обувью были caligae — башмаки без носка, на прочной подошве, подбитой гвоздями (печально известный император Калигула получил своё прозвище именно в честь этой обуви). Появляться в публичных местах в открытой обуви считалось дурным тоном .



Женская обувь была в основном белого цвета, мужская — чёрного. В особо торжественных случаях римляне надевали пурпурные или алые туфли, украшенные вышивками и жемчугом. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи — одним.

Изменено: Avitus - 19.06.2020 01:01:29
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Боевые награды римских легионеров

Многие историки считают, что ни в одной армии Древнего мира не было такой развитой системы боевых наград, как у римлян.Что только не использовали они в качестве знака воинской доблести

Во времена Республики у римлян существовали разные виды вознаграждения для отличившихся в бою воинов: оружие и украшения, снятые с поверженного врага, особые знаки воинской доблести, денежные премии. Распространены были также венки разного достоинства, флажки, ожерелья, браслеты, медали и особые копья, которые не применялись в бою. Во времена Империи военные награды римляне стали делить на высшие и низшие. Флажки, венки и копья (за редким исключением) теперь являлись знаками отличия для высших военачальников, а солдат поощряли ожерельями и браслетами. Римские солдаты прикрепляли их на нагрудную часть панциря с помощью специальных кожаных петель.

Ожерелья и браслеты вручали отличившимся воинам (от рядового до центуриона) обычно парами и часто одновременно — и ожерелья, и браслеты. Изготовляли такие награды из разных металлов, а потом покрывали золотом или серебром. Среди браслетов преобладали плоские, широкие и в основном без всяких рисунков, но попадались и украшенные так называемым «змеиным узором». Такие награды вручали только воинам, которые имели римское гражданство. Однако известны случаи, когда почетные ожерелья и браслеты вручали целым воинским частям, причем из вспомогательных войск, состоявших обычно не из граждан Римской империи.



Подробное описание всех римских наград оставил древнегреческий историк Полибий, живший во II веке до нашей эры. Он был поклонником римского государственного устройства и в своем труде «История» писал: «Если была какая-нибудь схватка и некоторые солдаты отличились в ней храбростью, консул созывает на сходку все войско и ставит подле себя тех солдат. Сначала он произносит похвальное слово о заслугах каждого воина, затем дарит солдату, ранившему неприятеля, копье; солдату, убившему врага и снявшему с него доспехи, дарит фиалу — диск, если он пеший, или фалеры, если он конный. Золотым венком консул награждает солдат, которые при взятии города первыми взошли на стену. Солдаты, удостоенные подобных наград, участвуют в торжественных процессиях со знаками отличия; носить подобные украшения может лишь тот, кого консул наградил ими за доблесть».



В Древней Греции «фалара» первоначально означала блестящую металлическую бляху, украшавшую или укреплявшую шлем воина, потом их стали применять в виде застежки на воинских доспехах, а также для украшения конской сбруи. Изображения таких фалар встречаются на многих древнегреческих вазах, где изображены верховые или запряженные лошади.

Из древнегреческого языка «фалары», видоизменившись в «фалеры», перебрались на Апеннинский полуостров, где этрускам они стали известны уже в другом значении. В Древнем Риме в IV веке до нашей эры фалеры сначала являлись только знаком принадлежности к занимаемой должности: наряду с золотым кольцом (обручем) их использовали как знаки отличия сенаторской власти. Но вскоре фалеры становятся и военными наградами. Они были известны еще во времена Республики, но тогда ими награждали только конников. Когда Ганнибал захватил римский лагерь при Каннах, то добычу карфагенян составило «серебро, что находилось преимущественно на конских фалерах».



Римские фалеры — это обычно большие и маленькие диски круглой или овальной формы, размером в диаметре от 4 до 7 сантиметров. Они были очень разнообразны по своему оформлению: гладкие и плоские, с шишечками посередине или расходящимися от центра концентрическими кругами. Их изготовляли из самых различных материалов (серебра или бронзы, часто позолоченной), драгоценных или полудрагоценных камней и даже из стекла. Такие награды ученым порой трудно бывает отличить от похожих на них бляшек, украшавших портупею солдат или конскую сбрую. На фалерах делали всевозможные изображения, особенно часто встречаются головы Медузы Горгоны, Марса, Минервы, Юпитера, а также головы сфинкса или льва. Фалеры носили на груди: их полость заполняли смолой и с обратной стороны закрывали медной пластинкой, через которую пропускали проволоку. Проволока образовывала петельки в тех местах, где под прямым углом или по диагонали перекрещивались ремни, проходящие на груди или через плечи.

Особенно храбрые и заслуженные воины имели по нескольку фалер, которые выдавали легионерам не по одной, как медали в современных армиях, а целыми наборами из 5, 7 или 9 штук. Например, в музее города Майнца находится надгробие Кая Люция, знаменосца XIV легиона, и на нем изображены девять фалер вместе с двумя кольцами. В таком же порядке кольца и фалеры расположены на надгробной отеле римского легионера Кая Корнелия, выставленной в висбаденском музее. А в 1858 году в Германии была найдена круглая металлическая коробка, в которой лежало 9 фалер. Их обладателем был Флавий Фест — центурион XI легиона, имя которого было выгравировано на коробке и на одной из фалер с изображением Сатира.



Археологи раскопали множество надгробных памятников в развалинах военных лагерей на Рейне, в Англии, Голландии, Швейцарии и других странах. Изучив их, историки пришли к выводу, что фалеры (а также гривны и запястья) были низшими наградными знаками, которыми поощряли преимущественно солдат. Военачальникам же вручали венки и копья. Римский император Август, стремясь к популярности в широких солдатских массах, охотнее «раздавал фалеры, гривны и всякие золотые и серебряные украшения, нежели почетные венки за взятие стен и валов: на них он был крайне скуп».

История Древнего Рима — это история побед римского оружия. Война была для римлян естественным состоянием, и деревянные двери храма бога Януса, располагавшегося в центре Форума, почти всегда были открыты в знак того, что сам бог выступил на помощь легионерам. Во время триумфов римский народ мог видеть свое войско во всем блеске. В «Истории» Тацита, например, так описывается триумфальное шествие солдат Вителлия во время гражданской войны 69-го года: «Центурионы, сверкая оружием и знаками отличия, шли каждый впереди своей центурии; фалеры и гривны солдат сверкали на солнце».



Менее распространенными были фалеры из стекла, обычно темно-синего цвета. Не все историки считают их наградами. Если при археологических раскопках металлические фалеры обычно попадаются ученым в комплекте, то стеклянные встречаются реже, и чаще всего поодиночке, поэтому в настоящее время их известно чуть более 70 экземпляров. На стеклянных фалерах изображены мужские головы, не встречавшиеся на металлических, причем часто в сопровождении детей. Многие ученые склоняются к мысли, что на стеклянных фалерах изображали императоров и наследных принцев из династии Юлиев-Клавдиев с сыновьями, реже —их жен. Наиболее часто на стеклянных фалерах встречаются изображения императоров Тиберия и Клавдия (иногда с сыновьями), а также полководца Германика — любимца рейнских легионов, который, если бы не его внезапная кончина, стал бы преемником Тиберия.

Немалую роль в римских триумфах играл мирт. Сплетенным из него венком украшали героев за гражданские доблести или за войну без пролития крови. Венок этот назывался «corona ovalis»(от слова «ovus» — овца), так как при возложении его на голову героя обычно приносили в жертву овцу. Первым такую награду получил консул Постум Тубертус, победивший сабинянок. Но когда такой же венок поднесли Марку Крассу за победу над рабами Спартака, тот отклонил эту награду. Красс и не пытался требовать большого триумфа за победу в войне с рабами, но даже и пеший триумф, называемый овацией, который ему предоставили, был сочтен неуместным и унижающим достоинство этого почетного отличия. При таком малом триумфе полководец не ехал по улицам Рима, стоя в колеснице, запряженной четверкой лошадей, в лавровом венке и сопровождаемый звуками труб. Он шел пешком, в сандалиях, в венке из мирта, а сопровождали его флейтисты, так что триумфатор производил не столько боевое, устрашающее, сколько вполне мирное впечатление. К тому же флейта считалась инструментом исключительно мирным, а мирт — любимым растением Афродиты, более всех других богов ненавидевшей насилие и битвы. Однако сенат не был удовлетворен столь ограниченным чествованием Красса и потому разрешил ему, учитывая заслуги в деле спасения отечества, быть увенчанным не миртовым, а лавровым венком.



Наградные венки Рима имели весьма четкую иерархию и внешний вид, установленный правилами. Каждый подвиг должен быть отмечен особым венком, число коих в Римской империи было довольно велико. Вначале венок был лавровый, потом его листья стали делать из золота, и у венка появились другие названия. Золотой венок («corona aurea») получали лишь триумфаторы. За ним шла «сorona obcidionalis», которую сначала плели из цветов и травы, а затем стали изготовлять из золотых цветов и золотой травы. Этой наградой увенчивали тех, кто снял осаду с города или крепости, «сorona ziwika» из дубовых листьев вручали тому, кто в бою спас товарища. Наградой за морские подвиги была «Corona nawalis rostrata», зубцы которой изображали нос корабля. К венкам полагались ленты, которые повышали достоинство награды. Наградные венки не всегда венчали голову героя, иногда их носили на золотой цепи на шее. Вручали их не только полководцам или отдельным воинам, их мог получить целый легион или центурия. В таких случаях сигны воинских частей украшали не одной, а многими наградами. На сигне помещали венки, фалеры и другие знаки отличия легиона, а высшей наградой для него было пурпурное квадратное знамя, свисающее с перекладины шеста, увенчанного римским орлом.



На закате Римской империи стало обычным награждение воинов золотыми шейными цепями за оказанные императорам особые услуги. Например, Иосиф Флавий так писал о награждении императором Веспасианом военачальника Проба: «Совершив уже в звании трибуна во время Сарматской войны при переходе через Дунай много подвигов, он получил в дар при всех, на сходке, четыре копья без наконечников, два венка за взятие валов, один гражданский венок, четыре знамени, два золотых браслета, одну золотую шейную цепь и одну чашу для жертвоприношений в пять фунтов».
Изменено: Avitus - 19.06.2020 03:39:02
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Посуда

Посуда в Древнем Риме была очень разнообразна. Её делали из глины, стекла и металла. Зажиточные люди пользовались роскошной посудой из серебра и золота. В "Доме Менандра" в Помпеях было найдено 118 серебряных предметов. Это были всевозможные блюда, чаши, зеркала и даже серебряный кошелек.



Знаменитое блюдо "Тритон" из Британского музея диаметром ок. 61см было найдено в Милденхолле, в Британии. Оно сделано из позолоченного серебра и сплошь покрыто рельефными изображениями - сюжетами из античной мифологии. В центре - маска бога-титана Океана.



Океана окружают нереиды на морских чудовищах.



Многочисленные серебряные чаши для питья часто были в форме небольших кратеров.



Они украшались рельефным декором из растительных мотивов и птиц.



Орнамент на серебряной посуде часто отличался натурализмом.



Как и на блюдах, здесь можно встретить мифологические и бытовые сюжеты.



Изменено: Avitus - 19.06.2020 12:39:43
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●