Почему в одних случаях венок есть, а в других его нет - денарии вроде приблизительно одного времени (COS III)? И вообще, почему вдруг венка нет? Ведь не цезарь уже, да и выпуск не посмертный?
К слову насчет Адриана. Вообще интересно выходит: эти два денария отображают одно и то же событие - второе путешествие Адриана по Африке.
Так почему же один портрет с венком, а второй нет? Есть ли какие-нибудь обьяснения, предположения? И сопутствующий вопрос: в каких случаях августы на прижизненных портретах изображались без венков?
А может все таки эти денарии Адриана отображают оба его путешествия в Африку в разное время - первое (122-123г.после Испании) и второе (128г. после Рима).
Norman75 пишет: А может все таки эти денарии Адриана отображают оба его путешествия в Африку в разное время - первое (122-123г.после Испании) и второе (128г. после Рима).
Возможно Вы правы и это обьяснило бы венок или его отсутствие. Мне не хватает знаний сказать наверняка, там значится COS III в обоих случаях, а у меня нет информации о продолжительности COS. В любом случае, спасибо!
Постоянное ношение венка прочно стало ассоциироваться с верховной властью. Его отсутствие на изображении могло подчеркивать лояльность императора к сенату, вроде как еще в Республике живем.
Денис 23 пишет: Постоянное ношение венка прочно стало ассоциироваться с верховной властью. Его отсутствие на изображении могло подчеркивать лояльность императора к сенату, вроде как еще в Республике живем.
Во внутриполитической сфере Адриан уменьшил влияние сената. В 118 г. он велел казнить четырех сенаторов-полководцев Траяна, в 136 г. — некоторых других сенаторов
Лояльность могла быть такой же показной, как у всех Юлиев-Клавдиев. Казни в 118 г., вроде как, были связаны с покушением на его жизнь. Еще он настаивал, что они были совершены не по его приказу, даже поспешил в Рим, чтобы принести извинения в сенате и поклялся, что не накажет ни одного сенатора без постановления сената. Думаю, этого было достаточно, чтобы убедить их, что их права будут в основном сохраняться. В 136 г. у него либо крыша немного поехала, либо сенаторы действительно так обнаглели, что открыто высмеивали его. В вопросе о венках на монетах вот эта статья как мне показалось косвенно кое-что проясняет:http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1339321977
Большое спасибо, интересная статья. Но все равно не обьясняет почему денарии, возможно одной (не знаю даже подходит ли это слово ) эмиссии, идут в вариантах с венком и без венка. Вот допустим, весь выпуск без венка - вопрос "почему" конечно тоже есть, но не такой большой.
Конечно, в виду отсутствия упоминания в нарративных источниках, здесь можно делать только предположения. Но примечательно, что начиная с Северов венки, короны, диадемы всегда у августов, но могли отсутствовать у цезарей. Это скорее всего подчеркивало их верховное положение. Еще в этом плане интересны монеты Кл. Альбина, которые без венка, но он во всю пропагандировал себя защитником сената. А перед кем могли пожертвовать своим верховным статусом Антонины? Вероятно, в угоду сената или свободолюбивых жителей Рима.
Денис 23 пишет: А перед кем могли пожертвовать своим верховным статусом Антонины? Вероятно, в угоду сената или свободолюбивых жителей Рима.
Я думаю, было какое-то событие, которое должно было отображаться без венка. Я не знаю, если уж теряться в догадках и гипотезах - может траур какой? Вот к примеру Адриан/Африка: судя по буквам "PP", монетка отчеканена после 128 г. Антиной утонул предположительно в 130 г. Натяжка конечно конкретная, но мало ли
Мне идея с популизмом и апелляцией к республиканским идеалам нравится. Во время жестких боёв и славянские военачальники, не говоря о скандинавах и других, демонстрируя доблесть, намеренно избавлялись от регалий, демонстрируя собственную готовность, наряду со всеми, делить риски.
Evtanasivs пишет: Мне идея с популизмом и апелляцией к республиканским идеалам нравится. Во время жестких боёв и славянские военачальники, не говоря о скандинавах и других, демонстрируя доблесть, намеренно избавлялись от регалий, демонстрируя собственную готовность, наряду со всеми, делить риски.
Есть такой старый анекдот.По Сирийской пустыне идёт женщина с вязанкой дров а в метрах тридцати от неё идёт бородатый мужчина с кинжалом.Женщина .Ахмед в каране сказано женщина должна идти сзади мужчины.Мужик э каран писали когда ещё не было противопехотных мин.Иди иди Зульфия. Возможно во время жестоких боёв военачальники понимали что риск получить стрелой или копьём в пятую точку во много раз возрастает у нарядного мажора а не у ободранного мужичка с дубиной.
Денис 23 пишет: А перед кем могли пожертвовать своим верховным статусом Антонины? Вероятно, в угоду сената или свободолюбивых жителей Рима.
Я думаю, было какое-то событие, которое должно было отображаться без венка. Я не знаю, если уж теряться в догадках и гипотезах - может траур какой? Вот к примеру Адриан/Африка: судя по буквам "PP", монетка отчеканена после 128 г. Антиной утонул предположительно в 130 г. Натяжка конечно конкретная, но мало ли
Тогда стоит проверить возможно монета Марка Аврелия без венка это чекан года смерти Луция Вера.
Evtanasivs пишет: Мне идея с популизмом и апелляцией к республиканским идеалам нравится. Во время жестких боёв и славянские военачальники, не говоря о скандинавах и других, демонстрируя доблесть, намеренно избавлялись от регалий, демонстрируя собственную готовность, наряду со всеми, делить риски.
Так, касательно Марка Аврелия. Marcus Aurelius (AD 161-180). AR denarius. Rome, AD 163-164. ANTONINVS AVG ARMENIACVS, laureate head of Marcus right / P M TR P XVIII IMP II COS III, Mars standing right in full military dress, holding reversed spear and resting left hand on shield. RIC III 92
Значит, год чекана 163-164. Осталось найти года смерти Л. Вера и на всякий, Фаустины мл. Хотя ведь возможно что персонаж, по которому траур - один из детей. Их там много было и известны не все, кажется.
апд.: Луций Вер умер в 169-м году, Фаустина Мл, в 176. В обоих случаях пролёт
Смотрю RIC и wildwinds Марка Аврелия точно датированные монеты по трибунской власти. С пустой головой монеты чеканились параллельно с покрытой лавровым венком каждый год начиная с 15 и заканчивая 19 трибунатом, притом часто одни и те же типы. Начиная с 20-го трибуната чеканятся монеты только с портретом в лавровом венке. Очевидно, что это не траур. Получается после 164-165 гг. монеты без венка перестали чеканить, и правильнее задаться вопросом, почему перестали чеканить без венка.
Бeздомный_жив пишет: С пустой головой монеты чеканились параллельно с покрытой лавровым венком каждый год начиная с 15 и заканчивая 19 трибунатом, притом часто одни и те же типы. Нач
Это и есть суть вопроса - почему так? А в чем зависимость то?
Avitus пишет: Это и есть суть вопроса - почему так? А в чем зависимость то?
А я откуда знаю? Зависимость в том что в года с 15 трибуната по 19-й чеканятся оба варианта портрета, а начиная с 20-го трибуната только в лавровом венке.
Мне представляется, ответ на поверхности. Парфянские победы, присвоение Коммоду титула цезаря, начало волнений на Дунае - на фоне этих событий и процессов необходимость отводить значение всякой республиканской мишуре отпадает.
Денис 23 пишет: Мне представляется, ответ на поверхности. Парфянские победы, присвоение Коммоду титула цезаря, начало волнений на Дунае - на фоне этих событий и процессов необходимость отводить значение всякой республиканской мишуре отпадает.
Выступлю в качестве оппонента: а как тогда объяснить параллельную чеканку в лавровом венке?
Причина в неоднозначной сущности принципата - для армии и провинций он же все таки самодержец. Я выше приводил статью, республиканские портреты все без головных уборов, кроме Цезаря, в венках и диадемах изображались цари.
Денис 23 пишет: Причина в неоднозначной сущности принципата - для армии и провинций он же все таки самодержец. Я выше приводил статью, республиканские портреты все без головных уборов, кроме Цезаря, в венках и диадемах изображались цари.
В принципе можно вспомнить что и до и после, августы изображались с венком. За редкими исключениями, некоторые из которых мы и пытаемся понять
Денис 23 пишет: Постоянное ношение венка прочно стало ассоциироваться с верховной властью. Его отсутствие на изображении могло подчеркивать лояльность императора к сенату, вроде как еще в Республике живем.
Тоже думаю, что так. Домициан в конце правления проводил строительные работы в курии Юлии, чт о связано непосредственно с Сенатом.