Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Страницы: 1
Бык-андроцефал, вопрос
 
Бык-андроцефал


Около 2130 года до н. э.
Эпоха шумерского ренессанса.
Оригинал хранится в Лувре.


Мифология Месопотамии наполнена всевозможными духами и сущностями, в которых соединяются человек и животное.
Образ быка с головой человека часто встречается на печатях, как персонификация Восточных гор, где рождается утреннее солнце.
Безмятежно лежащий бык увенчан тиарой с тремя рядами зубцов, как подобает божеству. Возможно, он воплощает пассивный,
принимающий принцип, благотворную силу, связанную с принципом плодовитости и плодородия.
На обратной стороне скульптуры заметно небольшое углубление, в которое можно было класть кусочки ладана
или капать благовония в качестве жертвоприношений Богам.

Вопрос:

Как (под каким именем, какой миф?) шумерский андроцефал попал на греческие монеты?



Ничего путного по этому вопросу в сети не нашел.
Изменено: Avitus - 22.05.2021 03:41:27
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
А про аргонавтов, лабиринт, Тесея и Ариадну забыли?
Возможно < Минотавр>. Прошу прощения, но на чужом компе со знаками препинания проблемы.
... а попал как... войны, торговля.
Учитывая тот факт, что культ быка олицетворял собой силу, мощь, плодородие и прочее..
В настоящее время масса народа на этой планете верит в бога.
Какая вера была в сильное и могущественное божество 2-3 тыс. лет назад, пускай и чужое.
Оч. давно читал, что римляне выхватив от парфян (возможно М.Л.Красс), - стали почитать Митру.
Ну и моя гипотеза не претендует на истину в последней инстанции.
Изменено: Ahmat - 22.05.2021 04:33:21
 
Цитата
Ahmat пишет:
Минотавр
При чем тут Минотавр?

Между андроцефалом и Минотавром разница ровно как между вот этими двумя девочками:



Уточню вопрос: меня интересует имя андроцефала в греческой мифологии. И функции.
Спасибо.
Изменено: Avitus - 22.05.2021 04:56:47
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Цитата
Avitus пишет:
Уточню вопрос: меня интересует имя андроцефала в греческой мифологии. И функции.
На этот вопрос у меня точного ответа нет. Какое-то речное божество, скорее всего... Тут если только уважаемый Никто найдет время отписаться... Добавлю лишь это видео...

Не удержался, и еще на старый свой айфон полтора года назад снял в Национальном музее (общее название всех археологических музеев в Сирии) Алеппо. Это верховное божество Эблы. Было такое интересное государство... Сейчас мало что осталось от дворцовых сооружений. И храмов. Боевики там устроили свой полигон, где тренировали новобранцев. Стены, которым несколько тысячелетий, они использовали как мишени и так далее...
В общем, бык с головой человека - это не только Месопотамия... На берегах Евфрата было с два десятка различных государств в разные времена. И подобные божества были почти в каждом из них... Этот человекобык привлек мое внимание именно изяществом изготовления мастером... Фигурка сделана из золота, глаза у божества - из драгоценных камней... Каких - не помню, надо записи свои поднять...
Изменено: caracalla - 22.05.2021 06:09:44
За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Жил в Этолии, в городе Калидоне, царь Ойней, была у него дочь Деянира. О ее необычайной красоте молва облетела всю Элладу и дошла до самых отдаленных стран. И вот стали сходиться в Калидон женихи и свататься за Деяниру. А воспитывалась она в эголийском городе Плевроне, и там увидел ее однажды бог соседней реки Ахелой и полюбил. Он трижды являлся свататься к ее отцу Ойнею. Он приходил то в образе юноши, то в виде сильного круторогого быка или змеи, или в виде чудовища с человеческим туловищем и с бычьей головой, с косматой бородой, из которой струился ручей. С ужасом смотрела Деянира на жениха Ахелоя, когда тот являлся в дом ее отца, и долгое время она отказывала своему страшному жениху. Наконец ей пришлось согласиться, так как ее отец боялся разгневать могущественного речного бога.
Как раз в это время явился свататься за нее Геракл, которого просил в подземном царстве брат Деяниры Мелеагр взять сестру его в жены.
И вот перед славным Зевсовым сыном Гераклом и могущественным богом реки Ахелоем отступили все прочие женихи, и было только одно неизвестно: кто из двух женихов окажется победителем. И решили тогда соперники решить дело единоборством.
На большом ровном поле, за городом, в присутствии царя Ойнея и Деяниры стали друг против друга Геракл и Ахелой, принявший на этот раз человеческий образ, и вышли они на битву без всякого оружия. Со страхом ожидала Деянира решения своей участи; она сильно желала, чтобы победителем вышел славный герой Геракл, пленивший ее сердце.
И вот начался бой между ними. Геракл, искусный в боях, стал нападать на неуклюжего речного бога Ахелоя, но, несмотря на свою силу и ловкость, он не мог одолеть великана. Боролись они, подобно быкам разъяренным, и трижды пытался Геракл осадить нападавшего на него речного бога. Тяжестью своего могучего тела он напирал иа него, как гора, пока наконец речной бог, задыхаясь, упал на колени и коснулся лицом земли. Только это случилось, как тотчас обратился Ахелой в змея. Извиваясь, выскользнул он из рук Геракла. «Бороться со змеями я научился еще с раннего детства, — подумал Геракл. — Лернейская гидра тоже грозила мне не одной своей пастью». И вот он схватил змея обеими руками и крепко его зажал. Но вдруг волшебный змей превратился в круторогого быка; стоит он перед Гераклом и грозит ему своими рогами. Но Геракл бросился на быка, схватил за рога и бросил на землю с такой силой, что вырвал у него рог. Тогда речной бог признал себя побежденным и отказался от Деяниры. А вырванный рог Геракл выменял у нимфы Амалфеи наполненный цветами и плодами рог изобилия.
Пышно праздновалась свадьба Геракла и Деяниры, и долго оставался Геракл в доме своего гостеприимного тестя. Но стал Геракл снова стремиться к подвигам, и когда Деянира родила ему сына Гилла, они отправились в Калидон к старому другу Геракла царю Кеику.
Пришлось им идти по пустынной безлюдной стране, и они дошли до реки Эвен, где встретили кентавра Несса, который за плату переносил на своей спине странников на другой берег.
Геракл поручил ему перенести свою жену, а сам перешел реку вброд.
Когда Геракл находился уже на другом берегу, он услышал крик Деяниры и заметил, что дикий кентавр собирается похитить прекрасную Деяниру и плывет вниз по реке.
— Мои стрелы быстрее тебя, разбойник! — крикнул Геракл и вонзил ему меткой рукой в грудь свою быстролетную стрелу. Упал пораженный насмерть кентавр и сказал, умирая, Деянире: «Дочь Ойнея, ты так прекрасна, что я хотел бы быть полезным тебе». И он взял из раны запекшуюся кровь, смешанную с ядом стрелы, дал ее Деянире и просил хранить ее у себя, оберегая от солнечного света. «Если муж разлюбит тебя, ты помажь этой кровью его одежду, и его любовь вернется к тебе снова, и навсегда». Деянира поверила хитрому кентавру и приняла от него сгусток запекшейся крови, забыв, что это вражеский дар. Она спрятала его тайно от мужа в сосуд, думая когда-нибудь им воспользоваться. Этот дар кентавра был впоследствии причиной смерти Геракла.

Наконец, после долгого и трудного пути по пустынным горам Парнаса и Эты, Геракл и Деянира благополучно прибыли к царю Кеику и долгое время гостили у него.
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Цитата
Avitus пишет:
Цитата
Ahmat пишет:
Минотавр
При чем тут  Минотавр ?

Между андроцефалом и Минотавром разница ровно как между вот этими двумя девочками:

   

Уточню вопрос: меня интересует имя андроцефала в греческой мифологии. И функции.
Спасибо.
Так Ахелой же.
Лавровый венок победителя конкурса или викторины Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 15 лет с даты регистрации
 
Если кратко. На мой взгляд, человеко-быки Древнего Востока и человеко-быки эллинистическо-римского времени – это две большие разницы, не считая ещё нескольких маленьких… :)

    Предположу, что человеко-бык для шумеров, вавилонян или ассирийцев – это, прежде всего, дух-охранитель конкретного человека, на всю жизнь дающий ему покровительство и способствующий его человеческому плодородию (=плодовитость). Т.е. что-то вроде римского Гения (для мужчин).

    В греческом мире человеко-бык – это, почти всегда, бог реки или источника. Греческая традиция персонифицировать водную стихию во всех её проявлениях нашла своё выражения и в многочисленных изображениях речных богов — «с лицом быка» (Еврипид. Ион, 1261) или в виде юноши (Цицерон. Против Верреса, IV, 96; Филострат Старший. Картины, I, 1, 2).

    Наиболее подробно подобные статуи и скульптуры рек описывает Клавдий Элиан (около 175 — около 235 гг.): «Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка. Стимфалийцы, например, уподобляют быку реку Эрасин и источник Метопу, лакедемоняне — Еврот, сикионцы и флиасийцы — Асоп, аргивяне — Кефис. Другие представляют себе реки в человеческом облике, например, псофидийцы — Эримант, герейцы — Алфей, жители Херсонеса Книдского — тот же самый Алфей. Афиняне ставят поясные изображения реки Кефиса; они представляют его мужчиной, однако с рогами, сиракузяне уподобляют сицилийскую реку Анап мужу, а источник Киану чтят в облике женщины, эгестийцы поклоняются Порпаку, Кримису и Тельмессу, которых они представляют себе в виде мужчин, жители Акраганта приносят жертвы соименной городу реке, представляя Акрагант цветущим отроком; они посвятили в Дельфийское святилище статую слоновой кости, на которой написали название своей реки. Статуя изображает отрока» (Элиан. Пёстрые рассказы, II, 33).

    Олицетворения различных рек, — представленные в виде быка с человеческим лицом или мужской головы, украшенной рогами (одновременный символ изобилия и речных притоков) (Страбон, X, 2, 19; Ликофрон. Александра, 1408), — становится одним из узнаваемых иконографических типов в греческой монетной чеканке периода классики и эллинизма. Наиболее часто так изображали Ахелоя, но и кроме него было немало подобных изображений. Еврипид называл царя Ахелоя старейшим богом как реки, так и воды вообще (Макробий. Сатурналии, V, 18, 11–12), сообщая также и о других древних олицетворениях водной стихии (Еврипид. Ифигения в Авлиде, 273; Плакальщицы, 6).

    Латинские авторы продолжили эту изобразительную традицию, описывая в своих произведениях «бычью личину» речных божеств, голова которых часто была украшена венком из тростника как символа прибрежных растений (Вергилий. Георгики, IV, 371; Энеида, VIII, 34; VIII, 77; Овидий. Наука любви, I, 223; Метаморфозы, XI, 763; XIII, 894; XIV, 602; Скорбные элегии, IV, 2, 41–42; Письма с Понта, III, 4, 107; Марциал, X, 7, 6; Стаций. Фиваида, II, 217–218; Валерий Флакк. Аргонавтика, I, 105–106).



Деянира, бой Геракла с богом реки Ахелой
Деталь вазописи краснофигурного кратера, 475–425 гг. до н.э.
Париж. Лувр



Бог реки
Фрагмент барельефа из Кампании;
терракота, около 450 г. до н.э.
Лондон. Британский музей



Бог реки и нимфа
Деталь вазописи краснофигурной амфоры,
350–325 гг. до н.э.
Лондон. Британский музей
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
*** добавлю красивый ольвийский обол.
г.Ольвия. речной бог Борисфен.  
=VIRTVTE ET EXEMPLO=
За получение 100 положительных отзывов за покупки  на форуме За получение 200 положительных отзывов за продажи на форуме За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Ув. caracalla, Деня, Никто, IgorK, большое спасибо! Значит, Ахелой.
Вопрос мой возник, когда я хотел посмотреть  описание вот этой дидрахмы:



Нашлись слова андроцефал и речной бог Гелы - без имени. Этого мне было мало.

Изменено: Avitus - 22.05.2021 12:36:16
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Ну и о минотавре нашлось интересное сведение.
"По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») — сын Миноса, побежденный Тесеем.
На вазах его тело усеяно звездами либо испещрено глазами; на монете из Кносса он изображен в маске быка."
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Цитата
Avitus пишет:
Значит, Ахелой.
Вопрос мой возник, когда я хотел посмотреть вот этой описание дидрахмы:

Нашлись слова андроцефал и речной бог Гелы - без имени. Этого мне было мало.

Немножко не так. Ахелой - это бог реки Ахелой в Греции, на границе между Этолией и Акарнанией. Вот монеты этих регионов изображают именно рогатого Ахелоя.

Вот примерно такой Ахелой из Акарнании есть у меня в закромах:



В каждой местности были свои "личные" боги (и нимфы) водных источников - которые иногда изображались в виде человеко-быков. Т.е. в Геле на Сицилии - свой бог реки (см. пост № 1), в Неаполе - свой, в Камарине - свой и т.д.

Что же касается сюжета показанной неапольской дидрахмы, то осмелюсь предположить, что на реверсе изображён либо бог реки Сарн в Кампании, либо рогатое божество тёплого источника близ Неаполя. Виктория с венком может знаменовать какие-то победы местных кумейцев в вечных военных стычках с кампанцами. Или - это символ побед в мусических и гимнастических состязаниях, которые проводились в Неаполе раз в 4 года.

Кстати, в 18 г. до н.э. Август весьма точно повторил сюжет реверса этой дидрахмы. Но, как говорится, это совсем другая история... ;)

За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Цитата
Никто пишет:
либо бог реки Сарн в Кампании, либо рогатое божество тёплого источника близ Неаполя
Имена их неизвестны? Спасибо большое, очень интересно и монеты суперские! Особенно Август впечатлил
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Цитата
Avitus пишет:
Имена их неизвестны?

Не очень понял вопрос. Насколько я знаю, бог реки или источника носил имя реки или ближайшего города. Т.е. бог реки Ахелой - это Ахелой, бог источника в Геле - Гела, бог реки Сарн - Сарн, бог реки Борисфен - Борисфен, бог реки Данубий - Данубий и т.п.

Но штука в том, что зачастую эти реки были значимы именно для местных жителей, хотя это мог быть чахлый ручеёк. Имена этих водных потоков сохранились далеко не всегда. Впрочем, есть довольно подробные исторические атласы Великой Греции, можно, наверное там посмотреть. А вдруг...

Вот "женская ипостась", т.е. нимфы реки или источника иногда могли носить "отдельное" имя. Всё ИМХО.
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Цитата
Avitus пишет:
Цитата
Никто пишет:
либо бог реки Сарн в Кампании, либо рогатое божество тёплого источника близ Неаполя
Имена их неизвестны? Спасибо большое, очень интересно и монеты суперские! Особенно Август впечатлил

Предположу, что автор замечательного труда - Сергей Георгиевич Плаксин, он же Никто, ссылку на свою книгу не поставит, в силу своей скромности. :ded: Но это могу сделать я... С большим удовольствием...

Однако, многие вопросы о человеко-быках, отчеканенных хотя бы на монетах Рима, можно снять, просто взяв эту книгу с полки. ;) Там уже 17 томов (некоторые работы вышли просто не в одной книге, а в двух или в трех), они прогнули уже у меня полку... :bye: Не приобрел лишь крайний труд автора - по монетариям республиканского периода... Ибо с моей темой коллекционирования не соприкасается никак... И сильно сомневаюсь, что соприкоснется в будущем... Хотя, никогда не говори ни когда... :drinks:
За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Цитата
Никто пишет:
Насколько я знаю, бог реки или источника носил имя реки или ближайшего города. Т.е. бог реки Ахелой - это Ахелой, бог источника в Геле - Гела, бог реки Сарн - Сарн, бог реки Борисфен - Борисфен, бог реки Данубий - Данубий и т.п.
Не знал, спасибо!
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Цитата
caracalla пишет:
Предположу, что автор замечательного труда - Сергей Георгиевич Плаксин, он же Никто, ссылку на свою книгу не поставит, в силу своей скромности.
ув. Никто, :hi::appl:
ув. caracalla, :drinks:
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●