Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Страницы: 1
Предметы на античных монетах и в жизни
 
На древних монетах часто встречаются предметы, сейчас выглядящие довольно диковинно – ушедшая натура античного мира. Поэтому, чтобы лучше понять изображение, хочется увидеть эти вещи как-то более наглядно – что именно имели в виду резчики?
К счастью, многие из них сохранились не только на монетах, но и в натуре, или на более подробных изображениях. В этой теме предлагаю выкладывать подобные параллели, думаю, это будет полезно для любителей антики.

Дисклаймер: бОльшая часть фотографий и монет не мои, фото честно потырены на просторах в чисто познавательных целях.


Вот, например, широко известный сюжет: модий.

Квадранс Клавдия


Денарий Антонина Пия


Это ёмкость для зерна. Строго говоря, модием называлась мера объёма сыпучих тел в 8,74 литра на наши деньги. В нашем же случае это мерный сосуд характерной формы. Лучший из сохранившихся – на фотографии.



Он найден в Англии на территории римского форта, основанного при Веспасиане, и сейчас хранится в музее Честера. По времени относится к правлению Домициана. Интересно то, что на нём указана емкость в 17,5 секстариев, а на самом деле туда входит более 20 секстариев. Предполагают, что этот модий предназначался для отмеривания натуральной подати, и увеличенный объём помогал обманывать налогоплательщиков.


Наградные вазы с пальмовыми ветвями часто встречаются на реверсах малоазийских и македонских монет римского времени.

Лидия, Филадельфия. Юлия Домна


Македония, псевдо-автономная чеканка времени Гордиана III


А вот как они выглядят на мозаике из Виллы дель Казале на Сицилии. Сейчас считается, что она принадлежала Максенцию. Интересно, что под столом в качестве более материальной, а не только почетной награды стоят два мешка с деньгами. На них даже написано, сколько там в пересчете на денарии, но последний значок мне не известен. 12 каких-то мер денариев.



Аргейская гора, символ Каппадокии. Когда я увидел подобные монеты в первый раз, меня удивила и рассмешила наивная манера изображения горы с этими клочковатыми острыми утёсами.
Драхма Сабины Транквиллины, Каппадокия, Цезарея


Драхма Септимия Севера, Каппадокия, Цезарея


А потом я увидел фотографии Эрджиеса – так она сейчас называется – и местности вокруг неё. Оказалось, изображение на монетах абсолютно реалистично! Аргейская гора – это вулкан, покрывший туфом все окрестности. Этот туф под воздействием эрозии и принимает характерные необычные формы.
Современный вид Аргейской горы:


Окрестности Аргея:


На этом первый выпуск нашей передачи подошел к концу, если понравится - будем продолжать. И - присоединяйтесь!
За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 6 лет с даты регистрации
 
Цитата
Sandro пишет:
На древних монетах часто встречаются предметы, сейчас выглядящие довольно диковинно – ушедшая натура античного мира. Поэтому, чтобы лучше понять изображение, хочется увидеть эти вещи как-то более наглядно – что именно имели в виду резчики?

На этом первый выпуск нашей передачи подошел к концу, если понравится - будем продолжать. И - присоединяйтесь!

:bravo:
За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Интересная и благодатная тема, большое спасибо! :hi:

В своё время тоже собирался сбацать небольшом иллюстрированный словарик по атрибутам на римских монетах. Пока что этот проект отложился на далёкое будущее, но кое-какие наброски статей всё же остались.

Если позволите, выложу в этой ветке «прототипы» нескольких своих статеек о музыкальных инструментах:


АВЛОС, АВЛ (αὐλός, aulos) — духовой музыкальный инструмент, напоминающий свирель.
    Изготавливался авлос (сначала — одинарный, несколько позднее — двойной) из стволов или стеблей сирени, кизила, плюща, бузины, камыша, лотоса, самшита и был особенно распространён во Фригии, Лидии, Карии, Сирии, Элладе.
    Изобретателем авлоса и музыкальных состязаний на этом инструменте считают Афину, или Аполлона, или легендарного царя Мидаса, или Гиагниса, отца и учителя сатира Марсия. Авлос стал принадлежностью сатиров и прочих спутников Вакха-Диониса. Играли на нём не только мужчины (авлеты), но и женщины (авлетистки или авлетриды) (Геродот, I, 17; Аристотель. Метафизика, 1093 b. 2; Политика, 1341 a. 21; Феофраст. О растениях, IV, 11, 2–6; IV, 11, 10; Аполлодор, I, 4, 2; Диодор, III, 58–59; Павсаний, I, 24, 1; Первый Ватиканский мифограф,  II, 23; Гигин. Мифы, 165; Плиний, VII, 204; XVI, 170–172; Марциал, XIV, 64, 1–2; Плутарх. О музыке, 1135 Е; Поллукс. Ономастикон, IV, 70–71; IV, 80; Афиней. Пир софистов, IV, 174f–175b; IV, 175e–182e; Апулей. Флориды, I, 3; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, XI, 737).
    По некоторым мифам, двойной авлос также был создан Афиной — в подражание жалам горгоны Медузы, убитой богиней во время гигантомахии (Еврипид. Ион, 989–991; Гигин. Астрономия, II, 12, 2; Нонн. Деяния Диониса, XXIV, 36). В свою очередь, поэт Пиндар, описывая флейту, сообщает, что этот инструмент был изобретен Афиной, впечатлённой горестными криками сестёр Медузы в день её смерти (Пиндар. Пифийские оды, XII, 5–25).
    У римлян использовалась усовершенствованная конструкция авлоса, называвшаяся тибией (tibia), которая была двойной (tibias dextras, tibias sinistras) и имела 3 и более отверстий, позволявших разнообразить её тональность.  
    Римскую тибию использовали при священнодействиях (sacrificae), во время праздников Кибелы, когда брали двойную свирель, а также на свадьбах, пирах (ludicrae), похоронах, в театральных представлениях, во время различных ежегодных игр, празднеств и т.д. Тибией также сопровождали игру и пение на лире, задавали такт гребцам на кораблях, подавали войскам сигнал к наступлению, чтецам и ораторам отмечали правильный тон голоса и т.п. (Варрон. Сельское хозяйство, I, 2, 15; Вергилий. Энеида, IX, 618; XI, 737; Тибулл, II, 1, 86; Овидий. Метаморфозы, III, 533; Стаций. Фиваида, IV, 668; Поллукс. Ономастикон, IV, 74; Апулей. Флориды, I, 3; Метаморфозы, XI, 8; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, XI, 618; Евсевий. Церковная история, IX, 8, 39–40; Жизнеописания августов. Кар, Карин, Нумериан, XIX, 2; Марий Викторин. Грамматика, I, 2478; Пасхальная хроника, P. 467; Никифор Григора. История ромеев, IX, 16).

Как атрибут Пана или сатира авлос изображался на некоторых монетах Августа:





Авлос в руке
Фрагмент фрески из римского военного лагеря, II в.
Бад-Дойч-Альтенбург. Археологический музей Карнунтум
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
КАРНИКС (κάρνυξ, carnyx) — духовой музыкальный инструмент, распространённый у кельтских племён.
    Карникс представлял собой длинную трубу из бронзы, имевшую изогнутый раструб в форме раскрытой пасти животного (чаще всего — кабана или змея) и отогнутый мундштук; во время игры его держали в вертикальном положении. Галлы использовали карникс в бою, подавая сигнал к началу сражения и устрашая противника, которого пугали «боевым строем и шумом» (Полибий, II, 29, 6; Диодор Сицилийский, V, 30, 3; Силий Италик. Пуника, XIII, 146; Гораций. Оды, I, 1, 24; Стаций. Фиваида, VI, 227–230; Сенека. Фиест, 574; Евстафий. Комментарий к «Илиаде» Гомера, XVIII, 219).
    Предполагают, что эта труба использовалась не только в сражениях, но и при некоторых религиозных церемониях кельтов и иногда её связывают с галльскими культами: покровителя диких животных рогатого Кернуна (Cernunnos) и Тевтата (Toutatis, Teutatis), бога-защитника, связанного с подземным миром и отождествляемого с Меркурием и Марсом (CIL, III, 1182; III, 5320; XIII, 6122).
    Судя по барельефам на колонне Траяна в Риме, карникс (или иная боевая труба подобной формы) был известен и среди дакийских племён.

Карникс изображался на многих трофеях в честь победы над галльскими племенами – которые довольно часто изображались на монетах периода Римской республики.

К примеру: на денарии Фурия Фила 119 г. до н.э. или на денарии Гостилия Сасерны 48 г. до н.э. – прямо за головой персонификации Галлии









Кельтские воины, играющие на карниксах
Деталь барельефа котла из Гундеструпа,
пластина E; серебро, около I в. до н.э.
Копенгагаген. Национальный музей Дании



Галлия с карниксом
Деталь панциря на статуе Августа из Прима Порта; мрамор, 20-17 гг. до н.э.
Рим. Ватиканские музеи, музей Кьярамонти
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
КИФАРА (κιθάϱα, cithara) — струнный щипковый музыкальный инструмент.
    По своей конструкции кифара представляла собой усовершенствованную греческую лиру, которая теперь обладала более крупным и тяжёлым корпусом, имевшим внешнее сходство с шеей и грудью человека (Исидор. Этимологии, II, 3, 22) и издавала звук значительно большей силы.
    Сама техника игры на кифаре отличалась особой сложностью, поэтому она считалась инструментом профессионалов (Аристотель. Политика, VIII, 1341 a. 18–20), — в отличие от лиры, которую использовали, в основном, любители. Так же, как и на лире, на кифаре играли, перебирая струны пальцами или с помощью плектра. Играющий назывался кифаристом (κιθαριστής), а поющий — кифаредом (κιθαρωδός), который выступал в особых длинных одеждах, с венком на голове.
    Выдающие кифареды владели всеми видами кифары (барбитон, форминга, трипод, кинира и др.), которую, в большинстве источников, всё же именуют лирой. Самыми знаменитыми легендарными поэтами-певцами считают Орфея, Лина и Фамира (Аполлодор, I, 3, 2; Диодор Сицилийский, IV, 59, 6; Плутарх. О музыке, 1113a-f). По преданию, Фамир из Фракии был первым, кто играл на кифаре без пения (Плиний, VII, 57).
    Создателем кифародической поэзии называют мифического певца Амфиона, который, кроме того, добавил к 4 струнам кифары ещё 3 струны (Плутарх. О музыке, 1131f; Павсаний, II, 6, 4; IX, 5, 7–9). Дальнейшая эволюция внешнего вида и строя кифары напрямую была связана с изменениями, вносимыми в конструкцию греческой лиры.      
    Уже в классический период Древней Греции кифаристы создали сольную композицию (кифарный ном), в которой представлялась борьба Аполлона со змеем Пифоном (Страбон, IX, 3, 10), но не редки были случаи, когда солист-кифарист выступал в сопровождении авлета (Афиней. Пир софистов, IV, 183c; XIV, 637f; Поллукс. Ономастикон, IV, 64; IV, 83).

Как атрибут Аполлона Палатинского кифара довольно часто изображалась на римских монетах. Например, на ауреях Марка Аврелия:





Матрона с кифарой
Фрагмент фрески из Помпей, 30–40 гг.
Неаполь. Национальный археологический музей.
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
ЛИРА (λύϱα, lyra) — струнный щипковый музыкальный инструмент.
    Лира была распространена практически во всех цивилизациях Древнего Мира: в Междуречье, Древнем Египте, Сирии, Израиле, Палестине, Африке, греко-римском мире.      
    Полагают, что лира «классического» образца появилась в Древней Греции. По мифам, первую лиру изготовил Гермес из панциря черепахи и впоследствии он обучил игре на ней легендарных певцов Орфея и Амфиона, а сам музыкальный инструмент был отправлен на небо, став созвездием (Гомеровские Гимны. К Гермесу, I, 24–64; Аполлодор, III, 10, 2; Диодор Сицилийский, I, 16, 1; V, 75, 3; Овидий. Фасты, V, 105–106; Лукиан. Разговоры богов, 7; Павсаний, IX, 5, 8; Эратосфен, 24; Арат. Явления, 269–270, 674; Гигин. Астрономия, II, 7, 1–4; III, 6; Сервий. Комментарий к «Георгикам» Вергилия, IV, 464).
    По обобщённым представлениям, — основанным на античных источниках, скульптурах, барельефах, фресках, образцах вазописи и глиптики, — лира состояла из корпуса-резонатора округлой или четырёхугольной формы, соединённого поперечной планкой-ярмом с двумя ручками (из рога или дерева) (Геродот, IV, 192; Плиний, XI, 124), на которую, с помощью ремешков, натягивались струны из кишок или сухожилий животных (быков, баранов, козлов).  
    Все струны имели одинаковую длину, но разную толщину (Птолемей. Гармоника, I, 3, 35). При необходимости сильнее натянуть струну, её ремешок плотнее накручивался на ярмо; со временем ремешки были заменены специальными колками, установленными вдоль поперечной планки (Гомер. Одиссея, XXI, 405–406).
    Первоначально резонатором служил панцирь черепахи, но и впоследствии корпуса лиры, сделанные уже из дерева, всё ещё повторяли формы черепахового панциря с вогнутой поверхностью (Павсаний, VIII, 54, 7). В архаичных лирах над вогнутой поверхностью резонатора натягивалась вибрирующая мембрана из шкуры быка (Поллукс. Ономастикон, IV, 62).
    Практически всегда к лире крепился кожаный ремень или перевязь, с помощью которой инструмент подвешивался на груди исполнителя, после чего он сам, играя стоя, мог свободно пользоваться обеими руками; при игре сидя — лира опиралась на колени музыканта (Поллукс. Ономастикон, IV, 60; Апулей. Флориды, 15).
    Звук из лиры извлекался либо пальцами, либо плектром, изготовленным из рога, металла или твёрдых пород дерева (Платон. Законы, VII, 795a; Пиндар. Немейские оды, V, 24; Поллукс. Ономастикон, IV, 60). Все струны ударялись правой рукой, но и пальцы левой руки могли также использоваться для прекращения вибрации струн и приглушения звука (Овидий. Метаморфозы, XI, 168; Героиды, III, 118; Апулей. Флориды, 15).
    Число струн лиры в различные исторические периоды было неодинаковым, но само представление об эволюции струнного строя зачастую опирается на противоречивые сообщения источников. По древнейшей традиции, архаичная лира имела 3 струны (Диодор Сицилийский, I, 16, 1), лирой в 4 струны пользовались лидийцы (Павсаний, IX, 5, 7; Боэций. О музыкальном установлении, I, 20), лира в 5 струн — «изобретение скифов» (Поллукс. Ономастикон, IV, 60), 6 струну добавил легендарный авлет Гиагнис из Фригии (Боэций. О музыкальном установлении, I, 20).
    Примерно к началу VII в. до н.э. относят появление лиры с 7 струнами, а само нововведение приписывают музыканту Терпандру с Лесбоса (VII в. до н.э.) (Страбон, XIII, 3, 4; Псевдо-Аристотель. Проблемы, XIX, 32). Увеличение лирного строя до 8 струн считают изобретением философа Пифагора (VI в. до н.э.) или музыканта Ликаона с Самоса (конец VI — начало V вв. до н.э.), или поэта Симонида  (середина VI — середина V вв. до н.э.) (Никомах. Руководство по гармонике, 5; Боэций. О музыкальном установлении, I, 20; Свида, s.v. Σῐμωνίδης).
    Уже 9 струну добавил музыкант Профраст из Пиерии (V в. до н.э.) (Никомах. Выдержки, 4; Боэций. О музыкальном установлении, I, 20), 10 струну — мастер Гистиэй из Колофона (VI–V вв. до н.э.), 11 струну — музыкант и поэт Тимофей из Милета (середина V — середина IV вв. до н.э.) (Боэций. О музыкальном установлении, I, 20), 12 струну — Тимофей из Милета и музыкант Меланиппид с Милоса (середина V — середина IV вв. до н.э.) (Псевдо-Аристотель. О музыке, II, 41–42).
    Однако именно лира в 7 струн, — ставшая в период античности практически эталонным образцом этого музыкального инструмента, умягчающего сердца грозных богов (Пиндар. Пифийские оды, I, 1–12) и ставшего символом всех 7 планет (Макробий. Сатурналии, I, 19, 15), — была самой распространённой, а появление разновидностей лиры с бόльшим количеством струн встречало неприятие и даже сопротивление как слушателей, так и государства (Цицерон. О законах, II, 39; Квинтилиан, XII, 10, 66; Плутарх. Агид и Клеомен, 10; Афиней. Пир софистов, XIV, 636e-f; Боэций. О музыкальном установлении, I, 1).
    В античных источниках упоминаются многочисленные разновидности лиры: хелис, барбит, кифарис, спадикс, лирофойникс и др.  
    После падения Коринфа в 146 г. до н.э. лира (а также кифара и другие греческие музыкальные инструменты) была привезена в качестве трофея в Рим, однако, популярность среди римлян она завоевала не сразу (Макробий. Сатурналии, III, 14, 7; Гораций. Оды, III, 1, 3–6).  

Лира как атрибут Аполлона изображалась на многих римских монетах.  







Лира
инталия из карнелиана (оттиск), I–III вв.
Париж. Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
ПЛЕКТР (πλῆκτρον, plectrum) — тонкая пластина из твёрдого дерева, кости, рога, копыта или металла.
    Плектром приводили в колебание струны, ударом или щипком извлекая звук из музыкальных инструментов. Впрочем, существовали струнные инструменты, звук из которых извлекался только пальцами, без помощи плектра.
    Судя по сохранившимся античным статуям, барельефам и образцам греческой вазописи, плектр имел удлинённую форму (иногда — с отверстием посередине, в которое удобно вставлялся палец), имел довольно большие размеры и держался в правой руке; лентой он привязывался к нижней части лиры (Платон. Законы, VII, 795a; Пиндар. Немейские оды, V, 24; Поллукс. Ономастикон, II, 199; IV, 60; Филострат Младший. Картины, 7, 3; Никомах. Руководство по гаромонике, 4; Цицерон. О природе богов, II, 149; Овидий. Метаморфозы, XI, 169; Героиды, XV, 198; Стаций. Ахиллея, II, 157; Апулей. Флориды, 12, 15; Клавдиан. Похищение Прозерпины, II, вступление, 16).
    Изобретение плектра приписывают богу Гермесу (Гомеровские гимны. К Гермесу, I, 53; I, 419; Аполлодор, III, 10, 2) либо поэтессе и музыканту Сапфо (Свида, s.v. Σαπφώ) и впоследствии он становится одним из символов поэтического творчества (Гораций. Оды, I, 26, 11; IV, 2, 33; Проперций, II, 3, 19; Овидий. Метаморфозы, X, 150; Марциал, VII, 23, 2; Стаций. Сильвы, I, 2, 2; I, 3, 101; III, 2, 132).

Аполлон с кифарой и плектром изображался на монетах Адриана:



 



Аполлон с кифарой и плектром
Статуя из Тускула; мрамор, I–II вв.
Мюнхен. Глиптотека
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
СИРИНГА (σῦριγξ, syrinx) — духовой музыкальный инструмент.
    Обычно представлял из себя многоствольную пастушью флейту из 7 трубок (arundo, fistula) различной длины и без пальцевых отверстий, которые были связаны между собой или скреплены воском. Вдувные отверстия сиринги устанавливались на одной верхней горизонтальной линии, а сами трубки из тростника разной длины образовывали нижний изгиб инструмента, подобный «крылу птицы» (Поллукс. Ономастикон, IV, 69; Гомер. Илиада, X, 13; XVIII, 526; Гесиод. Щит Геракла, 278; Феокрит, I, 128–129; VIII, 21; Вергилий. Буколики, I, 10; II, 36–37; III, 25–26; VI, 8; Тибулл, II, 5, 30–32; Овидий. Метаморфозы, VIII, 190–192; Плиний, V, 7).
    Сиринга изготавливалась из тонкого тростника особого сорта (Поллукс. Ономастикон, IV, 77; Афиней. Пир софистов, III, 90d) и каждая трубка (забитая разным количеством воска) могла воспроизводить лишь один звук. Кроме того, могло быть разное количество самих трубок: не только 7, но и 5, 9, 10 или даже 100 (Поллукс. Ономастикон, VIII, 72; Феокрит, VIII, 22; Святоградец, 95, 28–29; Овидий. Метаморфозы, XIII, 784).
    По наиболее распространённому мифу, изобретение многоствольной флейты приписывают козлоногому богу Пану, безответно влюблённому в наяду Сирингу. Спасаясь от домогательств Пана, наяда была превращена своими сёстрами в колеблемый тростник, который под порывами ветра издавал жалобные звуки. Именно из этого тростника Пан и создал сирингу (Гомеровские гимны. К Пану, 15; Аристофан. Лягушки, 230; Овидий. Метаморфозы, I, 689–713; Тибулл, II, 5, 30; Гораций. Оды, I, 17, 10; IV, 12, 10–11; Первый Ватиканский мифограф, I, 25, 6; Исидор. Этимологии, III, 21, 8).
    Иногда создателем сиринги называют Гермеса, сатира Марсия или Великую Мать Кибелу (Афиней. Пир софистов, IV, 184a; Диодор Сицилийский, III, 58, 2).

Сиринга как атрибут Пана единственный раз изображалась на римских монетах – на редчайшем денарии Августа (даю прорисовку, т.к. другой картинки так и не удалось найти):

 

 



Пан с сирингой
Мрамор, II в. до н.э. – II в.
Рим. Капитолийские музеи
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
СИСТР (σεῖστρον, sistrum) — ударный музыкальный инструмент.
    Систр состоял из двух частей: металлической (чаще всего — из бронзы) рамки в форме подковы и ручки из фаянса или металла. В отверстия рамки горизонтально вставлялись металлические стержни (обычно — 3), на которые нанизывались маленькие колокольчики или круглые пластинки-«тарелочки».
    При постоянном встряхивании систра его металлические части ритмично бились друг о друга и издавали мелодичное бряцание и перезвон, которые должны были отпугнуть силы зла и тьмы. Само бряцание систром во время религиозных шествий и ритуальных танцев, скорей всего, задавало определённый ритм.
    Одним из наиболее ранних свидетельств о систре считается упоминание о нём в египетском рассказе «Странствия Синухета» (Среднее царство, XII династия, 2000–1785 гг. до н.э.). В Древнем Египте систр относили к культовым музыкальным инструментам, посвящённым богиням Хатхор, Исиде, Нефтиде и Бастет.
    В Элладу систр попал из Египта и считался символом «круговращения» всего мира (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 63). По рассказу Плутарха, богиня Исида звучанием систра отпугивала злобного Сета, которого греки отождествляли со змееногим гигантом Тифоном (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 63). Как полагают, иногда систр использовали и в качестве детской погремушки (Аристотель. Политика, VIII, 1340 b. 16–18; Поллукс. Ономастикон, IV, 127; Марциал, XIV, 54, 1–2). Впрочем, звук систра даже мог подавать сигнал к началу сражения (Вергилий. Энеида, VIII, 696; Проперций, III, 11, 43).
    В Риме бряцание систра непременно сопровождало все ритуалы и праздничные шествия в честь Исиды (Овидий. Любовные элегии, II, 13, 11; III, 9, 33; Наука любви, III, 635; Метаморфозы, IX, 783; Письма с Понта, I, 1, 38; I, 1, 45; Тибулл, I, 3, 24; Марциал, XII, 28, 19; Ювенал, XIII, 94; Апулей. Метаморфозы, II, 28; VIII, 24; XI, 6; XI, 10; XI, 12).  

Как атрибут Исиды систр изображался на многих римских монетах:  





Систр
бронза, II в.
Милан. Археологический музей



Систр
бронза, I–III вв.
Нью-Йорк. Музей Метрополитен



Служительница Исиды с систром
Фрагмент фрески, II–III вв.
Лондон. Британский музей
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
ТИМПАН (τύμπανον, tympanum) — ударный музыкальный инструмент.
    Представлял из себя круглый обруч, обтянутый с двух сторон мембраной из выделанной шкуры животных или кожи. При игре тимпан держали в руках, ударяя по нему пальцами, ладонью, кистями или даже особым жезлом (Исидор. Этимологии, III, 21, 10; Еврипид. Вакханки, 124; Лукреций. О природе вещей, II, 618; Овидий. Фасты, IV, 324; Метаморфозы, IV, 29; Катулл, LXIII, 10; LXIV, 261; Плиний, V, 7; IX, 54; Стаций. Фиваида, II, 78; IX, 800; Светоний. Божественный Август, 68; Федр. Басни, III, 20, 4).    
    Тимпан использовался при проведении оргиастических обрядов Великой Матери Кибелы или во время шествий в честь Вакха-Диониса, так как обоим богам приписывалось само изобретение этого ритуального бубна (Гомеровские гимны. К Матери Богов, 1–5; Пиндар. Дифирамб фиванцам, 8–9; Еврипид. Вакханки, 55–53, 58–59, 151–167; Киклоп, 63–70, 203–205; Елена, 1338–1352; Геракл, 895; Аристофан. Осы, 119–120; Лисистрата, 3, 388; Геродот, IV, 76; Гораций. Оды, I, 8, 13; III, 15, 10; Обсеквент, 65a; Афиней. Пир софистов, IV, 183f).  
    Не исключено, что громкий звук тимпана не только задавал определённый ритм религиозным шествиям, но и должен был заглушить звуки, издаваемые во время оскопления неофитов в честь Кибелы (Палатинская антология, VI, 51).  
    Кроме того, известно, что «сладострастный» тимпан, призывающий к веселью, звучал на пирах эллинистических правителей Египта, а парфяне и индийские племена подавали им сигнал к началу сражения (Юстин, XXX, 1, 9; XLI, 2, 8; Плутарх. Красс, 23; Курций Руф, VIII, 11, 20–21; VIII, 14, 10).
    В Риме тимпан также непременно использовался во время обрядов Исиды и Кибелы (Вергилий. Энеида, IX, 618–619; Катулл, LXIII, 8–9; LXIII, 29; LXIII, 32; Овидий. Фасты, IV, 342; Корнут. Греческое богословие, 6; Ювенал, III, 62; VI, 515; VIII, 176; IX, 63; Апулей. Метаморфозы, VIII, 30; Клавдиан. Консульство Стилихона, III, 364–365; Против Евтропия, I, 278; I, 281; I, 301).    
    Впоследствии тимпан считали наиболее наглядным примером громкого звука (Ливий, XXXIX, 8, 8; Овидий. Метаморфозы, XI, 17; Квинтилиан, V, 12, 21; Сенека. О природе, II, 29; Плиний. Предисловие, 25) и символом земного шара (Августин. О граде Божием, VII, 24).
   
Как атрибут Кибелы изображался на многих римских монетах:  

 

 



Кибела с тимпаном
Фрагмент греческого посвятительного барельефа; мрамор, 1-я половина IV в. до н.э.
Берлин. Государственные музеи, Пергамский музей



Кибела с тимпаном и Аттис
мрамор, 2-я половина II в. до н.э.
Венеция. Археологический музей
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Курульное кресло (лат. Sella curulis) — особое кресло без спинки с X-образными ножками, выполненное, как правило, из бронзы и слоновой кости.
В Древнем Риме могло принадлежать только высшим магистратам, отсюда — курульный магистрат (лат. magistratus curulis).
Таким образом, обладать курульным креслом имели право консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы из числа ординарных магистратов, а также все экстраординарные магистраты.
По обычаю, кресло было сакральным символом власти магистрата, поэтому кресло всегда носили за ним.
Известно, что Гай Юлий Цезарь был первым человеком, получившим золотое курульное кресло.

По краям курульного кресла фасции (лат. fasces) (иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов.
Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор (часто секира), символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Право ношения фасций закреплялось за ликторами. Впоследствии, в геральдике, ликторские фасции стали символизировать государственное и национальное единство, также воспринимаются как символ защиты государственности. В такой трактовке они используются в наше время множеством государств и организаций.
Особые заслуги в работе форума, отмеченные администрацией Личная признательность администрации форума Обладатель подносного экземпляра памятной медали ПОСѢТИТЕЛЮ КЛУБА СТАРАЯ МОНЕТА. За использование нумизматики для благотворительной деятельности или оказания личной или финансовой помощи нуждающимся Пользователь обнаружил мошенника или помог раскрыть разгон лотов на форуме За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании Активный участник форума. Пользователь написал более 5000 дискуссионных сообщений вне торговых разделов За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 10000 раз 6 лет с даты регистрации
 
О, пошла тема!

Цитата
Никто пишет:
ПЛЕКТР (πλῆκτρον, plectrum) — тонкая пластина из твёрдого дерева, кости, рога, копыта или металла.
Плектром приводили в колебание струны, ударом или щипком извлекая звук из музыкальных инструментов. Впрочем, существовали струнные инструменты, звук из которых извлекался только пальцами, без помощи плектра.

Еще один Аполлон с кифарой и плектром (из Неапольского археологического музея):


А я хотел показать одну уникальную и знаковую римскую вещь.
Когда читаешь про триумфы, особенно живо представляешь колесницу триумфатора, в укоторой он едет сквозь ликующие толпы в пурпурном плаще с венком над головой... Воображение рисует что-то очень пафосное и особенно великолепное. Вот триумфаторы на монетах:



Вот триумф Тиберия - серебряный барельеф на скифосе из Лувра (раб позади императора держит венок и тихонько приговаривает: "Не забывай, что ты всего лишь человек!" ;) :


А вот - подлинная, чудом сохранившаяся (понятно, во фрагментах) и сейчас экспонируемая в Капитолийских музеях римская колесница! Более уникального средства передвижения, думаю, в музеях нет.
Что в ней поражает, когда стоишь рядом - это весьма скромные размеры и всякое отсутствие пафоса. Человеку, видевшему кареты времен барокко и рококо, как-то смешно после этого слушать о пресловутой римской роскоши ))
(Хочется думать, что четыре маленьких колеса приделаны вместо двух больших исключительно для удобства экспонирования, а не в качестве исторической реконструкии)
За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 6 лет с даты регистрации
 
Продолжим.

На многих римских монетах I в. до н.э. – III в. н.э. можно увидеть литуус – загнутый в спираль жезл.
Денарий Цезаря 46 г. до н.э., денарий Квинта Цецилия Метелла 81 г. до н.э., денарий Квинта Кассия Лонгина 42 г. до н.э.


Это принадлежность птицегадателей-авгуров. Литуусом авгуры каким-то образом выделяли на небе область, в которой следовало вести наблюдение.
Такой знак на монете мог обозначать либо принадлежность человека к жреческому сословию (он встречается ещё и на перстнях),

либо (в отношении императоров) значил, что тот правит при добрых предсказаниях авгуров (отсюда – слово инаугурация).

Денарий Августа


Денарий Марка Аврелия


Гадательные и многие сакральные практики в Рим пришли от этрусков, поэтому не удивительно, что подлинные литуусы были найдены в этрусских гробницах. Лучший по сохранности датирован 6 в. до н.э. и найден в окрестностях города Черветери. Сейчас он выставлен в Этрусском музее в Риме (Музей Вилла Джулия).


Если вам кажется, что литуус напоминает что-то знакомое из современной религиозной практики, то вам не кажется.
За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 6 лет с даты регистрации
 
Путеал

На денариях Скрибония Либона 62 г. до н.э. есть изображения путеала – священного колодца, находившегося на Римском форуме между храмом Кастора и Поллукса и храмом Весты. Он был построен иждивением кого-то из Скрибониев Либонов (кого именно – мнения расходятся), а, возможно, и поддерживался этой семьей в порядке на общественных началах. По крайней мере, в Риме его так и называли: путеал Либона.



Наиболее распространено мнение, что это было ритуальное ограждение вокруг места, куда когда-то попала молния (этим объясняют наличие молота или щипцов – атрибутов Вулкана у подножия путеала). Такое место считалось священным и ходить по нему возбранялось. Это соображение подкрепляется также тем, что как таковой колодец на Форуме археологически выявлен не был.
Правда, есть пассаж из Посланий Горация, который на первый взгляд можно понять как противопоставление поэтического винопития и трезвой воды из реального колодца Либона, которую пристало пить при занятии государственными делами:

Даже и Энний-отец бросался оружие славить,
Выпив всегда. - "Я колодец Либона и форум доверю
Людям непьющим, но песни слагать запрещу я серьезным".
Только он это изрек, - неотступно поэты все стали
Пить вперепой по ночам, перегаром воняя наутро.

Однако, «колодец Либона» здесь, скорее всего, - обиходное название места, где толклись деловые люди: Цицерон упоминает, что именно здесь собирались «толпы ростовщиков». Тот же самый Гораций в Сатирах подтверждает статус места:
...Но лишь только
До Эсквилинской дойдешь высоты, как вспомнишь, что сотня
Дел на плечах. - Там Росций просил побывать в путеале
Завтра поутру…

Впрочем, учитывая римский климат, кажется, что деловым было бы логичнее собираться около реального оборудованного колодца, а не возле пустого места, да еще и посвященного подземным богам. Короче, не все понятно с этим путеалом…
Само сооружение до нашего времени не дошло, но известно немало очень похожих путеалов, правда, служивших реальными колодцами:



Надо сказать, появление на монетах места, известного, как гнездо ростовщиков, в 62 году – сразу же после подавления заговора Катилины, выглядит политическим манифестом. Ведь списание всех долгов было основным лозунгом катилинариев. Кажется, в научной литературе этот аспект был пока не отмечен, так что, поставлю копирайт, пока не поздно )))).
За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 6 лет с даты регистрации
 
Амфоры

Не большой секрет, что один из методов определения центра производства амфор у археологов – сравнение находок с изображениями на монетах. Амфоры разных городов отличались по форме, и резчики штемпелей это замечательно передавали. Но, даже зная это, каждый раз удивляешься точности, с которой мастерами воспроизводились очертания амфор.

Вот, например, – хиосский тип:
Хиосская тетра 4 в. до н.э.


АЕ17 1 в. до н.э.


Хиос был одним из ведущих производителей премиального вина, поэтому, найдя такую амфору, сразу можно делать вывод об импорте именно этого продукта.
Вот эти амфоры в натуре:



А, например, на Самосе всё росло замечательно, кроме технического винограда, почему-то. Страбон недоумевал: «Самос не богат вином, хотя окружающие острова производят вино в изобилии, а бо́льшая часть всего примыкающего к нему материка даже славится прекрасными винами». Зато этот остров активно производил отличное оливковое масло, что отражено и на монетах: тут амфора окружена оливковым венком.

Тригемиоболы 5 в. до н.э.


А вот и реальные амфоры оттуда:



И ведь никто не пытался схалявить и изобразить условную или абстрактную амфору: чем гордились, то и резали. Не знаю, как кого, а меня эта достоверность сильно впечатляет.
За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 6 лет с даты регистрации
 
Внесу свою лепту. Щиток с перстня 4 до Р.Х. Марсий с флейтой. Доигрался, нельзя соревновться кто лучший..., с Б.....ми.....
3 года с даты регистрации
 
Продолжаем разговор.

Керикейон (по-гречески), или Кадуцей (по-латыни)

Бактрия, трихалк Деметрия Аникета, 2 в до н.э.
Скиатос, халк 4 в. до н.э.
Денарий Веспасиана 74 г.





Это жезл, который был атрибутом Гермеса (Меркурия). По легенде кроме всех прочих волшебных свойств (например, им можно было усыпить чудовище), кадуцей имел свойство примирять врагов. Дело было так: Аполлон подарил свой волшебный пастушеский посох малышу Гермесу в благодарность за свирель, которую сделал для него Гермес. Малый, но удалый будущий бог торговли решил проверить магическую силу подарка и воткнул жезл между двумя дерущимися змеями. Те мгновенно обвились вокруг посоха и стремительно помирились. Эта картина так понравилась Гермесу, что он обездвижил змей навеки, и простая палка приобрела знакомый нам вид.
Ввиду такого полезного свойства кадуцей стал применяться в древнем мире как атрибут парламентёра или посла при мирных переговорах (как впоследствии белый флаг).

Все мы видели кадуцей не раз на произведениях искусства.



Но замечательно, что до нашего времени дошло и несколько подлинных жезлов:

Музей Метрополитен, 6-5 вв до. н.э.


Британский музей, 5 в. до н.э. (найден на Сицилии)


Не знаю, откуда, но очень красивый, 5 в. до н.э.
За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 6 лет с даты регистрации
 
Скипетр императора

После обсуждения литуусов и кадуцеев предлагаю завершить разговор об античных жезлах самой уникальной и, не побоюсь этого слова, сенсационной находкой, сделанной относительно недавно. В 2005 году при раскопках на Палатине был обнаружен тайник со спрятанными в нём знаками императорской власти, включающими в себя детали трёх императорских скипетров.

Клад был найден в яме размером 50 на 70 см на глубине 4 метров в слоях, датированных рубежом 3 и 4 веков. На этом основании выдвинута вполне обоснованная гипотеза, что предметы принадлежали императору Максенцию и были спрятаны по его приказу перед самой битвой у Мульвиева моста, когда 28 октября 312 года Константин ворвался в Рим, а сам Максенций, разбитый наголову, утонул в Тибре.

Мозаичный портрет Максенция с принадлежавшей ему Виллы дель Казале


Предметы были завернуты в шелковые ткани, следы которых найдены археологами. Деревянные части скипетров полностью истлели, но остались их металлические детали и стеклянные навершия.
Сейчас этот клад хранится в римском музее Палаццо Массимо (в двух шагах от вокзала Термини) в подвальном помещении непосредственно рядом с нумизматической коллекцией (богатейшей и прекрасно экспонируемой, к слову).

Скипетры такого типа можно увидеть на монетах этого периода: (Лициний I, две монеты Лициния II, Константин)



А вот и сами предметы (дополненные деревянными деталями при реконструкции, конечно)
За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 6 лет с даты регистрации
 
Уважаемые знатоки! С большим интересом читаю ваш форум, весьма познавательный и полезный.
Хотелось бы задать вопрос знатокам античности.

Что за странное сооружение (ширма, дверь?) изображено на этих инталиях с Нероном и Одиссеем. Как я поняла, у нерона в руках лира, рядом - пресловутый колодец Либона, а над ним вот эта трехстворчатая ширма. Из такой же ширмы выходит собака Аргус на изображении инталии с Одиссеем. Фото со страниц интернета, но в моей коллекции есть сходная инталия с таким изображением.
Изменено: ольга погодина - 28.07.2020 20:29:02
 
Цитата
ольга погодина пишет:
Из такой же ширмы выходит собака Аргус на изображении инталии
так понимаю это не "ширма"))) Одиссей, в образе нищего путника вернулся домой. Двадцать лет отсутствовал в странствиях, никто его не узнал....
только его преданный сторожевой пёс Аргус.....
***Ныне ж, забытый (его господин был далеко), он, бедный
Аргус, лежал у ворот на навозе, который от многих
Мулов и многих коров на запас там копили, чтоб после
Им Одиссеевы были поля унавожены тучно;
Там полумертвый лежал неподвижно покинутый Аргус.
Но Одиссееву близость почувствовал он, шевельнулся,
Тронул хвостом и поджал в изъявление радости уши;
Близко ж подползть к господину и даже подняться он не был
В силах.
=VIRTVTE ET EXEMPLO=
За получение 100 положительных отзывов за покупки  на форуме За получение 200 положительных отзывов за продажи на форуме За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Уважаемый Себастиан, спасибо за труды и цитату) Но я эту историю знаю, разумеется. Вопрос заключался не в том, какой сюжет изображен - а именно что это за постройка? арка? ширма? - откуда выходит пес. И очень сходное сооружение на эрмитажной инталии с Нероном.
Изменено: ольга погодина - 28.07.2020 21:20:41
 
Цитата
ольга погодина пишет:
арка? ширма? - откуда выходит пес.
Врата, ворота. Часто на античных монетах изображались городские ворота например.
=VIRTVTE ET EXEMPLO=
За получение 100 положительных отзывов за покупки  на форуме За получение 200 положительных отзывов за продажи на форуме За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Цитата
ольга погодина пишет:

Что за странное сооружение (ширма, дверь?) изображено на этих инталиях с Нероном и Одиссеем. Как я поняла, у нерона в руках лира, рядом - пресловутый колодец Либона, а над ним вот эта трехстворчатая ширма.

На инталии с Нероном изображен треножник, водруженный на алтарь. Судя по мизансцене, этот треножник - приз на музыкальных состязаниях, который только что выиграл Нерон.
Кстати, вот похожий нашел на фреске из виллы Оплонтис (вилла, вроде бы, принадлежала жене Нерона, Поппее).
Изменено: Sandro - 28.07.2020 21:41:23
За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 6 лет с даты регистрации
 
В случае с Нероном очень даже подходящий вариант. :good2:
=VIRTVTE ET EXEMPLO=
За получение 100 положительных отзывов за покупки  на форуме За получение 200 положительных отзывов за продажи на форуме За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Sandro, спасибо большое! Да, версия убедительная. А у Одиссея, возможно, просто двери?
 
на монетах вот так встречается изображение  
=VIRTVTE ET EXEMPLO=
За получение 100 положительных отзывов за покупки  на форуме За получение 200 положительных отзывов за продажи на форуме За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Цитата
ольга погодина пишет:
Sandro , спасибо большое! Да, версия убедительная. А у Одиссея, возможно, просто двери?

Думаю, да. На саркофагах античных приоткрытые двери изображались довольно похожим образом.
За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 6 лет с даты регистрации
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●