Тайник с золотыми монетами XVII века, найденный во время ремонта особняка в Плозеве, Бретань, был продан на аукционе за 1 миллион евро (1,2 миллиона долларов), что намного превышает предпродажную оценку в 250-300 тысяч евро (296-355 тысяч долларов). ).
Монеты были обнаружены каменщиками в 2019 году. Они хранились в двух отдельных тайниках: один был помещен в металлический ящик в одной стене, а другой - в сумке в другой стене. Всего было 239 монет, все из золота, 23 из них отчеканены при Людовике XIII, 216 - при Людовике XIV. Владельцы недвижимости Вероник и Франсуа Мион оставили четыре в качестве сувениров, а остальные выставили на аукцион. На аукционе 23 сентября было так много заинтересованных покупателей, а торги были настолько интенсивными, что потребовалось пять часов, чтобы разобрать все монеты. Торги открылись с 8000 евро за очень редкий двойной Louis d'Or [с длинным замком], изображающий Людовика XIV и датируемый 1646 годом. Он ушел за 46000 евро, по той же цене, что и Louis d'Or из Парижа 1640 года. проштампован тамплиерским крестом.
Интересно и очень! От души спасибо. А вот интересно - возможно подобное у нас? То что должны оценивать историческую ценность , а не метала по закону - знаю, но интересно как по факту ценят? 25% от чего? Почему у нас все запрещено? Ладно продажи за рубеж, но почему низзя купить там и прислать сюда без риска? По-моему наше сообщество одно из тех , которое теоритички способно что-то предложить ? А может и нет… новедь абсурд! Я вот даже в чем-то горд , что в нашу страну иногда приходят редкие монеты? Почему я не прав законодательно?
Давайте посмотрим закон и судебную практику по нашей стране. п. 2 ст. 233 ГК РФ ("Клад" . В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. Стал смотреть судебную практику, обнаружил интересное. 1. Важна добровольная сдача клада государству. Цитирую определение Мосгорсуда от 16.02.2011: "Ссылка в кассационной жалобе на то, что суд не дал оценки постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором указано, что он и Л. не пытались укрыть, продать, либо иным образом распорядиться открытым кладом, не состоятельна, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что истцы намеревались добровольно передать найденное государству". 2. Во всех случаях экспертиза дает заключение, что "обнаруженные предметы являются культурными ценностями". 3. Насчет оценки. Приведу свежий пример 2019-2020 годов (определение Первого кассационного от 04.03.2020). В доме, принадлежащем одному лицу, другим лицом, проводившем ремонт, была обнаружена стеклянная бутылка, в которой находились золотые монеты дореволюционной чеканки, достоинством 5, 10, 15 рублей в количестве 260 штук. Клад передали в полицию. Согласно проведенным экспертизам рыночная стоимость монет на март 2019 г. составляет 4304569 руб. С государства было взыскано вознаграждение за клад в размере 2 152 284 руб. в равных долях, по 1 076 142 руб. в пользу каждого. Насколько это объективная оценка? Тут пусть эксперты с форума подскажут. Самое интересное, что провести другую экспертизу невозможно - монеты были переданы в ГОХРАН, но коробочка оказалась пуста.. )))
Ну и еще интересное дело: постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 29.09.2020. ИП в нумизматическом магазине осуществил продажу 4 (четырех) археологических предметов (монет) на сумму 1800 (одна тысяча восемьсот) рублей. В судебном заседании он показал, что указанные предметы были приобретены им в разное время на интернет-аукционах, однако подтверждающей документации не имеет (ну, при желании можно как минимум нотариально заверить страницы сайта..). Вместе с тем, достоверно установлен факт того, что ИП приобрел предметы археологии путем копания земельного грунта. И тут, по мнению суда, начинает работать законодательство, согласно которому объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности и т.д.. Вообще мотивировочная часть написана забавно и познавательно, ab ovo, при этом включая такую фразу: "Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что ИП К. совершил сделку с археологическими предметами путем продажи монет, являющимися предметами архитектуры..." (видимо, имелось ввиду археологии)).
А в итоге административка по ст. 7.15.1 КОАП и конфискация оставшихся монет.
Мой адвокат утверждает, что даже если вас обокрали, нашли вора, но вы не можете доказать ЗАКОННОСТЬ приобретения украденных произведений искусства или монет, они могут запросто перекочевать в закрома родины...
Если говорить о незаконных раскопках, то с появлением массово доступных металлоискателей начался настоящий бум неконтролируемого копательства, и сколько археологических ценностей погибло или утрачено для науки и культуры - неизвестно. Вопрос однозначно должен был быть урегулирован. Проблема в том, что вопрос комплексный и должен быть урегулирован разными отраслями тоже в комплексе и разумно. Одними запретительными мерами ничего не решить. Из пояснительной записки к законопроекту 2013 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии":
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не содержит норм, направленных на предотвращение незаконной добычи и незаконного оборота культурных ценностей, представляющих значение с точки зрения археологии. В законопроекте ...уточняется понятие "археологического предмета", которое позволит определить его принадлежность к системе культурных ценностей и будет способствовать созданию механизма правового регулирования оборота и охраны указанных предметов. ...за незаконные археологические раскопки с использованием металлоискателей предлагается установить административную ответственность. Основанием для привлечения к уголовной ответственности является факт повреждения или уничтожения культурного слоя. Также административную ответственность предлагается установить за незаконный оборот археологических предметов.