== "[I]"Ефимок" 1798 г. (Монета, выдающаяся по типу, редкости и ценности. Означенный экземпляр был сдан нумизматами Наркомфина Выставочному Комитету как поддельный "металлический слепок", но экспертом-нумизматом Выставочного Комитета был определен как подлинный экземпляр, не внушающий никаких сомнений, все же другие "ефимки", представленные, как "новоделы", оказались поддельными.)"[/I]" (1-я Всесоюзная Выставка по филателии, бонистике и нумизматике. М., 1925. С.174.)
[QUOTE]Романовъ пишет: По фуфлу я ничего сказать не могу, это не моя тема совсем, но мнение Bibliografа я уважаю, как и многие другие, эти замечания очень серьезны. Попросим его дать развернутый ответ на эту тему.[/QUOTE] В свое время лично перебрал свыше 16000 двухкопеечников 1810-1815 гг. ("вторая бочка"), так что с темой знаком не понаслышке. Также прекрасно знаю человека, по чьему заказу делали перерезки монет, отмеченных мною выше. Знаком и с другой продукцией этой мастерской, благополучно легализованной на ряде аукционов. Поэтому можно приводить разные доводы "за" и "против" подлинности, как это принято на форумах, а можно просто знать, кто и когда эту подделку произвел.
Доказывать что-либо и указывать на ошибки и недочеты не собираюсь. Поясню. Любой каталог должен строиться на изучении заведомо подлинных экземпляров, в первую очередь происходящих из музейных собраний. Сбор и сортировка картинок из Интернета с обсуждением сомнительных монет на форумах (высший критерий истины для автора?) и дальнейшей публикацией в виде "каталога" – это профанация каталогизаторства. Ранее, прежде чем создать каталог, автор погружался в тему на 20-30 лет и к моменту выхода труда его жизни уже был признанным специалистом в своей области. Сейчас все совсем иначе. Аукционы ставят на торги все подряд и просят всех желающих указывать на ошибки, аргументируя это тем, что "мы ничего не понимаем в монетах, помогите нам", "у нас столько монет, что мы не успеваем все внимательно просмотреть" и т.п. Авторы пишут книжки, после чего "просят помощь зала". Я в этом цирке не участвую.
== "[I]В то же время именно ей, как законной наследнице, были переданы экспонаты, не представляющие музейной ценности. Экспертами [Эрмитажа] были отвергнуты 326 предметов, в их числе более 200 монет. Среди возвращенных по описи значатся: 23 экз. монет в 5 и 10 руб. XVIII и XIX вв. из золота, 177 экз. серебряные рубли императорского периода, включая 13 экз. полтинников Петра I, по одному экз. полтинников Екатерины I и II, 8 экз. рублей Ивана Антоновича, а также 10 экз. «монет древних иностранных серебряных», одна шведская медная клиппа и целая коробка «без счета» русских медных монет.[/I]" (Яровая Е.А. Из истории поступления в Эрмитаж нумизматической части коллекции Н.Ф. Романченко (по архивным материалам) // Семнадцатая Всероссийская нумизматическая конференция. Москва - Пущино, 22-26 апреля 2013 года. Тезисы докладов и сообщений. М., 2013. С.220.)
[QUOTE]Романовъ пишет: Сегодня в клубе слышал мнение от авторитетных людей, что издание содержит фото и описание поддельных монет, и не одной, к сожалению. Хотелось бы услышать комментарии об этом нумизматическом пособии от Bibliografa.[/QUOTE]
Попадание подделок в такие работы, к сожалению, неизбежно. В руководство включены фотографии с различных аукционов (осматривал ли автор сами монеты?), какая-либо критика источников отсутствует. В результате сомнительные монеты, прошедшие через интернет-аукционы, не имеющих квалифицированных экспертов по меди, окончательно легализовались в данном труде. Например, ключевые монеты темы - двухкопеечники 1810 СПБ-ПС и 1810 КМ-МК – представлены как подлинными экземплярами, так и, уверен, явными перерезками (№ 95 и № 121).
Вообще, не собирался ничего писать о "Руководстве", поскольку это типичный самиздат без выходных данных и ISBN, в библиографии не включаемый. И все же. Не буду говорить об отсутствии внятной классификации, типологии и т.п. Задел косноязычный, безграмотный, с орфографическими, грамматическими и стилистическими ошибками текст. Пример. "[I]Они могут быть перевернуты в различных сочетаниях к примеру первая перевернутая, обе перевернуты, как римские единички итп .[/I]" Еще. "[I]Такое сочетание корон встречается часто на ровне с вариантом №13. На самом деле многие монеты отличаются еще количеством перьев во втором ряду крыльев, но классификацией по указанному признаку не является, по мнению автора, востребованной в настоящий момент, однако сравнительная таблица на последних листах размещена для ознакомления.[/I]" Печатать что-либо без обработки текста грамотным редактором и корректором – да-да, есть такие специальности – это неуважение к читателям, а в данном случае – неуважение в особо циничной форме.
XVII. [B]Семнадцатая Всероссийская нумизматическая конференция. Москва - Пущино, 22-26 апреля 2013 года. Тезисы докладов и сообщений. М., 2013.[/B] 248 с.: ил.
* Ширяков И.В. «Криминал» на Кадашевском дворе в первые годы его деятельности * Фурасьева Т.М. Женский головной убор из Поволжья в собрании ОН ГЭ * Богданов А.А. Собрание «указов о монетах» П.А. Картавова: состав и источниковедческое значение * Сафонов М.М. «Константиновский рубль» в контексте польской политики Александра I * Синчук И.И. 1826 * Саакян В.Р. Первый памятный серебряный рубль и его разновидности (по материалам собрания ОН ГИМ) * Джапаридзе В. Бернгард Брекке и его уникальная коллекция медных монет императорской России * Храменков А.В. Сложные формы для литья российских фальшивых монет XIX века * Колобова И.Н. К вопросу о подделке российских монет и кредитных билетов на территории Беларуси (по архивным источникам XIX в.)
[QUOTE]Мишутка пишет: как я понимаю если фото выкладываеться аукционом то на него никакие права не нужны.[/QUOTE] Нет. Аукционы выкладывают фотографии для того, чтобы участники торгов на их основе делали ставки, а не для иллюстраций чужих книг. Даже если человек купил монету, то фотографию этой монеты, сделанную фотографом аукционного дома, он не имеет права использовать без разрешения.
[QUOTE]Тимофей пишет: С аукционов и форумов все же стоит заручиться согласием владельцев, без такого согласия это может оказаться нарушением. Почему-то кажется, что упоминание в каталоге "Фото А\Д Такого-то" не должно вызвать возражения у тех, кто это фото сделал.[/QUOTE] Лучше всего заручиться согласием правообладателей. Но согласен, как показывает практика, достаточно под каждой фотографией указать источник, а в примечаниях дать полную ссылку (как делает Ю.П.Петрунин). Если просто указать на использование "аукционных каталогов российских и зарубежных аукционов", как это делает ворьё с волмара, то места такому каталогу на "Старой монете" не будет.
Как обстоит дело с копирайтом? Получено ли разрешение на публикацию сторонних фотографий монет, если таковые имеются? Или использованы только авторские снимки?
Твердый кожаный (!) переплет с золотым рельефным тиснением, увеличенный формат, мелованная бумага (такой толщины, что постоянно кажется, что страницы слиплись), цветные иллюстрации. Текст на русском, английском и немецком языках.
Руденко, автор уже трех книг по жетонам, представляет новый труд - каталог бородовых знаков. В отличие от большинства жетонов, бородовые знаки традиционно входят в сферу интересов коллекционеров монет императорского периода. Необычные, красивые, неразрывно связанные с именем Петра Великого, во многом загадочные и безусловно редкие, они желанны в любой коллекции. В то же время, отдельных исследований по истории бородовых знаков немного (самые известные – еще дореволюционные работы Винклера П.П. "Из истории монетного дела в России" и Чижова С.И. "Бородовые знаки", опубликованные в 1897 и 1905 годах соответственно), поэтому необходимость современного исследования давно была очевидна.
Книга состоит из исторического исследования и собственно каталога. Из первой части можно получить ответы на различные вопросы: Чем вызван перерыв в чеканке бородовых знаков с 1705 по 1724 г.? Каким образом ежегодно продлевали действие знака? Где ставился надчекан – на монетном дворе или в регионах, непосредственно перед выдачей знака? Чем отличаются новоделы от оригинальных знаков? Самое главное – автор привел полный текст указов (а временами и фотокопии), регламентирующих ношение бороды, как опубликованных в Полном Собрании Законов Российской Империи, так и архивных: от петровского указа 1698 года о чеканке бородовых знаков до телеграммы 1901 года, разрешающей ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.
В каталоге представлено наиболее полное собрание бородовых знаков – все известные на сегодня разновидности оригиналов и новоделов из собраний Эрмитажа, ГИМа, Ярославского музея, Музея Смитсоновского института, Французской национальной библиотеки, частных коллекций. Описание каждого жетона занимает целый разворот: номер по каталогу, место чеканки, размер, вес, ссылки на каталоги (Рейхель, Чижов, Брекке, Биткин), место хранения, цветные качественные фотографии обеих сторон (1:1 и увеличенная, занимающая целую страницу), металл, сохранность, степень редкости, характеристика аверса, реверса и гурта. Отдельно даны фотографии разновидностей надчекана и ободка.
Заканчивается книга фотографиями всех разновидностей знаков, сгруппированными на нескольких страницах (т.н. "Поиск по изображениям" ;) и библиографией.
Ветка для обсуждения книги Руденко И.В. "Бородовые знаки. 1698. 1705. 1724. 1725. Каталог." (Ростов-на-Дону, 2013), описание которой можно найти в "НОВИНКАХ раздела "Каталоги монет России 1700-1917 гг.".
[B]Нумизматический сборник МНО. № 17. М., 2012.[/B] * Петрунин Ю.П. К вопросу о комплектовании коллекции и проблемах каталогизации монет Елизаветы Петровны.
[B]Нумизматический сборник ГИМ. Т. XIX. (Труды ГИМ. Вып. 192). М., 2012. 216 с.: ил.[/B] Сборник посвящен памяти А.С.Белякова. По императорскому периоду только одна статья, посвященная попытке введения свободного размена кредитных билетов на монеты:
* Бугров А.В. Реформа "свободного размена" 1862-1863 гг.
[QUOTE]Александр Редько (A.P) пишет: Доказано на основе архивных документов, что монет этого номинала и с такой датой никогда не чеканилось[/QUOTE] Но где это опубликовано?
[QUOTE]Александр Редько (A.P) пишет: Не ищите 1727 год, его в природе не существует, все известные экземпляры этого раритета - не что иное, как позднейшие перерезки, даже тот, что из коллекции Зубова! Научно доказано... [/QUOTE]
Действительно доказали, что зубовский экземпляр всего лишь перерезка? Нигде об этом не читал.
Наконец-то стали известны тиражи монет Хорезмской Советской Народной Республики 1920-1922 гг. Их обнаружил в архиве и опубликовал Кузнецов А.Ю. (Кузнецов А.Ю. Люди, пьющие воду из Аму-Дарьи // Альманах Общества РОИ. Книга I. М., 2012. С.136).
Привожу цифры, округляя до десятков тысяч (точные данные можно найти в упомянутой статье):
100 рублей - 40 тыс. 20 рублей - 80 тыс. 25 рублей - 160 тыс. 500 рублей - 320 тыс.
Получается красиво: тиражи увеличиваются в 2 раза при переходе от одного номинала к другому.
[B]Труды Государственного Эрмитажа Т. LXI. Материалы и исследования Отдела нумизматики. СПб., 2012.[/B] 358 с. Много интересных и важных работ по истории науки, в том числе биографии, переписка, библиографии, публикации ранее неизданных работ А.А.Ильина, А.К.Маркова, М.Г.Деммени.
* Деммени М.Г. О неизвестной до сих пор деньге 1782 г. * Маршак М.Б. Деятельность Ассигнационного банка по размену медной монеты в 1800-1810 (Дело о поступившей в банковые места медной монете, принадлежащей Государственному казначейству). * Степанова О.А. "Миниатюрные деньги для забавы" (Коробочка в виде монеты из собрания А.А.Ильина). * Шишанов В.А. К истории чеканки "банковой монеты" 1796 года и ефимка 1798 года.
4-5 декабря 2012 года в ГИМ пройдут традиционные нумизматические чтения, к которым уже изданы материалы (не тезисы!) докладов и сообщений. Четыре доклада по императорскому периоду (не рассматривая сообщения о кладах и находках, истории науки).
* Краснов Р.В. Опись Кадашевского монетного двора 1711 года. Ведомость о чеканке серебряных и медных денег за 1706–1711 гг. * Богданов А.А. Некоторые особенности распространения и бытования законодательных актов по монетному делу в России в XVIII в. * Ткаченко В.А., Хухарев В.В. К вопросу о практике вторичного использования монет в быту. * Будников А.В. О плотности стандартных золотых монетных сплавов 900 и 917 проб.
Рад объявить о выходе новой книги Всеволода Захарьевича Арефьева – старейшего нумизмата, непревзойденного знатока русской нумизматической литературы, много десятилетий занимающегося работой по созданию библиографии российской нумизматики. Любому образованному нумизмату известны его работы, такие как "Типы русских монет 1802-1917" (1971), "Инвентарный каталог советской литературы по нумизматике, бонистике, наградному делу" (1996), прибавления к "Нумизматическим запискам", многочисленные статьи. Многие пользуются репринтами дореволюционных трудов, выполненными В.З. Арефьевым на высочайшем уровне, с сохранением орфографии и тщательным подбором материала обложки и аутентичной бумагой. Те же, кто непосредственно общается с Всеволодом Захарьевичем, всегда отмечают широту его знаний, свойственную людям уходящей эпохи.
Сегодня мы получили письмо от В.З. Арефьева:
[I]Многоуважаемые Господа! Недавно мною была издана небольшая работа по исторіи французскаго изданія корпуса русскихъ монетъ вел. кн. Георгія Михаиловича, Парижъ 1916 г. на англійскомъ и французкомъ языкахъ. При составленіи былъ использованъ какъ зарубежный матеріалъ такъ и великокняжескій архивъ въ СПБ. Прилагаю загл. листъ и первую страницу. Съ наилучшими пожеланіями и уваженіемъ готовый къ услугамъ, Искренне Вашъ В. Арефьевъ. Филадельфія, 2. ХI. 2012.[/I]
Ветка для обсуждения книги Дьяков М.Е. "Золотые и серебряные монеты Петра I. 1699-1725" (М., 2012), описание которой можно найти в "НОВИНКАХ раздела "Каталоги монет России 1700-1917 гг.".
Нет, но часть находок удалось изучить и сфотографировать. Это были не клады, а следы мастерской: несколько сот предметов, в основном некондиция.
В тезисах последней всероссийской конференции опубликован доклад по литым "крестовым" пятакам с фотографией литейного брака (пятак с литником и "юбкой").
[QUOTE]ЮВСМ пишет: znatok (у) Всего комплектов многоместных полуформ должно быть не менее трех. "чудо-поисковик" должен понимать – он разыскивает весьма серьезное и, возможно, масштабное производство.[/QUOTE]
Сомневаюсь по поводу полуформ. Как правило, практиковали литье в земляные формы, которые разрушаются при извлечении монет. Могут сохраниться опоки - ящики без дна и крышки - но это стандартный инструмент литейщика и интереса не представляет.
Находка интересная, но отнюдь не уникальная. Подобные предметы, наряду с различной отбраковкой фальшивомонетчиков, находили в Могилевской области.
Пара добавлений к подробному репортажу. Вряд ли это штемпель алтынника - на нем выпуклое изображение. Подписная плата - старая гальванокопия. Как говорил Уздеников: не зная, что оригинал находится в Эрмитаже, никто бы и не подумал, что это гальвано (настолько качественно сделано и настолько тяжело выявлять гальвано именно для плат). У каталога большой тираж (1000 или 1500 экз.). Первая партия тиража ушла финансистам, но вторую обещали ГИМ.
Золота много, ведь составитель Ширяков. Из XVIII помню червонец 1701. Выставка "Золото богов..." открыта, она проходит в здании ГИМ. Обсуждаемая же выставка в здании музея Ленина.
[QUOTE]alex0580 пишет: Аналогичное "Увы", подкреплённое жестом, привело в 1969 году к моему знакомству с И.Г. Спасским.[/QUOTE] Очень интересно, можно ли подробнее?
[QUOTE]SlaTer82 пишет: Bibliograf, не подскажете, часы работы выставки, а также сколько стоит вход и каталог?[/QUOTE] К сожалению, не знаю. На открытие прошел по пригласительному, а каталог подарили.
Вчера побывал на открытии выставки "Финансы на службе России", посвященной 210-летию Министерства финансов России. Выставка проходит в ГИМ (территориально – в бывшем музее Ленина), но на ней представлены материалы не только из собрания исторического музея, но также из Гохрана, спецфонда Госзнака, монетного двора, архивов и прочих непростых учреждений. В небольшом зале собран действительно интересный и разнообразный материал: документы, одежда, награды и знаки отличия, географические карты, плакаты, наградные серебряные ковши, государственные печати. Естественно, широко представлены боны (в большей части пробники) и монеты. Есть даже монетные штемпели и клише бон.
Монеты лежат на витринах в двух экземплярах: одна лицевиком кверху, другая – обороткой. Из того, что запомнил: две полполушки, два сестрорецких рубля (новоделы, все подлинники в Эрмитаже), два вензельных гривенника, два "семейника", портретные Павел и Александр, юбилейка, две 12-рублевки и куча золотых монет. Почему-то только в одном экземпляре "константиновский" рубль и "рейхелевская" полтина.
Экспозиция готовилась спешно, в период отпусков, но превзошла все ожидания. Богато и изящно показан очень интересный материал. Спасибо организаторам! Всем нумизматам рекомендую посетить выставку, благо она будет открыта еще 3 месяца.
Помимо организации выставки, Ширякову удалось подготовить каталог, в котором на 62 страницах в цвете и на хорошей бумаге показаны основные экспонаты.
Посчитать труды Джулиана непросто. Посмотрел по своей неполной базе - его перу принадлежит 130 журнальных статей по русской нумизматике (первая была в 1960 году). Это только те, под которыми стоит его подпись; многие заметки он не подписывал. Газетные публикации не фиксировал, тогда как только в "World Coin News" около сотни работ.
С русскими переводами проще. В Южноуральском "Уникуме" в 1998-99 годах печатали с продолжением его заметки по рублям, в 2006 году в "Нумизматике" вышел перевод статьи о золотом рубле 1762 года. Вроде все. Могут быть газетные публикации (в тех же "Петербургском коллекционере" или "Миниатюре"), но их не считал.