Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Медь XVIII в. - Последние добавления в вашу коллекцию и чем монета вам понравилась., Здесь можно хвастаться.
 
Скажем честно, найти медную монету XVIII в. в хорошем состоянии всегда приятно и часто просто не легко, особенно если речь идёт о монетах Петра III, Елизаветы Петровны и более ранних. И чего уж греха таить, если хочешь собрать более менее полную тематическую коллекцию, приходится иногда не брезговать и копанными, и чищенными монетами. Думаю необходима тема, в которой мы могли бы делиться своими последними приобретениями, даже теми, которые не идеальны, но которые нам приглянулись и по нашему представлению хотя бы и временно, но достойны наших коллекций. Делитесь своими приобретениями. Давайте общаться.

К примеру, вот эту полушку 1741 года продавали как полушку 1746 года. Я просто не мог пройти мимо. Не, то что бы она была классная, но когда полушка 1741 года была лишней? ;)

Нумизматические курьёзы
 
Нашёл на интернете. Не знаю правда или нет, не моя тема. Но что-то в этом есть.

Профиль и фасад:

Изменено: extant4cell - 02.10.2022 14:33:08
Полтина Александра I, с надчеканкой.
 
Загадочная неопознанная надчеканка на реверсе. Какой-то рунический язык. (??)



Есть мысли о проихождении?
Изменено: extant4cell - 09.07.2022 16:46:16
Вечерние и ночные фотографии - делитесь
 
Расчехлил старую камеру и протер пару старых линз. Решил вспомнить молодость, пофотографиротаь немного. Как раз на вечер с ночью выпало.




Дымку, которую подсвечивало розовым, солнце, на закате, начала подсвечивать луна ночью.
Изменено: extant4cell - 10.05.2022 16:11:44
Монета на определение, похоже на древнее серебро Малой Азии, но не уверен.
 
Помогите определить, что это за монета (период, год, страна или регион, правитель):



за ранее благодарю!
Медаль 1837 года (?) - в честь Екатерины II
 
Медаль из лота 9 медалей, включая старые гальвано-копии:



в онлайн-каталоге не нашел подобной. Где-то такая описана? :hi:
5 копеек СПМ 1767 года с высокой короной над орлом., Последний вариант до 11 леднего перерыва.
 
На вчерашнем аукционе приобрёл вот такой интересный пятак
[SIZE=2](прошу прощение если кого-то перебил, небольшая борьба за него, но была)[/SIZE]



Позиционировался он, как пятак 1766 года. Мне понравился своим неплохим состоянием
и непрочеканкой последних двух цифр года, что само по себе уже привлекло мой интерес.
Еще заинтересовал меня он своей необычной, как мне показалось, короной над орлом, для
пятаков Елизаветы и Екатерины 1758-1767 годов этого двора.

Решил покопаться и разобраться с коронами. Своим маленьким обзором был приятно порадован,
так как, получилось, что моя новая монета не 1766, а 1767 года, что согласитесь, приятнее. И вот почему.



За 4 года старые формы сработались, и перед окончанием чеканки пятаков на Питерском дворе
пришлось делать новые рабочие матрицы для инструмента. Поэтому, среди монет с такими
коронами над орлом, проще найти монеты в лучшем состоянии.

Так что, получается монета моя 1767 года, и хоть "Я" от "десять копеек" и попала удачно под ножку
"7" прикинувшись "6", это всё же 1767 год.



на что указывает высокая корона над орлом 1767 года, как видно на некоторых других монетах:



в более ранних годах они отсутствуют.

Монеты со старым типом короны в хорошем состоянии очень трудно найти. Обычно они не лучше
этого:



Все монеты Питерского двора в близком к отличному состоянию найти очень трудно, и монета со
старой короной, как эта, пожалуй самая большая редкость:



среди всех Питерских пятаков в приличном состоянии этого года. Хотя они все - приятная находка.

Возможно эта информация пригодится другим коллекционерам пятаков.  :hi:
Наблюдения редкости Московских пятаков 1763 года ММ с одной точкой после ММ., Недооцененная редкость 1763 года - точка после второй М. на пятаке
 
Московские пятаки ММ 1763 года с точкой после второй М <<М . >>, где сама эта М сдвинута ближе к орлу сознательно, что бы <<М с точкой>> выглядели сбалансировано. Эта точка сразу видно была поставлена не случайно. Такой штемпель или небольшая группа одноматочных штемпелей произвели небольшое количество этих пятаков. Всего, просматривая разные ресурсы я нашел 5 экземпляров, так что думаю вполне можно назвать их недооцененной редкостью, на которую коллекционерам этих монет стоит обратить отдельное внимание. Стоит такой пятак найти и добавить себе в коллекцию. :hi:

На данный момент разнос цен на эти пятаки велик, от 700+ рублей и до 1000 долларов:





Так что, шанс найти такой пятак не за дорого пока есть.
Видео и фильмы снятые форумчанами или о людях на нашем форуме
 
Уверен, что не я один кроме коллекционирования монет еще и маленькие видео снимаю.
Делитесь, будет интересно посмотреть ваши сцены из жизни, или о том чем ещё вы увлекаетесь.

Мой последний видосик с прохладного края земли: Австралия - Скалы 12 Апостолов: https://youtu.be/5alQDkuq0zo
Эстетика медалей: красота и изящество в работах медальеров 18-го века., Оценка художественной ценности медалей, как произведений искусства
 
Перенесено из темы Идеальная коллекция медалей РИ (https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum14/topic264918/message2872820/#message2872820)

IgorS продемонстрировал медаль Анны 1731 года в честь монетной реформы из коллекции ГМ (см. тему выше), подобную медали с аукциона Dr. Busso Peus Nachfolger 2011 года:



Мне она показалась очень оригинальной. Сравнивая с другими вариантами я заметил следующее: "Портрет для этого типа, хороший, и нравится на оборотной стороне добавление звёзды над скипетром, оригинально. Минус только за живот императрицы. У Козмина и у Юдина более воздушная она получилась, что ли. А тут больше - реализм. Такой животик появляется ещё на некоторых коронационных медалях Елизаветы, у России, преклонившей колено, что мне не понравилось немного (работы И.Г. Вехтера, причем). Но сама медаль выполнена уверенной рукой. Интересно кто ее сделал."

На что IgorS заметил следующее:

"Любопытно - раньше не обращал внимания на животик. Возможно аллегорический прием того времени  ;)

Вот описание реверса Вехтера на коронационной медали Елизаветы (ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО В МЕДАЛЬЕРНОМ
ИСКУССТВЕ XVIII ВЕКА. У.М. Волкова, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва):

На оборотной стороне изображена коленопреклоненная и облаченная в тунику и мантию
Россия, отражающийся геральдический щит с двуглавым орлом в центре. Женщина, олицетворяющая собой страну и народ, отдает свое пылающее сердце монархине, коронованной Провидением.
Основной идеей этой композиции стало утверждение законной власти императрицы,
занявшей престол путем дворцового переворота. Сюжет подчеркивает и круговая
надпись: ПРОМЫСЛЪ БОЖIИ ЧРЕЗЪ ВѢРНЫХЪ ПОДЪДАННЫХЪ.

Про животик ни слова - возможно вы первый, кто это заметил  :!: "

И тут меня заинтересовало сделать своего рода художественную оценку медалей этого типа, а так же вариаций коронационной медали Елизаветы, а точнее её оборотной стороны. Вылилось это в эту тему, в которой [B]было бы интересно услышать ваши мнения по поводу художественной ценности вариантов разных медалей, оценку определенных разных моментов композиций на медалях и возможно лучше разобраться в стиле и мастерстве разных медальеров 18-го века[/B].

Вот что получилось у меня с лёгкой руки IgorS:

============================================================­======================================

Как знать. Это не вопрос описания медали, а художественного вкуса в отношении определенного её варианта. Связано это со стилем исполнения рисунка с эскиза. У каждого модельера свой уровень умения, виденье и техника. Это не вопрос редкости медалей (тут вариант показанный мной, рядом с вашей не стоял), а оценки их как произведения искусства. Если пять художников изобразят один и тот же этюд - получится 5 разных картин, одна лучше другой. Они будут подвержены критике, при выборе лучшей из них, так же и тут. Эстетически, я бы поставил вариант оборотной стороны работы И. Козмина, затем Юдина, и дальше вариант без подписи, как на медали с аукциона Dr. Busso Peus Nachfolger 2011 года.



Хотя, хронологически, по времени выпуска, ваша наверное самая ранняя и самая редкая, потом Юдин, и Козмин. Эстетически, однако, животик - всего лишь одна из деталей на последней медали, из тех, что мне не приглянулись, но это типично для самых ранних медалей. Разумеется в описании этой детали нет, так как описывалась композиция в общих чертах, а не такие мелочи.

Раз мы эту тему уж затронули, можно просмотреть и коронационные медали Елизаветы под углом эстетической оценки оборотных сторон. Я их разбил на 4 вариации (в первой и в последней свои подвиды имеются). У каждой вариации есть свои плюсы и минусы:



Ниже подробнее, с подвидами:

1а) Работа В. Климова (В.К.). Надпись находит на вторую колонну. В золоте и серебре



1б) Копия с 1а, без подписи на об. ст. примерно 1850 г. Работа Ханнеманна (подпись под портретом). Рисунок несколько изменен. Серебро.



1в) Работа В. Климова (В.К.). Рисунок изменен. Серебро и олово.



2) Приписывается В. Климову, но если честно я ни разу не увидел на медалях этой вариации инициалы В.К., скорее видится на одних медалях У.К., на других I.K., если кто-то может подтвердить, будет здорово. На мой взгляд - самая красивая медаль из серии коронационных медалей Елизаветы (среди номеров 1, 2 и 3), хотя не без своих изъянов (и их не мало). Рисунок отличен от 1а, 1б, 1в. Надпись не находит на вторую колонну. Колонны визуально уже. В белом металле и в меди. Этот штемпель идет в паре с портретом С. Юдина.



3) Без подписи. Вторая колонна двойная. Изображение отлично от предыдущих. Тут мне нравится, как складки на платье получились - супер! Серебро.



4а) Работа И.Г. Вехтера. Колонны украшены. Щит овальный. Бронза.



4б) Точная копия с 4а. Бронза.



Простота убранства платья и животик коленопреклоненной России в минус на 4 номере, все остальное в плюс. Не копия, а артистическое переосмысление более ранних работ, с бо'льшим благородством форм.

Разумеется я наверное многих подвидов медалей не нашел, и это всего лишь моё скромное мнение.

Может у Вехтера не Россия, а аллегорическая императрица Анна преклоняет колено?

============================================================­=======================

Alex Dubovsky:
"Отличное исследование ! Спасибо..."

IgorS:
"...в профильные темы на форуме было бы неплохо перенести!
...Может животик был символом светлого будущего в новых поколениях  ;)  "

============================================================­=======================

Справка из Иверсена о В. Климове:


И вот эту справку (от туда же), которая может пролить свет на инициалы У.К или I.K.:
Изменено: extant4cell - 05.07.2021 12:28:09
Аналитический обзор медальных портретов Елисаветы Петровны братьев Вехтер, «G • WÆCHTER • F •» и «Waechter • F •» под портретами Елизаветы I
 
[SIZE=6][B]Аналитический обзор медальных портретов Елисаветы Петровны братьев Вехтер[/B][/SIZE]



Одними из самых красивых и интересных портретов Елисаветы Петровны на медалях, на мой взгляд, являются портреты с подписями: «G • Waechter • F •» и «Waechter • F •».

Так как я, что греха таить, не являюсь коллекционером медалей со стажем, то мне было довольно любопытно покопаться и разобраться в портретах Елисаветы на медалях, выбрав из них самые красивые, те к которым лежит душа. Вылилось это конечно в покупке ещё двух медалей и в довольно интересном изучении предмета.

Кроме хорошо мне знакомого, по рублям 1757 года, портрета работы Жака Антуана Дасье и его достаточно точной поздней копии Якова Рейхеля:



Интересными, также, оказались портреты работы Иванова, с подписью «ТИМОѲЕЙ ÏBAHOBЪ», и его копия (более низкого качества) сделанная Клепиковым примерно через сто лет, с подписью «КОП. A. КЛЕПИКОВЪ.»:



И наконец, однотипные с портретом Иванова, портреты с подписью «Waechter • F •» (которые имеют одну разновидность лицевой стороны медали «А») и с подписью «G • Waechter • F •» (имеют две разновидности лиц. ст. медали «B1» и «B2»):





Именно портрет с подписью «G • Waechter • F •» показался мне наиболее интересным, элегантным и самым красивым (на обеих разновидностях лиц. стороны «B1» и «B2» портрет идентичен). Разница между портретом Елисаветы Петровны работы Вехтера с лиц. ст. «А» и портрета на медалях с лиц. ст. «B1» и «B2» довольно заметная, если присмотреться к деталям. Первоначальным, однако, был вариант «А», как мы увидим позже. Он и стал прототипом для остальных вариантов, включая портрет работы Иванова.

[B]Заметные отличительные черты портретов работы Вехтера и его копий:[/B]

- [B]«Waechter • F •»:[/B] Портрет на медалях с лиц. ст. разновидности «А» несколько меньше по размеру. Ушное украшение императрицы имеет три подвески. Лента взлетела выше чем на других портретах. Корона имеет второй неполный ряд жемчужин сверху. На груди - три подвески. Множество других мелких деталей отличны.

- [B]«G • Waechter • F •»: [/B]портрет на медалях с лиц. ст. разновидности «B1» и «B2» идентичен и не имеет никаких нареканий - он идеален по исполнению. Портрет выглядит воздушным, парящим. Лицо имеет мягкие черты. Различие между лиц. ст. разновидности «B1» и «B2» в разных надписях вокруг портрета. «B1» - после D. G. разделительных сократительных точек между другими словами нет. А у «В2» - точки есть между всеми словами. Визуальное отличие портрета на лиц. ст. разновидности «B1» и «B2» от других портретов - ушное украшение у императрицы отсутствует.

- [B]«ТИМОѲЕЙ ÏBAHOBЪ»[/B] (и «КОП. A. КЛЕПИКОВЪ.»): Портрет работы Иванова, который без сомнений является талантливой копией комбинирующей в себе черты обоих портретов работы Вехтера на медалях с лиц. ст. разновидности «А», «B1» и «B2». Имеет множество мелких различий с портретами работы Вехтера. Самое простое - украшение уха императрицы овальное, в виде одной цельной клипсы. Одно нарекание - мягкие черты лица Елисаветы стали чем-то напоминать черты лица Екатерины II, над чьими портретами много работал Иванов. Похоже это отразилось в портрете, сделанном явно в 1770х-1780х годах (переносица выше, черты лица менее округлые).

[SIZE=5]
[B]Об искусстве медальеров и гравировщиков братьев Вехтер[/B][/SIZE]


Мне захотелось узнать побольше о медальере Вехтере и его работах. И тут всё оказалось не без сюрпризов, на изучение которых мне пришлось потратить несколько увлекательных вечеров.
Начать хотя бы с того, что Вехтеров было два брата и оба медальеры. Старший брат, при этом, выполнил множество композиций оборотных сторон на медалях Екатерины Второй, Петра Первого, и Елисаветы Петровны.
Зная, что на медальных портретах работы Вехтера имеется два варианта подписи: «G • Waechter • F •» и « Waechter • F •», у меня возник закономерный вопрос: А не мог ли Iоаннъ Георгъ Вехтеръ выполнить портрет Елисаветы Петровны с подписью « Waechter • F •»?
Для этого решил разобраться, работал ли Iоаннъ Георгъ Вехтеръ над портретными штемпелями в принципе или нет. Для начала, нашел медаль Бестужева-Рюмина 1762 года, которую Iоаннъ Георгъ Вехтер полностью вырезал сам, включая портрет, под которым (под текстом) проступает подпись «J • G • W • F •»:



И как оказалось это была отнюдь не единственная его портретная работа. Поэтому, снимать старшего брата со счетов по поводу авторства первого портрета Елизаветы «А» с подписью «Waechter • F •» мне показалось преждевременным. Стоило поискать подтверждение того, что этот портрет как раз-то его работы:



[I]Портрет Елизаветы работы Вехтера, разновидности «А», с подписью «Waechter • F •»[/I]

Положение с двумя братьями работавшими над созданием штемпелей для медалей в одном месте и в одно время, плюс неразбериха с подписями на медалях их работы, порой ставит в тупик специалистов их описывающих. Можно найти одну и ту же медаль с подписью «WÆCHTER • F •» описанную, как принадлежащую резцу то старшего брата, то младшего. За примерами далеко ходить не надо. В 2011 году аукцион Синкона описал золотую медаль (Дьяков 117.1) с такой подписью вот таким образом: "...Dies by T. Ivanov and G. C. Waechter..." и тут же перевел описание для русскоговорящей аудитории: "...Штемпель T.Иванова и И.Г. Вехтера...". Эту неразбериху, когда каждый аукцион описывает портреты с подписью «WÆCHTER • F •» как ему заблагорассудится, пора прекращать.

Давайте познакомимся с братьями Вехтер поближе, и возможно нам удастся разобраться с загадкой, которую братья Вехтер оставили потомкам.

[B]Георгъ Христiанъ Вехтеръ (Georg Christian Waechter)[/B] родился в Гейдельберге (Heidelberg) в 1729 году, скончался примерно в 1789 г. Младший из братьев изучал искусство гравировки медалей под руководством Жана Дасье (Jean Dassier). Учился и работал гравером на Женевском монетном дворе.

Как-то он посетил Вольтера, в его поместье в Ферне, и по воле Карла Теодора, в 1769 году, создал первую версию скандально знаменитой медали. Медаль сея включала своего рода революционную надпись на об. ст. вокруг алтаря: «il ôte aux nations le bandeau d'erreur» («Он снимает с народов повязку заблуждения слепого обмана»). Эта надпись, косвенно критикующая власть предержащих, послужила причинной изгнания Вехтера младшего из Женевы, и уничтожения этих медалей (несколько медалей этой версии, однако, еще существуют).
В 1770 году Г. Х. Вехтер переехал в Германию, став придворным медальером в Мангейме (Mannheim), где он перевыпустил медаль в честь Вольтера, уже без упоминания К. Теодора, и без провокационной надписи, скромно написав на алтаре: «Tire D'apres Nature Au Chateau De Fernet» («Запечатлён в замке Ферне» ). Так же в 1770 году отчеканили медаль в честь Жан-Жака Руссо, его работы.
Бронзовая медаль «В чести Вольтера». Женева, 1769 год, 60,1 мм. Выгравирована Г. Х. Вехтером и отчеканена Жаном Дассье. Создана по воле Карла Теодора, курфюрста Пфальца. Любопытно, что на ряду с подписью «G • С • Waechter • F» на об. ст. присутствует дополнение «Junior» (младший) «G • С • Waechter • Junior»:



Бронзовая медаль «В честь Вольтера». Германия, 1770 год, 59 мм. Портрет Вольтера и «Альтарь Славы» работы G. C. Waechter. На лиц. ст. подпись «G • С • Waechter • F» на об. ст. просто «G • С • Waechter»:



«В честь Жан-Жака Руссо». Женева 1770 год, 55 мм, 54,25 г. Бронзовая медаль посвященная Ж. Ж. Руссо. Автор Г. К. Вехтер (G.C. WÆCH - TER F):



В С. Петербург Г. Х. Вехтер (младший) прибылъ по вызову правительства в 1771 году, благодаря ходатайству старшего брата и заинтересованности в нем Якоба фон Штелина. Его работы на разные события из царствования Имптератрицы Елисаветы перечисляются у Иверсена со ссылкой на Собр. Русск. Мед., №№: 123, 124, 130, 131, 132, 135, 136 и медаль в память графа Г. Г. Орлова. Так же он изготовил штемпели для нескольких памятных медалей Екатерыны II, разумеется были и другие работы.

«В честь Графа Григория Григорьевича Орлова ». Россия, железная медаль 1771. Работы Г. Х. Вехтера (подписана «G. C. Waechter F.»):


[I]Библиотека университета Yale, Нумизматическая коллекция.
Принесена в дар пастором William H. Owen, в 1897[/I]

[B]Иоаннъ Георгъ Вехтеръ (Johann Georg Waechter)[/B] Выдающийся медалист, немецкого происхождения, работавший преимущественно в России. Старший брат Г. Х. Вехтера. Родился в 1724 году в Гейдельберге (Heidelberg). Скончался в Санкт-Петербурге (по одним данным в 1797 г., по другим в 1800 г.). Ему было поручено резать портрет Императрицы Екатерины II для коронационной медали большой велечины в золоте. При оттиске второй медали штемпель испортился (как записано в деле № 6332 С.-Петербургского МД от 1762 года), по-этому портрет этот не известен на золотой коронационной медале, но от сюда следует, что в 1762 г. старший из братьев Вехтер уже жил и работал при Академии достаточно длительное время, раз ему была доверена такая важная работа. По утере первого, пришлось создавать еще один штемпель с подобным портретом. Похоже, что этой работой уже занялся Т. Иванов, в то время как Иоаннъ Георгъ занялся работой над оборотной стороной медали (подпись «WÆCHTER • F •»):



Надо отдать должное тонкому, и в то же время дерзкому чувству юмора Екатерины Алексеевны. Победительницей в Семилитней Войне она явно считала не Фридриха II и не Петра III, а себя! Умиротворявшая Минерва сидящая на сфинксе - была образом на медале 1762 г., в честь союза России с Пруссией, заключённого по инициативе Петра III, итогом которого стал переворот и приход к власти Екатерины II. Минерва на сфинксе держит копье с оливковой ветвью и щитом, на котором изображены гербы Пруссии, России и Швеции:



Работы И. Г. Вехтера многочисленны и включают в себя прекрасную памятную медаль [B]«На восшествие на престол Императрицы Екатерины II»[/B], датированная 18 июня 1762 г. Ниже представлена большая платиновая медаль (394 г., 67.7 мм.) работы И. Г. Вехтера. Лиц. ст.: Бюст Екатерины II в образе Минервы, в шлеме и кирасе, влево. Об. ст.: Сидящая Екатерина II принимает от России и Св. Георгия подушку с короной и скипетром. С облака Провидение приветствует императрицу. Эта впечатляющая медаль высшей редкости (у Дьякова указана в серебре и бронзе, не указана в платине или золоте). Отчеканена была в 1767 году в честь 5-и летия царствования. Оттиски этой медали также вставлены в табокерки подаренные участникам переворота 1762 года. Одну такую медаль в золоте Екатерина II отправила в подарок Вольтеру и ещё одну - Дени Дидро. Медаль в платине нигде рание не упоминалась:


[I]Аукцион Spink, 2015 г.[/I]

«В ознаменование основания Академии художеств в Санкт-Петербурге», 28 июня 1765 г. Медаль Екатерины II. Лиц. ст.: Бюст в короне и мантии. Об. ст.: Эмблемы искусств на каменной глыбе. Граверы: Johann Georg Waechter / Pierre Louis Vernier:


[I]Часть коллекции Frick (collections.frick.org/collections/8984/medals/objects)[/I]

Все три приведенные медали дают представление об искусстве медальера, которым владел Иоаннъ Георгъ Вехтеръ во времена начала правления Екатерины II. По сути он был главным медальером в Санкт-Петербурге работавшим под руководством Якоба фон Штелина.
Фурье даёт маленькую справку, которая ,на мой взгляд, была результатом заблуждения:


Прожив некоторое время в России под именем Иоаннъ (Johann) Георгъ, Вехтеръ старший скорее всего начал подписывать некоторые свои работы «I.G.W.F» и «I.G.W.», наряду с «J.G.W.F.» и «J.G.W.», и никакого другого И. Г. Вахтера (Вехтера) из Гейдельберга (Heidelberg) в Петербурге не было. В пользу этого говорит и тот факт, что у Иверсена нет упоминания никакого Вахтера, а скудная ссылка Фурье не известно на чём базируется. Скорее всего встречаемость этих инициалов на медалях вызвала интерес у Фурье, о их принадлежности ему могли сообщить, записав услышанную фамилию именно как ее услышали, переиначив ее в иностранной переписке.
В период правления Елисаветы Петровны начинается создание серий исторических медалей Петра Первого и самой Елисаветы Петровны. Елисавета пришла к власти на патриотической волне реставрации имени отца и его реформ, и считала необходимым героизировать и прославлять великие его дела, считая это делом своей жизни. Подобная история и с Екатериной II, она по-сути повторила историю вступления на престол Елисаветы и продолжение дела Елисаветы стало жизненно необходимой политикой Екатерины II. В монетном деле это выразилось в определенных реформах 1762 года. В медальном - в сериях исторических памятных медалей, некоторые из которых берут начало во времена правления Елисаветы и продолжаются при Екатерине II.
Таким образом инициалы И. Г. Вехтера: «I.G.W.F» и «I.G.W.» попадаются не только на медалях датированных началом царствования Елисаветы Петровны, но и на медалях Петра Великого. Примером может послужить следующая медаль.
«В память создания Военно-морского флота России на Черном море». Оловянная медаль датируется римскими цифрами 1696 годом. (позже отчеканенная) работы С. Юдина и И. Г. Вехтера. Нептун, держащий поводья и трезубец, стоящий в морской ракушке, запряженной двумя морскими коньками и приветствуемый Россией:



Оба брата принимали участие в создании памятных и исторических медалей Елисаветы Петровны, Екатерины II и Петра Великого. А также в серии из 65 медалей в честь великих князей и монархов, начиная от Рюрика. Эта серия была задумана Михаилом Ломоносовым и Яковом фон Штелиным в 1750-е годы, но первые медали были отчеканены только в 1770-е:




Есть медали над проектами которых кажется, что они работали совместно, и для которых оборотную сторону резал старший из братьев, а для лицевой употребляли штемпель младшего брата. Штемпели могли быть вырезанными в разное время, и один и тот же портретный штемпель употребляли с разными штемпелями оборотной стороны.
«Освобождение заключенных». Историческая, памятная бронзовая медаль, датированная 15 декабря 1741. На лицевой стороне медали подпись: «G • Waechter • F •» и относится она к работе Георга Христiана Вехтера (Georg Christian Waechter), т.е. к младшему из братьев. Оборотная сторона подписана: «I • G • W •» и представляет старшего - Iоанна Георга Вехтера (Johann Georg Waechter):



Вот ещё один пример - замечательная медаль в честь графа Г. Г. Орлова датированная 1771 г.:



Но вернемся к медалям Елисаветы Петровны и к авторству малого портрета на лицевой стороны разновидности «А» с подписью « Waechter • F •».

[B][SIZE=6] Авторство портрета Елисаветы Петровны с подписью « Waechter • F •»[/SIZE][/B]

[B]Самый ранний из портретов Елисаветы Петровны работы братьев Вехтер[/B]

Зададимся вопросом: так какой из портретов появился на медалях раньше, с подписью «Waechter • F •» (разновидность лицевой стороны медали «А») или с подписью «G • Waechter • F •» (разновидности лицевой стороны медали «В1» и «В2»)?
Напомню некоторые различия портретов: размер, наличие или отсутствие ушного украшения из трёх подвесок и разделительных точек в надписи над портретом (см. Заметные отличительные черты портретов работы Вехтера и его копий, описанные ранее):




Справка о младшем из братьев, Георге Христiане Вехтере, дает представление о том, что выпуск большинства медалей задуманной исторической серии Елизаветы Петровны произошел после его переезда в 1771 году, так как до этого времени он попросту еще не работал в Санкт-Петербурге. А вот старший брат находился в России уже некоторое время, и точно на много раньше 1762 года. О том говорит расположенность к нему властей, до такой степени, что ему было доверено исполнение портретного штемпеля для большой, золотой, медали на коронацию Екатерины II в 1762 году. А значит логично предположить, что первые памятные медали серии, а значит и портрет Елисаветы с подписью «Waechter • F •» были его работы. И скорее всего этот портрет был изготовлен ещё при жизни императрицы.
Подтверждение того, что портрет Елисаветы с подписью «Waechter • F •» появился до переезда Г. Х Вехтера в Россию имеется. Самое раннее описание проекта серии медалей Елисаветы Петровны, включая медали с портретом работы Вехтера (с подписью «Waechter • F •») относится к 1768 году. Еще до появления младшего из Вехтеров в Санкт-Петербурге! В восьмом томе Всеобщей Исторической Библиотеки членов Королевского Института Исторических Наук при Геттингене, изданном J. C. Gatterer в 1768 г., описаны планы создания серии 12 медалей Елисаветы Петровны. Список этих медалей предоставил в распоряжение Гаттерера статский советник Яков фон Штелин. Первая медаль, при этом, была в это время уже отчеканена, так как было уже известно имя медальера вырезавшего портрет Елисаветы и указана его подпись «Waechter • F •». Вот вырезка, с переводом, любезно предоставленные для моей библиотеки электронных публикаций В. Арефьевым некоторое время назад:



Как видите описывается вариант портрета с подписью «Waechter • F •» в публикации 1768 года, за 3 года до того как младший из братьев, Георг Христiан Вехтер, который в 1770 году только стал придворным медальером в Мангейме, приехал в Россию по вызову правительства в 1771 году. По-этому предположение, что первый вариант портрета («A»), с подписью «Waechter • F •», является работой старшего из братьев - Иоанна Георга Вехтера, не только жизнеспособно, но и кажется единственным справедливым.
Какие именно 12 памятных медалей в серии статский советник Яков фон Штелин описал Гаттереру?
[B]
Список (полное описание см. в самой публикации 1768 года):[/B]

1. На восхождение Императрицы Елисаветы на тронъ (имя художника портрета WAECHTER.F.);
2. На бракосочетание обоихъ Императорских Высочествъ великаго князя Петра Феодоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны (штемпель еще не вырезан);
3. На рождение Его Императорского Высочества великаго князя Павла Петровича (штемпель еще не вырезан);
4. На окончание Кронштадскаго канала (лиц. ст. как у первой медали, то есть работы художника WAECHTER.F.);
5. Упразднение внутренней пошлины и мостоваго сбора (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
6. На землемерье и устранение межевых споров (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
7. Учреждение Украинской провинции Новая Сербия (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
8. На уничтожение садолженностей государству (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
9. На основание Московскаго Университета (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
10. Прощение преступлений и освобождение пленных из тюмер (лич. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
11. На обнародование новаго уложения Codex Elisabethanus (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
12 На кончину Императрицы Елисаветы (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
Как видим, на 10 медалях, из 12 описанных, предполагалось использовать вот этот тип портрета работы Вехтера:



Никакого другого в то время еще попросту не было!
На деле, многие медали увидели свет не с подписью WAECHTER.F. а с другими однотипными портретами работы Г. Х. Вехтера, Tимофея Иванова, или вышли в свет с портретом другого типа. Пример: медаль 1754 года (отчеканена в 1757 году) «на учреждение Московского университета» с портретом работы медальера Жака Антуана Дасье (под портретом: "DASSIER "  ;)  , оборотная сторона, однако, была сделана по эскизу Якова фон Штелина.



Ценность медали с портретом работы Дасье в том, что она дает нам возможность определить примерное время, когда проект памятных медалей Елисаветы был изложен на бумаге статским советником Якобом фон Штелином (думается без Михаила Ломоносова не обошлось и здесь, но упоминаний об этом пока не было мною найдено) и следовательно датировать самую первую медаль. Основная часть проекта (кроме последней медали 1761 г. «На кончину Императрицы Елисаветы») была сформирована до 1757 года, до выхода медали Дасье, иначе этот портрет был бы описан в проекте, копию которого Штелин предоставил Гаттереру между 1762 и 1768 годами (между смертью Елисаветы и публикацией Гаттерера).
Так как, основной объем событий отраженных на медалях обрывается в 1754 году (и потом сразу идёт описание медали на кончину Императрицы в 1761 г.), то думаю и изложен проект был не позже 1754 года. Да и первый портрет разновидности «А», что с подписью «Waechter • F •» должен был появиться примерно в это же время, ведь о нём уже упоминается в описании, в то время, как о портрете Дасье - нет. Медаль на кончину императрицы просто вписали в список позже, что бы придать серии логический конец, после смерти Елисаветы. После 1762 года Штелин должно быть не имел более возможности вернуться к, и продолжить серию Елисаветы, так как время ушло, но закончить её было необходимо. То, что в серии царит шестилетняя брешь между 1754 и 1761 годами является подтверждением выше сказанного, ведь не мало интересного произошло за это время (к примеру, монетная реформа!). Думаю можно смело утверждать, что проект датируется концом 1754 года, и портрет для исторической серии медалей с подписью «Waechter • F •» (разновидность «А») тоже.

Как видим, проект в память о знаменательных событиях: недавних и свершившихся много лет назад, реализовывался по мере возможностей, так как он не всегда не был в центре внимания.



Якоб фон Штелин был деятельной персоной российской Академии наук. Кроме прочих его талантов он был гравёром, картографом и медальером. В 1747 году художественный департамент преобразовали в Академию изящных искусств и ее управление было поручено Штелину. Для развития в ней рисования и гравирования он выписывал учителей из-за границы, подбирал способных учеников. Серьёзно занимался медальерным искусством, имевшим в России до него некоторое развитие при Петре I, но позже забытом. С 1757 года указом Сената Штелин практически поставлен во главе медальерного дела в России. Ему поручалась подготовка мастеров, составление проектов для памятных медалей, надзор за производством. В это время ему удается пригласить Жака Антуана Дасье, для работы и обучения учеников, включая Юдина и Иванова. По всей видимости Дасье работает и занимается обучением совместно со старшим Вехтером. Так же он исполняет одну из медалей серии памятных медалей Елисаветы Петровны, о которой говорилось выше.
Долговременным проектом была серия медалей, посвящённых деятельности Петра Великого. 25 медалей выпустили в первые 20 лет XVIII столетия и Штелину удаётся заинтересовать Елизавету Петровну идеей расширяя серии. По разным данным число медалей в проекте колебалось от 100 до 180. Работа продвигалась медленно, сталкиваясь с непониманием придворного окружения его художественной и исторической значимости. Не хватало финансов и высоко квалифицированных специалистов. Разумеется те же проблемы касались выпуска памятных медалей самой Елисаветы Петровны.
Не знаю, есть тут своя взаимосвязь или нет, но в 1759 году сгорела Монетная канцелярия, хранившая эскизы и заготовки петровской серии (и не только), что затормозило работы. Любопытно, что именно в этом году здоровье Дасье пошатнулось и он уехал из России, расставшись с жизнью в Копенгагене, так и не добравшись до лондонского монетного двора. О том же, как медленно продвигались дела, можно судить по тому факту, что в правление Елизаветы Петровны было отчеканено только шесть медалей из петровской серии. Дела ускорились лишь в 1772 году, когда Екатерина II вернула проект из небытия. Эскизы 125 медалей были изготовлены Козловым по проектам Штелина и серия наконец была отчеканена в 1770-е - 1780-е годы. Серия медалей Елисаветы Петровны, без сомнения, сталкивалась с теми же трудностями и имела подобную судьбу.
Разнообразие портретов Елисаветы Петровны на базе работы старшего Вехтера не удивляет. Вехтер младший и Иванов на свой лад, но качественно и артистически, скопировали портрет Вехтера старшего для медалей, так как штемпель с 1754 года износился. В то время, как Вехтер старшей ушел в работу над штемпелями оборотных сторон медалей. Дело в том, что делать мелкие композиции в металле было делом на много более ответственным, чем копировать уже созданный штемпель, и отнюдь не легким. Требовался большой талант. Характерна выдержка из записок Якоба фон Штелина, который был не только ценителем (и критиком) искусств, но и душой этого проекта: «Для коронации императрицы Елисаветы в 1742 г. я сочинил реверс, который молодой Лифткин вырезал довольно плохо, несмотря на превосходный аккуратный рисунок, полученный от придворного живописца Гроота». Был дефицит гравировщиков способных вырезать артистическую оборотную сторону медали. В 1770-х к проекту подключился младший Вехтер, позже к этой работе подключился Т. Иванов. Главный вклад И. Г. Вехтера в русское медальерное искусство заключается в дальнейшем расширении художественных возможностей. Виртуозное владение техникой и тонкие ощущение светотени позволили ему создавать замечательные портреты и живописные рельефы.
И. Г. Вехтер был рабочей тенью своего покровителя, и не только одним из ведущих медальров, но и наставником других, под патронажем Штелина. Знаем мы о старшем Вехтеры мало, но по яркой аналогии с историей Дасье в России, можно предположить, что именно он, Иоаннъ Георгъ Вехтеръ, внес неоценимый вклад в повседневное приобретение навыков и опыта русскими медальерами, Юдиным и Ивановым.


[B]Психология выбора маркировки своих работ братьями Вехтер
[/B]
Другим, косвенным подтверждением того, что подпись «Waechter • F •» принадлежит резцу старшего Вехтера находится в области информационно-психологического предположения.
Подпись под вопросом («Waechter • F •»):



Давайте посмотрим на историю подписи братьями своих работ.



Как и полагается старшему брату, который первым стал мастером в сфере гравировки, он не задумываясь о младшем брате когда подписывался на своих портретных работах «WÆCHTER •», ну а там где приходится подписываться инициалами присутствует неизменное «I•G•W» или «J•G•W» в комбинации с «•F•» или без неё, что всего лишь означает на латыни Fecit (он сделал).
Если он был в С.-Петербурге один единственный Вехтер, необходимость маркировки инициалов под портретными работами просто отсутствовала, и подписью «Waechter • F •» была самодостаточной, что бы представлять Георга Христiана Вехтера.
Исключением является прописью подписанный штемпель оборотной медали «на Учреждение воспитательного дома в С.-Петербурге», датированной 1763 годом. Предположу, что эта оборотная сторона должна была идти вместе с портретом работы Иоанна Георгия Вехтера. Такую медаль я правда не нашел, но штемпель мог быстро испортится и быть заменен копией другого мастера (к примеру Т. Иванова). При этом появилась необходимость придать авторство штемпелю оборотной стороны. Похоже, что сообразили сделать это не сразу, т.к. попадаются медали Иванова без авторской подписи на об. ст.



Имея старшего брата, уже устоявшегося в профессии медальера, Георгъ относится к подписи своих работ прилежно и несколько ревностно, подчеркивая, что это именно его работа, а не работа его старшего брата. Он не разу не пропустил инициала «G•», и конечно же он имеет на это полное право.
Любопытно окончание одной из его подписей - «Junior» (Юниор, младший). Это добавление присутствует на медали выпущенной им под руководством его женевского наставника Ж. Дасье. Похоже последний был хорошо знаком со старшим братом Георга, в прошлом он вполне мог быть и его наставником, от сюда эта дополнительная приставка «Junior», которая присутствует только на женевской медали.
Имея ввиду всё выше сказанное, мне видится, что просто психологически Георгъ не мог набраться смелости и подписать свою работу «WÆCHTER • F •», опустив своё обязательное «G•». Особенно по переезде в С.-Петербург, под крылышко родного брата, и не смотря на всю свою гордость. Просто любовь его к брату, воспитание и желание иметь благосклонность брата и его покровителей не позволили бы ему пойти на такой шаг. С другой стороны, Иоаннъ не спроста в дальнейшем начал применять фамильную подпись «WÆCHTER •», как свою собственную. На оборотной стороне, на ранних своих работах он так же привык добавлять к инициалам «• F •», поэтому чисто психологически и исторически подписаться под портретом Елисавета как «WÆCHTER • F •» он мог совершенно спокойно.



Таким образом подпись и портрет разновидности лицевой стороны медали «А» должен принадлижать резцу Иоанна Георга Вехтера, и по всей логике вещей это его работа.


[SIZE=5][B]В каких годах искать медали с портретом Елисаветы I работы братьев Вехтер[/B][/SIZE]

В Собрании Русских Медалей от 1840 г. описаны медали Елисаветы Петровны (всего 17 разновидностей), включая семь медалей под номерами: 123, 124, 130, 131, 132, 135, 136, с портретами работы Вехтера («Waechter • F •» и «G • Waechter • F •» ), которые упоминаются в справке о Г. Х. Вехтере в словаре Иверсена 1874 года:





Любопытно, что в этом описании говорится о подписи «G • Waechter • F •» (разновидности лицевой стороны медали «B1» и «B2») в то время, как все медали работы Вехтера, подходящие под описание № 123, которые мне удалось найти, имеют подпись «Waechter • F •» (разновидность лицевой стороны медали «А»), как она справедливо описана у Гаттерера. Таким образом эта разновидность портрета полностью игнорируется публикацией 1840 г. Что говорит о том что, при описании медалей не было замечено, что медали работы Вехтера имели две разные подписи и соответственно отличаются портретами. В этом смысле публикация 1768 года заслуживает больше нашего почтения.
Так же, непонятно почему пропущено было описание более редкой медали в исполнении Г. Х. Вектера («G • Waechter • F •» разновидности «B1» и «B2»): «Землемерье и устранение межевых споров, 13 мая 1754». В исполнении Г. Х. Вектера они редко попадаются, но в исполнении Иванова они встречаются часто, и почему эта медаль не была описана в 1840 году для меня так и осталось загадкой.
«Землемерье и устранение межевых споров, 13 мая 1754» работы Г. Х. Вехтера («G • Waechter • F •»). Медаль с лицевой стороной без разделительных точек над портретом, разновидности «B1» (свинцово-оловянный сплав, 79,74г., диаметр 65 мм) и с разделительными точками, «B2» (бронзовая медаль, 103,025 г., 63,92 мм). В Собрании Русских Медалей от 1840 г. отсутствует:




Также, для нескольких медалей, из тех что находятся в фокусе нашего внимания, Сб. Рус. Мед. 1840 г. приписывает авторство штемпелей, однотипного портрета с работами братьев Вехтер, Самуилу Юдичу Юдину, в то время как на медалях можно найти только портрет работы Тимофея Иванова (или копии сделанной Клепиковым), а работы Юдина отсутствуют.
Таким образом мы видим, что в Собрании Русских Медалей от 1840 г. медали описаны не полностью, не все у частично неверно. Это замечательный сборник, и всё же к нему приходится относиться с некоторой долей скептицизма. Что мы и сделаем. Оба сборника (Гаттерера и Археографической Комиссии) играют важную историческую и познавательную роль, но лучшим носителем информации остаются сами медали, поэтому стоит сравнить информацию в них с тем, что мы фактически можем наблюдать на рынке.


[SIZE=5][B]Список медалей с портретом Елисаветы работы одного из Вехтеров разновидности «А», «В1» и «B2», а так же медали где эти портреты предлагалось использовать[/B][/SIZE]

Разновидность лицевой стороны медали где был использован портрет Елисаветы работы братьев Вехтер: «А» (с подписью «Waechter • F •»), «В1» и «В2» (с подписью «G • Waechter • F •» и без разделительных точек в надписи над портретом или с ними) указана слева вверху от изображения медали.



[B]1. На восхождение Императрицы Елисаветы на тронъ[/B] (историческая датировка: 1741 г.)
Заметка: именно для этой медали И. Г. Вехтер изначально сделал этот портретный штемпель «А»
Гаттерер 1768 г., № 1: WÆCHTER • F •  
Соб. рус. мед., 1840 г., № 123: G • WÆCHTER • F • | ТИМОѲЕЙ IBAHOBЪ
Рынок медалей (разн. - кол. проходов): WÆCHTER • F • («А» - 2)   | ТИМОѲЕЙ IBAHOBЪ




[B]2. На освобождение заключенных[/B] (историческая датировка: 1741 г.)
Заметка: именно для этой медали Г. Х. Вехтер изначально сделал этот портретный штемпель (B2)
Гаттерер, 1768 г. № 10: WÆCHTER • F • (как № 1 по типу портрета)
Соб. рус. мед., 1840 г., № 124: G • WÆCHTER • F • | ТИМОѲЕЙ IBAHOBЪ
Рынок медалей (разн. - кол. проходов): G • WÆCHTER • F • («B2» - 1) | ТИМОѲЕЙ IBAHOBЪ
Изменено: extant4cell - 20.06.2021 19:00:09
Наблюдения редкости пятаков Елизаветы Петровны с т.н. контурным хвостом 1758, 1759, 1760, 1761 и 1762 годов, Встречаемость и редкость по наблюдениям за рынком монет
 
Обычно меня интересуют только основные типы монет, а не их редкие ремонтные вариации. К примеру у монет денга есть ремонтная вариация "медуза". Зная о ее существовании, ее можно найти и положить в коллекцию, однако сказать что-то интересное о ней после этого собственно нечего. Монеты с таким типом ремонта не разложить на редкие и не очень, у них у всех редкость одна, и разнятся они только состоянием и удачностью исполнения.

Немного по-другому обстоит дело с такой примелькавшейся ремонтной вариацией пятаков Елизаветы Петровны, как контурный хвост на орлах ЕМД.



Мне стало интересно разобраться в редкости этих монет в отношении к разным типам орлов на Екатеринбургских пятаках. Возможно кому-то тоже будет интересно воспользоваться этими наблюдениями для создания своей маленькой коллекции пятаков с контурными хвостами орлов.

С самого начала в 1758 году Екатеринбургский монетный двор набрал высокие обороты производства пятаков, что породило огромное количество разнообразных вариаций штемпелей и стиля их ремонта. Основные типы пятаков ЕМД можно разделить на 4 группы по внешнему виду орлов и перьев на них:

1) Тип Дасье - наиболее приближенные к изначальному виду орла дизайна Дасье вариации (орел как на серебряных рублях 1758 года, с внутренним орнаментальным рисунком перьев на крыльях, напоминающим языки пламя);
2) Пушистый Тип - внутренние перья на крыльях широкие и имеют тройные окончания;
3) Игольчатый - перья с одиночными заостренными окончаниями, напоминающие иголки;
4) Пальчиковый - перья с одиночными тупыми окончаниями, по форме напоминающие наши пальцы, со стороны где подушечки.

Имеются разнообразные сочетания этих 4 типов и их гибриды. Сам тип орла определяется мной по форме перьев не по контурам крыльев, а внутри, в их середине. И обычно я пытаюсь найти наиболее яркого представителя типа, при выборе монет для коллекции, отметая гибриды у которых на разных крыльях разные типы перьев. Так же я поступал разыскивая монеты с контурным хвостом.

Но сначала не мешало бы как-то разобраться и определить что именно представляет из себя контурный хвост.

Контурный хвост я определяю, как рисунок хвоста состоящий из контурных перьев, когда имеется край пера, но отсутствует его "начинка". То есть внутри хвоста преимущественно поле монеты на котором наведен контур, а перья с наполнением преимущественно отсутствуют.
Имеется большое количество ремонтных вариаций хвоста орла, где присутствуют элементы ремонта хвоста которые можно назвать контурными, но хвост продолжает нести признаки предыдущего типа, такие монеты я брал на заметку, но не учитывал, т.к. не считаю такие вариации состоявшимися контурными хвостами.

Попробую объяснить немного, как контурный хвост появился в 1758 году:

а)  б)

Классический орел Дасье (а), как его СПМД перевел на штемпели для пятаков, попав на ЕМД начал стремительно изменяться (б) еще сохраняя пламенный орнамент перьев и очертания крыльев, но на некоторых рабочих маточниках хвост уже начал изменяться по форме, с элементами контурного ремонта, но он так и не стал полностью контурным на орлах Дасье. Стершись, такие маточники стали переделывать на разный лад (тип 2, 3, 4), иногда придавая такому хвосту почти утерянный вес (в). Однако в редких случаях в 1758 году появляются контурные хвосты, исключительно на пушистых орлах (г).

в)  г)  

При этом на всех ремонтных типах орлов присутствуют более-менее классические варианты:

   

На пушистых орлах контурные хвосты продолжают встречаться в 1759, 1760 годах. Я долго колебался, по поводу 1761 года, но решил их тоже включить (д). Такое впечатление, что базой для пушистых орлов с контурным хвостом в 1761 году послужил один из стершихся орлов Дасье (б), при этом его сделали пушистым мастера игольчатого ремонта (хотя цепочка эволюции могла быть и сложнее). Они же доработали хвост, в этот раз облегчив его еще больше, чем на Дасье (б) который не дотянул до включения в список монет с контурным хвостом.

д)  

В 1760 году контурный хвост появляется на игольчатых орлах, на них он становится самым многочисленным в 1761 году (е). На игольчатых он доходит до 1762 года.

е)  

1761 - единственный год в котором мне попался контурный хвост на пальчиковых орлах, при чем в единственном экземпляре, делая его наиболее редким сочетанием (ж). В то время, как большинство пальчиковых орлов имеют более классическое оформление оперения хвоста (з).

ж)   з)

Вокруг-да-около получилась вот такая схемка встречаемости и редкости контурных хвостов на разных типах орлов на пятаках Елизаветы ЕМД:



Редкость представлена относительно друг друга. Просматривая проходы на СМ, на Российских и мировых аукционах я пришел именно к такому выводу о редкости монет с контурным хвостом. Конечно я не мог охватить всего массива, но общее мнение по этим наблюдениям думаю можно составить.

В цифрах это выражается так:

1758: пушистых 6 (R2)
1759: пушистых 6 (R2)
1760: пушистых 6 (R2)
         игольчатых 10 (R1)
1761: пушистых 5 (R3)
         игольчатых 20+ ®
         пальчиковых 1 (R4)
1762: игольчатых 5 (R3)
Памятные монеты 1988 года
 
Давайте посмотрим, что выпустили памятного на закате СССР. Вот один из моих 5 рублей. Добавляйте...


1862 г. Памятник "Тысячелетия России" Новгород. Созвучна: https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum10/topic238708/message2971775/#message2971775
Изменено: extant4cell - 19.07.2020 19:38:10
Рзаев Владимир Полушевич - две лекции, и вопрос
 
Кто нибудь знает почему Рзаев Владимир Полушевич продаёт свою коллекцию РИ и книги из своей библиотеки?

По случаю даже приобрёл пару приятных медных монеток из его коллекции.

Было интересно обнаружить, что копия моей книги была у Владимира Полушевич в библиотеке. Странно только, что АД Александр торгует копиями современных книг. Для копии она ещё неплохо ушла: https://adacoins.ru/online_auction/42/27305  вещь ведь реркая... :)

Это не совсем правильно было делать, правда, ведь книга ещё в продаже, и копирайт ещё не поменяли.

Но если это еденичный случай, можно и сквозь пальцы на это посмотреть.

Вот две лекции Владимир Полушевича по меди:

1) Медные монеты специальных выпусков Екатерины II и монеты Павла I
https://youtu.be/sI-EPuyP8W8

2) Медные монеты Екатерины II
https://youtu.be/NNq00tFH-jg
Изменено: extant4cell - 29.06.2020 16:57:41
Святой Георгий на Британской монете ("Русский" вариант)
 
Мне это было интересно, как коллекционеру русской меди, поэтому решил поделиться тут. Если есть необходимость,
можно перенести куда пожелаете.  :hi:  

Как коллекционер преимущественно медных монет РИ, я воспринимаю изображение св.Георгия пронзающего копьем
змия (Московский герб) нашим родным, русским изображением христианской легенды. Но иногда полезно шагнуть за
пределы привычного, и узнать что-то новое.

На британских монетах мы привыкли видеть изображение св.Георгия с мечем в руке, в виде римского обнаженного
наездника. Эти монеты с замысловатым узором появились в 1817 году и были выгравированы итальянским художником
Бенедетто Пиструччи. Они были отчеканены в разном металле и имеются вариации. Я покажу на мой взгляд наиболее
интересную из этих монет - пробную серебряную крону из коллекции самого медальера:



Это изображение св.Георгия к которому мы все привыкли, и которое хоть раз, да попалось каждому на глаза. Оно
ассоциируется у нас как "британское". На сколько оно прижилось в Британии можно судить по этому калажу из
британских Sovereigns:



История св.Георгия - не библейская, но общая для христиан многих стран. В Британии история св.Георгия имеет
более милитаризированный ракурс. Перескажу то, что о ней писала Juliana Chard в своей статье Who is St George, 2017 г.

Согласно легенде, Георгий родился в богатой христианской семье в Турции, в 4 веке. После смерти отца его мать
вернулась в родную Палестину. Георгий стал римским солдатом и дослужился до Трибуна (майора). Однако ему
пришлось подать в отставку, после того, как он отказался преследовать христиан. Разъяренный император приказал
заключить Георгия в тюрьму, где он был подвергнут пыткам и обезглавлен в Лидде 23 апреля 303 года. Он стал мучеником,
рассказывая о своей вере, храбрости и мужестве. Церкви и базилики были посвящены его памяти, и в 5 веке он был
канонизирован как святой. Святой Георгий стал легендой своих героических убеждений и действий по всей Европе.



Св, Георгий давно ассоциируется с Англией и армией. После того, как Святой Георгий появился в явлениях, христианские
крестоносцы приняли его в борьбе против "неверных мусульман" во время средневековых крестовых походов (1095 - 1291 гг.).
Люди по всей Европе присоединились к христианской армии Ричарда Львиное Сердце, чтобы победить врага - "неверных",
которые стремились разрушать церкви и здания, представлявшие христианство на Святой Земле. Крестоносцы, на щитах и
флагах носили эмблему Святого Георгия - красный крест на белом фоне, символизирующую их религию. Также считается, что
эта эмблема символизировала знак креста, которым солдаты будут благословлять себя перед началом битвы. Когда
победоносные крестоносцы вернулись в Англию, легенда о св. Георге усилилась.



В пьесе Шекспира «Генрих V» король Генрих призвал свои войска к осаде города с речью, которая закончилась «Плачь Бог
за Гарри, Англию и Святого Георгия!». Святой Георгий продолжает играть значительную роль в британской армии сегодня.
Он считается символом имперской власти и, вероятно, самым знаменитым военным святым в истории, символом чести.

Святой Георгий стал покровителем Англии, поскольку он символизировал великие качества, которые идеализировали англичане;
честь, храбрость, мужество и рыцарство. 23 апреля 1222 года Совет Оксфорда (ближайшие советники короля Генриха III)
закрепили праздник Святого Георгия в ознаменование годовщины его смерти. 23 апреля Англия отмечает День Святого Георгия,
Национальный день Англии. По всей Англии проходят парады и торжества, Англия празднует свое наследие и патриотический дух.
Так же Святой Георгий является одним из самых популярных покровителей многих стран мира, в том числе Англии, Португалии,
Мальты, Грузии и Литвы. Праздники отмечаются в его честь в таких городах, как Венеция, Москва и Стамбул.

На монетах Российской Империи самый лучший пример св.Георгия на 2 копейках, начиная с монет Елизаветы Петровны, где
он представлен в русской классической форме, пронзающим змия копьем московским "Ездецом".



(истории св.Георгия в России я касался ранее в обсуждении на другом форуме:
http://coins.su/forum/topic/113882-zmei-drakon-na-russkih-monetah-v-chastnosti-na-moskovskom-gerbe/#comment-1186543 )

Поэтому для меня было открытием найти британскую монету с изображением св.Георгия в "русском" варианте рыцаря. Если
помните, раньше у меня стоял орёл с девизом "борюсь и побеждаю" с иллюстрации одной старинной монеты в старой книге.
Сейчас попытался найти, но не смог, кажется это была мальтийская монета, но теперь не уверен. Правда сама композиция
берет начало от пано готического короля Дании, Норвегии и Сандалии - Христиана Второго, которое описано в работе 1619
года (Neugebauer, Salomon "Selectorum symbolorvm heroicorvm centvria gemina" ;)  по геральдическим эмблемам.



Я ее еще верну на свое место, но находка британской монеты с "русской" композицией произвела на меня впечатление
довольно сильное, и я временно поменял аватарку, что не осталось незамеченным  :)  ...

Иногда я просматриваю аукционы просто по интересующим меня годам, включая все страны. Так собственно нашёл монету
с которой срисовали арматуру, a сейчас обнаружил этот жетон в пол-пенни:



Похоже, что владельцами группы общественных заведений (public houses, или просто pubs) в этом районе было решено
выбить такие жетоны - монето-заменители (своего рода медные векселя), как временная мера, которые потом они обязались
обменять на настоящую монету или товар на эту сумму. Это было сделано для поддержания торговли. Таких жетонов было не
мало, и они получили название "жетоны Кондера" (по имени человека собравшего и представившего общественности свою
коллекцию). Также они известны как жетоны провинций 18-го века. Были выпущенны частными лицами. Использовались во
второй половине 18-го века и в начале 19-го века в Англии, Англси и Уэльсе, Шотландии и Ирландии.

Движущей силой потребности в чеканке жетонов была нехватка монет малого достоинства для повседневных операций.
Тем не менее, спрос был вызван другими факторами, такими как промышленная революция, рост населения и преобладание
поддельных монет. Поскольку правительство приложило мало усилий, чтобы восполнить этот дефицит, владельцы частного
бизнеса и торговцы взяли дело в свои руки, и первые жетоны этого типа были выпущены в 1787 году для оплаты труда
работников компании Parys Mine. К 1795 году можно было найти миллионы жетонов нескольки тысяч различных конструкций,
которые широко использовались по всей Великобритании.

С.Салмон держал пивную «Бурый медведь», Джон Кортни - «Джордж» и Эдвард Фрост - «Корабль». Таким образом, лосось
относится к владельцу первой пивной, «Бурый медведь», Святой Георгий и Дракон относятся ко второй пивной ( «Джордж»,
по другому "Георгий"  ;)  . Похоже, что парусник, св.Георгий и лосось были эмблемами этих заведений. Таким образом,
композиция "Святой Георгий колет дракона" попала на жетон благодаря владельцу второй пивной, «Джордж». Этот монетовидный
жетон, вероятно, часто использовался в обмен на эль и другие товары в этих общественных заведениях.

Вот описание этой монеты:

Великобритания. Георгий III (1760-1820). Жетон в пол-пенни 1796. Xемпшир, Портси.

Аверс: св.Георгий на коне колет дракона копьем;
Реверс: парусный корабль вправо, лосось под ним влево;
Надпись на гурте: ОПЛАТА В S.SALMON S.COURTNEY & E.FROST PORTSEA (PAYABLE AT S, SALMONS I COURTNEY & E FROST PORTSEA X)
Диаметр (примерно) 29,6 мм. 10,93 г.

Монетка-жетон получилась веселенькая. А дракон напоминает морского конька, с этим закрученным хвостиком. Тем не менее,
монетка мне очень нравится, и даже думаю такую добавить себе в коллекцию. Надеюсь вам тоже было интересно. Спасибо
Джону Кортни за это произведение! Почему-то теперь глядя на нее вспоминается юмористическая повесть Джерома К. Джерома
"трое в лодке не считая собаки", эпизод в рыбой на стене в пивной. Как знать, завсегдатаи вполне могли расплачиваться с барменом
именно подобными местными жетонами Кондера ...  :)
Изменено: extant4cell - 28.06.2020 12:31:06
Странная монета - 5 копеек 1758 года
 
Монета не обычная. Интересно ваше мнение. Свое мнение я о ней уже сложил, но она меня не перестает удивлять. Надеялся повертеть ее в руках, но видно не судьба, кто-то ее перекупил у хозяина, после того как я сбил цену и он ее для меня перевыставил на мировой свалке. Считаю, что сэкономил деньги, хоть и готов был их заплатить, что бы удостовериться лично. Но вот собственно монета:



Что вы думаете меня в ней удивило?
Перечеканка медных русских монет РИ в монеты и медали других стран, Просто интересно
 
Люблю эту тему. Нашёл что-то новое, решил поделиться. Присоединяйтесь со своими находками.

Saxony-Meiningen 5 kopecks 1764 overstruck to 1 thaler 1812

5 копеек 1764 года перечеканены в 1 талер Саксония Майнинген.

Вероятно, пробная чеканка, проба штемпелей этого талера в деле.

[ Закрыто] Атака на рейтинг сообщений
 
Приветствую,

Сразу приношу мои извинения за принесенные беспокойства связанные с моей персоной.
Существует группа лиц на форуме, которые меня просто ненавидят и пытаются дискредитировать меня
в глазах общественности. Вот последние две темы в которых я принимал активное участие:
https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum1/topic275029/message2988040/#message2988040
https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum2/topic276529/message3003990/#message3003990

В теме "Пробные 5 копеек 1786 ТМ" на меня опять были нападки со стороны группы лиц:
Serg-antik, Kaneps, 9525255 и других. Это было остановлено модератором wwww1111, за что ему
огромная благодарность. Однако нападки на меня после этого продолжаются со стороны выше приведенных
лиц и их сообщников в другой области. Они решили свести на нет мой рейтинг и минусуют мне в каждом моем сообщении.
Пример падения рейтинга:  

Рейтинг 3-4 дня назад и сегодня.

Есть ли у вас какая-то возможность оградить меня от этой атаки?

С уважением,
Евгений.
1760 г 2 копейки с номиналом (бандеролью) снизу, перечекан
 
Это просто шутка какая-то или...

Любопытную монету показал aries777 (новичек) на соседнем форуме. Там все вроде бы правильно ответили, что монетa перечекан этого типа (с такими признаками) может быть только Московского двора, но вот там есть 4 неувязочки на которые не обратили внимание высказавшиеся спецы, делающие это монету (если предположить что она настоящая) по меньшей мере больше похожей на монету отнюдь не ММД.



А именно:
- бандероль с номиналом - форма СПМД (форма и наклон завитков)
- форма издеца - ближе всего СПМД (возможна ЕМД [но не на перечекане] ;)
- форма первых 2 цифр: 1 и 7 - ближе всего СПМД
- перечеканена монета из копейки СПМД

Четыре таких интересненьких совпадения на одной монете 1760, на которые почему-то никто в упор не обратил внимание, сразу приписав монету ММД, потому-что "другого не дано". Однако монета сама кричит - я не ММД а СПМД тип! Объясните мне пожалуйста, что это за монета такая, если в 1760 чеканки на СПМД уже не было? По всем визуальным признакам монета должна принадлежать именно СПМД.

Для сравнения (1-СПМД тип; 2-монета под вопросом; 3-ММД; 4-ЕМД):






Или все же невозможное - возможно?
Изменено: extant4cell - 11.04.2020 06:02:48
1825 рубль Константина I на предворительную экспертизу по фото
 
Показали эту монету на англоязычном форуме. Мне она понравилась, но с долей скептицизма, разумеется. В наше время трудно что-то утверждать уверено, особенно когда часто всплывают качественные подделки, я это понимаю прекрасно. Поэтому интересно мнение экспертов в этой области. Говорят, что родственник приобрел ее в СССР, примерно в 1973 году за $25,000.00 и позже вывез в США. Вот сама монета:




Добавлю то, что нашел по этой теме, что бы возможно сохранить вам время. Не густо.
Одно упоминание с фото на СМ в теме касающейся рублей Константина (их копий):
https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum13/topic39975/message353821/#message353821

Он похож, как мне кажется, на тот рубль, который продали в 1965 году за $41,000.00:


(фото с m-dv.ru)
С чего была скопирована арматурная серия меди 1762
 
Добавляю эту монету (8 Gute Groschen D 1754, Prussia) в коллекцию, неконец-то. Охотился за ней последние два года.



Монета имеет прямое отношение к нашей серии монет 1762 года. Не смотря на то, что мне эти монеты нравятся, я её про себя называю "не счастливой", и попробую объяснить почему.



(питерская десятка не моя, просто для демонстрации)

Вот, что я думаю. 1762 г. серия с арматурой, могла планироваться Елизаветой ещё в 1760 году (если не ранее), не для перечеканки монет государства российского, а как территориальная серия монет, для хождения на новых присоединенных (захваченных у Пруссии) территориях. По-этому и такой взаимствованный у прусских монет дизайн, что бы у населения не было отторжения. А Петр III, все извратил в своём порыве, на волне любви к Пруссии, как пришёл к власти. Вернул им территории и ввёл этот дизайн для своего типа монет на всей территории России, при этом ещё и вдвое увеличив номинал монет, приступив к перечеканке монет нелюбимой тётушки. Таким образом он оскорбил русское государство, которое при нем вроди как стало хоть и незахваченной, но по сути страной на территории которой начали ходить прото-прусские монеты... Не удивителен и поучителен итог этого государя...
Изменено: extant4cell - 10.11.2019 13:35:07
Фотографировать медь 18 века на телефон
 
Подскажите, как лучше фотографировать медь 18 века на телефон. Сегодня эксперементировал. Вот фото монеты профессиональные, а ниже мои. Можно ли сделал лучше?


Копейка 1757 года. Новодел попавший в хождение?, Уточнение к предыдущей теме.
 
Добавление к предыдущей теме:

Определение монет Елизаветы номиналом одна копейка 1757-1761 гг. (включая 1758, 1759, 1760 гг.) по дворам

http://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum1/topic201022/message2135919/#message2135919

В 6 сообщении, последний тип:

"СМД – группа 3: очень оригинальное ремонтное изображение. Ремонт штемпельного инструмента или матричной формы (что скорее), включая замену разрушенной короны на большую по размеру. Цифра 5 наконец-то складывается в более привычную форму для монет более крупного номинала СМД. Поздний вариант 1757 года и по-видимому штучный."

Монета эта теперь у меня:



Проанализировав её, я пришёл к выводу, что этот тип (если вообще имеются подобные монеты попавшие в обращение) - новодел. Либо, это был штемпель для ходячки, который был забракован, отложен, и в дальнейшем использовался для чеканки новоделов, что конечно же менее вероятно, но на что больше похоже (малый диаметр заготовки и не точная центровка больше напоминают оригинал, чем новодел). Тем не менее, монета довольно интересная, как не крути.

Если есть мнение, выскажите его в пользу первой или второй версии.
Изменено: extant4cell - 25.01.2019 02:45:46
Настольная медаль в память экспедиции русского флота в Финляндию в августе 1713 года, Поиск дополнительной информации и подобных портретов
 


Описание аукциона Katz:
Медаль в память экспедиции русского флота в Финляндию в августе 1713 года, Пертр I;
Неизвестный оттиск, медаль исполнена из двух частей; Металлический сплав.

Имеется ли какая либо дополнительная информация по этой медали или по подобным
портретам Петра I?

гурт:
Изменено: extant4cell - 09.02.2019 22:49:29
Подключите голосование пожалуйста, Просьба
 
Просьба подключить возможность голосовать. Обещаю себя хорошо вести и оставлять людям только плюсики, когда они их на мой взгляд заслуживают. А то председатель клуба такой интересный рубль 1760 года выставил в "идеальной коллекции", а я даже плюсануть не могу... :hi:
Вензельные 10 копеек 1796, Ваше мнение: оригинал, новодел или подделка
 

Я своё мнение по поводу этой монеты уже сформировал, окнако хотелось бы услышать ваше.

На сегодняшний момент мне известно две подобные монеты. Если есть ещё, буду благодарен за показ.
Монеты из каталогов корпуса русских монет Вел. Кн. Георгия Михайловича (ВКГМ), современные фотографии и доп. информация
 
[B][SIZE=5]Монеты из каталогов корпуса русских монет Вел. Кн. Георгия Михайловича (ВКГМ)[/SIZE]
современные фотографии и доп. информация[/B]

Хотелось бы увидеть современные фотографии монет из корпуса вместе с вырезками из каталога и дополнительной
информацией, когда она известна. Я начну, а вы подхватывайте, в этом же формате, по возможности.

Ресурсы где собраны изображения музейных монет и каталоги корпуса, известные мне:
http://coins.su/forum/topic/111960-lyubitelskie-i-drugie-fotografii-redkih-monet-s-vystavok-ili-znamenityh-kollektsii/
http://coins.su/forum/topic/220096-numizmaticheskaya-ekspozitsiya-gosudarstvennogo-ermitazha-i-glavnogo-shtaba/
http://numistika.com/vkgm%20collection.html и http://numistika.com/vkgm.html

1710 Денга (год арабскими цифрами)


[ Закрыто] Определение монет Елизаветы номиналом одна копейка 1757-1761 гг. (включая 1758, 1759, 1760 гг.) по дворам
 
Сегодня посидел над сбором картинок этих монет на сайте м-дв, и провел утро над их анализом, т. к.
попросили разобраться с двором одной монеты 1759 года. За одно проанализировал все годы выпуска.

Будет ли интерес к этой теме, и стоит ли мне возиться с выкладыванием материала?
...что займет не мало труда и времени, которого сейчас свободного не так много. Но если интерес
будет, конечно же поделюсь своими соображениями с наглядными примерами.
Корея - пол доллара 1899 года, Русская пробная монета?
 
По просьбе нашего коллеги gxseries со смежного форума хочу задать всем знающим людям вопрос.

Известна ли кому-то история монетного дела в Кореи в связи с деятельностью русского финансового советника К. Алексеева. Русские военные советники и Алексеев были отозваны из Кореи, под нажимом Японии весной 1898 года. Россия пошла на уступки в Кореи, что бы иметь возможность более плотно работать в Маньчжурии. Однако, до этого времени, как считает gxseries, Россия вложила около миллиона рублей в развитие корейского монетного двора.

В 1899 году были выпущены три корейские монеты. В одном из каталогов gxseries нашел изображение одной из монет:



Возникает законный вопрос, не были ли эти монеты пробными монетами, отчеканенными в России, на Петербургском дворе. Нет ли документов это подтверждающих? Просто к этому времени корейский двор управлялся японцами, и gxseries кажется, что они вряд ли бы отчеканили такие монеты.

Пожалуйста, помогите, если знаете что-то по этому поводу.
Что это может быть? Жетоны "1/2 КН Ч" и "РАК 1 Ч"
 
Показано на англоязычном форуме (http://www.coinpeople.com/topic/37624-what-are-these-tokens/), с просьбой o помощи. Я в жетонах не бум-бум, поэтому предложу на ваше суждение. "Жетоны" были в конверте с пометкой «Россия Америка» (на английском) и, очевидно, на них наличествуют кириллические буквы "1/2 КН Ч" на одном, и "РАК 1 Ч". Кто-то предположил, что «РАК» может быть расшифровано как русско-американская компания. Материал похож на олово, вес около 1-1,3 грамма каждый. Любая помощь будет принята с благодарностью!

Степень редкости, статистика - Сестрорецкий пятак 1758 г. с необычной (промежуточной) бандеролью, Помогитес собрать статистику
 
Мне известно два или три таких пятака, но картинки сохранил только двух.
Интересно разобраться действительно ли такой тип очень редкий. Во всяком
случае, пока статистика указывает на то, что дела обстоят именно так.
Если найдете еще пятаки с такой бандеролью, просьба показать.  
Сколько было отчеканенно 5 копеечных монет (5 копеек ММ) на Московском МД в 1758 году?
 
Сколько было отчеканенно 5 копеечных монет (5 копеек ММ) на Московском МД в 1758 году?

Эта информация отсутствует в каталогах. Однако, мне кажется она имеется, и я ее нашел.
Правда, я не уверен, возможно об этом уже кто-то писал и мне не стоит повторятся?
5 копеек 1787 года ЕМ - новый штемпельный дизайн (как принято считать 1789-1796 года)
 
У Маркова был проход такой монеты в 2014 году. У Дьякова подобная есть в каталоге.



Последняя семерка имеет несколько сомнительный характер, по форме, однако сомневаться
в том что, первые штемпеля были вырезаны в 1787 году не приходится, благодаря довольно
редким передатировкам 1788/7, примеры которых были показаны так же и на этом форуме.
Вот монета на днях купленная моим немецким товарищем:  




Кроме вышеупомянутых двух монет 1787 года, еще кто-то встречал эти монеты, крутил ли их в
руках, и каково было общее впечатление?
Медные «перечеканы»: От крестовых пятаков Петра I до двух копеек Павловской перечеканки штемпелями с вензелем Екатерины II, Редакция 2016 г. С изменениями и добавлениями к статье 2013 г.
 
Библиотека Старой Книги: Нумизматика, Медали, Сфрагистика (печати), История (вкл. Геральдику), Русский допетровский и имперский период. ВКГМ. Рим, Греция и мир.
 
Приглашаю Вас посетить библиотеку старой книги и оставить здесь свой отзыв. На моем сайте представлены тематические коллекции старых книг, материалы по нумизматике, истории, медалям, сфрагистике, геральдике, и по общей истории, включая историю обращения денег на Руси с древних времен: http://www.numistika.com/books.html

Имеется отдельный "уголок" материалов посвященных исключительно "корпусу русских монет" великого князя Георгия Михайловича (ВКГМ, GM), и его коллекции: http://www.numistika.com/vkgm.html

Еще в одном "уголке" находятся материалы предоставленные уважаемым господином В. Арефьевым, что может быть полезным людям интересующимся историей корпуса русских монет, старыми книгами и самой коллекцией вел. кн. Георгия Михайловича: http://www.numistika.com/contributed.html ... В дальнейшем я надеюсь на сотрудничество и с другими авторами в этом разделе.

Некоторые из публикаций чрезвычайно редкие, и возможно впервые видят свет в свободном доступе.

Я хочу выразить благодарность за позитивную поддержку, наставления и за предоставление книг, и материалов в коллекцию, которые пожертвовал уважаемый господин В. Арефьев.

Не смотря на то что сайт на английском языке, там имеется функция авто-перевода через google, и навигация должна быть не слишком затруднительной, хоть перевод и оставляет желать лучшего. Книги представлены на русском, немецком, французском, латинском, английском языках. Если у вас появится возможность прислать для добавления свои интересные находки, с удовольствием их рассмотрю для включения в эту бесплатную библиотеку.

С уважениям к русскому нумизматическому сообществу,

Евгений Скобченко
Изменено: extant4cell - 23.06.2016 14:51:31
Страницы: 1

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●