Аукционный дом Золотое Крыло

Аукционный дом Гермес
   

Нумизматический аукцион "Имперская монета"

Аукционный дом Империя
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 13 След.
Выходит книга "Монетарии Древнего Рима (Республика, Август)
 
Продано 43 экземпляра.
Разное интересное, ссылки и текст
 
Цитата
Avitus пишет:
 Бомбардировки Помпей во время WWll

Официальная версия бомбёжки была такая: пилот с высоты принял руины и фундаменты домов в Помпеях за скопления танков. Ну, и отбомбился по полной…

На официальном сайте Помпей можно увидеть целый ряд интереснейших фресок - но в прорисовках или копиях XIX - начала XX вв. Это следствие той самой бомбёжки.

Вообще, американцы, и особенно англичане, в годы войны очень берегли свой личный состав. Поэтому, если было хоть малейшее подозрение, что где-то можно напороться на вражеский отпор, сразу обстреливали предполагаемую территорию дальней артиллерией, ещё на подходах, а уж бомбили просто «ковром». Какие там культурные ценности и памятники мирового значения, что вы…

Под Равенной есть маленький городок Классе (во времена античности – это был порт при Равенне), где в VI в. была возведена великолепная церковь Сан Аполлинаре ин Классе, украшенная роскошными мозаиками, барельефами и саркофагами VI–XIII вв.

При взятии Равенны в ноябре 1944 г. союзниками английскому командованию просто показалось, что на колокольне церкви Сан Аполлинаре МОЖЕТ находить немецкий наблюдательный пункт для корректировки огня. Тут же ближайшему подразделению английских войск поступил приказ – накрыть церковь из всех орудий.

Но британский подполковник, находившейся со своим подразделением неподалёку от Классе, решил всё же сначала проверить информацию и послал к церкви отряд разведчиков. Однако никакого наблюдательного пункта там не оказалось и подполковник взял на себя ответственность и отменил приказ о тотальном артобстреле.

После окончания войны подполковника объявили почётным гражданином Равенны, а в 1952 г. в его честь на стене церкви Сан Аполлинаре ин Классе установили памятную доску со словами огромной благодарности от жителей города.

Имя и фамилия этого подполковника довольно редкая для Великобритании – Владимир Иванович Пенякофф. Интересно, а если бы его звали, скажем, Джон Смит, у этой истории тоже был бы такой счастливый конец?
Бык-андроцефал, вопрос
 
Цитата
Avitus пишет:
Имена их неизвестны?

Не очень понял вопрос. Насколько я знаю, бог реки или источника носил имя реки или ближайшего города. Т.е. бог реки Ахелой - это Ахелой, бог источника в Геле - Гела, бог реки Сарн - Сарн, бог реки Борисфен - Борисфен, бог реки Данубий - Данубий и т.п.

Но штука в том, что зачастую эти реки были значимы именно для местных жителей, хотя это мог быть чахлый ручеёк. Имена этих водных потоков сохранились далеко не всегда. Впрочем, есть довольно подробные исторические атласы Великой Греции, можно, наверное там посмотреть. А вдруг...

Вот "женская ипостась", т.е. нимфы реки или источника иногда могли носить "отдельное" имя. Всё ИМХО.
Бык-андроцефал, вопрос
 
Цитата
Avitus пишет:
Значит, Ахелой.
Вопрос мой возник, когда я хотел посмотреть вот этой описание дидрахмы:

Нашлись слова андроцефал и речной бог Гелы - без имени. Этого мне было мало.

Немножко не так. Ахелой - это бог реки Ахелой в Греции, на границе между Этолией и Акарнанией. Вот монеты этих регионов изображают именно рогатого Ахелоя.

Вот примерно такой Ахелой из Акарнании есть у меня в закромах:



В каждой местности были свои "личные" боги (и нимфы) водных источников - которые иногда изображались в виде человеко-быков. Т.е. в Геле на Сицилии - свой бог реки (см. пост № 1), в Неаполе - свой, в Камарине - свой и т.д.

Что же касается сюжета показанной неапольской дидрахмы, то осмелюсь предположить, что на реверсе изображён либо бог реки Сарн в Кампании, либо рогатое божество тёплого источника близ Неаполя. Виктория с венком может знаменовать какие-то победы местных кумейцев в вечных военных стычках с кампанцами. Или - это символ побед в мусических и гимнастических состязаниях, которые проводились в Неаполе раз в 4 года.

Кстати, в 18 г. до н.э. Август весьма точно повторил сюжет реверса этой дидрахмы. Но, как говорится, это совсем другая история... ;)

Бык-андроцефал, вопрос
 
Если кратко. На мой взгляд, человеко-быки Древнего Востока и человеко-быки эллинистическо-римского времени – это две большие разницы, не считая ещё нескольких маленьких… :)

    Предположу, что человеко-бык для шумеров, вавилонян или ассирийцев – это, прежде всего, дух-охранитель конкретного человека, на всю жизнь дающий ему покровительство и способствующий его человеческому плодородию (=плодовитость). Т.е. что-то вроде римского Гения (для мужчин).

    В греческом мире человеко-бык – это, почти всегда, бог реки или источника. Греческая традиция персонифицировать водную стихию во всех её проявлениях нашла своё выражения и в многочисленных изображениях речных богов — «с лицом быка» (Еврипид. Ион, 1261) или в виде юноши (Цицерон. Против Верреса, IV, 96; Филострат Старший. Картины, I, 1, 2).

    Наиболее подробно подобные статуи и скульптуры рек описывает Клавдий Элиан (около 175 — около 235 гг.): «Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка. Стимфалийцы, например, уподобляют быку реку Эрасин и источник Метопу, лакедемоняне — Еврот, сикионцы и флиасийцы — Асоп, аргивяне — Кефис. Другие представляют себе реки в человеческом облике, например, псофидийцы — Эримант, герейцы — Алфей, жители Херсонеса Книдского — тот же самый Алфей. Афиняне ставят поясные изображения реки Кефиса; они представляют его мужчиной, однако с рогами, сиракузяне уподобляют сицилийскую реку Анап мужу, а источник Киану чтят в облике женщины, эгестийцы поклоняются Порпаку, Кримису и Тельмессу, которых они представляют себе в виде мужчин, жители Акраганта приносят жертвы соименной городу реке, представляя Акрагант цветущим отроком; они посвятили в Дельфийское святилище статую слоновой кости, на которой написали название своей реки. Статуя изображает отрока» (Элиан. Пёстрые рассказы, II, 33).

    Олицетворения различных рек, — представленные в виде быка с человеческим лицом или мужской головы, украшенной рогами (одновременный символ изобилия и речных притоков) (Страбон, X, 2, 19; Ликофрон. Александра, 1408), — становится одним из узнаваемых иконографических типов в греческой монетной чеканке периода классики и эллинизма. Наиболее часто так изображали Ахелоя, но и кроме него было немало подобных изображений. Еврипид называл царя Ахелоя старейшим богом как реки, так и воды вообще (Макробий. Сатурналии, V, 18, 11–12), сообщая также и о других древних олицетворениях водной стихии (Еврипид. Ифигения в Авлиде, 273; Плакальщицы, 6).

    Латинские авторы продолжили эту изобразительную традицию, описывая в своих произведениях «бычью личину» речных божеств, голова которых часто была украшена венком из тростника как символа прибрежных растений (Вергилий. Георгики, IV, 371; Энеида, VIII, 34; VIII, 77; Овидий. Наука любви, I, 223; Метаморфозы, XI, 763; XIII, 894; XIV, 602; Скорбные элегии, IV, 2, 41–42; Письма с Понта, III, 4, 107; Марциал, X, 7, 6; Стаций. Фиваида, II, 217–218; Валерий Флакк. Аргонавтика, I, 105–106).



Деянира, бой Геракла с богом реки Ахелой
Деталь вазописи краснофигурного кратера, 475–425 гг. до н.э.
Париж. Лувр



Бог реки
Фрагмент барельефа из Кампании;
терракота, около 450 г. до н.э.
Лондон. Британский музей



Бог реки и нимфа
Деталь вазописи краснофигурной амфоры,
350–325 гг. до н.э.
Лондон. Британский музей
Titus 80-81, Judaea Capta Sestertius, подлинный или падуанец?
 
Цитата
Avitus пишет:
я как раз затаился как удав, жду пока (и если) монета станет великолепной или, в крайнем случае  очень интересной ))

Ждите... Поздние реплики "падуанцев" это не насущный хлеб, а экзотический салатик "на любителя": можно заказать (если цена кажется приемлемой), а можно и не заказывать и обойтись чашкой кофе.
Titus 80-81, Judaea Capta Sestertius, подлинный или падуанец?
 
Цитата
Avitus пишет:
Я как раз присматриваюсь к вот этому, из темы.

Иногда красота монеты напрямую связана с её ценой. Страшненькая, но не без шарма, монета за 900 (чего-нибудь), становится за 300 очень интересной, а за 150 - великолепной! ;)
Titus 80-81, Judaea Capta Sestertius, подлинный или падуанец?
 
Если не упираться в покупку именно "авторских" медалей самого Дж. Кавино, а брать чуть более поздние (конец XVI - XVII вв.) реплики, то можно за весьма небольшие денежки купить себе некоторое количество "падуанцев".

А так и поступил лет 15 назад, до сих пор нравятся. Вот несколько наиболее приятных (для меня) приобретений из закромов:



Гальба



Отон

Радует и то, что, вообще-то, Отон бронзы не чеканил, а тут целый "сестерций"!  :)
Выходит книга "Монетарии Древнего Рима (Республика, Август)
 
Продано 27 экземпляров.
К. Чуковский V.S. Divus Vespasianus
 
Чисто для аналогии. Грекам и римлянам была известна амфисбена, двухголовая змея (каждая голова – на конце туловища), к которой нельзя была подобраться: когда одна голова спала – другая бодрствовала. Обычно считается, что эта тварь имела мифологическое происхождение – типа родилась из крови убитой горгоны Медузы.

Марк Анней Лукан в своей поэме «Фарсалия» рассказывает, что «страшные, с поднятой вверх двойной головой амфисбены» питались трупами римских солдат, когда войско Катона Младшего проходило через Ливийскую пустыню.



Ну и, до кучи… Был в древнекитайской мифологии такой зверюга – двухголовый кабан Бинфэн.

В китайском трактате «Книга гор и морей» (около II в. до н.э.) о нём кратко упоминается: «Бинфэн живёт к востоку от Богини-Прорицательницы на горе Усянь. Он похож на кабана, но у него и спереди и сзади по чёрной голове».

Выходит книга "Монетарии Древнего Рима (Республика, Август)
 
Добрый день!

Ответил в личку.
Разное интересное, ссылки и текст
 
Цитата
Avitus пишет:
Для фламинов существовал специальный головной убор, называемый апекс (лат. apex — вершина).
Это небольшая шапочка из коры оливкового дерева.

Это не совсем правильное описание апекса. Когда-то уже обсуждали эту шапку фламина: https://www.staraya-moneta.ru/forum/forum71/topic153530/
Нумизматические загадки., Для гимнастики ума и наблюдательности.
 
Цитата
Avitus пишет:
Хотя искал я не Камилла (полководца), а камиллов - юношей, подающих патеру

    Тут, как мне кажется, стоит сначала, хотя бы примерно, обозначить все этапы обычного, «стандартного» жертвоприношения. Позднее я нашёл целую кучу серьёзных научных публикаций на эту тему, но пока, думаю, можно обойтись и моим любительским обзором:

    Перед совершением любого жертвоприношения у алтаря жрец начинал обряд предварительного освящения (immolatio). Под звуки флейты или лиры (заглушающих возможные посторонние звуки) голова животного поливалась смесью ключевой воды с вином, которую жрец пробовал сам и давал пробовать присутствующим при этом обряде (libatio) (Овидий. Фасты, II, 653; Лукан. Фарсалия, I, 609-610). На голову жертвы высыпалась священная мука с солью (mola salsa), а часть волос на лбу выстригалась и, в качестве символической жертвы (libamina prima),  бросалась в огонь (Вергилий. Энеида, IV, 133; VI, 245; Сервий. Комментарий к «Буколикам» Вергилия», VIII, 82; Гораций. Сатиры, II, 3, 200-201; Лукан. Фарсалия, I, 610; Фест, s.v. Immolare). Затем жрец взмахивал жертвенным ножом от головы к хвосту, условно изображая заклание, и словами «животное освящено» (macta est) обряд освящения заканчивался.

    После этого к жрецу приближался особый служитель (cultrarius), который задавал вопрос: «начинать ли мне?» (agone?). Получив ответ «совершай это» (hoc age!), служитель топором или жертвенным молотом (malleo) убивал животное, а затем разрезал ему горло ножом (Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, XII, 120; Светоний. Калигула, 32, 58; Плутарх. Нума, 14). Кровь собиралась в чаши и, смешанная с вином и солью, выливалась на алтарь и вокруг него. После снятия шкуры, туша убитого животного возлагалась на жертвенный стол (anclabris), поливалась вином и посыпалась священной мукой.

    Внутренности (extra), разделяемые на печень (lecur), желчь (fel), сердце (cor) и лёгкие (pulmones), осторожно вынимались длинным остроконечным ножом (secespitae) (Светоний. Тиберий, 25, 3; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, IV, 262; Лукан. Фарсалия, I, 617-629; Фест, 348) и гаруспики (haruspices, extispices) их внимательно осматривали. Если внутренности были нормальными, без отклонений, то жертва считалась благоприятной (litare) и совершение обрядов продолжалось. При неблагоприятных толкованиях могло закалываться второе, и даже третье животное (succidanea hostia), всегда бывшие наготове   – и так, до получения благоприятных указаний гаруспиков (Цицерон. О дивинации, II, 36; II, 38; Светоний. Божественный Юлий, 81, 4; Ливий, XXV, 16, 1-4; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, IV, 50; V, 95).

    Пока гаруспики осматривали внутренности, жрец приносил благовония и жертвенный пирог (libum) (приготовленный из сыра, пшеничной муки, яиц, масла и мёда), которые сжигались на алтаре, где произошло заклание. В этот момент жрецу прислуживал юноша из почтенной семьи (camillus), держащий ларец с благовониями (accera) и маленький кувшин (urceus) (Варрон. О латинском языке, VII, 34; Макробий. Сатурналии, III, 8, 6-7; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, XI, 543; Фест, s.v.v. Camillus, Cumera,  Flaminius Camillus), и флейтист (tibicen, spondaules), непременно присутствующий при каждом жертвоприношении, в обязанности которого входило музыкальное сопровождение обряда – дабы придать ему торжественность и, одновременно, заглушить посторонние, мирские звуки.  



Бескровные жертвы на алтаре
(в центре – камилл с ларцом благовоний)
Римский барельеф; мрамор, II-III вв.
Рим. Палаццо Массимо

    Осмотренные и извлечённые в должном порядке внутренности клались в корзины, поливались вином, посыпались благовониями и обносились трижды вокруг алтаря, а затем сжигались на нём (Вергилий. Энеида, VI, 251-254; XII, 214-215). Из туши жертвенного животного вырезались желчный пузырь, жир и отдельные кости, снималась шкура. Желчный пузырь закапывался у алтаря и от каждого органа отрезались небольшие куски сырого мяса. Их вместе с жиром возлагали на бедренные кости и хвосты, сложенные на алтаре, символизируя таким образом цельность убитой жертвы, предназначенной для последующего поглощения очищающим огнем.

    Жрец призывал богов к милостивому участию в жертвоприношении и, если дым поднимался столбом прямо кверху, то не было сомнения, что принесённая жертва угодна богам (Лукиан. О жертвоприношениях, 9, 13). Шкуры принесённых в жертву животных впоследствии использовали для храмовых нужд или продавали.

    Священный обряд заканчивался поклонением (adoratio): жрец, обходя алтарь с поднятыми руками, прославлял богов и просил их об охране и помощи. При этом, он сперва обращался к Янусу как к богу всяческого начала, затем к богам, которым жертва приносилась, и, наконец, к Весте, покровительствующей благодетельному огню (Катон. Земледелие, 132, 134). По окончании молитвы жрец кланялся народу и, положив палец правой руки на уста (в знак священного молчания), садился. После небольших жертвенных возлияний (libatio) народ отпускался громким выкриком: «идите», «можно» (ilicet, ire licet).

    Умилостивительные жертвы (hostiae piaculares) или целиком сжигались, или предоставлялись жрецам, а мясо животного (viscera) съедалось или раздавалось народу (visceratio)  (Ливий, VIII, 22, 2; XXXI X, 46, 2; XLI, 28, 11; Светоний. Божественный Юлий, 38, 2; Фест , s. v.Aulae). Если жертвы предлагались богам рек или моря, то внутренности не сжигали, а бросали в воду (Ливий, XXIX, 27, 5; Вергилий. Энеида, V, 235-238; V, 774-776; Макробий. Сатурналии,III, 2, 3-5). Окончанием священнодействий был жертвенный пир (epulae sacrificales), который при общественных жертвоприношениях устраивался особыми жрецами (septemviri epulones), при частных – жертвоприносителем и его родными (Тертуллиан. К язычникам, I, 10; Апологетик, XXX, 5-6).

    При жертвоприношениях в честь подземных богов сам обряд и некоторые его ритуалы были изменены: жрец и служители были одеты в чёрные одежды, а все жертвенные животные были чёрной масти. При заклании им держали головы, наклонив к земле, и горло вспарывали ножом снизу вверх (а не сверху вниз) – так, чтобы кровь сливалась не в чашу, а в яму или ров, вырытые около алтаря. Все внутренности и мясо обязательно сжигались – ничто не шло в пищу (Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, VI, 244), причём, счастливыми при обряде считались зловещие знамения, «так как при этом жертвоприношении лучшим знаком считалось обратное» (Светоний. Отон, 8, 3). Во время проведения этих жертвенных ритуалов жрецы молились, опустив руки и топая ногой в землю, как бы призывая подземных богов.

    Все описываемые жертвоприношения животных делались на больших алтарях, стоящих отдельно или находившихся перед храмом – обычно по оси главного входа или на ступенях. Меньшие алтари, на которых сжигался ладан, благовония и приносились бескровные жертвы (пироги и особые жертвенные лепёшки), могли стоять и внутри святилища, прежде всего, перед статуей божества, кому они были посвящены. Алтари этого типа (чаще прямоугольные, иногда круглые) делались из мрамора, но могли быть переносными или имели форму треножника, наполненного углями (Цицерон. О своём доме, 123, 124; Плутарх. Красс, 16).

    Проводимые на них жертвы состояли из сжигания на алтаре первин урожая (primitiae, praemetium), священных пирогов (liba, placentae), кушаний (dapes), а также из возлияний на жертвенник вина (libatio) из особой чаши (patera), которое обычно смешивалось с мёдом, молоком и маслом, и из курений и возжиганий благовоний, ладана, ароматических пород деревьев (odores, tus). Священные пироги и лепёшки обычно были двух видов: пирог из ячменя, масла и мёда (fertum) и пирожки (strues), испечённые в форме руки (Фест, s.v.v. Strues, Strufertarii). В храмах вместо алтаря также мог использоваться «священный стол» (mensa dicata), на котором располагались кушанья, возлияния и пожертвования богам (Макробий. Сатурналии, III, 11, 5-6). Римское предание приписывает учреждение бескровных жертв царю Нуме Помпилию (715-673 гг. до н. э.)  (Дионисий, II, 74, 4; Плиний, XVIII, 7; Плутарх. Нума, 8).

    В 351 г., после окончательной победы христианства, были отменены ночные жертвоприношения (Кодекс Феодосия, XVI, 10, 5), а в 391 г. попали под запрет любые жертвоприношения в храмах и на алтарях (Кодекс Феодосия, XVI, 10, 10; XVI, 10, 11).
Нумизматические загадки., Для гимнастики ума и наблюдательности.
 
Просто занудство ради занудства, заранее извиняюсь.

Попытка провести аналогию между сюжетом реверсе на монете Квинта Аррия и событиями IV в. до н.э. (когда полководец Камилл во время боя бросил штандарты в гущу врагов, чтобы сплотить свои войска) – красивая, но совсем не обязательная.

Есть ещё несколько римских республиканских денариев (Минуция Терма, Нумония Ваалы, Лициния Нервы и др.), сюжеты которых, несомненно, изображают военные подвиги предков, но сами батальные сцены не имеют хоть какого-то внятного объяснения или толкования.

Да и саму позу обоих воинов нельзя толковать так уж однозначно. Существует версия, что первый воин с копьём – это сам претор Аррий, предок монетария, а в его руке изображено не просто копьё, а «чистое копьё» (hasta pura), высокая воинская награда, полученная им за первые победы во время подавления «рабской войны». При таком толковании сюжет реверса уже не может считаться батальным, т.к. с церемониальным вооружением в бой, вроде как, не ходили.

Лично для меня этот сюжет на денарии Аррия пока не имеет объяснения и не факт, что у нас появятся какие-то новые сведения, которые что-то однозначно разъяснят.
Символы на республиканских денариях, вопрос
 
Среди наиболее традиционных объяснений, почему на поле республиканских денариев изображались контрольные символы и буквенные дифференты, обычно приводят аж две версии:

– либо таким образом отмечалась смена монетного штемпеля

– либо таким образом фиксировалось поступление на монетный двор новой партии металла.

Обе версии не бесспорные – но, чем богаты…


Что касается показанных выше символов, позволю себе слегка уточнить:

– «снова неизвестно» – это ступня ноги

– «черепах» – это лягушка. ;)
Выходит книга "Монетарии Древнего Рима (Республика, Август)
 
Продано 11 экземпляров.
Выходит книга "Монетарии Древнего Рима (Республика, Август)
 
Уважаемые члены Форума!

Получил весь тираж книжки "Монетарии Древнего Рима".

Стоимость 1 экземпляра – 3 000 руб.

Отправка заказной бандеролью  по России составит + 300 руб.

Отправка заказной бандеролью в дальнее зарубежье + 1 800 руб.

Оплата: наличные при встрече в Москве, перевод на карту Сбербанка РФ, перевод Western Union.

Продажи начал.  

С уважением.
Разное интересное, ссылки и текст
 
Если не возражаете, запощу здесь кусочек своей старой статейки о Квирине, которая, как мне кажется, дополнит Ваш пост об этом интереснейшем боге.

КВИРИН (Quirinus – сабинск. «копьеносный») – один из древнейших италийских и римских богов сабинского происхождения. Почитался в триаде богов Юпитер-Марс-Квирин, соединение которых делало общество полноценным; считался ипостасью «мирного Марса», Марса в покое (в отличие от Марса военного) (Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия», I, 292; III, 35). Первоначально считался земледельческим богом, покровителем производительных сил природы, в дальнейшем – бог военных действий, народного собрания. Часто назывался Отцом Квирином (Лактанций. Божественные установления, IV, 3, 12).
    Впоследствии Квирин отождествлялся с царём Ромулом – учредителем важнейших институтов римской гражданской общины.

    КУЛЬТ В РИМЕ.  
    Подобно тому, как Марс считался отцом Ромула, Квирин почитался как родитель основателя сабинской общины Модия Фофидия (Варрон. О латинском языке, V, 74). Имя Квирина традиционно производят либо от названия сабинского города Куры (Cures), либо от сабинского слова «копьё» (quiris) и позднее Ромул был отождествлён с Квирином «как бог-воитель или же бог-копьеносец», что связано с символикой копья в римской мифологии (Овидий. Фасты, II, 475-480; Плутарх. Ромул, 29; Римские вопросы, 87) и со славой самого Ромула, хорошо владевшего копьём (Фест, , s.v. Curis ; Арнобий, IV, 3). Как и Марс, культ Квирина имел два аспекта: военный и земледельческий.
    Причём, иногда Квирина соотносят с Эниалием (Ἐνυάλιος – греч. «воинственный»), которого считают одним из эпитетов греческого Ареса (Гомер. Илиада, V, 333; V, 592; Иоанн Цец. Хилиады, XII, 793). Известно, что греческие воины вступали в бой с победным криком «алала», посвящённом Эниалию (Ксенофонт. Анабасис, V, 2, 14; Киропедия, VII, 1, 26), а уже в период Империи римские воины устрашали врага «кличем Эниалию» (Арриан. Диспозиция против аланов, 25; Цезарь. Гражданская война, III, 92; Аппиан. Иберийско-римские войны, 27).
    Под именем Эниалия Квирин был включён в римский пантеон после заключения Ромулом мира с царём сабинян Титом Тацием (Дионисий, II, 48, 1-2; II, 50, 3), а в дальнейшем, «Отцу-Квирину», как и Марсу Градиву, были посвящены «священные щиты» (ancile) и трофеи при триумфе (Ливий, V, 52, 7; Вергилий. Энеида, VI, 859; Овидий. Метаморфозы, XV, 862-863).
    Как бог народного собрания Квирин дал полное наименование римлян – «римский народ квиритов» (Populus Romanus Quirities) или просто «квириты», которыми назывались все римские граждане, не служащие в армии (Страбон, V, 3, 1; Дионисий, II, 46, 2; Ливий, XLV, 26, 3; Плутарх. Ромул, 19, 29; Цезарь, 51; Светоний. Божественный Юлий, 70; Аппиан. Гражданские войны, II, 93; Полиэн, VIII, 23, 15; Тацит. Анналы, I, 42; Лукан. Фарсалия, V, 355-358; Жизнеописания августов. Александр Север, LII, 3; LIII, 10-11; LIV, 3). По другой версии, именование «квириты» римляне получили в честь сабинского города Куры (Ливий, I, 13, 5; Страбон, V, 3, 1; Плутарх.  Нума, 3; Аврелий Виктор. О знаменитых людях, II, 10).
    Марс и Квирин стали впоследствии восприниматься как боги-покровители двух разных племён, объединившие путём синойкизма латинские и сабинские поселения и образовавшие Рим.
    При царе Нуме Помпилии (715–673 гг. до н. э.) Квирина полностью отождествили с обожествлённым Ромулом, «как явившего величие свыше смертной природы», к жрецам Юпитера и Марса был добавлен «фламин Квирина» и были сооружены святыни Рима – «хижина Ромула» (Casa Romuli) и «гробница Ромула» (Sepulcrum Romuli) (Дионисий, II, 53, 3-4; Плутарх. Ромул, 28; Нума, 7; Плиний, VII, 120; Августин. О граде Божием, II, 15; Platner, 101-102, 482-484).
    Кроме Ромула также была обожествлена его жена Герсилия (Плутарх. Ромул, 14; Ливий, I, 11, 2), которой, по преданию, Юнона позволила последовать за мужем, дав ей имя Гора Квирина (Hora Quirini) (Овидий. Метаморфозы, XIV, 829-851; Авл Геллий, XIII, 23, 2). Возможно, в Риме был её храм или святилище (Плутарх. Римские вопросы, 46).
    Взаимообусловленность долга римлян как воинов и как граждан нашла также отражение в связи Квирина с Янусом, храм которому под именем Януса Квирина как богу, ведавшему войной и миром, посвятил царь Нума Помпилий (Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, VII, 610). Связь с Янусом, возможно, отражает взаимосвязь земного (регулировавшегося Квирином) и небесного порядка (регулировавшегося Янусом). Призыв к Квирину включался в формулу объявления войны, произносившуюся главой коллегии фециалов (Ливий, I, 32, 12-13), а также в формулу обряда, когда римские полководцы во имя победы посвящали себя подземным богам (devotio) (Ливий, VIII, 9, 6).
    Фламин Квирина (flamen Quirinalis), наряду с фламинами Юпитера и Марса, принадлежал к высшему рангу в иерархии жрецов и участвовал в культе Робиго, божества, защищавшего урожай (Овидий. Фасты, IV 910-942); в культе Акки Ларенции как благодетельницы римского народа (Авл Геллий, VI, 7, 7); в культе Конса, бога добрых советов и охранителя зерновых запасов (Тертуллиан. О зрелищах, 5). Кроме того, фламину Квирина дозволялось касаться «общественных святынь», хранившихся в храме Весты (Ливий, V, 39, 11; V, 40, 7-8), но при этом он был связан рядом ритуальных запретов (Ливий, XXXVII, 51, 1).
    В период Республики образ Квирина становится символом обожествления правителя. Так в одном из своих писем Цицерон пишет о Гае Юлии Цезаре, якобы претендующем на царскую власть (намекая на Ромула, растерзанного сенаторами): «Предпочитаю, чтобы он жил в одном храме с Квирином, а не с Благоденствием» (Цицерон. К Аттику, XII, 45, 3). В других письмах, продолжая свои ироничные пожелания о скорейшем посмертном обожествлении, Цицерон называет Цезаря не иначе как «этот лагерный товарищ из сопровождения Квирина» (Цицерон. К Аттику, XIII, 28, 3).
    В 27 г. до н.э. Октавиан, которому предлагали принять имя обожествлённого Ромула, «как второму основателю Рима», отказался, «решив, что лучше ему именоваться Августом» (Светоний. Божественный Август, 7; Дион Кассий, LIII, 16, 7; Сервий. Комментарий к «Георгикам» Вергилия, III, 27). В одной из своих речей император Тиберий говорит, «что лучшие среди смертных всегда искали самого высокого: так, Геркулес и Либер у греков, а у нас Квирин сопричислены к сонму богов» (Тацит. Анналы, IV, 38).
    Однако, в поздний период Республики сам культ Квирина почти заглох, что, возможно, объясняется упадком древних комиций, а затем и народного ополчения, а также связано со значительным увеличением числа римских граждан, уже перестававших ощущать себя как некое единое целое. В период Империи культ Квирина, оттеснённый культом Юпитера и Марса, особой роли не играл.    

    ХРАМЫ В РИМЕ.
    Храм Квирина был посвящён на Квиринальском холме 29 июня 293 г. до н.э. (возле старинного святилища этого бога) Луцием Папирием Курсором (консул 293, 272 гг. до н.э.) по обету его отца диктатора Луция Папирия Курсора (консул 326, 320, 319,315, 313 гг. до н.э.), данному в 325 г. до н.э.  
    Сын диктатора «освятил его и украсил вражескими доспехами, которых было столько, что не только убрали ими храм и форум, но даже уделили часть их союзникам и соседним поселениям для украшения храмов и общественных мест» (Ливий, X, 46, 7-9). Тогда же, вероятно, у храма были поставлены первые в Риме солнечные часы (Плиний,VII, 213; Цензорин, XXIII).
    Витрувий (I в. до н.э.) относит храм Квирина к типу «диптер» – «по восьми колонн и с передней и с задней стороны храма, но он опоясан двойными рядами колонн» (Витрувий, III, 2, 7), а Марциал упоминает «портик» (Марциал, XI, 1, 9). По указаниям источников, храм находился на Квиринале, напротив «капища Санга» (Ливий, VIII, 20, 8), т.е. храма Семона Санка (Semo Sancus Dius Fidius), бога земли и неба, а также рядом с храмом Флоры и мастерскими по производству киновари (Витрувий, VII, 9, 4).  
    По легенде, инициативу основания храма приписывают патрицию Юлию Прокулу, якобы встретившего царя Ромула уже после его смерти, который повелел называть его Квирином и приказал воздвигнуть ему храм на Квиринале (Цицерон. О государстве, II, 20; О законах, I, 3; Овидий. Фасты, II, 511; Аврелий Виктор. О знаменитых людях, 2, 14; Флор, I, 1, 18; Лактанций. Божественные установления, I, 15, 29-33).
    Считается сомнительным упоминание о заседании Сената в «храме Квирина» в 435 г. до н.э. (Ливий, IV, 21, 9), хотя, возможно, речь идет о древнем святилище Квирина на том месте, где росли два священных мирта: один связанный с Сенатом, а другой с плебсом, причём, первый процветал до, а второй – после Союзнической войны 90–88 гг. до н.э. (Плиний, XV, 120-121).
    По преданию, в 390 г. до н.э., во время нашествия галлов на Рим, под «храмом Квирина» были закопаны святыни из храма Весты (Плутарх. Камилл, 20), хотя сообщение Ливия уточняет, что речь идет о «часовне поблизости от жилища фламина Квирина, там, где теперь священный обычай запрещает плевать» (Ливий, V, 40, 8).
    В храм не раз ударяла молния: в 206 г. до н.э. (Ливий, XXVIII, 11, 4) и в 49 г. до н.э., когда храм был сильно разрушен (Дион Кассий, XLI, 14, 3), но почти сразу восстановлен и в 45 г. до н.э. и по решению Сената в нём была воздвигнута статуя Юлия Цезаря (Дион Кассий, XLIII, 45, 2-4; Цицерон. К Аттику, XII, 45, 3; XII, 47, 3). Окончательное восстановление храма было завершено при Августе в 16 г. до н.э. (Дион Кассий, LIV, 19, 4).
    День основания храма праздновался не 29 июня (Овидий. Фасты, VI, 795-796), а 17 февраля (реставрация 16 г. до н.э.), хотя, по данным эпиграфики, упоминается ещё один праздник, посвящённый Квирину – 23 августа (Platner, 439).
    Ещё одно святилище Квирина находилось у Квиринальских ворот (Porta Quirinalis) (Platner, 438).

    ПРАЗДНИКИ.
    17 февраля в честь Квирина отмечался праздник Квириналии (Quirinalia), в ходе которого приносились жертвы, а фламин умащал благовониями «священное копьё». Римский грамматик Фест (II в.) сообщает, что этот обряд совершал фламин Портуна с помощью сосновой смолы (Фест, s.v.Persillum).
    В этот же день справлялись Форнакалии (Fornacalia) – праздник в честь Форнаксы, богини огня и печей для сушки зерна. Форнакалии отмечались в каждой курии в свой особый день и были связаны с Днем дурака (Stultorum feriae), когда, по преданию, вывешивалось расписание празднования по куриям, но «глупцы своих собственных курий не знают» и ждут до последнего дня – 17 Февраля (Овидий. Фасты, II, 475-532; Плутарх. Римские вопросы, 89; Фест, Павел, s.v.Quirinalia dies).



Апофеоз Гая Юлия Цезаря (?), в образе Квирина (?)
поднимающегося на квадриге в небо
Барельеф алтаря Ларов Августа; мрамор, 12–2 гг. до н.э.
Рим. Ватиканские музеи, Григорианский светский музей
Разное интересное, ссылки и текст
 
Цитата
Avitus пишет:
Квирин в коринфском шлеме

Как то не очень согласен с такой аукционной атрибуцией. Тем более, что сам аукцион Dr. Busso Peus в своём описании монеты ссылается на Сайденхема и Крауфорда, классиков республиканской нумизматики, которые однозначно определяют бородатого мужика в военном шлеме как Марса, а не Квирина.

Голова Марса и конская протома, изображённые на аверсе и реверсе на романо-кампанских дидрахмах и литрах 280–276 гг. до н.э. и на римских дидрахмах, драхмах и литрах 241–235 гг. до н.э., скорей всего, намекают на праздник Эквирии (Equiria), посвящённый Марсу, где наградой была отрубленная голова коня-победителя.

Так как конь – помощник человека на войне и «любит Марсово дело», то естественно, что Марс также был покровителем конских состязаний (Плутарх. Римские вопросы, 97). 27 февраля и 14 марта в его честь праздновались Эквирии (Equiria) (Овидий. Фасты, II, 859–860; III, 519–520). 15 октября, в ходе третьих Эквирий, проходивших по окончании военных действий, Марсу приносился в жертву правый конь из победившей на бегах биги. По одной из версий, это делалось «в память падения Трои» (Полибий, XII, 4b–4c).

Затем голову коня-победителя и его хвост отрубали и за право обладания ими дрались между собой городские кварталы Священной дороги (Via Sacra) и Субуры (Subura). В зависимости от исхода борьбы, голова «октябрьского коня», украшенная хлебами, водружалась либо в Регии (Regia), либо на башне Мамилия (Turris Mamilia) в Субуре (Плутарх. Римские вопросы, 97; Фест, 190L).

С другой стороны, описываемые романо-кампанские монеты, отчеканенные в годы военного противостояния Карфагена и Рима, явно перекликаются с дизайном более ранних серебряных и медных карфагенских монет, на реверсе которых также изображена протома коня, видимо, связанная с пунийскими преданиями. Римские авторы знали и не раз излагали миф о том, что Юнона, покровительствуя карфагенянам, послало им символ будущего главенства и воинских побед – голову коня (Вергилий. Энеида, I, 443–445).

Веточка дуба, – на которую в аукционном описании ссылаются как на бесспорный атрибут Квирина, – на самом деле, не такой уж «бронебойный аргумент». В римской мифологии дуб был также посвящён Юпитеру, Вейовису, Юноне, Клеменции, Ларам.

Кстати, и Марсу дуб был также посвящён! Это было связано с таким важным военным отличием как дубовый венок – за спасение римского гражданина в бою. За совершение подобного подвига, который считался высшим проявлением воинской доблести, и вручался дубовый венок (corona civica) (Авл Геллий, V, 6, 13).

Мне кажется более логичным такое объяснение сюжета приведённой дидрахмы: аверс – воинственный Марс в военном шлеме и ветвь дуба, ему посвящённая; реверс – протома коня-победителя в Эквириях, играх Марса, украшенная хлебами, т.е. пшеничным

Всё ИМХО.
Выходит книга "Монетарии Древнего Рима (Республика, Август)
 
Добрый день!

Ответил в личку.
Выходит книга "Монетарии Древнего Рима (Республика, Август)
 
Всем привет!

Провалялся 3,5 недели в двух госпиталях с модной нынче болезнью, но ласты склеить не удалось. Теперь буду потихоньку восстанавливаться – лёгкие, сатурацию, просто былую физическую форму и т.п.

Тираж книжки давно отпечатан, но доставку я пока отменил, т.к. чисто физически ещё не могу ворочать и таскать тяжёлые коробки (даже на очень небольшие расстояния).

Как только чуть-чуть оклемаюсь и стану способен на трудовые подвиги – получу тираж и сразу об этом сообщу. Пока – беру малюсенькую паузу.

С уважением, Никто.:)
Выходит книга "Монетарии Древнего Рима (Республика, Август)
 
Всем привет!

Сегодня был готов сигнальный экземпляр книжки. За ним не поехал – одобрил заочно. Весь тираж пошёл в печать. Сроки выхода примерно те же – конец марта – начало апреля с.г.

И немножко вестей с полей. Последние три дня никак не могу сбить температуру – держится, гадина, больше 38 градусов. Сегодня была врач (о-о-очень милая барышня, кстати). Сегодня уже не успел, завтра еду на мазок и КТ. Если всё более-менее – буду лечиться дома, а вот, если фигово – положат в стационар.:)

На всякий пожарный, сообщаю свой план «Б». Если (вдруг) склею ласты – будущая книжка будет продаваться в онлайн-магазине «Старинные монеты Андрея Пятыгина». При сайте есть эл. адрес для связи. Предварительная договорённость с Андреем имеется. Только нужно будет самим проявить инициативу.  Цена будет та же – 3 000 руб. + почта.

При любых раскладах, всем, кому обещал встретиться в ближайшие 2-3 недели – вынужден категорически отказать.

Большая просьба – не звоните, пожалуйста, мне на телефон, т.к. сейчас собеседник из меня довольно фиговый.

Всем удачи, успехов и приятных открытий – и в нумизматике, и в жизни!!! :hi: :drinks:
Выходит книга "Монетарии Древнего Рима (Республика, Август)
 
Привожу примеры некоторых страниц:  

                   

Примерный срок выхода книги из печати — конец марта с.г.

О выходе тиража сразу сообщу. :hi:
Выходит книга "Монетарии Древнего Рима (Республика, Август)
 
Уважаемые члены Форума!

Сегодня сдал в печать очередную книжку:  

 

МОНЕТАРИИ ДРЕВНЕГО РИМА (Республика, Август).
М.: ООО «Сам Полиграфист», 2021. — 368 с.; 70х100/16.
— (Библиотека античной истории и нумизматики).

Книга представляет собой краткий биографический словарь, посвящённый монетариям Древнего Рима — выпускавшим от своего имени монеты в период Республики и в правление императора Августа. В выходящем издании приводятся сохранившиеся биографические сведения о каждом известном монетарии (около 450 биографий), указываются его генеалогические связи, а также занимаемые им магистратские должности. В конце книги помещён хронологический список монетариев и ряд вспомогательных указателей. Издание может быть полезно коллекционерам и нумизматам-исследователям, а также всем, кто интересуется историей, генеалогией и просопографией Древнего Рима.

В каждой словарной статье, кроме полного имени (преномен, номен, когномен, имена предков, триба, № по RE) и перечисления всех магистратских должностей монетария, по возможности, приводятся сохранившиеся биографические сведения по каждой персоналии: год и место рождения и смерти, имена родителей, братьев и сестёр (включая сводных), жён и детей (включая усыновлённых).

Следует добавить, что в словарь монетариев Республики включены также биографии монетариев-италиков, в период Союзнической войны 90–88 гг. до н.э. выпускавших монеты для восставших италийских племён.

Не хотелось исключать из рассмотрения и небольшую группу так называемых «флотских» монет Марка Антония, чеканившихся для триумвира его префектами флота и прочими магистратами, подвластными ему. Хотя М. Крауфорд в своём классическом каталоге монет Республики игнорирует эту «флотскую» серию, Э. Бабелон, Г. Грубер, Э. Сайденхем и Д. Сир однозначно относят её к республиканской чеканке.

Сразу предупреждаю: книжка получилась конспективная, довольно скучная и сухая, без иллюстраций, поэтому, если кто-то рассчитывает получить увлекательное чтиво, занимательно и подробно рассказывающее об интересных людях периода Республики и начала Империи — увы, не советую её покупать. Может, когда-нибудь и выйдет развёрнутый обзор биографий монетариев Древнего Рима, сделанный настоящими специалистами по римской генеалогии и просопографии, но пока, как говаривали чиновники в мрачный период царизма: «за неимением гербовой — пишем на простой».


Тираж книги — 55 экземпляров.

Стоимость 1 экземпляра — 3 000 руб.

Стоимость почтовых расходов сообщу позднее.
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
Ну и, раз пошла такая пьянка, покажу несколько своих любимых Августов. Состояние - разное, но сюжеты - любопытные.



(с атрибутами авгурата)  



(с "щитом доблести")  



(храм Божественного Юлия)  



(курия Юлия)



(храм Марса Мстителя)



(Тарпея)  



(дочь Юлия (?) в образе Дианы)
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
Цитата
Avitus пишет:
Caligula and Augustus, Denarius

Классный Калигула! Поздравляю!

У меня денарик Калигулы более притёртый, с мамкой - Агриппиной Старшей. Когда-то думал улучшить состояние, но сейчас уже не смогу - пупок развяжется... :)  

К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
Большое спасибо за замечания.

Предисловие к первой книжке – это только предисловие, точнее, его часть. Сама книга «Правители античного мира на монетах и в портретах» состоит из 3-х томов, где 1-й – это собственно биографические данные о правителях и их изображения (около 900 страниц и более 1200 картинок).

Разумеется, там есть и перечисленные Вами династы Ликии (кстати, кроме монет существует ещё и барельеф с предполагаемым изображением Перикла), и Филипп II. Хотя лично для меня версия о всаднике в кавсии как о царе Филиппе кажется крайне сомнительной.

В своё время уже приводил предварительный список правителей, которые удостоились портретных изображений на монетах:
https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum71/topic198276/message2104067/#message2104067

Ещё есть список как бы «портретных» монет античного периода, которые я не включил, по разным причинам. Об этом тоже есть несколько страниц в предисловии, но не хотелось перегружать ветку избыточной информацией.

Что же касается беглого упоминания об Эгине как об одном из центров первой чеканки, то я всего лишь руководствовался популярным мнением об этом вопросе, приведённым в античных источниках (Паросский мрамор, 30; Страбон. География, VIII, 3, 33; VIII, 6, 16; Поллукс. Ономастикон, IX, 83).

Пытаться же самому написать хоть какой-то современный обзор о ранней монетной чеканке, выверенный по новейшим исследованиям, мне, честно говоря, было бы слабо. Меня больше портреты и нумизматические сюжеты интересуют… :)

С уважением.
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
Благодарю за добрые слова!

И спасибо за замечание. Прошло довольно много времени с тех пор, как я делал этот список-перечисление. Насколько помню, у меня под каждый пункт были примеры «подложены». Если надо – могу поискать.

Как раз античные настенные фрески и граффити сохранились и дошли до нас в немалом количестве. И ещё мозаики, конечно.

А вот почти по всем остальным пунктам известно буквально по паре примеров.

Говоря о «живописи на различных поверхностях», я в эту условную группу включал как раз НЕстенную роспись, т.е. у меня речь идёт о совершенно отдельном виде изображений: о станковой живописи на мраморе, на деревянных плитах, дощечках и даже на холсте (например, колоссальный портрет Нерона высотой в 120 римских футов!).

Разумеется, ничего такого не сохранилось, но об этом есть довольно многочисленные упоминания у Плиния Старшего, Павсания и Филострата.

Что же касается моих доморощенных градаций, то позволю напомнить, что при написании этой статейки у меня не было намерения сбацать некую полную, поэтапную историю античного искусства.

Я лишь попытался дать весьма приблизительную систематизацию ТОЛЬКО памятников римской иконографии (и ТОЛЬКО за определённый период) – разделив их на две группы: изобразительные (т.е. двухмерные) и пластические (т.е. трёхмерные). О «пластических искусствах» я ничего не говорил. Кажется. :)
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
             


Пока всё. Большое спасибо за внимание. Очень надеюсь на критику. :hi:
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
                       
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
Ну и, в дополнение. До кучи, так сказать…

Часть предисловия к моей книжке: Античные писатели и учёные на монетах и в портретах. М., 2017.

                 
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
       
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
             
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
                 
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
Часть предисловия к моей книжке: Люди Древнего Рима на монетах и в портретах. М., 2017.

             
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
     
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
       
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
         
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
Уважаемые члены Форума!

Рискну частично выложить три предисловия к некоторым своим самодельным книжкам, — где, в меру сил и знаний, излагаю своё представление об эволюции античного нумизматического портрета.

Буду очень признателен за дискуссию, а также за все замечания и любые дополнения по теме. Заранее благодарен.

Часть предисловия к моей книжке: Правители античного мира на монетах и в портретах (V в. до н.э. — VII в.). М., 2018. Т. I.  

       
Разное интересное, ссылки и текст
 
Цитата
Avitus пишет:
В 491 году такая же марьяжная ситуация сложилась с вдовствующей императрицей Ариадной и придворным чиновником Анастасием. Монет по этому случаю сохранилось две (один в Думбартон-Оксе, один в частной коллекции).

Большое спасибо, интересно!

Иногда читаю публикации уважаемой Шакко. Не знал, что она и до нумизматики добралась....

Чисто для наглядности - могу дать более качественное изображение Христа на солиде Анастасия 491 г.  Здесь чётко видно, что это несомненное изображение Иисуса Христа - второе по времени, и первое несомненное.



Что же касается предполагаемого изображения на солиде Марциана 450 г., то тоже считаю, что изображён Христос, хотя есть и другая версия - что это Анатолий, патриарх Константинополя.


В принципе, порылся в кое-каких своих книжках и обнаружил, что в некоторых предисловиях я сделал попытку сбацать некие общие очерки по истории античного нумизматического портрета. Могу выложить, если любопытно.  

Но там довольно большой объём материала и эта ветка будет сильно перегружена. Имеет ли смысл открыть отдельную ветку на тему античного нумизматического портрета?
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 13 След.

© 2005-2021. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Нумизматический аукцион "Русское наследие"



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●