[B]Керикейон[/B] (по-гречески), или [B]Кадуцей[/B] (по-латыни)
Бактрия, трихалк Деметрия Аникета, 2 в до н.э. Скиатос, халк 4 в. до н.э. Денарий Веспасиана 74 г.
Это жезл, который был атрибутом Гермеса (Меркурия). По легенде кроме всех прочих волшебных свойств (например, им можно было усыпить чудовище), кадуцей имел свойство примирять врагов. Дело было так: Аполлон подарил свой волшебный пастушеский посох малышу Гермесу в благодарность за свирель, которую сделал для него Гермес. Малый, но удалый будущий бог торговли решил проверить магическую силу подарка и воткнул жезл между двумя дерущимися змеями. Те мгновенно обвились вокруг посоха и стремительно помирились. Эта картина так понравилась Гермесу, что он обездвижил змей навеки, и простая палка приобрела знакомый нам вид. Ввиду такого полезного свойства кадуцей стал применяться в древнем мире как атрибут парламентёра или посла при мирных переговорах (как впоследствии белый флаг).
Все мы видели кадуцей не раз на произведениях искусства.
Но замечательно, что до нашего времени дошло и несколько подлинных жезлов:
Музей Метрополитен, 6-5 вв до. н.э.
Британский музей, 5 в. до н.э. (найден на Сицилии)
[QUOTE]Aristarh пишет: А что не так с цветом металла, стилем портрета и шрифтом я не заметил отличий от оригиналов? Может быть вы поясните свои сомнения?[/QUOTE]
Мне, например, не хватает на полях монет лучистых следов разбегания металла после удара. Может быть, фотографии неудачные, и они есть?
Не большой секрет, что один из методов определения центра производства амфор у археологов – сравнение находок с изображениями на монетах. Амфоры разных городов отличались по форме, и резчики штемпелей это замечательно передавали. Но, даже зная это, каждый раз удивляешься точности, с которой мастерами воспроизводились очертания амфор.
Вот, например, – хиосский тип: Хиосская тетра 4 в. до н.э.
АЕ17 1 в. до н.э.
Хиос был одним из ведущих производителей премиального вина, поэтому, найдя такую амфору, сразу можно делать вывод об импорте именно этого продукта. Вот эти амфоры в натуре:
А, например, на Самосе всё росло замечательно, кроме технического винограда, почему-то. Страбон недоумевал: «Самос не богат вином, хотя окружающие острова производят вино в изобилии, а бо́льшая часть всего примыкающего к нему материка даже славится прекрасными винами». Зато этот остров активно производил отличное оливковое масло, что отражено и на монетах: тут амфора окружена оливковым венком.
Тригемиоболы 5 в. до н.э.
А вот и реальные амфоры оттуда:
И ведь никто не пытался схалявить и изобразить условную или абстрактную амфору: чем гордились, то и резали. Не знаю, как кого, а меня эта достоверность сильно впечатляет.
На денариях Скрибония Либона 62 г. до н.э. есть изображения путеала – священного колодца, находившегося на Римском форуме между храмом Кастора и Поллукса и храмом Весты. Он был построен иждивением кого-то из Скрибониев Либонов (кого именно – мнения расходятся), а, возможно, и поддерживался этой семьей в порядке на общественных началах. По крайней мере, в Риме его так и называли: путеал Либона.
Наиболее распространено мнение, что это было ритуальное ограждение вокруг места, куда когда-то попала молния (этим объясняют наличие молота или щипцов – атрибутов Вулкана у подножия путеала). Такое место считалось священным и ходить по нему возбранялось. Это соображение подкрепляется также тем, что как таковой колодец на Форуме археологически выявлен не был. Правда, есть пассаж из Посланий Горация, который на первый взгляд можно понять как противопоставление поэтического винопития и трезвой воды из реального колодца Либона, которую пристало пить при занятии государственными делами:
Даже и Энний-отец бросался оружие славить, Выпив всегда. - "Я колодец Либона и форум доверю Людям непьющим, но песни слагать запрещу я серьезным". Только он это изрек, - неотступно поэты все стали Пить вперепой по ночам, перегаром воняя наутро.
Однако, «колодец Либона» здесь, скорее всего, - обиходное название места, где толклись деловые люди: Цицерон упоминает, что именно здесь собирались «толпы ростовщиков». Тот же самый Гораций в Сатирах подтверждает статус места: ...Но лишь только До Эсквилинской дойдешь высоты, как вспомнишь, что сотня Дел на плечах. - Там Росций просил побывать в путеале Завтра поутру…
Впрочем, учитывая римский климат, кажется, что деловым было бы логичнее собираться около реального оборудованного колодца, а не возле пустого места, да еще и посвященного подземным богам. Короче, не все понятно с этим путеалом… Само сооружение до нашего времени не дошло, но известно немало очень похожих путеалов, правда, служивших реальными колодцами:
Надо сказать, появление на монетах места, известного, как гнездо ростовщиков, в 62 году – сразу же после подавления заговора Катилины, выглядит политическим манифестом. Ведь списание всех долгов было основным лозунгом катилинариев. Кажется, в научной литературе этот аспект был пока не отмечен, так что, поставлю копирайт, пока не поздно )))).
На многих римских монетах I в. до н.э. – III в. н.э. можно увидеть литуус – загнутый в спираль жезл. Денарий Цезаря 46 г. до н.э., денарий Квинта Цецилия Метелла 81 г. до н.э., денарий Квинта Кассия Лонгина 42 г. до н.э.
Это принадлежность птицегадателей-авгуров. Литуусом авгуры каким-то образом выделяли на небе область, в которой следовало вести наблюдение. Такой знак на монете мог обозначать либо принадлежность человека к жреческому сословию (он встречается ещё и на перстнях),
либо (в отношении императоров) значил, что тот правит при добрых предсказаниях авгуров (отсюда – слово инаугурация).
Денарий Августа
Денарий Марка Аврелия
Гадательные и многие сакральные практики в Рим пришли от этрусков, поэтому не удивительно, что подлинные литуусы были найдены в этрусских гробницах. Лучший по сохранности датирован 6 в. до н.э. и найден в окрестностях города Черветери. Сейчас он выставлен в Этрусском музее в Риме (Музей Вилла Джулия).
Если вам кажется, что литуус напоминает что-то знакомое из современной религиозной практики, то вам не кажется.
[QUOTE]Никто пишет: ПЛЕКТР (πλῆκτρον, plectrum) — тонкая пластина из твёрдого дерева, кости, рога, копыта или металла. Плектром приводили в колебание струны, ударом или щипком извлекая звук из музыкальных инструментов. Впрочем, существовали струнные инструменты, звук из которых извлекался только пальцами, без помощи плектра. [/QUOTE]
Еще один Аполлон с кифарой и плектром (из Неапольского археологического музея):
А я хотел показать одну уникальную и знаковую римскую вещь. Когда читаешь про триумфы, особенно живо представляешь колесницу триумфатора, в укоторой он едет сквозь ликующие толпы в пурпурном плаще с венком над головой... Воображение рисует что-то очень пафосное и особенно великолепное. Вот триумфаторы на монетах:
Вот триумф Тиберия - серебряный барельеф на скифосе из Лувра (раб позади императора держит венок и тихонько приговаривает: "Не забывай, что ты всего лишь человек!" ;) :
А вот - подлинная, чудом сохранившаяся (понятно, во фрагментах) и сейчас экспонируемая в Капитолийских музеях римская колесница! Более уникального средства передвижения, думаю, в музеях нет. Что в ней поражает, когда стоишь рядом - это весьма скромные размеры и всякое отсутствие пафоса. Человеку, видевшему кареты времен барокко и рококо, как-то смешно после этого слушать о пресловутой римской роскоши )) (Хочется думать, что четыре маленьких колеса приделаны вместо двух больших исключительно для удобства экспонирования, а не в качестве исторической реконструкии)
На древних монетах часто встречаются предметы, сейчас выглядящие довольно диковинно – ушедшая натура античного мира. Поэтому, чтобы лучше понять изображение, хочется увидеть эти вещи как-то более наглядно – что именно имели в виду резчики? К счастью, многие из них сохранились не только на монетах, но и в натуре, или на более подробных изображениях. В этой теме предлагаю выкладывать подобные параллели, думаю, это будет полезно для любителей антики.
Дисклаймер: бОльшая часть фотографий и монет не мои, фото честно потырены на просторах в чисто познавательных целях.
Вот, например, широко известный сюжет: модий.
Квадранс Клавдия
Денарий Антонина Пия
Это ёмкость для зерна. Строго говоря, модием называлась мера объёма сыпучих тел в 8,74 литра на наши деньги. В нашем же случае это мерный сосуд характерной формы. Лучший из сохранившихся – на фотографии.
Он найден в Англии на территории римского форта, основанного при Веспасиане, и сейчас хранится в музее Честера. По времени относится к правлению Домициана. Интересно то, что на нём указана емкость в 17,5 секстариев, а на самом деле туда входит более 20 секстариев. Предполагают, что этот модий предназначался для отмеривания натуральной подати, и увеличенный объём помогал обманывать налогоплательщиков.
Наградные вазы с пальмовыми ветвями часто встречаются на реверсах малоазийских и македонских монет римского времени.
Лидия, Филадельфия. Юлия Домна
Македония, псевдо-автономная чеканка времени Гордиана III
А вот как они выглядят на мозаике из Виллы дель Казале на Сицилии. Сейчас считается, что она принадлежала Максенцию. Интересно, что под столом в качестве более материальной, а не только почетной награды стоят два мешка с деньгами. На них даже написано, сколько там в пересчете на денарии, но последний значок мне не известен. 12 каких-то мер денариев.
Аргейская гора, символ Каппадокии. Когда я увидел подобные монеты в первый раз, меня удивила и рассмешила наивная манера изображения горы с этими клочковатыми острыми утёсами. Драхма Сабины Транквиллины, Каппадокия, Цезарея
Драхма Септимия Севера, Каппадокия, Цезарея
А потом я увидел фотографии Эрджиеса – так она сейчас называется – и местности вокруг неё. Оказалось, изображение на монетах абсолютно реалистично! Аргейская гора – это вулкан, покрывший туфом все окрестности. Этот туф под воздействием эрозии и принимает характерные необычные формы. Современный вид Аргейской горы:
Окрестности Аргея:
На этом первый выпуск нашей передачи подошел к концу, если понравится - будем продолжать. И - присоединяйтесь!
[QUOTE]Akrosas пишет: Однако хлеб в Египте в классический период покупался за афинские тетры, а не за дарики, которых в Египте вроде и не находят.[/QUOTE]
Это если не считать того, что египетские золотые статеры чеканились по ахеменидской стопе. Для уплаты как раз грекам, кстати сказать.
[QUOTE]Sandro пишет: первая супервалюта человечества - это же дарики. [/QUOTE] Афинские тетры первая супервалюта человечества - ареал распространения от Испании до Бактрии. А дарики толком и не выходили за пределы Азии.[/QUOTE]
Имелся в виду не ареал, а влиятельность. Это же настолько разные номиналы, что они в обычной жизни друг с другом не встречались. Что купишь в рыбных рядах или в винной лавке на дарик? разве что, всю лавку сразу. Дарики обладали влиянием, как основная валюта платежа городов в персидскую казну, как удобное средство накопления и оборота крупных сумм при международной торговле. В Иберии ни то, ни другое было не надо, а вот в Малой Азии и островной Эгеиде - повсеместно. В этом плане их вытеснили кизикины, кстати, отлично инкорпорированные в афинскую экономику (у Демосфена есть об этом); к слову, курс кизикина к серебряному статеру известен - 1:10,5 (ольвийский декрет). Потом уже были золотые статеры Александра Филиппыча и Лисимаха. Так что, популярность и влиятельность - разные вещи.
[QUOTE]Если Бы пишет: Меня поразила одна мысль. Вот смотрите, на протяжении века-двух в Афинах не просто был расцвет, а рождалась новая Вселенная, та Цивилизация, которая оказалась сильнее не только непосредствнных врагов Афин,- спртанцев и персов, но и пережившая втуне 2 тысятелетия и возродившаяся во Флоренции и далее везде. В Афинах в это время жили и творили десятки САМЫХ выдающихся людей человечества,- Солон, Перикл,Сократ, Аристотель,Геродот, Софокл,Аристофан, Ксенофонт, Демосфен, Эпикур, Фидий...а эта ужасная голова Афины и страшненькая сова так и оставались почти неизменными на монетах самого-самого города-государства Древности...не дотянулись руки никого из художников и гравёров создать како-нибудь шедевр типа сиракузской колесницы...Почему так? Пропала и мощнейшая Персия, провалилась в небытие Спарта, обе не внеся никакой лепты в развитие человечества, в копилку Цивилизации, не дав ни в искусстве, ни в литературе, ни в технике, ни в науках ничего...а Афины, дело Афин торжественно идёт по планете и в виде демократии, и в виде стройного законодательства, и в театре, и в поэзии, философии, искусстве, истории, математике, физике и вообще миропонимания аристотелевского... а все эти мускулистые полчища идиотов, врагов и завистников Афин, вспоминаются только презрительным плевком историков...[/QUOTE]
Трудно согласиться с такой категоричностью. Мощнейшая Персия так никуда и не пропала: и Ближний Восток и Средняя Азия испытали сильнейшее культурное влияние, которое и сейчас весьма очевидно, другое дело, что мы, европейцы, мало его чувствуем и знаем, а соседи Ирана - вполне. Кстати, нумизматики прямо касается: первая супервалюта человечества - это же дарики. Стройная правовая система и законодательство - это римская заслуга. Если имеются в виду такие древнейшие законодатели, как Драконт, Солон или Лигург (спартиат, к слову), то чем Хаммурапи не основатель права? Отец истории Геродот - не афинянин, а галикарнасец. Ксенофонт, даром, что афинянин по рождению, всю жизнь сознательно держался тех же персов и Спарты. Математики и физики виднейшие: Фалес - из Милета, Пифагор - с Самоса, Евклид - александриец, Архимед - сиракузянин... Поэзия? Гомер - иониец, Гесиод - беотиец, приехавший из Ким, Архилох - паросец, Сапфо - лесбийка, Алкей - оттуда же, Тиртей - вообще спартиат. Разве что драматурги - благодаря Большим Дионисиям этот жанр - по преимуществу афинский. Скульптура? Поликлет - аргосец, Мирон родом из Елевфер, Скопас - из Пароса, Лисипп - из Сикиона. Из великих только Фидий с Праксителем - афиняне. Достижения Афин, конечно, неоспоримы, но Греция - гораздо более многогранный и, как сейчас принято говорить, многополярный феномен. А что касается афинских тетр, то в каком виде эта валюта приобрела авторитет в тогдашнем мире, такой и оставалась - это вполне естественно с точки зрения доверия субъектов экономической деятельности. Изменчивость тут ни к чему - только доверие подрывать. Известно, ведь, что германцы, например, даже на рубеже 1-2 веков новой эры предпочитали республиканские серраты и бигаты в качестве средства платежа, ибо - доброкачественнее.
[QUOTE]Майкл пишет: Цитата Добрый пишет: Цитата Йохчи пишет: Ценник будет ниже, чем на озвученном выше сайте. ну и на том спасибо...а если произойдет одновременная покупка тут и там...как выкручиваться станете?вы уж опрелделитесь с местом продажи.... 8000
Вы не теоретизируйте,а покажите интерес деньгами! А то теоретиков много - а покупателей мало![/QUOTE]
Учитывая, что названный выше ресурс принадлежит Вам, некрасиво, мягко говоря.
Мне кажется, что на аверсе на 2-3 часа читается -ANO-, что, скорее, указывает на Гордиана Третьего, да и силуэт профиля похож. На реверсе - призовая ваза с двумя пальмовыми ветвями, стоящая на столе. Читаемая часть легенды NEΩKOΡΩN. Очень распространенный сюжет и надпись тоже.
[QUOTE]antikuarus пишет: Я высказал свои ощущения. Не понравилось следующее: 1.поле монеты в шагрени, на сколько можно рассмотреть, характерная для литья под давлением. 2.раскол не нравится, по причине замыленых краев, не видно зернистости внутри. 3.патина наведенная, тоже не добавляет реалистично стихи, смахивает на тур продукцию. Еще вес не в плюс, да и гурт не образцовый, хотя... Бывает и так. Но я абсолютно не претендую на свою правоту, просто, поделился своими наблюдениями. Ставку ставил с телефона, так-как СМ, один из немногих ресурсов, где редко проскакивает фуфел и можно особо не всматриваться в монитор.[/QUOTE]
В первом высказывании Вы, очевидно, фуфлили показанную мною Ланцевскую монету, а в этом, насколько можно понять, пишете о монете ТС.
Относительно трещинки, конечно, без фотографии под микроскопом, или осмотра вживую сказать что-то сложно, но состояние поля для денариев в таком сохране совершенно нормальное, гурт, как было сказано, тоже нормальный. По-моему, шансов на то, что монета правильная, больше, чем на обратное.
[QUOTE]antikuarus пишет: Бывают намного выше качество. Но не в этом случае, здесь не идет речь о веках, максимум, пару десятилетий. Мое личное мнение[/QUOTE]
[QUOTE]antikuarus пишет: Поддержу предыдущего оратора, гурт, особенно, вместе трещины. Постарайтесь сделать фото, максимально близко, что бы понять характер раскола.[/QUOTE] [QUOTE]granit33 пишет: Трещина с двух сторон, примерно 4-5 мм. сквозная, забита грязью. [/QUOTE]
Хорошо бы, всё же, посмотреть эту трещину на микрофото. И гурта по-прежнему не хватает.
Думаю, Каракалла, Адрианополь Примерно так: AYT M ANTONINOC, youthful, laureate and draped bust right / ADPIANOPOLEIT-WN, Zeus, half-naked, seated left, holding patera and sceptre, eagle at foot left.
Цена ей, учитывая состояние, символическая - не более 300 рублей, думаю. Но в качестве оберега, сулящего вечную безопасность, вещь практически бесценная, я бы не продавал )))