Всем здравия! Подскажите в каком направлени искать. Прошу прощения за качество монеты, но что есть....очень бы хотелось узнать что это. Монета с Черноморских берегов, но с Боспором как то не вяжется.
Следующий вид топора Скифский сагарис. Сагарис — персидский (скифский, сакский) двусторонний боевой топор, скифский по происхождению. Геродот, описывая саков-прямошапочников, сообщает, что саки, они же скифы, имели на головах прямые остроконечные шапки, они носили анаксириды, имели местные луки, кинжалы и топоры-сагарии— Геродот. У сагариса была длинная тонкая ручка, вытянутое лезвие с тяжелым обухом изогнутой или заостренной формы. Они были весьма разнообразны, но это было легкое оружие, которое могло использоваться и конницей, и пехотой. Будучи достаточно легким, чтобы эффективно использоваться одной рукой, он был способен пробить металлический шлем или броню.По прошествии времени сагарис достаточно легко эволюционировал в топорик-чекан имеющий треугольное полотно и немного закругленное лезвие. Монета Керкентиды.
Предлагаю рассмотреть монеты с изображениями боевых топоров античности. Вашему вниманию Лабрис. На фото монета Лидии, 2в.до н. э. Боевой топор — достаточно распространенное оружие в древности. В Древней Греции большой популярностью пользовался двусторонний бронзовый топор — лабрис . Судя по рисункам на древних вазах, лабрис использовался в качестве оружия и в качестве хозяйственно-бытового инструмента. Богато декорированные образцы использовались как церемониальное оружие, лабрис считался атрибутом верховного греческого божества — Зевса.Слово «лабрис» впервые упоминается в греческой литературе Плутархом. В «Греческих вопросах» этот историк сообщает, что Геракл, умертвив амазонку Ипполиту, передал её вооружение лидийской царице Омфале, потомки которой сохраняли его вплоть до киммерийского нашествия. После гибели царя Гигеса казна лидийских царей была разграблена карийцами, которые воздвигли статую Зевса Лабрандского и поместили в его руку топорик Ипполиты. Эпитет «Лабрандский» Плутарх объяснял тем, что «лабрис» на лидийском наречии означает «секира».Римлянам был известен как bipennis)
Спасибо Денис 23. Продолжим тему пращников на античных монетах. АСПЕНДOС. Памфилия Статер. 420-400 гг. до н.э. Серебро. Вес 10.9 гр. Л.с. - фигуры двух обнаженных борцов. Ободок из крупных точек. Об.с. - Пращник в тунике, приготовившийся к метанию сняряда. Обращён вправо. В правом поле - трисклес; слева, вертикально, - название города на местном языке ΕΣΤΡΕΔΙΙΥΣ. На рисунке видно как была распространена праща с доисторического времени до недавнего прошлого (цветные точки).Это позволяет предположить, что на земле существует несколько значительных по размеру территорий, где праща не была известна. Раннее распространение и важность пращи на Ближнем Востоке и в Европе с большой вероятностью позволяет говорить о распространении искусства метания из пращи именно с этих территорий. Чем длиннее праща, в разумных пределах, тем больше потенциальная скорость снаряда. Жители Балеарских островов, расположенных восточнее Испании, были известными пращниками. Так, Полибий, греческий историк 2 в. до н.э., утверждал, что именно из-за этого острова получили свое название, т.к. ballein на греческом означает «бросать». Как бы то ни было, балеарские пращники выполняли роль легкой пехоты во многих войнах классического периода, в наибольшей мере - в длительной войне между Римом и Карфагеном. Они всегда носили три пращи различной длины: длинную для метания снарядов на дальние дистанции, короткую - на короткие, и средней длины - для метания на средние дистанции. К периоду классической Греции, если не ранее, получил распространение еще один тип снарядов. Они делались из свинца. Римляне называли их glandes, из-за их сходства с желудями. Их отливали в формах и часто снабжали надписями; одна и та же надпись, нанесенная с внутренней стороны формы, могла отпечататься на сотнях снарядов. Надписи часто были стандартными: название или номер отряда пращника, название воюющей стороны или имя командующего. Однако, многие надписи носят неформальный характер. На одной написано «Получи»; другая гласит «Ахейский удар»; на третьей написано «Твое сердце - Церберу»; на четвертой - «Заднице Помпея», а на пятой просто «Ой».)))))) На фото показаны свинцовые снаряды с надписью "Получи"
Поговорим о боевых колесницах. Колесница, в которую запрягались две лошади, называлась biga (бига) , три лошади — triga (трига) , четыре лошади — quadriga (квадрига). Колесный бандаж делался из железа. Когда колесницы не использовались, колеса с них снимались для лучшей сохранности. Проводя аналогии с современной военной техникой, колесница была подобием боевой машины пехоты - колесничие вступали в бой первыми, они сильно разгонялись и скакали в сторону рядов противника, затем на расстоянии выстрела из лука или метания копья и дротика, резко разворачивались и скакали вдоль строя противника, поражая его оружием. Высокая скорость колесниц позволяла им в большой долей вероятности не быть поражёнными ответными выстрелами противника. Так же колесницы применялись для доставки срочных сообщений в сражении, для вывоза раненых солдат, для относительно массовой и быстрой переброски пехоты с одного места боя на другое, для передвижения командиров армии. Учитывая что таран вражеской пехоты колесницами был крайне опасен, в силу того, что пехота почти гарантитрованно убивала бы и лошадей и людей находившихся в колеснице, подобная тактика не применялась широко. Однако в период персидского государства была освоена тактика, когда тяжёлый вариант колесницы разгоняли и направляли на строй противника, при этом управляющий лошадьми человек, заранее спрыгивал на землю и отступал. Колесница налетала на строй солдат и неминуемо после этого пропадала как боевая единица. Однако пока её останавливали, колесница могла покалечить или убить определённое количество солдат. На рубеже XIII—XII веков в Эгеиде в связи с действиями «народов моря» появился новый вид колесницы — перильная бига, где находилось два воина, вооружённые круглым щитом и парой копий. В Элладе с окончательным падением дворцов колесницы как род войск исчезли и вернулись в Гомеровскую эпоху. На колеснице знатный воин или вождь подъезжали к болю боя, а сражался пешим.На протяжении веков пехота вырабатывала приёмы защиты от атаки боевых колесниц. В эпоху диадохов защитная тактика фаланги заключалась в том, что гоплиты расступались, пропуская колесницу в тыл, где она становилась добычей вспомогательных отрядов (данный приём облегчался тем, что возницы спрыгивали с колесниц до того, как те достигали вражеского строя, и колесница оставалась неуправляемой).
Римляне со времён Юлия Цезаря также разработали эффективные методы противодействия колесницам. В битве при Магнесии атака серпоносных колесниц селевкидского царя Антиоха Великого была успешно отбита воинами Л. Корнелия Сципиона, применившими целый комплекс тактических приёмов: Сражение на правом фланге римлян началось атакой серпоносных колесниц. Евмен <союзный римлянам царь Пергама, командовавший правым флангом> приказал выдвинуться вперед критским лучникам, пращникам, римским метателям дротиков и нескольким эскадронам (турмам) конницы. Римляне и их союзники действовали в рассыпном строю. Они обстреливали колесницы со всех сторон, целясь в лошадей, а также громкими и нестройными криками пугали коней. При приближении противника подвижные пехотинцы уклонялись от столкновения. Одни колесницы остановились из-за гибели лошадей. Лошади других заметались. Нервы возниц не выдержали. Часть из них повернули назад, другие отступали по направлению к центру, к слонам. Всадники Евмена их преследовали и громкими криками усиливали панику. В стремлении избежать столкновения с серпами и обезумевшими лошадьми арабские воины на верблюдах расстроили свои ряды. Смятение перекинулось на катафрактов. В конце концов, колесницы и верблюды покинули пространство между армиями. Греции, на севере в Беотии и Фессалии колесничие формирования просуществовали по крайней мере до персидского нашествия (Плутарх, Жизнеописание Пелопида), да и позднее, на примере Киренаики, Эней Тактик (IV век до н. э.) настоятельно советовал создавать колесничие отряды, но не для действий в бою, как раньше, а для быстрого оперативного манёвра.
Ну а это уже таран, найденный Фанагорийской экспедицией в районе Сенного. На бронзовом таране, длиной около метра, который крепился на носу судна, отчетливо видны отлитые знаки царя Боспорского государства Митридата VI Евпатора – звезда и полумесяц. Это проясняет обстоятельства гибели античного корабля, найденного во время подводных работ экспедиции в Таманском заливе. Это был один из кораблей военного флота понтийского царя. Судно было сожжено во время восстания фанагорийцев и штурме города в 63 году до н.э. Об этом писал греческий историк Аппиан, описывая события накануне гибели Митридата в 63 году до н.э.
Да, тоже так подумал. В продолжении темы о таранах. 20-килограммовый артефакт, известный как «Белгамелский таран», обнаружила группа британских дайверов у побережья Ливии возле Тобрука в 1964 г. «Белгамелский таран» меньше в размерах — его длина 65 см, — и, вероятно, располагался на носу на верхнем уровне. Этот второй таран известен как проэмболон (малый таран); он усиливал нос и с его помощью ломали весла вражеского судна. Известный морской археолог доктор Ник Флемминг, приглашенный научный сотрудник Национального океанографического центра, собрал команду специалистов из пяти институтов, чтобы изучить артефакт, прежде чем он был возвращен в Национальный музей Триполи в мае 2010 г. Итоги их исследования были опубликованы в «International Journal of Nautical Archaeology». Доктор Флемминг сказал: «Отливка из сплава крупного объекта весом более 20 кг — непростое дело. Чтобы узнать, как именно древним это удавалось, необходимы специалисты, способные проанализировать состав металлов в сплавах, эксперты, которые могут изучить внутреннюю кристаллическую структуру и распределение пузырьков газа, и ученые, которые сумеют изучить классическую литературу и другие известные примеры литья из бронзы. Несмотря на то, что “Белгамелский таран”, вероятно, обнаружили первым, после этого тараны находили у побережья Израиля и западной Сицилии. Доктор Крис Хант и Аннита Антонаиду из университета Квинс в Белфасте осуществили радиоуглеродную датировку сгоревшей древесины, обнаруженной внутри тарана, и пришли к выводу, что он датируется периодом с 100 г. до н. э. до 100 г. н. э. Такая датировка соответствует декоративному стилю с трезубцами и орнаментом из птиц, которым украшена вершина тарана и подробности которого удалось увидеть на изображениях, полученных археологом доктором Джоном Адамсом из университета Саутгемптона методом лазерного сканирования. Возможно, что в первые годы существования этого тарана бронза переплавлялась и смешивалась с другой бронзой один или более раз — вероятно, когда военный корабль ремонтировался или был захвачен.
Основным оружием гребных кораблей греков и римлян был эмболон (лат. ростр) — подводный таран. Считается, что изначально он возник в качестве водореза или носового бульба, служащего для повышения штормовой мореходности корабля, и лишь около VIII века до н. э., после появления достаточно тяжёлых для этого кораблей, его стали усиливать и применять «по назначению». Видимо, одно время его делали заострённым, в виде шипа, но при этом имелся риск застревания в борту противника, поэтому его классический вариант имел уплощённую форму стилизованного трезубца. Такой таран не пробивал, а скорее проламывал борт, причём был весьма опасен для кораблей, построенных по античной технологии, с их лёгкими корпусами и связанными друг с другом на всём протяжении досками обшивки, так, что от удара на большом протяжении вскрывались её швы. Отлитый из бронзы таран был прямым продолжением массивной килевой балки корабля, и ещё дополнительно усиливался расположенным на уровне ватерлинии усиленным поясом обшивки — бархоутом, так что энергия удара весьма эффективно гасилась, не повреждая сам корабль. Даже у сравнительно лёгких бирем ростр, по данным археологических раскопок, мог весить до полутонны. Так что, разогнавшись до большой скорости, даже сравнительно лёгкая галера в 40 тонн водоизмещения без особого труда пробивала им борт равного себе противника, тем более, что последний был не слишком толст, опять же, для обеспечения высоких скоростных характеристик.