Важный вопрос,- есть ли точно такой же или максимально приближенных к этому аверс у кого-нибудь ? Или хоть изображение архивные? Особое внимание на эти три элемента,- 5 точек в конце картуша, элементы слева и не самая обязательная разметная точка посередине, вернее именно в этом месте ( встречается чуть левее или чаще отсутствует)
Все 600 пятачков с Монетного двора я проштудировал. Кажется ничего там не пропустил, особенно из тех, что в отличной сохранности. Опрос-вопрос с подковыркой, которую открою позже, после второго опроса, если этот пройдёт удачно
Практически все эти штемпели проходили ремонт и дорезку, часто не по разу. Этот совершенно однозначно ремонтный. В процессе ремонта вносились изменения в элементы - так получались кресты например вместо звезд. И новые элементы добивались. Я могу глянуть свой архив, но это совсем неспешно будет. Он на отднльном диске в мертвом компе лежит, руки не доходят перенести.
Не уверен что такие "эталонные" элементы были, учитывая гигантские тиражи и краткий срок жизни штемпелей. Этот штемпель ремонтировался минимум 1 раз. Достаточно взглянуть на звезды и вензель.
Про звёзды соглашусь. А про эталонные элементы просто никто досконально не исследовал эту композицию или, если хотите, нагромождение деталей. Такая навороченная каша-мала ни до, ни после не практиковалась у нас. Копейка и пятачок. Авторство навереяка одно, очень яркое и эпизодическое. Интересно было бы проследить историю возникновения и модификаций первоначальных вариантов и доя пятачка, и для копейки
Арматурные да, прусские. Денги аннинские и елизаветинские из датских далеров. А по этим я не упомню. Краузе по 18-му веку у меня в Москве под рукой нет, не могу поискать. А на память ничего подобного не приходит на ум. Вообще интересно то, что Елизавета довольно долго придерживалась в разменной монете аннинских типов,- в полушке, денге, не вводила ни копейку, ни грошь, только не чеканила прежние крестовые пятаки. Зато ввелись портретные гривенники, видимо по аналогии с аннинскими полуполтинниками и на этом нововведения до 55-го года в монетном деле закончились. Зато 1755 год стал революционным и в смысле смены оформления, причём разнородного, не однотипного, и ввода новых , вернее подзабытых номиналов для монет. А двухкопеечник, золотые полтину, рубль, пятирублёвик и десятку и вообще впервые ввели. Пробовали и 20-рублёвый номинал, чеканили отдельно для Восточной Пруссии и Ливонии с Эстонией...На самих рублях с 54-го года пошли изменения с приёмом новых медальеров...Очень плодотворное время для русской нумизматики
Bassmaster пишет: На Центральном помнится, кто-то описывал историю этого "барокко" и арматурных медяков. Если не изменяет память, из Пруссии ноги растут.
Вообще-то, монеты 1755 года стилистически - не «барокко». Если быть точным, «Барокко» это полушки и денги Анны. На этих монетах все «картуши» и «волюты» расположены строго симметрично, а это и есть главный признак стиля «барокко». Монеты 1755 асимметричны в своём дизайне. Картушей нет, есть «рокайль». В Европе, аккурат, в это время уже наметился переход к классицизму. Кстати, примерно в это время, будущая Екатерина Великая заказала там для себя сервиз... строго настрого указав, чтобы там не было никаких лишних «завитушек». Касаемо конкретно пятачков... собирая материалы по «ГЧ», наткнулся на интересную деталь. Когда русские войска вошли в Берлин, небезызвестный Эфраим спешно бежал в Дрезден. Причина - опасался возмездия русских за махинации с их мелкой разменной монетой. Пятачки... они же есть не только со звездочками
Ааа... Вообще с пятачками интересно вышло, что елизаветинские были размером и весом почти, как алтынники петровские - самые тиражные и востребованные видимо серебряные разменные монеты. И скорее всего их тираж вполне был достаточен и для елизаветинского, и для следующих двух царствований, так что до 1797 года их не чеканили, хотя при Петре 3-м проектировали. Пятаков при Петре 1-м даже медных чеканили не так много, как при Петре 2-м и особенно при Анне, а серебряные уже в конце 19-го века считались редкостью. Интересно всё же, как получились проекты " барочных" медных копеек и пятачков именно в этом дизайне, который был никак не обусловлен предыдущими опытами, и что именно заключено в символике элементов ? Центральный фигурный грушеобразный картуш имеет правильно очерченную справа границу, а слева её образуют сплетение двух стеблей с цветочками и точками на конце. На моём экземпляре на конце одного из стеблей треугольный листочек. Посередине картуша вензель, сплетённый из двух заглавных прописных букв,- Е и П(Р) латинских, то есть сокращение от Elisabethe Petrovna. Картуш обнимает крылом орёл, слава Богу одноглавый орёл. Это было новшевством в русской нумизматике, которая, начиная с Алексея Михайловича, изображала орла только двуглавого, следовательно можно считать, что орёл на Елизаветинских монетах не должен был быть воспринимаем, как гербовый.
С облаком и пятью звёздоками-крестиками более-менее понятно, хотя ...что же должно было символизировать облако ? Выси, в которые взлетело российское государство ? Орёл, с облачных высей следящий за всем происходящим в Европе ? Наверняка какая-то аллегория в этом роде. Завитушка справа наверху с 2,3, 4 или 5 точками относится к картушу. Цветы под короной дают видимо представление о благополучии и изобилии, пролившихся на страну при царствовании петровской дочки. А вот играет ли роль барочная загогулина между цветами и картушем, кроме декоративного окончания самого картуша, непонятно. Вообще вся композиция смотрелась бы более равновесно без рога сверху ( который с трчками), но видимо именно полной симметрии и желали избежать в оформлении. Столь многосложный наворот изображений создавался скорее всего для избежания подделок, коих мы, к слову, и не знаем в этом номинале. Или знаем ?
Экскурсант, скажи пожалуйста, был ли этот стиль, композиция или элемннты заимствованы с каких-либо европейских и скорее немецких монет, кои у тебя несметными кучами под рукой ?
exkursant пишет: Касаемо конкретно пятачков... собирая материалы по «ГЧ», наткнулся на интересную деталь. Когда русские войска вошли в Берлин, небезызвестный Эфраим спешно бежал в Дрезден. Причина - опасался возмездия русских за махинации с их мелкой разменной монетой. Пятачки... они же есть не только со звездочками.
Ты не согласен с версией Бассмастера насчет происхождения крестиков?
Цитата
Bassmaster пишет:В процессе ремонта вносились изменения в элементы - так получались кресты например вместо звезд.