Люблю, покопаться в дореволюционных изданиях, как-то обнаружил в книге Максимова С.В. (русский этнограф и публицист, почетный академик Петербургской академии наук) «Сибирь и каторга» 1871 г., небольшой отрывок о процессе производства фальшивых ассигнаций в первой половине 19 века. Не в коем случая не хочу навязывать данную информацию как какой-то научный факт, просто мне она показалась довольно любопытной.
Кратко от себя изложу так сказать фабулу.
Изготовлением поддельных 25 рублевых ассигнаций занимались товарищи бывшего полковника польского восстания Петра Высоцкого, которые вместе с ним отбывали наказание на каторге. Фальшивые кредитные билеты нужны были для осуществления побега и последующего бегства из страны.
Отрывок из книги Максимова М.В. «СИБИРЬ И КАТОРГА», в трех частях, СПБ, 1871 год. Часть III «ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ»
Сделавши денежный запас на покупку необходимых предметов и уговорившись, что «хотя и попадемся троя или четверо, прочие останутся лишить жизни докащика» - принялись за работу. Александрийскую бумагу купили в Нерчинском заводе в кабак за простую. Железный винт для пресса приобрели в числе прочаго железнаго лома; дерево к прессу, гайки и пунсон сделали сами; резцом и пилой запаслись ещо раньше; лайку (каковая долго задерживала работы) купили у татарина, сосланнаго за подделку фальшивых ассигнаций. На покупку лайки употребили даже такую драгоценность, как компас, приобретенный для того, чтобы, во время побега, не блуждать дорогой. Прежде лайки пускали в дело (хотя и неудачно) лоскутки от брюк и белого сукна; для приобретения фланели изрезали собственную фуфайку; винт «достался с великой опасностью»
Производилась фабрикация в Кадаинском руднике, в доме Хлопицкаго, женившегося перед тем на сибирячке. Вещи от нея прятали под половицу в чулане, и когда она увидела раз ручной пресс, и спросила: «для чего это? « - муж отвечал: «для того, чтобы любопытным отвертывать головы». Работа шла неудачно: изменили гитарные баски – потребовались эполеты; печатныя формы несколько раз принуждены были переделывать: орел хорош, но имел возвышенные крылья; по отпечатании другой ассигнации маленький орлик под большим орлом на конце скипетра оказался неправильным». А резал опытный и умелый рещик Броновский: и герб у штемпеля, и украшения небольшими резцами, а сетку с обеих сторон чеканил стальным пудцом. Пробовал сначала на свинце, но «как оный по мягкости оказался негодным, то после сделал форму из меди, вырезанной из старого медняка: наложенной свинцовой штемпель под прессом испортился, и никакого оттиска не дал». Наконец наладились. Для приготовления бумаги поступили так: не найдя почтовой, пустили в ход случайную александрийскую, раздирая её намелко и размачивая в горшке, из которого выливали потом в приготовленной бочонок. В нем «стоячим валиком с пальцами размешивали бумажную мякоть до жидкости, похожей на сливки; потом раствор наливали на четвероугольные фланелевые лоскутья так, чтобы бумажки выходили величиною в ассигнацию, для чего по краям фланели прикладывали медную четвероугольную рамку. Когда же вода сквозь фланель процеживалась, то медную рамку накладывали на другой лоскуть фланели, а тот который с раствором назначался для ассигнаций, накрывали простой бумагой. Сделавши 5 или 6 листов, сжимали их прессом, потом сушили и отделяли от простой бумаги, между которой эти листы прослоены. Бумага выходила грубою и толстою. В пресс сначала клали штемпель, намазавши краской из сажи, тщательно растертой на олифе, потом клалась бумага, на нее лайка, наконец, кожаная подушка, которая нажималась. Не могли мы никаким образом подписать руку кассира, хотя на справедливой ассигнации по чертам подписи проводили чернилами и на чистую бумагу накладывали, где и оставалась, хотя неправильная, но похожа на подпись кассира. Поправивши пером, прикладывали на фальшивую, и увидели, что довольно хорошо. Брали трех сортов чернила, но ещо оказались слишком чорны, и делают большое подозрение. Теперь приготовлено к другому отпечатанию 10 тыс. руб., в которых постараемся наблюдать всю правильность при печатании». «Хороши ли эти?» спрашивал один у другого.
- Довольно хороши и искусно сделаны.
«При этом он вынул из ящика на 6 тыс. руб. бумажек 25-ти рублевого достоинства. Я, увидевши их, начал присматриваться, хвалил их искусство, не подавая никакого виду, и оказывал большую радость»
Судя по описанию и примерному времени производства (из книги между 1836-1857 гг., точное время в книге не указанно) это ассигнации достоинством в 25 рублей образца 1818-1843 гг. На них изображен большой орел, под которым расположен скипетр с маленьким «орликом» на конце. Бумага отливалась более плотная, со сложным локальным водяным знаком, специально предусмотренным для каждого номинала. Рисунок значительно усложнен. Впервые наносится изображение герба Российской Империи. Подпись управляющего банком печатается вместе с номером, подпись кассира ставиться чернилами вручную.
Технической частью экспедиции изготовления государственных билетов заведовал Якоб Рейхель ( с 1818 по 1856 гг.) Он компоновал и подготавливал к печати практически все образцы денежных знаков того времени.