Продолжаю разбирать свою жалкую пригоршню римских монет и наткнулся на необычный денарий Фаустины Старшей. Я его даже почти продал, но потом решил поисследовать. Запостил на одном форуме, так меня через 30 мин забанили без объяснения причин (думаю, некоторые из присутствующих здесь крякнут с одобрением). Необычность предмета в профиле, повёрнутом влево. Такие “левые” портреты были весьма редки для подавляющего большинства римских персонажей, и никто толком не знает почему они вообще появлялись. Есть у меня одна популярная статья, правда по-англицки (https://community.vcoins.com/thecelator/The-Celator-Vol.19-No.04-Apr-2005.pdf), где автор был так ошеломлён фактом существования "левого" портрета Фаустины Старшей, что потратил несколько лет на то, чтобы найти и купить себе денарий, а потом погнал в Рим изучать портреты и бюсты, и даже выдвинул любопытную гипотезу о том, как отличить левый профиль от правого (по асимметрии причёски). Я только не смог его методом овладеть. Как вы полагаете - это настоящий левый профиль, или правый в зеркальном отражении? А?
Друзья, искренне прошу прощения за двусмысленность моего поста. Вопрос не по аутентичности предмета, а по типу профиля, то бишь является ли профиль Фаустины на моей монете ислинным профилем влево, т.е., глядя на бюст Фаустины с левой стороны, или же это профиль вправо, т.е., резчик смотрел на бюст с правой стороны, но зеркально отражённый в силу тех или иных причин (обратите внимание на драпировку бюстов вправо и влево)? Причёска Фаустины на известных бюстах имеет характерную асимметрию. Я, собственно, над этим вопросом борюсь, ну и подумал, может кому будет интересно. А?
shalex пишет: Друзья, искренне прошу прощения за двусмысленность моего поста. Вопрос не по аутентичности предмета, а по типу профиля, то бишь является ли профиль Фаустины на моей монете ислинным профилем влево, т.е., глядя на бюст Фаустины с левой стороны, или же это профиль вправо, т.е., резчик смотрел на бюст с правой стороны, но зеркально отражённый в силу тех или иных причин (обратите внимание на драпировку бюстов вправо и влево)? Причёска Фаустины на известных бюстах имеет характерную асимметрию. Я, собственно, над этим вопросом борюсь, ну и подумал, может кому будет интересно. А?
Коллега, общепринятый термин - "левосторонний" тип бюста... Или "левосторонний" денарий... Именно подобное обозначение таких монет не оставит двусмысленного понимания, как в случае с "левым"... Тема, безусловно, интересная... В определенные периоды "левосторонние" денарии чеканились часто, и особо редкими не считаются... В некоторых случаях (тут я имею ввиду своих Северов) - они как минимум нечастые... И для Северов (я в данном случае беру в расчет не золото, и не менее благородные металлы, а чисто серебро) - монеты чеканились исключительно на восточных монетных дворах - параллельно - аверс с "правосторонним" и "левосторонним" аверсами... Их всего 4 денария... Три - для Септимия Севера и Домны... И один для Геты... Для Каракаллы - подобной чеканки не было... Есть у меня версии, с чем это связано... Но, версии есть, а со временем что-то совсем плохо... Может быть, чуть разгребусь к следующим выходным...
shalex пишет: Я только не смог его методом овладеть.
Мне кажется, я понял: он имеет в виду, что косички с одной части головы укладываются поверх косичек с другой части, и по этому нахлёсту можно что-то определить (у него на прорисовке косы с левой части головы находят на те косы, что справа, хотя на монетах как раз иначе) . Занятное наблюдение, но оно не составляет правила, поскольку есть изображения двух типов - на одних эта особенность прически передана, а на других - нет. Вот на картинке оба варианта.
caracalla пишет: Коллега, общепринятый термин - "левосторонний" тип бюста... Есть у меня версии, с чем это связано...
Спасибо, исправлюсь!
Касаемо левосторонних бюстов, было отмечено, что причины их появления были весьма разнообразны. Например, левосторонние портреты на республиканских денариях ассоциируют с испанскими монетными дворами, в то время как популярные левосторонние “военные“ и ”консульские“ бюсты поздних императоров могли быть обусловлены чисто техническими причинами.
shalex пишет: Например, левосторонние портреты на республиканских денариях ассоциируют с испанскими монетными дворами А!
Уважаемый shalex, можете конкретизировать это утверждение? Республиканских типов денариев с божеством на аверсе влево всего 18 (не считая их разновидностей). Какие именно из них испанские и какие именно монетные дворы их изготовили? (Пролистал Кроуфорда, испанских левосторонних денариев не обнаружил)
Да, это я погорячился, прошу прощения! Никакой системы там нет. Из республиканских левосторонних денариев могу навскидку указать C. Julius Caesar 46-45 BC испанского походного МД. Были вроде ещё левосторонние квинарии испанского же чекана. Август чеканил обильно левосторонние денарии в Эмерите и Кесарии Августе. Вроде был левосторонний Вителий испанского походного МД. В общем и целом, прошу мою ремарку считать ошибочной (минусы в авторитет приветствуются!).
Про семантику левого и правого - офигенно сложная история в Риме. Вот, например, цитата из Цицерона: "Выходит, что для нас лучше левая сторона, для греков и варваров — правая. Хотя я хорошо знаю, что мы называем благоприятное “левым”, даже если оно справа. Но, бесспорно, наши назвали это левым, а чужестранцы — правым потому, что по большей части оно казалось им лучшим". Вот и поди разбери...
Греки и римляне были довольно суеверны в отношении правого и левого. Говорят, у римлян был специальный раб, который стоял на входе в дом или храм и проверял, чтобы посетители входили с правой (правильной) ноги. Вставать утром с левой ноги, начинать надевать обувь с левой ноги, пересекать порог дома или храма, или отправляться в путь с левой ноги было плохой приметой. Но мне кажется, разворот профилей на монетах с этим не связан.