Не сказал бы. Это штемпель помогает нам понять технику чеканки и разоблачить измышления дилетантов.
«Не зная об этой работе [бессмертной – Устаева Э.Р., Чхаидзе В.Н., 2005, с железной монетой внутри], К.В. Бабаев в своей классификации последовательно рассматривает 26 серебряных, биллоновых и медных монет, чеканенных различными штемпелями, сделанными некачественно и быстро изнашивающимися (лишь две монеты из известных автору, чеканены одной парой штемпелей)… К моменту выхода книги К.В. Бабаева было известно более 70 экз. [ТП – авт.], но автор располагает сведениями о более чем 500 монетах, непосредственно оперируя 150 экз.» (Чхаидзе В.Н., 2013. С. 145).
Стальные штемпели, конечно, постепенно теряли чёткость линий по причине соударений через тонкую серебряную или медную монетную заготовку, тем более, двойных ударов, но, обычно, они или своевременно поновлялись, или заменялись. «Плодовитый» инструмент всегда несёт на себе следы чистки и подрезки (I17, I20, H25, H30, J29). Я не припоминаю монет, не определяющихся исключительно по причине износа штемпелей.
Какие основания подозревать средневековых денежников в «гонке халтуры» были у автора и разносчика подробных странных утверждений мне не понятно совершенно. Гораздо бо́льшую отрицательную роль в вопросе определения места отдельно взятой монеты в классификации Н.Е. Дуткинского играют различные браки чеканки – множественные удары, нечёткий оттиск изображений в результате сдвига или перекоса штемпелей в момент удара – как и следы бытования: коррозия, деформация, трещины, слоение или владельческая порча, в том числе, нанесение различных граффити (в том числе, для использования монет в играх) и перфорирование гвоздями и ножами, "ранения" твёрдыми предметами в период тезаврации и при находке и непрофессиональная чистка, разгибание и патинирование...Также может иметь место разрушение монеты уже в процессе коллекционирования – из-за резкого изменения условий «жизни»...
Иногда один из штемпелей у средневековых мастеров выходил из закалки значительно твёрже другого (J29 – твёрдый штемпель аверса), что, несомненно, способствовало его долговечности (он, явно, был «качественный», даже слишком). Постепенно он, буквально, вмял относительно более мягкий штемпель реверса вовнутрь до такой степени, что тот начал оттискивать лёгкий неслучайный numi incusi, а монеты, производимые этой мезальянсной парой, приобрели несколько «скифатную» форму.
Говорить о некоей «некачественности» штемпелей совершенно нелепо. При средневековой плавке, ручной ковке и кустарной закалке могло случиться всё, что угодно – на любом этапе производства штемпелей и чеканки монет. И мастера, естественно, ко всему этому были готовы, поскольку получали зарплату задельными деньгами, а не на карту "Мир" 10 и 25 числа каждого месяца и, явно, старались поэтому делать хорошо – а плохо (в норме – примерно в половине случаев) оно выходило само (С).
Даже на монете ТС мы видим провалы на реверсе от голов амператоров аверса.
Так что, монета ценная. ПОДЛИННАЯ. Да и пару тысяч рублей стоит, наверное.
В таком бы подлинно случае, не учитель сказал должно рещи, но исследовать, сходственно ли сие с истинною.