Может и пропустил, но согласен с Akrosas, можно провести конкурсы божеств на античных монетах, если возможно, то мифических персонажей и героев. Как считаете?
Огромное спасибо за столь интересную тему и на мой явно "дилетантский" взгляд в монетном деле Боспора, одну из лучших подборок монет Боспора. Огромный плюс :good2:
[QUOTE]viktorious пишет: За 2016 год мне удалось вовлечь в коллекционирование Антики двоих человек. Всё началось с моих подарков монет, рассказов истории. Показом своей коллекции, показом из какого исходного материала рождаются красивые оболы, дихалки и лепты. Демонстрация азов механической чистки под микроскопом. Потом подарил альбом для монет, дал ссылки на каталоги, аукционы и т.д.. Во многом приток новых людей в коллекционирование зависит от нас самих.[/QUOTE]
Полностью с вами согласен, сейчас старшего брата Антикой заинтересовал. А именно Римской империей - Траяном и Адрианом.
[QUOTE]denis.fedoseev пишет: [QUOTE]ARTU пишет: На Мешке вот такая появилась монета. С гарантией подлинности от продавца) [/QUOTE]Видал, ну его сразу в сомнительные и загнали:) А есть ещё один "продавец" - продаёт антонинианы левые в слабах, приходят со следами вскрытия и уже без оригинальных монет.. Ну и слабы те ещё - NNC А рейтинг-то у продавца космический [/QUOTE]
Вес:7.00 грамм. Монетный двор: Сердика, Фракия. Время чеканки: 211-217 года.
Аверс- AVT K M AVR CEV ANTWNEINOC, - бюст Каракаллы в радиальной короне, вправо. Реверс - CERDWN, - Арес стоит влево, в руках держит копье и шит.
Ссылки: Varbanov 2046 var (bust type); Ruzicka 371 var (ditto).
Арес.
Арес, Арей (Ἄρης), в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады — богини войны честной и справедливой. Первоначально Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием (следы этого отождествления у Гомера, Hom. Il. XIII 444, у Эсхила, Agam. 78). Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении (Hom. Od. VIII 361; Ovid. Fast. V 257). Софокл (O. R. 190—215) называет Ареса «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнём. Древние хтонические черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона (Schol. Soph. Ant. 128), убитого Кадмом. Даже в детях Ареса — героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед, амазонки). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку (Ovid. Fast. V 229—260).
P.S. Постараюсь приобрести нормальный фотоаппарат и перестать брать фото из сети. У меня тоже есть красивые монеты.
[QUOTE]Boris GodonEarth пишет: Сергей, снимаю шляпу! Да что шляпу, всю одежду с себя снимаю!
Фагот , это Ваши!!!??? Обратите внимание: [QUOTE]rjkz1968 пишет: Предлагаю выкладывать здесь в хронологическом или престолонаследном порядке свои монеты Римских императоров[/QUOTE]Если Ваши, приношу извинения и.... Просто я тут за Гальбу похуже бился, знаю как сейчас такие уходят [/QUOTE]
Вот это пункт я пропустил, неловко вышло. Я только Северов собираю. Блин, прошу прощения за невнимательность.
Дата чеканки: 68—69 гг. Вес: 15.19 г Диаметр: 28 мм. АВЕРС: ΑΥΤΟΚΡΑΤΩΡ ΣΕΡΟΥΙΟΣ ΓΑΛΒΑΣ ΣΕΒΑΣΤΟΣ — обнаженная голова Гальбы вправо. РЕВЕРС: ΕΤΟΥΣ Β — орел стоит влево, с венком в клюве и с лавровой ветвью в когтях.
Ссылки: RPC 4197; SGI 680; Prieur 99; Butcher, Coinage of Roman Syria, p. 71, fig. 16, 1.;
Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 29 Lot 496 (11 May 2005 — Hotel Baur au Lac, Zurich). Price CHF 1200 ($918 — Dec 2005).
Денарий. Дата чеканки: 68 г. Монетный двор: Тарраконская Испания, Тарракон. Вес: 3.61 г. Соосность: 7 ч.
Дата чеканки: апрель—конец 68 г., испанский монетный двор (Тарракон?) (RIC); 68 г., Тарракон (BMC); апрель—июнь 68 г., Тарракон (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMC.
АВЕРС: GALBA IMP. — Гальба, с обнаженной головой, в военной одежде, с развевающимся позади него плащом, верхом на коне скачет вправо, откинув назад правую руку в знаке приветствия. РЕВЕРС: HISPANIA — бюст Испании, в драпировке, с обнаженной головой, вправо, волосы тянутся от лба до шеи, один локон спадает по шее; сзади два копья и внизу круглый щит, спереди два зерновых колоса.
Ссылки: RIC I 1 (R2); BMC RE I 161; CBN 1; Cohen I 76; RSC I 76 (VF £290); Sear (2000) I 2094 (VF $270, EF $1760); Примечание:
Ex L.A. Lawrence Collection (Glendining, 17 January 1951), lot 467; M. Othon Leonardos Collection (Schulman, 31 May 1927), lot 657. Classical Numismatic Group, Inc — Triton X, Lot: 587 (8 Jan 2007). Estimate $2500. Sold for $4750.
Сестерций, медь. Дата чеканки: 68 г. Монетный двор: Рим. Вес: 27.02 г Диаметр: 36 мм АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. TR. P. — голова Гальбы, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: LIBERTAS PVBLICA — Либертас, в драпировке, стоит влево, держит пилей в правой руке и скипетр — в левой. В поле, слева и справа: S. C.
Ссылки: RIC I 349 (Common); BMC RE I 75; Cohen I 126; ACG 115; Примечание:
Дата чеканки: конец лета — начало осени 68 г. (RIC), 68—69 гг. (BMC). Описание аверса и реверса приводится по BMC. Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 33 Lot 439 (5 April 2006 — Hotel Baur au Lac, Zurich). Price CHF 4000 ($3060 — Apr 2006).
Дата чеканки: 68 г. Монетный двор: Рим. Вес: 8.85 г. Диаметр:29 мм. АВЕРС: SER. GALBA IMP. CAES. AVG. TR. P. - голова Гальбы, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: VESTA - Веста, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, держит патеру в правой руке и палладий — в левой. В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
Ссылки: RIC I 306 (S); BMC RE I 157; Cohen I 312;
Дата чеканки: ок. июня—августа 68 г. (RIC). Описание аверса и реверса приводится по BMC. Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 33 Lot 437 (5 April 2006 — Hotel Baur au Lac, Zurich). Price CHF 8000 ($6120 — Apr 2006).
Вес монеты:7,16 грамм. Монетный двор: Рим. Время чеканки: 215 год.
Аверс - ANTONINVS PIVS AVG GERM, - драпированный бюст Каракаллы, в кирасе,влево. Реверс - P M TR P XVIII COS IIII P P, - Каракалла, справа, правая нога на крокодиле, получает колосья пшеницы(зерна) от богини Исиды, находится слева, держит систр.
Монета известна в единственном экземпляре, из коллекции Марка Мельхера.
Крайне интересный тип реверса (про редкость молчу).
Известно, что Египет, как провинция Римской империи, представлял собой житницу империи. В Рим морем каждый год прибывало 200–270 тысяч тонн зерна. Большая часть зерна поступала именно с полей Египта. Если рассматривать данную монету, то ее сюжет можно трактовать как передачу зерна Риму (в лице императора) Египтом (скорее всего его персонифицирует богиня Исида). То, что император попирает ногой крокодила указывает на доминирующую роль Рима, как столицы империи. Вполне возможно, что крокодил используется как символ реки Нил.
Исида. Исида (Изида; егип. js.t, др.-греч. Ἶσις, лат. Isis) — одна из самых значимых богинь Древнего Египта, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства.
Культ Исиды в Римской империи.
Италии об Исиде впервые узнали в Путеолах (сегодня Поццуоли) во II веке до н. э. от моряков александрийского флота. Исида сразу же нашла множество почитателей по всей Кампании. Любопытно, что наибольшее сопротивление распространению ее культа шло именно из Рима, где представители правящего класса начали жестокую борьбу, стремясь изгнать Исиду за пределы стен города и из сердец верующих. Экзотические ритуалы, мощное эмоциональное воздействие, тайна, окружавшая культ Исиды, чрезвычайно тревожили римских консерваторов: они воспринимали богиню как символ Востока, распущенного и погрязшего в коррупции. Пять раз республиканский сенат приказывал разрушать статуи и алтари богини. Это делал и Август, питавший личную неприязнь к Исиде как покровительнице его главных врагов — Антония и Клеопатры, и Тиберий, решительно преследовавший сторонников культа после скандала, в который оказались вовлеченными матроны знатного происхождения. Несмотря на преследования, число почитателей богини все же росло, и после смерти Тиберия наступил наконец долгожданный день: Калигула, новый император, велел построить в честь Исиды большой храм, а его преемники (Домициан, в частности) так обогатили святилище новым драгоценным египетским убранством, что храм превратился в один из самых впечатляющих памятников Рима. С тех пор процессии почитателей Исиды можно было часто увидеть на римских улицах: специальные служители несли священные изображения, за ними следовали служительницы, которые одевали статую и расчесывали ее волосы драгоценными расческами из слоновой кости; факелоносцы сопровождали богиню с зажженными факелами.Последние процессии, посвященные Исиде, прошли в Риме в конце IV века. Исида почиталась как покровительница моряков, и ежегодно в день открытия новых средиземноморских маршрутов в ее честь проводили торжественную церемонию. В ходе этого ритуала вспоминали navigium Isidis — плавание богини по морю с телом ее покойного мужа. Яркое описание этой церемонии можно прочитать у Апулея в «Золотом осле». Вместе с Астартой, Хатор, Деметрой и Кибелой Исида стала самым почитаемым женским божеством в империи, но ее культ теперь уже имел мало общего с тем, что был в Древнем Египте: поставленная в центр сложной таинственной религии, она считалась дарительницей спасения и возрождения, матерью и сестрой смертных и бессмертных; постепенно Исида обретала черты всех других богинь.
Состоял из металлической пластины в форме продолговатой подковы или скобы, к более узкой части которой прикреплена ручка. Сквозь небольшие отверстия, сделанные по бокам этой подковы, продевались металлические прутья разной величины, концы которых загибались крючком. Надетые на крючки металлических стержней тарелочки или колокольчики звякали или бряцали при встряхивании.
Царица Нефертари с систром в руке. Фреска в храме Абу-Симбел.
Навершия систра обычно украшали изображением кошки с человеческим лицом, а на рукоятке изображали лицо Хатхор и богини-кошки Бастет. Огромный золотой систр стоял в главном святилище Хатхор — в её храме в Дендера (египт. Иун-та-нечерт). Плутарх («Об Исиде и Осирисе») приписывает систру магическую роль — с помощью систра отпугивают и отражают Тифона (Сета). Систр использовался в религиозных процессиях и других церемониалах, приуроченных к культу Исиды.
Из Древнего Египта попал в Шумер, Древнюю Грецию, позже в Древний Рим. До начала XX века встречался в Египте и Абиссинии. Как культовый инструмент сохраняется в обряде эфиопской Церкви.
АЕ, монета отчеканена в Фракии, город Одессос. Точное время чеканки не установлено, предположим, что монета отчеканена в период с 218 по 224 года.
Аверс - IOVLIA MAICA CE, - драпированный бюст Юлии Месы, вправо. Реверс - ODHCCEITWN, - Геракл,обнаженный, стоит влево, в руках дубину и шкуру льва.
Ссылки: Moushmov 1625; Varbanov 4411; AMNG 2307.
Касательно львиной шкуры.
Как бы странно не звучало, но это шкура немейского лева.
В греческой мифологии немейский лев — обитавший в Немейских горах огромный зверь, вскормленное Селеной порождение двуглавого пса Орфа и Эхидны. Некоторые, правда, называют этого льва потомком Тифона или Химеры, другие же считают, что чудовище в страшных судорогах родила, а затем уронила на землю Селена. Шкура немейскою льва надежно защищала его от любого оружия из железа, бронзы или камня.
Первый подвиг, который Эврисфей велел совершить Гераклу, заключался в том, чтобы убить немейского льва. Геракл достиг Немеи в полдень и там увидел возвращавшегося в свое логово и залитого кровью жертв дневной охоты зверя. Герой из засады выпустил в льва колчан стрел, но они, как игрушечные, отскакивали от толстой шкуры, и лев, позевывая, облизывался в предвкушении новой жертвы. Тогда Геракл прибегнул к мечу, но тот согнулся, словно был сделан из свинца. Наконец, он взмахнул дубиной и нанес такой удар по голове зверя, что лев вынужден был отступить в пещеру, тряся головой, но не от боли, а лишь от звона в ушах. Геракл, уныло взглянув на разбитую в щепки дубину, пошел за ним. Зная теперь, что чудовищу не может повредить никакое оружие, он схватил зверя за шею и огромным усилием задушил его руками (при этом зверь откусил герою один палец). Когда Геракл принес льва в Микены, Эврисфей так испугался, что приказал герою впредь не входить в город, а показывать добычу, стоя перед городскими воротами.
Геракл поначалу не мог додуматься, как ему содрать со льва шкуру, но боги надоумили его использовать для этой цели челюсти самого льва с острыми, как бритва, зубами. Вскоре он уже носил непробиваемую львиную шкуру как доспех, а голова зверя служила ему шлемом.
AE22. Вес монеты: 6.90 грамм. Монетный двор: Фессалия. Время чеканки: 193-217 года. Аверс - IOYΛIA ΔOMNA AYΓOY, - драпированный бюст Юлии Домны, вправо. Реверс - KOINON ΘECCAΛwN, - Афина Итония, управляющая тригой, скачущая вправо. Копье в правой руке и шит, в левой руке. Над лошадьми "N".
Ссылки: CNG 299, lot 55; Burrer 18 var (horses walking) and 19 var (Nike in biga); BCD Thessaly I and II –; Rogers –; Mionnet -.
Фессалия.
Фессалия (греч. Θεσσαλία) — исторический регион на северо-востоке Эллады на побережье Эгейского моря. Горный хребет Пинд, идущий с Севера на Юг, делит Северную Грецию на восточную и западную части. Фессалия занимает наиболее крупные и плодородные долины восточной части, расположенные вдоль реки Пеней и её притоков. На Запад от Фессалии за горами Пинд расположен Эпир, на его территории было самое древнее греческое святилище в Додоне. С севера естественной границей Фессалии служит гора Олимп, которую древние греки считали обителью богов. К северу от Фессалии, за Олимпом, — Македония. С юга Фессалия ограничена горами Офрия, за которыми расположено множество земель и государств Центральной Греции. С Востока Фессалия омывается водами Эгейского моря и его заливов, но выходы к морю ограничены горами Олимп и Осса на Севере и Пелион на Юге.
Олимп.
Олимп(греч. Όλυμπος, МФА: [ˈɔlimbɔs], Олимбос) — наиболее высокий горный массив в Греции (2917 м). Национальный парк. Гора расположена на северо-востоке Фессалии. В древности служила естественной границей Фессалии и Македонии. Три самые высокие вершины Олимпа называются Митикас (2917 м), Сколио (2912 м) и Стефани (2905 м).
В древнегреческой мифологии Олимп — священная гора, место богов во главе с Зевсом. В связи с этим, греческих богов часто именуют «олимпийцами». На северном склоне находился город-святилище македонян — Дион, то есть город Зевса.
Н. Майков «Боги на Олимпе».
Олимп является не только историческим и мифологическим символом, но и памятником природы. Расположенный в пределах нома Пиерия и частично в пределах нома Лариса-Фессалия.
Вес монеты: 7,11 грамм. Монетный двор: Сердика, Фракия. Время чеканки: 193-217 года.
Аверс - IOYLIA ΔOMNA CEBA, - драпированный бюст Юлии Домны,вправо. Реверс - CERDWN, - Аполлон как Бонус Эвентус, обнаженный, стоит влево, проводит жертвоприношение над алтарем. В левой руке патера, в правой руке оливковая ветвь.
Ссылки: Varbanov 1989; Paris 1381; Ruzicka 72 var (obv legend).
Bonus Eventus.
В Риме существовал особый культ Счастливого Исхода. Эти сокращенные слова появляются на денарии Скрибониев, несомненно (как пишет Эккель — Eckhel, V. 303) благодаря римскому обычаю делать священным все то, что способно производить добро или зло, например, Судьбу, Надежду, Гения и т. д. Это же произошло и с Исходом; подобно тому, как Лукреций перечисляет среди событий Рабство, Свободу, Богатство, Бедность, Войну, Мир (L. I. V. 456.) — Исход, согласно определению Цицерона (De Invent. Rhet. I. 28), — это «результат любого дела, о котором мы обычно осведомляемся, который последовал, или может последовать или последует в конечном итоге из данных обстоятельств». Таким образом, если нечто заканчивалось хорошо, то это приписывали Счастливому Исходу; считалось, что он имеет ту же природу, что и Счастье (Felicitas) — это доказывает денарий, включенный в Morell. Thesaur. в числе incerti, tab. II. a., на котором рядом с женской головой нанесена надпись BON. EVENT ET FELICITAS. — Эккель высказывает свое собственное мнение о том, что «этот римский гений соответствует греческой Ἀυτοματία, и цитирует слова Плутарха о Тимолеонте: «У себя в доме он устроил храм богине Автоматии (Ἀυτοματία) и приносил ей жертвы, а сам дом посвятил Священному Гению (Δαίμων, Genius)». Также и Непот в его жизнеописании подтверждает факт столь великого благоговения, которое Тимолеонт испытывал перед вышеназванным обожествлением случая или счастливых событий. Причина такого поведения была в том, что все его начинания увенчивались успехом. Следовательно, Ἀυτοματία — это не более и не менее, чем спонтанная помощь Судьбы, то есть, Исход и Счастливый Исход, ибо ему воздавали благодарность и верили, что им руководит добрый или священный гений, которого греки называли ἀγαθὸς или ἵερος δαίμων». Согласно Публию Виктору, Счастливый Исход имел храм в девятом квартале Рима; его также упоминает Аммиан. — На консульских денариях Счастливый Исход изображен в виде женщины (см. род Скрибониев), так же, как и на автономном или семейном денарии Гальбы. Но на денариях других императоров вплоть до Галлиена это божество представлено в виде мужчины. Пример такого изображения появляется на медных монетах Антонина Пия, с которых скопирована приведенная ниже гравюра; на их реверсе находится полная легенда в посвятительной форме.
*Текст, рисунок: Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, с. 130—131.
Сердика (лат. Serdica) — древний город во Фракии. Сердика — Средец — античный и средневековый укрепленный город в центре города Софии, столицы Болгарии.
Руины античной Сердики — Ротонда св. Георгий и резиденция императора Константина І Великого ІV век.
Поселение фракийского племени сердов, возникшее возле Сердикийского термального минерального источника, одного из многих в Софийской котловине VIII веке до н. э., археологически прослежено до неолитической стоянки. Около VI века до н. э. завоевано одрисами, царство которых покорили македоняне при царе Филиппе II. Название Сердика (Serdica) присвоено городу римлянами, после завоевания в 29 году у одрисов, видимо, противопоставляя их историческим притязаниям воспоминание о древних сердах. Император Траян (98—117) даровал городу права римского гражданства (муниципий Ульпия Сердика (Ulpia Serdica), по имени Траяна Ульпий). Став центром римской провинции Нижняя Дакия, впоследствии Фракии (с 395 год в Восточной Римской империи — Византии), Сердика в течение II века сильно выросла в «большой и неприступный» (по свидетельству Аммиана Марцеллина, 357 год) город, любимую резиденцию Константина (306—337). («Сердика — это мой Рим»). Здесь в 343 году в соборе св. Софии состоялся Сердикийский собор.
Руины резиденции императора Константина І Великого.
В V—VI веках в эпоху Великого переселения народов город переживает нашествия готов и других варварских племён, был захвачен гуннами Аттилы. При императоре Юстиниане (527—565), город возрождается как важный административный центр и мощная крепость под именем Триадица. Епископская кафедра (со времен императора Константина подчинена архиепископу города Юстиниана Прима.
Важно не в чем, а как и в каких условиях хранить монеты.
Сам храню монеты в планшетах лихтурмовских (медь РИ и антику), отрицательных моментов нет ( максимально старые монеты находятся в них более 5 лет). По капсулам, моё мнение, Linder, неплохие, хотя особо не затягивал с хранением монет в капсулах. Конверты для монет вещь хорошая, даже очень, но есть пара но. Первое - чтобы монету посмотреть, её надо достать, второе - монеты типа пятаков Елизаветы Петровны и Екатерины Великой хранить в них не особо удобно, конверт приходит в негодность.
Ника (Нике, др.-греч. Νίκη) — в древнегреческой мифологии богиня победы, дочь титана Палланта и Стикс. По аркадскому преданию, дочь Палланта (сына Ликаона), воспитывалась вместе с Афиной. Союзница Зевса в его борьбе с титанами и гигантами; поэтому боги клянутся водой её матери Стикс. Являясь приспешницей победы, она сопровождает Афину Парфенос, представительницу высшей мировой всепобеждающей силы. В римской мифологии ей соответствует богиня Виктория. В Афинах находится храм Ники Аптерос. Её изображали в руке у Зевса или Афины. Ей посвящён XXXIII орфический гимн. *****
Данная монета, учитывая время чеканки и сюжет, скорее всего относится к монетам отчеканенным для укрепления власти Септимия Севера. В период предполагаемой чеканки Септимий вел боевые действия против Песценния Нигера в Сирии.
*****
В начале своего правления власть Септимия была довольно непрочной.
На Востоке и на Западе были y него соперники, искусные полководцы Клодий Альбин и Песценний Нигер, имевшие многочисленные войска; он немедленно стал готовиться к борьбе с ними. По счастью для него, они не сумели согласиться между собою. Септимий действовал быстро, счастье помогало ему; важное преимущество ему давало и то, что власть его была признана сенатом и народом римским; притом с талантами полководца он соединял хитрость ловкого обманщика. Благодаря всему этому, Септимий Север одолел обоих противников, мало уступавших ему силою своих войск и военными талантами.
Песценний Нигер.
Сначала Север отправился на Восток. Вся эта половина государства от Евфрата до Византии признавала императором Песценния Нигера. Септимий Север хотел дать своему походу против него такой вид, как будто это не междоусобная война, a лишь подавление произошедших на Востоке беспорядков. Он уверял Клодия Альбина в своих дружеских чувствах, чтобы этот западный соперник воображал себя его товарищем и спокойно оставался в Британии – не пришел в Италию, пока Септимий будет на востоке. В письмах к Альбину Септимий Север называл его цезарем, то есть своим соправителем, и подавал ему надежду, что назначит его своим преемником.
Он старался оставить и Нигеру надежду на возможность примирения. Жена и дети Нигера находились в Риме, потому что Коммод задерживал в столице семейства правителей провинций, чтобы эти заложники обеспечивали ему верность их. Север осыпал любезностями жену и детей Нигера, держал себя с ними будто с родными, продолжал делать так даже и в то время, когда уже сражался с Нигером. Сирийские легионы были побеждены в нескольких сражениях на Геллеспонте и в проходах киликийских гор паннонскими войсками, более привычными выносить военные труды и лишения. После поражения при Иссе (весна 194 года) Север поручил преследование остатков войска Нигера и осаду Византии своим полководцам, а сам пошёл против парфян, выгнал их из Аравии и Адиабены и присоединил Месопотамию к Римской империи. За эти подвиги Север получил название Arabicus, Adiabenicus, Parthicus Maximus. Византия пала в 196 году.
Песценний Нигер был настигнут гнавшимися за ним победителями и убит (193‑195). Тогда Септимий Север отбросил притворство, велел убить жену и детей погибшего соперника.