Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 71 След.
Нумизматика.. а кроме есть интересы еще какие у кого-то тут?, Антиквариат и т.д.
 
[QUOTE]John Silver пишет:
батальные часики[/QUOTE]

Мне кажется, тут описывается некое конкретное событие - взятие вражеской батареи или возвращение (удержание) своей. В любом случае, некий известный в ту пору эпизод, за который этот военный получил в награду золотое оружие. ИМХО
5 рублей 1769 года, Подлинность
 
[QUOTE]Человечек123 пишет:
К сожалению, ошибка в названии[/QUOTE]
Поправил
Разное интересное, Древний Мир: история, археология, ссылки, тексты, фото, видео, отчеты.
 
[B][SIZE=5][COLOR=#045F20]К[/COLOR][/SIZE]ого древние римляне хоронили в гробах из свинца?[/B]

Древние римляне не придавали похоронным обрядам и всему, связанному со смертью и загробным миром, такого большого значения, как их близкие соседи — этруски или, к примеру, древние египтяне. Однако и для римлян похороны были весьма важным событием. Как и многие народы древности, римляне верили, что мертвец, которого не похоронили должны образом, мог стать недобрым призраком.


[SIZE=2]Геракл с цербером в царстве Аида. Рисунок из римских катакомб, IV в. н.э.[/SIZE]

В одной древнеримской поэме душа выброшенного на берег утопленника просит путника: «Не поскупись, моряк, на летучий песок; дай его хоть немного моим незахороненным костям». Здесь имеется в виду римский обычай: если кого-то нельзя было похоронить традиционным способом, то на останки трижды высыпали горсть земли или песка, устраивая таким образом похороны символические. Однако если покойный умирал в кругу родных и близких, то проводился полноценный погребальный обряд.


[SIZE=2]Погребение в этрусском склепе[/SIZE]

Самый близкий родственник целовал покойного в уста. Ему закрывали глаза, и присутствующие трижды громко выкликали имя покойного, прощаясь с ним. Обмывание тоже совершали члены семьи, а вот дальше телом занимались профессионалы — либитинарии. Так называли представителей римского «похоронного бюро», располагавшегося в священной роще богини Либитины. Поскольку тело до погребения оставалось в доме несколько дней, его бальзамировали или хотя бы обильно смазывали ароматическими составами.


[SIZE=2]Похороны Цезаря. Современная реконструкция[/SIZE]

Покойного обязательно обряжали в парадную тогу и надевали на него все заслуженные им награды и символы должностей, которые он занимал при жизни. Известный римский сатирик Ювенал среди преимуществ жизни в глубинке отдельно упоминает необходимость облачаться в тогу лишь на смертном одре. В столице, где гражданам часто приходилось бывать в государственных учреждениях и на официальных мероприятиях, тога являлась обязательным в таких случаях дресс-кодом.


[SIZE=2]Скульптура неизвестного в тоге. Рим, I в. до н.э.[/SIZE]

В Древнем Риме родные покойного желали, чтобы его тело в могиле как можно дольше не разлагалось. Для этого применялись самые разные средства: соль, мёд, кедровое масло. Издавна у римлян существовал обычай торжественного сожжения тела умершего, но со временем от него отказались в пользу погребения. Древнеримские кладбища мало отличаются от современных, разве что вместо крестов — каменные надгробия.


[SIZE=2]Похороны в Древнем Риме. Современная иллюстрация[/SIZE]

А вот древнеримская похоронная процессия показалась бы нам странной. Шествие сопровождали факельщики с зажжёнными еловыми ветками. В начале процессии шли музыканты — флейтисты, горнисты и трубачи. Возле тела следовали плакальщицы (нанятые профессионалки — либитинарии), а за ними — танцоры и мимы в костюмах сатиров. Главный мим надевал маску с лицом покойного и отпускал весёлые шуточки. Когда хоронили известного своей скупостью императора Веспасиана, архимим Фавор от его лица спросил присутствующих, во сколько эти похороны обошлись. Услышав сумму «10 миллионов сестерциев» он воскликнул: «Дайте мне сто тысяч и бросьте меня хоть в Тибр!»


[SIZE=2]Погребальный обряд в Древнем Риме. Иллюстрация XVIII века.[/SIZE]

Издревле у римлян имелся обычай — бросать в погребальный костёр самые ценные предметы одежды покойного. В Законах Двенадцати Таблиц даже содержится специальный запрет сжигать во время похорон больше трёх туник. Обычай отправлять с покойным на тот свет ценные предметы и символы его прижизненного богатства сохранился и в последующие века. В римском захоронении, найденном в 1999 г. в Англии, возле местечка Спиталфилдс, возле женского скелета был найден драгоценный парфюмерный набор из чёрного янтаря и фигурного стеклянного литья.


[SIZE=2]Вскрытие свинцового гроба из римского некрополя в Спиталфилдс[/SIZE]

А возле останков мужчины, найденных в Италии, в области Сан Пьетро ин Кариано, нашли жертвенную чашу, украшенную драгоценным камнем, и масляный светильник весьма искусной работы. Эти два захоронения необычны — покойные лежали не просто в земле или в деревянном ящике, а в свинцовых гробах. Такие древнеримские захоронения довольно редки, хоть и не уникальны, их находили в самых разных землях, некогда принадлежавших Римской империи.


[SIZE=2]Свинцовый гроб из римского захоронения V в. н.э. в г. Отен, Франция.
[/SIZE]
Эти гробы были весьма массивными, ведь свинец имеет очень высокую плотность. Гроб для взрослого человека мог весить почти в полтонны. Использование для погребения такого количества дорогого металла само по себе свидетельствовало о богатстве семьи покойного. Подобные гробы помещались под массивное мраморное надгробие, либо заделывались в фундамент строящегося здания. Историки считают, что таким способом древние римляне стремились обезопасить захоронение богача от грабителей могил. И в случае с найденными археологами свинцовыми гробами, эта задача оказалась выполненной.

ссылка
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
Ув. [B]ХВиКо[/B], у меня есть ещё вариант с гуртами Ваших монет. В оригинале черных рамок по бокам нет. Если понравится, то ссылка ниже



ссылка на файл
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum23/topic338078/message3660885/#message3660885
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
Ув. Форумчане, календарь на 2022 год, готов. Благодарю всех откликнувшихся и приславших фото монет :hi:
Ниже ссылки на три варианта - надеюсь, какой-нибудь из них вам понравится. Оптимальный размер для распечатывания - А3


Вариант 1


Вариант 2


Вариант 3
Разное интересное, Древний Мир: история, археология, ссылки, тексты, фото, видео, отчеты.
 
[B][SIZE=5][COLOR=#9D0A0F]Р[/COLOR][/SIZE]азделяй и властвуй[/B]

[COLOR=#555]Установление римской военной гегемонии в Лации стало важнейшей предпосылкой для последующих завоеваний. Рим превращался в наиболее могущественное государство сначала Италии, а затем и всего мира. В ходе этих войн возникли и оформились такие черты римской стратегии как непрекращающаяся экспансия, широкое использование союзнических военных контингентов, колонизация завоёванных земель. Занимаясь организацией Лация после войны, римляне придавали общинам различный статус. Так был впервые применён известный принцип «разделяй и властвуй», который помог римским полководцам одолеть непокорных соседей.[/COLOR]

[B]Враги повсюду[/B]
В 390 году до н.э. галлы разграбили и сожгли Рим. Это событие послужило для его врагов сигналом к выступлению и привело к отложению союзников. Латины и герники давно уже с тревогой взирали на рост римского могущества. Впервые их недовольство вспыхнуло из-за статуса Лабика, который после освобождения из-под власти эквов в 418 году до н.э. римляне не стали восстанавливать в качестве самостоятельной суверенной латинской общины, а попросту аннексировали. Не получили союзники также причитавшейся им доли добычи после римской победы над Вейями, обширные и плодородные земли которых в 396 году до н.э. также оказались присоединены напрямую к римским владениям. Но более всего их беспокоили требования римских плебеев, настаивавших на колонизации и разделе Помптинской области, приобретённой в ходе последних войн.


[SIZE=2]Римские военные кампании против этрусков, вольсков и эквов в 389–386 годах до н.э.[/SIZE]

Знать союзников явно тяготилась ролью Рима в качестве фактического гегемона Лация и призывала вернуться к более паритетным отношениям, прописанным в тексте Кассиева договора. С другой стороны, часть римлян также была недовольна договором в условиях, когда реальный вес Рима уже не соответствовал его условиям. Это напряжение усиливало взаимное недовольство союзников и в конечном итоге прорвалось наружу.

Враги Рима полагали, что ему понадобится не одно десятилетие, чтобы полностью восстановиться после галльского погрома. В 389 году до н.э. в наступление пошли этруски из Тарквиний, недовольные недавним расширением римских границ у своих рубежей. Пока всё внимание римлян было обращено на север, вольски также собрали армию, намереваясь предпринять грабительский набег на территорию беззащитного, как им казалось, противника. У местечка Меций к югу от Ланувия эти силы перехватил диктатор Марк Фурий Камилл с армией, набранной преимущественно из ветеранов старшего призывного возраста. Камилл сумел застать своих противников врасплох и в результате ночной атаки разбил их наголову. Вольски понесли тяжёлые потери, а их страна подверглась опустошению.

После этого Камилл предпринял упреждающую кампанию против эквов, осаждавших город Болы. Потерпев разгромное поражение, эквы согласились сложить оружие. Однако пылавший местью Рим не принял предложенных ими условий. В следующем году римляне повели армию во владения противников и подвергли их такому опустошению, что даже имя эквов почти на 100 лет исчезло из источников.

[B]Отпадение латинов[/B]
В 388 году до н.э. плебейские трибуны в Риме предложили народному собранию законопроект о разделе Помптинской области. Решение римлян вызвало у латинов и вольсков настоящую бурю эмоций. В 386 году до н.э. анциаты вновь объявили мобилизацию, причём в их армию вступило множество добровольцев из числа граждан недавно выведенных латинских колоний, а также герников. Сами эти колонии (Велитры, Цирцеи, Сигния, Норба) всё ещё не решались в открытую порвать с Римом.

Камилл вновь разбил противников. Беглецы укрылись в Сатрике и сдались, как только римляне приготовились штурмовать стены. Обнаружив среди пленных большое количество латинов и герников, сенат потребовал объяснений у властей соответствующих общин, но вразумительного ответа не получил. Не полагаясь более на верность латинских союзников, в 385 году до н.э. сенат решил вывести колонию в близлежащий Сатрик. Он должен был стать опорным пунктом новых римских владений. В качестве гарнизона в Сатрик отправили 2000 граждан с их семьями. Диктатор Авл Корнелий Косс вновь разбил вольсков и герников, пытавшихся было воспрепятствовать основанию колонии, а затем провёл межевание Помптинской области между колонистами.


[SIZE=2]Изображение римских воинов и гражданских лиц на пластинках из слоновой кости из Палестрины,
украшавших курульное кресло магистрата. Археологический музей, Палестрина.[/SIZE]

В ответ власти Велитр, Цирцеи и лояльного ранее Ланувия объявили о разрыве с Римом. К ним присоединились граждане Пренесте — третьего по величине города Лация. Воинственные герники предпочли остаться в стороне, поскольку понесли слишком тяжёлые потери в двух предыдущих стычках. В 382 году до н.э. римляне победили велитрян, которым помогали многочисленные добровольцы пренестинцы. Велитры после этого вышли из войны, но пренестинцев это поражение не убедило. Заключив союз с вольсками, они в 381 году до н.э. атаковали Сатрик, захватили город и перебили находившихся там римских колонистов. Они также атаковали территорию Габий, Тускула и Лабику, сохранивших верность соглашению с Римом.

Известие о насилии над колонистами потрясло римлян. Они немедленно облекли Камилла должностью диктатора, собрали новую армию, вызвали контингенты союзников и двинулись освобождать Сатрик. Видя многочисленность врагов, Камилл старался уклоняться от сражения, но его помощник пылал жаждой славы и дал врагу вовлечь себя в бой. Римляне едва не были разгромлены. В последний момент ситуацию спас Камилл, который повёл воинов в решительную атаку.

Хотя римляне одержали победу, воспользоваться её плодами им не довелось. В тот же день стало известно, что этруски захватили римскую колонию Сутрий. Камилл немедленно отправил бо́льшую часть своих сил на север, оставив Сатрик в руках противника. Чтобы компенсировать его утрату, римляне в 382 году до н.э. основали новую колонию в Сетии.


[SIZE=2]Римская кампания против вольсков и восставших союзников 383–381 годах до н.э.[/SIZE]

Среди захваченных римлянами у Сатрика пленных было обнаружено множество тускуланцев. Так и не получив объяснений от властей Тускула, сенат решил примерно наказать их за измену. Обнаружив римскую армию, стоявшую у городских стен в боевой готовности, тускуланцы сдались без боя. Тускул был аннексирован, а его жители получили права римского гражданства вместе с обязанностями жить по Законам XII таблиц и служить в легионах. При этом они сохранили внутреннее самоуправление, а также собственную идентичность.

В 380 году до н.э. настал черёд пренестинцев. Тит Квинций Цинциннат, потомок знаменитого победителя эквов, одержал над ними победу в сражении на берегу печально знаменитой Аллии. Вслед за тем он захватил владения пренестинцев, занял восемь принадлежавших им городов, а также находившиеся с ними в союзе Велитры. Поражение полностью деморализовало пренестинцев, которые решили сдаться, хотя их мощная цитадель позволяла выдерживать осаду в течение длительного времени. Город был разграблен. Цинциннат вывез оттуда в Рим знаменитую статую Юпитера Императора и поставил её на Капитолии, снабдив золотым венком и соответствующей надписью.


[SIZE=2]Античная Пренесте, современная Палестрина. Город лежит на склонах холма, на вершине которого находится неприступная цитадель.[/SIZE]

[B]Война с вольсками[/B]
За триумфом Цинцинната последовала катастрофа. В 379 году до н.э. вольски завлекли римскую армию в засаду, и римляне потерпели жестокое поражение. Остаткам армии удалось выбраться из ловушки только благодаря героизму рядовых солдат. Сразу после этого вольски вторглись на римскую территорию. Под впечатлением от их успехов пренестинцы, а также Велитры и Цирцеи решили вновь попытать счастья с оружием в руках. В 378 году до н.э. обе стороны ограничивались лишь набегами на земли друг друга.

Решающее столкновение произошло в следующем году у стен Сатрика. В армии вольсков главную роль играло ополчение Анция, а также многочисленные латинские контингенты. Римлянами командовали трибуны Публий Валерий Попликола и Луций Эмилий Мамерцин. Сражение продолжалось два дня и шло с переменным успехом. Его исход решила атака римской кавалерии. Разбитые наголову союзники сбежали в Сатрик. У римлян не было с собой осадной техники, поэтому они просто окружили город. Анциаты в ходе битвы понесли такие потери, что не хотели и думать о продолжении сопротивления. Когда латины поняли, что переубедить их не удастся, они сожгли Сатрик и ушли на север через Альбанские холмы. Ночью они напали на Тускул и ворвались в город через незапертые ворота. Граждане закрепились в цитадели. Днём, когда прибыла помощь из Рима, латины оказались заперты в городских стенах, как в ловушке. Римляне не были настроены брать пленных и перебили всех поголовно.


[SIZE=2]Изображающий воина терракотовый рельеф с метопы храма Матер Матуты из Сатрика,
конец VI или начало V века до н.э. Вилла Джулия, Рим.[/SIZE]

Как сражение при Сатрике сломило волю к сопротивлению анциатов, так резня в Тускуле шокировала латинян. Борьба повсеместно прекратилась, хотя до заключения мира было ещё далеко. В 372–367 годах до н.э. римляне осаждали Велитры, взятие которых стало одним из последних достижений Камилла. Два года спустя он умер от чумы.

В 366 году до н.э. от Рима неожиданно отложились герники, хотя из-за моровой болезни военных действий против них долго не предпринималось. В 362 году до н.э. герники подтвердили свою репутацию прекрасных воинов, заманив в засаду римскую армию. Консул Гней Генуций пал в бою, но его легат Гай Сульпиций Петик сплотил солдат и успешно оборонялся в лагере. Сенат назначил диктатором Аппия Клавдия Красса, который хоть и с трудом, но одержал над герниками победу в сражении и спас остатки войск.

В 361 году до н.э. избранный консулом Сульпиций Петик захватил крупный город Ферентин. Потерпев новые поражения в 360 и 358 годах до н.э., герники сдались. Римляне вернули им Ферентин, но в наказание за сопротивление отобрали часть владений, после чего приняли обратно в Латинский союз. Те же условия были предъявлены другим союзникам. Таким образом, одержав победу над недовольными, римляне закрепили за собой владение Помптинской областью.


[SIZE=2]Археологический парк Тускул на месте древнего города.[/SIZE]

[B]Тибуртинская война[/B]
Одной из причин покорности союзников стало возобновление угрозы галльских вторжений. Галлы явились в Лаций по приглашению тибуртинцев, которым принадлежали вторые по размеру земельные владения и которые, подобно Пренесте, были полны решимости отстаивать свою свободу от римских посягательств. Тлеющий конфликт с Римом завершился разрывом в 361 году до н.э. Нанятые тибуртинцами галлы разбили лагерь всего в 4,5 км от Рима на Соляной дороге у моста через Аниен. Сенат назначил диктатором Тита Квинция Пина, который провёл в городе чрезвычайную мобилизацию и с набранными контингентами вышел им навстречу. До решающего сражения дело, впрочем, не дошло. Обе стороны вызывали друг друга на бой, а на мосту происходили поединки между лучшими воинами. Самым известным победителем с римской стороны был Тит Манлий, который сразил своего врага и снял с него золотое ожерелье, за что получил почётное прозвище Торкват.

В следующем году тибуртинцы опустошали территорию Лабика и Тускула, в то время как их галльские наёмники вновь попытались напасть на Рим. Диктатор Квинт Сервилий Агала нанёс им поражение в битве у Коллинских ворот, а на обратном пути в Тибур галлов дополнительно потрепала армия консула Марка Флавия Амбуста. В 359 году до н.э. тибуртинцы предприняли внезапную ночную атаку на Рим, однако снова были отброшены. Галлы продолжали опустошать римские владения.


[SIZE=2]Тит Манлий Торкват, срывающий ожерелье с поверженного им галла. [/SIZE]

После завершения войны с герниками в 358 году до н.э. римляне впервые за долгий срок получили вспомогательные контингенты от других латинских союзников. Галльские наёмники тибуртинцев разбили свой лагерь на равнине у Педа, и здесь долго и без решающего успеха шло противостояние с войсками диктатора Сульпиция Петика. Наконец, римляне решились на бой и нанесли поражение галлам при помощи военной хитрости: бросив пилумы, первый ряд приседал, давая возможность сделать то же второму, затем третьему и так далее. После этого все воины разом с мечами в руках атаковали приведённого в расстройство противника.

В 357–355 годах до н.э. римляне перешли в наступление и принялись опустошать владения Тибура. Его решимость сражаться постепенно иссякала. В 354 году до н.э. тибуртинцы сложили оружие, согласившись на предъявленные им мягкие условия. В том же году римлянам окончательно покорился Пренесте. Таким образом, Риму в конечном итоге удалось замирить латинских союзников и добиться их номинальной поддержки в ходе войны против этрусков и новых столкновений с галлами в 350–349 годах до н.э.


[SIZE=2]Триумфальная сцена на рельефе этрусского погребального саркофага III века до н.э. Музей Гарначчи, Вольтерра.[/SIZE]

[B]Война с Анцием и Приверном[/B]
Тем временем выросло новое поколение вольсков, не знавшее войны и мечтавшее о реванше. Уже в 356 году до н.э. молодёжь из Анция и Приверна нападала на недавно присоединённые римские территории в Помптинской области. В ответ консул Гай Марций Рутил предал грабежу владения привернатов, но вскоре был заключён мир. В 348 году до н.э. анциаты принялись восстанавливать разрушенный ранее Сатрик. Через два года они собрали армию и призвали латинов к восстанию против римской власти. Прежде чем союзники успели ответить на призыв, консул Марк Валерий Корвин нанёс вольскам поражение, захватил и разграбил Сатрик, после чего сравнял его с землёй. Захваченные здесь 4000 пленных прошли по улицам Рима во время триумфа, а затем были проданы в рабство.

В 341 году до н. э. консул Гай Плавций Венокс победил в сражении привернатов, совершавших набеги на владения Сетии и Норбы. Приверн после этого сдался, потерял бо́льшую часть своих земель и вынужден был на время принять в своих стенах римский гарнизон. Затем Плавций сразился у Сатрика с анциатами. Бой продолжался весь день, и даже к вечеру победителя не удалось определить. Ночью вольски отступили, что позволило Плавцию по возвращении в Рим отпраздновать триумф над ними.


[SIZE=2]Комплект защитных доспехов второй половины IV века до н.э. из Южной Италии.
Бывшая коллекция Акселя Гуттманна.[/SIZE]

В 345 году до н.э. на стороне вольсков в войну вступили аврунки, жившие в нижнем течении Лириса на границе Кампании. Против них отправился облечённый должностью диктатора Луций Фурий Камилл, сын спасителя Рима. В ходе решительного сражения ему удалось одержать победу над противником. Схватка была столь жаркой, что римский военачальник дал обет в случае победы построить храм Юноне Монете на Капитолии.

[B]Присоединение Кампании[/B]
В 343 году до н.э. в Рим прибыла делегация из Капуи, которая просила защиты от разорявших Кампанию грабительских набегов самнитов. К тому времени Рим был связан с Самнитской федераций дружественным договором, заключённым в 354 году до н.э. Принять Капую под свою защиту означало нарушить этот договор. С другой стороны, отцы-сенаторы не могли противиться искушению заполучить таким образом один из наиболее богатых регионов Италии. После долгих и ожесточённых споров сенат решил ответить согласием на просьбу капуанцев.

Узнав о договоре, самниты пришли в негодование и немедленно отправились грабить Кампанию. Консул Марк Валерий Корвин со своей армией двинулся на помощь капуанцам и разбил самнитов в сражении при горе Гауре близ Кум. Одновременно его коллега Авл Корнелий Косс одержал над ними победу у Свессулы. Поражения охладили воинственный пыл самнитов. Следующие два года военных действий не происходило, а в 341 году до н.э. римляне и самниты заключили мир. Самниты признавали Капую за римлянами, а те в ответ соглашались закрыть глаза на действия самнитов в отношении кампанских союзников сидицинов. Вероятно, последнее условие держалось в тайне.


[SIZE=2]Воины из Самния и Южной Италии IV–III веков до н.э.[/SIZE]

В том же году самниты вторглись во владения сидицинов. Те прислали в римский сенат делегацию с просьбой о защите и предложением договора подобного тому, который связывал Рим с Капуей. Сенаторы, однако, ответили отказом. Сидицины стали молить о защите своих традиционных союзников кампанцев. Римский сенат принял делегацию, однако отказался рассматривать сложившуюся ситуацию в качестве casus belli и посоветовали кампанцам предоставить сидицинов их собственной участи. Кампанцы, пылая праведным гневом, отправили своих представителей к латинским союзникам, которые без долгих уговоров согласились предоставить покровительство им и сидицинам.

Союзная армия вторглась в Самний, предавая его земли грабежу. Самниты заявили протест и потребовали от сената положить конец самоуправству латинских союзников и кампанцев. Понимая, что на кону стоит престиж римской власти, сенат приказал союзникам немедленно прекратить войну с самнитами. В ответ кампанцы разорвали заключённый ранее договор, объединились с восставшими латинскими союзниками, вольсками, аврунками и сидицинами, после чего все вместе объявили Риму войну.


[SIZE=2]Городской магистрат на фреске из Капуи, IV–III векаа до н.э. Оригинал фрески считается утраченным.[/SIZE]

[B]Латинская война[/B]
В 340 году до н.э. союзники собрали силы у Капуи в Кампании. Из латинов были представлены Лавиний, Сигния и Велитра, а также добровольцы из числа тускуланцев. Вольски прислали ополчения из Анция и Приверна. Здесь же были аврунки, кампанцы и сидицины. Римляне отправили против этих сил две консульские армии под командованием Публия Деция Муса и Тита Манлия Торквата. Избегая враждебных территорий, контролируемых противником, они избрали кружной маршрут через земли марсов и пелигнов. Римлян сопровождали предоставленные самнитами вспомогательные отряды.

Противники встретились на берегах реки Везерис у подножия горы Везувий. Некоторое время между ними происходили небольшие столкновения и мелкие стычки. Римское командование старалось держать войска в лагере и потому запрещало солдатам участвовать в поединках. Вопреки этому запрету сын консула Тита Манлия Торквата, носивший то же имя, принял вызов знаменитого тускуланского бойца Гемина Меция, умертвил своего противника и снял с него доспехи. Когда это стало известно римскому военачальнику, он за нарушение дисциплины приговорил своего сына к смерти. Этот эпизод, вошедший в историю как Манлиев правёж, стал у римлян нарицательным обозначением неумолимого правосудия.


[SIZE=2]А.-Р. Хоннет. Манлий Торкват приговаривает своего сына к смерти (1799). Национальная школа искусств, Париж.[/SIZE]

Встретившиеся на поле битвы армии были вооружены похожим образом и использовали одну и ту же тактику. Когда началось сражение, союзникам удалось потеснить римлян на одном из флангов. Их победа была близка, и тогда командовавший здесь консул Деций Мус совершил обряд посвящения (devotio), принеся себя и вражеское войско в жертву подземным богам.

Исход сражения решил введённый Манлием в бой резерв из третьей боевой линии. Атака триариев, осуществлённая в хорошо рассчитанный момент, сокрушила оборону противника. Кампанцы, которым пришлось сражаться против самнитов, понесли самые тяжёлые потери. Латинам, хоть и сильно израненным, удалось отступить с поля боя в относительном порядке. Сперва они ушли в Минтурны, затем в Вескию, где получили подкрепление от вольсков, не принимавших участия в сражении. Манлий тотчас же последовал за противником и снова разгромил союзную армию у расположенного между Минтурнами и Синуэссой местечка под названием Трифана.


[SIZE=2]Осада города на рельефе этрусского погребального саркофага III–II веков до н.э. Музей Гарначчи, Вольтерра. [/SIZE]

[B]Итоги[/B]
Союзники хоть и растеряли бо́льшую часть своей энергии, всё ещё не были окончательно уничтожены. Анциаты в 340 году до н.э. напали на Ардею и недавно основанную Остию. На севере центром союзников стал Пед, удобно расположенный между могущественными Тибуром и Пренесте. Здесь в 349 году до н.э. латины успешно отразили попытку наступления чрезвычайно самонадеянного консула Тиберия Эмилия Мамерцина. Другой консул, Квинт Публилий Филон, добился большего успеха, разгромив латинскую армию на Фенектанских равнинах. В 338 году до н.э. ополчения Велитр, Ланувия и Ариции соединились с анциатами у реки Астуры, немного южнее из Антиума, возможно, чтобы таким образом отвлечь римлян от северного фланга союзников. Консул Гай Мений предпринял неожиданное нападение на эти силы, увенчавшееся полным успехом. Разгром союзников довершил захват Анция.

В том же году Луций Фурий Камилл, внук знаменитого военачальника, окончательно разгромил тибуртинцев и захватил Пед. В течении последующих лет римляне провели ряд мелких операций по зачистке последних очагов сопротивления в Кампании, а также против сидицинов, аврунков и вольсков.


[SIZE=2]Римские владения по окончании II Латинской войны.[/SIZE]

Итогом войны стала новая система отношений между Римом и латинскими союзниками. Те, кто сохранил верность договору, были вознаграждены. В наказание за сопротивление Рим отобрал часть земель у кампанцев и привернатов (будущие Фалернская и Уфентинская трибы), у вольсков (Помптинская и Попиллия трибы) и латинов из южной части Лация (будущие Мецийская и Скаптийская трибы). Ланувий, Ариция, Номент и Пед были аннексированы в состав римских владений, их жители получили полные гражданские права и внутреннее самоуправление. Гражданский статус Тускула был также восстановлен после подчинения города и казни зачинщиков мятежа. Велитры лишились укреплений, знать была изгнана, а принадлежавшие ей земли разделены среди римских колонистов. Ещё одна римская гражданская колония была выведена в Анций, жителям которого пришлось выдать военный флот. Бронзовые ростры с носов кораблей украсили ораторскую трибуну на Римском форуме. Позже колонии были основаны в Таррацине, Минтурнах и Синуэссе. Тибур и Пренесте потеряли часть своих земель, но сохранили статус независимых союзников.

Латинская война оказалась крупнейшим политическим кризисом с начала республиканского правления, по результатам которого Рим стал одним из сильнейших государств Италии.

ссылка
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
Ув. [B]Шляхта[/B], получил. Спасибо!
Разное интересное, Древний Мир: история, археология, ссылки, тексты, фото, видео, отчеты.
 
[B][SIZE=5][COLOR=#007236]Б[/COLOR][/SIZE]ольшие игры Древней Греции[/B]

[COLOR=#555]Греческий идеал человека предусматривал гармоничное сочетание совершенства душевных качеств и физической формы. Спортивные упражнения, способствующие здоровому телосложению, укреплению силы и ловкости, были привычной частью воспитания эллинов. Игры и состязания также являлись важнейшим выражением присущего всей греческой культуре агонального духа. Рисунки на вазах и скульптурные рельефы с изображениями атлетических упражнений и игр, статуи и бюсты победителей соревнований свидетельствуют о том, как много значили атлетические состязания и весь связанный с ними круг обычаев в жизни греков.[/COLOR]

[B]Происхождение игр[/B]
Первое описание спортивных игр мы встречаем в поэмах Гомера. Их устраивал Ахилл на следующий день после погребения Патрокла. Программа включала состязания в беге, борьбе, кулачном бою, метании диска, а также колесничные бега, бой на мечах и стрельбу из лука. Спортивные соревнования входили в программу религиозных фестивалей, проводившихся в наиболее важных святилищах: при храме Зевса в Олимпии, Немее и Додоне, Аполлона в Дельфах, Посейдона на Истме и т.д. Эти мероприятия очень рано приобрели общегреческий характер и масштаб, атлеты и зрители съезжались из самых отдалённых областей страны. Спортивные игры сопровождались состязаниями в музыке, пении и танцах, нередко здесь же художники и артисты представляли свои новые творения. Зрелища такого рода привлекали к себе огромные массы народа. Для безопасности участников на время проведения игр объявлялся Священный мир.


[SIZE=2]Места проведения крупнейших спортивных фестивалей[/SIZE]

Наибольшей известностью у греков пользовались четыре основных фестиваля:

[LIST][*]Олимпийские игры, начиная с 776 года до н.э., проводились один раз в четыре года в июле – августе в священной области Зевса в северо-западной части Пелопоннеса.
[*]Пифийские игры, известные с 582 года до н.э., устраивались также раз в четыре года в августе в храме Аполлона в Дельфах.
[*]Истмийские игры, учреждённые в 581 году до н.э. в храме Посейдона на Коринфском перешейке, проходили в апреле – мае с периодичностью раз в два года.
[*]Немейские игры, устраивавшиеся начиная с 573 года до н.э. в августе – сентябре в святилище Зевса в пограничной местности между Арголидой, Аркадией и Коринфом, также организовывались раз в два года.
[/LIST]

По времени все игры выстраивались друг за другом в определённую последовательность, которую греки называли «периодом». Ни один год не обходился без какого-либо из крупных фестивалей. Кроме этих четырёх игр почти в каждом крупном городе устраивали локальные спортивные состязания.

Очень велико было международное значение игр. Политические лидеры и государства, стремившиеся к гегемонии в Греции, старались заручиться расположением богов и подкрепить легитимность своих притязаний спортивными победами. Например, аргосцы, претендовавшие на главенство в северо-восточной части Пелопоннеса, пытались поставить под свой контроль Немейские игры. В 450 году до н.э. аргосцы вообще перенесли их к себе в город, где они проводились до 324 года до н.э.

Возможно, особое значение Олимпийских игр не в последнюю очередь определялось тем, что Элида являлась государством, не игравшим особой роли в политической истории Греции, и, следовательно, оценки судей в меньшей степени определялись их партийными пристрастиями. Тем не менее статистика наводит на любопытные размышления: элийцами являлись 125 из известных нам 940 олимпиоников (12%) — самое большое число победителей, происходивших из одного города.


[SIZE=2]Олимпия в конце II века н.э. В центре находится храм Зевса и священный участок Альтида, где установлены победные монументы. У подножия горы Кронос расположены храм Геры, нимфей и сокровищницы. В правом верхнем углу вход на стадион и портик Эхо. В левом нижнем углу Леонидеон, пританей, палестра и гимнасий. Музей древности, Амстердам[/SIZE]

[B]Олимпийские игры[/B]
Самыми почтенными и древними среди всех спортивных состязаний являлись Олимпийские игры. Они происходили в святилище Зевса Олимпийского, расположенного в западной части Пелопоннеса в местности под названием Элида, в 60 км от её одноименной столицы, раз в четыре года, в канун первого полнолуния после летнего солнцестояния. Происхождение игр уходит корнями в мифологическую эпоху: их учреждение приписывалось то самому Зевсу, то его сыну Гераклу. Первые достоверно известные состязания в Олимпии проводились в 776 году до н.э. Эту дату, названную Гиппием из Элиды, многие греческие историки использовали как отправную точку для начала летоисчисления.

Поначалу Олимпийские игры имели исключительно региональное значение и продолжались один день. С ростом их значения и увеличением числа участников в VI веке до н.э. продолжительность мероприятия выросла сначала до трёх дней, а начиная с 468 года до н.э. — до пяти дней. Спортивная программа также усложнилась. Самым ранним видом олимпийских состязаний был бег. В 708 году до н.э. к нему добавилось пятиборье, в 688 году до н.э. в программе появился кулачный бой, в 680 году до н.э. — колесничные бега, в 648 году до н.э. — скачки и панкратий (единоборство).


[SIZE=2]Стадион Олимпии, современный вид[/SIZE]

Принимать участие в Олимпийских играх и быть на них зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови. Ни иностранцев, ни женщин на состязания не допускали. Согласно правилам, атлеты должны были прибыть в Элиду за десять месяцев до начала игр и в течение этого срока упражняться вместе, чтобы познакомиться и оценить силы друг друга.

Накануне открытия игр устраивалось торжественное шествие из Элиды в Олимпию, в котором принимали участие жрецы, судьи-элланодики и атлеты. Все вместе они вступали на территорию святилища, приносили здесь жертвы и клялись соблюдать правила состязаний. Элланодики, наблюдавшие за ходом соревнований и присуждавшие награды победителям, назначались из местных жителей-элийцев при помощи жребия. Их было десять человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места.

Порядок участников состязания определялся жребием. При выходе на арену глашатай объявлял имя атлета и его происхождение. В последний день праздника вручались награды. Победителю-олимпионику преподносились увитый пурпурными лентами оливковый венок и пальмовая ветвь. Он получал право поставить свою статую в священной роще Зевса. Хотя памятник следовало ставить на собственные деньги, географ Павсаний, посетивший Олимпию около 175 года н.э., утверждал, что в это время там стояло примерно 200 статуй.


[SIZE=2]Вход на стадион Олимпии. По обе стороны дороги стоят постаменты статуй победителей игр[/SIZE]

Вернувшись домой, победитель получал почести от сограждан. Ему навстречу выходил весь народ. Олимпионик в роскошной пурпурной одежде въезжал в город на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Его сопровождала процессия конных и пеших граждан. Бывали случаи, когда для въезда победителя в город разбирали часть стены, видимо, полагая, что через обычные ворота личность такого масштаба проехать не сможет. В сопровождении сограждан олимпионик шёл в храм и посвящал свой венок богу-покровителю города. Затем в его честь давался обед в пританее или в зале для совещаний совета. В его честь сочинялись торжественные гимны, которые заказывались таким мастерам жанра как Пиндар, Симонид Кеосский и Вакхилид.

В Афинах имя олимпионика указывалось в документах рядом с именем архонта-эпонима, он освобождался от всех повинностей и пользовался почётным местом на играх и праздниках. По словам Пиндара, «победитель игр всю свою жизнь пользуется сладостным спокойствием за свои подвиги, и это — счастье, не имеющее границ, высший предел желаний каждого смертного». Известен и такой случай. После того, как борец Диагор Родосский сам стал олимпиоником трижды, затем увидел, как олимпиоником сначала стал его сын, а потом и внук, один спартанец, приветствуя его, воскликнул: «Умри, Диагор, ибо на Олимп тебе не взойти».


[SIZE=2]Награждение победителей. Мозаика римского времени. Археологический музей, Патры[/SIZE]

[B]Виды состязаний[/B]
Наиболее древним видом из числа упоминаемых спортивных состязаний был бег. Этот вид спорта с самого начала входил в программу Олимпийских игр. Греки различали бег на короткую дистанцию (один стадий — 192,27 м), среднюю (два стадия — 384,54 м) и длинную (от семи до 24 стадий). При беге на средние и длинные дистанции участники бежали по дорожке до поворотного столба стадиона, затем разворачивались и бежали в обратном направлении. Кроме обычного бега существовал бег на два стадия в гоплитском вооружении, вначале включавшем щит, панцирь и шлем, а позже — только с одним щитом.


[SIZE=2]Состязание в беге. Чернофигурная ваза. Около 530 года до н.э., Афины[/SIZE]

Борьба вошла в программу Олимпийских игр начиная с 708 года до н.э. Борцы различались лишь по возрастным группам, ограничений по весовым категориям не существовало. Поединок не имел фиксированной продолжительности. Борьба велась до победы одного из противников, каждый из которых старался обездвижить или сдавить другого участника руками. Победа засчитывалась за троекратный бросок противника на спину или на плечо. Основными приёмами были захваты и броски, болевые заломы не допускались. Для получения преимущества над противником борцы-профессионалы старались иметь значительный вес, соответственно, поединок тяжеловесов проходил в медленном темпе. В пятиборье, напротив, предпочтительнее оказывались скоротечные схватки с бросками и махами противника.

Самым знаменитым борцом был Милон Кротонский, который в первый раз одержал победу в Олимпии в 540 году до н.э., когда был ещё мальчиком. Затем пять или шесть раз он становился олимпийским чемпионом, уже будучи взрослым. К этим победам борец прибавил ещё семь на пифийских играх, десять — на истмийских и девять — на немейских. Милон славился не только своим огромным ростом и силой, но и обжорством. Он мог взвалить на плечи 3-летнего быка, обойти с ним стадион, потом зажарить и съесть целиком в течение одного дня.


[SIZE=2]Борцы. Рельеф. Около 510 года до н.э. Национальный археологический музей, Афины.[/SIZE]

Кулачный бой появился в программе Олимпийских игр в 688 году до н.э. Как и в борьбе, здесь не различались весовые категории. Поединок продолжался до победы одного из участников, которая могла быть одержана нокаутом или признанием поражения. Среди разрешённых приемов числились удары двумя руками одновременно, а также удары ребром ладони. Запрещены были захваты, укусы и пинки ногами. Большой вес давал кулачному бойцу преимущество над противником, но одновременно ограничивал его подвижность. Важное значение придавалось умению бойца уходить от ударов противника или уклоняться от них с помощью обманных движений. Кулачный бой греки считали самым опасным видом спорта. Художники и скульпторы изображали бойцов с лицами, изуродованными шрамами, с переломанными носами и порванными ушами. Известны описания боёв, закончившиеся смертью одного из участников.


[SIZE=2]Кулачный боец. Эллинистическая статуя III–II веков до н.э. Национальный музей, Рим[/SIZE]

Ещё одной разновидностью силового вида спорта был панкратий, в котором борьба соединилась с кулачным боем — как в стойке, так и на земле. В программу Олимпийских игр он вошёл в 648 году до н.э. Здесь разрешались удары кулаком, локтем, коленом или ногой, захваты, сжатия, заломы, выкручивания суставов. Существовал запрет кусаться и царапаться, который, правда, постоянно нарушался. В кулачном поединке противники стремились нокаутировать друг друга сильным ударом и в то же время, опасаясь пропустить такой удар, обычно вели медленный бой на дальней дистанции. Кисти бойцов были защищены бинтами из сыромятной кожи. В панкратии же бойцам не разрешалось бинтовать руки. Опасаясь разбить кулак о зубы или лоб противника, бойцы действовали на более близкой дистанции, при этом переходя от кулачного боя к борьбе. Задача состояла в том, чтобы измотать противника и нанести ему как можно больше мелких травм. Исход боя решался неспособностью одного из соперников его продолжать или же добровольной сдачей, символом которой был вытянутый указательный палец.


[SIZE=2]Римская мраморная копия греческой статуи III века до н.э. Галерея Уффици, Флоренция[/SIZE]

Пятиборье (пентатлон) появилось в программе Олимпийских игр в 708 году до н.э. Оно включало бросание диска, прыжки в длину, метание копья, бег на короткую дистанцию и борьбу — в такой последовательности они перечисляются в стихе Симонида. Соединение вместе различных видов спортивных состязаний требовало от победителя пятиборья разносторонних навыков и высокой результативности, как в лёгкой, так и в тяжёлой атлетике. Правила соревнований нам доподлинно неизвестны из-за пренебрежения греков описаниями процедуры. Скорее всего, состязания велись на выбывание участников предварительных этапов, так что в финале их оставалось только двое — им и предстояло бороться за окончательную победу. Этой стройной гипотезе противоречат надписи победителей, которые скорее являются бегунами, чем борцами, что, вероятно, предусматривает возможность победы по очкам.


[SIZE=2]Награждение олимпионика. Краснофигурная амфора мастера Эпиктета, 520–510 годы до н.э. Лувр, Париж[/SIZE]

[B]Закат Олимпии[/B]
Высокое значение Олимпийских игр в известной степени сохранялось и в эпоху, когда Греция уже утратила свою независимость. В Олимпии возводились новые постройки и статуи, её посещали правители и художники. Упряжка, принадлежавшая будущему императору Тиберию, принесла ему лавровый венок победителя в 4 году до н.э. Император Нерон лично участвовал в играх в 67 году н.э., для чего, вопреки традиции, приказал провести их на два года раньше срока. Закономерно, что он получил много призов и венков за победы в состязаниях, но после его убийства игры были объявлены недействительными. В эпоху Римской империи Олимпийские игры получили в полном смысле международный характер. На состязания приезжали атлеты из Александрии, Эфеса, Сирии и Африки. Последний расцвет Олимпии приходится на эпоху правления императора Адриана, который был поклонником греческого искусства и культуры. К этому времени относится классическое описание Олимпийских игр, принадлежавшее перу греческого географа и путешественника Павсания.


[SIZE=2]Остатки Олимпии были разрушены сильными землетрясениями 522 и 551 годов и поглощены наносами реки Алфей. Лишь в 1766 году место, где она находилась, было локализовано, а с 1875 года здесь начались полномасштабные раскопки[/SIZE]

Напряжённый, изобиловавший катастрофами III век н.э. ознаменовался начавшимся в это время упадком Олимпии. Многие обветшавшие от времени здания были разрушены сильным землетрясением и уже не восстанавливались. Для защиты священного участка от вторжения варваров-герулов в 267 году н.э. его укрепили стенами, в строительстве которых были использованы блоки разобранных построек. Последние восстановительные работы относятся к правлению императора Диоклетиана в конце III века н.э. Несмотря на начавшийся упадок, спортивные игры — пусть и не такие пышные, как ранее, — продолжали проводиться. Последняя найденная археологами статуя победителя датируется 261 годом н.э. Правда, сами устроители игр были далеко не так внимательны к именам олимпиоников. Только благодаря случайности до нас дошло имя победившего на играх 369 года н.э. армянского принца Вараздата.

Окончательный удар играм нанесло распространявшееся христианское вероучение. В 394 году н.э. император Феодосий приказал закрыть языческие храмы и запретил проведение Олимпийских игр. Их возрождение произошло лишь в конце XIX столетия по инициативе Пьера де Кубертена.

ссылка
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
Ув. [B]ХВиКо[/B], получил. Спасибо!
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
Уважаемый [B]Егорка[/B], получил. Спасибо!
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
Ув. [B]ХВиКо[/B], спасибо! Пришлите пожалуйста на почту
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
Уважаемый [B]Егорка[/B], прекрасная медаль! Можно мне её на почту - тут логотип. Спасибо!
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
Уважаемый [B]Егорка[/B], несомненно! Присылайте, жду)
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
[QUOTE]Деня пишет:
Отправил.[/QUOTE]
Получил, спасибо :good2:
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
[QUOTE]Агрегатор пишет:
Предлагаю предоставлять изображения не просто монет форумчан, а монет, приобретенных в прошедшем году.
Мне кажется, так будет интереснее.

P.S. А может даже только монет, приобретенных на этом форуме.[/QUOTE]

Согласен. Оно конечно, правильней и интересней. Однако же, опасаюсь что не наберу даже минимально-необходимого количества материала.
Скажем так: [B]предпочтительней присылать монеты, приобретённые в 2021 году.[/B] Или самую любимую из приобретений прошлых лет.

Спасибо за подсказку, изменения внёс.
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
[B]rjkz1968[/B], спасибо! :good2: Можно мне её на почту, а то тут логотип?
Календарь 2022, ссылки на файлы для печати
 
Уважаемые форумчане! Для подарочного календаря на 2022 всем желающим, - необходимы красивые и качественные фото ваших монет для компиляции изображения.
Нужны все темы - РИ, антика, средневековье..и т.д. Скажем, по одной, монете от одного человека. [B]Предпочтительней монеты, приобретённые в 2021 году.[/B]
Или самую любимую из приобретений прошлых лет. Боны тоже приветствуются.

Напомню прошлогодний вариант:



Чем быстрее наберется нужное количество, тем скорее всё будет готово. Но, в любом случае, не позднее 20 декабря, календарь в виде PDF уже будет выставлен в этой теме. Лучше, если фото будут не тяжелее 5-7 мб. Маленькие фото постите здесь, если желаете обсудить.
Заранее благодарен

[B]Upd.: Ссылки на файлы тут:[/B] https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum23/topic338078/message3660885/#message3660885
Разное интересное, Древний Мир: история, археология, ссылки, тексты, фото, видео, отчеты.
 
[B][SIZE=5][COLOR=#00736A]Д[/COLOR][/SIZE]ревнеегипетская механическая игрушка[/B]



Эта чудесная древнеегипетская статуэтка собаки из слоновой кости - на самом деле механическая игрушка, которой больше 3300 лет.


Происходит она из коллекции Говарда Картера, того самого археолога, что открыл гробницу древнеегипетского фараона Тутанхамона. А сейчас хранится в американском музее искусств Метрополитен.



Длина статуэтки 18 сантиметров. Сделана собака в эпоху правления фараона Аменхотепа III, в XIV веке до нашей эры. С виду это просто выточенная из кости фигурка, но если потянуть за рычажок под грудью, то она откроет рот. А в пасти можно при этом увидеть два клыка и красный язык.



Сначала этот механизм работал с помощью ремешка, связанного с рычажком через два отверстия в горле собаки, но позже ремешок заменили на металлический штифт. Его шляпка видна над правой лапой собаки.

ссылка
Образ Китовраса на уделках, Собираю инфу
 
[QUOTE]shalex пишет:
Китовра́с (др.-рус. китωвра́съ от греч. κένταυρος — «кентавр»)[/QUOTE]

Не нашел упоминаний, что Китоврас это имя. А если это не имя, то возможно просто кентавр. Не один. Иными словами, один какой-то кентавр был родственником Соломона, другой был едва ли не демоном, а третий вообще зодчий?

По аналогии с обычными, греческими кентаврами "Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев." - у некоторых из них есть имена, а большинство просто никому не интересные дикие кентавры.
Образ Китовраса на уделках, Собираю инфу
 
[QUOTE]shalex пишет:
Ежели он образ демонический и выполняет функцию горгулий в убранстве русских храмов, то чего-же его народ-то так полюбил и облёк в качества мудрости и справедливости? [/QUOTE]

Наткнулся на статью о Китоврасе в Православной Энциклопедии. Наверное Вы её уже читали, но на всякий случай приведу пару отрывков и ссылку на источник:

"Согласно легенде, царь Соломон для постройки Иерусалимского храма искал средство, позволяющее тесать камни без использования металлических орудий. Знанием об этом обладал К., к-рый был пойман с помощью обмана и приведен к Соломону в цепях, скрепленных Именем Божиим. После того как К. открыл секрет тесания камня без железа, он проявил редкую прозорливость, а будучи освобожден от оков, продемонстрировал силу, забросив Соломона «на конец обетованной земли», где того с трудом нашли мудрецы и книжники. В нек-рых вариантах текста, отвергнув предложение царя остаться в Иерусалиме в качестве соправителя, К. удалился в пустыню. Сказание из Толковой Палеи - уникальный лит. памятник, который наряду с Киево-Печерским патериком содержит [B]сведения о работе древнерус. архитекторов на начальном этапе строительства зданий. Соломон просил К. не только научить тесать камни без железа, но и создать план буд. храма («не на потребу тя приведох собе, но на упрос очертанию святая святых»), для чего тот использовал необходимый ему мерный инструмент («прут в четыре локтя»; см.: Рыбаков. 1957. С. 85). Вероятно, одновременно с рассказом о зодчем-К[/B]., восходящим к талмудической легенде о Соломоне и демоне Асмодее (Веселовский. 1872. С. 249-251), бытовал сюжет о похищении К. Соломоновой жены, сохранившийся лишь в поздней записи XVII-XVIII вв., где К. назывался родным братом Соломона, сыном Давида и царем «во граде Лукорье» "


[SIZE=2]Китоврас. Барельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1230–1234 гг.[/SIZE]

"Дважды изображение К. встречается на рельефах Димитрия Солунского вмч. собора во Владимире (1194-1197): оба К. в коронах и рубашках, с конскими ногами, в одном случае хвост конский, в другом - звериный с кисточкой. Первый показан с мечом, держит себя за хвост, другой замахивается (часть рельефа отколота), в его левой руке заяц. Включение изображений К. в программу декора могло быть обусловлено главной темой резного убранства собора - темой власти: версия о том, что К.- брат Соломона и сын царя Давида, вероятно, имела на Руси большое распространение. Три похожих изображения К. есть на рельефах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234):[B] один К. (на пилястре юж. притвора) - с конскими ногами и топором, 2 других (на зап. портале) - со звериными ногами, держат в руках булавы и зайцев. К. в архитектурном декоре, возможно, являются намеком на «соломоновскую мудрость» князей-заказчиков и ремесленников-исполнителей, подчеркивая профессиональный интерес мастеров и самолюбие князей (Вагнер. 1964. С. 115). На створке серебряного браслета XII-XIII вв. из т. н. Тверского клада 1906 г. (ныне в Русском музее) К. указывает пальцем на лоб, что иногда трактуется как знак раздумий зодчего[/B] (Рыбаков. 1957. С. 84)."


[SIZE=2]Китоврас. Фрагмент резьбы браслета XII–XIII вв. (ГРМ)[/SIZE]

"Одним из немногих изображений К., связь которого со сказанием очевидна, является клеймо Васильевских врат Софийского собора в Вел. Новгороде (1335/36, ныне - юж. вход Троицкого собора в Александрове). Крылатый коронованный К. держит в руках фигурку царя Давида, надпись: «Китоврас меце братом своим Соломоном на землю обетованную за сл…» К образу К. на Васильевских вратах близки изображения на новгородских паникадилах XV-XVI вв."


[SIZE=2]Китоврас. Миниатюра из сб. мон. Евфросина. 90-е гг. XV в. (РНБ. КБ 111088. Л. 127)[/SIZE]

"Миниатюра с изображением К. помещена в рукописном сборнике, составленном мон. Евфросином (90-е гг. XV в., РНБ. КБ № 11/1088. Л. 127), куда были включены произведения, объединенные темой мудрости, силы и власти. И. Д. Соловьёва приписывает авторство иллюстраций иконописцу Ефрему Требесу (Соловьёва. 1989. С. 268). Несмотря на наличие в сборнике 2 вариантов апокрифа о Соломоне и К., эта миниатюра была помещена рядом с текстом «Александрии», в котором упоминаются люди с конскими ногами, вошедшие в состав войска Александра Великого. Миниатюра сопровождается монограммой мон. Евфросина, что позволяет нек-рым исследователям соотнести образ К. с личной эмблемой создателя рукописи (Чернецов. 1981. С. 60). Близкие по иконографии изображения крылатого коронованного К., вынимающего из ножен меч, встречаются на монетах удельных рус. княжеств XIV-XV вв., а также на донышке сосуда, найденного в одном из погребений XV-XVI вв. в Московском Кремле. "

ссылка
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE]Тимофей пишет:
надо понимать, ваши мозаики и монеты 8-9 века[/QUOTE]

[B]Тимофей[/B], я их вот отсюда взял. Хронологически совпадает. Там, в #58 я про волчицу чего-то не то написал. Чем больше на неё смотрю, тем отчетливее понимаю, что ну никак она не того времени, а более поздняя.

Возможно и легенда позже появилась.
...........

Касательно же прижизненных портретов - тут только аналогии и умозаключения, т.к. глубоко не интересовался. Несколькими комментариями выше я уже постил денарий с портретом. Полагаю его прижизненным, отчеканенным в Риме, по случаю помазания Карла императором Запада в 800г.



И в этой ветке уже обсуждалось, что портреты на штемпелях резались со скульптурного изображения - таким образом, предположение на предположении, мы получаем, что прижизненные портреты были, но не сохранились. Кроме как на монетах

Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE]Тимофей пишет:
И есть примеры 8-9 вв[/QUOTE]
Ну портреты там уже тоже грубые, стилизованные. Но даже если и так - индивидуальные черты, сходство, они вполне передавали




И вот ещё - я не берусь утверждать, что скульптуры на Соборе появились при жизни Карла (увы, скорее нет, чем да) - они были бы замечательной иллюстрацией:



..но волчица, о которой легенда Собора, она определенно того времени.



в общем, узнаваемо изобразить Карла смогли бы, полагаю
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE](A.P) пишет:
похоже прижизненных вообще не было[/QUOTE]

Мне думается, портрет на денарии прижизненный



[QUOTE]Тимофей пишет:
Да в те века никаких сходств франки сделать и не могли[/QUOTE]

Франки, может и не могли - ромеи могли. Нужные культурные связи были. Чего далеко ходить - тот же Ахенский собор помогали строить византийские мастера:

"Кафедральный собор был заложен в Ахене в конце VIII века по распоряжению Карла Великого – герцога Баварии и императора Запада. Объединив в себе элементы церковного зодчества Восточной и Западной Римских империй, стилистические формы византийской и античной культур, собор должен был стать каменным манифестом политики Карла. Для этого монарх пригласил в город именитых мастеров, выписал лучшие отделочные материалы – мрамор, золотую мозаику и скульптуры из Греции и Рима. "

Ссылка тут
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
А кстати, останки Карла Великого все же на месте, никуда не делись.


[SIZE=2]Рака с останками Карла Великого в Аахенском соборе[/SIZE]

"В новом изыскании ученые обратились к данным последней эксгумации, прошедшей в мае и октябре 1988 года, – тогда в соборе Аахена останки императора перезахоранивали в дубовый гроб. В этом принимал участие и Йоахим Шляйфринг. Немецкий антрополог сфотографировал скелет и описал каждый из 94 сохранившихся фрагментов костей. Причем скелет показался Шляйфрингу неполным и поврежденным. Что, впрочем, неудивительно, поскольку за прошедшие столетия гроб не раз вскрывали грабители и прочие незваные посетители. В результате некоторые части тела в качестве реликвий оказались в разных уголках Европы."

Статья тут
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE](A.P) пишет:
хотя не слышал, чтоб существовали мощевики с его останками[/QUOTE]
Ну он же не официально святой. Только в Ахене почитается святым заступником города. А так, поскольку его канонизировал анти-папа  Пасхалий III, то да католиков он как бы и не интересен в плане мощей)



Не, не похож он на Батыя. Да и жил мноого раньше)
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE](A.P) пишет:
фоменковщина какая-то... похоже что под его ником скрывался хан Батый[/QUOTE]

Карла, почти сразу после смерти, полу-официально канонизировали. Так что нельзя исключать и того (в виде версии), что его просто разобрали на мощи - тоже полу-официально)
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE]Тимофей пишет:
Как будут "грабли" по-немецки?[/QUOTE]
Если в контексте "снова на те же грабли" - wieder auf denselben Rechen zu treten, если просто переводить)

А так то, пожалуй  "schon wieder denselben Scheiß"
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE]exkursant пишет:
Будущий канцлер обозначил к марту узаконить прививку для всего населения.[/QUOTE]
И про очередной локдаун шепчут. А пока думаю ещё сходить на Weihnachtsmarkt и получить максимум позитива, присмотреть подарки близким, развесить гирлянды и затарить морозилку на НГ. Может даже уже и ёлку выбрать..

Мало ли что ещё неприятного может случиться, чего загодя нервничать )
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE](A.P) пишет:
Так её вроде утратили?
Они где только не шурфили последние десятилетия, а найти не могут.[/QUOTE]
Официальным местом захоронения значится дворцовая церквь Ахена (Pfalzkapelle)



Лежит ли он там, то тайна великая есть

Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE]exkursant пишет:
Юго-Запад закрывает рождественские рынки. Баден-Вюртемберг закрыл, все напрочь, с четверга. Те, что вдоль по Рейну: Köln, Bonn, Koblenz, Mainz, Worms, Speyer  «держатся» ещё... не думаю, что дольше недели. Устроители и участники «прогорают» второй год подряд. Беда...[/QUOTE]

Да, вероятнее всего закроют и у нас. Печаль.
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE]Тимофей пишет:
на отсебятину, выдуманные истории и плоские шутки живых гидов.[/QUOTE]
В Страсбурге нам такой попался. Нёс такое.. но впечатление от поездки даже ему не удалось испортить - красотааа
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE]Тимофей пишет:
Представить, сколько там могил, может и пить не захочется )))[/QUOTE]
Тут Булгаков к месту будет "кровь давно ушла в землю, и там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья."
Мнительные вы какие.. наоборот же, немного шарма от средневековой истории!

А вот и собор



[QUOTE]Тимофей пишет:
Когда я был там, рождественский базар был как-бы вокруг собора, там довольно тесно и от этого уютно.[/QUOTE]

Он  между Ратушей и Собором, и по всем сторонам вовне, на несколько улиц
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE]Тимофей пишет:
нравится базар в Эксляшапели[/QUOTE]
Вовсе и не удивлюсь! У нас несомненно самый очаровательный Weihnachtsmarkt в NRW!



[QUOTE]Тимофей пишет:
Кёлн город некрасивый, холодный, кроме собора и полутора улиц там смотреть нечего, людей много, расстояния большие, впечатления посредственные.[/QUOTE]

Так и есть, в целом. Если рассматривать его глазами туриста)) А так, взглядом изнутри - вполне себе удобный для жизни и молодой (средний возраст населения) город. Не крошка Ахен, не монструозный Берлин..
[ Закрыто] Ограничение доступа на форум
 
Пользователь [B]Миша[/B] https://www.staraya-moneta.ru/forum/user/1657/
Ограничивается в доступе на форум сроком на 2 недели за флуд, хамство и обсуждение действий модератора.
Подробности:
https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum71/topic337768/message3653598/#message3653598
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[B]Миша[/B], ничего не затирал, но не суть важно. За обсуждение действий модератора отдохните, пожалуйста, пару недель. С уважением.
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE]Миша пишет:
И кто прав, Неужели стадо в масках ?[/QUOTE]
Ув. [B]Миша[/B], за нарушение пп. 2; 3; 9; 15 общих правил в разделе "Запрещено",
п. 6 в разделе "Не рекомендуется", Вам предупреждение 50%
С уважением.
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[B]Миша[/B], ходите как Вам угодно. Чего мы тут вообще обсуждаем эту тему?
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE]Миша пишет:
Ну немцы, что с них взять! (....) друг за другом следят и доносят! Об этом даже мерзко писать.[/QUOTE]

Тут я даже не знаю с какого из Ваших заблуждений начать. Другая культура - не доносят, а с их точки зрения, - помогают поддерживать общественный порядок. Почему все в автобусе, например, должны испытывать страх, что вот тот без маски их заразит? Или почему должны из-за одного непонятного опаздывать - ведь автобус будет стоять, пока с нарушителем разбирается полиция.

[QUOTE]Миша пишет:
Пока не носили, не носим, и не будем носить.[/QUOTE]

Вот думается мне, зря Вы говорите от лица всех.
Несколько фото поблизости римско-германского музея в Кельне, микро-отчет
 
[QUOTE]Миша пишет:
Я и в общественном транспорте не ношу.[/QUOTE]
У нас такое ну никак не выгорит. Во-первых, сделает замечание водитель (и позвонит в полицию)
Во-вторых сделают замечание пассажиры и угадайте - правильно, позвонят в полицию. На следущей остановке Вас примут и оформят штраф. Сейчас они очень высокие, если что.

[QUOTE]Миша пишет:
Здоровые люди намордники не должны носить[/QUOTE]

Если приняли закон и есть кому проследить за его исполнением - будете носить, куда Вам деваться? Или как вариант - либо сидеть безвылазно дома, либо платить огромные штрафы. Ну не кругом прокатывает нонкоформизм.
Страницы: Пред. 1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 71 След.

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●