Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Страницы: 1
Гедлингер или Дмитриев?
 
Здравствуйте уважаемые жители форума.
Подскажите пожалуйста, на фото аверс со штемпелей Гедлингера или же копия Дмитриева? :)
Когда веру превратили в религию, тогда и чудо превратилось в чудовище.

10 лет с даты регистрации
 
Кто нибудь может привести ссылку на слова М.Д. Головкина, когда тот похвалил Дмитриева сказав, что он делает точные копии Гедлингеровских штемпелей? Ну когда Головкин ещё ходотайствовал перед начальством об увеличение жалования Дмитриеву.
Когда веру превратили в религию, тогда и чудо превратилось в чудовище.

10 лет с даты регистрации
 
К чему это я? А да, один мой приятель придерживается мысли, что все аверсы и реверсы 1736 и 37 г.г. с сокращённой легендой (пост 1) и с реалистичным орлом, принадлежат работе Гедлингера. Тем более, он указывает на то, что известен реверс с реалистичным орлом, где цифра 7 вырезана поверх шестёрки.
Так же он говорит, что вся путаница пошда с неправильного восприятия цитаты с архивного документа. А именно цитату " ... штемпелем мастера Лукьяна Дмитриева, который резан со штемпеля мастера Гедлингера точно". конец цитаты.   - надо было воспринимать с учётом того, что составление предложений в то время отличалось от современной диалектики. И тот смысл который вкладывался тогда в это предложение, может нами сегодня восприниматься немножко иначе.
Приятель говорит, что под словом "точно" имелось ввиду сам портрет императрицы, так как именно портрет является стержнем в изготовлении портретного штемпеля.
В дальнейшем уже эту цитату современные авторы интерпритировали на свой лад (по словам приятеля). Например ВВУ в своих работах эту цитату отобразил по своему, а именно: - "А Дмитриев скопировал гедлингеровские штемпели на столь высоком профессиональном уровне, что его копии практически не имеют признаков, позволяющих  надёжно отличить их от подлинных штемпелей Гедлингера".
Приятель говорит, что именно с этого момента и пощла путаница. И что бы как то отличать штемпели Дмитриева прибегли к многоходовым комбинациям, подведя нас к мысли, что все рублёвики 1736 года это Гедлингер, а рублёвики 1737 года это копии Дмитриева. На самом же деле (как подчёркивает приятель), штемпели Дмитриева только те которые несут на себе полную круговую надпись а на реверсе стилизованое изображение гербового орла.
Я особо спорить с ним не стал а решил выложить на обсуждение.
Изменено: ТКМ - 01.07.2013 20:29:29
Когда веру превратили в религию, тогда и чудо превратилось в чудовище.

10 лет с даты регистрации
 
Ладно, заглачу крючек. Известно 4 штемпеля Гедлингера, и этот ни одному не соответствует.
На картинке ТС портрет не Гедлингера. Меня ночью разбуди, покажи это  :o , скажу не Гедлингер.  :bye:
treat others the way you want to be treated
Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 15 лет с даты регистрации
 
Этот аверс (с поста 1)  взят из архива сайта Монетный Двор. И любой кто не поленился, мог заглянуть  на сайт МД и увидеть, что этот аверс с реверсом 1737 г. И исходя из этого уже в утвердительной форме заявлять, "типа" что этот аверс и рядом не лежал с работой великого мастера. ;)
Хотя суть этой темы кмк в посте 5. :hi:
А если кто нибудь выложит работы этих двух мастеров и сможет разъяснить концептуальную или иную разницу - то это только приветствуется. :)
Когда веру превратили в религию, тогда и чудо превратилось в чудовище.

10 лет с даты регистрации
 
Старинная книга о Гедлингере слишком дорога. Но есть и более новая (1978).
Вот иллюстрация, думаю можно уловить в чем различие с Дмитриевым.
treat others the way you want to be treated
Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 15 лет с даты регистрации
 
А на закуску вот такая картинка. Не в тему, но как интересно (некоторым :))

Хотя, наверное тоже в тему. Видно видиние Анны Гедлингером.
Изменено: IgorS - 30.06.2013 20:48:15
treat others the way you want to be treated
Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 15 лет с даты регистрации
 
Возвращаясь к теме... В соответствующем указе сказано, что Дмитриевским штемпелем, который тот копировал с Гедлингера отчеканено 257 000 рублей. Указано там и на то, что надпись там сокращенная. В августе 1737 года поменяли легенду на более полную. Думаю, с этим сложно спорить. Кстати, может кто подскажет, где книгу о Гедлингере можно купить? Она на английском?
За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 10 лет с даты регистрации
 
С этим конечно уже не поспоришь. :)  Единственное, если есть возможность то дайте пожалуйста ссылку на этот указ.
Когда веру превратили в религию, тогда и чудо превратилось в чудовище.

10 лет с даты регистрации
 
Указ №223 (а также доношение №226) от 15 сентября 1737 года. Кстати, указ №220 от 5 августа 1737 года говорит о награждении Дмитриева за искуссно вырезанный штемпель Ее Императорского Величества. Речь в 220 указе о медальном штемпеле, но к медалям доступ получить, думается, только после "монетной тренировки" можно было.
Изменено: kuban46 - 01.07.2013 13:50:39
За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 10 лет с даты регистрации
 
Спасибо kuban46 зп информацию!
Когда веру превратили в религию, тогда и чудо превратилось в чудовище.

10 лет с даты регистрации
 
В нумизматической литературе сообшается приблизительно так, что есть мнение, что портретные штемпели пятикопеечного достоинства, исходя из почерка мастера, скорее всего можно приписать известному мастеру Гедлингеру.
Возможно так оно и есть.
Для начало, давайте согласимся с тем, что мы не есть большие спечиалисты в почерковедческой экспертизе и не сможем по каким то составляющим говорить об авторстве того или иного мастера.
Но кое какие предположения мы можем высказать. Кмк, в пользу авторства Гедлингера может говорить то, что круговая надпись в сокращённом виде и грубая ошибка в имени императрицы.
Легенда на штемпеле набита литерными пуансонами, очень похожими на тот шрифт, которым набивали штемпели к полтинам 1740, именно на московском монетном дворе. Очень большое сходство имеет пуансон "Р", и на полтине и на медном пробном штемпеле пятака, эта буква имеет характерность. Т.е. вертикальная гаста от центра и вниз шире, чем от центра и вверх и т.п.
А теперь ещё один очень важный фактор, а именно стилистическое исполнение буквы "Б" в круговой легенде на портретной стороне.
Коронка Гедлингера была в том, что букву "Б" он изображал как письменную а не печатную, т.е. похожим на "6". А Дмитриев, как только начал вырезать штемпеля самостоятельно, изображал букву "Б" как печатную, как и было принято в целом по монетному двору.
КМК, на авторство по изготовлению этих штемпелей, так же может претендовать и Димитриев и не в меньшей степени чем другие.
И ещё, зачем тратить огромные казённые деньги и делать заказ за границу Гедлингеру, когда эту работу мог выполнить и мастер Дмитриев?. И не будем забывать то, что от услуг Гедлингера очень бысро отказались, как только поняли, что работа Дмитриева ни в чём не уступает дорогостоящей работе Гедлингера. Гедлингер в год получал 4000 рублей + отдельно огромные деньги за вырезания императорских печатей и т.д. То есть от Гедлингера избавились только по причине того, что он очень дорого обходился российской казне.
Нельзя исключать то, что эти штемпели могли быть изготовлены на московском монетном дворе. :oops:
Когда веру превратили в религию, тогда и чудо превратилось в чудовище.

10 лет с даты регистрации
 
Для всех наблюдающих, рекомендую статью      БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ АННА, ИМПЕРАТРИЦА…                  (Уздеников В.В.)
За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 10 лет с даты регистрации
 
Штемпель этой медали Гедлингер вырезал дома в Швеции. Так что, с ним продолжали работать.
treat others the way you want to be treated
Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 15 лет с даты регистрации
 
Спасибо за фото прекрасной медали.
Надеюсь и круговую легенду тоже он сам наносил. :)
Когда веру превратили в религию, тогда и чудо превратилось в чудовище.

10 лет с даты регистрации
 
Мне кажется текст надписи предоставляли с заказом. Посмотрите эскиз в посте 14. Текс над эскизом на Русском языке.
Думаю текст шел от Штелина и подобных.
treat others the way you want to be treated
Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 15 лет с даты регистрации
 
Цитата
IgorS пишет:
А на закуску вот такая картинка. Не в тему, но как интересно (некоторым  )
Хотя, наверное тоже в тему. Видно видиние Анны Гедлингером.
КМК, очень хороший пример того, что Гедлингер как опытный мастер мог сам придумать композицию, а надпись уже указывалась с высочайшего позволения.
Хотя, скорее всего, тема задавалась мастеру от заказчика вместе с легендой ввиде текста. А мастер должен был уже сам проработать детали композиции и на утверждение.
Когда веру превратили в религию, тогда и чудо превратилось в чудовище.

10 лет с даты регистрации
 
Не совсем так. В случае работы медальера в своей (частной) мастерской, он, конечно, мог, в полной мере, отдаться творчеству и творить, что ему заблагорассудится. Другое дело Монетный Двор. В указе №235 от января 1738 года подробно определены функциональные обязанности медальера. Никаких "проработок деталей композиции" там нет. У Штелина подробно описана борьба различных групп при Дворе, в отношении сюжетных линий и легенд на медалях. Мнение, пусть даже, известного медальера, точно никого не интересовало.
За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 10 лет с даты регистрации
 
По этим эпизодам полностью с Вами согласен. А в посте 17 я имел ввиду момент, когда Гедлингер получал заказ на изготовление медальных штемпелей, уже будуче у себя на родине.
Уважаемый kuban46, подскажите пожалуйста, в статье БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ АННА, ИМПЕРАТРИЦА… (Уздеников В.В.), что говорится о медных портретных 2-ухкопеечнике и пятаке с датами 1740, то есть - кто там автор и где штемпели к ним исполнялись?
Забегая вперёд, я выскажу своё видение по этому вопросу.
1. Портретный пятикопеечник - 50 на 50, т.е. или Гедлингер на родине или московский монетный двор (исходя из шрифта)
2. Портретный двухкопеечник - кмк 100% работы штатного мастера на СПБ (возможно даже Дмитриев, исходя из двойной причёски, автором которого является он, кмк.)
А тот факт, что на этих портретных штемпелях буквы Б.М. проставлены за именем АННА, как это делалось уже на монетах ИОАННА и не делалось на монетах АННЫ, может указывать на то, что рассматриваемые штемпели могли быть изготовлены в 1741 году. :)
Изменено: ТКМ - 02.07.2013 22:47:23
Когда веру превратили в религию, тогда и чудо превратилось в чудовище.

10 лет с даты регистрации
 
БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ АННА, ИМПЕРАТРИЦА…                  (Уздеников В.В.)

Идея божественного происхождения светской власти впервые получила отражение в оформлении монет примерно в середине IX века: именно в это время на монетах каролингов в их титулатуре появляется формула "DEI GRATIA" ("Божьей милостью"). В дальнейшем эта формула была сокращена до аббревиатуры "D.G." и стала неотъемлемой составляющей титулатуры на портретных монетах подавляющего большинства стран Западной Европы. Помещалась аббревиатура "D.G." всегда после имени правителя.
Русская аббревиатура того же содержания - "Б.М." ("Божьей милостью") впервые появилась в 1730 году на монетах Анны Иоанновны.Обращает на себя внимание то обстоятельство, что все ее портретные монеты массового выпуска имели аббревиатуру "Б.М.", расположенную не после, а перед именем императрицы. Только в самом конце царствования Анны Иоанновны, в 1740 году, были отчеканены пробные медные монеты с титулатурой, скомпонованной по западноевропейскому образцу: "АННА Б.М. ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ". Штемпели этих монет предполагалось использовать для перечеканки пятикопеечников образца 1723-1730 годов, а не совсем обычная компоновка размещенной на их аверсе титулатуры объясняется следующими причинами. Двухкопеечники 1740 года были отчеканены в качестве иллюстрации к проекту перечеканки указанных выше пятаков, автором которого был главный директор Монетного правления, иностранец на русской службе Христиан Вильгельм Миних, а штемпели пятикопеечника 1740 года изготовил, по имеющимся сведениям, шведский медальер Иоганн Карл Гедлингер. Таким образом, к изготовлению этих монет были причастны иностранцы, которые, конечно же, придерживались западноевропейской традиции в написании титулатуры на монетах.
По этой же причине на монетах, чеканившихся при малолетнем императоре Иоанне III, аббревиатура "Б.М." также помещалась после его имени. Действительно, иностранцами были и отец императора Антон Ульрих Брауншвейгский, и его мать-регентша Анна Леопольдовна, да и во главе Монетного правления стоял все тот же Х.В. Миних. Интересно отметить, что в самом начале царствования Иоанна III был отчеканен пробный рубль, на котором титулатура императора окружала не портрет, а его вензель.
С воцарением Елизаветы Петровны на общегосударственных монетах была восстановлена российская традиция: аббревиатура "Б.М." была опять помещена перед именем императрицы. Эта традиция сохранялась до 1915 года, то есть до конца чеканки царских портретных монет. На пробных монетах и монетах массового выпуска Екатерины II, на пробных монетах Павла I, Александра I и Николая I, а также на пробных монетах и монетах массового выпуска Александра III и Николая II  аббревиатура "Б.М." неизменно находилась перед именем правителя. За все это время на общегосударственных монетах российская традиция компоновки титулатуры была нарушена лишь однажды: по западноевропейскому образцу титулатура императора была скомпонована на монетах Петра III, который вообще ориентировался главным образом на Западную Европу: даже заняв российский престол, он оставался, по существу, голштинским герцогом Карлом Петером Ульрихом. Кроме монет Петра III, существует еще одна небольшая группа монет общегосударственного вида с титулатурой, сформированной по западноевропейской традиции: это пробные никелевые 10 копеечники 1871 года. Однако, такие монеты были отчеканены на Брюссельском монетном дворе и по инициативе директора этого двора, российским правительством одобрены не были, а потому при рассмотрении вопроса о месте размещения аббревиатуры "Б.М." их нельзя ставить в один ряд с действительно российскими монетами. Давно умерший император Александр I фигурирует на этих монетах как спаситель Европы от Наполеона.
А вот на монетах специальных выпусков русская традиция построения титулатуры правителей соблюдалась далеко не всегда: гораздо чаще аббревиатура "Б.М." или "D.G." проставлялась на этих монетах после имени правителя, либо вообще в титулатуре отсутст-вовала.
Памятные и донативные монеты. На трех памятных монетах с портретом Александра I аббревиатура "Б.М." в его титулатуре проставлена по западноевропейскому образцу - после имени императора. Это рубль 1834 года с Александровской колонной, а также 1 - рубля и рубль 1839 года с Бородинским памятником. Причина такого построения титулатуры на этих монетах заключается, видимо, в том, что штемпели для их чеканки были изготовлены немецким медальером на русской службе Генрихом Губе.
Еще на одной памятной монете - на рубле 1912 года, посвященном 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года, помещена такая же титулатура Александра I, но без замены полной формулы аббревиатурой: "АЛЕКСАНДР I БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ". Однако, эта монета должна быть обособлена от других монет ввиду необычности ее оформления: дело в том, что на ее аверсе воспроизведено уменьшенное изображение оттиска малой государственной печати Александра I.
А на аверсе трех других мемориальных монет, посвященных памяти усопших императоров, аббревиатура "Б.М." в их титулатуре вообще отсутствует. Это рубль 1859 года с памятником Николаю I, рубль 1898 года с памятником Александру II и рубль 1912 года с памятником Александру III.
Только на коронационных рублях Александра III 1883 года и Николая II 1896 года, а также на золотых донативных монетах Николая II титулатура этих императоров полностью соответствует титулатуре на их монетах массового выпуска (аббревиатура "Б.М." находится перед именем императора). Монеты с латинскими надписями. На всех монетах, чеканившихся Россией, но имевших латинские надписи, аббревиатура "D.G." проставлялась по западноевропейскому образцу - после имени правителя. Прежде всего, это золотой червонец 1716 года. Монета имеет несколько необычную титулатуру, почти в точности повторяющую титулатуру с аверса медалей на события Северной войны (штемпели для этих медалей были изготовлены по заказу российского правительства в мастерской немецкого медальера Филиппа Генриха Мюллера): "PETRVS ALEXII I D.G. RVSS. IMP. M. DVX MOSCOVIAE" ("Петр Алексеевич I Божьей милостью России повелитель, великий князь московский"). Наиболее вероятно, что такие червонцы предназначались главным образом для заграничных платежей. Латинские надписи имеют также две серии серебряных монет, чеканившихся в 1756-1757 годах для Прибалтийских провинций и в 1759-1762 годах для Пруссии. Если не учитывать некоторые особенности в написании (главным образом - сокращения в имени императрицы на монетах для Пруссии), то окажется, что титулатура на портретных монетах обеих серий одинакова: "ELISABETHA I D.G. IMP. TOT. ROSS." ("Елизавета I Божьей милостью императрица всероссийская"). В то же время, на некоторых портретных монетах, чеканившихся для Пруссии, аббревиатура "D.G." в титуле Елизаветы Петровны отсутствует.
Монеты, чеканившиеся для Польши. На портретных монетах, чеканившихся для Польши при Александре I в 1816-1825 годах и при Николае I в 1826-1834 годах, аббревиатура, соответствующая формуле "Божьей милостью", отсутствует. На аверсе монет первой серии помещен портрет Александра I, его имя и титул: "CESARZ SA W. ROSS. KROL POLSKI" ("император всероссийский, король польский"). На аверсе монет второй серии также помещен портрет Александра I и его имя, но с другим титулом: "CES. ROS. WSKRZESICIEL KROL. POLS." ("император российский, воссоздатель королевства Польского"); а на реверсе этих монет помещено только имя Николая I и его титул: "CES. WSZ. ROSSYI KROL POLSKI PANUIACY" ("император всероссийский, король польский правящий"). Все надписи выполнены на польском языке.
Итак, на монетах, чеканившихся в России с 1716 по 1915 год, имели место два варианта размещения в титулатуре правителей аббревиатуры, соответствующей формуле "Божьей милостью": перед именем императора или императрицы (русский вариант) и после имени (западноевропейский вариант); кроме того, существовали монеты, на которых указанная аббревиатура вообще отсутствовала.
Такой, казалось бы, малозначащий фактор, как наличие или отсутствие в титулатуре правителя интересующей нас аббревиатуры, а также место, которое она занимает в титулатуре, иногда имеет достаточно глубокий смысл, а в некоторых случаях может способствовать решению отдельных, чисто нумизматических вопросов.
Взять хотя бы обстоятельства появления в оформлении российских монет аббревиатуры "Б.М.". Тот факт, что именно Анна Иоанновна впервые включила эту аббревиатуру в титулатуру российских императоров, представляется вполне закономерным. Действительно, выданная замуж за герцога курляндского и рано овдовевшая племянница царя Петра Алексеевича многие годы жила в Миттаве в обстановке недоброжелательного отношения к ней со стороны ее подданных и при постоянной нехватке средств для, хотя бы мало-мальски, приличного содержания своего двора. Известны неоднократные обращения герцогини к дяде - императору с жалобами на свою бедность и с просьбами о денежной помощи. И вдруг нежданно-негаданно возникают обстоятельства, дающие возможность ей самой стать императрицей и самодержицей всероссийской, несмотря на то, что несравнимо большие права на российский престол имела дочь Петра I Елизавета.
Хорошо известно, что такую возможность Анна Иоанновна использовала в полной мере. Как же не усмотреть во всем этом божественное провидение и милость Божью? К тому же герцогине курляндской, конечно же, были хорошо знакомы западноевропейские монеты, все эмитенты которых значились как правители "Божьей милостью". В результате, божественное происхождение власти правителей с 1730 года было зафиксировано на монетах и в Российской империи.
Выше уже отмечалось, что если на монете аббревиатура "Б.М." или "D.G." расположена после имени правителя, то либо лица, причастные к выпуску такой монеты, были по происхождению иностранцами, либо эта монета предназначалась для хождения на территории, находившейся в сфере западноевропейского денежного обращения.
Что же касается случаев, когда на российских портретных монетах аббревиатура, соответствующая формуле "Божьей милостью", отсутствует, то причины этого могли быть различными.
Формула "Божьей милостью" была исключена (скорее всего, церковью) из титулатуры почивших российских императоров (речь идет о мемориальных монетах с памятниками Николаю I, Александру II и Александру III) где-то в конце первой или в начале второй половины XIX века, поскольку на памятных монетах 1834 и 1839 годов в титулатуре давно умершего императора Александра I аббревиатура "Б.М." еще имеется. Кстати сказать, на брюссельских никелевых 10-копеечниках новое правило формирования титулатуры усопших императоров выполнено не было, хотя эти монеты и чеканились в 1871 году.
Отсутствие аббревиатуры "D.G." на некоторых монетах, чеканившихся для Пруссии, объясняется либо недостатком свободного места на аверсе монеты вследствие написания имени императрицы без обычного сокращения, либо ошибкой резчика штемпеля.
А вот отсутствие аббревиатуры, соответствующей формуле "Божьей милостью", в титулатуре Александра I и Николая I на монетах, чеканившихся для Польши, могло быть вызвано необходимостью учитывать разницу в вероисповедании православных российских монархов и их подданных католиков-поляков. Действительно, размещение на этих монетах двойного титула правителей - император всероссийский и король польский, а также использование в надписях только польского языка могло привести к различному толкованию формулы "Божьей милостью": не только с православных позиций, но и с позиций католицизма, и избежать столь нежелательной двойственности можно было, только исключив указанную формулу из титулатуры и Александра I, и Николая I.
Наконец, посмотрим, как аббревиатура "Б. М." способствовала решению одной из нумизматических загадок XVIII века.
В настоящее время известны пять очень редких медных новодельных монет, датированных 1739 и 1740 годами.: три гривенника и два пятикопеечника. Для чеканки четырех из них были, несомненно, использованы штемпели не дошедших до нас пробных серебряных монет, вследствие чего эти новоделы представляют значительный научный интерес. Иначе обстоит дело с гривенником за №22. Его реверс оттиснут тем же подлинным штемпелем, который был использован при чеканке гривенника за №23, а вот подлинность портретного штемпеля, которым оттиснут его аверс, вызывает сомнение, несмотря на очень высокое качество его изготовления. Сомнение это базируется на следующих фактах.
Прежде всего, документы свидетельствуют о том, что в 1735 году был действительно отчеканен пробный портретный гривенник, который, однако, был забракован из-за отсутствия на голове портрета Анны Иоанновны императорской короны. Поскольку эта особенность присуща и портрету на аверсе гривенника за №22, можно предположить, что при изготовлении этого новодела был использован подлинный портретный штемпель 1735 года. Однако, стилистические особенности портрета на гривеннике за №22 позволяют утверждать, что автором портретного штемпеля, использованного для чеканки этой новодельной монеты, мог быть только московский резчик монетных штемпелей Лукьян Дмитриев. Но портреты Анны Иоанновны такого типа (типа Гедлингера) Дмитриев стал вырезать на штемпелях только с 1737 года, а потому дату, указанную на реверсе рассматриваемого гривенника (1739 год), вроде бы можно было считать наиболее поздним сроком изготовления портретного штемпеля. Но и это не так: оказывается, в надписи, окружающей на этом гривеннике портрет Анны Иоанновны, аббревиатура "Б.М." расположена после имени императрицы, а такая компоновка титулатуры впервые появилась, как мы уже видели, на пробных двухкопеечниках 1740 года, отчеканенных по проекту Х.В. Миниха. Поэтому совершенно очевидно, что Миних имел непосредственное отношение и к изготовлению штемпеля аверса новодельного гривенника за №22. Однако, возможность распоряжаться изготовлением монетных штемпелей Миних получил только после того, как в 1740 году сменил графа М. Головкина на посту главного директора Монетного правления, и значит штемпель аверса, как и сам гривенник за №22, могли быть изготовлены не ранее 1740 года.
Конечно, можно предположить, что портретный штемпель был изготовлен в 1740 году вместе с подлинными штемпелями этого года для чеканки пробных монет. Но почему тогда в пару к нему был взят штемпель реверса, датированный 1739 годом, тогда как имелся точно такой же штемпель, но датированный 1740 годом? И почему на голове портрета отсутствует корона? Скорее всего, это было сделано для того, чтобы новодельный гривенник за №22 был и по дате, и по портрету императрицы (без короны) как можно более близок к подлинной монете 1735 года, которую он и должен был копировать. Все это дает основание считать, что портретный штемпель аверса был изготовлен по заказу Миниха специально для чеканки новодела.
В заключение остается сказать, что не только изготовление этого штемпеля, но и использование подлинных штемпелей пробных гривенников и пятикопеечников 1739 и 1740 годов для чеканки медных новоделов было, видимо, осуществлено по заказу Х.В. Миниха, который, как писал И.Г. Спасский, был одним из первых коллекционеров-нумизматов и имел личную коллекцию российских монет.
За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 10 лет с даты регистрации
 
Спасибо, очень интересная статья.
И всё таки я пока считаю (из-за особого расположения букв Б.М.) что штемпели (пост 19) были изготовлены после смерти Анны Иоанновны и именно в то время когда уже приступили к изготовлению штемпелей к монетам нового "маломесячного" :) императора.
И этому косвенное подтверждение - медный двухкопеечник с портретом ИОАННА 3, аверс которого появился только в 1741 году.
Конечно же, как и говорится в статье, эти штемпели с портретом Анны появились как пробные варианты для проекта по перечеканке пятаков образца 1723.
Скорее всего перечеканку хотели произвести штемпелями с портретом и годом правления предыдушей императрицы. Думаю причина к такому решению была точно такой же, как и причина при Павловском Перечекане. Когда специально для ПП изготавливали "новодельные" штемпели с монограммой и датировками предыдушей императрицы.
Автором штемпелей с портретом АННЫ к медному 2-копеечнику, кмк, мог быть Лукьян Дмитриев, а место изготовление СПб.
Когда веру превратили в религию, тогда и чудо превратилось в чудовище.

10 лет с даты регистрации
 
по теме обширное обсуждение было - http://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum44/topic19022/message161388/?sphrase_id=140157#message161388
10 лет с даты регистрации
Страницы: 1
Читают тему

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●