10 сокровищ Исторического музея Рейтинг самых ценных экспонатов ГИМ по версии его сотрудников 29.02.2016
По просьбе "Огонька" сотрудники ГИМ представили свой рейтинг самых ценных экспонатов
1. Челн
Фото: пресс-служба ГИМ
Возраст: III тысячелетие до нашей эры.
Происхождение: обнаружен местными жителями на побережье Дона недалеко от Воронежа в 1954 году.
Уникальность: лодка длиной в 7,5 метра выдолблена из цельного ствола дуба каменными топорами (их следы видны на дне). Это древнейшее судно вмещало десять человек — в бортах есть пазы для крепления скамеек.
2. Дольмен "Колихо"
Фото: пресс-служба ГИМ
Возраст: сооружение из каменных плит создано на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры.
Происхождение: устье реки Колихо, поселок Агуй-Шапсуг Туапсинского района Краснодарского края. В ГИМ с 2009 года.
Уникальность: это самый тяжелый экспонат в музее. Археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН передала ГИМ спасенную от разрушения каменную гробницу. В ней сохранились останки более 60 человек и погребальные дары, в том числе уникальный каменный диск с астральной символикой.
3. Бородинский клад
Фото: пресс-служба ГИМ
Возраст: XVIII-XVII века до нашей эры.
Происхождение: село Бородино Аккерманского уезда Бессарабской губернии; поступил в музей в 1923 году.
Уникальность: самый знаменитый клад II тысячелетия до нашей эры. В 1912 году бородинские топорики из редкого темно-зеленого нефрита случайно нашли местные крестьяне. По изяществу формы и качеству отделки находку можно сравнить только с оружием, обнаруженным Г. Шлиманом при раскопках легендарной Трои.
4. Мстиславово Евангелие
Фото: пресс-служба ГИМ
Возраст: до 1117 года
Происхождение: Киев. В ГИМ поступило в 1920 году.
Уникальность: один из древнейших списков "Недельного Евангелия" (текст в нем организован не в каноническом порядке, а по календарю). Написано и украшено по заказу новгородского князя Мстислава для вклада на престол каменной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1551 году Евангелие было "обновлено" по велению царя Ивана Грозного.
5. Портрет царя Алексея Михайловича
Фото: пресс-служба ГИМ
Возраст: конец 1670-х — начало 1680-х годов.
Происхождение: школа Оружейной палаты (неизвестный художник). В музее с 1924 года.
Уникальность: редкий портрет, на котором царь (известно, что он сам позировал художнику) изображен в "Большом наряде" — парадном облачении и высокой шапке-венце, опушенной мехом. В руках самодержца — увенчанная крестом держава и скипетр с двуглавым орлом под короной.
6. Золотая чарка Петра I
Фото: пресс-служба ГИМ
Возраст: 1709 год.
Происхождение: Москва. В ГИМ с 1932 года.
Уникальность: император выточил чарку собственноручно и подарил ее губернатору князю М.П. Гагарину в награду за устройство в Москве пышного праздника в честь победы русского оружия при Полтаве. Позже губернатор заказал для подарка роскошную оправу из червонного золота с 350 бриллиантами и алмазами.
7. Медаль за пьянство
Фото: пресс-служба ГИМ
Возраст: первая половина XVIII века.
Происхождение: Тула и Урал.
Уникальность: самый популярный в социальных сетях экспонат музея. Ошейником с чугунной звездой и надписью "За пьянство" (вес — 4,1 кг) "награждались" рабочие Демидовских заводов.
8. Парадная сабля Наполеона
Фото: пресс-служба ГИМ
Возраст: 1801 год.
Происхождение: клинок создан на мануфактуре братьев Коло, эфес, ножны и монтировка — на Версальской оружейной мануфактуре мастером Бутэ; в музее с 1922 года.
Уникальность: саблю из дамасской стали Наполеону вручили от имени Французской республики в 1799-м "За Египетский поход". По дороге на остров Эльбу отрекшийся император подарил ее графу П. Шувалову, сопровождавшему его в ссылку. Надписи нанесены на клинок по той же технологии, что наносились на мечи первых франкских императоров династии Каролингов.
9. "Кухня Наполеона"
Фото: пресс-служба ГИМ
Возраст: 1811-1812 годы.
Происхождение: в 2012-м передана в Музей Отечественной войны 1812 года потомком генерала В. Орлова-Денисова.
Уникальность: единственный в мире подлинный экземпляр армейской полевой кухни из обоза наполеоновской армии. Создана по последнему слову техники своего времени: водяная баня кухни, впряженной в лошадь, позволяла прямо на ходу варить кофе, жарить мясо и стряпать пирожки.
10. Перо Александра II
Фото: пресс-служба ГИМ
Возраст: 1861 год.
Происхождение: Санкт-Петербург. В музее с 1890 года.
Уникальность: этим пером император Александр II подписал журнал заседания Общего собрания Государственного совета об упразднении крепостного права 28 января 1861 года.
Челн этот, а проще лодка, раньше, в советское время, стоял под лестницей без малейшей охраны или пригляда, и никто из проходивших в музей посетителей, не обращали на совершенно чёрную и некрасивую вещь никакого внимания. Вот ещё фото экспозиций ГИМа 1 часть
А роспись сводов главного фойе в советские годы была замазана... ... хорошо хоть не умудрились поверх нее написать какую-нибудь сценку из жизни дедушки Ленина.
Гарантированно докажу что в вашей коллекции 50% фуфла, будьте уверены!
Да много чего есть новодельного. Главное, чтобы общеее впечатление было сильным. Это как сейчас подрезка и расчистка на античных монетах обсуждается. Глянь тему
Часть 1. Продолжение. Золотишко, рукописные книги, церковная утварь, фрагменты архитектурных деталей, средневековое вооружение, предметы быта и убранства, прочие древности. Ордынское время и чуть после
Я как-то в приватной беседе спросил одного сотрудника, почему в витрине копия рубля Алексея Михайловича, а не оригинал. На что получил весьма емкий ответ: "Что бы у посетителей сложился образ как выглядит эта монета, они же не нумизматы...":pardon:
Гарантированно докажу что в вашей коллекции 50% фуфла, будьте уверены!
В конце 90-х здесь документальный фильм по телеку прогнали про Кремлевские реликвии, скифское и другое античное золото... заодно и мастескую по изготовлению "муляжей для выставок". Мастера очень даже доходчиво и наглядно весь процесс показали. Меня, как слегка в этом деле понимающего, тяжело впечатлила гальваническая установка... литраж её и размер электродов.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Если Бы пишет: Главное, чтобы общеее впечатление было сильным.
Да вот как раз в нынешнем состоянии росписи оставляют несколько колхозное впечатление. Я не помню где, но когда-то давно видел в интернете картинки дореволюционных изображений, там впечатление было совсем иное, не такие ядовитые и кислотные цвета, а как-то все более-менее органично. Я не помню в связи с чем и какие были картинки, поиском нашлась вот такая, это утвержденный проект.
В конце 80-х все экспонаты ГИМа практически были вывезены в Измайлово, в филиал, провели реставрацию самого здания, но после расстановки экспонатов экспозиция коренным образом поменялась. Из неё исчезли практически все древности из всяких Согдиан, Закавказья, Прибалтики и пр. бывш союзных территорий. И само качество, кмк пострадало и в количественном, и в качественном плане. Хотя революционеров выкинули в прекрасное здание на Тверской (музей Современной истории России), и Ленина вообще неизвестно куда, а в помещении бывш Московской Думы теперь временные выставки, в т.ч. Музей Войны 1812 г Тимофей, хрен с ними, с росписями. Главное, чтобы ценные экспонаты не затерялись и не были бы подменены копиями. Вон тот петух, между прочим (Вахмурке в пику в теме о Франции) был долгое время чуть не символом ГИМа, знаменитым экспонатом и олицетворением целой эпохи Ивана 3 кажется. А теперь смотрю и не могу понять, настоящий он или копия...
(A.P) пишет: Интересно было бы увидеть что-то про монетный двор в Париже. ... или что то из экспозиции мюнцкабинета.
Совершенно первоклассный музей с правильной подачей материала ! Там витрины вертикальные, и монеты и медали в оргсекле так, что видно все стороны. Но ! При столь мизирном рейтинге и авторитете ( ) мне не с руки этим заниматься ! Любительницы пушистых кошек и коты, примазавшиеся к Да Винчи, всё попортят, как всегда ...
А ГИМ привозил несколько лет назад прекрасную выставку в Лувр, посвящённую истории России. А когда-то в конце 80-х это делал Эрмитаж,совместно с фр. музеями, с множеством медалистики. Имею каталог той феерической выставки
Вторая часть не за горами. Музей войны 1812 года. Надо, чтобы глазки отдохнули, а то с выставлением через Paint (с понижением размера)- огромная работа. Потом как-нибудь размещу экспозицию какого-нибудь из французских исторических музеев, а можно и кусочек исторических реликвий Лувра (будь он неладен !).
Отдельную тему сделаю. Там, например, небольшая прижизненная статуэтка Карла Великого, два древнеегипетских этажа, парадные и обеденные аппартаменты Наполеона 3, который там жил, зал коронных драгоценносей перед теми, и много чего ещё не Пуссена и не Да Винчи
Все забываю поинтересоваться, а в Сен-Дени оригинальные надгробия или новоделы времен Луи 18 - и позже? Я читал, что в революцию там все разбили. Мне попадалось в сети описание процесса уничтожения склепов, составленное очевидцем событий. Жуткое ощущение, особенно когда читаешь подробности эксгумации и последующего глумления над останками, причем не только королей, но и знаменитых полководцев. Хотя вот, благодаря одному из участников тех событий, до нас дошла голова Генриха 4 и мы теперь имеем представление как он выглядел...
Гарантированно докажу что в вашей коллекции 50% фуфла, будьте уверены!
Да, история с головой была, вот только не упомню, кого именно из королей. В Сан-Дени я был только раз, но не в соборе-усыпальнице, а просто в самом жутковатом пригороде. Насчёт склепов читал, но не интересовался. В принципе очень многие исторические склепы сохранились в огромном числе древних соборов и церквей,а имеено сан-деньёвские новоделы выставлены в подземелье Пьерфона, в руинах которого Наполеон 3 праздновал обручение
.
Но какие-то очень исторические кости остались. Например, когда создавали кладбище Пэр Лашез, то притащили туду многих знаменитостей, в том числе французских Ромео и Джульетту(Абеляра и Элоизу), которые наконец через 700 лет воссоединились. При этом в это же самое время почти все парижские кладбища, даже имевшие в своей земле останки других знаменитостей, выскребли и запрятали в катакомбы, чтобы освободить место для жилой застройки..
Я читал в позапрошлом году о ней в монмартрском журнальчике. Появилась она впервые на каком-то аукционе в ящике с хламом, оставшимся от не оставившего наследников старьёвщика и считалась муляжом. При открытии обстоятельств и персоны, кому принадлежала, стала сенсацией в начале 20-го века, но потом потерялась и была случайно опять найдена, но тут уже поиски велись целенаправленно. Монмартр тоже был при чём-то. Кажется так, если не перепутал что-то с кем-то