Случайно в руки попала полностью одноштемпельная по аверсу монета. Реверсы разные
Sicily, Syracuse AR 16 Litrai. Philistis, wife of Hieron II, circa 216-215 BC Тетрадрахма Сицилии, Сиракуз 216-215 годов д.н.э
Аверс. Портрет Филистиды в диадеме, с покрытой головой. Филистида (Филистис)-жена Гиерона II царя Сиракуз, правившего в 270-215 годах до н.э. Реверс. ΒΑΣΙΛIΣΣAΣ / ФIΛIΣTΙΔΟΣ , Ника управляет квадригой.
До этого находил только в интернете одноштемпельные своим. Есть у кого-нибудь что-то подобное на руках? Или одноштемпельные вашим на просторах интернета?
P.S. Просьба на счёт подлинности даже не начинать обсуждение
На руках двух одноштемпельных нет. Сам недавно удивился, найдя полностью одноштемпельные как по реверсу, так и по аверсу. Вот эту купил на Кюнкере: А вот эта недавно продана на ГМ:
rjkz1968 пишет: Случайно в руки попала полностью одноштемпельная по аверсу монета. Реверсы разные
Тот же вариант - одноштемпельные по аверсу, реверсы разные.
Верхнюю купил на аукционе Roma Numismatics, нижняя с аукциона Stack's. Фракия. Тетрадрахма Лисимах. Чеканка Lysimacheia, около 305-281 до н.э. Голова Александра в диадеме справа, с рогом Аммона . Афина Nikephoros сидит слева, левая рука покоится на щите, поперечный копье в фоновом режиме; ΒΑΣΙΛΕΩΣ направо, ΛΥΣΙΜΑΞΟΥ увенчана Nike налево, лев головой вправо и монограмма в левом поле.
В этом году разошлась кубышка с монетами Париона (Париума) времен римского владычества. Многие из всплывших ранее не опубликованы.У Науманна, Горного, Roma Numismatics, CNG. Одноштемпельных много. В этом году взял редкую монету Гермакапелии у Савоки. Одноштемпельная в собрании Национальной библиотеки Франции
Чем реже монета, тем больше шансов найти ей одноштемпельную. По некоторым провинциальным рарикам - судя по всему - штемпеля существовали вообще в единственном экземпляре... Ну вот например - есть у меня в закромах нечастая псевдоавтономная бронза г. Кады. В архивах не нашел, но еще два экземпляра нашлось только в RPC-Online: http://rpc.ashmus.ox.ac.uk/coins/9/873/ Так вот все три, включая мой - из-под одной штемпельной пары. Причем любопытно, что этот же штемпель аверса использовался и для чеканки других разновидностей, например: http://cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=156189
SGT пишет: Чем реже монета, тем больше шансов найти ей одноштемпельную. По некоторым провинциальным рарикам - судя по всему - штемпеля существовали вообще в единственном экземпляре...
Представляете моё удивление (я буквально чуть кофе не пролил) , когда увидел полный штемпельный дубль тетрадрахмы, выпускаемой, чуть ли не миллионными тиражами? Особенно меня удивило, что нигде до этого такого аверса, ни в интернете, ни в каталогах, я не встречал. А тут аж две за год всплыло, да обе - в Германии.
IgorK пишет: Представляете моё удивление (я буквально чуть кофе не пролил) , когда увидел полный штемпельный дубль тетрадрахмы, выпускаемой, чуть ли не миллионными тиражами? Особенно меня удивило, что нигде до этого такого аверса, ни в интернете, ни в каталогах, я не встречал. А тут аж две за год всплыло, да обе - в Германии.
А у меня есть эдакое хобби-бзик, для надежности и развития так сказать - я перед покупкой или планированием какой-либо монеты всегда нахожу одноштемпельные, причем если для себя беру, то по возможности все известные аналоги просмотрю и фото сохраню, и по аукам, и по музеям, и по книгам. Или просто если меня какая-то монета заинтересовала, не по моей теме, то тоже нахожу одноштемпельные. И если с чужими монетами имею дело, то тоже одноштемпельные нахожу. Полезное дело я скажу. Но тут одно но - я всегда интересуюсь какими-то интересными по стилю по моему мнению штемпелями, даже среди афинских классических тетр, так что такие найти легче. И разумеется найти экземпляры одноштемпельные аверсом стандартной афинской тетре или беотийскому статеру - это сложнее, но я такими монетами не интересуюсь.
Так что нельзя не согласиться с высказыванием ув. SGT:
Цитата
SGT пишет: Чем реже монета, тем больше шансов найти ей одноштемпельную.
Но вместо слова "монета" лучше иметь ввиду тип штемпеля. Аналог простой классической афинской тетре отчеканенной компактными штемпелями найти не проблема, а стандартными штемпелями проблемно.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
ШОС использовался один без сомнения, ШЛС с большой вероятностью тоже: очень большое совпадение мелких деталей (элементы гривы, складки по бокам от зрачков и т.д.) возник вопрос только по наклону некоторых деталей изображения, но объяснением может служить, так же как и в первом случае, разный ракурс при фотографировании.
Вот полностью одноштемпельные драхмы Херсонеса. А с одним общим штемпелем их вообще много. ( если слово "много" применимо к редким монетам). Это нормальное явление.
Вот еще , в подборочке денариев, которые сейчас выставил, нашел две Фаустины, очень похожие, но все-таки разные. Но похожие настолько, что сперва принял их за одноштемпельные. Резчик был точно один. .
С этой парой денариев Геты 210 года у меня почти детективная история вышла. Сначала купил одного, потом чуть было не купил "одноштемпельную" копию с него же. А через время наткнулся на настоящего близнеца по штемпельной паре. Решение брать полный дубль, может, и не однозначное, но, думаю, попробовать стоило. Интересные ощущения от этой пары. Кстати, вес довольно сильно отличается: на целых 0,3 грамма, если верить китайским весам (2,88 против 3,18). Учитывая не самое плохое состояние и совпадение обоих штемпелей, это именно не следствие износа, а отличный живой пример того факта, что в Риме не следили за весом каждой конкретной монеты.
*Aminta* пишет: Возможно, 2 штемпеля реверса, один из которых подправили.. Такое возможно?
Конечно, это обычная практика править штемпеля. Взять любой талмуд по поштемпельной греческой чеканке какого-либо царя или города, там часто варианты правок штемпелей разложены по полочкам. Но в Вашем случае один из штемпелей реверса (экземпляр верхний справа) просто уже чутка изношен в процессе чеканки. А нижний слева отчеканен этим же штемпелем чуть ранее, еще более новым штемпелем.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Кстати, интересно, какое максимальное количество штемпелей реверсов приходится на один штемпель аверса - кому сколько максимум попадалось в античной чеканке? Особе ценные аверсы обычно встречаются в паре с наибольшим количеством штемпелей реверсов, хотя далеко не всегда, часто бывает всего одна высокохудожественная штемпельная пара среди некрасивых других штемпелей аверсов и реверсов. Среди греческих тетрадрахм максимум что видел - аж ровно 10 реверсов на один аверс.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
*Aminta* пишет: Почему штемпель реверса изнашивался быстрее, чем штемпель аверса? Вряд ли использовались разные материалы для штемпелей, хотя, кто его знает...
Ну тут видимо потому что по штемпелю реверса молотком били и он был так сказать рабочим. А штемпель аверса неподвижный.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Кстати, интересно, известны ли вообще сохранившиеся штемпеля аверсов греческих монет? Обычно что-то только реверсы попадаются на глаза где-то. Может и взаправду штемпель аверса был хотя бы более закален.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
А вот, наоборот. Реверс того же типа, что на двух приведённых двух выше монетах, а аверс другой. Получается, у мастера могли быть одновременно разные варианты штемпелей? Вот он привносил разнообразие...?
*Aminta* пишет: Получается, у мастера могли быть одновременно разные варианты штемпелей?
Однозначно. Штемпеля использовались по цепочке. Вот показательная картинка:
Тут я бы еще добавил, что на финише чеканки определенной партии монет могли брать старые изношенные штемпеля для полной выработки штемпеля аверса либо полной выработки металла. А на последний вариант правки штемпеля аверса приходится наименьшее количество штемпелей реверсов. Потом берется новый аверс с предыдущим реверсом и т.д.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Бывают еще интересные случаи, когда уже подызношенный штемпель аверса то ли крали и в подполье чеканили, то ли официально перевозили в другую мастерскую. Интересный пример, одноштемпельные аверсы, но реверсы разные, причем один из реверсов подражание. Есть версия, что аверс перевезли на варварскую территорию, а выработки реверса не хватило и в итоге местные аборигены сварганили на коленке новый реверс на свой лад.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Быстро просмотрел пару папок с фотографиями грифонов А. 111. Итого - 15 из комплекса и 5 полевых явно одного штемпеля аверса, когда он начал разрушаться (есть характерная особенность). Начальный период не рассматривал. Еще столько же по количеству необработанных фото.