Если быть педантом, то рассматриваемый предмет и все ему подобные не совсем правильно называть термином "монета". Более правильно - "деньги". Да - дельфинчики - средство платежа и отливались в Античной Ольвии. Две с половинной тысячи лет назад не всё было так однозначно как сегодня. "Дельфинчики" - уникальное и очень интересное явление - специфика местногь оригинального зарождения денежного обращения Северо-Западного Причерноморья. "Денежного" - тут ключевое слово. Не всё что обращалось и принималось как эталон оплаты/обмена были монеты.
Этой инфой совершенно не пытаюсь обвинить ТС в незнании. Наоборот. Это типичная и часто встречающая ошибка мировозрения интерпритации истории.
Knight пишет: Если быть педантом, то рассматриваемый предмет и все ему подобные не совсем правильно называть термином "монета". Более правильно - "деньги". Да - дельфинчики - средство платежа и отливались в Античной Ольвии. Две с половинной тысячи лет назад не всё было так однозначно как сегодня. "Дельфинчики" - уникальное и очень интересное явление - специфика местногь оригинального зарождения денежного обращения Северо-Западного Причерноморья. "Денежного" - тут ключевое слово. Не всё что обращалось и принималось как эталон оплаты/обмена были монеты.
Этой инфой совершенно не пытаюсь обвинить ТС в незнании. Наоборот. Это типичная и часто встречающая ошибка мировозрения интерпритации истории.
Самое интересное то, что у греков был специальный термин для этого - кермата - именно так они и назвали свой новый вид платежного средства, которое мы нынче называем монетами или монетовидными предметами. А с греческого и нынче слово керматикос переводится на русский как монета. Считается что легендарный аргосский царь Фейдон придумал термин кермата, как и некоторые весовые системы греческие ввел. А слово монета как и номисма - это лишь античные описательные термины, а настоящее название это вида денег - кермата - оно по факту не переводится никак. Можно в русский язык смело вводить новый термин. Спросят на улице, мол что собираешь? Отвечаем - керматы.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Уваажаемый Akrosas, Лучше всего употреблять термит Кермата при заполнении таможенных и инных деклараций. В таком случае человек пишет 100% правду, а таможенный или инной инспектор ничего в этом не рубит
А если серьезно – то «дельфинчики» ещё не совсем монеты в полном понимании. А памятники эволюции раннего бартера – обмена. На равне с наконечниками стрел, монетами-стрелками. Только на этап выше. Не считаю правильным развивать дискуссию. Уверен что мы оба правы.
viktorious пишет: На моей памяти пару раз продавали такие по 500 долларов из рук в руки.
Может дельфины были по 70 грамм?
На вид этот граммов до четырёх. На петербургском покупал означенного весового диапазона в близкой сохранности за 800 рублей. Допускаю, что цены могли вырасти, поэтому, до 1600.
По 5 долларов на круг горстями продавали их раньше. Ну, этот может красивый, объёмный, с глазом, патинка, все дела. Ну, 10-15$ за 500 он должен быть либо огромным и не стандартным, грамм 70, либо маленьким, но золотым. Или серебряным. Ну, или доллары должны подешеветь до мусорного значения😄
sergey.artischev пишет: обычно предпочитают с четкой надписью на обратной стороне. Вот образец с ебай. Цена не окончательная. но подрастёт не намного
Их типов очень много, некоторые маленькие, неказистые, а стоят - будь здоров. . У В. А. Анохина в "Монеты античных городов северного Причерноморья" не меньше десятка, так и потом ещё навыделяли новых. И с "ребрышками", и "акуловидные" и "OY" b "APIXO". Можно всю жизнь одних дельфинчиков собирать - всех не соберешь.
Возможно некоторых моделей отливались "без хвостов". Однако, насколько я могу видеть на фото Виталия Петрича, видно, что хвост сломан. Думаю, на ваших фото тоже видны переломы там, где должен быть хвост. Возможно, для того, чтобы более точно определить, понадобятся фото места, где стояла хвост.
Может, матрицы дельфинов заполнили из хвоста. Затем при отделении литниковую систему хвост отламывается, потому что именно там самое тонкое место у дельфина. Может быть, античники надоели ломать хвосты и некоторые литые вообще без хвостов, потому что именно там они так или иначе ломаются. Теперь вспомнил,.........нашел много монеты - стрелы , которые также были сломаны с одного конца по той же причине. Тогда я не обратил внимания на эти детали, просто пожалел, что они сломались, что привело к снижению их цены. Фото из интернета
Я тоже заметил, что одни дельфины более объемные и красивые, а другие более плоские и грубые. Я не читал исследований по этому поводу, но возможно, эти лучшие более ранних формах, чем другие.
vvarbanov пишет: Я тоже заметил, что одни дельфины более объемные и красивые, а другие более плоские и грубые. Я не читал исследований по этому поводу, но возможно, эти лучшие более ранних формах, чем другие.
Хотя это удивительный парадокс. Нумизматический. По логике все должно было быть наоборот. Примитивное должно быть вначале, и путем развития переходить в красивое и сложное. Как во многих других областях науки и техники. А с античными монетами почему-то все наоборот. Справа получались шедевры, произведения искусства, а потом все это скатывалось в совершенный примитивизм и непотребство. Любопытно, почему так.
Упрощенчество(удобство и простота), чтобы было легче с ними расставаться))) *** Кризисы экономические/войны, инфляция, нужно больше и больше лить/чеканить денег для оплаты/ откупов и т.д, и т.п. Сейчас же перешли на пластиковые карты и крипто-валюту, биткоины разные и всякое такое...
Можно сравнить с продуктами питания. Вначале выпускают первые партии, которые вкусные и качественные, а потом всё начинает портиться. И так во всём. Может для того, чтобы завоевать авторитет, привлечь народ, создать рекламу, а потом можно гнать халтуру, удешевляя себестоимость и увеличивая тираж.
Мне кажется, это просто старение цивилизации. Вначале все образы были свежими, самоценными, генотипы не выродившимися. Потом начинает всё приедаться, появляется тяга к ленности, уходит "напряг", желание бороться за лучшее, все просто плывут по течению Стикса.
Ну а как же люди? Куда исчезала тяга к прекрасному, эстетика, культура? Думаю, что это можно объяснить постепенной ассимиляцией колонистов греков с местными варварами, смешанные браки, совместное проживание и, как следствие, снижение общего уровня культуры и эстетических запросов. Что категорически отверг бы грек, варвару казалось вполне приемлемым. Отсюда наверное и деградация. Монетное дело ведь отражение процессов, происходящих в обществе.
Соглашусь с возможностью снижения требовательности из-за смены носителей культуры.
Если же в шутку, думаю, что хорошее (даже реализм) из-за высокой концентрации начинает угнетать. Представьте, живёте постоянно в окружении прекрасных образцов искусства (посуда, оружие, статуи, архитектура). Со временем появляется тяга к чему-то другому, пусть не такому совершенному. Ведь нельзя бесконечно рисовать портрет Зевса или Сатира, с каждым разом всё лучше и лучше. Есть объективный предел. Художники ломаются и начинают чудить.
Я бы не сказал, что сначала было прекрасно, а потом стало примитивно. Наверное, чуть иначе. Искусство Древней Греции четко делится на периоды: архаика (ок. 600-480 до н.э.), классика (480-323 гг. до н.э.), высокий эллинизм (323-27 гг. до н.э.) - бурное развитие искусства и архитектуры (кажется так, не точно помню) и уж потом скатывание в упрощение, что связанно с рядом политических и экономических причин - грызня за власть, упадок торговли, войны с соседями и с Римом..
Не просто талантливые резчики были, но еще и " глаз-алмаз" имели. Чего только к примеру в архаике того же муравья стоит вырезать. Или же каждую морщинку и волосок сатира создать! А возьмите ту же Византию -монеты словно поделки детей детсада малышевой группы! Великие мастера словно боги испарились куда то навсегда, оставив после себя шедевры! За средневековье я вообще молчу.