Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 След.
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
Сам. С Ланцем не посредник  а мой знакомый, она у него 6 лет была и никому он её в руки не давал как пришла в Россию.
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
Нашёл групповой скан.
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
У меня только с СНГ.
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
Вот дядька суровый.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Спасибо за видео! Виброплита и центробежка помогают избавиться от пузырьков . Но при отливке толстой античной монеты вес от оригинала  будет отличаться на 20-25 %` Хотел бы закрыть тему информацией от предыдущего владельца: Внимание, он её чистил пастой гоя, звчем???Чтобы царапины на поле убрать. Вот такая     суровая правда.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Бывает.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Спасибо! Если бы вживую монету видели, вопросов бы не было. Я брошу коллекционирование, если монета не оригинал, значит я за  те 39 лет что занимаюсь нумизматикой ничему не научился и ничего не знаю.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Я не хорошим не плохим людям не верю, а верю своему опыту, знаниям и глазам. Трёх таких знаю в Воронеже, один не скрывает что монеты копии, другому всё равно что продавать, у третьего кличка "фуфел". Но если здесь дефект чекана (точку) от выкрошенного штемпеля принимают за каверну, то куда дальше ехать. Все мои монеты известны в определённых кругах и вопросов не вызывают. Вы посмотрите сколько минусов ставят на любое моё сообщение - или боятся конкуренции или личные счёты. А в Воронеже достаточно достойных коллекционеров, плохо что Вы их не знаете.
Статер Коринфа., Обсуждение
 
Субэрат характерен для монет Римской республики (экономили серебро) - государство баловалось, а представленный статер -  фальшивка, возможно того времени. Из-за сильной коррозии тяжело что-то точнее сказать.
Определение подлиннисти, Савромат-2 Статер
 
Да, монета гуд.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Просьба своё мнение оставлять при себе и выводов по фото не делать, тем более когда не просят. Обсуждайте монеты, которые выкладываются в соответствующих разделах. Переубеждать никого не хочу, каждый имеет право на своё мнение, но навязывать его другим не нужно.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Портреты Селевкидов.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Тут больше не о чем говорить. Если на белое чёрное говорят, какое дальше может быть обсуждение. Я монету не продаю, не выкладывал на обсуждение, поэтому просьба в дальнейшем своё мнение по этой монете оставлять при себе. Как минимум это не тактично. Спасибо за понимание.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Монета в руках не вызывает никаких вопросов. Повторюсь, не только у меня.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Сомнений нет совсем не только у меня, а у многих знакомых античников, к мнению которых я прислушиваюсь и которые держали монету в руках.
Ещё, как вариант, прежний хозяин мог тупо почистить монету, это объясняет притёртости которые появились и "уход" 0,2 гр.
Микротрещины, правильный гурт, следы чекана и нерукотворную коррозию ничем не подделаешь.
При литье ушло бы 3-4 гр.
А так всё без аргументов, на травлю похоже.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Вы готовы рублем ответить за ваши слова? Я готов .  Монета куплена в 2012 году у знакомого, он напрямую у Ланца брал. Где вы видели литые монеты  с отклонением от оригинала в 0,2 гр.( допуск на точность китайских весов)? 100%чеканная аутентичная монета. Фото в зависимости от ракурса будут отличаться. И точки и волосы и буквы.
Нет больше желания со "специалистами" обсуждать то, что даже начинающему коллекционеру- античнику очевидно.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Завидуйте молча.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Брал у знакомого, не напрямую. Вес тот же, не литье. Фото на весах будут позже.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Фото отправил, спасибо заранее!
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Зелень - ребёнок пластилином уделал, а ещё стены и мебель. Дал посмотреть на минуту и сильно потом пожалел.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
ААА! Сделала супруга фото высокого качества! Не могу прикрепить, по 3,5 мегов весит каждая. Компьютер не пересохраняет в обрезанном виде и облегченном. Могу Вам по Е-mail фото отправить.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Самые плохие фото на паспортах, особенно загран!
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Это сканы. Зачем ещё делать фото? Я же не выставляю её на продажу или обсуждение. Удачное фото Ланца вы видели, диаметр и вес не изменился- Ланц прислал не литую копию!
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Да, именно она у меня сейчас в коллекции.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Да, только не литье, а давленки и гальванокопии. Данная монета без признаков того и другого, А для литья, даже центробежного у неё чересчур правильный вес.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Настолько подозрительный что за него мне 1 т.д. предлагают! От доктора Ланца в Россию приехала. Уважаемые коллекционеры её тоже смотрели - всё в порядке. А Фасос из Болгарии совсем не тот что человек на определение подлинности предъявил.
Античные монеты?, господа подскажите
 
Соглашусь с Йохчи - кельты, какое племя не знаю.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Остаюсь при своём мнении, при литье вес был бы 13-14 грамм. Обычный варварский чекан.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Антиох справа сомнительный.Ваш?

Да, мой. Только он не сомнительный а офигительный! Очень хороший сохран и высокохудожественный портрет.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Всё в порядке, подлинная.
Митридат. мнение о монете, оценка
 
Статья у меня сохранена в формате, который не поддерживается данным ресурсом. Текст пересохранил в Word. ссылки не активные, доступа к фото к сожалению тоже нет. Очень жаль.
Монета Босфора, Помогите определить.
 
Диобол.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Есть более крупное фото аверса и реверса тетрадрахмы, что в верхнем ряду справа ?


Только на групповом фото.
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
Полиоркет шикарный.
Антиох 1. Обсуждение "трилогии" Ланц-Македон-МихМих, или как всё это прочитать и не попасть в Кащенко!
 
Немного Селевкидов и Ларисса. Анфасные монеты меня очень радуют.
Митридат. мнение о монете, оценка
 
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДДЕЛКИ АНТИЧНЫХ МОНЕТ И МЕТОДЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Дмитрий Брацун, Олег Жигулин

Материал опубликован в журнале "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" №1-2 (73) (январь-февраль) 2010 года.


--------------------------------------------------------------------------------
Подрезка

Техническая революция в области производства металлодетекторов, случившаяся в 90-х годах прошлого века, вывела в поле десятки тысяч людей, для которых поиск кладов, предметов старины или просто исторических артефактов стал смыслом жизни. Вызывая гнев официальных историков и археологов, эта армия настойчиво пылесосит просторы Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. Результат их работы налицо – в течение 15 последних лет на мировой рынок античных монет было выброшено сотни тысяч, а возможно и миллионы новых экземпляров античных монет. Оставляя в стороне моральную сторону вопроса, отметим, что это явление сделало коллекционирование античных монет общедоступным увлечением. Учитывая, что подавляющее большинство монет поступает на нумизматический рынок не из мюнц-кабинетов старых коллекционеров, сделаем одно важное замечание. Большая часть монет, находимых в земле, как в виде одиночных находок, так и в составе кладов, являются сильно корродированными. После пары тысяч лет, проведенных в агрессивной среде, под воздействием воды и солей металл монет разрушался, образуя карбонаты и хлориды, другие окислы. В большей степени этому процессу подвержены медные и бронзовые монеты, в меньшей – монеты из благородных металлов. Но даже последние весьма чувствительны к агрессивной среде: серебро, например, очень часто покрывается серо-фиолетовым хлоридом («роговое серебро») и неприятными темно-коричневыми депозитами. Даже кладовое золото, вопреки распространенному мнению, имеет не такой презентабельный вид. Очень часто монеты посредством окислов просто слипаются в группы (илл. 1). Таким образом, практически все античные монеты, поступающие на рынок с полей, так или иначе проходят через руки мастера по их чистке.

Методы очистки применяются разные – для золотых и серебряных монет это чаще всего химические методы, которые полностью снимают с монеты патину вместе со всеми окислами. Для бронзовых монет более предпочтительна старая добрая механическая чистка с помощью простых ручных инструментов (см. статью одного из самых квалифицированных специалистов в этой области в СНГ – А.А. Лойко «Механическая чистка античных монет», Альманах российских коллекционеров №2, 2009). Хотя это весьма трудоёмкий процесс и требует высокой квалификации мастера, но очищенная механически монета сохраняет свою родную патину, значительно улучшив свой внешний вид. На илл. 2 приведена фотография из статьи А.А. Лойко (aka ANDRE), которая публикуется здесь с его любезного разрешения. Мы видим серебряную тетрадрахму Эноса в процессе чистки, когда работа находится только на середине своего пути. Монета покрыта толстым (от 1,5 до 2 мм) слоем окислов. В данном случае химическая чистка принципиально противопоказана монете, так как она оставит за собой глубокие раковины на месте переродившегося металла. С данной монеты было снято около 2 граммов окислов, после чистки вес тетрадрахмы равнялся 13,27 грамм, что несколько ниже её стандартного веса. Мастерство чистильщика проявляется, прежде всего, в том, чтобы механически снять верхние слои окислов, но оставить часть патины. При этом внешний вид монеты не должен быть искажен, мастер не имеет права вносить свои детали в рельеф исторического артефакта!

Мы видим, что, работая над механической чисткой монеты, резчик в какой-то момент сталкивается с искушением «улучшить» античную монету. Если он все-таки переходит эту грань, то очистка монеты превращается в её подрезку (англ. tooling). Мотивом в этом случае может служить желание перевести монету в более высокий разряд по сохранности и, таким образом, увеличить её стоимость на рынке. Как это возможно? Предположим, мастер вскрыл слой окисла на портретной монете над ухом лауреата, а уха там не оказалось, так как перед тем как попасть в клад монета циркулировала достаточно длительное время и порядком истерлась. Простое, но достаточно действенное правило в определении степени сохранности античной монеты гласит: если у портрета нет уха, то монета не может быть аттрибутирована выше Fine. Цены на монеты в состоянии Fine и Very Fine могут отличаться в разы. Таким образом, если чистильщик вырежет на монете ухо на свой страх и риск, то он теоретически может перевести монету по сохранности на разряд выше. Другим мотивом для подрезки может служить желание придать монете еще не описанный в каталоге дизайн, т.е. создать новую разновидность. Кроме того, активная работа с поверхностью монеты производится и в случае, когда мастер-фальсификатор пытается скрыть следы, указывающие на подделку. Например, в случае литой копии на монете могут образовываться переливы и недоливы, а по гурту виться шов от литых форм. В этой ситуации работа гравёра направлена на сокрытие этих образований с помощью инструмента. Как видим, подрезка не является безобидным явлением.


Рассмотрим два примера. Первый пример – сестерций императора Траяна RIC 663 (здесь и далее аббревиатура RIC обозначает каталог «Roman Imperial Coins»), датируемый 116 г. н.э., из личной коллекции одного из авторов (илл. 3). Эта большая бронзовая монета, как и все бронзовые монеты, пролежавшие более двух тысяч лет в земле, была покрыта толстым слоем грязи и окислов. Поэтому не надо удивляться, что на ее поверхности возможны следы инструмента чистильщика. Рассматривая монету вблизи (илл. 4), можно заметить, что чистка произведена хоть и не очень аккуратно (особенно это заметно по буквам легенды), но зато совершенно безопасно для ее аутентичного рельефа. Сама кажущаяся «неряшливость» проистекает от нежелания мастера задеть какую-то важную деталь монеты, – хорошо видно, что буквы легенды покрыты дымкой более светлого окисла, которого в исходной монете лежал выше. Ни единой лишней «авторской» детали не добавлено в шевелюре Траяна: всё, что мы видим на монете, находится в соответствии с естественным стилем для этого типа монет. Работу чистильщика можно признать деликатной и профессиональной. Кстати, при чистке сестерциев и других бронзовых номиналов хорошим тоном считается не подвергать обработке гурт монет. В качестве второго примера приведем весьма редкий провинциальный пентассарион императора Каракаллы, отчеканенный во фракийской городе Пауталия (номер по каталогу GIC 2486, D.Sear «Greek Imperial Coins», 1982 ). Монета хранится в частной российской коллекции. Первоначальный осмотр монеты оставляет приятное впечатление – четкий контур композиции на аверсе и реверсе, отточенная шевелюра Антонина, красивая фигура Гения, легко читаемая и ясная легенда (илл.5).
Изображения 01[1].jpg (43.9 Кб, 6 просмотров)
02[1].jpg (68.6 Кб, 9 просмотров)
03[1].jpg (47.9 Кб, 9 просмотров)
04[1].jpg (60.3 Кб, 8 просмотров)
05[1].jpg (47.9 Кб, 9 просмотров)

__________________


--------------------------------------------------------------------------------
Внимательный осмотр поверхности монеты приводит к выводу, что монеты существенно подрезана. Мы видим, что поле монеты неровное, так как материал вокруг легенды снят слишком глубоко (илл.6, вверху справа), сами буквы легенды через чур заострены. Наиболее тяжело пострадал портрет Каракаллы – лавровый венок, кудряшки шевелюры и даже ухо практически заново вырезаны мастером (илл.6). Более того, стиль этой подрезки значительно искажает стиль подлинной монеты. Очевидно, что чистильщик хотел перевести монету по сохранности на разряд выше.

В заключении приведем пример совершенно беспощадной подрезки бронзового сестерция императора Андриана RIC 706 (илл.7, вверху). Монета продана на аукционе eCNG 201, лот 385 за $385. На той же иллюстрации внизу в качестве сравнения приведен сестерций с тем же номером по каталогу с полностью аутентичной поверхностью: монета продана на аукционе NAC 54, лот 429 за $13995. Состояние первой монеты оценивается как Good VF, а второй – EF. Почему же такая разница в цене, если формальная степень сохранности у монет близка и они относятся к одному номеру каталога? Дело в том, что первая монета просто зверски изуродована – фактически фальсификатор вырезал новую монету на подлинной античной монетной стопе. Мы видим, как до неузнаваемости помертвел портрет Андриана, как совершенно «мультяшным» стала галера на реверсе, а легенда потеряла свой неповторимый латинский стиль. Были изменены множество деталей исходного рельефа. В довершении ко всему, резчик намеренно или нет допустил грубейшую ошибку – вместо стандартного HADRIANVS AVGVSTVS, он вырезал HADRIANVS AVGCOSIIIPP. Фактически было произведено убийство подлинной римской монеты, которая была заменена современной фантазией-суррогатом. Неудивительно, что цена такого изделия упала в несколько раз!

В качестве итога можно сказать, что любая античная монета проходит процесс чистки, причем бронзовые монеты – как правило, процесс механической чистки. Бояться следов такой чистки не нужно. Тем не менее, повышенная активность гравёра должна настораживать – такая монета должна быть подвержена более тщательному осмотру. В лучшем случае речь идёт о подлинной монете, которую подрезали с целью её «улучшения». В худшем случае гравер удалял следы, указывающие на подделку. Как правило, коллекционеры античных монет не любят сильно подрезанные монеты: какими бы благими намерениями не руководствовался мастер-гравер в своей работе, факт остается фактом – коллекционеры собирают монеты, несущие на себе подлинный античный дизайн, современные фантазии и доработка им совсем ни к чему. Цены на подрезанные артефакты сильно падают в сравнении с их более удачливыми аутентичными собратьями. Степень скидки зависит от степени уродования монеты, она может достигать 50 и даже более процентов.

Выявить подрезку в общем случае не так уж сложно – достаточно чувствовать античный стиль и иметь при себе лупу с хорошим разрешением. Следы, оставляемые механическим ручным инструментом на поверхности монеты, обычно хорошо видны (см. илл. 4 и 6). Однако, отдельные мастера-резчики достигли в подрезке монет таких высот, что порой даже профессиональные нумизматы и дилеры не могут выявить подделку. В этом случае на помощь коллекционерам приходит сетевая форма организации их сообщества. Приведем характерный пример. На фотографии (илл.  8)  приведена одна и та же монета до и после реставрации – это золотой квинарий Августа RIC 217. Верхняя монета была продана на аукционе Triton XI, лот 859 за $1600. Невысокая цена ухода этой редчайшей монеты объясняется двумя сквозными отверстиями, которые обычно вызывают иррациональное отторжение коллекционеров. Далее история развивается как настоящий детектив: в середине 2009 года одному из нумизматов в частном порядке была предложен подобный квинарий Августа без отверстий (илл. 8, внизу), и он купил монету по цене в пять раз выше. По его утверждению, он тщательно исследовал ее поверхность с помощью 20 кратной лупы и не обнаружил никаких следов доработки – настолько качественно была выполнена реставрация. И только некоторое время спустя, изучая базы данным мировых аукционов, коллекционер неожиданно наткнулся на лот 859 и узнал в нём свою монету. Она была возвращена владельцам. Таким образом, даже идеально выполненная работа фальсификатора не гарантирует ему успех.
Изображения 06[1].jpg (65.7 Кб, 5 просмотров)
07[1].jpg (170.4 Кб, 11 просмотров)
08[1].jpg (110.0 Кб, 10 просмотров)



Активный участник


Регистрация: 06.05.2010
Адрес: Серпухов - Москва
Сообщения: 5,522
Репутация: 7512

--------------------------------------------------------------------------------
Литая подделка

Технология античного чекана, которая не предусматривала гуртование монет, определила необычайную популярность литья (англ. casting), как одного из основных способов подделки античных монет. Этот метод ведёт свою родословную от фальшивомонетчиков древности, которые делали оттиск каждой стороны подлинной монеты в глине, соединяли две половинки в одну форму и отливали изделие. Простейшая разновидность технологии изготовления литых подделок не изменилась до наших дней. Отметим сильную сторону таких подделок, которая делает их достаточно опасными. Так как копия снимается с подлинной монеты, то она несёт все детали аутентичного рельефа. В этом случае бессмысленно искать отклонения в стиле – у литого изделия с этим всё в порядке! Но получить артефакт, идентичный чеканной монете не удастся. Выше мы отмечали, что одинаковым может быть только то, что сделано одинаково. Вот и в этом случае это правило срабатывает – литая подделка имеет ряд характерных признаков, свойственных исключительно литью. Так или иначе, эти признаки выдают происхождение предмета.

Сначала остановимся на явных и сразу бросающихся в глаза признаках литья на грубо сработанных подделках. Отличительной чертой таких монет является шов по краю монеты в том месте, где соединяются две отливки. Такие монеты неизбежно имеют на поверхности каверны от пузырьков воздуха, образовавшихся при литье или наоборот – грибовидные образования-переливы. Первый тип дефектов иногда пытаются скрыть травлением или «искусственным износом». Второй тип удаляется путем подрезки. Общие детали такой монеты обычно смягчаются и испытывают недостаток чеканной «остроты», особенно в мелких частях, например, буквах легенды. Серебряные и золотые экземпляры, изготовленные таким способом, почти всегда имеют неправильный вес из-за высокого значения коэффициента теплового расширения для этих металлов. Обычно литые подделки весят значительно меньше оригинала. Ещё один признак – литые подделки плохого качества довольно часто имеют повышенный блеск и скользкие на ощупь. В определенных случаях литые изделия наоборот слишком пористы и шершавы. Хрестоматийной иллюстрацией большинства перечисленных качеств является литая подделка сестерция императора Гальбы RIC 262 (илл. 9), проданная на аукционе eBay как подлинник. Даже литой шов, который фальсификаторы обычно пытаются спилить с гурта монеты, местами хорошо виден на фотографии сбоку. Такая монета может обмануть только самого незадачливого коллекционера. Значит ли это, что изделия, которые не имеют вышеперечисленных дефектов, не являются литыми? К сожалению, значительная часть коллекционеров    в состоянии самоуспокоенности. Авторам не раз приходилось наблюдать картину, когда, изучив ровную поверхность монеты, а затем и ее гурт без признаков шва от литой формы человек уверенно заключал, что данная монета не может быть литой подделкой. Еще смешнее выглядят уверенные попытки иных экспертов определять литьё по изображению на экране монитора. Дело в том, что совершенствование методов изготовления литых подделок привело к устранению большинства вышеперечисленных явных дефектов, свойственных старым изделиям. Поэтому методика выявления литых подделок путем старого доброго способа поиска шва на гурте монеты осталась в далёком прошлом.

Последнее время у фальсификаторов коллекционных монет широкое распространение получил метод литья по выплавляемым моделям (англ. lost wax casting). Сам метод довольно древний и по некоторым данным был известен ещё в III тысячелетии до н.э. Об этом пишет известный литейщик, доктор тех. наук А.М. Петриченко в своей книге «Искусство литья» (1975). Он утверждает, что знаменитая статуэтка «Танцовщица» из Мохенджо-Даро сделана именно по выплавляемой модели более четырёх тысяч лет назад.

В наиболее практичной форме эта схема литья была доработана для изготовления монет Чарльзом Ларсоном и изложена в его книге, упоминавшаяся выше. Несколько слов о самом Ларсоне. Он начинал свою карьеру охранником в государственной тюрьме штата Юта, в которой познакомился с заключенным Марком Хофманном (Mark Hofmann). Хофманн является одним из самых опасных фальсификаторов различных предметов старины, в том числе и монет, за всю историю США. В конце 1990-х годов он был приговорен к пожизненному заключению за мошенничество и убийства. Никто не знает, сколько этих подделок он сделал, и где они хранятся, но показателен такой случай. В 2002 году известный американский аукцион Ira&Larry Goldberg выставил на продажу один цент США 1959 года с ошибкой, которая делала монету уникальной. Цент был признан большинством экспертов подлинным, и стартовая цена лота составляла 25 тысяч долларов. Монета ушла на аукционе вдвое дороже, но в тот же день Хофманн, сидящий в тюрьме, сделал заявление, что данный артефакт – его рук дело. Монета бы снята с аукциона. Позже авторство Хофманна было подтверждено документально. Чарльз Ларсон провел несколько лет в задушевных ночных беседах с гениальным фальсификатором и сам многому у него научился. К счастью он не обладал криминальными наклонностями и использовал свои знания, чтобы приоткрыть для коллекционеров завесу тайны над работой мошенников. Долгое время он не мог напечатать свою книгу из-за опасений редакции, что она может послужить пособием для фальсификаторов. Конечный толчок к опубликованию книги дал Роберт Кэмпбелл – в то время президент Американской нумизматической ассоциации, слова которого вынесены в качестве эпиграфа к данной статье (они были написаны в предисловии к книге Ларсона). По его мнению, коллекционерам не стоит уподобляться страусу и прятать голову в песок – всегда лучше знать об опасности, чем    в приятном успокаивающем заблуждении. Старый ветеран от нумизматики признал, что некоторые места книги Ларсона, особенно касающиеся изготовления штемпелей (об этом пойдет речь ниже), оказались для него откровением.

Рассмотрим общую схему одного из методов литья по выплавляемым моделям (илл. 10-12). К исходной монете, с которой снимается копия, приклеивается бронзовая палочка, и вся эта конструкция помещается в ёмкость таким образом, чтобы монета была зафиксирована в пространстве примерно посередине ёмкости (илл. 10, слева). Затем туда наливается смесь самоотвержающейся силиконовой массы, которая затем вулканизируется в холодном виде. Ещё чаще используется сырая кусковая резина, которую вулканизируют в специальном прессе с подогревом (вулканизаторе). После вулканизации масса аккуратно разрезается на две половинки, а исходный образец изымается – он больше не нужен (илл. 10, справа). В получившуюся литейную форму при помощи воск-инжектора или обыкновенного стеклянного шприца впрыскивается растопленный ювелирный воск. В результате получается первая копия монеты, выполненная, правда, не в металле, а в воске (илл. 10, посередине). В этот момент с восковым образцом производится определенная работа. Прежде всего, небольшим нагревом восковой модели по краю образца (не касаясь его!) уничтожается тонкая полоска литейного шва. Во-вторых, именно в этот момент удобно вносить изменения, которые будут отличать будущую копию от прототипа. Можно изменить форму монеты, изменить гурт, убрать какие-то детали с поверхности, а может быть даже и добавить их, – если иметь определенную сноровку, всё это можно сделать без труда. Более того, в ювелирном деле существуют специальные жёсткие модельные воски, из которых можно буквально «с нуля» вырезать при помощи ножей, надфилей и штихелей всё что угодно.
Изображения 09[1].jpg (62.9 Кб, 10 просмотров)
10[1].jpg (36.7 Кб, 11 просмотров)
11[1].jpg (28.1 Кб, 11 просмотров)
12[1].jpg (19.4 Кб, 10 просмотров)



--------------------------------------------------------------------------------
Следующий шаг в какой-то степени повторяет самое начало: восковый образец подвешивается за ножку в центре литейной опоки (металлической трубки с отверстиями), которая затем заполняется формовочным материалом, образующим после застывания конечную форму для отливки металла. Обычно этим материалом служит жидкий гипс. Для лучшего результата Ларсон советует предварительно поместить смесь под вакуумный насос, чтобы удалить из нее пузырьки, которые наверняка образовались там при помешивании (илл. 11). Именно эти пузырьки, оседая на форме, приводят к образованию раковин и переливов на конечном изделии. Заполненную формомассой опоку ставят на вибростенд, который представляет собой столик с присоединённым к нему моторчиком с эксцентриком, вызывающим тряску, и накрывают прозрачным колпаком с подсоединённым шлангом. При включении вибраций по шлангу вакуумным насосом начинают высасывать воздух из колпака, понижая под колпаком давление. Все пузырьки воздуха, попавшие в жидкую формомассу, под воздействием вибрации и вакуума полностью выходят из опоки за 1-2 минуты. После этого опоку сушат. Принципиальным моментом всего метода является то, что восковая сердцевина не изымается из формы, а просто выпаривается оттуда путем нагрева всей конструкции снаружи! Сухую и очищенную от воска опоку ставят в муфельную печь и греют до температуры 550 градусов. Остатки воска при 550 градусов сгорают, образуя сажу. При повышении температуры до 750 градусов сажа соединяется с воздухом, образуя углекислый газ, и полностью удаляется из опоки. После этого в еще разогретую форму заливают расплавленный металл. Дополним Ларсона следующим замечанием. Для изготовления качественных отливок в кустарных условиях больше всего подходят методы центробежного и вакуумного литья. При центробежном литье расплавленный металл втягивается в форму при помощи центробежных сил (илл. 12). На поясняющей схеме изображена опока 1, расположенная таким образом, чтобы центробежная сила сильнее прижимала расплавленный металл 3 внутри формы. Металл разливается через керамический тигель 2 и затягивается внутрь опоки. Центрифуга (6-9) представляет собой коромысло 6, поставленное на тяжелое основание с мощной пружиной 7, которую вручную закручивают по кругу в противоположном направлении (заводят механизм) и ставят на стопор. Противовес 8 уравновешивает опоку 1. Механизм приводится в движение пусковым рычагом 9. При вакуумном литье металл вливается в форму под воздействием давления, которое создаётся в литейной опоке при помощи вакуумного насоса (илл. 11). На следующей фотографии (илл. 13), взятой из книги Ларсона, приведены готовые образцы. Выглядят они весьма впечатляюще. Осталось только аккуратно отломить у них ножки и замаскировать эти места на гурте.

Отметим принципиальные моменты, которые должен знать каждый коллекционер об этом методе:

1. литьевого шва, вьющегося по гурту, в этом случае может и не быть, хотя должен остаться дефект в том месте (сравнительно небольшом), где крепилась ножка;

2. поверхность литой подделки имеет сравнительно ясный и чёткий рельеф, поэтому четкость рельефа не является однозначным признаком подлинности;

3. так как изделие передаёт малейшие детали поверхности подлинной монеты, передаст оно и признаки чекана – например, волны напряжения, струившиеся по монете в момент чеканного удара;

4. явные раковины и пузыри на такой копии не образуются или образуются на микроуровне, – заметить их в этом случае возможно только с помощью лупы или микроскопа;

5. весьма вероятно, что подделке намеренно придадут детали, отличающие ее от своего прототипа, имитируя чеканную монету того же штемпеля;

6. При качественном литье вполне возможно передать трещины почти всей поверхности гурта монеты (за исключением места прикрепления литника). Поэтому кроме поисков следов литника необходимо тщательно осматривать в лупу внутреннюю структуру трещин. На литой подделке трещина в глубине будет «заглаженной», не будет иметь характерной пористости, отслоений и уходящих вглубь более мелких трещинок, заполненных окислами.

Стоит признать, что этот метод изготовления подделок очень опасен, причем как для начинающих коллекционеров, так и опытных нумизматов и дилеров. Одно дело отсеять изделие класса сестерция Гальбы (илл. 9) и совсем другое – при подготовке большого аукциона в массе материала зацепиться взглядом за чистенькую и красивую монету с почти идеальным гуртом. Здесь нужен опыт и «пристрелянный» глаз.

Тем не менее, и метод литья по выплавляемым моделям имеет свои слабости. Во-первых, на гурте монеты всё равно остаётся место, которое фальсификаторы обязаны замаскировать. Внимательный поиск такого места, если знать о нём и намеренно его искать, должен принести успех! Конечно, и на гурте подлинной монеты могут иметься признаки механической обработки – мало ли что монета пережила за две тысячи лет. Поэтому находка такого места ни в коем случае не является приговором монете, но обязательно должна являться стартовой точкой для более подробного изучения монеты. Есть ли у этого метода еще хоть какая-нибудь очевидная ахиллесова пята? Есть! Из выше написанного ясно, что основные свои сильные стороны метод приобрел из-за двухступенчатого процесса литья. Но эта же самая двухступенчатость приводит к значительным потерям массы. Посудите сами – каждое остывание модели приводит к ее объемному сокращению на несколько процентов. Здесь этот процесс повторяется двукратно, т.е. потери в массе удваиваются. Для греческих монет отклонения в весе сразу должны сигнализировать, что монета требует дополнительного исследования, – греки весьма точно отмеряли вес своих монет. Для римских монет, у которых существует значительный ремедиум, общее правило гласит, что если вес монеты отличается от среднего для типа веса на 20%, то существует высокая вероятность, что с такой монетой что-то не так. Таким образом, знакомство любого уважающего себя коллекционера с монетой должно начинаться с ее взвешивания.

По нашему мнению, достаточно эффективным способом выявления подделки является изучение поверхности монеты. Поверхность литого изделия принципиально отличается от чеканенного аналога. Даже если никаких раковин и пузырей в процессе изготовления не образовалось, сама физика процесса совершенно другая. Во время чеканного удара поверхность металла испытывает колоссальные нагрузки, она уплотняется и приобретает вид «штемпельного люстра». В случае литья металл остается рыхлым и пористым. Особенно хорошо разница между литой и чеканной поверхностью видна под микроскопом. Профессиональная экспертиза такого рода может быть сделана с помощью металлографии. Поверхность для металлографического исследования готовят специально – нужно сделать на монете срез и отполировать его, или химически очистить крошечное пятнышко поверхности, чтобы выявить структуру металла. Известно, что при обработке ударным давлением, изменяется не только форма исходного металла, но и его структура. При холодной обработке под действием пластической деформации изменяется форма зерен: они измельчаются и вытягиваются в направлении наибольшей деформации. Происходит повреждение плоскостей скольжения и искажение кристаллической решетки. Указанное явление получило название наклепа. При горячей обработке давлением слитков разрушается дендритная структура металла, завариваются дефекты (микропоры и газовые пузыри), отдельные кристаллиты и неметаллические включения дробятся и вытягиваются в направлении течения металла. Структура металла с расположенными вдоль его течения вытянутыми, а иногда и разорванными на отдельные цепочки неметаллическими включениями называется волокнистой. При последующей термообработке изменить такую структуру невозможно, а повторная обработка давлением может лишь изменить направление волокон. При литье же структура металла остается дендритной – она состоит из зёрен.

Проблема, однако, в том, что описанный металлографический анализ можно провести только в специальной лаборатории. Может ли рядовой коллекционер что-то увидеть в свою лупу или простенький микроскоп? По нашему мнению – да, может. Не претендуя на полноту изложения, рассмотрим несколько характерных примеров. Но перед тем, как рассматривать детали поверхности, образовавшейся в процессе литья, необходимо четко представлять, как выглядит поверхность чеканной монеты. Прожив долгую жизнь в разных условиях, подлинная античная монета может в той или иной степени коррозировать и ее поверхность может приобретать различные формы. Важно попытаться натренировать свой глаз на разные типы монетного рельефа, представляя физику процесса, приведшего именно к этому виду поверхностной структуры. Коллекционер, который хочет овладеть этой методикой, должен пытливо изучать различные виды паттернов, образующихся на монетах. Нельзя сказать, что этот процесс прост и всегда приводит к однозначному результату, но, видимо, другого пути определить подделку в домашних условиях всё равно нет. Приучение глаз происходит постепенно, поэтому важно не бросать дело на полпути.
Изображения 13[1].jpg (43.4 Кб, 10 просмотров)



--------------------------------------------------------------------------------
На первой фотографии (илл. 14, денарий Александра Севера RIC 235) представлена классическая чеканная поверхность в «люстре». Поверхность покрылась легкой золотистой патиной, но продолжает показывать штемпельный блеск. Доживают до нашего времени и такие античные монеты! Мы видим чистое поле и расходящиеся волны металла, сжиженного в момент удара. Но такое ровное поле у подлинных монет бывает нечасто. На следующей фотографии (илл. 15) показан аверс декадрахмы Сиракуз, проданной на аукционе Bowers&Merena за $5621. Хорошо видно, как жестоко поедено поле этой монеты коррозией. Оказывается «пузыри» могут образовываться и на подлинных монетах.

Следующий пример показывает, насколько плодотворным может быть изучение рельефа монеты с помощью лупы или домашнего микроскопа. На илл. 16 представлен небольшой фрагмент провинциальной тетрадрахмы Септимия Севера (Prieur 1149) из коллекции одного из авторов статьи. Монета снята при 100-кратном увеличении микроскопа. Мы видим, как в рельефе одной из букв спряталась группа светло-бирюзового депозита, прикрытая белой полупрозрачной чешуйкой. По предположению авторов окаменевшая чешуйка может быть кусочком кожи неизвестного римлянина! А почему бы и нет? Коллекционирование античных монет – это захватывающее занятие! Впрочем, это только гипотеза, а вот то, что такое образование может появиться только на древней монете и искусственно его не воссоздать – это очевидно.

На этой же фотографии мы видим принципиальное отличительное свойство чеканных монет – в основании любой фигуры наблюдается четкий угол, близкий к 90 градусам. Чуть ниже бирюзового депозита можно заметить, насколько резко прорисован угол у основания буквы. Необходимо понять – любая технология литья, которая была, есть или еще только будет изобретена – никогда не сможет воспроизвести такие четкие углы. Физика этого процесса понятна, – когда горячий металл наливают в форму под давлением, он не может заполнить угол у основания рельефа, так как против внешнего усилия действует сила поверхностного натяжения жидкого металла (илл. 17). Каким бы мощным не было внешнее усилие, ему не удастся вдавить жидкость до образования идеально заостренного угла. Таким образом, при остывании у копии все углы в той или иной степени сглаживаются, и структура теряет четкость линий.

Еще один пример подлинной античной монеты (илл. 1 8)  – тригемиобол Фасоса (SNG Copenhagen 1029) с сатиром на аверсе. Монетка небольшая – в поперечнике около 10 мм – и рассматривать ее невооруженным глазом сложно. В лупу же хорошо видно, что монета примечательна поверхностной структурой в виде крупнозернистой сетки. Такая поверхность часто отпугивает новичков, которые принимают её за дефекты литья. На самом деле, её практически невозможно подделать и она весьма ценится среди опытных коллекционеров, как несомненный признак подлинности монеты. У российских собирателей боспорских монет такая структура получила название «боспорской сетки», хотя, конечно, она встречается и на других античных монетах.
Изображения 14[1].jpg (137.7 Кб, 9 просмотров)
15[1].jpg (138.9 Кб, 6 просмотров)
16[1].jpg (92.9 Кб, 6 просмотров)
17[1].jpg (34.2 Кб, 5 просмотров)
18[1].jpg (105.5 Кб, 8 просмотров)



--------------------------------------------------------------------------------
Рассмотрим теперь примеры литых поверхностей. На илл. 19 изображен денарий императора Каракаллы, любезно предоставленный для исследования Александром Няниным. Монета не описана в каталоге именно в таком сочетании аверса и реверса, имеет ненормально малый вес – 2,6 грамм и, скорее всего, является подделкой. Так как гурт у монеты практически девственный, то весьма вероятным способом изготовления подделки является метод с выпариванием воска. Видимо, дополнительного усилия (в виде вакуумного насоса или центрифуги) на расплав не оказывалось, так как качество литья оказалось невысоким. Хотя в поле монеты и отсутствуют явные пузыри и каверны, картинка выглядит «замыленной», прямые углы у основания фигур рельефа отсутствуют напрочь. Поле монеты имеет весьма характерную для литья мелкозернистую пористость. Опасность такой подделки для коллекционеров невысокая. Основываясь на своем опыте работы с ювелирным литьем, один из авторов выдвинул версию, что такая поверхность образовалась в результате перегрева металла. Когда такое происходит, металл при остывании набирает кислород и становится пористым и ломким. Монета действительно хрупкая и в этом чем-то напоминает низкопробные денарии эпохи правления династии Северов.

Следующий пример: денарий императора Максимина Фракийца RSC 85 из коллекции К.И. Иванова (илл. 20). Хотя стиль денария безупречен и он определяется по каталогу, вес монеты слишком мал для этого типа – 2,4 грамма. Изучение поверхности монеты показывает, что она вся испещрена мелкими рытвинами и иголчатообразными кавернами. Ничего общего с чеканными типами такой рельеф не имеет. Возможно, для искусственного «состаривания» монеты применялся какой-то абразивный инструмент или металлическая щётка. Фальсификаторы используют разные способы состаривания. Хорошо известно, однако, что у естественно циркулирующей монеты истираются лишь верхушки рельефа. У потертой чеканной монеты всегда остается четкий угол близкий к 90 градусам в основании любой фигуры рельефа. Как бы то ни было, очевидно, что здесь мы имеем еще один пример литой копии – изделие не имеет практически ни одного признака чеканной поверхности. На гурте хорошо виден шов, оставленный литьевой формой (илл. 20, внизу). Монета изготовлена методом традиционной отливки.

Рассмотрим более сложный пример. На илл. 21 представлен денарий императора Траяна RIC 58. Когда эта монета из общей кучи античных монет попала в руки к одному из авторов, то первое впечатление было приятным: денарий имеет четкий силуэт, следы правильного износа верхних точек рельефа, резкие линии в глубине рельефа, красноватую патину, приемлемый вес – 3 грамма. И главное – портрет! У коллекционеров есть хорошее правило: стиль монеты лучше всего начинать проверять с портрета. Если штемпель резал современный художник, то портрет – это его самое слабое место. В данном случае можно сказать, что портрет находится в соответствии со стилем эпохи Траяна. Тема коллекционирования одного из авторов (Д.Б.) как раз монеты Траяна, поэтому приемлемость портрета не оставляла сомнений. Первый поверхностный «фейс-контроль» монета прошла. Однако, какая-то смутная неудовлетворенность в голове осталась. Чуть позже, после сверки типа монеты с каталогом, выяснилась важная деталь – согласно реверсу, такой тип монет чеканился в самом начале правления 101-102 гг. н.э. Ни тип легенды, ни портрет шестидесятилетнего Траяна не вязались с этой датировкой. Отсутствие именно такого сочетания аверса с реверсом в хорошо проработанном для 1-2 веков каталоге RIC – это весьма серьезный повод присмотреться к монете. Конечно, изредка встречаются так называемые гибриды, когда аверс и реверс чеканились штемпелями разнесенными по времени до ста и более лет (явление само по себе загадочное и до конца не объясненное). С другой стороны, очень редко, но иногда встречаются монеты, не описанные в каталоге. Всё это так, но «бритва Оккама» учит нас не изобретать сущности там, где есть более естественное и вероятное объяснение. В данном случае наиболее простым объяснением «гибридности» монеты является ошибка современного фальсификатора. Поиск по всевозможным справочникам и каталогам поддельных монет показал, что данный артефакт описан в книге И. Прокопова, посвященной группе болгарских фальсификаторов «студии Липанова», под номером 42. Монета описана как чеканная копия. Изделия этой группы весьма опасны, так как стиль исполнения их копий близок к античному. Портрет пожилого Траяна с подлинного денария, который, видимо, и послужил прототипом для подделки, приведен на илл. 22. Каждый может сделать свои выводы – удалась ли работа современному резчику. Более подробно об этом пойдет речь в разделе, посвященном чеканным подделкам. Здесь же отметим, что подробное исследование данного артефакта показало, что он выполнено методом литья по выплавляемым моделям. То есть здесь мы имеем дело с литой копией, снятой с чеканной копии – вторая производная от подделки «студии Липанова».

Рассмотрим аргументы в пользу этого предположения. Как мы уже отмечали выше, никакое литьё не может воспроизвести в принципе внутреннюю структуру трещины. Это общая проблема любых литых подделок. И обсуждаемое изделие в этом смысле не исключение (илл. 23). На фотографии хорошо видно, что «трещина» не идёт внутрь монеты, дно ее плоское и округлое. Конечно, фальсификаторы знают об этом и стараются обычно замаскировать трещины грязью или краской. В целом можно сказать, что монета с хорошо развитой трещиной является почти абсолютной гарантией того, что она не является литой подделкой (что, впрочем, не гарантирует, что она не чеканная подделка). У монеты есть еще одно проблемное место, расположенное прямо под портретом (илл. 24). Можно заметить, что в этом месте в формомассе образовалась целая группа маленьких пузырьков, которые видно только в лупу. Возможно, отливка стояла вертикально, и пузырьки собрались под зонтиком высокого рельефа основания бюста Траяна. Тем не менее, они локально изуродовали несколько букв и поле монеты под бюстом. На этой фотографии также видна оборотная сторона трещины, показанной на илл. 23. Внимательно изучение псевдо-денария Траяна выявляет и другие признаки литья.

--------------------------------------------------------------------------------
Подытоживая обсуждение литых подделок, следует признать, что в качественном исполнении они являются весьма опасными и могут обмануть как новичка, так и опытного коллекционера. Более того, такие подделки могут обмануть и нумизматические службы сертификации. Один такой случай произошел в начале 2009 году, когда знаменитый нумизмат Дэвид Сиэ (англ. David Sear), автор классических каталогов по греческим и римским монетам сертифицировал денарий императора Августа RIC 268 как подлинную монету (илл. 25). Практически сразу же выяснилось, что у этой монеты существует несколько совершенно идентичных ей близнецов, что поставило под сомнение справедливость сертификата. Сиэ обещал пересмотреть своё заключение в свете открывшихся обстоятельств. Очевидно, что его ошибкой было то, что он положился на общее приятное впечатление, которое производила эта монета. Более подробное исследование он делать не стал. По фотографии на илл. 25 читатель может сам попробовать определить проблемные места монеты, которые упустил уважаемый мэтр Дэвид Сиэ. Из этой истории можно сделать два вывода. Первый: никто не застрахован от ошибок, но важно уметь извлекать из них уроки. Второй вывод даже более важный – появился действенный механизм сетевого изобличения подделок. Фальсификатор не способен удержаться, чтобы не произвести несколько копий своей подделки, иначе изготовление для него становится нерентабельным и мотивация для этого занятия резко ослабевает. Когда сразу несколько однотипных монет попадает на нумизматический рынок по разным каналам, они фиксируются в единых базах данных аукционов и виртуально снова встречаются друг с другом на экранах мониторов компьютеров. Любой коллекционер, где бы он не находился, задав определенным образом ключевые слова поиска, может обнаружить факт появления серии подозрительных изделий и сигнализировать об этом всему сообществу. Таким образом, сетевая организация сообщества коллекционеров и нумизматов вытесняет сбыт подделок в такие полулегальные и малоконтролируемые места, как всемирная «барахолка» eBay. Покупка же монет только на сертифицированных нумизматических аукционах резко снижает риск купить подделку. Даже если такая подделка и будет продана на аукционе, то при обнаружении ее происхождения любой уважающий себя аукцион отзовет свой лот и вернет деньги.
Изображения 24[1].jpg (79.0 Кб, 5 просмотров)
25[1].jpg (23.4 Кб, 5 просмотров)

--------------
Часть II

Наступило время, когда все мы должны, наконец, осознать,
насколько вырос потенциал фальсификаторов, направленный на то,
чтобы преодолеть наш опыт и умение выявлять подделки.

Роберт Кэмпбелл,
бывший президент Американской нумизматической ассоциации

Гальванокопии античных монет

В 1838 году русский ученый немецкого происхождения Борис Семенович Якоби (1801—1874) представил в Императорскую академию наук докладную записку об изобретении гальванопластики, которое сам изобретатель определил как «способ по данным образцам производить медные изделия из медных растворов с помощью гальванизма». Эта идея быстро нашла свое признание в мире, в результате чего в 1867 году Б.С. Якоби на всемирной выставке в
Париже был удостоен большой золотой медали. Борис Семенович писал:
«Сие изобретение принадлежит исключительно России и не может быть оспорено никаким другим изобретением вне оной!»
Гальванопластика основана на явлении электролиза, которое заключается в реакциях окисления-восстановления, происходящих на электродах, погруженных в раствор электролита при прохождении через него электрического тока. В качестве раствора здесь служит водный раствор солей металла, который электролитическим образом осаждается на катотде. С развитием этой технологии оказалось, что в принципе можно осаждать не только медь, но и другие металлы — серебро, никель, хром и т. д. Но наиболее дешевым и доступным в домашних условиях остается нанесение на образец медного покрытия, поскольку в этом случае не требуются дорогостоящие и зачастую вредные вещества. Метод гальванокопирования не приобрел широкого распространения у изготовителей поддельных античных монет, так как такие подделки имеют характерные признаки, помогающие их выявить. Поэтому, не углубляясь в детали процесса, кратко опишем принцип изготовления гальванокопии (см. Афанасьев Ю. Художественная гальванопластика. «Наука и жизнь», № 5, 1981).
Так как требуется получить копию монеты, имеющей позитивное изображение, то осаждение металла должно происходить на негативный отпечаток поверхности этой монеты. Оттиски лицевой и обратной сторон получают из гипса или подходящей пластмассы. Такие пластичные материалы обычно являются диэлектриками, и чтобы заставить металл осаждаться на них, необходимо покрыть поверхность токопроводящим слоем. Самый распространенный метод для этого — графитирование. Графит можно взять из грифелей простых карандашей. Он должен быть тщательно истолчен до порошкообразного состояния и нанесен на копируемую поверхность кисточкой или тампоном. Эта поверхность будет служить катодом — отрицательно заряженным электродом будущей цепи. Надо отметить, что графит обладает значительным электрическим сопротивлением, поэтому ток, прежде всего, пойдет через место присоединения контактного провода к копируемой поверхности. Отсюда же начнется осаждение меди на катод.
Особенностью гальванопластического процесса является неравномерное осаждение металла на выступающих и углубленных местах поверхности: на выступах толщина осадка больше. Эта неравномерность сглаживается с увеличением расстояния от анода до катода. Поэтому расстояние между анодом и катодом должно быть на порядок больше высоты рельефа. Так как высота рельефа типичной античной монеты редко превышает 2—3 мм, то электролитическая ванна размером 10—20 см вполне подойдет.
Согласно нормативам, одного литра электролита хватает для металлизации 25 см2 поверхности, что примерно равняется общей площади одного римского сестерция. Простейший электролит для омеднения поверхности состоит на 72% из сернокислой меди (медного купороса), на 3% из серной кислоты и воды. Катод и анод погружают в этот электролит и пропускают слабый электрический ток. Чарльз Ларсон, например, рекомендует подавать напряжение в 1 вольт (Larson C.M. Numismatic forgery. 2004).
В результате медь осаждается на графитовой поверхности катода и, так как процесс происходит на молекулярном уровне, повторяет все мельчайшие детали исходной поверхности. Полученные таким образом две пластины, копирующие лицевую и обратную стороны монеты с закраинами, подгоняются друг к другу так, чтобы по возможности скрыть линию соединения. Поскольку при античном способе изготовления монет гуртование отсутствовало, то скрыть наличие соединительного шва достаточно трудно. Здесь перед фальсификатором стоит даже более сложная задача, чем в случае с литыми подделками: скрыть надо не локальное место подачи металла в форму (см. первую часть статьи), а шов по всей длине гурта. Как правило, маскировка шва осуществляется также методом гальванопластики, только в качестве металла осаждения теперь используется серебро (или золото), а в качестве катода — сам образец. Таким образом, подделка представляет собой плакированную монету с медным ядром, собранным из двух половинок, и тонким покрытием из благородного металла.
Отметим следующие особенности, которые имеются у подделок, изготовленных методом гальванопластики:
— передаются мельчайшие детали исходного изображения, поэтому если в качестве прототипа использовалась монета в идеальном состоянии, то широкие стороны монеты будут переданы практически в первозданном виде;
— изделие состоит из двух половинок, и соединительный шов должен так или иначе проявлять себя по гурту монеты;
— в рамках метода практически невозможно контролировать массу будущего изделия — она получается, как правило, значительно меньше нормальной массы копируемой монеты;
— половинки изделия могут заметно прогибаться при надавливании.
Конечно, фальсификаторы работают над тем, чтобы устранить базовые недостатки, свойственные гальванокопированию. Например, масса изделия может подгоняться под массу копируемой монеты путем помещения между пластинами какого-либо наполнителя, который одновременно исключает прогиб пластин при нажатии. Как правило, эти половинки заполняются свинцом или оловом, притираются друг к другу до полного совпадения, и только затем спаиваются. Если бросить такое изделие на стол, оно упадет с глухим стуком, а у настоящей монеты звук звонкий. Возможно заполнение половинок и эпоксидными массами, но такие изделия имеют подозрительно малый вес при приличных размерах. Гальваническим способом вполне можно получить и полнотелые половинки изделия, а не только тонкую оболочку. Толщина слоя зависит от времени осаждения и концентрации электролита. Используются разные способы для сокрытия соединительного шва по гурту. Все это может сделать гальванокопию внешне трудноотличимой от подлинной монеты и относительно опасной для коллекционеров. Тем не менее, опытный коллекционер античных монет всегда отличит такую подделку. Гальванокопия имеет, как правило, неестественно свежий и блестящий вид, у нее отсутствует чеканный звон при ударе, а по гурту монеты, так или иначе, проявляет себя соединительный шов.
Не очень популярный среди фальсификаторов, этот метод нашел широкое применение в музейном деле. Для музейных экспозиций совершенно не важно, как выглядит гурт монеты, зато принципиально, как передана ее лицевая сторона. Есть у гальванокопирования и заслуги перед человечеством. Приведем пример одной из самых знаменитых гальванокопий — на илл. 1 представлена фотография золотого медальона достоинством в 36 солидов императора Юстиниана I Великого (482—565). Медальон был найден в 1751 году недалеко от Кесарии, в Каппадокии, и выкуплен французским посланником. Монета поступила в личную коллекцию короля Людовика XV. Долгое время она считалась уникальной — второго такого артефакта не существует. Медальон был отчеканен в Константинополе и весил 160,6 грамма, достигая в поперечнике 86 мм. На лицевой стороне находился портрет императора Юстиниана в три четверти, с нимбом вокруг головы, в шлеме с плюмажем, в кирасе, с копьем перед грудью наперевес. На оборотной стороне был изображен, по-видимому, также император, но уже в полный рост, восседающий на коне, перед которым шествует крылатая персонификация Победы с лавровой ветвью в руке. Предполагается, что медальон был отчеканен в 534 году по случаю победы, одержанной стратегом Велизарием над вандалами под Карфагеном. Этот город спустя сто лет был возвращен в лоно Византийской империи.
Любопытно, что этот медальон (возможно, их было несколько) был утерян сразу же, но память о нем долго жила среди ромеев. Через пятьсот лет после событий византийский историк Георгий Кедрин утверждал, что золотой мультипль был выпущен в честь полководца Велизария, который и был изображен на оборотной стороне верхом на коне. Об этом якобы говорила и надпись, выполненная по-гречески: «Велизарий — слава римлян» (см. Barker J.W. Justinian and the later Roman empire. 1966). Однако когда медальон явил себя в 1751 году, то оказалось, что легенда на нем была латинская: «SALVS ET GLORIA ROMANORVM» («Благо и слава римлян»), а изображен — сам император Юстиниан, а не его полководец. Такие вот иногда происходят парадоксы с историческим сознанием народа.
Но вернемся к судьбе медальона. В ночь с 5 на 6 ноября 1831 года монета вместе с другими экспонатами была украдена из Кабинета монет и медалей Парижской национальной библиотеки. Похитители были схвачены, но оказалось, что часть похищенного они уже успели переплавить в золото. Увы, целью ограбления была банальная нажива: не надеясь продать уникальные экспонаты, преступники решили просто переплавить их в металл. К сожалению, мультипль Юстиниана погиб и, возможно, человечество навсегда потеряло эту вещь. Впоследствии выяснилось, что кто-то из сотрудников библиотеки незадолго до кражи сделал оттиск медальона в сере. После открытия гальванопластики стало возможным воссоздать в мельчайших деталях утраченный образец, не разрушая структуру оттиска. Таким образом, гальванокопирование позволило вернуть человечеству хотя бы вид уникального артефакта его истории. В настоящий момент гальванокопия хранится в Британском музее, где и было сделана эта фотография (илл.1). Копия иллюстрирует лучшие черты гальванопластики: удивительная четкость деталей, гладкое и ровное поле, общий люстр изделия.
Изображения 1.jpg (36.7 Кб, 10 просмотров)



--------------------------------------------------------------------------------
Чеканные подделки: «страшный сон» коллекционера

Как мы уже писали в первой части этой статьи, наше глубокое убеждение состоит в том, что, если необходимо воспроизвести какой-то предмет с абсолютной точностью, то единственным способом сделать это является точное воспроизведение всей последовательности технологической цепочки изготовления самого подлинника. Одинаковым может быть лишь то, что сделано одинаково! Описание особенностей античного способа изготовления монет можно найти в нашей статье «Как римляне делали свои монеты» («Антиквариат», №11, 2009). Основой этого процесса была чеканка. Таким образом, для создания точной копии античной монеты необходимо реконструировать штемпельную пару и с ее помощью чеканить образцы.
Проблема в том, что до нашего времени дошло всего лишь несколько десятков штемпелей, из них официальных изделий монетных дворов — единицы. Почти все они уже в нерабочем состоянии, и использовать их для изготовления новоделов, как это происходит зачастую с монетами нового времени, не представляется возможным. Итак, перед фальсификатором стоит нетривиальная задача: по дожившим до нашего времени подлинным монетам, имеющим позитивное изображение, реконструировать поверхность штемпеля, имеющего негативное изображение. Эта задача является настоящим вызовом для таланта мошенника, но приз здесь слишком велик — именно таким способом изготавливаются наиболее опасные подделки в античной нумизматике.
Существует несколько способов переноса изображения с монеты на штемпель:
— авторская работа гравера (англ. hand-cut dies), которая всецело основывается на таланте и глазомере мастера;
— копирование штемпельной пары методом ее отливки с подлинной монеты (англ. casting dies);
— копирование штемпельной пары методом гальванопластики с подлинной монеты (англ. plating dies);
— перенос рельефа поверхности подлинной монеты на поверхность штемпеля методом ударного взрыва (англ. explosive impact copying).
Первые три способа являются традиционными и широко использовались в XIX—XX веках изготовителями как официальных, так и неофициальных копий античных монет. Последний же метод — метод ударного взрыва — является весьма экзотичным. Долгое время в среде коллекционеров он вообще считался мифическим — большинство не верило в его существование. Авторы статьи хорошо помнят, как еще несколько лет назад нумизматические гуру в один голос утверждали, что реализовать его невозможно. И только вышедшая в 2004-м книга Чарльза Ларсона «Нумизматические подделки» впервые подтвердила, что этот «кошмар коллекционеров» на самом деле реален и при определенных усилиях может быть реализован на практике.
Перечисленные выше методы относятся к ручным способам. В последние годы, однако, появилась возможность и машинного копирования. Прежде всего, она связана с выходом на рынок инструментального оборудования высокоточных копировальных электроэрозионных станков (англ. electrical discharge machining, или EDM).
Обсудим последовательно каждую их этих технологий и оценим ее опасность для коллекционеров. Но перед этим обратимся к истории Карла Беккера — одного из самых удачливых фальсификаторов античных монет в истории нумизматики. Его история поучительна еще и теми условиями, в которых находились коллекционеры и ведущие европейские музеи в то время. Именно атмосфера закрытости и покрова тайны привела к феноменальному успеху подделок Беккера.
__________________
---------------------------------
«Пекарь античности» за работой

Мода на коллекционирование античных монет появилась в эпоху Ренессанса, когда европейцы снова начали приобщаться к истокам своей культуры. В это время в кругах высшей знати стало модным оборудование специальных «монетных» кабинетов. Голландский художник Губрехт Гольций, живший в XVI веке, в своем дневнике упоминает не менее 950 мюнц-кабинетов, которые он посетил (см. Вермуш Г. Аферы с фальшивыми деньгами. 1990). Такая страсть к собирательству не осталась незамеченной фальсификаторами античных монет. Их было немало. Но среди них есть свои криминальные гении, которые занимают особое место в истории. Таким был надворный советник Карл Вильгельм Беккер (1772—1830) из небольшого немецкого городка Оффенбах (илл. 2). Беккер родился в семье виноторговца, и отец хотел, чтобы сын продолжил его дело. Но Карл хотел стать скульптором или заниматься художественным промыслом. Тайком от отца он изучал старые монеты и получил первый опыт в искусстве гравировки, что впоследствии определило его судьбу. Некоторое время он ведет двойную жизнь — в 1795 году Беккер открывает во Франкфурте собственную винную торговлю, но уже через несколько лет фактически разоряется.
Уже в тридцатилетнем возрасте он устраивается на монетный двор в Мюнхене, где совершенствует свое мастерство в изготовлении монетных штемпелей. Общаясь с местными коллекционерами античных монет, Беккер приходит к мысли об изготовлении подделок. Его идея была на удивление проста — делать подделки точно так же, как древние делали монеты. Он хорошо изучил приемы античных мастеров, и первое, что сделал, — отказался от пресса, широко использовавшегося в монетном деле со Средних веков. Беккер чеканит монеты только вручную, точно так же, как это делали греки и римляне. Иногда он для большей убедительности специально допускал небольшой брак в работе — двойной удар, плохая центровка, непрочекан и т. д. Первая фальшивая штемпельная пара была изготовлена в 1804 году. Монету, которую Беккер отчеканил с помощью своего штемпеля, он на удивление легко обменял на подлинный римский аурей.
Деятель ность фальсификатора приобретает все больший размах — он колесит по Европе, посещая самые известные собрания музеев и мюнц-кабинеты частных лиц, продавая им свои изделия как подлинные греческие и римские монеты. Свои поездки он использует для изучения редких монет и снятия с них оттисков. Почему Беккер пользовался такой популярностью и ему были открыты многие двери? Современники описывают его как приземистого брюнета с красивым задумчивым лицом и располагающими манерами. Но главное, он считался блестящим собеседником с неисчерпаемыми познаниями в самых различных областях, и прежде всего в истории искусств и нумизматике. К тому же он свободно владел французским, итальянским, латынью и древнегреческим языками. Кроме того, он получил и определенный статус после того, как в 1814 году князь Карл Фридрих Мориц фон Изенбург-Бирштейн пригласил Беккера в Оффенбах на должность библиотекаря и сделал его надворным советником. Князь командовал в армии Наполеона прусским полком и прославился тем, что во время войн грабил по всей Европе коллекционеров, собрав фантастическую по тому времени коллекцию античных монет. Беккер получил в свое распоряжение ценнейший материал для криминальных экспериментов. К тому времени он располагал уже целой сбытовой сетью, в которой важная роль отводилась банкирским и торговым домам Европы. Все это в целом составляло, как бы мы сейчас сказали, настоящую «нумизматическую мафию».
«Пекарь античности» (Беккер в переводе с немецкого означает «пекарь»), как его позже прозвали, делал все сам — в этом опасном деле он не мог полагаться на помощников. А это значит, что он для своих 330 монетных изделий изготовил свыше 600 штемпелей! Над некоторыми штемпелями он работал несколько месяцев, выверяя каждое движение своего резца. Но и это еще не все: для того чтобы придать своей продукции античную внешность, Беккер разработал специальную технологию. На рессорах своей двуколки он поместил открытую емкость, в которой вперемешку с металлической стружкой, обильно пропитанной жиром, находились монеты. Когда двуколка проезжала по брусчатке или по проселочной дороге, монеты принимали обильные пылевые или грязевые процедуры и быстро старились.
Более 20 лет Карл Беккер водил за нос всю Европу! Но постепенно, то тут, то там, коллекционеры начали разоблачать «пекаря античности». Чувствуя, что круг сужается, в 1824 году он решается на беспрецедентный шаг, предложив венскому мюнц-кабинету купить у него его штемпеля. При этом он сделал заявление, что никогда не преследовал корыстных целей, а изготавливал подделки для того, чтобы коллекционеры, которые не могут достать настоящие монеты, получили хотя бы их копии. С тех пор прошло двести лет, но современные фальсификаторы, когда их хватают за руку, оправдывают свои действия точно так же, как и Беккер. Увы, ничего не меняется в этом мире…
После того, как произошло саморазоблачение, репутация Беккера была подорвана, и он тихо умирает в 1830 году в одиночестве, не оставив состояния. Любопытно, что при жизни против него ни разу не выдвигалось официальных обвинений, и он не был под судом, поэтому формально Беккер умер честным человеком.
Был ли Карл Беккер преступником, или он просто копировал античные монеты для собственного удовольствия и услаждения взора коллекционеров, не имеющих возможности купить подлинные монеты, как утверждают некоторые его биографы? Большинство думает, что да, был преступником, но какая-то часть правды есть и во мнении других. Тему Карла Беккера можно завершить цитатой из Шекспира: «Дела дурные мы чеканим в бронзе, а добрые мы пишем на воде…» («Генрих VIII», акт 4, сцена 2). Какие бы добрые намерения у него ни были, но дела его в металле будут вечно служить обучению новых поколений коллекционеров.
В заключение этой темы подчеркнем некоторые особенности функционирования сообщества коллекционеров и нумизматов в первой половине XIX века. На наш взгляд, именно этот фактор сыграл основную роль в успехе мафиозного конгломерата, возглавляемого Беккером. В начале XIX века было много коллекционеров античных монет, но отсутствовало само сообщество коллекционеров. Например, Королевское нумизматическое общество Великобритании было основано только в 1836 году. Именно оно взяло на себя издание журнала «Нумизматические Хроники» и финансирование научных исследований в области нумизматики. Американское нумизматическое общество было основано в 1858 году. Российское общество возникло вообще в конце XIX века, хотя мюнц-кабинеты существовали задолго до этого. Скажем, при Московском университете такой кабинет существовал с 1816 года. Итак, налицо ситуация, когда люди собирали монеты разрозненно, общались между собой мало. Возможно, это связано с тем, что позволить себе такое занятие могли себе только люди достаточно обеспеченные, совершенно не случайно такое коллекционирование называлось «королевским хобби». Понятно, что простые смертные не могли ознакомиться с такими коллекциями. Люди плохо представляли, что и у кого есть; литература и каталоги отсутствовали. Фактически одним из первых путешественников по мюнц-кабинетам Европы и был Карл Беккер, который воспользовался этим в криминальных целях. Характерный пример общения коллекционеров мы находим в биографии этого пройдохи. Вот что он пишет фон Габеленцу, известному своей коллекцией античных монет: «Что касается монеты Юлии Тити, она настолько хорошо сохранилась, она так редка и изысканна, что мне трудно с ней расстаться. Прошу Вас проявить еще немного терпения. Вы обязательно получите ее и другие монеты, как я Вам и обещал. Делаю это потому, что рассчитываю и от Вас получить чтонибудь действительно редкое» (см. Вермуш Г. Аферы с фальшивыми деньгами. 1990). Мы видим, что люди обменивались монетами по переписке, не видя самих монет и доверяя своему корреспонденту!
Ситуация совершенно невозможная в наше время. Шокирующие результаты деятельности Карла Беккера, возможно, и стали тем импульсом, который подтолкнул к организации коллекционеров, а также к изданию каталогов античных монет.
Изображения 2.jpg (55.6 Кб, 5 просмотров)



-
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
Мирина "огонь"! Темнос брал в Воронеже.
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
Разные, по-своему красивые Македонские, от прижизненного до 2 века. Классическая красота - Мирина.
Золотой статер, Оценка с ув.
 
А началось с того что у Макрина бороды на портрете нет,,,
Страницы: Пред. 1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 След.

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●