Медаль Гедлингера "Riddarhuset" 1731 (Дворянское собрание).
Аверс - король Швеции Фредерик I. Реверс - фронтальное изображение Дворца Рыцарей. Позади река с кораблями. На площади перед дворцом прогуливающаяся знать, всадники, кареты, паланкин.
Не то,чтобы "пасхалка", но очень яркий и выразительный пример аллегорий и метафор в петровской эпохе (фактически само начало русской медали как таковой), а какие заложены смыслы и язык их воплощения впечатляют-в частности, это сюжет медали 1717 года, эмблематика которой изображает орла (царя), который смотрит на солнце, сидит в гнезде с тремя птенцами (дети Петра1), гнездо расположилось на дереве среди 2 ветвей, одна из которых засохла (намек на крушение надежд, возлагаемых на царевича Алексея), другая ветвь покрыта листьями и цветами... Потрясающий язык символов и очень деликатное обращение с непростыми историческими событиями, учитывая темперамент государя.
Там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости
wwww1111 пишет: Обратите внимание на мужичка в правом нижнем углу реверса, бесстрастно отливающего на дворец.
Ну прямо: „с(с)ущий дьявол“ этот мужичек
По мастерски припрятан, ничего не скажешь. В чувстве юмора ему (Гедлингеру) отказать невозможно. Что-то заставило его так „отшутиться“... надо думать, скорее всего, дворянское собрание крепко поторговалось и подзажало денег, заказывая медаль. А может, не таким уж и благородным оно ему показалось, это самое „дворянское собрание“ с его „рыцарским домом“. Гедлингер сам был старинного дворянского происхождения, так что ему было с кем сравнивать.
Итак о дьяволе, („тьфу,тьфу,тьфу“,- три раза через левое плечо) не к ночи помянут. В средние века олицетворением дьявола считалась мышь. Самая, что ни на есть обычная, маленькая такая, мышь. Так вот, такие „припрятанные мыши“ находят ни где-нибудь, а, аккурат, в церквях и даже городских соборах. Самые известные из церковных "мышей", в германских Любеке и Бремене.
Много легенд связано с появлением этих чертовских символов в богоугодных домах. Одни утверждают, что это сигнал, типа „Ему сюда уже хода нет“, другие версии утверждают, что, якобы, этот символ (мышь) от чумы весь город уберег. Но есть и такая версия... Она бытует среди ремесленного люда. Гедлингер, как раз, относил себя к ремесленникам, а ремесленник это в первую очередь профессионал в своем деле. Итак версия. Так уж повелось, что основным заказчиком для ремесленников, от каменщика до ювелира, в средневековье была церковь. Гедлингер, как раз, начинал с ученика ювелира. Поскольку заказчик везде один, читай "монополист" - церковники диктовали свои цены, и порой буквально обирали исполнителей. Что оставалось мастеровому? Выказать свое отношение к заказчику, да так, чтобы тот не сразу увидел... отсюда и мышь. Маленькая, серая, неброская. Её „высаживали“ в укромных местах постройки, так, чтобы в глаза сразу не бросалась... ну а со временем к ней привыкали, как к достопримечательности. Так вот и мужичка того, который нужду на благородное собрание справляет, на медальке, тоже, небось не сразу заприметили. Он и есть та самая "мышь". Кафедральный собор, Бремен... вот такая картинка
У одного из величайших медальеров 18-го столетия на этой медали это не единственная „мышь“, которую он "высадил". Хотя... Через 5 лет, в 1736 году в Санкт Петербурге, обижаться на плохой гонорар ему не приходилось. И, скорее, из благодарности, а может, теша свое самолюбие, спрятал он почти на три столетия не „мышку“, а "самого себя(!)"на груди у Российской Императрицы. Монограмма на рублевике 1736 года. Буквы посажены без разделяющих точек. Нормально в сокращеннии, он ставил, или „I.C.H.“или „J.C.H.“. Без точек эти буквы должны читаться вместе, т.е.: „ICH“. Личное местоимение, первое лицо, единственное число. В русском языке это пишется одной буквой „Я“ и обозначает только "самого себя, любимого". Так, и только так, следует толковать его послание.
ПС.
Завтра, 14-го марта 2021 года исполняется 250 лет со дня его смерти.
Altairus пишет: то сюжет медали 1717 года, эмблематика которой изображает орла (царя), который смотрит на солнце, сидит в гнезде с тремя птенцами (дети Петра1), гнездо расположилось на дереве среди 2 ветвей, одна из которых засохла (намек на крушение надежд, возлагаемых на царевича Алексея), другая ветвь покрыта листьями и цветами...
Смело. Но, на мой взгляд, почти полностью не соответствует изображенным реалиям и символам. Медаль чеканена на учреждение коллегий. Орел - аллегорическое изображение верховной власти, символ Юпитера, иносказательно орел отображал высший разум и свободу, доступную только государям. Дерево слева - не засохшие ветки, а дуб, скорее всего, что тоже символ государственности и аллегорический атрибут Юпитера. Дерево справа не разберу, гадать не хочу. Под образом царя помещены три "птенца гнезда Петрова" - Меншиков, Головкин и Апраксин, которые возглавили соответственно три важнейшие петровские коллегии, военную, иностранных дел и адмиралтейств-коллегию. На декабрь 1717 мужеска пола детей у Петра было двое, а не трое, третий умер в начале 1717. Старший же, может быть и вообще был еще в розыске, и согласно политическим раскладам никак не мог попасть ни на какую медаль, ведь изначально Петр задумал оставить после себя сына Павла, а не старшего, которому до побега предлагали постриг. Какая уж тут медаль и засохшая ветка.
Тимофей пишет: Дерево справа не разберу, гадать не хочу.
А вообще я подумал, и мне кажется, что дерево справа - гранат. Похоже визуально и по смыслу. В книге Одноралова "Техника медальерного искусства" он упомянут как символ согласия и единения, сюжет оказывается, для медалей известный. А в книжке Лучии Импелузо "Природа и ее символы" про гранат написано, что не раз использовался аллегорически в изобразительном искусстве, как атрибут согласия и беседы. Коллегии должны были обсуждать и вырабатывать коллегиально согласованные решения царя, может быть как раз в этом и смысл.
Тимофей пишет: Смело. Но, на мой взгляд, почти полностью не соответствует изображенным реалиям и символам. ... Какая уж тут медаль и засохшая ветка.
В этом вопросе привык больше доверять мнению ученых, в частности Щукина Евгения Семеновна считала иначе, она в этом деле величина, ссылка на всякий случай, если кто не знает о ком речь: https://www.staraya-moneta.ru/biography/test/?ELEMENT_ID=1565
Там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости
Тимофей пишет: Восстановленная после войны и разрушений. Там подлинного не так много сохранилось.
Да простит меня ТС, не хотелось уходить от темы... Кафедральный Собор г. Бремен апрель 1945 года. Ему, как бы "повезло", обе башни пережили 173 авианалета.
Думаю, мышь оригинальная. Cогласись, не суть же дела, оригинальная она или нет, суть - не я её придумал... как уже сказал, "церковные мыши", кроме Германии, по всей Европе представлены. Есть в Италии , Франции, Испании.
Вообщем, я к чему... мышь имеет свое место в церкви. Выпячиваться ей не дают, но и выгнать не получается. Так что, аналогию с "сюрпризами" от медальеров считаю уместной. Касаемо версии, что мыши эти - проделки обидчивых ремесленников, не в Интернете вычитал. От конкретных, и не в первом поколении, мастеров слышал. Так уж случилось, повезло познакомиться.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Altairus пишет: привык больше доверять мнению ученых, в частности Щукина Евгения Семеновна считала иначе,
Да это, пожалуйста. Евгения Семеновна, безусловно, была и всегда останется первой звездной величиной, это никто не оспаривает. Один из ее трудов у меня на письменном столе бардаке лежит, вот буквально ночует там уже не первую неделю, я не шучу.
Но, как говорится, каждый по-своему прав, а по-моему нет. Своим познаниям я доверяю больше, любые теории привык осмыслять критически. Тем приятнее истина. Третьего наследника при всем желании не придумать к сюжету, и засохшее дерево иконографически не может иметь листьев или почек.