Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228
   


Реклама. Рекламодатель: ООО "Лигал Мил" ИНН 7703785411
Страницы: 1
Рубль 1895 "Малая голова" все-таки существует?
 



Уважаемые господа!
Я очень уважаю ваше профессиональное мнение, поэтому буду признателен, если вы сможете его высказать по интересующему меня вопросу.
Дальше идет много текста, но его прочтение займет у вас не больше 5 минут… Гарантирую.
Интересные, на мой взгляд, фотографии прилагаются.
Сразу оговорюсь, что если кто-то захочет рассмотреть монету при большем разрешении – смело пишите. С удовольствием всем отвечу.
Заранее всех благодарю.

В настоящее время среди рублей 1895 года чекана выделяют 2 штемпельные разновидности:
1.   Шт1 - Выпуклый чекан (Рельефная прическа, Широкий кант, Обрез шеи закрытый) – Казаков № 9, Адрианов - Штемпель № 2 Рублей Н2;
2.   Шт 2 - Плоский чекан (Узкий кант, Обрез шеи открытый) – Казаков № 10, Адрианов – Штемпель № 1 Рублей Н2.
В ряде каталогов (Уздеников, Биткин, Северин) штемпельные разновидности для Р-1895 не выделяются.
По рублям следует отметить:
1.   Казаков полагает стоимость Шт1 и Шт2 равными, Адрианов считает Шт2 на 70% дороже, чем Шт1. По моему субъективному мнению оценка Адрианова более адекватна - Шт2 встречается намного реже (где-то 1:4), поэтому для собирателей штемпельных разновидностей представляется более трудной целью. Для всех остальных коллекционеров рубли 1895, безусловно, равнозначны.
2.   Шт1 еще некоторое время продолжает использоваться на монетном дворе СПБ в 1896 году, после чего, видимо, отправляется на Парижский монетный двор. Поэтому рубли с Шт1 редко встречаются среди массы обычных АГ 1896 г, но, учитывая общий тираж этого года, не являются абсолютной редкостью.
Доработанная версия Шт 2 – «Портрет и борода малорельефные» начинает в 1896 году использоваться на питерском мондворе. Монеты такого типа чеканятся вплоть до 1897 года.
Информация о других вариантах штемпеля Р-1895 года мне не встречалась. Хотя я прекрасно понимаю, что это ни о чем не говорит.

Позволю себе ряд предположений общего характера:
Одновременно с выпуском рублей с изображением нового императора начинается чекан полтин (1895 год), а затем 25коп (1896 год). Важно отметить, что в качестве портрета на монетах младшего номинала всегда использовался один из рублевых портретов. Этот факт повторял ситуацию с портретными полтинами и четвертаками Александра 3 – там использовался вариант «малая голова» с рублевиков.
Зададимся вопросом – а могут ли быть на младших номиналах портреты, которых нет на старших? Иными словами, резались ли портреты специально для полтин?
Технологически это нецелесообразно - ведь медальер всегда гравировал большой портрет, который затем, при необходимости, масштабировался до площади нужного размера (Рубля, Полтины, 25 копеек). Кроме того, в случае использования различных образов нарушается принцип единообразного оформления монетного ряда.
Предположение № 1 – у каждой портретной полтины А3 и Н2 есть соответствующий рублевый прообраз.
Зададимся еще одним вопросом – а что является вертикальной осью монеты? Иначе говоря, как нам определить точку верха и низа? В случае реверса все просто – это мысленная ось, проходящая через центр монеты параллельно оси симметрии государственного орла. А вот как быть с аверсом? В случае с рублями А3 – тоже все достаточно просто. Монета расположена вертикально, когда голова императора расположена прямо. А прямое положение головы определяется по переднему обрезу шеи. Поэтому вертикальная ось на рублях А3 проходит через середину монеты, параллельно обрезу шеи. Именно в этом месте находится декоративный элемент «цветок» в надписи легенды – который хорошо разделяет ее начало и конец. Такая компоновка элементов делает аверс в целом легко воспринимаемым.
А что в случае рублей Н2? Дизайн лицевой стороны претерпел существенную переработку. В нем впервые применен прием, когда надпись легенды разделена на две отдельные дуги. Обычно легенда была круговая, в ряде случаев разделялась портретом снизу. Иногда корона разделяла ее сверху. Но даже в этом случае, учитывая небольшой разрыв, она воспринималась как целое.
Но в случае двух дуг, как оказалось, все гораздо сложнее.
Во-первых, они должны быть равными по размеру. Этого добиться несложно. Легенда на рубле Н2 разбита на 2 фрагмента:
ЛФ - «б.м.николай и императоръ» - 24 символа («и» имеет тот же размер что и II)
ПФ - «и самодержецъ всеросс.» - 22 символа.
Если убрать точки – они практически равны по размеру 22 и 21 соответственно.
Во-вторых, они должны восприниматься как цельные дуги. Это особенно хорошо видно на левой надписи. Она видится единым графическим элементом. Такой эффект достигается за счет малого расстояния между словами – они меньше одного печатного символа. В принципе, это нарушает правила типографики. На рублях А3 подобного НЕ допускалось – там расстояния намного больше, что делает надпись естественной и легко читаемой.
Почему же на рублях Н2 использовался именно такой прием? Потому что, если сделать надпись в соответствии с правилами – общее оформление легенды воспринимается гораздо хуже. Это будет «разрыв в разрыве». Как надпись выглядит в этом случае – см. фотографии ниже.
В-третьих, расположение дуг само по себе должно быть симметрично относительно вертикальной оси. В противном случае, будет казаться, что одна часть надписи «проваливается», а другая «наоборот» нависает.
Это приводит нас к появлению второй оси монеты – «оси надписей легенды». Монета будет выглядеть правильной, если эти две оси будут как минимум параллельными. Если не соблюдать это правило, портрет будет завален вверх либо вниз.
В-четвертых, портрет должен быть каким-то образом вписан в круговую надпись. Здесь следует принять во внимание, что нижний разрыв между надписями легенды должен быть всегда меньше чем верхний. Если сделать наоборот, будет казаться, что голова «выпадает» из надписи вниз. Зададим себе очередной вопрос – как можно «вписать» портрет в надпись легенды? Классический и естественный вариант – «голова в обрамлении». Но для этого портрет должен быть размещен внутри НИЖНЕГО интервала. Мы же наблюдаем обратную ситуацию – на рублях Н2 задний обрез шеи ВСЕГДА заходит за надпись, а передний край находится на большом расстоянии от левого текста. Иными словами, нижняя часть портрета не помещается в интервал между надписями. Почему пошли на такое решение? По моему скромному мнению, это объясняется проблемами в верхней части – там ведь интервал между фрагментами больше, а профиль человеческой головы не симметричен. Если «вставить» портрет в меньший отрезок, то с учетом особенностей человеческой анатомии расстояние до верхнего края слева будет всегда существенно больше, чем справа. А это приведет к тому, что портрет будет казаться «завалившемся» на правую сторону.
В обычных рублях Н2 за счет размера портрета и его взаимного расположения с надписями добились малого расстояния между лбом и левым текстом. Причем если на ранних штемпелях верхние границы текста строго симметричны относительно вертикальной оси (шт. 1895), то на поздних – левый текст немного сдвинут по часовой стрелке (шт. 1899), что еще больше приблизило надпись ко лбу Н2.
Есть еще одно обстоятельство, на которое хочется обратить внимание. Рубли А3 обладают более рельефным портретом - особенно в области прически. Практически всегда волосы в районе височной области стерты, даже при высокой сохранности остальных элементов.
Данная проблема имеет два пути решения:
1. Сделать портрет менее рельефным. Тогда он будет стираться более равномерно при хождении
2. Сделать прическу без волос – передать только ее форму. Для такой прически хождение имеет менее пагубные последствия. Первоначальный объем теряется, но в целом портрет сохраняется.
Однако и здесь есть одно «НО» - портреты Н2 гораздо больше, чем А3. Если мерить рост «от макушки до нижнего обреза шеи» - 23 мм - А3, 26 – Н2 (1896). Получается, что линейные размеры головы Н2 примерно на 13% больше. Если использовать вариант с рельефной прической, то это приведет к еще большему возвышению верхних элементов над полем и, как следствие, более интенсивному стиранию.
Резюмируем сказанное выше:
Новый дизайн монет Н2 потребовал определенного размера и точной компоновки элементом аверса. В рублях Н2 соблюдено выполнение следующих правил:
-  надписи легенды расположены симметрично;
-  голова расположена прямо (по левому обрезу шеи);
- портрет расположен симметрично (площади фигур, на которые вертикальная ось делит портрет, примерно равны);
-  голова «правильно вписана» в круговую надпись (малое расстояние до букв верхнего сегмента);
-  портрет не имеет сильно выступающих частей.
За счет чего этого удалось добиться:
-  надписи легенды «растянуты», чтобы иметь большую дуговую длину. Межбуквенные интервалы большие;
-  портрет имеет бОльшие размеры;
-  правый нижний обрез шеи заходит за надпись – она не вписана в промежуток. Хотя на ранних рублях Н2 старались сделать этот зазор минимальным – обрез не заходит за «СС».
- передний край обреза шеи находится на большом расстоянии от начала надписи.
-  пластическое решение резчика, добившегося равномерности рельефа на всей площади портрета.
Предположение № 2
Можно ли добиться столь удачной и правильной компоновки сразу? Ведь некоторые решения даже являются некоторым нарушением канонов?
Можно сделать предположение, что в случае рублей Н2 тоже создавались пробные экземпляры, на которых отрабатывался финальный вид монеты?
Перейдем теперь к сути вопроса:
У каталогах уважаемых В.В.Казакова и Биткина есть ссылка на полтину 1895-«Малая голова». В обоих используется одна и та же фотография ужасного качества, взятая, насколько я понимаю, из каталога-аукционника Джулиана. Но у Владимира Васильевича фотография больше, поэтому ориентироваться будем на нее.
К определению «малая голова» позволю себе добавить еще несколько признаков, характеризующий данную монету.
1.  Ее можно также назвать «широка шея».
Отношение размера шеи (на уровне края заднего обреза) к размеру головы (на уровне глаз) составляет 11:17=64%. В то время как на обычных рублях Н2 (Шт 1899) – только 9:17=52%. Скажем прямо «малая голова» расположена на «богатырской шее». На ординарных рублях Н2 используется вариант более «аристократических» пропорций.
2.  Ее можно назвать «высокий рельеф». На фотографии угадывается объемная прядь волос в височной области. На фотографии, кстати, не видно и волос прически. Дело тут не только в низком разрешении, похоже, их вообще не должно быть.
3.  Портрет вписан в надпись «снизу». Видно, что обрез шеи не пересекает надпись. Заметим, что в случае полтин это правило всегда старались соблюдать – портрет не заходит на надпись сзади, передний обрез максимально приближен к левому фрагменту. Идеально сбалансирована, на мой взгляд, полтина Образца-1899 года (которую затем чеканили вплоть до 1908 года). Но это объяснимо. Полтина меньше – меньше длина окружности. Надпись определенной длины занимает на ней большую дугу и проблема верхнего интервала решается сама собой.
В настоящий момент данная полтина известна в единственном экземпляре. Это говорит либо об очень малом тираже, либо о том, что эта была пробная монета, каким-то образом попавшая в обращение. Но почему только полтина? Ведь раньше (до Н2) изготавливались пробные экземпляры именно рублей. Эта большая по размеру монета, являющаяся основной денежной единицей.
Может быть, в случае Н2 решили отойти от этой традиции и изготовили пару (Рубль + Полтина)? Иными словами, существование рубля 1895 «Малая голова» видится очень вероятным.
Я прошу Вас посмотреть на изображение прилагаемой монеты:
1.  По моему скромному мнению, она имеет ряд признаков, позволяющих с высокой уверенностью утверждать, что это чеканное изделие. Сразу скажу, что она звенит и держит вес. Искренне надеюсь, что хотя бы в этом вопросе уважаемые участники форума со мной согласятся.
2.  Она датирована 1895 годом, когда началась чеканка монет Н2.
3.  По своему оформлению она тождественна Полтине 1895 «Малая голова»:
-  Имеет те же пропорции портрета (выдерживается соотношение Шея/Голова);
-  Также имеет высокий рельеф и отсутствие волос на прическе;
-  Сам портрет имеет меньшие размеры.
Видно, что здесь компоновка выполнена по «классической» технологии, которая затем была существенно переработана. На монете видна отчаянная попытка вписать портрет в нижний разрыв между надписями. Для этого даже пришлось немного повернуть портрет по часовой стрелке. Черная нить на фотографии – ось реверса. Видно, что левый обрез шеи ей не параллелен. В итоге взгляд императора направлен чуть вверх.
Но основные проблемы наблюдаются в верхнем секторе. Портрет «завален» вправо из-за большого свободного пространства в верхней левой четверти. Круговая надпись намного короче – шрифт имеет меньшую разрядку, чем обычно. Хотя интервалы между словами шире – соответствуют правилам типографики. Меньший размер головы + меньшая длина легенды привели к тому, что расстояние до левого сегмента резко увеличилось со всеми вытекающими отсюда последствиями…
Наконец сам иконографический образ императора резко отличается от привычных нам портретов. На мой взгляд, это очень профессиональная работа резчика (а других к такому делу, наверное, не допускали), но это просто «другая» работа. Мне кажется, что он меньше соответствует образу 27 мужчины (хотя возможно, что портреты старались делать с «заделом» по возрасту, чтобы не менять портрет в течение длительного времени). В любом случае такого Н2 на монетах мы больше не встречали.
В итоге мы имеем красивый, но неудачно скомпонованный рубль, наглядно показавший трудности оформления лицевой стороны монеты в случае сегментированной легенды.
Как Вам кажется, может ли быть данная монета недостающим элементом пары пробных монет «Малая голова» 1895 года?
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 15 лет с даты регистрации
 
Цитата
NewComer пишет:
Монета расположена вертикально, когда голова императора расположена прямо. А прямое положение головы определяется по переднему обрезу шеи.
А можно вот этот момент проиллюстрировать? Как-то не понятно, что такое "передний обрез шеи", а очень интересно.
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 10 лет с даты регистрации
 
для  наглядности нужно сделать  общее фото:   типичный  портрет и тот, о котором  речь  идет в теме и все  станет  понятно и  очевидно без лишних слов
NEW! Каталог серебряных рублей императрицы Елизаветы I (часть 2, СПБ: 1751-1761)- открыт предзаказ
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Торговая тема пользователя занесена в Золотую коллекцию выдающихся продаж на Старой монете За получение 100 положительных отзывов за продажи на форуме Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 10 лет с даты регистрации
 
Господа!
Наверное нужно было поступить проще. Для начала просто убедиться, что обсуждаемый штемпель отличается от обычного портрета.
Прилагаю для сравнения две фотографии:
- обычный портрет;
- портрет из темы.

А то пока действительно нет предмета для обсуждения...

На обычном я красным цветом выделил существенные отличия, о которых так долго писал.
Посмотрите, пожалуйста.

Правильно ли мое предположение, что это другой штемпель?

Заранее всех благодарю...

Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 15 лет с даты регистрации
 
То что штемпель другой это однозначно и голова меньше тоже....
За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 10 лет с даты регистрации
 
Приветствую!
Благодарю, что Вы разделяете мое мнение.
Поэтому у меня возник вопрос - почему об этом штемпеле никто никогда не упоминал?

Все-таки, это, как минимум, третья штемпельная разновидность 1895 года...

С уважением...
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 15 лет с даты регистрации
 
Действительно интересно. Даже не вдаваясь в размеры портрета - расположение СС. Посмотрел на молотке - ни одного подобного не увидел.
15 лет с даты регистрации
 
Если монета подлинная - то, кмк, весьма вероятно, что это и правда "недостающее звено", т.е., пробник.
Хорошо бы ее в ОД ГИМ на экспертизу отнести.
И еще показать, к примеру, Казакову.

Цитата
NewComer пишет:
Одновременно с выпуском рублей с изображением нового императора начинается чекан полтин (1895 год), а затем 25коп (1896 год).
Поправка: четвертаки тоже начали чеканить в 1895 году, вообще-то.
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 15 лет с даты регистрации
 
Цитата
NewComer пишет:
Поэтому у меня возник вопрос - почему об этом штемпеле никто никогда не упоминал?
А не знали или не могли подтвердить доказательно.
Если это подлинник, конечно.

Я вот нашел рубль 1901АР со старым типом портрета - о котором слухи ходили, но он тоже ни у кого не был описан.
(Я писал об этом, кажется, и на этом форуме).
Один очень уважаемый эксперт его было раскритиковал, тогда я отнес его Казакову, и еще получил бумагу ОД ГИМ, после чего мои сомнения отпали.
Это было 2.5 года назад, а теперь мне известно уже 3 экз.
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 15 лет с даты регистрации
 
Цитата
Григорий пишет:
А не знали или не могли подтвердить доказательно.
Если это подлинник, конечно.
Приветствую!
Да, вопрос определения подлинности - это безусловно, сложная задача.
Пока лишь с высокой степенью уверенности можно утверждать, что монета чеканена.

Значит, пойду в ГИМ...

Цитата
baz1960 пишет:
Действительно интересно. Даже не вдаваясь в размеры портрета - расположение СС. Посмотрел на молотке - ни одного подобного не увидел.
У всех портретов Н2 край шеи всегда заходит за надпись. Чтобы он помещался в нижнем промежутке между надписями его нужно повернуть по часовой стрелке. В этом случае взгляд будет направлен не прямо, а вверх - как на обсуждаемой монете. Это неправильно и от такого решения затем, судя по всему, решили отказаться. На картинке видно, что передний край шеи не параллелен вертикальной оси. На всех остальных рублях он всегда параллелен - именно поэтому голова смотрит прямо.


.

С уважением...
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 15 лет с даты регистрации
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●