Мой анализ характеристик портрета (не ругайтесь, если покажется флудом).
Портрет как жанр многозначен, и его характеристики зависит от исторической эпохи.
Значит нужна характеристика искусства этой эпохи (в другой раз).
Портрет — это повторение в ПЛАСТИЧЕСКИХ формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Диалектика ПЛАСТИКИ и ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
При анализе поджанров портрета, допустим, на основе статьи в Википедии (далеко ходить не будем), приходим к выводу,
что реалистичность и схожесть может нивелироваться, в зависимости от задач, задумки автора и желания заказчика.
Некоторые интересные нам поджанры (нужные слова подчеркнул):
1 Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого ПО ВОСПОМИНАНИЯМ или ВООБРАЖЕНИЮ мастера, на основе ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
2 Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан ПОСЛЕ СМЕРТИ изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью СОЧИНЕННЫЙ.
3 Портрет-тип — СОБИРАТЕЛЬНЫЙ образ, структурно близкий портрету.
4 Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, МИФОЛОГИЧЕСКОГО, исторического, ТЕАТРАЛЬНОГО или ЛИТЕРАТУРНОГО персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе».
В результате в рамках любого из перечисленных поджанрах можно говорить лишь об "УБЕДИТЕЛЬНОМ" портрете. Хороший, виртуозный портрет, совсем не обязательно будет похожим на натуру.
В хорошем искусстве любой эпохи, тем более древнем, всегда органично сплавлены идеальное и реальное, то есть НЕРАЗРЫВНО.
Забавно, но это как в обход в провинциальном худ. вузе -- рисуют одну натуру, а все портреты - разные.
Портрет как жанр многозначен, и его характеристики зависит от исторической эпохи.
Значит нужна характеристика искусства этой эпохи (в другой раз).
Портрет — это повторение в ПЛАСТИЧЕСКИХ формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Диалектика ПЛАСТИКИ и ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
При анализе поджанров портрета, допустим, на основе статьи в Википедии (далеко ходить не будем), приходим к выводу,
что реалистичность и схожесть может нивелироваться, в зависимости от задач, задумки автора и желания заказчика.
Некоторые интересные нам поджанры (нужные слова подчеркнул):
1 Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого ПО ВОСПОМИНАНИЯМ или ВООБРАЖЕНИЮ мастера, на основе ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
2 Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан ПОСЛЕ СМЕРТИ изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью СОЧИНЕННЫЙ.
3 Портрет-тип — СОБИРАТЕЛЬНЫЙ образ, структурно близкий портрету.
4 Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, МИФОЛОГИЧЕСКОГО, исторического, ТЕАТРАЛЬНОГО или ЛИТЕРАТУРНОГО персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе».
В результате в рамках любого из перечисленных поджанрах можно говорить лишь об "УБЕДИТЕЛЬНОМ" портрете. Хороший, виртуозный портрет, совсем не обязательно будет похожим на натуру.
В хорошем искусстве любой эпохи, тем более древнем, всегда органично сплавлены идеальное и реальное, то есть НЕРАЗРЫВНО.
Забавно, но это как в обход в провинциальном худ. вузе -- рисуют одну натуру, а все портреты - разные.