31.01.1880 Kaiku № 5
За торговлю фальшивыми деньгами местный суд приговорил купца Пиетари Рёнкя из Иинсалми к бесчестию и уплате штрафа в размере 76 марок 80 пенни, при этом купец Авраам Лаппалайнен, житель Киурувеси, который также был обвинен в торговле фальшивыми деньгами, был признан невиновным, показав, что он отдал господину Рёнкя не ту банкноту в пятнадцать марок, которую последний затем попытался предложить в качестве оплаты в магазине купца Хехконена.
На илл. 08 приведена лицевая сторона поддельной банкноты SYP номиналом 100 марок. При ее изготовлении также не удалось избежать ошибок: английский текст написан как ONE HUNTRE MARK, русский вариант выглядит как СТО МАRКЪ, а французский вместо CENT MARCS имеет вид GENT MARES. Налицо преимущество знания иностранных языков в борьбе с подделками!
Илл. 08. Поддельная купюра SYP достоинством 100 марок с характерными ошибками.
В местной печати все чаще встречались краткие сообщения о выявлении все новых подделок! Стало понятно, что с жителями Киурувеси надо быть осторожным! А то, что предметы их творчества обычно не раз переходят из рук в руки, прежде чем вся правда выйдет наружу, ясно показывают следующие газетные новости.
14.04.1880 Päijänne № 15
Фальшивая банкнота в 100 марок из "Банка Киурувеси" была выявлена в Хюринсалми. Мужчина из Ристиярве продал свою лошадь на рынке в Каяани жителю Киурувеси, а, получив деньги, на них же купил другую лошадь у купца Ойкариса. <…>
07.09.1880 Koi № 36. Фальшивые деньги
Недавно у нас была обнаружена фальшивая стомарочная купюра, изготовленная по мотивам банкнот SYP. Житель Оривеси сначала заплатил ею кожевнику Салмеле при покупке шкур, а от него они попали к торговцу Марсену, которым были отправлены для оплаты на таможню, где их, наконец, признали фальшивыми. Виновник попал в тюрьму, и вчера в апелляционном суде этот вопрос уже оказался на повестке дня, но рассмотрение пока отложено из-за отсутствия необходимых доказательств.
24.11.1880 Åbo Underrättelser № 321. Торговля фальшивыми частными банкнотами
В суде по делам о банкротстве в Оулу девица Сара Пиетари при официальном содействии местного чиновника Густава Топпелиуса обвинила господина Йохана Айнасойю и домоправителя Хенрика Йоентакаса из Пидисъярве в том, что 18 сентября 1880 года в магазине чернорабочего Улофа Кортетъярви, где Сара Пиетари была управляющей магазина, ей пытались вручить заведомо ложную купюру 100 марок, выпущенную SYP.
Постановлением суда от 6 октября 1880 г., согласно ч. 3 гл. 8 Уголовного кодекса, Айнасойю был приговорен к лишению чести и уплате штрафа в размере 76 марок 80 пенни, а в случае неплатежеспособности – к заключению в тюрьме на 12 суток на хлебе и воде. <…> Йоентакаc же, несмотря на отягчающие обстоятельства и очевидную осведомленность в составе преступления, был оправдан, поскольку постоянно отрицал свою причастность к событиям.
Апелляционный суд Ваасы, где рассматривалось дело, в своем решении от 17 ноября 1880 г. признал Йоентакаса виновным в равной степени и приговорил его к тому же наказанию, что и Айнасойя, и частично компенсировал Саре Пьетаринен и свидетелям присужденную компенсацию.
Как мы уже упоминали, наказания за распространение фальшивых денег кажутся довольно мягкими. В данном случае было обнаружено 100 марок фальшивых денег, которые явно предназначались для распространения, а назначенный штраф составил всего 76,80. Приговор сопровождался оговоркой, согласно которой в случае неплатежеспособности в качестве альтернативы штраф может быть заменен двенадцатидневным тюремным заключением с водой и хлебом.
В связи с состоявшимся в ноябре 1880 г. заседанием банковского совета SYP было заявлено, что приговоры, вынесенные несколькими судами против фальшивомонетчиков, недостаточно суровы, ибо подделка частных ассигнаций не влечет за собой более строгого наказания, «чем предписывается за удаление, добавление или изменение чужого имени или печати, то есть к штрафу всего в сорок серебряных талеров, что эквивалентно 76 маркам 80 пенни, и к потере чести». Для того чтобы добиться изменения положения дел, были необходимы более активные действия.
Именно легкостью наказания можно объяснить популярность банкнот SYP среди фальшивомонетчиков и распространителей фальшивых денег. Приговор за подделку ассигнаций Банка Финляндии был значительно суровее: наказание в виде многих лет тюремного заключения или даже отправку на каторгу в Сибирь.
Из-за фальшивомонетничества, которое уже достигло потрясающих масштабов - в основном в виде продуктов «Банка Киурувеси», представленных в этой статье, - руководство SYP приняло решение в 1880 году обновить банкнотный фонд в связи со сложившейся ситуацией. Внешний вид и технология изготовления новых банкнот должны были быть такими, чтобы их было очень трудно воспроизвести. Дизайн банкнот в 25 и 100 марок (банкнота в 15 марок больше не выпускалась, поскольку Сенат 20 мая 1880 года в своем решении отказал SYP в разрешении на выпуск этого номинала) был доработан художником Йоханом Якобом Аренбергом (илл. 09) и стал печататься в известной лондонской типографии Bradbury, Wilkinson & Co, известной наработками в области защищенной полиграфии. Эти новые банкноты были отправлены в отделения банка в сентябре 1882 года. Общее количество банкнот второго выпуска было следующим:
25 марок – 88 700 шт.
100 марок – 15 800 шт.
Илл. 09. Банкноты 25 и 100 марок SYP выпуска 1882 года
В последующие годы выявление подделок проводилось не менее интенсивно. Чтобы как-то исправить ситуацию, отдельные инициативы предпринимались даже на уровне парламента.
14.03. 1882 Kaiku № 9 (г. Оулу)
24 числа прошлого месяца депутат Тикканен потребовал, чтобы к фальшивомонетчикам банкнот SYP применялось такое же наказание, что и к фальшивомонетчикам банкнот Банка Финляндии. Основной причиной петиции было существование известного «Банка Киурувеси», чей бизнес трудно закрыть, когда по действующим законодательным нормам его дельцы не могли быть приговорены к штрафу более чем в 76 марок и 80 пенни.
Ходатайство поддержали депутаты от Риихимяки, Оянен, Пухакка и Няндер, которые заявили, что такая подделка банкнот наносит ощутимый ущерб частным лицам <…>
Против петиции выступили депутаты Swedberg, Hegerström и Costiander, предполагая, что сам SYP должен предпринять соответствующие действия, если сочтет это необходимым; кроме того, говорят, что SYP готов выкупить все свои банкноты, и в этом случае петиция становится излишней. При голосовании петиция была отклонена 28 голосами против 26.