Реклама. Рекламодатель: ИП Былинский Алексей Эдуардович ИНН 771889590898
   


Реклама. Рекламодатель: ООО "Лигал Мил" ИНН 7703785411


На главную страницу Библиотеки

Вклад Императрицы Екатерины II в развитие русского медальерного искусства. Гаврилова Л.М.

Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все

Идея принятия наследия Петра I императрицей Екатериной II сталя центральной в ряде медалей. Среди них медаль в память 50-летия Академии наук (1776) (рис. 3).
Медаль в память 50-летия Академии наук. Медальеры: С. Юдин, И.Г. Егер, 1776
Рис. 3. Медаль в память 50-летия Академии наук. Медальеры: С. Юдин, И.Г. Егер, 1776

Надпись на се оборотной стороне гласит, «ЕЮ ПРОЦВЕТАТЬ НАСАЖДЕНIЯ ПЕТРОВЫ». Композиция и легенда оборотной стороны следующей медали - в память открытия монумента Петру I в Петербурге в 1782 г. - является наиболее выразительной в плане утверждения вышеназванного постулата. На лицевой стороне помещен погрудный портрет Екатерины II, а на оборотной стороне - изображение конной статуи Петра I на гранитной глыбе. Надпись на глыбе: «Петру I Екатерина II», в обрезе «ЛЕТА 1782 АВГУСТА 6 ДНЯ». Отсутствие надписей на медали, кроме надписи на постаменте, акцентирует основную идею: преемницей великих дел Петра (он первый) является Екатерина (вторая, после Петра). Императрица очень любила эту медаль и широко использовала ее в качестве дипломатических даров.

Увлечение Екатерины историей России и медальерным искусством нашло также свое отражение в написании ею исторического сочинения под названием «Записки касательно российской истории» (1783 - 1794) и в создании проектов медалей на изложенные исторические события [4]. Екатерина составила 235 проектов медалей на события российской истории. Они охватывали период с 862 по 1132 г. (со смерти легендарного Гостомысла до конца правления Мстислава I). Под ее контролем были реализованы 94 проекта, выпуск медалей исторической серии продолжался вплоть до смерти Екатерины в 1796 г. Над изготовлением штемпелей медалей работали лучшие русские резчики: С. Юдин, Т. Иванов, П. Бобровшиков, Н.А. Алексеев.

Осуществленные проекты медалей императрицы выстраивают впечатляющий зрительный ряд большой силы воздействия. Перед нами предстают легендарный Рюрик с братьями, готовые перейти границу с русскими землями; разворачиваются картины из жизни княгини Ольги. Екатерина II считала глупой выдумкой историков факт жестокой и беспощадной расправы Ольги над древлянами [5]. Поэтому в изображении оборотной стороны медали «На победу Святослава и 
Ольги в краю древлянском» мы видим вполне мирную картину, где княгиня Ольга со Святославом обозревают раскинутые за рекой поля и жилища древлян.

В исторической серии медалей императрица наряду с Петром выстраивает своих героев-предшественников в лице выдающихся великих князей, проектируя на прошлое образ своего правления.Таким образом, выдвигается совершенно новая идея - деятельность таких правителей, как Ольга, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, как и Петр и сама Екатерина, во благо, просвещение и процветание России внутренне присуща русской монархии [6]. Кроме всего прочего, этим объясняется горячее желание императрицы быстрее увидеть реализованными свои проекты исторической серии медалей.

Известная английская исследовательница эпохи Екатерины II Исабель де Мадариага отмечает, что двор монарха был не просто частным жилищем государя. Он являлся центром, излучавшим традиции культуры на всю страну, куда только доходил этот свет. И в этом смысле Екатерина II дала гораздо более сильный толчок интеллектуальной жизни в России, чем ее многие предшественники [7]. От Екатерины II, увлекавшейся медальерным искусством, исходил мощный импульс для подражания. Ее увлечения разделяли не только ее близкие друзья, но и члены императорского двора. Резьбе на камне и стали обучалась, например, Мария Федоровна (супруга Павла), обнаружив значительный к этому талант. Большое влияние на Екатерину II оказал ее фаворит Александр Ланской. Под его воздействием интерес императрицы к геммам и медальерному искусству стал серьезным.

Фаворит разделял вкусы императрицы, между ними была особая духовная близость. Об этом мы узнаем из письма Екатерины II ее французскому корреспонденту Гримму после трагической смерти A. Ланского: «Моего счастья не стало. Я думала, что сама не переживу невознаградимой потери моего лучшего друга… Я надеялась, что он будет опорой моей старости: он усердно трудился над своим образованием, делал успехи, усвоил себе мои вкусы. Это был юноша, которого я воспитывала, признательный, с мягкой душой, честный, разделявший мои огорчения, когда они случались, и радовался моим радостям». И в завершение императрица добавляет: «Не могу ни спать, ни есть; чтение нагоняет на меня тоску, а писать я не в силах…» [8].

Удивительно, что в эти тяжелейшие для императрицы дни, она вынашивает идею увековечения образа любимого человека и… проектирует медаль в память о своей любви.

Следует подчеркнуть, что при Екатерине II значительно увеличивается число персональных медалей, призванных отметить конкретные заслуги подданных перед троном и отечеством. Такого рода медали имели большое воспитательное значение и призывали граждан к верному служению России. Выпуск медали в честь частного лица воспринимался современниками как знак высокого отличия. Этой чести были удостоены А.Г. Орлов - за Чесменское сражение 26 июня 1770 г., И.И. Бецкой - за основание воспитательных и учебных заведений в Москве и Петербурге, Г.А. Потемкин - за победы в русско-турецкой войне 1787-1791 гг., за вклад в освоение вновь приобретенных территорий в результате русско-турецких войн, А.В. Суворов - за одержанные победы под Измаилом, Фокшанами, Кинбурном и Рымником в 1787, 1789 и в 1790 гг. и др. О личном участии Екатерины II в проектировании некоторых персональных медалей говорят принадлежащие ей легенды реверсов медалей, посвященных А.Г. Орлову за победу под Чесмой в 1770 г., (рис. 4).
Медаль в честь графа А.Г. Орлова за победу под Чесмой в 1770 г. Медальер И.Б. Гасс 1770-1771
Рис. 4. Медаль в честь графа А.Г. Орлова за победу под Чесмой в 1770 г. Медальер И.Б. Гасс 1770-1771

Г.Г. Орлову за избавление Москвы от моровой язвы в 1771 г., а также автограф императрицы от 30 июня 1789 г., свидетельствующий о сочинении ею легенд для трех вариантов памятных медалей в честь Г.А. Потемкина.

Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все

Источники:  Сборник Московского нумизматического общества № 14, 2007 г.
Автор:  Гаврилова Л.М.
Прочитано 460 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Настольные медали, жетоны, знаки Московское нумизматическое общество (МНО)

Поблагодарили: 3 чел.

На главную страницу Библиотеки


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях