Во второй половине XVIII в. неизмеримо расширились сюжеты всех видов медалей, как памятных, так и наградных и персональных. О популярности медальерного искусства рассматриваемого времени свидетельствует факт широкого проникновения медали в культуру и быт России - медали включаются в декор памятников прикладного искусства: табакерок, кубков, стоп, подносов; повторяются в изделиях русских косторезов и т.д.
В заключение отметим, что роль Екатерины II в развитии медальерного искусства трудно переоценить, эпоха ее правления становится временем подлинного расцвета этой области малой пластики. По инициативе императрицы во второй половине XVIII в в Россию были приглашены из Европы лучшие резчики на камне и в металле (Гасс, Егер, Вехтер), подготовлены высококвалифицированные и талантливые русские медальеры (Т. Иванов, П. Бобровщиков, C. Юдин, Н. Алексеев и др.). Надписи на медалях тщательно
редактировались, при Екатерине II русский язык занимает прочное место в медальерном искусстве. Не будет преувеличением сказать, что каждая медаль периода ее правления могла быть отчеканена только с ее одобрения, после прохождения своеобразной идеологической цензуры. Вкусы Екатерины II, ее ориентация на античные образцы сказались и на переходе к новому стилю классицизму - в русском медальерном искусстве. Особо следует отметить вклад Екатерины II в идеологическое наполнение содержания медалей второй половины XVIII в. Такое широкое и продуманное использование возможностей медальерного искусства в пропаганде и обосновании государственной идеологии, официальной интерпретации русской истории было уникальным и беспрецедентным по своим масштабам для всей истории России.
Примечания
1. Гаврилова Л.М. Роль императрицы Екатерины II в развитии русского медальерного искусства// Филимоновские чтения. Вып. 2. М.: Музеи Московского Кремля, 2004. С. 210-229 .
2. Шукина Е.С. Ломоносов и русское медальерное искусство// Ломоносов: Сборник статей и материалов. М.; Л.: АН СССР,1960. Вып. IV. С. 251, 253. Она же: Два века русской медали: Медальерное искусство в России 1700-1917 гг. М: ТЕРРА, 2000. С. 63; Каган Ю.О. Еще раз о Доршевой серии портретов русских князей и царей. Историографический аспект и новые материалы//Из истории петровских коллекций. Сборник научных трудов. Государственный Эрмитаж. СПб., 2000. С. 207-257 .
3. Гаврилова Л.М. Русская историческая мысль и медальерное искусство в эпоху Екатерины II. СПб.: Горный институт им. Г.В.Плеханова, 2000. С. 207 - 257.
4. Гаврилова Л.М. Екатерина II - автор проектов медалей на события русской истории//Нумизматика на рубеже веков. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 125. Нумизматический сборник. Ч. XV. М., 2001. С. 343-357 .
5. Сочинения императрицы Екатерины II на основании подлинных рукописей с объяснительными примечаниями академика А.М.Пыпина. Т.8. СПб., 1906, С.48, 50.
6. Этот факт был отмечен американским историком Уортманом: Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т.1. М.: ОГИ, 2002. С. 183.
7. Исабель де Мадариага. Россия в эпоху Екатерины Великой. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 521.
8. Письма Екатерины Второй к барону Грамму// Русский архив. М., 1878. С. 99.