Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.


На главную страницу Библиотеки

Петрунин Ю.П. "Только ли три монетных штемпеля создал Самуил Юдин?".

Петрунин Ю.П. "Только ли три монетных штемпеля создал Самуил Юдин?".

Доподлинно известно, что Самуил Юдин принимал участие в изготовлении монетных штемпелей в 1757–1762 гг. Этот факт зафиксирован на монетах его подписью в виде «Ю.» и «С.Ю.»
Хр. Гиль и А. Ильин в начале XX века писали: “«Ю» встречается лишь на червонце 1757 г. Елизаветы Петровны, а «СЮ» встречаются только на двух пробных рублях: Елизаветы Петровны и Петра III, где они нацарапаны в рукаве”. Это обстоятельство впоследствии неоднократно подтверждалось российскими нумизматами и стало хрестоматийным.
Вызывает естественное сомнение тот факт, что за годы работы на монетном дворе (а это как минимум 35 лет) выдающийся медальер оставил после себя лишь три монетных штемпеля. Объективные трудности в атрибуции нумизматического материала XVIII в. заключаются в том, что не в традиции русских «штемпельного дела мастеров» было подписывать свои работы. Дефицит источниковедческих сведений усугубляет сложности в идентификации авторства подавляющего большинства монет этого периода. В настоящей работе сделана попытка привлечь иконографические инструменты в процесс расшифровки авторской принадлежности ряда монет, выпущенных в период царствования Елизаветы Петровны, в пользу российского медальера С. Юдина.
Юдин Самойла Юдич (1730–1800) потомственный монетчик, поступил учеником на Московский монетный двор в 1741 году. Обучался медальерному искусству у Б. Скотта. Прославился как автор многочисленных медалей на деяния императрицы Екатерины II. Его резцу принадлежит ряд оригинальных портретных миниатюр, а также ретроспективных медалей на события в эпоху Петра Великого.
Не мог обойти вниманием Юдин и царствующую императрицу Елизавету Петровну. Сделанная им превосходная копия портрета правительницы увековечила Елизавету на медалях по случаю ее коронации. Этот же портретный штемпель впоследствии был использован при создании медали на смерть Елизаветы. С. Юдин активно сотрудничал с Т. Ивановым, Г.Х. Вехтером и даже Ж.А. Дасье, создавая многофигурные композиции на оборотной стороне медалей.
В рамках настоящей работы нас интересует изготовленный Юдиным штемпель для чеканки государственной монеты - червонца 1757г. в качестве исходного иконографического маркера. Портрет, выгравированный на червонце, подобен изображению Елизаветы, на рублевике работы Б. Скотта. Действительно не вызывает сомнения сходство в композиционном построении лицевой стороны монет. Рисунок головы, прически, платья на обоих образцах свидетельствует о едином эскизе или другом эталоне, по образцу которых были резаны штемпеля, а также о несомненном влиянии учителя на творчество ученика. Однако сходство на этом заканчивается. Портрет, исполненный Юдиным, характеризуется более крупными чертами лица, менее рельефной пластикой. На червонце голова императрицы значительно больше и, в отличие от работы В. Скотта, ее не назовешь «кукольной» головкой.
Логика событий подсказывает, что Б. Скотт в процессе подготовки учеников, которая началась с 1748 года, постепенно стал поручать им самостоятельные работы, в результате чего появился червонец 1757 года. Маловероятно, что упомянутая монета была единственным самостоятельным опытом С. Юдина в монетном деле. Юдинский стиль, на наш взгляд, можно различить и на других монетах, в частности, предназначенных для корпоративных целей.
Не правда ли, брутальная пластика изображенного персонажа на «дворцовых» монетах перекликается с портретом Елизаветы на червонце 1757 года?
Нельзя также исключить, что молодому мастеру было предоставлена возможность испытать свои профессиональные навыки в создании пробных монет. Портрет императрицы, изображенной на «елизаветинском золотом» проработан более тщательно. Однако стиль и фактура рельефа не свойственны манере Б. Скотта, и, по всей видимости, принадлежат другому медальеру. Вероятнее всего портрет гравировал С. Юдин. Большая голова императрицы, лишенные миниатюризации черты лица, резанные в низком рельефе, – могут свидетельствовать, что автором портрета вполне мог быть Юдин. Привлекает внимание еще одна пробная монета номиналом в 1 копейку. Редкая монета (!! – В.В. Уздеников) на лицевой стороне демонстрирует портрет Елизаветы Петровны. Типологические свойства портретируемой очень близки к таковым, которые мы видим на червонце работы С. Юдина. Возможно, и на этой монете запечатлены плоды творчества молодого мастера.
Таким образом, иконографический подход дает возможность предположить, что творческая активность С. Юдина в монетном деле была значительно выше, чем это отражено в известных документах и исследовательских работах. Червонцы с портретом работы С. Юдина выпускались на Петербургском монетном дворе общим тиражом 120 680 штук. Поэтому коллекционерам, формирующим свое собрание с учетом штемпельных вариантов, следует быть готовым к появлению неопубликованных вариантов монет.
Недавно на одном из аукционов на торги был выставлен новодел червонца Елизаветы Петровны, датированный 1755 годом. В рукаве портрета значится буква «Ю». Похоже, что экземпляр сделан другими штемпелями – лицевая и оборотная стороны монеты имеют отличия от червонца с датой 1757 г., изображенного на рисунке 3А. Великолепная сохранность монеты дает возможность визуально приблизиться к пластическому решению портрета императрицы и проникнуться стилем гравировки С. Юдина.
Изложенные в настоящей работе обобщения и аналитические выводы отражают субъективное мнение автора. Работа носит сугубо гипотетический характер.


Источники:  Журнал "Нумизматика" №17, в котором опубликованна данная статья в полном объеме, 2008 г.
Автор:  Петрунин Ю.П.
Прочитано 10608 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 серебро

На главную страницу Библиотеки

Другие статьи автора:

Петрунин Ю.П. "Нарвская конфузия".

Петрунин Ю.П. "Северная война в монетах и медалях. Предвоенные годы".

Петрунин Ю.П. "Рубль Иоанна Антоновича: почему портрет, а не вензель?"

Петрунин Ю.П. "Оборотная сторона общегосударственных монет Петра III".

Петрунин Ю.П. "Куда исчез серебряный двухрублевик Екатерины I?".

Все статьи автора


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917 Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992  Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборы Боны России 1769-2023 Антиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Аксессуары для хранения и работы с коллекцией

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса