В связи с изменением политики Google в отношение e-mail из РФ, наши уведомления приходят не всем пользователям. Такая проблема, по сообщению специалистов, коснулась 3 из 4 проектов. Мы будем запускать собственный почтовый сервер, срок примерно до 09.11.2022 г. Приносим извинения за доставленные неудобства.
Аукционный дом Золотое крыло. Купить монеты в слабах NGC.

Аукционный дом Гермес
   


Аукционный дом Империя

На главную страницу Библиотеки

Петрунин Ю.П. "Куда исчез серебряный двухрублевик Екатерины I?".

Петрунин Ю.П. "Куда исчез серебряный двухрублевик Екатерины I?".

"А был ли мальчик?". Даже так  в свое время стоял вопрос о  серебряной монете Екатерины I достоинством в два рубля. Подлинную монету никто из нумизматов XIX - XXI веков не видел. Это дало основание некоторым исследователям сомневаться в том, что она когда-либо реально существовала.  Монета известна нумизматическому сообществу благодаря новодельному экземпляру. Это один из  редких случаев, когда  такая "непривлекательная особенность монетного фонда русской нумизматики" (здесь мы цитируем И.Г.Спасского)  как новоделы, сослужила пользу.

Великий князь Георгий Михайлович приводит три  рублевика, гербовый орел на которых изображен с так называемым "сорочьим" хвостом .

Для начала рассмотрим что объединяет между собой рублевые монеты и экземпляр достоинством в два рубля.
Во-первых, на всех монетах портрет обращен вправо.

Во-вторых, и это очевидно,  все экземпляры имеют единый монетный тип.

В-третьих, все штемпеля на четырех монетах были изготовлены в 1726г. Эта дата присутствует в легенде двухрублевика. Рубли датированы 1727 годом, однако последняя цифра года на всех без исключения экземплярах перегравирована. Следы перегравировки легко различимы. На этом основные сходные признаки заканчиваются.

Теперь обратимся к рублевикам.

Лицевая сторона двух монет отчеканены одним и тем же штемпелем. Монеты отличаются друг от друга  начертанием второстепенных деталей оформления реверса. Сравнительное исследование изображения Екатерины показывает, что портрет на одной из  монет выполнен на более высоком профессиональном уровне, чем на  других экземплярах. Портрет на первом рубле  композиционно правильно вписывается в монетный кружок, тогда как изображение императрицы на других рублевиках несколько смещено кзади. Присутствуют и другие отличия.

Оборотная сторона первого рубля  также превосходит остальные экземпляры как по культуре рисунка , так и по мастерству гравировки.

Создается впечатление, что штемпеля изготавливались разными резчиками. По всей видимости, первый экземпляр  принадлежит резцу опытного медальера, тогда как штемпеля двух других рублевиков резались копиистами. Примечательно, что первый экземпляр  встречается значительно реже, чем остальные варианты. Это обстоятельство также косвенным образом свидетельствует,  что медальер изготовил штемпель, с помощью которого отчеканилось ограниченное число монет. Далее за дело брались подмастерья, которые в разной степени успеха копировали работу мастера.

Теперь вновь обратимся к двухрублевику. При сравнении, отмечается большое сходство в рисунке и пластическом решении портретов на первой рублевой монете  и экземпляре достоинством в 2 рубля.  Наверняка штемпеля обоих монет изготавливались одним мастером. Таким образом, поштемпельный анализ с использованием иконографических приемов, также показывает, что  двухрублевая монета реально существовала и была сделана тем же медальером, что и редкий рубль Екатерины I с "сорочьим" хвостом.

История отечественных серебряных  двухрублевиком берет свое начало с аналогичной монеты, которая была отчеканена при Петре I в 1722году. Подлинные монеты известны лишь в двух экземплярах. Один находится в Государственном Эрмитаже, другой в Смитсоновском институте (США) в составе коллекции великого князя Георгия Михайловича. На аукционах иногда встречаются новоделы, диаметр которых  колеблется от 49 до 55 мм.

Если причина изготовления двухрублевой монеты Петра Великого не совсем ясна, то чеканку аналогичных экземпляров при Екатерине связывают с попыткой А.Д. Меншикова провести денежную реформу.

После смерти Петра I и воцарения Екатерины финансовая система оказалась в катастрофическом положении. Казна была опустошена. Чтобы исправить положение за дело берется светлейший князь А.Д. Меншиков. Под его руководством разрабатывается новая монетная система по образу и подобию западноевропейской.

Идея была сама по себе не плохая. Но А.Д. Меншиков изменил бы  своему жизненному кредо, если бы не видел, какие барыши может принести реформирование монетного дела.  Поэтому рейхс-маршал и генерал-фельдмаршал перешел к решительным действиям. Для начала он взял под свой личный контроль "Коллежский" монетный двор.

Через своих приближенных лиц оберкоменданта Фаминцина и "придворного алхимика" П. Крекшина создавался новый монетный сплав. Идея была стара как мир: Меншиков планировал заменить полноценную серебряную монету на низкопробную. Количество серебра в монетном металле  резко снизилось. Количество меди в новой "композиции"  достигало трех четвертей. Для придания "товарного" вида  в сплав добавлялся мышьяк. Это приводило к катастрофическим последствиям. И.Г Спасский писал: "Сплав "композиции" 42 пробы был настолько нестойким, что даже слитки его, пролежав несколько дней на Монетном дворе, начинали разрушаться, выделяя черную жидкость.

Можно конечно предположить, что Меншиков сделал рискованную попытку чеканить двухрублевик из сплава, с описанными И.Г. Спасским характеристиками, что привело к его естественному разрушению. И когда изъяны на монете  стали очевидными и необратимыми, ее попросту уничтожили. Монета могла быть ликвидирована монетчиками не дожидаясь признаков разрушения, а по причине  ее непривлекательного вида, поскольку низкопробное серебро имело тусклый цвет и быстро покрывалось темной неприятной на глаз патиной. Однако такая версия маловероятна.

Более убедительной представляется следующая гипотеза. А.Д. Меншиков затевает большую аферу, имеющую криминальный оттенок и далеко идущие последствия. Светлейший князь задумал "экономить", а точнее похищать серебро не только путем занижения пробы, но и искусственно занижая вес монеты. Для достижения своей цели  Меншиков создает, говоря современным языком ОПГ  организованную преступную группу. В нее вошли кроме упомянутых Фаминцина и Крекшина пробовальные мастера Левкин, Шлаттер, Рыбаков и Шагин. По настоянию Меншикова в Верховный Тайный совет за подписью упомянутых "пробовальный мастеров" ушла бумага о пробе двухрублевиков "новой инвенции". Таким образом Светлейший решил, как минимум две задачи. Во-первых, придал авантюрному мероприятию видимость законности и, во вторых, взял на крючок "подельников",  "повязав" их ответственностью на незаконные действия. Кстати, указанный документ является объективным доказательством существования реального двухрублевика Екатерины I.

Механизм "экономии" серебра за счет снижения пробы ясен из уже описанного выше. Меншиков и компания берутся за реализацию следующего этапа преступления -искусственного занижения размеров монеты.

Таким образом налицо сговор  и реализация плана монетчиков во главе с великим князем Меншиковым, направленный на масштабное хищение драгоценного металла из государственной казны.. Недаром В.О. Ключевский назвал Меншикова "фальшивым монетчиком".

Когда, в последующей политической игре верх взяли Долгорукие, тучи над Меншиковым сгустились и он был сослан в ссылку в Березово, оставшиеся на свободе подельники предприняли все возможные меры, чтобы спрятать концы в воду. Крамольный двухрублевик  мог стать  для них нежелательной важной уликой , а ее по законам уголовного мира всех времен и народов следовало уничтожить. Что и было сделано.

Задать вопрос автору в "Книге Почетных Гостей"





Источники:  Монеты императрицы Екатерины "I. Монетная иконография. Очерки по нумизматике (монеты Екатерины I). Каталог монет Екатерины I, 2011 г.
Автор:  Петрунин Ю.П.

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 серебро

На главную страницу Библиотеки

Другие статьи автора

Петрунин Ю.П. "Северная война в монетах и медалях. Предвоенные годы".

Петрунин Ю.П. "Нарвская конфузия".

Петрунин Ю.П. "Рубль Иоанна Антоновича: почему портрет, а не вензель?"

Петрунин Ю.П. "Кто был автором портретных штемпелей монет Петра III регулярной чеканки?".

Петрунин Ю.П. "Оскорбительные надписи и портрет прачки на рублевых монетах Екатерины I. Версия их происхождения".

Все статьи автора











  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917 Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992  Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборы Боны и банкноты Антиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Аксессуары для хранения и работы с коллекцией

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса