Реклама. Рекламодатель: ИП Былинский Алексей Эдуардович ИНН 771889590898
   


Реклама. Рекламодатель: ООО "Лигал Мил" ИНН 7703785411


На главную страницу Библиотеки

Рубль Гедлингера. Об авторстве штемпельных вариантов. exkursant

Страница 4 - 4 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец Все

Установлено, что в фондах этого музея хранится не сама монета, а нечто, что могло бы послужить идентификации авторской работы Мастера. Там находятся две, великолепного качества, отливки-копии в свинце. Копии выполнены с оттисков, снятых с оригинальных штемпелей аверса и реверса работы И.К.Гедлингера. Эти копии можно со всей уверенностью принять за референтные образцы работы Мастера. Дело в том, что медальер Гедлингер имел тесный контакт с медальерами и другими специалистами. Он состоял в интенсивной переписке со многими коллегами, например с Ж. А. Дасье, А. Вестнер, И. М. Мёрикофер. Гедлингер обменивался рецептами изготовления штемпелей и их закалки с мюнцмейстером в Цюрихе Г.Я.Гесснером II. Вёл переписку по буквенным пунсонам и обменивался приёмами работы. Он имел обыкновение высылать образцы своих работ коллегам и друзьям, поклонникам его таланта. Зачастую это были оттиски с ещё «сырых» штемпелей в олове или свинце. Об этом рассказывает П.Фельдер в своей книге. Копии оттисков с рублёвых штемпелей в свинце были переданы Историческому Музею Базеля в составе огромного дара (более сотни артефактов) ещё в 1911 году наследниками Йоганна Шорндорфа. Близкий друг Гедлингера, Шорндорф был его пламенным поклонником. Познакомились и подружились они ещё в Стокгольме, когда Гедлингер служил Королевским медальером. Йоганн Шорндорф собирал в течение жизни работы Гедлингера оригинальные наброски, рисунки, письма, словом всё, что связано с именем Гедлингера и составляет его творческое наследие. Это именно Шорндорф убедил Великого Мастера в 1755 году составить «автобиографические заметки» (рис. 9):
Фото свинцовых копий с оттисков штемпелей работы Гедлингера. Исторический Музей Базель.
Рис 9. Фото свинцовых копий с оттисков штемпелей работы Гедлингера. Исторический Музей Базель

Установлено полное соответствие референтного портретного оттиска и аверса № 4 рублёвой монеты в мельчайших деталях. Кроме того, установлено следующее: портретный штемпель, вопреки твёрдо устоявшемуся мнению классиков, несёт на себе монограмму Мастера! На роскошном палантине Царицы, расшитом двуглавыми орлами, имеется складка, собранная заколкой. Эту заколку украшают три жемчужины и подвеска. На полуовал этой подвески искусно нанесены три латинские буквы: «I» «C» «H» (рис. 10):
Фрагмент аверса референтного оттиска, монограмма «I C H», свинец
Рис. 10. Фрагмент аверса референтного оттиска, монограмма «I C H», свинец

Точно так же монограммирована и портретная миниатюра на аверсе, обозначенном № 4. Аверс этой монеты, собственно, являет собой оттиск того же штемпеля (рис. 11):
Фрагмент аверса №4, монограмма «I C H», серебро
Рис. 11. Фрагмент аверса №4, монограмма «I C H», серебро

Итак, со всей уверенностью можно сказать, что выделена монета, аверс которой оттиснут именно тем инструментом, который изготовил Иоганн Карл Гедлингер. Именно об этом штемпеле Величайший Медальер XVIII столетия сообщил в своей автобиографии, вложив в одну из фраз следующий смысл: «я изготовил модели для употребления на монетном дворе и в академии... ».
По всей видимости, схожесть вариантов №№ 1, 2 и 4 необходимо связывать технологически. Собственно это легко определимо по идеальному соответствию Монаршего профиля, причёски, палатина и расположению его складок. Различия же в разделке деталей корсета, расположении брошек, букв в легенде и других деталей есть признак именно этого метода копирования – там, где доработка производилась резчиком, несовпадения были неизбежны. Необходимо также отметить тот факт, что авторская сигнатура имеется только на этом варианте (№4). Ни один из остальных портретных вариантовмонограммы мастера не имеет. Этот аверс по праву обязан быть выделен, как авторская работа великого медальера XVIII Столетия И.К. Гедлингера. В пользу этого говорит и та тщательность, с которой проработаны детали корсета: линовка выполнена строго размеренно, в перекрестьях линий с чёткостью, присущей этому великому мастеру, «посажены» миниатюрные четырёхлистники. Этими весьма трудоёмкими «нюансами», требующими от исполнителя чрезвычайного мастерства штемпель, маркированный монограммой «I C H», выгодно отличается от двух других. Линовка в корсете на варианте №2 выполнена без системы и с применением другого пунсона (рис. 12):
Отделка корсета вар. № 2 и отсутствующая монограмма
Рис. 12. Отделка корсета вар. № 2 и отсутствующая монограмма

У штемпельного варианта № 1, более сходного с изображением на модельном штемпеле, монограмма срезана штихелем (рис. 13), линовка же на корсете невыразительна:
Фрагмент аверса № 1, срезанная монограмма
Рис. 13. Фрагмент аверса № 1, срезанная монограмма

Как же быть с аверсным вариантом, который не походит своим дизайном ни на один из 3 аверсов? Тем, который выявил В.В.Уздеников в середине 90-х (№3, рис. 14), назвав уникальным? Ещё одна рублёвая монета с таким же аверсом обнаружена в составе коллекции Великого Князя Георгия Михайловича Романова, которая хранится в Смитсоновском Институте, Вашингтон, США. Реверс же этой монеты сделан ранее нигде не описанным вариантом штемпеля. Таким образом, пятым по счёту.
Аналогичный аверс, коллекция Великого князя Георгия Михайловича, Вашингтон
Рис. 14. Аналогичный аверс, коллекция Великого князя Георгия Михайловича, Вашингтон

По всей видимости, эту монету следует отнести в разряд «пробная». Об этом говорят слишком уж значительные различия от двух других портретов, не имеющих монограммы художника: лишняя нитка жемчуга в голове, сам портрет поднят выше так, что голова Императрицы почти касается легенды. Поразительно исполнено лицо, на лице Анны Иоанновны читается лёгкая, слегка надменная улыбка. Совершенно по-другому сделана бровь. Глаз тоже отличается своей формой, собственно говоря, мы имеем дело с совершенно другим взглядом художника на свою модель. Самое же главное: Гедлингер не стал ставить своей монограммы. Той самой жемчужины, несущей три буквы «I C H», просто нет на портрете. Мастер даже не стал создавать места, где бы он мог бы оставить свой автограф (рис 15):
Фрагмент аверса №4, монограмма «I C H» отсутствует
Рис. 15

Страница 4 - 4 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец Все

Источники:  2016 г.
Автор:  exkursant (форум Старая Монета)
Прочитано 2834 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 серебро

Поблагодарили: 6 чел.

На главную страницу Библиотеки


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях