Реклама. Рекламодатель: ИП Былинский Алексей Эдуардович ИНН 771889590898
   


Реклама. Рекламодатель: ООО "Лигал Мил" ИНН 7703785411


На главную страницу Библиотеки

Рубль Гедлингера. Об авторстве штемпельных вариантов. exkursant

Страница 5 - 5 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец Все

Подводя черту, необходимо сделать выводы из этой части исследования:
1. Штемпель аверса, который несёт сигнатуру «I C H», состоящую из первых букв имени Johann Carl Hedlinger, является авторской работой художника-медальера.
2. Установлено, что именно этот аверс явился объектом копирования.
3. С помощью контрпунсона, снятого с этого штемпеля, изготовлено два аверсных штемпеля.
4. В технологическом аспекте исключительное право называться «рубль Гедлингера» имеет только та монета, которая послужила моделью и имеет монограмму автора. Остальные монеты регулярного чекана (Биткин 1.а, 2.а и 2.б) являются копиями.
5. Аверс монеты, не несущий монограммы «I C H», но и не являющийся копией монограмированного портрета, является пробной работой художника-медальера, своего рода «этюдным» вариантом. Аверс этой монеты, которую В.В.Уздеников выявил в 90-х, назвав уникальной, имеется ещё на одном экземпляре рублевика. Он находится в составе коллекции Великого Князя Георгия Михайловича в собрании Смитсоновского Института.
6. Необходимо подчеркнуть, что аверс пробного экземпляра из коллекции Великого Князя оттиснут в сочетании с реверсом, который до сих пор вообще нигде не был опубликован. Таким образом, количество известных реверсов этого типа с датой 1736 достигло пяти.

Этим фактом легко объясняется наличие монет с исправленной датой «1736» на «1737».

Действительно, со строго технической точки зрения, два похожих, но не имеющих монограммы, аверса (№1 и №2), могут называться только копиями, коими они и являются, несмотря на то, что они вполне могли быть выполнены или при участии, или под наблюдением самого художника-медальера. В помощь к установлению имени исполнителя этих копий имеется следующее историческое свидетельство. Копииста чётко и безальтернативно назвал Якоб фон Штелин в разделе «О медальерном искусстве» своих «Запискок об изящных искусствах в России»:
"за время своего    в Петербурге г-н Хедлингер изготовил в дальнейшем:
-большую императорскую печать, 3 английских дюйма в диаметре,
-такую же малую, 1 1/2 дюйма,
-штемпель для рубля, а с него пару других (его ученик Ферман)"

Большая Императорская Печать Императрицы Анны работы Гедлингера. Исторический Музей города Базель.
Рис. 16. Большая Императорская Печать Императрицы Анны работы Гедлингера. Исторический Музей города Базель. По всей вероятности, экземпляр самого Мастера

Важно и безусловно одно: результаты штемпельного анализа полностью корреспондируют с высказыванием Якоба фон Штелина по всем пунктам. Сам Гедлингер исполнил только модельный штемпель. Остальную работу выполнил его талантливый ученик и последователь Даниель Ферман.

Даниель Ферман, 1710-1780гг. С 1744 года Королевский придворный медальер в Стокгольме.

Попытка выявления модельного штемпеля реверса

В ходе исследования был выделен только один оттиск в серебре со штемпельной пары, авторство которой несомненно принадлежит Гедлингеру. Этот экземпляр находится на хранении в ОН ГЭ (ОН-Р-2 6363, из собрания И.И. Толстого). Обе стороны этого рублевика оттиснуты именно тем инструментом, копии отпечатков которого хранятся в Базеле. Аверс монеты ОН-Р-2 6363, естественно, тоже имеет инициалы Мастера.
Благодаря тому, что Гедлингер пометил свой авторский образец монограммой, нам представилась уникальная возможность проследить методику изготовления аверсных штемпелей. Вырисовывается следующая последовательность: Мастер сработал два, фактически разных варианта портрета, из которых он затем выбрал наиболее удачный, пометив его своей монограммой. Именно с этого штемпеля впоследствии был снят контрпунсон - инструмент, значительно облегчающий копирование. В самом деле, здесь прослеживается перфекционизм Гедлингера, его стремление добиться наивысшего результата, исключая при этом решения, которые бы не соотвествовали самому притязательному вкусу.
Следовало бы ожидать точно такой же методики и при изготовлении штемпелей реверса. Т.е. на первом этапе - создание двух или нескольких, композиционно альтернативных вариантов, один из которых, наиболее удачный, должен был послужить формой для копирования. Попытаемся выделить штемпельный вариант реверса, который послужил формой-моделью для снятия контрпунсона. В данном случае необходимо исходить и из того, что массовый чекан не может производиться формой или модельным штемпелем. Это задача для серийного инструмента. Следовательно, варианты реверса «А» и «Б» могут быть только копиями. Тот факт, что только эти два варианта встречаются на монетах регулярного чекана, служит лучшим тому подтверждением. Остальные же четыре варианта реверса «В», «Г», «Е» и «М» представлены только уникальными экземплярами и к тому же(!) в сочетании только со штемпелями работы самого Гедлингера. Необходимо также отметить, что в случае с реверсом отмечен массивный отход от первоначальной модели. Мастером было предпринято больше изменений, коррекции эти значительны и заслуживают отдельного внимания.
Все пять известных на сегодняшний день вариантов реверса, вопреки первому впечатлению, в корне не соответствуют варианту самого модельного штемпеля «М». Различие это проявляет себя во многих деталях. Наиболее выраженные из них:
- Большая Императорская Корона на штемпеле «М» имеет на поясе только 3 ромба. На остальных же штемпелях эта деталь выполнена по 5 раз и другим инструментом;
- корона у варианта «Б» сделана несколько шире, чем отличается от 4 остальных вариантов;
- крест Державы модельного штемпеля – «украшенный», на остальных он простой;
- весьма характерно отличается изображение московского герба. На модельном крыло аспида ложится на корпус коня. У остальных это крыло меньше и нигде даже не касается конского брюха. Было бы уместно предположить, что это изменение сделано продуманно и имеет целью защитить смысл изображения от потери при износе рельефа. Силуэты коня и дракона под ним при такой композиции не сливаются в одно целое «пятно», как на модельном штемпеле;
- буквы, цифры и точки легенды на всех 5 расположены по-разному.

Особое внимание следует уделить тому, как расположены составные элементы легенды. Вариант «М» выказывает практически идеальное деление на 18 равных интервалов, независимо от того, что они разделяют. Будь это цифра даты, литеры или точки – все знаки лежат на одинаковом расстоянии друг от друга. Такое деление характерно только для штемпеля «М» - первого модельного, который по всей видимости послужил скорее «прототипом», чем прямым объектом для механического копирования. По всему видно, что Мастер отказался от этого решения, напоминающего в чём-то циферблат часов, и предложил альтернативный. При поштемпельном анализе выявлен только один вариант «Д», у которого чётко прослеживается систематизированный подход к выбору интервала и расположения цифр и литер (рис. 17):
Рубль Гедлингера, поштемпельный анализ.
Рис. 17

Страница 5 - 5 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец Все

Источники:  2016 г.
Автор:  exkursant (форум Старая Монета)
Прочитано 2837 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 серебро

Поблагодарили: 6 чел.

На главную страницу Библиотеки


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях