На главную страницу Библиотеки

Полуйко Е.Г. "Об этапах подготовки типового штемпеля оборотной стороны рублей Анны Иоанновны для Петербургского монетного двора"

1.jpg

Любознательные нумизматы давно уже обратили внимание на те изменения в рисунке орла московских рублевых монет 1737 года, которые со следующего года использовались исключительно лишь в Петербурге, а в Москве более ни разу не встречались. Заключались они в ином расположении перьев хвоста орла, а также в наклоне державы вправо и, как следствие, некотором отдалении ее от крыла (см. рис.1 и 3).

А теперь следует рассказать об одной интересной находке, дополняющей наши сведения о работе над штемпелями «резного штемпельного дела мастера» Лукьяна Дмитриева. Это монета портретом работы Дмитриева и его же работы оборотной стороны, с хвостом орла первого — начального варианта, так что по всем показателям она как будто бы совершенно обычная. Однако внимание привлекло изображение державы и креста на ней. Хорошая сохранность монеты позволила рассмотреть, что под этим четко и с высоким рельефом выполненным рисунком видны еще два аналогичных, сделанных вручную, слабо, схематично и выглядящих скорее наметками, чем готовыми рисунками (рис.2).

Один из них расположен левее основного и имеет верти­кальное положение креста, почти касающегося шестого пера крыла, то есть точно так же, как на всех монетах работы Дмитриева первого варианта.

Второй рисунок находится правее основного, крест державы наклонен вправо и вершиной своей направлен по касательной к крылу, что полностью соответствует второму варианту штемпелей Дмитриева. На монете можно также рассмотреть, что на этом правом варианте сделана попытка придать кресту вид украшенного: на вершине креста имеется перекладина, что уже является полной аналогией петербургскому рисунку.

Таким образом, на этом штемпеле в ходе его изготовления были первоначально намечены две державы с крестами, поло­жение которых соответствует обоим известным вариантам московских штемпелей, а затем непосредственно по ним, для уничтожения этих наметок, выполнен новый рисунок с рель­ефом более высоким, чем все остальные детали герба, и штемпель в таком виде пошел в работу.

Что это было? Неудачное первоначальное расположение рисунка и его исправление? Маловероятно: ведь держав-то всего три, то есть ошибаться надо было дважды! Скорее всего это похоже на одновременное и не очень рельефное исполнение на одном штемпеле (только наметкой!) рисунка обычного и уже использующегося, а также нового рисунка — как первого этапа работы над штемпелем с планово вносимыми изменени­ями. Сделано это могло быть для визуальной оценки доста­точности внесенных отличий при подготовке нового варианта оборотной стороны, а третий рисунок выполнен с тем расчетом, чтобы своим промежуточным расположением и очень глубоким рельефом замаскировать или уничтожить вовсе первоначальные следы и позволить уже готовый штемпель использовать в работе.

На основании изложенного публикуемую монету можно считать первым этапом в подготовке еще в Москве петербур­гского варианта штемпеля оборотной стороны. А вся работа складывается из следующих этапов.

1. В качестве основы использован применяющийся на Московском монетном дворе штемпель работы Дмитриева с вертикально расположенным простым крестом державы и ком­пактной средней частью хвоста орла, состоящей из 6 перьев. В настоящее время известны 32 штемпельные пары с орлом такого рисунка (рис. 1).

2. При изготовлении очередного штемпеля на него было нанесено две державы — одна в стандартном положении, другая намечена чуть правее и наклонно; крест на ней в верхней своей части имеет перекладину, что должно означать попытку придать ему вид украшенного. Затем оба рисунка были замаскированы сделанной заново рельефной державой с круп­ным крестом, и такой штемпель был пущен в работу (рис.2). Он известен в паре с единственным лицевым штемпелем, на котором в прическе императрицы выполнено 6 жемчужин вместо обычных 5, что может отражать попытку внес; и некоторые синхронные изменения и в рисунок портрета.

3. Был изготовлен и использован один штемпель с новым расположением державы, но в него для усиления отличия внесено еще одно отклонение от принятого рисунка: в средней части хвоста компактно расположены только 4 пера, аостальные два выполнены расходящимися в стороны и примыкающими к боковым элементам хвоста (рис.3). Этот штемпель был опробован очень широко — он известен в сочетании с 3 различными лицевыми штемпелями.

4. В начале работы Петербургского монетного двора были использованы 4 известных ныне штемпеля, повторяющих ос­новной рисунок московских монет Дмитриева (средняя часть хвоста из 6 перьев и крест вертикально), но имеющих все-таки надежное, хотя и единственное отличие — украшенный крест державы (рис.4).

5. Окончательным рисунком оборотной стороны морет в Петербурге, который был использован в 53 известных штем­пельных парах, в первом году работы и единственным перешел в последующий период, следует признать рисунок, аналогичный единственному московскому штемпелю Дмитриева второго ва­рианта (средняя часть хвоста из 4 перьев и крест наклонно) и несущий тот же отличительный «петербургский» признак — украшенный крест (рис.5).

Таким образом, по фактическому монетному материалу прослежена возможная схема поэтапной работы над рисунком орла в штемпелях оборотной стороны рублевых монет Анны Иоанновны в период подготовки к работе Петербургского монетного двора (1737-38 годы). Вся эта работа выполнена, по-видимому, непосредственно Дмитриевым от начала до конца. Это следует из того, что, во-первых, именно Дмитриеву принадлежала ведущая роль в изготовлении штемпелей в Москве в 1737 году; во-вторых, именно он в конце этого года был переведен работать в Петербург еще в период подготовки там к работе заново создаваемого монетного двора; и, в-третьих, все петербургские штемпели оборотной стороны монет по стилю исполнения, применяемым пуансонам, тщательности работы и характеру рисунка орла полностью повторяют мос­ковские штемпели Дмитриева.

Литература:

1. Георгий Михайлович вел.кн.Монеты царствования императрицы Анны Иоанновны и императора Ивана III. — СПБ., 1901. — 271 е., XVI табл.

2. Severin Н.М. The Silver Coinage of Imperial Russia, 1682-1917 Lnd., 1965.

3. Полуйко Е.Г. Рубль Анны Иоанновны. Горький. 1989.

Смотрите также:

Полуйко Е.Г. "Рубль Анны Иоановны". Каталог. Оригинальное издание 1989 г. с издательской обложкой.


Источники:  Сборник Московского нумизматического общества (МНО) № 3, 1994 г.
Автор:  Полуйко Е.Г.
Прочитано 11377 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 серебро Московское нумизматическое общество (МНО)

На главную страницу Библиотеки


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917 Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992  Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборы Боны России 1769-2023 Антиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Аксессуары для хранения и работы с коллекцией

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса