Вернусь к теме об оборотке одной из монет Септимия Севера. Она не так давно была выставлена уважаемым ALEX в торговой ветке, и богиня им определена как Dea Caelesta или Танит. Позднее, уважаемым Никто, эта богиня, верхом на льве, была переатрибутирована уже как Кибела. При всем уважении к Сергею Плаксину (Никто) - ведущему нашему специалисту по богам, богиням и персонификациям Древнего мира, автора многих книг на эту тему, все же соглашусь с определением сделанным Сашей. Писать в продажной ветке не стал, там и так у нас стало правилом флудить без остановки, так что и первоначальная тема – продать монетку - уходит из поля внимания покупателей. Что считаю неправильным. Сейчас монетка была продана, и уже, наверное, дошла до своего нового хозяина. Потому считаю вправе в отдельной ветке вернуться к теме, связанной с династией Северов. Танит или Кибела. На первый взгляд – это точно Кибела. На голове у богини «башенная» корона, едет она на льве. То есть присутствуют все атрибуты «матери богов». Известно, что культ Кибелы был тесно связан в первую очередь с Фригией и другими греческими государствами Малой Азии, например, Вифинией. Все легенды тесно связывают имя Кибелы с прекрасным фригийским юношей Аттисом. У разных авторов по-разному описывается его судьба, но, по-любэ, закончил он плохо – был убит, или оскоплен (при этом версии лишения Аттиса яичек очень разные). Культ Кибелы очень часто увязывают с другой «матерью богов» - Реей. Свою скульптуру богине посвятил Фидий. И т.д., и т.п. Подробно не останавливаюсь, так как тема о другом. Читайте книги Сергея Плаксина. Проблема с идентификацией богини на монете Септимия Севера, однако, в том и заключается, что хотя храм Кибелы был, например, и в Афинах, и в Аттике, и в других греческих полисах, но культ «матери богов» очень тесно связан все же именно с Фригией. А вот какой-либо информации, что ее культ был распространен и в Карфагене, я не встречал. Здесь поклонялись внешне довольно похожей на Кибелу богине – Dea Caelestis – «небесной богине». Или Танит. Ее связывают с Астартой, а уже в римском Карфагене часто идентифицируют с Юноной. Вергилий в Энеиде писал, что Юнона благоволит карфагенянам, так как отождествлял ее с Танит. Еще раз подчеркну – есть связь Юнона и Танит. А не Кибела и Танит. Идем дальше. Так вот, если заглянуть в любой каталог – R.I.C или Британский музей, то авторы, несмотря на сходство с Кибелой очень четко идентифицируют богиню как Dea Caelestis. Ради интереса засунул свой нос и в другие каталоги – результат тот же. В «Словаре древнеримских монет» Джона Мелвилла Джонса (на английском) в статье, посвященной Dea Caelestis – очень четкое описание: «Карфагенское божество, известное римлянам как «небесная богиня» или Dea Caelestis представлена (хотя ее имя не обозначено) на монетах Септимия Севера и Каракаллы, без сомнения именно потому, что родом первый был из Северной Африки». («A dictionary of ancient roman coins» by John Melville Jones, p. 82-83). Да и элементарная логика все же подсказывает мне, что на монете Танит, а не Кибела. Вот представьте ситуацию – в наше время готовят к выпуску памятные монеты, посвященные Крыму. Насколько велика вероятность, что на этих монетах будут изображены виды Якутии? А Крыма? Здесь ситуация аналогичная. На монетах, посвященных визиту императорской семьи в Карфаген логичнее поместить карфагенскую богиню, а не фригийскую. Потому, при всем уважении к Сергею Георгиевичу, все же полагаю, что абсолютно прав ALEX. На монете – Танит. Будут иные, аргументированные мнения, с удовольствием выслушаю. С наступающим Новым Годом! Счастья и любви. И монеток династии Северов!
И еще - на закуску. Один из одесских коллекционеров и составителей каталогов по династии Северов - Сергей Темерзяев - в одной из соцсетей разместил различные аверсы монеты Каракаллы с Dea Caelestis. Вообще-то разные типы голов, бюстов не драпированных, драпированных, драпированных и в кирасе - при одинаковой оборотке - это не редкость, когда идет речь о монетах "поздних" Северов - Элагабала или Александра Севера, но нечастое явление для Каракаллы... Однако, смотрите...
Триумфальная арка Септимия Севера, украшающая Вечный город, известна всем. И попала на два денария Септимия Севера. Очень редких.
А вот эта арка, тоже построенная в честь основателя династии, известна меньше. Возведена она была в самом начале третьего века. В Лаодикеи Морской. Ныне это сирийская Латакия.
Специалисты-архитекторы относят ее к тетрапилонам или квадрифонсам. Устанавливались они в самом центре города на пересечении двух главных улиц - кардо и декуманиса. Очень широкие пролеты, чтобы свободно могли проехать повозки. "Следующую типологическую группу триумфальных арок составляют четырехфасадные сооружения - квадрифонсы или тетрапилоны. их отличает не столько архитектурные членения и пластика фасадов, сколько форма плана, который представляет собой квадрат или прямоугольник, соотношения которого близки к квадрату" (В.С. Поплавский "Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима" стр. 187)
Ныне это место уже не является центром города. Более того, этот район считается самым небезопасным в Латакии. Большинство населения приморского города еще пять лет назад были алавиты и христиане. Сейчас здесь наплыв беженцев из Алеппо и других городов Сирии. И именно рядом с аркой расположены многочисленные лагеря беженцев. Стоит тут появится с большой камерой, как мгновенно материализуются сотрудники "мухабарат" (безопасности) и быстро "эвакуируют" тебя отсюда. В целях твоей же безопасности. Поэтому сюда ехали на такси, а арку снимали исключительно на айфон.
Арка огорожена невысокой оградкой, вокруг большое число цитрусовых деревьев. Это один из немногих памятников, свидетельствующих и о "римском" прошлом Лаодикеи-ад-маре. До событий за аркой явно ухаживали и следили. Сейчас, пройдя сквозь калитку, прежде чем задерешь голову, чтобы поглазеть на свод арки, вначале внимательно смотришь под ноги, чтобы не вляпаться в экскременты. Увы...
В каменной кладке видны отверстия - явно были барельефы с изображениями. Сейчас лишь на отдельных участках на самом верху видны "трофеи" - щиты, шлемы и оружие. Наверняка, 1800 лет назад крышу арки украшали конные скульптуры, но мы это уже не узнаем.
Конечно, немного дико смотрится эта красота, пусть и без скульптур и барельефов - на фоне типичных арабских новостроек.
Но главное, что арка дошла до наших дней! Всех с Новым Годом!
Данный денарий отчеканен в начале правления Каракаллы (210-211 года) в память войны против пиктов в Шотландии, начатой его отцом Септимием Севером. На монете изображена богиня Виктория с штандартом. Также по окончанию этой войны был восстановлен вал Адриана.
Всех с Новым Годом!
Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу.
Фагот пишет: в память войны против пиктов в Шотландии, начатой его отцом Септимием Севером. На монете изображена богиня Виктория с штандартом. Также по окончанию этой войны был восстановлен вал Адриана.
Денарии в честь победы в Британии встречаются реже, чем посвященный победам над германцами. Поздравляю! Отличная монета! Ну и с новым, уважаемый Фагот!
В продолжение темы. * фото монет не мои, в отличии от самих монет.
Денарий Септимия Севера. Данный денарий возможно отражает победы Септимия Севера в его походе против Парфии куда он вторгся зимой 199 г. Север заставил отступить царя Вологеза, дошел до его столицы Ктесифона и взял ее. Из завоеванных земель была образована провинция Месопотамия, а сам император получил почетное прозвище «Парфянского». Так же денарий может отражать победы над пиктами и каледонов разбитых в первых столкновения в 208-209 гг.
Сам денарий: Время чеканки: 202-210 год. Место чеканки: Рим. Аверс: SEVERVS PIVS AVG, голова императора в лавровом венке, повернутая вправо. Реверс: VICTORIAE AVGG, Виктория, управляющая бигой, скачущей вправо. RIC 299; RSC 713.
На данный ауреусе изображен стадион Домициана, изначально построенный при Гае Юлии Цезаре в 46 году до н.э. на Марсовом поле как первый стадион для соревнований атлетов. При Домициане, в 85 году он был расширен.Стадион длиной 275 метров и шириной 106 вмещал в себя 15 тысяч зрителей. Стадион был богато украшен произведениями искусства, по большей части в греческом стиле, два основных входа располагались по боковым сторонам.
Септимий Север отобразил данный стадион, по причине того, что в 202 году на этом стадионе проходили праздничные игры по случаю свадьбы его старшего сына Каракаллы и Плавтиллы.
Ныне стадион Домициана известен как Пьяцца Навона.
Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу.
Интересный желтый рарик Септимия. Никогда такого типа даже не видел.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Akrosas пишет: Интересный желтый рарик Септимия. Никогда такого типа даже не видел.
Вы правы, этот "желтый рарик" очень редкий - ссылки BM 319, pl. 35.4 (same dies). Cohen 571 (400 Fr., citing BM). RIC 260 (R3). Calico 2518. Один выставлялся на Gemini, LLC, Auction IX, лот 501, со следами от подвески ( две дырки ), цену не знаю, увы.
Akrosas пишет: Интересный желтый рарик Септимия. Никогда такого типа даже не видел.
У Северов есть достаточное количество монет, которые, во-первых, имеют интересные оборотки, а не только обычные для всех императоров персонификации, которые кочуют еще с монет, скажем Траяна, потом попадаются у Северов, далее Гордиана III, и далее-далее... Это объясняется и необычным происхождением членов семьи - СС - выходец из Северной Африки, Юлия Домна и все остальные ее родственники имеют сирийское происхождение... Даже для римлян, которых никак и никоим образом не отнести к монотеистам, такое огромное количество "новых" божеств попавших в римский пантеон при Северах - часто было перебором... Это я про обряды, внедренные Элагабалом... Там и Исида, и Серапис, и Асклепий, и Телесфор... И это не на монетах городов или провинициальных выпусках... А на имперских денариях. Проблема в том, что если посмотреть на аукционы, то попадаются всегда одни и те же оборотки... Процентов 90-95 монет для Септимия Севера - 7-8 одинаковых реверсов... И все... Их быстро подобрал, а дальше уже все напоминает рыбалку, когда не клюет - сидишь и терпеливо ждешь, если ищешь монеты в качестве... Вот недавнее предновогоднее приобретение - Септимий Север в роли "Миротворца" или "Установителя мира", если дословно с латыни... Традиционно, с "ветвью мира" в руке... Песценния Нигера и Клодия Альбина завалил - празднует обретение римским народом мира... Монета не редкая, но в таком качестве найти - долго искал. Слаб ломать буду 8)
Ну и плюс интересны Северы еще и тем, что есть очень интересные монеты "восточных" дворов... Так для Александра Севера известно 25 монет, отчеканенных в Антиохии... Хороши выпуски Эмесы, Лаодикея-ад-маре и Александрии для Септимия Севера и Юлии Домны. Там огромное количество монет со своим "восточным пряным ароматом". А поскольку резчики - местные мастера, то монеты не только имеют неподражаемый стиль, но и колоссальное количество грамматических ошибок. Латынь не знали абсолютно, пропускали буквы, добавляли лишние, вместо букв из латинского алфавита часто использовали греческие буквы. Каждый год чисто по ошибкам описывается несколько новых вариаций. А найти их можно совсем недорого на том же ибее... Просто внимательно читать легенды! Вот это очень важный сайт для коллекционеров Северов. Здесь есть большое число монет не описанных в каталогах, и известных всего по одному-двум экземплярам... Настоящие рарики. http://bpmurphy.ancients.info/severan/severanhome.htm Обязательное место посещения для коллекционеров династии Северов. Еще раз с Новым Годом!
caracalla пишет: У Северов есть достаточное количество монет, которые, во-первых, имеют интересные оборотки, а не только обычные для всех императоров персонификации,
Это я согласен. Те же типы с Кибелой просто прекрасны и интереснейшие. Но их я хоть знаю, когда-то у самого давным давно был молодой Каракалла с таким реверсом, и Домна с Кибелой на львиной колеснице, разумеется денарий и антониниан. А вот такие вещи как денарии Септимия с аркой и его же аурей со стадионом - это лично для меня открытие. Такие типы совсем на глаза не попадаются даже на аукционах и в каталогах старых коллекций. Да и вообще, обожаю денарии не с персонификациями: архитектура, всякие якоря, орлы, кабанчики, слоники и пр. живность - люблю такие реверсы на денариях.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Akrosas пишет: А вот такие вещи как денарии Септимия с аркой и его же аурей со стадионом - это лично для меня открытие. Такие типы совсем на глаза не попадаются даже на аукционах и в каталогах старых коллекций. Да и вообще, обожаю денарии не с персонификациями: архитектура, всякие якоря, орлы, кабанчики, слоники и пр. живность - люблю такие реверсы на денариях.
Чувствую, скоро с Сергея Георгиевича надо будет "магарыч" требовать... Но что сделаешь, если плодовит мастер, как Дюма-старший... Помимо его недавних книг, он в соавторстве с Екатериной Рузаевой (тоже собирательницей Северов), в свое время издал очень толстый двухтомник, посвященный архитектуре Древнего Рима. Там есть и сооружения, чье изображение дошло до нас ТОЛЬКО на монетах... Загляни в него, если есть у тебя - при Северах немало выходило достойных монеток!
Если нет, то надо найти... Не уверен, что сейчас есть в продаже. Тираж все тот же - 100 экземпляров.
Эх, классная книга, но я тут даже по своей теме уже 8 лет не могу купить Ле Ридера по тетрам Филиппа II. Где тут все осилишь с этими монетами.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Присоединюсь к теме монет династии Северов, вот таким денарием Септимия Севера чеканки Рима. А в честь чего он отчеканен, я не знаю. Наверное, в честь ничего.
Аудитор пишет: Кстати, на реверсе "Юпитеру - защитнику", если что...
Да нет, годы чеканки, перевод легенды с этим то всё ясно. Под "в честь чего" я имел ввиду несколько иное. Некое событие допустим, победу над кем то и так далее ... А года чеканки, №№ по RIC и прочим, это всё известно.
Аудитор пишет: Кстати, на реверсе "Юпитеру - защитнику", если что...
Да нет, годы чеканки, перевод легенды с этим то всё ясно. Под "в честь чего" я имел ввиду несколько иное. Некое событие допустим, победу над кем то и так далее ... А года чеканки, №№ по RIC и прочим, это всё известно.
Так в этом случае, год как-раз знаковый...
Цитата
В 198 году римляне подошли к Ктесифону, где состоялось сражение между римской и парфянской армией. Победу одержали римляне, а Ктесифон был взят штурмом. Римляне разграбили город, где нашли огромное количество золота и серебра. Септимий Север приказал убить 100 тысяч жителей города.
Аудитор пишет: Кстати, на реверсе "Юпитеру - защитнику", если что...
Да нет, годы чеканки, перевод легенды с этим то всё ясно. Под "в честь чего" я имел ввиду несколько иное. Некое событие допустим, победу над кем то и так далее ... А года чеканки, №№ по RIC и прочим, это всё известно.
Так в этом случае, год как-раз знаковый...
Цитата
В 198 году римляне подошли к Ктесифону, где состоялось сражение между римской и парфянской армией. Победу одержали римляне, а Ктесифон был взят штурмом. Римляне разграбили город, где нашли огромное количество золота и серебра. Септимий Север приказал убить 100 тысяч жителей города.
О, то есть этот денарик можно отнести к неким знаковым, юбилейным что ли, выпуск которых был приурочен к битве у Ктесифона ?
Йохчи пишет: О, то есть этот денарик можно отнести к неким знаковым, юбилейным что ли, выпуск которых был приурочен к битве у Ктесифона ?
Если вы познакомитесь с книгой Абрамзона, "Монеты, как средство пропаганды официальной политики Римской империи", то убедитесь, что к знаковым можно отнести большую часть римских монет.
Йохчи пишет: О, то есть этот денарик можно отнести к неким знаковым, юбилейным что ли, выпуск которых был приурочен к битве у Ктесифона ?
Если вы познакомитесь с книгой Абрамзона, "Монеты, как средство пропаганды официальной политики Римской империи", то убедитесь, что к знаковым можно отнести большую часть римских монет.
Значит всё таки, в прямую, этот денарий не имеет никакого отношения к победе у Ктесифона ... Нет, понятно что монеты тогда являли собой и средство пропаганды тоже. Но есть монеты именно выпуски которых приурочены к тому или иному, и есть - обычные выпуски, пусть и несущие в себе некую пропагандистскую составляющую. Как допустим вот этот, представленный мной.
Йохчи пишет: О, то есть этот денарик можно отнести к неким знаковым, юбилейным что ли, выпуск которых был приурочен к битве у Ктесифона ?
Егор, тут несколько моментов. Во-первых, абсолютно каждый из денариев - абсолютно точно посвящен какому-то событию. Даже если как такового яркого, знакового события и не было. То есть все битвы отмечены выпуском монет. Например, одержав одну из побед на Востоке, Септимий Север отказался от проведения триумфа. Сергей Плаксин в одной из своих книг - "Правители..." очень подробно проиллюстрировал это событие цитатами из двух основных классических источников - император мучился болью в ногах, и простоять на ногах в колеснице несколько часов либо не мог, либо просто не хотел... "Ну, на фига мне мучится"... От триумфа отказался, но монеты, посвященные всем своим победам - чеканил. И не по одной. Даже победам относительным - и то отчеканил... Второй момент, даже сам приход к власти - с боем ли, без боя ли - всегда отмечался выпуском монет FIDES MILITVM - верность войск. Посмотри самые первые монеты Элагабала или Александра Севера... А "легионные денарии" Септимия Севера? Была какая-то проблема с доставкой хлеба - неурожай, житница оказывалась в руках врагов, пираты грабя суда, перекрывали поставки, но потом император разрешал эту проблему... Или просто раздавал народу хлеб в честь того или иного события, например, 5-летия со дня начала правления. В этих случаях выпускалась монета ANNONA... То есть, специалисты полагают, что каждый денарий имел привязку к реальному событию, или мнимому событию, о котором хотел заявить император... Но точно не было того, что - "ага лет 20 никто не чеканил монетку "гений сената", давайте мы ее отчеканим... Всегда четкая привязка... Третий момент - увы, мы не имеем четкую хронологию по годам - что и когда происходило даже в случае с Септимием Севером... Вот основная тема противостояния между двумя ныне живущими спецами по династии Северов. Первый из них - это Энтони Бирли - автор потрясающей книги "Септимий Север. Африканский император". К сожалению, только на английском. Переводов не было. Но настоятельно рекомендую иметь и прочитать. Он, основываясь на последних археологических находках в родном городе Септимия Севера - Лептисе Великом - реконструировал какие-то события из жизни императора. В общем, интересная книга... Много новых фактов, которые стали известны благодаря археологическим изысканиям.
А второй - Кертис Клэй, работает у Харлана Берка... Преподавал в университете, уже давно готовит книгу по Северам. Кое-что предварительно выкладывает на Форуме античной нумизматики. К нему всегда коллекционеры Северов обращаются как к спецу номер один для определения своих монеток в сложных случаях... Например, для того, чтобы понять - вот этот ранний выпуск монеты Септимия Севера - это римская чеканка или александрийская (вторая редкая и достаточно дорогая)... Но монеты похожи. https://www.hjbltd.com/#!/bio/43-curtis-clay Так вот два этих "крутых перца" уже давно воюют тут чисто из-за того, в каком году была решающая битва между Септимием Севером и Клодием Альбином под Лугдуном (ныне Лион). Есть уже устоявшаяся точка зрения, что событие имело место 19 февраля. А вот с годом - беда. Есть версия, что все происходило в 197 году (традиционная), ее придерживается Энтони Бирли. А вот Кертис Клей, основываясь, кстати, на выпусках монет, обнаруживает ряд не стыковок. А вот если предположить, что битва имела место на год раньше, то все становится на свои места, в том числе и выпуск монет. Это так - для примера, что каждая монета была отчеканена к какому-то событию, или император хотел заявить, что событие имело место. А специалисты лишь предположительно могут определить чему был посвящен выпуск монет, так как не располагают точной хронологией событий.
Егор, тут несколько моментов. Во-первых, абсолютно каждый из денариев - абсолютно точно посвящен какому-то событию . Даже если как такового яркого, знакового события и не было. То есть все битвы отмечены выпуском монет. .................................................................... Это так - для примера, что каждая монета была отчеканена к какому-то событию , или император хотел заявить, что событие имело место . А специалисты лишь предположительно могут определить чему был посвящен выпуск монет , так как не располагают точной хронологией событий .
Хорошо Лёха, значит мы можем практически гарантировано отнести выпуск денарика с Юпитером - защитником к победе при Ктесифоне. Так ?
caracalla пишет: Во-первых, абсолютно каждый из денариев - абсолютно точно посвящен какому-то событию .
Вот бы еще и в раннем эллинизме этот момент разобрать, правда там часто просто один тип монет, но скорее всего по дифферентам определяется причина чеканки. Но в эллинизме часто бывало как и в Риме в данном случае. Я всегда задумывался, зачем тому или иному диадоху одновременно выпускать несколько типов тетрадрахм одинакового веса. Зачем тому же Полиоркету и тетра с сидящим Посейдоном и тетра со стоящим Посейдоном (нам-то нумизматам понятно зачем, но ему-то на кой черт? ). Или Птолемею I-му одновременно "АМ в слонике / Зевс" и "Геракл в львином скальпе / Зевс" - тетры одинакового веса выпускаются одновременно. По-любому тоже для каких-то целей чеканились. Вообще, в последнее время заинтересовали типы наградных монет - в античности ведь такие были. Как при Петре I-м какая-то наградная чешуя. В Риме-то наверняка монеты-медальоны всякие, например, зачем вот эти шедевры выпускались?
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Йохчи пишет: Хорошо Лёха, значит мы можем практически гарантировано отнести выпуск денарика с Юпитером - защитником к победе при Ктесифоне. Так ?
Давай по порядку. Вадим, как обычно, очень четко определил год чеканки - со 198-го. Но может быть и самое начало 199-го. После победы под Ктесифоном, меняется легенда на аверсе монет. Связано не только с этой победой. Разгромлен и "Черный", и "Белый", планам Септимия Севера по установлению правления собственной династии уже ничего не угрожает, поэтому чеканятся монеты для Каракаллы - как августа и для Геты - как цезаря, это раз. И уже можно перестать "мимикрировать", и убрать из легенды PERT - типа, наследник или мститель за Пертинакса. Вместо этого уже учтены в легенде "собственные заслуги" - победа над парфянами - PARTMAX. Потому, очень даже может быть что победе под Ктесифоном и посвящено. С большой долей вероятности. Как "защитнику восточных рубежей". Есть еще один момент. Нечастая оборотка для императора, который большую часть своей жизни провел в походах и войнах. Не защищал, а нападал... Для 198 года - в легенде используется надпись IMP X и IMP XI (как на твоей монете). Известно, что после Ктесифона он пошел на Хатру. (Опять же ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО в 199 году). Потерял значительную часть своего войска в этом походе, осадил город, но не "солоно хлебавши", был вынужден ее снять, и отвалить "по добру, по здорову"... Этот поход больше был похож если не на поражение, то на неудачу точно...Хотя и добавил себе после похода надпись "адиабенсис". Уже позже, когда Александр Север правил, и предпринял точно такие же неудачные походы на Восток, то он отчеканил с тем же Юпитером Защитником денарии... То есть, когда император "облажался", то для него было важно тем не менее свою "победу" преподнести как "защиту своих рубежей"... Появлялись именно такие надписи... Очень похоже на ситуацию с Септимием Севером... Поэтому, с вероятностью в 90% я бы отнес твою монету, как "юбилейку" в честь победы под Ктесифоном (исходя из года выпуска)... Но 10% оставил бы на "победу"-неудачу под Хатрой (просто логика)...
Кстати, а образы идущих богов мечущих молнию, копье или трезубец - это как раз вероятно символы военной победы, наравне с Никой. Легко заметить, что у Птолемея I-го Афина мечущая - вероятно победа при Газе. Что у Полиоркета мечущая Афина на статере и мечущий Посейдон на тетре - победа при Саламине. У Гоната мечущая Афина - победа при Лисимахии. Вообще, гляжу, что Септимий тот еще геноцидник, как парфян порезал, похлеще Каракаллы в Александрии. Хуже только Аврелиан, "любимец" тианских собак.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Прекрасная тема. Поддержу своими скромными монетками из династии Северов.
Некоторые выставлялись уже в "Эстетике античных монет" , но тем не менее..
Денарий Юлии Домны.
Реверс: MATER AVGG
RIC 562
Юлия домна в виде богини Кибелы правит колесницей в которую запряжены 4 льва. MATER AVGG или (Mater Augustorum). Императрица изображена тут как "мать богов" . Мать Геты и Каракаллы. Кибела — богиня, которую почитали в Малой Азии, Греции и во всей Римской империи. В древности ее считали покровительницей всего живого на земле. Кибела, Цибела, иногда Кибеба — в греческой мифологии богиня фригийского происхождения, близкая по своим функциям богине Рее и иногда отождествлявшаяся с ней, является олицетворением регулирующего, упорядочивающего стихийные природные силы начала. Одно из ее имен — Великая мать богов. Она — владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие. Культ Кибелы был оргиастическим по своему характеру, однако одновременно он связывался с аскетическим самоограничением, нашедшим отражение в сюжете об оскоплении Аписа; в целом это подчеркивает общую символику ее образа. Богиня Кибела требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини. Кибела обычно изображается едущей на золотой колеснице (символ земли), в окружении диких львов и пантер, которые символизируют природную энергию, или сидящей на троне, окружённом львами. Зубчатая в виде башни корона Кибелы была ее атрибутом в качестве покровительницы и хранительницы благосостояния городов. Культ Кибелы в Риме был введён в 204 до н. э. в конце Второй Пунической войны, в период активной экспансии Рима на восток.
Akrosas пишет: Как при Петре I-м какая-то наградная чешуя. В Риме-то наверняка монеты-медальоны всякие, например, зачем вот эти шедевры выпускались?
Абсолютно точно. Все началось с первых годов правления Септимия Севера. Он отчеканил и денарии, и ауреи для легионов, которые его поддержали. Принято считать, что серебро для 14-ти (если не изменяет память) легионов, а вот ауреи - для меньшего количества. Но это опять же версия. Типа, были "горячо" любимые легионы, и "чуть менее" любимые. Но, вероятнее, чеканились и денарии, и ауреи для всех этих легионов. Просто некоторые типы вероятно до нас не дошли. Предполагается, что денариями награждались простые легионеры, а вот ауреями - начиная с легатов... Но это все версии... Что еще интересно, недавно где-то на одном из ауков проходил СС - аурей, "легионный выпуск", но отчеканенный в Эмесе. То есть находок можем ожидать очень интересных. Тема не закрыта.