Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Страницы: 1
Меч палача или Happy Halloween, дисклеймер: много средневековой жестокости. Я предупредил
 

Обезглавливание мечом лорда Гийома Санса.
Миниатюра из «Хроник Фруассара» 1470 г.
Национальная библиотека Франции, Париж


Но Самуил сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет сына. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале.
Первая книга Царств 15:33

«Коли будешь в добродетели жить,
Мечу правосудия головы твоей не рубить!»
«Когда этот меч я поднимаю,
Бедному грешнику вечной жизни желаю»
Надписи на клинке одного из мечей правосудия работы кузнеца-оружейника Йоханнеса Бойгеля из Золингена, 1676 г.


История оружия.
Статья на эту «палаческую тему» появилась случайно. Один из читателей увидел этот меч в музее, а другой предложил мне обратиться в один наш российский музей и получить там о нём информацию. Но… нет ничего хуже, чем обращаться именно в наши музеи. Это как игра в рулетку: можешь получить всё, а можешь только лишь даром потратить своё время. Поэтому проще найти то же самое в музеях за рубежом. А ещё очень многим читателям на ВО нравится рассматривать миниатюры из знаменитых «Хроник Фруассара». Их много и все они по-своему очень информативны и примечательны. Вот мы сегодня одним выстрелом двух зайцев и убьём: в очередной раз посмотрим миниатюры из хроник Фруассара и познакомимся ещё с одним историческим орудием убийства.


Казнь бретонских рыцарей Пьера и Алена Ру.
Иллюстрация одного из списков хроник Фруассара


Ну а начнём мы с того, что в истории холодного оружия меч палача или «меч правосудия» занимает особое место. Этот меч не может быть включён в типологию Оукшотта, но, тем не менее, он существует, а в своё время так и довольно широко использовался.


Казнь Роберта Трезильяна – кузена герцога Ирландского.
Иллюстрация одного из списков хроник Фруассара


В Средние века, когда с жизнью можно было вообще распроститься запросто, наиболее быстрой казнью (и милостивой к тому же!) была казнь посредством обезглавливания топором. Но применялся и меч, причём казнили им в основном аристократов. «Крестьянский» топор был для простолюдинов. Впрочем, помимо статуса, ведь меч, как мы знаем, в то время был статусным оружием, имело место и сугубо практическое отношение к делу. Геометрия клинка у меча совсем другая, нежели у топора. Поэтому считалось, что казнимый мечом испытывает меньше страданий. Вот почему именно аристократов мечом и казнили: выше честь и меньше боли.


Казнь обвинённых в предательстве Оливье де Клиссона и бретонских рыцарей (1343).
«Хроники Фрауссара» 1470 г. Национальная библиотека Франции, Париж


Правда, и им, беднягам, тоже доставалось. За содомию полагалось сожжение на костре, а за склонение к этому греху в той же Англии (равно как и за мятеж, и измену королю!) придумали казнь на лестнице. Суть её состояла в том, что человека привязывали к лестнице повыше, чтобы его было всем хорошо видно, после чего палач вскрывал его острым ножом, вырывал внутренности и сжигал их у него на глазах на костре, заканчивалась казнь ещё и оскоплением.


Казнь Хьюго Диспенсера, фаворита Эдуарда II.
«Хроники Фрауссара» 1470 г.
Национальная библиотека Франции, Париж


Тем не менее из уважения к дворянскому званию даже изменников, чья вина была доказана или считалось, что она доказана, чаще всего казнили именно мечом. К тому же не так уж и много было охотников, даже и за деньги, копаться в вонючих кишках. Вот одним ударом снести человеку голову – это да, тут тебе и мастерство, и сила!


Казнь Эмериго Марселя. Иллюстрация одного из списков хроник Фруассара

Ситуация изменилась в XVI веке. Набиравшее силу бюргерское сословие потребовало и себе чести и места, и выразилось это даже в том, что теперь уже и бюргеров стали казнить именно мечом, а не топором, как было до этого. Однако и здесь без уступки рыцарству никак не обошлось – или, скажем так, уступки эти носили обоюдный характер. Казнить людей неблагородного звания благородным рыцарским мечом оказалось никак невозможно, и для этого был придуман меч… без острия, который отлично справлялся со своим делом, но априори оружием быть не мог, а следовательно – и благородства в нём уже никакого не стало!


А могли и вот так убить! Убийство Томаса Вудстока, герцога Глостера, в Кале в 1397 году.
Иллюстрация одного из списков хроник Фруассара


Наиболее ранний меч правосудия, дошедший до нашего времени, датируется 1540 годом, а изготовлен он был в Германии. «Расцвет» мечей правосудия приходится на XVII век, а к началу XIX века они уже совершенно вышли из моды. Хотя в той же Германии последняя казнь мечом была осуществлена… в 1893 году, когда с его помощью была казнена женщина-отравительница.


Мечи правосудия начала XVI в. Королевская оружейная палата, Стокгольм

Надо отметить, что казнь мечом требует от палача совсем других навыков, нежели казнь топором. Да и осуществляется она совершенно иначе. Казнимый топором встаёт на колени, и кладёт голову на плаху, после чего палач наносит удар по шее топором. Во время казни мечом – и на средневековых миниатюрах это очень хорошо видно, приговорённый тоже стоит на коленях, однако на плаху голову не кладёт. Палач широко замахивается мечом и… наносит горизонтальный рубящий удар, снимающий голову с плеч.


Рукоять одного из мечей правосудия из Королевской оружейной палаты в Стокгольме с назидательной надписью…


Меч палача: рукоять – Швеция, середина XVIII века, клинок – Германия, конец XVI века.
Вес: 1,950 г, ширина: 54 мм, длина клинка: 825 мм, общая длина: 1025 мм.
Королевская оружейная палата, Стокгольм


В Англии меч правосудия почему-то не прижился. Там казнили топором и знатных, и безродных, и не считали это чем-то предосудительным. Однако были случаи, когда и там людей знатных казнили именно мечом. В частности, именно мечом правосудия была казнена вторая жена Генриха VIII Анна Болейн. Причём король приказал выписать палача из Сент-Омера, так как в Англии таких «мастеров» было мало, а казни подлежала всё-таки жена короля. И, надо сказать, что палач своего искусства не посрамил и снёс ей голову одним ударом, правда, и шея у Анны была тонкая…


Меч палача из собрания Лондонского Тауэра, первый этаж, западное крыло. Датируется 1657 годом. Крестообразная рукоять этого двуручного меча имеет массивное яйцевидное навершие в форме «вазы» с выступающей сверху «пуговицей». Широкий плоский обоюдоострый клинок имеет небольшую фаску по краям без острия. На клинке есть предполагаемая дата изготовления («ANNO: 1-6-5-7») и также клеймо мастера. Габаритные размеры: длина клинка 1000 мм, ширина клинка 65 мм, общая длина 1290 мм, общий вес 2360 г, длина рукояти 290 мм, ширина рукояти 55 мм. Клеймо мастера: голова в шлеме, в профиль, с широким воротником на плечах, шлем с плюмажем. Это клеймо Vira bruk, оружейного мастера из Швеции

Ну а о том, насколько важен был специалист по «безболезненным казням», свидетельствует пример с казнью графа Шале во Франции в 1626 году. Тогда казнить графа пришлось некоему неопытному добровольцу и ему понадобилось для этого целых 29 ударов мечом! Не так было, если за дело брался мастер. В 1501 году палач одним ударом отрубил головы сразу двум осуждённым: связал их спина к спине и… ж-а-ах – сразу же снёс им головы!


Шотландский меч правосудия, 1600-1630 гг. Двуручный меч, так называемый «Клеймор» с немецким клинком, на что указывает клеймо с изображением бегущего волка. Длина клинка 1000 мм, ширина клинка 55 мм, общая длина 1400 мм, общий вес 2353 г. Лондонский Тауэр, первый этаж, западное крыло

Мечи палачей, как правило, имели полутораручные (бастарды) или двуручные рукояти и самые простые прямые дужки крестовины. Острия не было, поскольку оно не требовалось. То есть такой меч по типологии Оакшотта можно охарактеризовать как меч «тип XIIIа, но без острия». Клинки таких мечей были очень широкими – от 6 до 7 см, а общая длина была аналогичной длине мечей-бастардов. Больше был и вес – от 1,7 до 2,3 кг, то есть инструмент этот был не из лёгких.



Мечи правосудия из коллекции Королевской оружейной палаты в Стокгольме

Правда, на клинках часто были долы для облегчения. Ещё одной особенностью были гравировки на клинках. Изображались символы правосудия, а также делались надписи назидательного содержания: «Бойся Бога и люби право, и будет ангел твоим слугой».


Иллюстрация из романа А. Дюма «Три мушкетера» художника И.С. Кускова (1990).

В руках у палача меч, как об этом и написано. Но это совсем не тот меч, которым бы стал действовать французский палач!

Интересно, что в романе А. Дюма «Три мушкетера» лильский палач тоже казнит миледи мечом, однако на иллюстрации к этой книге, изданной в серии «Библиотека приключений», в руках у него изображён не меч правосудия, а меч ландскнехта. Видимо, иллюстратор таких тонкостей просто в то время не знал.

ссылка
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
В дополнение:

Хроники Фруассара



Хроники написаны Жаном Фруассаром, язык оригинала — французский. Охватывают период с 1322 по 1400 год, примерно первую половину Столетней войны. Хроники состоят из четырех книг. Первую книгу Фруассар неоднократно переписывал на протяжении всей своей жизни. В первой редакции симпатия Фруассара проанглийская, во второй и третьей редакциях — профранцузская.



В своих «Хрониках», полное название которых в некоторых списках звучит как «Хроники Франции, Англии, Шотландии, Испании, Бретани, Гаскони и соседних стран» (фр. Des Croniques de France, Dangleterre, Descoce, Despaigne, de Bretaigne, de Gascongne, de Flandres Et lieux circunvoisins)[1], Жан Фруассар освещает ряд важных исторических событий, в том числе:

Книга I (1322—1377)
Низложение Эдуарда II и восшествие на престол Эдуарда III (1327)
Казнь Хью Диспенсера младшего (1326)
Шотландская кампания Эдуарда III (1327)
Свадьба Эдуарда III и Филиппы Геннегау (1328)
Принесение Эдуардом III оммажа Филиппу VI (1331)
Тьерашская кампания Эдуарда III (1339)
Битва при Слёйсе (1340)
Война за бретонское наследство («война двух Жанн») (1341-1364)
Битва при Креси (1346)
Осада Кале (1346-1347)
Битва при Невиллс-Кроссе (1346)
Битва при Винчелси («Битва испанцев на море») (1350)
Битва при Пуатье (1356)
Этьен Марсель возглавляет Парижское восстание (1357-1358)
Жакерия (1358)
Мир в Бретиньи (1360)
«Большие компании» 1360-х годов
Смерть французского короля Иоанна II (1364)
Гражданская война в Кастилии (1366-1369)
Осада Лиможа (1370)
Смерть Эдуарда Чёрного Принца (1376)
Смерть Эдуарда III и вступление на престол Ричарда II (1377)

Книга II (1376—1385)
Великий западный раскол (1378-1417)
Восстание Уота Тайлера (1381)
Битва при Роозбеке (1382)
Свадьба Карла VI и Изабеллы Баварской (1385)



Книга III (1386—1388)
Убийство молодого Гастона де Фуа его отцом
Подготовка Франции к (несостоявшемуся) вторжению в Англию (1385-1387)
Судебный поединок между Жаном де Карружем и Жаком Ле-Гри (1386)
Конфликт Ричарда II с дядями
Битва при Оттерберне (1388)

Книга IV (1389—1400)
«Бал объятых пламенем» (1393)
Турнир в Смитфилде, устроенный Ричардом II
Смерть Гастона III (Феба) де Фуа (1391)
Безумие Карла VI
Свержение Ричарда II и вступление на престол Генриха IV (1399)
Битва при Никополе и массовое убийство пленников (1396)



Сохранилось свыше 80 точно атрибутированных рукописей «Хроник» Фруассара, находящихся ныне в собраниях Национальной библиотеки Франции (Париж), Королевской библиотеки Бельгии (Брюссель), Британской библиотеки (Лондон), библиотеки Пирпонта Моргана (Нью-Йорк), Ватиканской апостольской библиотеки, библиотеки Лейденского университета и др., свыше 15 из которых приходится на Книгу I, девять — на Книгу II, 30 — на Книгу III, и 26 — на Книгу IV

ссылка
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Цитата
Avitus пишет:
«Бал объятых пламенем» (1393)
Заинтересовало название.


Мастер Антоний Бургундский. «Бал объятых пламенем» (ок. 1470).
На картине горящего короля Карла VI тушит своей юбкой герцогиня Беррийская,
четверо человек горят в центре, слева ещё один придворный, который прыгнул в чан с водой и потушил себя


28 января 1393 года Изабелла Баварская давала бал-маскарад во дворце Сен-Поль в Париже по случаю третьей свадьбы своей фрейлины Екатерины де Фатаврен с графом Ортенбургским Этцелем. По традиции, любой повторный брак женщины был поводом для насмешек, поэтому характерной для него формой празднества было «шаривари» — шуточный бал, который сопровождался кривляниями и дурачествами, громкой нестройной музыкой (в том числе игрой на цимбалах перед спальней невесты), фривольными танцами и всяческими беспорядками, что считалось откровенно непристойным и неприличным. По предложению Юге де Гисея, шесть молодых человек, включая Карла VI, решили нарядить в маски и костюмы «диких людей». Де Гисей, согласно Фруассару, был «самым жестоким и дерзким из людей» и печально прославился своими хамскими выходками: нередко он оскорблял людей с криками «Лай, собака!», заставляя их становиться на четвереньки и избивая их.


Альбрехт Дюрер. Дикие люди. 1499 год

Помимо короля, в качестве танцоров были выбраны пять человек: сам Юге де Гисей, граф Жан III де Жуаньи, бастард Ивен де Фуа, Ожье де Нантуйе и Эймар де Пуатье. Их костюмы были сшиты из льна и обмазаны воском (или пеком) с прикреплённой сверху растрёпанной пенькой, изображавшей шерсть, поэтому носившие их люди выглядели «наги и волосаты, как сатиры». Маски, изготовленные из тех же материалов, скрывали лица танцоров от посторонних. В некоторых источниках утверждалось, что все танцоры были скованы цепями; многие из присутствовавших на празднике даже не подозревали, что среди танцующих был и сам король. Однако костюмы танцоров были легковоспламеняющимися, поэтому был дан строгий приказ — не зажигать в зале факелы и никому с факелами не входить во время празднования в зал, чтобы свести к минимуму риск несчастного случая.

Согласно историку Яну Веенстре, все шестеро участников скакали и завывали, «как волки», непристойно выражаясь и призывая гостей узнать их под масками, продолжая танцевать в «дьявольском неистовстве». Неожиданно на балу появились брат короля, герцог Людовик Орлеанский, в сопровождении четырёх рыцарей с шестью факелами, который ничего не знал о запрете. Его сопровождал совершенно пьяный Филипп де Бар. Что именно произошло дальше, остаётся предметом споров среди историков. По наиболее распространённой версии, которую поддержал в XVII веке Уильям Принн, Людовик заинтересовался этими дикими танцами и попытался поближе разглядеть танцоров, чтобы узнать, кто скрывается под масками, однако слишком близко поднёс факел к одному из танцевавших: искра упала на ногу того и вызвала пожар, который охватил всех шестерых танцоров. По другой версии, которая встречается в одной из хроник, Людовик «швырнул» факел в одного из танцоров.


Жорж-Антуан Рошгросс[en]. «Бал объятых пламенем». 1889 год

Изабелла, знавшая, что её муж был среди танцоров, упала в обморок, когда вспыхнул пожар. Из скованных цепями танцующих никто не мог вырваться и спасти свою жизнь. Однако, по счастью, Карл VI находился достаточно далеко от них, поскольку стоял рядом со своей 15-летней тётей, герцогиней Беррийской Жанной: считается, что Ивен де Фуа успел прокричать, чтобы люди спасали в первую очередь короля. Спасая Карла от попадания искр и пожара, Жанна накинула на него шлейф своей юбки. При этом источники не указывают, участвовала ли герцогиня в танцах и позвала короля поговорить, или же король сам ушёл к ней. Фруассар писал, что король, шедший впереди группы танцующих, оставил своих спутников и направился к дамам, показывая себя перед ними: он прошёл мимо королевы и остановился рядом с герцогиней Беррийской в момент трагедии.

После начала пожара в зале возник хаос. Танцоры бросились к дверям, объятые пламенем, а гости в ужасе кричали, пытаясь спасти пылающих людей и получая при этом страшные ожоги. Перу «монаха из Сен-Дени» принадлежит описание событий с нехарактерной яркостью: автор писал, что «четверо человек сгорели заживо, а их пылающие гениталии падали на пол… выпуская фонтаны крови». Помимо короля, которого спасла его тётя, из танцоров остался в живых только сир Ожье де Нантуйе, который прыгнул в чан с водой (по другой версии, с вином), где мыли посуду, и оставался там, пока не погасло пламя. На месте от смертельных ожогов скончался граф де Жуаньи, а бастард Ивен де Фуа (сын Гастона III де Фуа) и Эймар де Пуатье, сын графа Валентенуа, умерли через двое суток. Юге де Гисей умер через трое суток: по словам Такман, он до последнего часа сквернословил и проклинал всех, кто участвовал в этой затее, а во время похорон самого де Гисея в его адрес простолюдины кричали «Лай, собака!», припоминая ему все его дурные поступки. От вида горящих заживо людей нетвёрдый рассудок короля вновь помутился, и в течение нескольких дней он не узнавал никого вокруг, отказывался от своего имени и сана, уверял, что никогда не был женат и не имеет детей, раздражался, когда к нему пыталась подойти королева, и громко требовал «убрать от него эту женщину, которая за ним следит».


Изображение герцогини Жанны, носящей атур конической формы: она укрывает шлейфом юбки Карла, спасая его от ожогов.

Парижане были разгневаны тем, что король чуть не погиб на балу, и обвиняли в случившемся его советников. По городу прокатилась волна недовольства: утверждалось, что, если бы король погиб, народ убил бы и его дядюшек, и всю парижскую знать. Дяди Карла, опасавшиеся повторения восстаний «Гарель» и майотенов, убедили его проехать к Нотр-Даму и успокоить народ: король ехал верхом, а его дяди и брат Людовик шли в знак покаяния босиком. Герцог Орлеанский, которого обвиняли в трагедии, оплатил сооружение Орлеанской капеллы — для ордена целестинцев — с витражными окнами и богатыми алтарными украшениями. Для строительства он использовал средства, полученные от короля за часть конфискованной собственности Пьера де Краона, виновника покушения на Оливье де Клиссона. Тем не менее, Фруассар в «Хрониках» возлагал вину исключительно на Людовика, утверждая, что король и королева не могли ничего предотвратить. Репутация герцога Орлеанского была подорвана ещё раньше, когда его обвинили в колдовстве: он якобы нанял монаха-вероотступника, который заклял кольцо, кинжал и меч. Богослов Жан Пети заявлял, что пожар на балу был местью Карлу со стороны Людовика за нападение, случившееся год назад в лесу под Ле-Маном, и являлся ничем иным, как покушением на жизнь короля.


Неизвестный художник («мастер Гетти Фруассар»).
«Бал объятых пламенем» из списка «Хроники Фруассара» (1483 год, Брюгге)


«Бал объятых пламенем» создал впечатление помешанности двора на экстравагантности и обнажил неспособность короля управлять из-за слабого здоровья. Приступы помутнения рассудка у Карла VI участились настолько, что к 1390-м годам его роль стала чисто церемониальной. К началу XV века его попросту стали игнорировать, а вместе с военно-политическими событиями это привело к расколу династии Валуа. В 1407 году сын герцога Бургундского Филиппа Жан убил своего кузена Людовика Орлеанского, которого обвинял в пороках, коррупции, колдовстве и множестве других преступлений, а Изабеллу обвинили в том, что она состояла в любовной связи с братом короля. Убийство Людовика спровоцировало войну арманьяков и бургиньонов между сторонниками герцога Бургундского (бургиньонами) и арманьяками, длившуюся несколько десятилетий. Вокруг «живого, но беспомощного» короля Франции образовался вакуум, а королева была слишком слаба, чтобы вести самостоятельную политику, поэтому политический вакуум заполнили Бургундия и Англия, а Изабелла стала в их руках послушным орудием.  


Фрагмент рукописи Фруассара (1470—1472, мастер Гетти); характерное готическое письмо

ссылка
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Второй день "залипаю" в миниатюры из "Хроник" Жана Фрауссара, упоминавшегося выше французского писателя XIV века, чье творчество было посвящено сложным перепетиям знаменитой Столетней войны.


Жан Фрауссар

Внизу ссылка на сами миниатюры. На секундочку даже забывается, что за каждой из этих миниатюр стоит настоящая интересная история. И это кроме зримых подробностей архитектуры, оружия, костюмов, причесок и нравов.

Вот, картинка "на вскидку":


Покушение на Оливье де Клиссона Пьером де Краоном в 1392 году

Пьер де Краон
Около 1345-1410 гг. Сеньор де Сабле и де Ла-Ферте-Бернар, виконт де Шатодюн. Французский придворный.

В 1382 г. служил Луи I д'Анжу герцогу д'Анжу, помогая ему бороться против соперника на трон Неаполя Карла д'Анжу герцога де Дюраццо. Отправился за подкреплением во Францию, но не смог набрать войска. Перешел на службу к Луи Орлеанскому герцогу д'Орлеану, который вскоре прогнал его за компрометирующее поведение. Затем служил Жану IV Храброму герцогу Бретонскому. Участвовал в организации неудавшегося покушения на убийство коннетабля Оливье IV де Клиссона (14 июня 1391). По возвращении в Бретань арестован. Получил прощение благодаря заступничеству Луи Орлеанского, однако его имущество было конфисковано.

Оливье IV де Клиссон
Прозван «Мясник». 23 апреля 1336 г.23 апреля 1407 г. Сеньор де Клиссон, граф де Порэ, сеньор де Бельвиль, де Монтегю, де Гарнаш. Французский военачальник.

Родом из Бретани. После казни отца увезен матерью в Англию. Рос при английском дворе. Служил последовательно Англии, Франции и Бретани в Столетней войне. Сражался на стороне Жана IV Храброго, ставленника англичан в войне за Бретонское наследство. В 1364 г. оставил Жана IV Храброго, посчитав, что не получил достойной награды за свою службу. Перешел на сторону французов, став соратником Бертрана дю Гесклена. Участвовал в битве при Орэ 1364, где войска сторонников французского претендента на Бретань Карла де Блуа были разбиты, но Клиссону удалось бежать, хотя он и потерял в этом бою глаз. Лейтенант короля Карла V Мудрого в Гиени.

В 1370 г. оказывал яростное сопротивление отрядам сэра Роберта Ноллиса, неоднократно нанося им поражение. Генерал-лейтенант Бретани в 1374 г.
С 28 ноября 1380 г. — коннетабль Франции. Участвовал в подавлении восстания под руководством Филипа ван Артевельде в Генте, осуществлял фактическое командование французской армией в битве при Росебеке, где войска восставших были разгромлены. Один из мармузетов, использовал свое высокое положение для удовлетворения собственной алчности, став одним из богатейших людей своего времени.

Пережил 14 июня 1391 г. покушение на свою жизнь, организованное Жаном IV герцогом Бретонским. Отстранен от власти и от должности после того, как король Франции Карл VI Безумный в 1392 г. потерял рассудок. Удалился в Бретань, где примирился в 1395 г. с Жаном IV, который на смертном одре в 1399 г. назначил его защитником герцогства после своей смерти и протектором Бретани. Похоронен на хорах церкви своего замка Жослен.

Покушение
В 1392 году, по возвращении Оливье в Париж, Пьер де Краон  по подстрекательству герцога Иоанна IV предпринял попытку убить его. Краон подстерегал Оливье на узкой улице. Безоружные слуги Оливье сбежали, но Оливье спасла от смерти кольчуга, и он смог вытащить свой меч и отбиться от нападавших. В борьбе он упал с лошади и был сбит дверью булочной. Посчитав его мертвым, Краон бежал из Парижа в Бретань.  Герцог отказался выдать преступника по требованию короля, и Карл VI, собрав армию, выступил в поход на Бретань. Из-за несчастного стечения обстоятельств в этом походе на короля напал сильнейший приступ безумия, и с тех пор психика его необратимо деформировалась; поход пришлось прервать. Воспользовавшись ситуацией, к власти вернулись дядья короля, оттеснив "мармузетов" и арестовав некоторых из них. Клиссона арестовать не решились, но с должности коннетабля его сняли и изгнали его из Франции. Он укрылся в Бретани в своем замке Жослен.

Ссылка на миниатюры
Изменено: Avitus - 30.10.2021 23:41:34
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
Страницы: 1
Читают тему

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●