Давным давно, ещё в 70-х, на уроке истории у меня появился вопрос, почему Крепостное право называется "правом", а не как-то иначе. Учитель истории не любила когда её перебивают вопросами среди урока, поэтому свой вопрос я оставил на перемену. Но на перемене нужно было сходить в столовую, потом в туалет, потом готовится к другому уроку, и мой вопрос стал забываться. Прошли десятилетия и мне попались воспоминания Н.Е. Врангеля - отца того самого барона Врангеля, который был одним из главных руководителей Белого движения в Гражданскую Войну.
Приведу не большую выдержку из воспоминаний его отца:
О крепостном праве
... Я не оговорился, употребляя выражение “крепостной режим” вместо принятого “крепостное право”. Последнее имеет в виду зависимость крестьян от своих владельцев. Но не только крестьяне были крепостными в то время — и вся Россия была в крепости. Дети у своих родителей, жены у своих мужей, мужья у своего начальства, слабые у сильных, а сильные у еще более сильных, чем они. Все, почти без исключения, перед кем-нибудь тряслись, от кого-нибудь зависели, хотя сами над кем-нибудь властвовали. Разница между крепостными крестьянами и барами была лишь в том, что одни, жили в роскоши и неге, а другие — в загоне и бедноте. Но и те и другие были рабами, хотя многие этого не сознавали. Я помню, как на одном званом обеде генерал, корпусный командир, бывший в первый раз в этом доме, приказал одному из гостей, независимому богатому помещику, которого он до этого никогда в глаза не видел, выйти из-за стола. Какое-то мнение, высказанное этим господином, генералу не понравилось. И этот независимый человек немедленно покорно подчинился9.
Крепостной режим развратил русское общество — и крестьянина, и помещика, — научив их преклоняться лишь перед грубой силой, презирать право и законность. Режим этот держался на страхе и грубом насилии. Оплеухи и затрещины были обыденным явлением и на улицах, и в домах... Розгами драли на конюшнях, в учебных заведениях, в казармах — везде. Кнутом и плетьми били на торговых площадях, “через зеленую улицу”, т.е. “шпицрутенами”, палками “гоняли” на плацах и манежах. И ударов давалось до двенадцати тысяч. Палка стала при Николае Павловиче главным орудием русской культуры.
Я родился и вращался в кругу знатных, в кругу вершителей судеб народа, близко знал и крепостных. Я вскормлен грудью крепостной мамки, вырос на руках крепостной няни, заменившей мне умершую мать, с детства был окружен крепостной дворней, знаю и крепостной быт крестьян. Я видел и радости, и слезы, и угнетателей, и угнетаемых. И на всех, быть может и незаметно для них самих, крепостной режим наложил свою печать, извратил их душу. Довольных между ними было много, неискалеченных — ни одного. Крепостной режим отравил и мое детство, чугунной плитой лег на мою душу. И даже теперь, более чем полстолетия спустя, я без ужаса о нем вспомнить не могу, не могу не проклинать его и не испытывать к нему ненависти...
Крепостное право или Крепостной режим. При принятии Крещения князем Владимиром произошла смена вектора в развитии русской государственности. Народ, во главе со своею элитою ,выстраивал так называемое государство правды. Россия стала выстраивать свою государственность на христианских принципах. У каждого был свой крест - тягло. В духовном смысле история - это разворачивание во времени души человека или народа( народов). Все стремились к христианскому идеалу ( кто-то не стремился), естественно в силу греховности не достигая его, но вектор был таков. Элита давала направление, и была элитой в высшем представлении если стремилось к этому идеалу. История Руси знает много святых князей. Для такого государства относительно второстепенное значение имеет вопрос о юр. строении, а более важным является вопрос о преемстве благодати от Бога. Далее идея - " Москва- Третий Рим" ,но постепенно происходит вырождение,- служба становится целью, содержание заменяется формой, плюс внешние обстоятельства... И как итог, происходит " проседание". ( отдельных личностей не беру). Сюда и можно добавить цитату Врангеля, что крепостной режим развратил русское общество. Утрачивалась идея, и наступали суровые будни. Если вернем правильный вектор, то все начнет становиться на места, и не важно будет кто есть кто в социальной лестнице. Элита,- прекрасно, тогда иди и умирай. Крестьянин, - замечательно, иди и паши и т.д.
P.S. Для проф. историков поле для выяснения отдельных исторических событий, но без духовной части -это лишь сухая статистика. Крепостное право рассматриваю лишь в этом ключе.
Rex274 пишет: Элита,- прекрасно, тогда иди и умирай. Крестьянин, - замечательно, иди и паши и т.д.
Именно так происходил "водораздел" до революции. Но потом к власти пришли те, кто должен был бы пахать... А стал управлять. По теме хочу сказать, что не в том сегодня проблема, что крепостной право режим был. Проблема в том, что он лишь недавно закончился. Не сменилось достаточное количество поколений.
STARINA пишет: Я не оговорился, употребляя выражение “крепостной режим” вместо принятого “крепостное право”. Последнее имеет в виду зависимость крестьян от своих владельцев. Но не только крестьяне были крепостными в то время — и вся Россия была в крепости. Дети у своих родителей, жены у своих мужей, мужья у своего начальства, слабые у сильных, а сильные у еще более сильных, чем они.
Врет батюшка Врангеля. Лицемерно передергивает и врет. Нивелирует сословное неравенство с иными социальными отношениями. Его предки (да и потомки) не были в крепостной зависимости, являвшейся формой рабства.