Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Страницы: 1
Ориентация портретов на античных монетах
 
Еще один любопытный для меня вопрос. Каким образом сложилось так, что большинство портретов смотрит вправо? Как ушли от попыток изображать анфас понять довольно легко: изображение быстро стирается в процессе хождения монеты, что придаёт комичный вид лицу и в целом неприемлемо. Ярким примером могут стать монеты Лариссы или поздний Рим (тоже любопытны причины возвращения к такому типу изображения в пятом веке и позднее в Византии). Но в большинстве случаев изображался профиль вправо. Портреты влево встречаются существенно реже и причины их появления не совсем понятны. Хотел бы пролить свет для себя на этот факт, буду рад любой информации.
Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 6 лет с даты регистрации
 
Сразу вспоминается типа "наше дело правое",т.е "вЕрное" ну или быть может "налево старались не ходить" (как вариант)  :)
Изменено: Sebastian37 - 13.07.2019 15:32:12
=VIRTVTE ET EXEMPLO=
За получение 100 положительных отзывов за покупки  на форуме За получение 200 положительных отзывов за продажи на форуме За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Думаю, в Вашем вопросе изначально заложены два ответа: религиозный и чисто технический.

С точки зрения религии (практически для всех регионов и государств античности), поворот «влево» олицетворял Восток, где обычно помещали Страну Блаженных, которую можно называть обиталищем богов и чем-то вроде Рая.

Поворот же «вправо» олицетворяет Запад, где также помещали Острова Блаженных или Элизиум, но там находились уже не боги, а обожествлённые герои.

Запад и Восток, «лево» и «право» были взаимосвязаны и равноценны, о чём свидетельствует, к примеру, ориентация большинства храмов европейской античности, построенных таким образом, что молящийся обращался лицом к Востоку, но входил в святилище с Запада.

Поэтому «левые» и «правые» изображения на монетах сначала богов, а затем правителей, как мне кажется, и должны были подчеркнуть равнозначность Востока и Запада.

При этом, действительно, «левых» портретов в античной чеканке встречается поменьше. Возможно, это связано с тем, что на монетных дворах резчикам-«правшам» было гораздо легче вырезать «правый» бюст или голову правителя.

Что же касается анфасных, фронтальных изображений, то я бы связал это не с износом такого аверса, а с тем, что для вырезания подобных монетных штемпелей нужны были весьма подготовленные мастера, с уровнем, как говорится, «выше среднего». Может быть, поэтому изначально такие фронтальные изображения помещались на крупные номиналы: тетрадрахмы, ауреи, солиды, многократные медальоны.

Более массовые появления анфасных портретов уже на монетах Поздней Империи, а затем и Византии можно попробовать связать с постепенной, но неуклонной деградацией стиля: когда уже не нужно было изображать какие-то индивидуальные портретные черты (заменённые пояснительной монетной легендой) и было достаточно «под копирку» изображать стандартный тип (император анфас - в доспехах, военном шлеме и с копьём).

Для этого уже не были нужны мастера высокого класса (да и закончились, видать), а заметный «пофигизм» и дальнейшая нетребовательность к уровню исполнению, позволили чеканить анфасные изображения уже не только на золоте, но и на медных фоллисах Византии.  

Всё ИМХО.
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
На монетах греческого периода к западу от Греции кстати явно чаще изображают лики влево.
А на типы в 3/4 мода какая-то резко появилась, в 400-350 годах до н.э. большинство городов да отчеканило какой-то тип с ликом в 3/4. Классическая школа искусств. Видимо насмотрелись на какого-нибудь фидиевского анфасного Аполлона с фронтона Парфенона. А потом этот образ, кроме как на Родосе, не так уж и часто появляется вплоть до Констанция II.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.

(C. Plin. Sec. Nat. Hist. XXXIII. LV.)
Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики За публикацию содержательного фоторепортажа или обзора нумизматического мероприятия, выставочной экспозиции или места, связанного с нумизматикой За получение 100 положительных отзывов за продажи на форуме Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
Страницы: 1
Читают тему

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●