Выборка из статьи, фото и ссылка на источник. "Как выглядели великие императоры Римской Империи: «Больше похожи на людей, чем на богов»
Так же, как и многие из нас хотят выглядеть на фотографиях не полностью реалистично, а «немножечко лучше» и «немножечко красивее», чем в жизни, так и правители прошлого, заказывая свои портреты или скульптуры, хотели в итоге получить улучшенную копию себя. До нас дошли разные изображения римских императоров — скульптуры из камня, из дерева, профили на золотых монетах. И один испанских художник решил попробовать представить, как же эти правители выглядели на самом деле. Безусловно, беря за основу своей работы статуи, нельзя быть на 100 процентов умеренным, что это точная копия человека. И тем не менее, один испанский художник решил рискнуть и предложить современному зрителю «более человечную» версию великих императоров Древнего Рима и Римской Империи. Этот проект он назвал «Цезари Рима» (Cesares de Roma) и его основу составили три портрета — Юлия Цезаря, Августа и Нерона. Скульптуры создавались с помощью силикона, который наиболее точно имитирует человеческую кожу. Затем каждый волосок был вручную вставлен в скульптуру и подстрижен до нужной длины. Оттенки и другие особенности кожи были также раскрашены вручную, так что работа, которая была проделана над этими скульптурами, действительно поражает своей основательностью."
Avitus пишет: Цитата Sandro пишет: Бюст Нерона взят, если не ошибаюсь, сильно реставрированный. Цезаря - тоже неаутентичный, неприжизненный. Может и так. Художник вероятно выбирал наиболее колоритные из тех, что вообще есть
На мой взгляд, это обесценивает проделанную работу. Надо было бы брать наиболее аутентичные изображения. Бюст Нерона примерно на 2/3 дополнен в эпоху Возрождения (это из Капитолийских музеев) - что он может сказать об истинном человеке?
Sandro пишет: Бюст Нерона примерно на 2/3 дополнен в эпоху Возрождения (это из Капитолийских музеев) - что он может сказать об истинном человеке?
А что вообще бюст может сказать о человеке? Бюст расскажет в лучшем случае о мастерстве скульптора или о том, что ему заказали. Ну или о мастерстве реставратора. Возьмем понятные всем портреты с монет. Нерон с римских вариантов и сам между собой отличаться будет очень сильно, а если сравнить с провинциальными монетами, так и вообще огромные отличия. Кстати, интересный отдельный вопрос - какие изображения императоров более достоверны, с денариев или с тетрадрахм, к примеру?
Спасибо за тему, интересно. Если позволите, чуть дополню.
Найти точно «прижизненный» бюст Гая Юлия Цезаря и не получится. Наиболее ранние варианты (тип Кьярамонти) обычно датируют периодом Августа. Так что, то, что мы видим и имеем сейчас – это, в лучшем случае, более поздние реплики, в античный период массово сделанные с прижизненных оригиналов, но не сами оригиналы, конечно.
Впрочем, иногда более близким по времени считают бюст Цезаря (тип Тускула), возможно, сделанный с прижизненной бронзовой статуи. Лучший вариант этого типа в мраморе выглядит примерно так:
Гай Юлий Цезарь (тип Тускула; с бронзового оригинала?) Фрагмент статуи (?); мрамор, 45–43 (?) гг. до н.э. Турин. Археологический музей
Мраморные статуи и бюсты, вообще – вещь особая, т.к. уши и носы у них отбивали регулярно, а массовые реставрации XVII – XVIII вв. иногда делались почти наобум. Поэтому римские монетные изображения (особенно, сделанные до конца III в.) – самые бесспорные и вполне неплохо дают представление о характерных, устойчивых чертах лица, профиле изображаемого, да и о его внешности вообще.
Исходя из простой логики, провинциальные тетрадрахмы с изображениями императоров по своей «достоверности» сильно уступают римским монетам в золоте, серебре и бронзе (имею в виду крупные номиналы – прежде всего сестерции). Очень осторожно можно допустить, что на римских монетных дворах имелись живописные и скульптурные образцы (бюсты, статуи, фрески, картины), с которых и делались основные портретные типы. И дело не только в мастерстве резчика, но и в количестве и качестве исходного иконографического материала. Конечно, на дворе в Риме собрание или «банк» таких образцов, что логично, был гораздо больше, чем на каком-нибудь дальнем провинциальном монетном дворе.
Особую группу портретов императоров представляют их скульптурные изображения, исполненные в благородных металлах (золото, серебро). Их обычно делали из тонкого листового металла, почти фольги, а сами размеры, как правило, было весьма невелики: общая высота от 24 до 60 см.
До наших дней дошло совсем немного таких бюстов. Даю их более-менее полный список, с указанием места находки и сегодняшнего хранения.
01-Гальба из Дома Гальбы в Геркулануме. серебро, 68 г. Неаполь. Национальный археологический музей
02-Марк Аврелий из Авентикума. золото, 176-180 гг. Аванш. Римский музей
03-Луций Вер из Маренго. серебро, 161-169 гг. Турин. Археологический музей
04-Септимий Север из Плотинополя. золото, 195-197 гг. Комотини (Греция). Археологический Музей
05-Каракалла (или Требониан Галл?) из воен. лагеря Бригетио. серебро, 1-я пол. III в. Будапешт. Национальный музей Венгрии
Если честно, тут мне ни одна атрибуция не кажется бесспорной. Я бы сказал более размыто – какой-нибудь «военный» император.
06-Галлиен из Лугдуна. серебро, 253-260 гг. Лион. Музей галло-римской цивилизации
07-Лициний I. золото, 308-324 гг. Женева. Частное собрание
08-Лициний I. серебро, 308-324 гг. Мюнхен. Баварская государственная арх. коллекция
09-Лициний II. золото, 317-324 гг. Хьюстон (США). Собрание Феррелла
10-Валентиниан I. золото, 364-375 гг. (вплавка в статую IX-XI вв.) Конк (Франция). Аббаство Сент-Фуа
Тут вообще, голова и кусок лица императора были вплавлены в христианскую статую IX-XI вв. В «очищенной виде» это выглядит примерно так.
11-Валентиниан I. золото, 364-375 гг. Конк (Франция). Аббаство Сент-Фуа
К изображениям императоров также относят два небольших бюста из серебра, атрибуция которых (из-за удручающего состояния), увы, пока невозможна. Поэтому их условно называют «тетрарх А» и «тетрарх B».
12-Тетрарх A из М. Азии. серебро, 1-я пол. IV в. Майнц. Римско-германский центральный музей
13-Тетрарх B из М. Азии. серебро, 1-я пол. IV в. Майнц. Римско-германский центральный музей
Других изображений римских императоров в золоте и серебре мне не известно. Если будут какие-то дополнения к этому списку – буду весьма благодарен.
Никто пишет: в античный период массово сделанные с прижизненных оригиналов, но не сами оригиналы, конечно
Есть у меня некоторое предположение. Подтвердить не смогу, но в виде гипотезы: прижизненные оригиналы, по большому счету тоже не оригиналы. В том смысле слова, что скульптуры ваялись не с натуры - невозможно себе этого представить - глыба мрамора, стук, крошки и осколки, пыль столбом и грохот... и стоически месяцами терпящий это император, которому и шевелиться то по-хорошему нельзя, пока позирует. На самом деле, думаю прижизненно делался рисунок, набросок, а с него уже и высекали в камне. И с этого или другого рисунка могли сваять и потом, посмертно. ИМХО