Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Страницы: 1
Греческие доспехи и оружие, в продолжение темы шлемов
 
Начало тут: https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum71/topic305287/message3345995/#message3345995

Греческие доспехи и оружие

Щит

В начале VIII в. в Греции существовало два основных типа щита: овальный, с выемками с обеих сторон — этот тип обычно называют дипилонским, по названию кладбища в Афинах, где нашли много изображений такого щита, — и круглый, с расположенной в центре ручкой. Дипилонский щит почти наверняка напрямую восходит к микенским щитам в форме восьмерки, изображения которых перестали появляться примерно после 1400 г. до н.э. Глиняная модель, которая показана на иллюстрации (слева), изображает как раз такой щит и была обнаружена на Дипилонском кладбище. Существует мнение, что эта позднейшая форма вообще не изображает реальный щит, а отражает образ щита «героической эпохи», который сложился в искусстве. На это есть два серьезных возражения: во-первых, древние художники всегда изображали исторических персонажей в костюме современной им самим эпохи; во-вторых, тот художник, который делал эту глиняную модель, точно знал, что именно он изображает, — очевидно, что это был плетеный щит с распорками по внутренней стороне. Невозможно поверить в то, что столь точное изображение могло продержаться более 600 лет, не превратившись во что-нибудь символическое — например, в нарисованный изнутри маленький крестик. Очевидно, что эта вещь скопирована с настоящего щита. Тот факт, что формой он значительно отличается от щита микенской эпохи, только свидетельствует о его аутентичности и говорит о наличии определенного развития. У более ранних щитов была, должно быть, усиленная кромка, которая позволяла им сохранять форму восьмерки, однако в щитах дипилонского типа форму диктовали распорки. Такие щиты стремились к ней вполне естественным образом, поскольку распорки необходимо было закреплять очень прочно, и концы их немного выпирали снаружи, образуя четыре видимые точки на внешней поверхности щита. Постоянное одинаковое давление на центральную точку распорок могло привести к тому, что щит слегка изгибался, образуя две полукруглые выемки по обеим сторонам. Все это может свидетельствовать о том, что в Афинах, которые сумели пережить войны периода темных веков и сохранить неразрывную связь с микенской эпохой, щиты в виде восьмерки могли пережить и микенскую эпоху, и темные века, последовавшие за ней.


Рис. 1
1 — настенная роспись из Микен, изображающая щит в форме восьмерки.
2 — глиняное изображение аипилонского щита VIII в. Вид спереди, сзади и в разрезе. Британский музей. Очевидно, что копия сделана с подлинного щита.

Круглый щит с расположенной в центре ручкой, как и многие другие виды оружия позднемикенской эпохи, возможно, ведет свое происхождение из центральной Европы. Это подтверждается и находками на территории Италии. Впервые такие щиты появились в Греции в конце микенской эпохи, но главенствующим типом он стал после 1050 г. до н.э., когда на Пелопоннесе возникли поселения дорийцев. В Дельфах обнаружили два щита того же типа, но более позднего происхождения, датированных первой половиной VII в. Оба они выполнены из кованой бронзы, но представляют собой два отчетливо различающихся типа. У первого из них есть отчетливо видимая выпуклость в центре щита, в соответствующее которой углубление на внутренней стороне была «утоплена» ручка; у второго типа такой выпуклости нет совсем, а ручка, вероятно, крепилась сзади. Две дельфийские находки отражают дальнейшее развитие щита с центральной ручкой, но они уже устарели к моменту своего появления на свет, потому что с VIII века возник новый тип, который очень быстро вытеснил все предыдущие. Это был гоплитский, или аргивский, щит. Возможно, что он появился в процессе эволюции круглого щита с центральной ручкой, но археологические находки свидетельствуют о том, что, по крайней мере, в самом начале он сильно от него отличался. На самом деле их единственной общей чертой является круглая форма. Аргивский щит значительно более выпуклый, и у него усиленная кромка. Однако значительно важнее тот факт, что у нового щита была полностью изменена конструкция крепления. В центре щита находилась скоба, через которую просовывалась рука — так, чтобы щит оказался на предплечье. Собственно ручка представляла собой ремень, закрепленный рядом с краем. Воин держался за него для того, чтобы не дать щиту сползти с предплечья. Самые ранние отчетливые изображения аргивского щита можно встретить на керамике середины VII в., например, на вазе из Чиги. Там можно разглядеть все составные элементы щита нового типа, которые никак не прослеживаются у более ранних. Этот щит прикрывал гоплита от подбородка до колен и, как ничто другое, позволял держать четкий строй фаланги. Из-за того, что крепление щита находилось в середине, почти что половина его выступала за левый бок воина и при условии, что сосед слева находился вплотную, защищала его правый бок. Таким образом, он оказывался прикрытым в том месте, где щиты находили друг на друга. Одна из существенных проблем фаланги заключалась в том, что из-за этого ее могло клонить на правую сторону. В конце VI в., возможно, в результате персидского нашествия и из-за возрастания роли легких пехотинцев, вооруженных метательным оружием, к низу щита стали прикреплять своего рода кожаную привесь, которая должна была защищать ноги воина от дротиков и стрел.

 
Рис. 2
1 — щит архаического типа с центральной ручкой, который был найден в Дельфах. Масштаб 1:15.
2 — гоплиты с аргивскими щитами, изображенные на греческих вазах. Британский музей.
3 — скоба для руки с аргивского щита VI в. из музея Бари. Масштаб 1:6.
4 — скоба необычного типа из этрусской «Могилы воина» в Вульчи (ок. 525 г. до н.э.). Два «крыла» сначала неверно определили как нащечники. Музей Вилла Джулиа. Рим. Масштаб 1:6.
5—8 — фрагменты аргивских щитов VI в. Масштаб 1:3.
5 — часть украшенной витым орнаментом кромки щита из Бари.
6 — кольцо, через которое был пропущен ремень щита.
7, 8 — скобы для руки. На рисунках напротив четко видно, как именно они крепились к деревянной основе щита, а также ее толщину в этом месте — примерно около 1 см.
6, 7 и 8 — из Олимпии. Музей Олимпии.
9 — реконструкция аргивского щита VI в., выполненная по материалам находок в Олимпии.

Существовал обычай, что после битвы одержавший победу военачальник посвящал в какой-либо храм щит с соответствующей надписью. Множество таких щитов обнаружено в Олимпии. Размер их варьируется от 80 см до 1 м в диаметре. У некоторых из бронзы сделана вся внешняя сторона, тогда как другие имеют лишь бронзовую кромку. Все неметаллические части щитов не сохранились, но уцелело множество деталей с внутренней стороны — таких, как скобы для руки, например. Они были прибиты к деревянной основе щита гвоздями, которые затем загнули на передней стороне так, чтобы они не могли ослабнуть. Это не только убедительно говорит нам о толщине щита, но и рассказывает многое о том, как их изготовляли. Сначала из каких-нибудь твердых пород, например, дуба, делали деревянную основу щита. Затем к его внутренней стороне прикрепляли все необходимые детали, а гвозди, которые выходили на внешнюю сторону щита, отгибали и вбивали в дерево. Потом щит покрывали бронзой или бычьей кожей. Скоба бывала двух форм — широкая полоса с завернутым наверх краем (2) либо более узкая полоса, на которую делалась накладка из сыромятной кожи или войлока, расширявшая ее (3). Первый тип, как правило, более древний, а второй — более новый.


Рис. 3
Этрусский щит с фрагментами деревянной основы и кожаной подкладки из Ватиканского музея. Этот щит, вероятно, относится к IV в. до н.э.
1 — внутренняя сторона щита со скобой для руки, которая была, вероятно, обмотана кожей, креплениями для ремня-рукояти
и остатками деревянной основы. Масштаб 1:10.
2 — вид на шит сбоку и в разрезе.
3 — изображение щита в три четверти сверху, на котором видны скоба для руки и крепления для рукояти.
4 — реконструкция рукояти и края щита, показывающая деревянные плашки, которые использовались для того, чтобы заполнить кромку

У нескольких щитов, найденных в Олимпии, все детали с внутренней стороны прикреплены непосредственно к внешней, выполненной из бронзы. Должно быть, их изготовили специально для посвящения в храм, потому что в битве они были бы бесполезны. Полагали, что эти щиты предназначались для того, чтобы удары отскакивали от них, но это противоречило бы основному смыслу фаланги, в котором каждый гоплит прикрывал незащищенный бок своего соседа, а не перенаправлял в него, например, летящие дротики.

В музее Ватикана есть замечательный образец аргивского щита. Скорее всего его обнаружили в этрусской гробнице, причем в очень хорошем состоянии, что дало возможность исследователям произвести абсолютно точную реконструкцию. У щита полностью уцелела бронзовая верхняя часть, сравнительно большое количество деревянной сердцевины и даже тонкая кожа, которой он был выстлан изнутри. На примере этого щита хорошо можно разглядеть те трудности, с которыми сталкивались древние мастера при установке бронзовой лицевой части на аргивском щите. Хотя ей, вероятно, придавали нужную форму перед тем, как закрепить на деревянной основе, край все равно требовалось затем загибать. Все трудности оружейников отчетливо видны на месте сгиба, где кромка набита изнутри деревянными плашками. В своем первоначальном виде щит должен был весить около 7 кг.


Рис. 4
1 – бронзовое украшение щита из Олимпии. Ок. 525 г. до н.э. Таких украшений нашли довольно много; наиболее часто встречаются изображения горгон. На боевых щитах их обычно рисовали красками. Музей Олимпии.
2 – аргивский щит. Ок. 525 г. до н.э., укрепленный дополнительной пластиной, которая должна была обеспечить руке лучшую защиту. Изображение с рельефа в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Музей в Дельфах.

Деревянная основа аргивского щита была в центре всего в 0,5 см толщиной, поэтому внутрь часто закладывали дополнительную усиливающую пластину. Такие пластины можно видеть на рельефе из сокровищницы сифносцев в Дельфах или на вазе из Чиги.

У аргивского щита есть одна особенность, которая выяснилась после того, как была выполнена и опробована его модель, сделанная по ватиканскому образцу. Заключается эта особенность в том, что сильный изгиб деревянной части щита удобно подходит к левому плечу и позволяет переместить на него значительную часть веса. Это значит, что гоплит мог пройти значительное расстояние со щитом на изготовку, не перенапрягая при этом левую руку.

Как показывают рисунки на вазах, самой примечательной частью этих щитов были украшавшие их гербы и символы. Их разнообразие поистине бесконечно — геометрические рисунки, животные — настоящие и выдуманные, рыбы, крабы, птицы, конечности, вазы, якоря… Может быть, они служили отличительными знаками гоплитов, потому что при опущенном на лицо шлеме узнать их было невозможно. Позднее, примерно с конца V в., все эти мотивы сменились на буквы или символы, обозначавшие город гоплита. Лямбда, например, символизировала Спарту, т.е. Лакедемон, а дубинка — Фивы.

В Олимпии было обнаружено несколько экземпляров бронзовых украшений щита. Изображают они в основном мифических тварей — горгон, грифонов и т.п. — и были изготовлены скорее всего специально для посвящения в храм. В первом же настоящем сражении такие украшения были бы просто сметены, ибо там, как писал спартанский поэт Тиртей, «сходятся рати, щит закругленный на щит». Должно быть, на боевых щитах украшения рисовали красками.

Доспехи

В 1953 году в Аргосе, на Пелопоннесе, обнаружили захоронение, относившееся к VIII в. до н.э. Там нашли шлем и самый древний из известных на данный момент греческих панцирей. За этой находкой лежит пропасть в 7 веков, которая отделяет ее от относящегося к концу XV в. экземпляру, найденному в Дендре. О доспехах того периода нам ничего не известно.


Рис. 5
1, 2 — передняя и задняя половины расширяющегося книзу колоколовидного панциря из Аргоса. Музей Аргоса.
3 — способ соединения правой стороны панциря. Выступы в виде трубочек на конце передней части вставлялись в пазы на задней части, и в них продевался закрепляющий штифт.
4 — соединение сторон под левой подмышкой.
5 — способ соединения на плечах.
6 — поздний колоколовидный панцирь из Олимпии. Ок. 525 г. до н.э. Музей Олимпии.
7 — пластина, предназначенная для защиты живота. Крит.
8—11— на этих рисунках показано, как соединялся классический анатомический панцирь.
8 — система петель и соединяющий их штифт на левой стороне панциря. Музей в Карлсруэ, Германия.
9 — фрагмент панциря с соединительными кольцами и отпечатком пряжки. Британский музей.
10 — пряжка такого же типа.
11 — вид изнутри на систему крепления из петли и штифта.
12 — способ стягивания сторон.

Аргосский панцирь, как и его предшественники, состоит из двух половин: передней и задней. Обе половины схематически воспроизводят мускулатуру торса с выступающим кантом вокруг отверстий для рук, вдоль талии и бедер. Вокруг шеи, отверстий для рук и у бедер бронза закатана вперед по краю для того, чтобы усилить его. Наличие отступов в канте отчетливо показывает, что передний край панциря заходил на задний по бокам. На правой стороне передней пластины имеются два выступа в виде трубочек. Они заходили в соответствующие им пазы на задней стороне и соединялись при помощи двух штифтов (3), удерживая панцирь вместе до того момента, как его надевали. Обе половины соединялись двумя застежками в нижней части левой стороны — одна на передней половине панциря, а другая на задней. Под левой подмышкой и на бедре закатанный край был отогнут так, чтобы образовать паз, благодаря которому передняя часть удерживалась на месте (4). На плечах дело обстояло наоборот — там задняя пластина находила на переднюю; на месте они крепились двумя железными штырями, которые выходили из передней пластины и соответствовали отверстиям, сделанным в задней (5).

Полукруглая пластина, которая называется mitra, «митра» (термин, может быть, и неправильный, но его употребляют для удобства) могла подвешиваться на пояс и прикрывала живот. Большинство таких пластин было найдено на Крите, хотя есть и греческие экземпляры. Во Фракии их обнаружили вместе с более поздними разновидностями расширяющихся книзу панцирей, что означает, что они использовались вместе.

Во второй половине VI в. популярность расширяющихся книзу «колоколовидных» панцирей резко падает и их заменяют панцири из льна, которые стали общепринятыми для гоплитов. Однако первыми все же продолжали пользоваться, и они постепенно превратились в изящные «мускульные», или «анатомические», панцири, повторяющие анатомию человеческого торса. Хотя они и не были так популярны, как колоколовидные, возможно, из-за высокой стоимости, но продержались до самого конца римской эпохи тысячу лет спустя — они были частью формы старших офицеров. Новый панцирь делался двух типов — короткий, до талии, или длинный, прикрывающий область живота.


Рис. 6
1 – вид спереди на анатомический панцирь IV в. из Конверсано, близ Бари, в южной Италии. Слева он соединялся длинным рядом петель. Такой панцирь стал частью снаряжения старших военачальников. Музей Бари.
2 – вид сзади на тот же конверсанский панцирь. Справа он скреплялся традиционным способом — петлями и кольцами с ремешком и пряжкой. На плечах петель не было, и они держались только на ремешках с кольцами.
3 – короткий анатомический панцирь, половины которого соединялись кольцами. Таким типом чаще всего пользовались всадники. Большая часть археологических находок анатомических панцирей была сделана в Италии. Эта, например, из Руво, южная Италия. Британский музей.
4 – реконструкция длинного панциря с рельефным изображением мускулов из Британского музея. Он выполнен из бронзы и украшен серебряными вставками в виде сосков. На плечах и боках панцирь соединяется при помощи петель и колец.
5 – изображение гоплита в анатомическом панцире на греческой вазе. Ок. 460 г. до н.э. На воине фракийский шлем, а к щиту прикреплен кожаный фартук, защищающий ноги от дротиков и стрел. Музей Палермо.
6 – длинный анатомический панцирь, сделанный специально для всадника. У бедер он очень широк, и это позволяет без особых проблем сесть на лошадь. Сейчас известны только три экземпляра таких панцирей. Все они происходят из Италии. Вероятно, IV в. до н.э. Музей Бари.

Панцири с рельефным изображением мускулов, или анатомические, обычно скреплялись по бокам, а иногда и на плечах при помощи петель, одна половина которых была на задней стороне, а другая — на передней. Обычно таких петель было шесть — по две на каждой стороне и по одной на плечах. Для того чтобы надеть панцирь, с одной половины (чаще с правой) и из плеч вытаскивали штифты, проходившие через обе части петли. Тогда он просто открывался, как это было и в более раннем варианте. Затем половины панциря соединяли и вставляли все вынутые штифты на место. На обеих сторонах от петли было по кольцу, которые предназначались для того, чтобы стягивать переднюю и заднюю части. На фрагменте панциря из Британского музея можно отчетливо разглядеть рядом с кольцом отпечаток пряжки, которая при помощи ремня, пропущенного через кольца, соединяла обе половины. На некоторых панцирях система петель вообще отсутствует, и соединяются они только при помощи колец и ремешков с пряжками.

На отдельных панцирях IV в. до н.э. ряд петель слева был очень длинный и проходил от подмышки до бедра; вставить штифт в такие петли, когда панцирь уже надет, невозможно. Следовательно, левую сторону на них скрепляли заранее. Хотя процесс развития анатомических панцирей можно проследить по изображениям на греческих вазах, большинство археологических находок было сделано на территории Италии.

В IV в. до н.э. длинный анатомический панцирь был приспособлен для нужд конницы. Его низ выгнули наружу впереди и сзади — так, чтобы в нем можно было сесть на лошадь. Подобный тип панциря можно увидеть на конной статуе Нония Бальбы Младшего из Геркуланума, которая находится сейчас в музее Неаполя. Все известные экземпляры этих панцирей происходят из южной Италии, и, возможно, следует предположить, что только здесь ими и пользовались. Однако у нас слишком мало материала для таких выводов, так что делать их пока не стоит. Льняными панцирями пользовались, вероятно, начиная с микенской эпохи, но только в конце VI в. они стали стандартной частью снаряжения гоплита. Льняной панцирь делался из нескольких слоев ткани, склеенных так, чтобы получилось что-то вроде толстой рубашки, примерно в 0,5 см толщиной. Панцирь доходил до бедер. Ниже пояса имелись разрезы, чтобы дать воину возможность наклоняться. Изнутри прикреплялся второй слой, тоже разрезанный на полоски (pteryges, птериги), закрывавший разрезы в верхнем слое. По фигуре панцирь не подгонялся — его просто обматывали вокруг туловища и скрепляли на левой стороне. П-образный фрагмент, который был прикреплен к спине, притягивали вперед для защиты плеч. На вазах можно увидеть множество сцен, показывающих, как эти прочные жесткие «лямки» сами возвращались назад, в исходное положение, если их отстегивали спереди.


Рис. 7
1—4 — изображение льняных панцирей в греческом и этрусском искусстве.
1 — греческое, ок. 500 г.; происходит из Вульчи. Берлин.
2 — этрусское, ок. 425 г.; происходит из Тоди. Британский музей.
3 — греческое, ок. 450 г. до н.э. Музей Ватикана.
4 — этрусское, ок. 325 г. Саркофаг амазонок из Тарквинии. Археологический музей Флоренции.
5 — деталь изображения Марса из Тоди, которое находится сейчас в Ватикане (Грегорианский музей). На нем можно отчетливо разглядеть нашитые чешуйки брони. Ок. 350 г. до н.э.
6 — гоплит конца VI в. до н.э., надевающий свой льняной панцирь.

Поножи и наручи

Длинные поножи, или наголенники, вошли во всеобщее употребление в VII в. Вначале они защищали только нижнюю часть ноги, от колена до лодыжки, но затем стали прикрывать и само колено. В VII и VI вв. поножи часто были богато украшены, а более поздние варианты, как и анатомические панцири, воспроизводили форму мышц ноги. В Италии и в Греции уцелело множество экземпляров таких анатомических поножей. Мускулатура на более поздних поножах обычно выглядит менее стилизованной, чем на показанных здесь образцах VI в. В Греции поножи обычно надевались слегка разогнутыми, а затем зажимались по ноге, но в Италии их иногда привязывали к ней — на нескольких италийских образцах даже сохранились кольца, через которые проходил ремешок.


Рис. 8
1 — рисунок на вазе (500 г. до н.э.), который изображает собирающихся в бой гоплитов. Вена.
2 — выкройка льняного панциря в виде «жесткой рубашки». Его изготовляли из склеенных между собой слоев льняной ткани.
3,4 — вид на переднюю и заднюю части железного панциря, найденного в так называемой «Могиле Филиппа II» в Вергине, Македония. Ученые пока не пришли к единому мнению по поводу возраста этой могилы. Сам панцирь представляет собой точную копию льняного, только выполненную из железа с золотыми инкрустациями. Она воспроизводит образец до мельчайших подробностей. Возможно, этот панцирь надевали на кожаный хитон с птеригами на плечах и на бедрах.

Обнаружено также достаточно большое количество специальных поножей, защищавших лодыжки и даже пятки. Это как раз те самые «поножи пышные», которые так любил описывать Гомер. Они обычно привязывались к ногам. Известно несколько экземпляров защитных доспехов для ног, которые подходили к сандалиям; они могли делаться цельными или же закрепляться за пальцы при помощи петель — для того, чтобы обеспечить большую подвижность. Хотя на скульптурных изображениях мы можем увидеть набедренники, известна только одна греческая находка этого рода — из Олимпии. На самом деле это скорее продолжение поножей и прикрывают они лишь нижнюю часть бедра. В искусстве их изображали доходящими до середины бедра.

Защитные доспехи для плеч и предплечий были обнаружены во время раскопок в Олимпии. Некоторые из них весьма пышно украшены. Защитные доспехи для плеч значительно превосходят по количеству находок наручи для нижней части руки. Вероятно, последними довольно редко пользовались, и их уж точно редко изображали.

Все защитные доспехи для конечностей подбивали кожей или тканью. У тех из них, что сделаны до середины VI в., подкладка закатана за край и там прошита. Преемственность в способе закрепления подкладки позволяет предположить наличие преемственности в изготовлении доспехов между микенским периодом и архаикой, а следовательно, можно предположить, что бронзовыми доспехами пользовались в темные века. Все виды защиты для рук и ног, за исключением поножей, вышли из употребления в конце VI в., да и поножи в эпоху классической Греции уже не пользовались такой популярностью, как раньше.


Рис. 9
1—4 — эволюция поножей.
1 — тип, относящийся к концу VII в., когда поножи заканчивались непосредственно под коленом.
2 — тщательно проработанный образец VI в., который прикрывает колено. Найден в Олимпии. Музей Олимпии.
3 — более простой тип, также VI в. Происхождение неизвестно. Лондонский Тауэр.
4 — вид спереди, сбоку и сзади на понож конца архаики. Его нашли вместе со шлемом, который можно будет увидеть на рис. 11. Мюнхен. Глиптотека.
5 — наруч для верхней части руки. VI в.
6 — наруч для нижней части руки. VI в.
7 — защитный доспех для лодыжки. VI в. Его, вероятно, могли привязывать, используя два зубца впереди.
8 — набедренник. VI в.
9 — защитный доспех для ступни; вероятно, V в. Он снабжен петлями у пальцев и привязывался к сандалию.
5—8 — находки из Олимпии. Музей Олимпии. 9 — из южной Италии, Руво. Британский музей.
10 – бронзовая статуэтка спартанского воина, ок. 525 г. до н.э. Кроме колоколовидного панциря, на нем имеются наручи для нижней части руки и набедренники, а также коринфский шлем и поножи. Национальный археологический музей. Афины.

Оружие

Главным оружием гоплита было копье. В могиле, которая находится в Вергине, Македония, нашли такое копье времен темных веков, с железным наконечником и подтоком, которые все еще находились на своих местах. Это копье было длиной около 2,3 м, которая и являлась скорее всего стандартной — те копья, что встречаются на рисунках, имеют длину от двух до трех метров. К концу VIII в. греки перестали хоронить своих воинов вместе с оружием, однако практика подобных захоронений продолжалась в Италии. В захоронениях VI в. в Камповалано ди Кампли, что близ Терамо, были обнаружены копья, длина которых варьируется от полутора до двух с половиной метров. У копий, показанных на вазовой живописи, наконечники листовидной формы; множество железных наконечников этого типа находят как в Греции, так и в Италии. Эти копья, которые, согласно Тиртею и Гомеру, делали из ясеня, имели металлический, иногда бронзовый подток. Маркл в своей статье, посвященной македонскому копью и пике, высчитал, что вес гоплитского копья длиной 2,5 м составлял около одного килограмма.


Рис. 12
1 — часть рисунка с греческой вазы, на которой показаны два разных типа основания для гребня.
2 — греческое приподнятое основание для гребня. Из Олимпии.
3 — италийское приподнятое основание для гребня. Как первый, так и второй тип закреплялись при помощи двойных шпилек. 4—7 — эволюция греческого меча.
4,5 — два позднемикенских (тип II) бронзовых меча из Каллифеи. Ок. 1200 г. до н.э.
5а — рукоятка меча такого же типа из Италии.
6 — ранний греческий железный меч из Керамика. Ок. 820 г. до н.э.
6а — бронзовая рукоятка меча такого же типа.
7 — железный меч и греческого типа ножны к нему, отделанные костью, из некрополя Камповалано ди Кампи. Ок. 500 г. до н.э. Музей Чети.
8 — железный наконечник копья греческого типа из некрополя Камповалано. Музей Чети.
9 — греческий бронзовый подток копья из Британского музея.

У гоплита также был меч. Находки времен темных веков показали, что в то время продолжали пользоваться мечом так называемого позднемикенского типа II, который вел свое происхождение из Центральной Европы. Делали его теперь, однако, из железа. Образец из Керамика представляет собой прямой обоюдоострый меч, длина клинка которого примерно 75 см. Ко времени греко-персидских войн его вид немного изменился — клинок приобрел листовидную форму и стал короче, примерно 60 см. Несколько замечательных образцов таких мечей найдено в Камповалано ди Кампли. Подобный меч был, без сомнения, рубящим оружием. В VI и V вв. до н.э. постепенно начинает входить в употребление изогнутый меч с односторонней заточкой — копис (kopis), который, возможно, впервые появился в Этрурии. Эти изогнутые мечи с массивным клинком длиной около 65 см были страшным рубящим оружием. Позднее они были преобразованы в более короткое колюще-режущее оружие, которое стало столь популярно в Испании и Македонии.

Источник: Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. «Эксмо-Пресс». Москва, 2000.
Перевод: С. Лопухова, А. Хромова.
https://www.roman-glory.com/02-01-03
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Реконструкция вооружения и доспехов греческих воинов



Дополню:
- рассказ про махайру


- рассказ про ксифос

За получение 100 положительных отзывов за покупки  на форуме 6 лет с даты регистрации
 

Boeotian shield. Беотийский шит.
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 

ФРАКИЙСКОЕ ЦАРСТВО. Лисимах (305-281 до н. э.). AR tetradrachm (28 мм, 17.03 gm, 3 часа). NGC AU 5/5 - 4/5. Посмертный выпуск монетного двора во Фракии, около 300-250 гг. Диадемная голова обожествленного Александра III справа, с рогом Аммона, Афина на троне слева, Ника в правой руке венчает имя, левая рука покоится на щите, украшенном львиной головой, поперечное копье за ним; ΦΛ монограмма во внутреннем левом поле.
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Всегда считал, что у Афины щит - Эгида, с головой Гаргоны Медузы, но при описании античных монет указывается просто щит. Может щитов было несколько.
«...явилась Паллада,
В длани имея эгид,¹ драгоценный, нетленный, бессмертный:
Сто на эгиде бахром развевалися, чистое злато,
Дивно плетенные все, и цена им — стотельчие² каждой.»

«Бросила около персей эгид, бахромою косматый,
Страшный очам, поразительным Ужасом весь окруженный:
Там и Раздор, и Могучесть, и, трепет бегущих, Погоня,
Там и глава Горгоны, чудовища страшного образ,
Страшная, грозная, — знаменье бога всесильного Зевса!»
Гомер. Илиада.
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Тут Вы немножко смешиваете эти предметы, а их следует разделять. Эгида – это, по разным версиям, либо шкура козы Амалфеи (вскормившей Зевса), либо содранная чешуйчатая кожа титана Палланта (убитого Афиной во время титаномахии), которую невозможно было пробить никаким оружием.

С головой Медузы тоже несколько вариантов: либо она была убита самой Афиной, либо – Персеем (наиболее распространённая версия). Есть и ещё пара легенд о смерти Медузы.

Повторюсь: в любом случае, надо разделять эти два предмета. Эгида имела волшебные свойства, накидывалась на плечо (и часть груди) или на щит и считалась мощнейшим средством защиты, – прежде всего, в бою.

Отрубленная голова горгоны Медузы (горгонейон) была апотропеем, т.е. сильнейшем средством, отпугивающим тёмных, враждебных духов и рассеивающим злые чары. Для этого её либо помещали на эгиду, либо – на щит. На показанной выше монете видим, что Афина опирается на классический щит с горгонейоном.

Таким образом, эгида имела чисто защитные «боевые» функции и считалась волшебной «бронёй», а вот голова Медузы была предназначена прежде всего для защиты от враждебной магии.
За издание или авторство полезной нумизматической книги, публикации или исследования Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет в области античной нумизматики Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
Никто, :appl: я тоже грешным делом полагал что эгида  - это что-то связанное со щитом. Спасибо Вам большое, буду знать )
«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Дополним тему картинками.
Многие боспорцы пропустили мимо публикацию В.И.Суханова (ВНК-18, 2015) и последующую в 2019г. работу И.В.Шонова "Монетная чеканка правителей Боспора VI-I вв.до н. э.", где представлен щит с именем Перисада.



Внеси свою лепту!
https://bosporan-kingdom.com/
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 6 лет с даты регистрации
 
Цитата
Никто пишет:
Тут Вы немножко смешиваете эти предметы, а их следует разделять. Эгида – это, по разным версиям, либо шкура козы Амалфеи (вскормившей Зевса), либо содранная чешуйчатая кожа титана Палланта (убитого Афиной во время титаномахии) ...

Ув. Никто, спасибо за разъяснения. Вы конечно же правы.
"αἰγίς (-ίδος)
I
1) козья шкура; ex. (δασύμαλλος)
2) накидка из козьей шкуры;
II
1) вихрь, буря; ex. (αίγίδων κότος Aesch.)
2) эгида — вздымающий грозные бури щит Зевса, сделанный из шкуры козы Амалтеи. (Hom.)
Совершенно очевидно, что значение «буря» по отношению к эгиде употребляется в переносном смысле, ибо подразумевается щит (эгида) Зевса, которым, собственно, Зевс громыхает и «вздымает грозные бури».
О том, что значение «козья шкура» является для эгиды первичным, помимо Гомера, поведавшего о происхождении щита Зевса из шкуры козы Амалфеи (Ἀμάλθεια), повествует также и Геродот:

ἐκ τῶν αἰγέων αἰγίδας μετωνόμασαν (Her.) — ...«по козьим шкурам  назвали эгидами»...

Эгиох (др.-греч. αἰγίοχος, букв. «носящий эгиду») —  один из эпитетов Зевса. Гомер рассказывает о голове адского чудовища Горгоны (Γοργείη κεφαλή), с ужасающим взором, которую Зевс поместил на своем щите, приводя в страх и смятение своих врагов. Став властелином богов и людей, Зевс отдал щит Афине. Наиболее раннее описание этого щита мы встречаем в Илиаде.
Определение Эгиды как щита сформировалось вторично и намного позднее. Гомер и Геродот на это указывают. Хотя эта версия может быть ошибочной.
Но версия которую Вы озвучили однозначно первична.
С уважением.
Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 6 лет с даты регистрации
 
По доспехам ещё пару видео:
- льняные панцири



- македонские шлемы


В видео по шлемам выяснил, что шлем из "Джентельменов удачи" не перекрашенная пожарная каска (как я думал), а вполне себе неплохая художественная реконструкция, имеющая под собой историческую основу.

В дополнение:
- оружие бронзового века от того же Семьяна



- ну и не в тему, но всё же думаю будет интересно, про оружие из обсидиана

За получение 100 положительных отзывов за покупки  на форуме 6 лет с даты регистрации
 
Одним из орудий была обыкновенная праща. Праща́ — гибкое, жёсткое или комбинированное метательное военное или охотничье орудие. Предназначено для метания камней или специально изготовленных пуль. Не много истории...
Праща была простейшим приспособлением для метания камней, известным всем народам с глубокой древности.
Из статьи Манфреда Корфманна (Перевод: Д. Прищепа)
Manfred Korfmann. The Sling as a Weapon

Праща широко использовалась в армиях Древнего мира (Египет, Греция, Рим и др.) и в Средние века. Самая старая из известных сохранившихся пращей — (ок. 2500 до н. э.) были обнаружены в южноамериканских археологических раскопках, расположенных на побережье Перу. Самая старая из известных сохранившихся пращей в Северной Америке (ок. 1200 до н. э.) была найдена в пещере Лавлок в штат Невада[1]. Самые старые из известных сохранившихся пращей Старого Света были найдены в гробнице Тутанхамона, который умер около 1325 года до н. э. Пара тонко сплетенных строп была найдена с другим оружием. Праща, вероятно, предназначалась покойному фараону для охоты на дич.
Всем известно, что Давид убил Голиафа из пращи, но каково место пращи в истории технологии? На самом деле, пращу использовали на войне в Европе и на Ближнем Востоке, по крайней мере, с Бронзового века и до 17 века н.э. Более того, праща была любимым метательным оружием у многих народов, древних и существующих ныне, во всем мире. В Месопотамии, Персии, Греции и Риме пращников считали равными лучникам. В этой части мира пращу, вероятно, знали еще в начале неолита, около 10000 лет назад, и, возможно, использовали еще в конце палеолита.

Победу Давида над Голиафом часто считают аллегорией, но, учитывая природу военного дела во времена Давида, это событие, возможно, лучше рассматривать как пример замечательного умения пращников и их веры в свое оружие. Рассказ об этом бое в Первой книге Самуила подтверждает эту точку зрения. Следует помнить, что Давид был восьмым сыном Иессея. Будучи младшим сыном, он присматривал за стадами семьи. Это занятие и объясняет его умение обращаться с пращой; это оружие и сегодня используется пастухами для защиты своих животных. Давид стал арфистом и оруженосцем Саула, царя Израиля на момент войны израильтян с фелистимлянами. Армии противников стали лагерем невдалеке друг от друга. Каждый день единоборец фелистимлян Голиаф из Гефа, «ростом он – шести локтей и пяди» выходил из вражеского лагеря и предлагал любому из войска израильтян сразиться с ним и в этом единоборстве решить исход войны.
На момент, когда Давид пришел в лагерь израильтян, уже 40 дней ни один воин из их стана не решался принять вызов Голиафа. Давид вызвался сражаться с Голиафом, но отказался от оружия и доспехов, которые возложил на него Саул. Далее по тексту:
«И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина».
«И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю».
«Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали».
Голиаф для поединка надел полный доспех: металлический шлем, кольчугу, металлические поножи и небольшой щит за плечами. Его оруженосец шел перед ним с большим щитом. Меч, которым Давид отрубил голову Голиафу, не описан, но древко копья его было «как навой у ткачей», с тяжелым наконечником. Это вооружение довольно схоже с вооружением гоплита, тяжеловооруженного пехотинца. Оно предназначено для рукопашного боя; копье не метается, а используется для нанесения ударов или отражения атак всадников. Доспехи и оружие Голиафа, кроме, возможно, копья, подходили и для единоборства с противником, вооруженным так же. Однако, они абсолютно не приспособлены для преследования подвижного, не отягощенного доспехами противника, и Давид, держась на расстоянии, не подвергался особой опасности.
Давид не намеревался приближаться к противнику, праща – дальнобойное оружие. В то же время, как бы ни верил Давид в помощь Бога, готовясь к единоборству он выбрал для пращи не один камень, а пять. Если бы первый камень не попал в лицо, жизненно важное, но незащищенное место, в которое наверняка целился Давид, в его распоряжении оставалось еще четыре камня. В целом, справедливо будет приписать победу Давида не божественному вмешательству, а его умению пращника.
Давид – наиболее известный, но не единственный библейский пращник. Пращники-левши Вениамина (Книга Судей) нанесли тяжелые потери израильтянам, а у Давида были отборные воины, «правою и левою рукою бросавшие каменья» (Паралипоменон). Почему же праща так редко упоминается в качестве оружия? Определенную подсказку можно найти в «Илиаде». В рассказе Гомера об осаде Трои упоминаются локры, легковооруженные воины, надеявшиеся на свои луки и «скрученную волну». Однако, греческое слово, обозначающее пращу, во всей поэме встречается лишь однажды. Да и в этом случае праща упоминается не как оружие, а как импровизированный бинт: один из троянских воинов перевязал раненую руку другого «искусственно свитою волной, мягкой повязкой, клевретом всегда при владыке носимой». Вероятно, греческие пельтасты, легковооруженные, имевшие в своих рядах пращников, метателей дротиков [35] и лучников, не получили особого признания во времена, когда благородным считали лишь рукопашный бой между тяжеловооруженными воинами. Изображения гоплитов (и даже лучников и метателей дротиков) достаточно распространены, а вот изображения пращников встречаются редко.
В то же время, легковооруженные войска играли важнейшую роль в классической Греции. Они завязывали битву. Дождь дротиков, стрел и камней, который они обрушивали на противника, мог пробить брешь в его рядах; по крайней мере, такой обстрел мог выявить слабые пункты в строю противника, которыми могла воспользоваться наступающая тяжелая пехота. Более того, если атака была неудачной, легковооруженные могли прикрыть отступление тяжелой пехоты. Армию, вышедшую на поле боя без пельтастов, можно было заранее считать побежденной.

До нас дошло подробное описание судьбы такой армии; она в короткое время лишилась практически всех своих легковооруженных воинов. Эта армия, бывшая главной силой еще большего войска, собранного в 401 г. до н.э. для свержения царя Персии, состояла из 10000 греческих тяжеловооруженных воинов. После того, как претендент на трон, ведший их, погиб в битве при Кунаксе, армия претендента из местных контингентов разбежалась, и греки остались одни. Афинянин Ксенофонт взялся вывести 10000 греческих пехотинцев из враждебной страны, но в первый же день марша они так страдали от немногочисленных вражеских всадников, лучников и пращников, что смогли пройти лишь 25 стадий, т.е. меньше трех миль. В эту ночь Ксенофонт заявил стратегам: «мы должны немедленно обзавестись пращниками и всадниками».
«Говорят», продолжал Ксенофонт, «в нашем войске имеются родосцы, о которых рассказывают, будто многие из них умеют стрелять из пращей, и их снаряды летят вдвое дальше, чем снаряды персидских пращников. Последние ведь стреляют на короткое расстояние, так как они применяют камни в обхват рукой, а родосцы знакомы с употреблением свинцовых шариков».
Вскоре Ксенофонт и его соратники набрали из рядов армии 200 пращников и отряд всадников из 50 человек верхом на вьючных лошадях. Добавив этих легковооруженных к отряду из 200 критских лучников, бывшему в числе 10000 наемников, греки в дальнейшем успешно противостояли преследующим их персам. Критские лучники стреляли не так далеко, как персидские, но родосские пращники, по словам Ксенофонта, «стреляли из пращей на большее расстояние, чем персидские пращники и лучники». Учитывая, что персидские лучники считались тогда лучшими в мире, эти его слова хорошо иллюстрируют дальность стрельбы греческих пращников. Изначально, праща являлась охотничьим оружием пока человек не догадался использовать её в войне. Иногда пращу носили обернутой вокруг пояса. Изготавливалась она из пеньки, волоса, жил и тростника. Её длина составляла около 90 см[1].

Снарядом был камень или кусок свинца. Камни выбирались исходя из твердости и формы, имея вес до 100 граммов. Камни обычно метались на расстояния до 100 метров. Свинцовые снаряды изготовлялись в определённой форме, которая увеличивала дальность полёта и урон от попадания. Вес свинцовых пуль колебался между 45 и 90 граммами, который позволял разгонять пулю до наибольшей скорости. На расстоянии 150 метров опытный пращник двумя-тремя пулями мог убить быка.
Какова же дальность стрельбы из лука и пращи? Римский военный писатель Вегеций, писавший около 400 г. н.э., рекомендовал стрелять из лука в мишень с расстояния 180 метров. Даже современный спортивный лук мощностью в 45 фунтов способен пустить стрелу немногим далее 200 метров.ИСХОДНАЯ СТОЙКА с пращой, удерживаемой над головой. Скульптурное изображение Новохеттского пращника из Тель-Халафа в Сирии, девятого или восьмого в. до н.э.

БРОСОК ИЗ РУЧНОЙ ПРАЩИ начинается (a) с зарядки пращи и подготовки ее к броску: закрепленный конец пращи обернут вокруг одного пальца руки, а свободный конец зажат между большим и указательным пальцами. Три-четыре оборота пращи против часовой стрелки (b), которые совершают движением преимущественно запястья, а не всей руки, придают снаряду наибольшую скорость. Снаряд вылетает ©, когда пращник отпускает свободный конец пращи; в начале параболической траектории его скорость составляет более 60 миль в час.  
Балеарские пращники — широко известные в античности наёмные лёгкие пехотинцы, профессионально владевшие пращой. Нанимались с Балеарских островов. Даже их название, по мнению Диодора Сицилийского, происходит от греческого глагола βάλλειν (бросать).

Балеарские пращники получили широкую известность, служа в качестве наёмников или союзников в армиях Карфагена, а затем и Рима.
Изображение на монете:(из личной коллекции)

ПАМФИЛИЯ, Аспендос. Около 330/25-300/250 до н. э. AR Stater .Аверс : Два обнаженных борца борются , по другим данным два борца предводитель ахейцев Мопс и Амфилох,сошедшихся в схватке оспаривая царскую власть; обозначение монетного двора YK монограмма  между ними.
Реверс : Пращик в тунике в метательной стойке вправо; В левом поле греко-памфилийская надпись ESTFEDIIYS (= Estwediiys , «аспендский»).
В правом поле трискели человеческих ног (значок города); ниже палица Геракла.
все в пределах гранулированной границы круга.
Вес 10,08 г
С уважением .
За получение 100 положительных отзывов за покупки  на форуме За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Цитата
Добрый пишет:
Одним из орудий была обыкновенная праща

«Nemo omnia potest scire»
Модераторы клуба СМ За активную просветительскую работу, создание информативных и полезных нумизматических тем и сообщений Лавровый венок победителя конкурса или викторины За открытие 100 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
 
Заряжает не по инструкции:)
С уважением .
За получение 100 положительных отзывов за покупки  на форуме За открытие 50 дискуссионных веток на форуме вне торговых разделов Пользователь создал тему, которая получила более 30 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 5000 раз 3 года с даты регистрации
Страницы: 1
Читают тему

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●