Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Страницы: 1
Специфическая буква "б".
 
Специфическая буква "б".
Из истории медальерного искусства известно о большом количестве разных по красоте медалей, изготовленных лучшими мастерами своего времени. А поставленная ими подпись делает медаль ещё интересней и информативней. Но к сожалению не на всех медалях имеются подписи медальеров, что лишает нас части важной инфорации и делает общение с медалью недостаточной. Отсюда видится естественным попытки определение имени гравёра по косвенным признакам, которые иногда можно обнаружить на рассматриваемом материале. Вот и в данном случае для определения имени гравёра в качестве косвенного признака может оказаться редко встечаемая на медалях "специфическая" буква "б" .

Благодаря налаженному производству на российких монетных дворах XVIII века появилось большое количество медалей, в том числе и большое количество разновидностей коронационных медалей Анны Иоановны и Елизаветы Петровны - изготовленные в разное время и разными мастерами.
Но только на одной реверсной стороне медали Анны Иоановны (илл.1) и на одной аверсной стороне медали Елизаветы Петровны (илл.2) встречается буква "б" "рукописного" начертания, вместо привычного "печатного" "Б"

Впервые на продукции российского монетного двора "специфическая" буква "б" появилась на "солнечниках", то есть на петровских рублёвиках произведённых на только что открывшемся Санкт-Петербугском монетном дворе (СПб) в 1724 году. Как известно, рассматриваемая буква "б" поступила на СПб в комплекте штемпельного материала и пуансонного инструмента в 1723 году из города Нюренберга. [1] Отсюда вполне позволительно по линии нумизматики называть эту букву так же "нюренбергской".
Использовалась такая специфическая буква "б" и на некоторых ектерининских рублях включая до 1726 года. Так же известен единственный случай применения буквы "б" такого начертания на московском рублёвике 1724 года (илл.3), где отчётливо видно что эта буква была набита на штемпеле поверх буквы "Б" обычного начертания.
Но здесь нужно помнить, что ещё в 1710 году Петром Первым для славянской грамматики была выбрана буква "б" именно такого начертания.(илл.4). [2] Эта буква (судя по этому документу) являлась и строчной и заглавной.

Возродилась эта "нюренбергская" буква "б" снова по линии монетного производства только через десять лет на гедлингеровском рублёвике 1736 г.(илл. 5) и далее вынуждено повторилась в 1737 году на дмитриевской копии. То есть в течение 10 лет с 1726 г. по 1736 г. данная буква "б" не использовалась на российских монетных дворах.
Причина "забвения" после двухлетней эксплуатации "импортной" буквы "б" банальна и заключается в непринуждённом переходе на более привычное и обычное начертание печатной буквы "Б".
Но в данном случае эта "специфическая" буква "б" представляет интерес не по причине своего появления или "забвения", а потому, что через эту букву можно попробовать определить авторство медальных штемпелей упамянутых выше.
Если в течение 10-ти лет на российских монетных дворах не применялась "специфическая" буква "б", то с большой долей уверенности можно считать, что такой пуансон уже отсутствовал в силу его неизготовления в течение с 1726 по 1736 г.г.. А вариант, что якобы знаменитый Иоган Карл Гедлингер мог использовать (застоявщийся без дело) инстумент месного мастера (в том числе литерный пуансон "б" ) для приготовления штемпельного материала к своему рублёвику 1736 года - можно даже не рассматривать.
Вероятнее всего этот пуансон буквы "б" был занова изговлен Гедлингером в 1736 году, как и весь его инструмент для работы на московском монетном дворе. А в 1737 году Дминтриев по поручению начальства монетного Двора скориповал весь необходимый инструмент для изготовления копий гедлингеровских штемпелей.[3]
В итоге, достоверно известно, что к 1737 году пуансоны "специфической" буквы "б" имелись в наличие только у Гедлингера и Дмитриева. Но в том же году Гедлингер по окончанию двухлетней командировки отбыл из России к себе на родину в Швейцарию. Отсюда, единственным мастером в ассортименте литерных пуансон которого имелась "специфическая" буква "б" - остался Лукьян Дмитриев
1. Теперь вернёмся к упомянутому ранее в начале данной статьи разновидности елизаветинской коронационной медали 1742 года (илл.2). Тот факт, что на аверсе круговая легенда начинается со "специфической" буквы "б" (пуансон к которой имелся только у Лукьяна Дмитриева) даёт право считать именно его вероятным изготовителем данного лицевого штемпеля на московском монетном дворе.
Сюда же можно отнести и московские аверсные штемпели к елизаветинским полтинам, имеющие также в круговой легенде "специфическую" букву "б".
2. Далее, если сравнить между собой две коронационные медали Анны Иоановны (илл.1) и (илл.6), то вряд ли можно заподозрить (в силу достаточных причин) что автором обеих аверсных штемпелей может являться один и тот же медальер. Исполнителем аверса (илл.6) является А. Шульц, об этом свидетельствует знак S.F. под портретом Императрицы. Штемпель реверсной стороны (илл.6) исполнил Л. Дмитриев, так же указав свой знак латинскими буквами в виде D.L. К сожалению на другой рассматриваемой медали (илл.1) знаки медальеров отсутствуют.
Интересно, что на аверсе (илл.1) орденская лента в нижней части имеет загиб образца 1732 года, тогда как на шульцевском аверсе загиб на орденской ленте образца 1730 года - такой же как на орденской ленте на рисунке коронационной медали из коронационного альбома Анны Иоановны. Это обстоятельство вероятнее всего свидетельствует о том, что аверс (илл.1) готовился позже чем шульцевский экземпляр. То есть, скорее всего, этот аверс готовился после 1734 года, когда А. Шульц уже не был в состоянии готовить штемпельный материал.
При сравнении между собой реверса (илл.1) и реверса (илл.6) видно, что надпись "коронована в москве дня 28 апреля 1730" на первом реверсе исполнена с применением литерных пуансон, это хорошо видно при сравнении двойных букв "К", "Р", "А" и особкено букв "Я". Эта же надпись на реверсе (илл.6) исполнена без применения литерных нуансон, то есть более архаичным способом. Это обстоятельство также является свидетельством более познего происхождения реверса (илл.1) чем реверс (илл.6). А наличие на реверсе (илл.1) в начале круговой легенды "специфической" буквы "б" (возрождённой в 1736 году) даёт возможность полагать, что медаль (илл.1) была изготовлена в районе 1737 года на московском монетном дворе, а автором реверсной стороны является (как и в случае с реверсом илл.6) - Лукьян Дмитриев.

Казбек Темираев. август 2017г.

Литература:
1. М. И. Смирнов. "Со знаком СПб" Тольятти 1994. С. 9.
2. Из архива Гюнтера.
3. В.В. Узденников. "Монеты России XVIII - начало XX века" М.1994. С.83.



Изменено: vivat021 - 23.08.2017 18:47:49
 
Цитата
vivat021 пишет:
Как известно, рассматриваемая буква "б" поступила на СПб в комплекте штемпельного материала и пуансонного инструмента в 1723 году из города Нюренберга. [1] Отсюда вполне позволительно по линии нумизматики называть эту букву так же "нюренбергской".

Литература:
1. М. И. Смирнов. "Со знаком СПб" Тольятти 1994. С. 9.
2. Из архива Гюнтера.
3. В.В. Узденников. "Монеты России XVIII - начало XX века" М.1994. С.83.
Не понял, что значит "как известно"? Кому известно? На странице 9 книги "Со знаком СПб" нет ничего ни про комплект штемпельного материала, ни про комплект пуансонного инструмента! Там написано буквально следующее:

"...асессор Берг-коллегии Багарет был командирован в Нюренберг, славящийся в Европе своими монетными прессами. Задание, данное Багарету Петром, предписывало познакомиться с "новоизобретённой машиной", по-возможности сделать с неё модель, а лучше всего, заказать несколько станков для организации в Петербурге Монетного двора. Поездка Багарета оказалась более чем успешной, но выполнение заказа нюренбергскими мастерами-механиками растянулось до 1723 года. Только в конце лета этого года в столицу прибыл корабль с долгожданным оборудованием".

С оборудованием, значит, со станками! Со станками (монетными прессами), для которых ещё не были готовы помещения в Петропавловской крепости. А не с инструментом, к которому относятся пуансоны.

Что за вольное обращение с литературой, на которую делаются ссылки? Похоже на подлог. Некрасиво.
Кстати, ссылка [2] - "Из архива Гюнтера" - а Гюнтер разрешил Вам использовать фото из своего архива? ;)

P.S. Казбек, на мой взгляд, Вам, как опытному автору, не к лицу писать фамилию Уздеников с двумя буквами "Н".

С уважением, водолей
Изменено: водолей - 23.08.2017 21:56:52
Errare Humanum Est.
За нумизматическое открытие и исследование, имеющее важное историческое и научное значение. Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 10 лет с даты регистрации
 
Г-н водолей , скажите на милость , а как сочетаются слова Казбек и опытный автор ?  :spite:  Ведь на самом деле никакой он не опытный автор - просто шантрапа совершенно в монетах ничего не понимающая !  :D  И в медалях собственно тоже ! Одна чеканка пнём чего стоит !  :D  Он просто пытается очередной раз состроить из себя учёного нумизмата своими никчемными статейками - только не получится ничего у этого околонумизматического фантаста .
Изменено: Serg-antik - 23.08.2017 22:10:38
Личная признательность администрации форума Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 15 лет с даты регистрации
 
"Опытный автор" означает лишь "много пишущий". Ну как, например, Никифор Ляпис-Трубецкой...

С уважением, водолей
Errare Humanum Est.
За нумизматическое открытие и исследование, имеющее важное историческое и научное значение. Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 10 лет с даты регистрации
 
Тогда понятно ! Только не надо с ним спорить и что то ему доказывать , т.к. он балбес и всё равно ему ничего не докажешь . Лучше его просто игнорировать !
Личная признательность администрации форума Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет Пользователь создал сообщение, которое получило более 100 баллов при голосовании Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании За активное участие в рейтинговом голосовани   - голосовал более 1000 раз 15 лет с даты регистрации
 
Да нет, вступать в дискуссии не собираюсь. Просто задело бесцеремонное манипулирование источниками. Книга М.И. Смирнова "Со знаком "С.П.Б." редкая, есть не у каждого коллекционера (и я долго за ней гонялся, пока не купил здесь, в магазине СМ), а потому многие просто будут верить автору на слово и заблуждаться с его помощью, что не есть хорошо.

С уважением, водолей
Errare Humanum Est.
За нумизматическое открытие и исследование, имеющее важное историческое и научное значение. Экспертные нумизматические знания и высочайший нумизматический авторитет Пользователь написал сообщение, которое получило более 30 баллов при голосовании 10 лет с даты регистрации
 
Цитата
водолей пишет:
Не понял, что значит "как известно"? Кому известно? На странице 9 книги "Со знаком СПб" нет ничего ни про комплект штемпельного материала, ни про комплект пуансонного инструмента! Там написано буквально следующее:

"...асессор Берг-коллегии Багарет был командирован в Нюренберг, славящийся в Европе своими монетными прессами . Задание, данное Багарету Петром, предписывало познакомиться с "новоизобретённой машиной", по-возможности сделать с неё модель, а лучше всего, заказать несколько станков для организации в Петербурге Монетного двора. Поездка Багарета оказалась более чем успешной, но выполнение заказа нюренбергскими мастерами-механиками растянулось до 1723 года. Только в конце лета этого года в столицу прибыл корабль с долгожданным оборудованием ".

С оборудованием, значит, со станками! Со станками (монетными прессами), для которых ещё не были готовы помещения в Петропавловской крепости. А не с инструментом, к которому относятся пуансоны.



P.S. Казбек, на мой взгляд, Вам, как опытному автору, не к лицу писать фамилию Уздеников с двумя буквами "Н".

С уважением, водолей

1.Не думал, что есть сомневающиеся среди нумизматов в том, что в 1723 году из Нюренберга в Санкт-Петербург вместе с оборудованием привезли и инструмен.
Ну раз так, то вот дополнительное доказательство из работы Узденикова В.В. "Временные монетные дворы Санкт-Петербурга в первой половине 18 века"
Цитата: " 21 апреля 1724 года Берг-коллегия доложила, что "... манетное дело в Санкт-Петербурге апреля в 21 число сего 724 году немецким инструментом под смотрением минцмейстера Бера начато". Конец цитаты.
2. На счёт Узденикова с друмя "Н" не я первый а И.Г. Спасский.
"Что позволено Юпитеру то позволено и второму"!
Страницы: 1
Читают тему

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●