Я его в бронзе и в белом метале без клейм видел. Тут один гнилой бронзовый показывали как то. Такой впервые увидел, и бросил в коробку. Сегодня наткнулся, дай, думаю, спрошу... Клейма К.З. и 84. Интересный, или просто мне не попадался каньше такой?
У Постниковой только 2 КЗ, и оба из сёл Костромской губернии. Почему нет клейма городской инспекции - не знаю. На выбор: 1)Зотов Константин Павлов, село Красное, 1897г 2)Захаров Константин Яковлев, деревня Маланьино, 1898г По форме клейма больше подходит второй, особенно если у вертикали буквы К "чубчик" назад.
Нет, КЗ - это клеймо мастерской Ксенофонта Збука в Москве.
Фабрика металлических изделий Ксенофонта Абрамович Збука была основана в 1843 году и сначала располагалась по адресу: Москва Сущевская, 23. Затем, в начале 20-го века уже на Казанской улице. д. 2. Торговля продукцией фабрики осуществлялась в Верхних торговых рядах, место 122. Кроме пуговиц на фабрике изготавливались металлические кресты и образки. В "Указателе фабрик ..." за 1887 год владелец Ксенофонт Абрамович, в справочниках 1909 года фабрика уже называется "Фабрика Металлических изделий Администрации Московского Купца Василия Ксенофонтовича Збука"
В 1882 году К.А.Збук "за пуговицы и хорошего качества штампованные металлические кресты и медали" был награжден бронзовой медалью Всероссийской промышленно-художественной выставки, проводившейся в Москве.
На жетоне изображены павильоны выставки, которая проходила летом 1882 года на Ходынском поле.
Если Бы пишет: Имеется ввиду,что в этих сёлах были пробирные мастера-ювелиры,которые пробу на изделиях определяли или мастера жетонов?
Нет, просто в костромских сёлах ювелирное дело было чем то вроде отхожего промысла. Там жили и работали мастера-ювелиры (ну может ювелиры и сильно сказано, но серебряного дела мастера - эт точно). Изделия на апробирование они сдавали в пробирную контору своей губернии, которая после проведения пробирной экспертизы проставляла пробу, клеймо пробирной инспекции, а иногда и клеймо пробирного инспектора.
Насчёт Збука - если у него и были работы в драгметаллах, то в каталогах они, видимо, отсутствуют, иначе Постникова не обошла бы такое долгоживущее предприятие своим вниманием. И в московской пробирной инспекции уж не преминули бы тиснуть клеймо инспекции, благо место позволяло.
В журнале "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" №3 (35) (март) 2006 г. есть статья "Разные мелочи Ксенофонта Збука\", может там какое объяснение есть.
По поводу павильонов на выставке:
"Поиски новых форм решения экспозиции предвосхитили появление некоторых направлений современного коммерческого искусства, в частности поп-арта и его архитектурной разновидности. Водочный фабрикант, поставщик императорского двора Штритер построил свой стенд в виде триумфальных ворот, составленных из бутылок с выпускаемой продукцией. Большим успехом пользовалась экспозиция московской фабрики благовонных товаров "Брокар и Ко" - фонтан с одеколоном"
Спасибо за ответы. Теперь совсем запутался. Может это было образцом качества работы этой мастерской, если она на выставке участвовала? Почему тогда были бронзовые и серебрянные? Поставлю на коинсе, может там кто что знает про этот жетон.
Антиквар пишет: Большинство подобных жетонов в серебре без клейм пробы и инспекции, написал Руденко вопрос, интересно, что он ответит.
Руденко ответил сегодня лично при встрече на клубе. Клейма пробы, инспекции, мастера должны были ставиться на все официальные изделия, современная аналогия - акцизные марки на алкоголе и табаке, например. Естественно, государство брало за это определенные деньги, и также, как и в наше время производители не слишком были этому рады. Таким образом, жетон с клеймом и пробой, по словам Руденко, официальный выпуск частника, без них - выпуск, с которого не были уплачены соответствующие сборы государству.
Не думаю, ведь акцизную марку на подакцизный товар вешают вне зависимости от объема, а по словам Руденко не только клеймо пробирного надзора означало обязательность определенных платежей в казну, но и личное клеймо, которое регистрировалось и использование которого облагалось регулярными сборами.