.1. Кого же поражает копьем Св. Георгий: Змия или Дракона?
Вариант А - Змия. "Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: "Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле". Обратите внимание, еще не Св.Георгий, а просто "ездец" - т.е. всадник. Затем - Среди рисунков гербов, представленных в мае 1729 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так: "Герб Государственный по-старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона-; в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия; епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный; поле кругом белое, а в середине красное". Императрица Анна Иоанновна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет."В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Источник https://ria.ru/politics/20081130/156156194.html
Вариант 2 - Дракона с подачи немца Кене Так к середине 19 века "существо стало драконом" На драконьи стали походить и головы орла, стараниями Кене получилась драконо-птица.
Вопрос это спорный, так как в описании сегодняшнего герба тоже упоминается дракон, а как отнесутся народы Востока, узнав что на российском гербе кто-то поражает их любимого дракона? Кстати, стараниями того же Кене Св.Георгий теперь скачет именно с запада на восток (до этого было наоборот).
Тема №2 - Масонский орел (часто его пишут с двумя с - как массонский (т.е. это те кто "давит на массу" ..
Да, масонами были и Павел I и его сыновья (будущие императоры) Александр и Николай, что не помещало Александру впоследствии издать указ о запрещении масонских лож в РИ. Именно в царствование Александра была выпущена золотая пятерка - полуимпериал, где орел под одной короной с распахнутыми крыльями держал в лапах "перуны", те молнии, поражающие врагов и венок, увенчивающий достойных. Мне лично этот герб очень нравится, тем более его часто называют "военным" орлом. У масонов тоже был символ в виде двуглавого орла, но он ближе к византийскому образцу, недаром его те же масоны величают "восточным" орлом. Почему же на монетах Александра и Николая отечественные нумизматы видят "масонских" орлов?
Если есть интерес почитать еще по поводу проблематики российского герба, могу дать пару старых и несколько сырых, но интересных ссылок, где я затрагивал этот вопрос по своему.
1) Можно проследить эволюцию символов сначала был Св. Георгий, потом он превратился в ездеца, князя, воина, и опять в Св. Георгия, что кажется вполне закономерным. Символика эта пришла скорее всего из восточной римской империи, из царь-града, хотя вопрос этот открытый. Конечно же в русском классическом символизме копьем Св. Георгий бьет именно змия и скачет слева на право. Изменения на германский лад были не разумным делом. Даже герб Москвы временно поменял направление, но вскоре был изменен на классический, благодаря этому на новом российском гербе Св. Георгий скачет в правильном направлении. Но на нем сегодня не хватает многих атрибутов, гербов городов и территорий, цепи с орденом, да и сам большой герб не разработан. Сам орел - это своего рода малый герб. В описании "дракона" необходимо изменить на "змия" (причем женского рода! ), без сомнений именно он отождествляет зло.
2) Ранний романтик Павел стал покровителем мальтийского ордена и принял его остатки в столице России, от куда к нам и пришел мальтийский крест. В дальнейшем он осознал пагубность масонских и других тайных обществ и вел против них борьбу. Влияние масонства на русскую историю имеет отрицательный знак. Орел Александра с опущенными крыльями не масонский конечно же, а в стиле "ампир", на европейский лад. Призван скорее показать, что на русском гербе орел победитель, дабы западным партнером неповадно было опять в Россию лезть. А полезут - перунами по сусалам...
Doctor03 пишет: 1. Кого же поражает копьем Св. Георгий: Змия или Дракона?
"Змий" и "дракон", в общем, можно считать синонимами. В одном из значений "змий" - это "змей" или "змея" (в смысле, безногая рептилия), в другом - мифическое существо "дракон", см.,например, здесь. Точнее, это гиперонимы, т.к. "змии" включают в себя и "драконов". Имхо.
---------------------------------------------------------------------- «Безусловно, любое мнение имеет право на существование, но люди почему-то делают из этого неверный вывод, будто каждое мнение одинаково ценно» /А.А.Зализняк/
Агрегатор пишет: "Змий" и "дракон", в общем, можно считать синонимами.
В настоящее время дело, по-видимому, обстоит так. Но есть и "особое мнение", например В,А .Дурова, специалиста по русским наградам, который при описании ордена Св. Георгия отмети: «В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. — красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.
Некоторыми это изображение неверно трактyется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причинy ошибки следyет искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон — с двумя лапами, а змий — с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочномy трактованию изображения змия как дракона.»
В. А. Дуров «Русские награды», М., Просвещение, 1997.
Другое геральдическое значение дракона — неприкосновенность.Обоснование геральдического элемента: будучи традиционным воплощением запрета, дракон олицетворяет собой неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).
«Могу я и другое порассказать о нем. Он страшного дракона убил своим мечом, В крови его омылся и весь ороговел. С тех пор чем ни рази его, он остается цел.»
Решающим , на мой взгляд, является исследование Г.И. Королева, д.и.н., "Змий или дракон?" опубликованное в журнале (журнал «Гербоведъ» № 27, 1998г.) Приведем некоторые выдержки: В описании московского герба, утвержденного в 1781 г., противник всадника назван змием (ПСЗ. 1-е собр. СПб., 1830. Т. 21. ? 15304.). Во второй половине XIX в. фантастическое существо, поражаемое всадником, стали именовать драконом2. Коль скоро одна и та же фигура называется по-разному, то возникает вопрос о смысле различия.Разницу между изображениями «дракона» и «змия» усматривал Ю.В. Арсеньев. Имея в виду западноевропейский материал, Арсеньев характеризовал «дракона» как существо двулапое, с хвостом «вместо задних лап», а «крылатого змея» — как существо о четырех лапах, забыв, видимо, упомянуть хвост8. Отметим, что, подгоняя под приведенное различие между «драконом» и «змием», Арсеньев назвал драконом казанское двулапое крылатое пресмыкающееся, в описании 1781 г. названное змием Злая сила в облике крылатого, летающего, с одной или несколькими головами пресмыкающегося представлена в русском фольклоре под названием «змея», «змеи», «Змей-Горыныча». Например: «Вылетал-то тут змеинище Горыныще. Веют крылья его гумажные, Звенят его хоботы железные» и «Как вспорхнула змея со сырой земли, Полетела змея по-под небеса»и т. п.
Констатировав большое сходство, а скорее тождество между изображениями пресмыкающегося, как в изобразительном смысле, так и в его значении (злая, враждебная сила), в древнерусском сфрагистическом и прочем искусстве, рассмотрим его наименование в письменных источниках.
В источниках до XVIII в., касающихся эмблем, пресмыкающийся враг всадника называется змием: «Воин вашего пресветлаго царскаго величества седяй на коне и копием змия побеждая» (о государственном гербе), «под конем змия», «змия с крыльями» (о знаках на пушках в описи Тулы 1676 г.)и др.
В текстах, не связанных с эмблематикой , слово «змий» встречается с XI в. Во включенной в «Изборник» 1073 г. статье «О образех» византийского писателя IX в. Георгия Хировоска слово «Инословие» (т.е. «аллегория.») объяснено так: «Слово бо акъi змии есть, на диавола же иноречьнh змьемъ нарицаема разумhваемъ».
В Библии, изданной в 1663 г., употребляется только слово «змий» (и «змия»): «и пород их изыдет змия паряща» (Ис. 14, 29), «и будет село змием» (Ис. 34, 15), «и се змий велик чермен (красен — Г. К.) имея глав седмь и рогов десять, и на главах его седмь венец» (Апок. 12, 9), «и вложен (низвергнут — Г. К.) бысть змий великий, змий древний, нарицаемый диавол и сатана» (Апок. 12, 9).
Слово «змий», как и «змея», принадлежит к общеславянскому языковому фонду и, следовательно, восходит к глубокой древности.
Слово «дракон» в русском языке зафиксировано, как заимствованное из греческого языка, лишь с XVI в., а именно, начиная с текстов, переведенных Максимом Греком. Языковеды уже отмечали, что это слово употреблял Андрей Курбский. Так, в послании старцу Васьяну он писал: «О горе нам! Како не зрим прилежно мысленным своим оком древняго дракона, врага нашего бодрого, и никогда же спящаго… В древнерусских записях сказания «Чудо Георгия о змие» греческому «drakwn» соответствует «змий». Описанный там змий, по выражению одной из рукописей XVI в., вышел из озера, «пущая грозный яд с пламенем огненым»24. Это вполне привычный фольклорный образ огнедышащего «змея» («дракона»).
В источниках XVIII в. тоже встречаются переводы иноязычных «драконов» русским «змием». Так, в описании государственного герба, сделанного Ф. Санти в 1722 г. на французском языке, стоит «dragon». В переводе же, сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово передано как «змий». В книге профессора Ф.Г. Дильтея, напечатанной параллельно на французском и русском языках, в описании московского герба стоят слова «dracon» и «змея». Для обозначения все той же фигуры слово «змий» употреблялось и независимо от переводческих нужд. Например, в описании герба Воейковых упоминается о «двух змиях» («без крыл» и «с крыльями»). Почему в XIX в. змия переименовали в дракона? Скорее всего потому, что слово «дракон» уже вошло в широкое употребление. Возможно, в переименовании проявилась начавшаяся тогда модернизация в геральдике, отчасти понимавшаяся как сближение с западноевропейскими геральдическими обычаями и терминами. Может быть, желали усилить различие в именовании фантастического существа и реальной змеи".
То есть, резюмируем: Зией - дань русской традиции, Дракон - западной (это даже видно из самого написания слов! По-видимому, с точки зрения русской имперской реральдики с середины XIX века между ними поставлен знак равенства, и с тех по в описании герба стал главенствовать именно дракон
Переходное состояние, если можно так назвать, зафиксировано в "Обозрение русских денег и иностранных монет..." . Барона Шодуара 1841 г. Ч.II, стр.99. Змей и дракон в скобках.Фото монеты из моей коллекции (всадник без плаща).
Спасибо, да и войсковые штандарты к месту пришлись.
Еще вопрос: почему орел такого типа изображается с одной короной? Насчет трех корон каких только версий нет, это и Святая Троица, и (в середине 90-х появилось (если надо найду источник) - единство трех славянских народов: русских, белорусов и украинцев (то-то хорошо было бы, но "поезд ушел", конфедерации не получилось и теперь мы стремительно удаляемся друг от друга, а жаль...) Наконец, в современном гербе три короны - это единство трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
К сожалению, даже каталоги Вел. Кн. Георгия Михайловича грешат тем, что называют змия драконом. Правда понятно почему. Гиль был немцем... С историческим контекстом все ясно, и с тем, что понятия часто замещались в сознании разных авторов. Но чисто эпистемологически необходимо уяснить, даже если просто для себя, что Св. Георгий поражает именно зло, а олицетворением зла в христианской мифологии является змий (англ. serpent), а не дракон, которого конечно тоже можно разозлить... однако дракон - защитник, благородное и мудрое существо. И даже в самой истории о Св. Георгии говорится, что победил он не защитника дев, а их злого пожирателя. Поэтому дракон тут, ну никак не катит, а змий подходит на все 100%, хоть и похожи их изображения на монетах иногда как слон и мамонт. И тут не важно даже как их изображают, и сколько у них лап, тут важен семантический символизм - поражают зло, а с драконом лучше иметь дружеские отношения.
Герб Российской Федерации (герб России) Дата принятия: 30.11.1993, 25.12.2000 ГГР РФ: № 3
Геральдическое описание: В червлёном поле золотой двуглавый орел, увенчанный двумя золотыми императорскими коронами и над ними такой же императорской короной с инфулами, держащий в правой лапе золотой скипетр, в левой – золотую державу, имеющий на груди щит, в червлёном поле которого обращенный едущий серебряный всадник в лазоревом плаще, поражающий серебряным копьем обращенного, опрокинутого и попранного конем чёрного дракона.
Официальное описание в конституционном законе: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла со всеми атрибутами).
С 2000 г. седло под всадником обычно изображается красного цвета, хотя это не оговорено в описании (но именно такое изображение приводится в Приложение 1 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации"). До этого седло обычно изображалось белого цвета.
Утвержден Указом Президента РФ №2050 "О Государственном гербе Российской Федерации" от 30 ноября 1993 г.; Федеральным конституционным законом №2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», принятом 8 декабря 2000 г. постановлением №899-III ГД Государственной Думы Федерального Собрания РФ, одобренным 20 декабря 2000 г. Советом Федерации и подписанным Президентом РФ 25 декабря 2000 г.
Автор официального рисунка - петербургский художник Евгений Ильич Ухналёв.
Обоснование символики: В основе герба РФ - исторический герб Российской империи. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
Источники: Официальный портал «Российская символика»
Так что, стараниями новоявленных геральдистов приехали: 1.Вовсе это не Св. Георгий, а всего-навсего "всадник" (те, "ездец" как в описании герба времен Анны Иоанновны и ранее 2. Ну у Анны Иоанновны "ездец" хртя бы Змия поражал, те вселенское Зло, а сейчас у нас борьба с Драконом. 3. Три короны - это "три исторические короны Петра Великого" (может кто пояснить, что это такое и почему они "символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации"
Ну что же вы хотели от людей с советским наследием? Странно еще что не золотой телец с серпом и молотом на голове стал новой эмблемой государства, новым гербом. Работа над изменением вида герба началась еще в 1990 году и это просто удивительно что исторический символизм, хоть и с минимальной привязкой к исторической реальности, победил.
Для того что бы обсуждение было хоть немного более визуальным добавлю пару картинок.
Герб с печати Алексея Михайловича (1667 г.), Российский герб нашего времени и как он выглядел до революции (большой вариант):
Собственно, принимая во внимание когда происходило изменение герба, сделали его отнюдь не плохо. Разворот Московского герба произведен верно, в русле именно русской геральдической традиции. А короны соединили лентой - тоже приятно.
Короны на современном орле конечно же имперские (почему золотые? совершенно не понятно). Что они символизируют на самом деле в Российской исторической реальности наших дней утверждать не берусь. Я бы сказал что-то в этом роде: Большая имперская корона - власть президента и народа его избравшего, две малые - законодательная и исполнительная власти. То, что две ветви власти смотрят в разные стороны, вполне символично, на мой взгляд. и все же, не смотря на критику и улыбку, предлагаю составить свое, верное, так сказать, описание современного герба и поправить несоответствия в описаниях приведенных выше уважаемым Doctor03. Мы же с вами знаем, что ездец-то на самом деле не ездец, а Св. Георгий и поперает он змия, и т. д...
Возьметесь?
И все таки, простите мне мое своеволие, но если бы делали современный герб сейчас, или меняли его, то хотелось бы видеть Государственного Орла Российской Федерации и Малый Герб примерно такими:
extant4cell пишет: но если бы делали современный герб сейчас, или меняли его, то хотелось бы видеть Государственного Орла Российской Федерации и Малый Герб примерно такими:
А на мой взгляд, чтобы было ясно, что это Св. Георгий, то надо ему нимб добавить (тогда и РПЦ поддержит). Без нимба - это точно - всадник, витязь. Скипетр и державу заменить на имевшиеся уже "перуны" - символ ракетно-ядерного оружия и лавровый венок (соответственно в левой и правой лапах). Убрать три короны, оставив одну - символ исторической преемственности, Хорошо бы и Ккрасную Звезду между головами. Вопрос смены герба - это решается законодательно, возможно после референдума, где предлагается проголосовать за три варианта рисунка.
И нимб можно добавить. Хотя и без него понятно, что это Св. Георгий. Ну, а если кому-то нравится, могут называть ездецом, воином или князем. Что не вызывает отторжения. Нимб все же больше подходит иконам.
Совмещение советской и имперской символики это, извините, венигрет который меня очень отталкивает. Я всё-таки привержен имперской российской символики в отношении к современной России, после её чистки от стандартизации на Западный лад. Тут уж или масонская звезда адаптированная советской властью, или христианский крест. Мешать это вместе некрасиво...
О сколько нам открытий чудных, Готовят просвещенья дух, И Опыт, [сын] ошибок трудных, И Гений, [парадоксов] друг. <<А.С.П.>>
extant4cell пишет: Но чисто эпистемологически необходимо уяснить, даже если просто для себя, что Св. Георгий поражает именно зло, а олицетворением зла в христианской мифологии является змий (англ. serpent), а не дракон, которого конечно тоже можно разозлить... однако дракон - защитник, благородное и мудрое существо.
Не надо придумывать и усложнять. Во-первых, уже выше написано было, что "змий" и "дракон" - фактически синонимы. Просто "змий" слово древнеславянское, "дракон" - греческого проихождения. Если бы одну и ту же картинку (существо с длинной шеей, змеиным хвостом, лапами и крыльями) показали российскому городскому или сельскому обывателю XVII века, и обывателю европейскому того же времени (или российскму же, но современному), первый бы назвал его (существо) "змий", другие - "дракон". Во-вторых, дракон не всегда (и даже довольно редко) "благородное и мудрое существо". Чаще это враг, которого надо убить, чтобы освободить принцессу.
Цитата
extant4cell пишет: Совмещение советской и имперской символики это, извините, венигрет который меня очень отталкивает.
Может, все-таки, "винегрет" ?
---------------------------------------------------------------------- «Безусловно, любое мнение имеет право на существование, но люди почему-то делают из этого неверный вывод, будто каждое мнение одинаково ценно» /А.А.Зализняк/
конечно "винегрет" от слова "винегар" - уксус, которым было принято заправлять этот овощной салат.
А что касается винегретов в Геральдике - вот эволюция Австрийского двуглавого орла. 1. Герб Двуединой империи - справа Австрия, слева - Венгрия
2. Имперский орел как видите, еще двуглавый (Венгрия присутствует в виде доп головы)
3. Республика - существует и поныне Очень демократичный (цепи разорваны) Имперские короны заменены на скромную королевскую (дань историческим традициям), меч и державу отобрали, дали в лапы серп и молот - трудись на благо республики...
Да от Палеологов, добиться чего-нибудь уже невозможно, а вот отечественных герольдмейстеров можно было бы спросить, что они подразумевали под "тремя коронами Петра Великого", если еще на гербе его папы они уже были
Так короны-то имперские. А императором именоваться стал именно Петр, вот у них такая ассоциация сложилась, и не важно что такой форма корона была сделана на много позже жизни Петра. Так, что вразумительного ответа от них не дождетесь. Проще самому правильно описать герб, чем искать его правильное описание - не найти его...
О сколько нам открытий чудных, Готовят просвещенья дух, И Опыт, [сын] ошибок трудных, И Гений, [парадоксов] друг. <<А.С.П.>>
extant4cell пишет: Проще самому правильно описать герб, чем искать его правильное описание - не найти его...
Хорошо, предположим, опишем мы герб правильно. И что дальше: выйти на Красную площадь и крикнуть: "Ведаю слово и дело государево", или просто "Слово и дело". Известно, что за этим бывает: дыба, а если выживешь, то наградят (практически, посмертно). Сейчас проще - дождаться очередной прямой линии с президентом, но шансы близки к нулю.
Можно, конечно, создать инициативную группу и обратиться от имени клуба "Старая монета" и ОЛНЗ. Дальше, конечно, дискуссия (если допустят) с государевыми геральдистами с неясным успехом...
Главное, что бы у тебя (в смысле - у самого себя) был порядок в голове, а поделиться с другими может каждый по своему. Думаю дискуссия тут именно для этого.
Не понятно за что минуснули и тут и в репу... Ну, да ладно.
Не знаю есть ли кроме приведенных выше постановлений о гербе, или добавления. Но вопрос о Московском гербе решается теперь просто. Вы же согласитесь что на Российском гербе на груди орла щит с изображением именно Московского герба, а не какого-то неизвестного ездеца?
Смотрим закон города Москвы от 11 июня 2003 года № 39 «О гербе города Москвы»
Статья 1. Статус герба города Москвы
Герб города Москвы является официальным государственным символом города Москвы.
Статья 2. Описание и изображение герба города Москвы
1. Герб города Москвы представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия. 2. Многоцветное и одноцветное изображения герба города Москвы приводятся в приложечего ниях 1 и 2 к настоящему Закону. 3. Эталоны герба города Москвы (цветной и черно-белый рисунки), а также его описание хранятся в Музее истории города Москвы и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.
и т. д...
Думаю, что в описании Российского герба можно просто записать - на груди двуглавого орла герб города Москвы.
Я очень рад, что власти города Москвы приняли закон с правильным описанием, который снимает вопрос и о Св. Георгии и о змии им поражаемом.
Если привести в соответствие вид Московского герба на гербе РФ, справедливости дари, то можно отредактировать и выше приведенные описания.
Описание герба:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла Московский герб. Герб города Москвы представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного змия. Обоснование символики:
В основе герба РФ - исторический герб Российской империи. Двуглавый орел пришел в Россию из Царь-града и олицетворяет преемственность власти от рода Палеологов, последних правителей восточной римской империи и неразрывность отечественной истории. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три имперские короны, символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и всех субъектов Федерации. Головы орла обращены на запад и на восток страны символизируя величие и единство страны в одном теле; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство. На груди орла – Московский герб изображающий Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Вы абсолютно правы, герб Москвы на груди орла должен символизировать собирание русских земель Москвой как столицей государства. Герб тоже правильный - змий геральдический, с 4 лапами, черный как и положено отождествлению зла.
Мне кажется, что рассуждения "змей" или "дракон" довольно бесплодные.
В основе изображения - бесспорно Св. Георгий Победоносец, по легенде убивший чудовище копьем, когда то в прилетело за царской дочкой. Чудовище в христианской традиции (изобразительном искусстве, иконографии) представляется в виде змея-дракона.
В Библии на церковнославянском слово "дракон" не используется, а только "змей". Все вхождения змея - это только олицетворение зла и сатаны. В синоидальном же переводе, "змея" оставили только для искусителя в райском саду, а остальных "змеев" перевели как "дракон". Очевидно, что на синоидальный перевод повлияло устойчивоее изображение змеи на дереве в райском саду. В данном случае есть нюанс - змей или дракон.
Но на наших монетах и печатях попытки отделить геральдических драконов от змеев - это ловля несуществующих блох. В любом случае, будь то Георгий, князь, ездец и т.п., всадник поражает копьем чудовище с туловищем змеи, а сколько лап пририсовано - это уже авторские интерпретации.
в методических рекомендациях по геральдике, утвержденных геральдическим советом при Президенте РФ трактуется так:
29. Живые существа - люди, животные, ангелы и т.п. и некоторые искусственные фигуры (например, корабли) изображаются в геральдике обращенными или прямо (на зрителя), или направо (от зрителя - налево). Подобным образом орудия (меч, стрела, молот и т.п.) обычно изображаются обращенными верх или направо (налево от зрителя). Поворот геральдически влево (вправо от зрителя) нетипичен для геральдики. При изображении нескольких фигур они могут быть обращены в одну сторону, друг к другу или же в разные стороны.
Поворот живых фигур и орудий влево (вправо от зрителя) вполне возможен, но требует специальной мотивации. Например, поворот московского всадника влево освящен давней традицией <....>
31. Недопустимо помещение в гербе изображений конкретно персонифицированных лиц (хотя можно изобразить условную человеческую фигуру в костюме, снаряжении, украшениях и с атрибутами, близкими желательному к запечатлению персонажу[11]). __________ [11] - Так, например, в гербе города Салават (Республика Башкортостан), названном в честь Салавата Юлаева, изображен золотой скачущий всадник в традиционном башкирском костюме, снаряжении и вооружении. Это не портрет Салавата Юлаева, однако такая форма гербовой фигуры, которая позволяет ассоциировать ее с конкретным персонажем.
Традиционно допускается исключение из этого правила для изображения святых, но и в этом случае персонаж оказывается узнаваемым не в силу портретного сходства, а благодаря атрибутам и (или) ситуации, в которой он изображен (как, например, святой Георгий в гербах Москвы и Московской области).
А вот то что, на гербах Москвы и Московской области Св.Георгий повернут в разные стороны - это явно ускользнуло от внимания герольдмейстеров. Да вообще-то они вольно обращаются с некоторыми символами, например с запрещенными нюрнбергским протоколом фасциями - их используют, а вот запрещенную тем же документом свастику ни-ни показать
По поводу золотого цвета - символа богатства, власти, силы и тд и тп - может губернатор московской области будет с олигархами сражаться Императорская корона - это уже сепаратизм. И причем тут Аннинская лента, обвивающая герб ?
Doctor03 пишет: с запрещенными нюрнбергским протоколом фасциями
Цитата: Изображение фасций можно встретить (как декоративный элемент) во многих постройках XVIII—XIX века, а также на некоторых монетах Второй мировой войны: (итальянских, албанских периода итальянской оккупации и французских периода правительства Виши). В XVIII веке символика внедрилась в США и Франции. Сегодня фасции можно отыскать на гербе Франции, монете, памятнике Линкольну, печати Сената и по сторонам трибуны Палаты Представителей США. Ликторский пучок есть на горжете офицера «легиона Вислы» (1809—1814).
Бенито Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, избрал после Первой мировой войны фасции символом своей партии, откуда и появилось её название — Национальная фашистская партия.
Фасции являются неотъемлемой частью герба Федеральной службы исполнения наказаний и её различных подразделений, Федеральной службы судебных приставов, а также эмблемы и герба Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора).
В некоторых местностях изготовление, распространение или демонстрация изображений фасций могут быть запрещены законом. Так, например, в Москве с 1997 по 2002 год действовал закон, предусматривающий административную ответственность за это (фасции упомянуты в явном виде).
Цитата
inidax пишет: у нас довольно свободно обращаются с геральдическими символами
В современном мире геральдика - это умирающий анахронизм, абсолютному большинству людей малопонятный и бесполезный. Вольное обращение с геральдической символикой никому не вредит и не беспокоит. Да и нам, любителям истории, геральдика интересна лишь в том временнОм контектсте, когда она действительно была реальным фактором. Меня совершенно не заботит, что там на совремнных т.н. "гербах", и что именно рекомендует т.н. геральдический совет. Все это новорусская блажь и пустота ) Предлагаю относиться к современным геральдически стилизованным изображениям как к товарым знакам. Какие-то мы примерно знаем (герб Москвы), а какие-то вообще неизвестны, как непонятно кому нужный герб Московской области. Мы же не обращаем внимание, как меняется логотип Кока-колы, а он меняется постоянно. Так и гербы - сегодня желтый змей влево, завтра серый вправо. Разницы никакой. Это не означает ничего (или просто освоение бюджета при замене визиток, печатей, штампов и вывесок на границах терр.образования ).
Doctor03 пишет: По поводу золотого цвета - символа богатства, власти, силы и тд и тп - может губернатор московской области будет с олигархами сражаться
Нет это губернатор сражается с Подмосковными пенсионерами, которые обеспечили своим многолетним трудом богатство, силу и власть существующим правителям области. Пример: Закон об урезании льготы бесплатного проезда по городу Москве Подмосковным ветеранам. Тимофею - Если мы будем так несерьёзно относится к Гербам и сравнивать их с логотипами Кока- колы, то у нас и будет бардак и беспредел.
inidax пишет: На гербе Московской области Георгий развёрнут на запад. Змей золотой.
На мой взгляд, самое забавное в гербе Московской области это сочетание "золотой Императорской короны и лент трех орденов Ленина".
---------------------------------------------------------------------- «Безусловно, любое мнение имеет право на существование, но люди почему-то делают из этого неверный вывод, будто каждое мнение одинаково ценно» /А.А.Зализняк/
А правильно нарисованные гербы советских административно-территориальных единиц, стало быть, наведут у нас полный порядок и абсолютную законность, так что-ли? Несерьезно это даже и обсуждать. Любому человеку должно быть безразлично, куда едет всадник на гербе и какого цвета у него штаны. Это просто символ местности, который рисуют на вывесках муниципальных органов власти, никакого значения отдельные элементы изображения не имеют.
Цитата
Агрегатор пишет: самое забавное в гербе Московской области это сочетание "золотой Императорской короны и лент трех орденов Ленина".
Я фалеристике не чужд, но если бы вы не написали, я бы и не заметил.
Кстати, о фалеристике и Св Георгии. Как Вы знаете для нехристиан, тн "иноверцев", на российских орденах изображения христианских святых заменялись государственным гербом - двуглавым орлом (это касалось и орденов Св.Георгия, Св. Анны, Св. Александра Невского), а также тн Георгиевских крестов (или знаков военного ордена Св.Георгия) для нижних чинов. Этот знак выполнялся из серебра, позднее из недрагоценного металла и нес изображение Св Георгия.Так вот бойцы "Дикой дивизии", которой командовал брат императора Михаил, комплектовалась выходцами с Кавказа. Когда их награждали Знаком ордена , где Св.Георгий был заменен на двуглавого орла, они отвечали "нэ нада с птыцей, с джигитом давай.."
Просто любопытства ради. Эволюция герба российского на тронах:
Интересная деталь. Не смотря на смену герба, старой символикой совсем не гнушались. Вот Тронная речь Николая II во время открытия I государственной думы в Зимнем дворце:
В царствование Николая 2 было больше всего награждений этим орденом, в том числе по дипломатическим причинам. Статусность награды снизилась. Ну, король Бельгии, получил Георгия по-праву: он и оборону хорошо организовал и лично участвовал в боях против немцев, возглавляя войска. Вообще-то орден Св Георгия давался прежде всего, за личную храбрость на поле боя, что привело к поражению или существенным потерям противника. Награждения производились последовательно - от 4 степени к первой, по утверждению Георгиевской думы. Николай производил награждения "по своему хотению". Яркий пример: крейсер "Варяг" не нанесший никаких повреждений противнику в Русско-японской войне, где все офицеры и врачи (что было неслыханно, награда-то офицерская) получили 4 ст ордена, а все нижние чины - знаки военного ордена. Но на Варяге хоть потери были - погибло в бою 26 человек из более чем 500 в экипаже, и пятеро потом умерли от ран), а на кан. лодке "Кореец" ни раненых, ни убитых не было и получила она 1 пробоину выше ватерлинии - там сначала только командир получил Св Георгия, все остальные офицеры - ордена - "в очередь",, а потом вдобавок к уже полученным орденам царь и их наградил орденами Св.Георгия (что тоже являлось нарушением Статута российских орденов - за один и тот же подвиг дважды не награждают). Такие бездумные (в обоих смыслах, царь еще и не советовался с Георгиевской думой, представленной наиболее заслуженными кавалерами Ордена), привели к снижению значения боевых наград, как всегда бывает в период упадка армии и общества в целом.