Всегда задавался вопросом, до какой степени должен быть изношен штемпель, чтобы его перестали использовать при чеканке Античных монет? Недавно пересмотрел свою коллекцию и обнаружил три!! монеты с одинаковым аверсом и две из них с одинаковым реверсом. Но что происходило со штемпелем? Как по-вашему, какая из монет чеканилась раньше, а какая позже?
Ув. viktorious, очень интересный вопрос. Хотя причерноморье и не собираю, но также задаюсь этим вопросом в своей теме. Износ штемпеля и варианты правки проследить очень сложно. Есть несколько вариантов ответа: 1. Изначально штемпель является самым красивым и наиболее богатым на детали - в этом случае обычно рельеф самый высокий. 2. Изначально штемпель едва проработан и без деталей - в этом случае рельеф самый низкий. У некоторых монет часто представлен чуть ли не чеканкой почти голой "матрицей".
И тут парадокс: одни коллеги считают, что в первые минуты жизни штемпель всегда самый красивый и представительский. Однако в случае правок штемпеля рельеф ведь повышается....
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
viktorious пишет: до какой степени должен быть изношен штемпель, чтобы его перестали использовать при чеканке Античных монет?
И тут еще проблема в том, как узнать полностью перерезанный штемпель? Внещне будут абсолютно различны. У меня в теме есть один интересный пример. Считается, что вот это скорее всего один и тот же штемпель аверса: Был такой:
А потом его перерезали в такой:
Кто сходу скажет, что это один и тот же штемпель аверса? В общем, это очень проблемное дело в античной нумизматике. Может так оказаться, что многие абсолютно различные изображения на самом деле являются лишь результатом полной многократной перерезки одного и того же штемпеля. А вот когда штемпель полностью образно говоря треснет пополам, вот тогда уже он свое действительно отработал.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Весьма интересное видео. На 14.50 минуте хороший пример износа штемпеля.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
viktorious пишет: Ув. Akrosas , давайте это обсудим исключительно не примере представленных мною монет. Я их не зря выложил....
Если монеты абсолютно идеальные, то любой малейший намек на износ - это износ штемпеля - последующая чеканка. В видео очень хорошо показано. В Вашем примере самый идеальный экземпляр вроде тот, что посередине. Остальные допустим отчеканены этим же штемпелем через сотню экземпляров. Если есть уширения в деталях - это тоже скорее всего последующая чеканка - детали в штемпеле подправляли, на монете они будут шире и часто рельефнее. Как-то так...
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Если взять № 1 и № 2 то второй чеканен наиболее свежим штемпелем. Если взять № 2 и № 3. Тут возникает два вопроса: 1.) размер углублений отмеченный стрелками разный на № 3 он более широкий. Это получилось в результате чистки или износа штемпеля? 2.) если износа штемпеля то нужно решить следующее: при более свежем штемпеле данное углубление, точнее его размер, должен быть меньшим или более широким? Штемпель со временем забивается, засоряется и т.д. отсюда углубление делается при ударе немного шире, поэтому получается, что в середине под № 2. cамый свежий чекан!
По реверсам картина следующая, можно рассмотреть только номера 1 и 2 т.к. №3 другой штемпель. На № 1 Буква П более четко прочеканена, но морда Грифона отсутствует. Она или слабо прочеканена или затерта по фото не понятно. По прежнему склоняюсь к мысли, что №2 отчеканен более свежим штемпелем. Смотрим также на нижние закругления букв А (справа) и N (слева) на №2 они белее четкие и свежие... А то что буква П на №2 не прочеканена, предположим это, такое возможно и при чекане свежими штемпелями, штемпель просто забился... имхо
А я думаю, что первее была отчеканена монета №3. Ухо более детализировано и в прядях более явные следы изначальной резки штемпеля. Тут ещё вот в чем вопрос. Какой-то бедный на штемпеля реверса монетный двор.
viktorious пишет: Ухо более детализировано и в прядях более явные следы изначальной резки штемпеля.
Тут еще стоит учесть силу удара при чеканке. Может быть менее детальный был и боле ранним, просто прочекан чуть-чуть хуже получился. Как мне кажется, среди Ваших трех грифонов по аверсам первый слева был отчеканен позже, так как у него вроде бы по фото локон волос на виске видится чуть шире, чем у остальных. Но по фото сложно проследить, не видно рельефов и глубины удара.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
viktorious пишет: Какой-то бедный на штемпеля реверса монетный двор
Нельзя вычеркивать из данного анализа происхождение монет! Один комплекс - одно время сокрытия - что касается этого подтипа - одно время выпуска.
Я о том, что использовали штемпеля до упора, то есть до полного износа. Интересно, неужели штемпель Сатира был неподвижным, то есть по нему могли чеканить монеты подряд разными штемпелями Грифона? То есть одну монету отчеканили одним штемпелем грифона; посмотрели, штемпель в порядке - чеканят дальше, если нет, то берут следующий штемпель Грифона и так дальше... Пока один мастер чеканит, другой правит штемпель. Что думаете?
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.