shalex пишет: Что следует ожидать увидеть в случае если царапины появились прежде/после Архангела? А?
Чеканили на свинце, как считается, хотя я бы чеканил на ясене. Мне кажется, должно быть видно - произошла же деформация кружка - площадь его поверхности увеличилась, линии, соответственно, имейся они на плоской заготовке (откуда вообще это светлое озарение? - это маловероятно вплоть до полного нуля) вытянулись бы и изогнулись. Края срезов должны, при этом, по логике, смяться, пусть и в небольшой степени. А если после чеканки царапали (что и понятно), то наоборот.
shalex пишет: ... А как брактеаты чеканили - на коже или на наковальне? ...
https://www.youtube.com/watch?v=k-eAqqb8mFw про чеканку брактеатов в Европе примерно с 9:45 т.е. обычно на штемпеле (нижнем), реже наоборот штемпелем сверху (об этом на 13:05).
Бeздомный_жив пишет: про чеканку брактеатов в Европе примерно с 9:45 т.е. обычно на штемпеле (нижнем)
Спасибо большое за нескучное руководство! Возможно, что Архангел был действительно чеканен на нижнем штемпеле через свинцовую/кожаную полоску. Не могу сказать насколько чёткость контуров изображения согласуется с этим предположением, но подозреваю это зависело от материала полоски и металла фольги.
Николай Дуткинский пишет: Присоединяюсь, заграница конца 1220-х нам поможет!
Николай, но ведь утверждения не было, что мол немцы в 12-м веке брактеаты изобрели. Были они и в Тёмные Века, и в Риме, и в ювелирном деле архаичных греков и древних персов. И полировку камней и выделку шкур использовали со времён неолита до средневековья, с небольшой лишь модернизацией процесса. И да, визуализация технического процесса на примере Германских земель 12-го века лично мне показалась интересной. А своим примером Вы на чём внимание читателя акцентируете? Куда смотреть? Что брактеаты у прогрессивных братьев славян аж в 11-м веке в ходу были в качестве денежных знаков? "Доказано в лабораторных условиах"? Брактеаты могли быть чем угодно: печатями, накладками/вставками на иконах или манускриптах, сувенирами для паломников, нашивками/вшивками на оборки мантии (те самые пятна по краю мантии у Архангела), украшениями для дам, пропуском в “высший свет”. По дюжине брактеатов от одного штемпеля, КМК, преждевременно делать выводы об их денежной функции и обменному курсу к таракашкам.
Я вот как-то такие приобрёл ради интереса по цене коробочки (фоты до продажи, рассыпались в пыль при пересылке, диаметер примерно 40мм, были сомнения в “правильности” провенанса, но продавец убедил, что сам “коробочку делал”):
ПыСы: кстати, кто-нибудь любезно не проветит ли по технике реставрации и консервации такого рода артефактов? Фольга гнилая, примерно десятая миллиметра, рассыпается при прикосновении, возможно после химии. Мне бы их собрать, обмерить, задокументировать, а потом и хоронить можно, прямо в родной коробочке на красном бархате под залп петард.
Потом в коробочку не влезут. Надо клеить под микроскопом. Между прочим, тот, что я привел, я и собирал - из такого же вида почти. Они не после химии, они после межкристаллитной коррозии, бедняги.
Цитата
shalex пишет: По дюжине брактеатов от одного штемпеля, КМК, преждевременно делать выводы об их денежной функции и обменному курсу к таракашкам.
Есть некие оппоненты, оспаривающие этот ваш постулат?
Цитата
shalex пишет: А своим примером Вы на чём внимание читателя акцентируете? Куда смотреть?
Это - и то, что нам в фильме показали - брактеаты в их натуральном смысле - и то, что в коробочке, конечно, тоже (кстати, это не славяне, а хазары, я уже высказывался на эту тему - дайте мне реверс десятки РФ - я пойду кредит закрою брактеатами). А то, что в теме рассматривается - не совсем брактеат, вернее, совсем не. Найдите три отличия. ПС. Я бы ваши поделал подражания, интересные, но что есть "пыль"?
Николай Дуткинский пишет: Есть некие оппоненты, оспаривающие этот ваш постулат?
Есть, из числа тех, кто публикует брактеаты в статьях и книгах по монетному/денежному делу Тмутаракани, КМК. Актовые печати ДР не публикуют же в каталогах монет ДР. Ах да! - никто пока не знает, что сие есть за явление - таманские брактеаты, а потому можно и нужно взять автору шанс не упустить шанс стать автором.
ПыСы: “O sancta simplicitas!“ - выражение, приписываемое Яну Гусу. Приговорённый католическим Констанцским собором к сожжению как еретик, он будто бы произнёс эти слова на костре, когда увидел, что какая-то старушка в простодушном религиозном усердии бросила в огонь костра принесённый ею хворост.
Это да, у меня правда очки специальные, увеличительные. Я другое имел в виду - Вы всю поверхность предмета клеем пропитываете или только швы замазываете?
Николай, я тут в китоврасах вброс сделал, так подумал может и Вам покажется занимательным в контексте обсуждения методов чеканки архангелов-брактеатов. Сирена правда болгарская, 10-го века.